Судебное почерковедение это отрасль криминалистической техники изучающая

Обновлено: 27.04.2024

отрасль криминалистики (См. Криминалистика), изучающая почерк и методы его исследования в целях разрешения вопросов, возникающих в процессе расследования преступлений и судебного разбирательства уголовных и гражданских дел. Основные положения П. с. впервые были разработаны русским криминалистом Е. Ф. Буринским (См. Буринский). Основное содержание современного П. с. составляет теория судебно-почерковедческой идентификации — система знаний, подчинённая задаче установления исполнителей рукописных объектов. П. с. включает также криминалистическое исследование почерка для установления условий выполнения рукописи (например, письмо написано в непривычной позе — стоя), материала письма (картон, ткань, дерево), состояния пишущего (нервное заболевание, травма руки, опьянение) и т.п.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Почерковедение судебное" в других словарях:

Почерковедение судебное — отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности почерка и процесса его исследования, средства и методы решения задач почерковедческой экспертизы … Криминалистическая энциклопедия

СУДЕБНОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ — область криминалистической науки, изучающая почерк и разрабатывающая методы его исследования с целью раскрытия преступлений или установления конкретных обстоятельств по гражданским делам … Юридический словарь

Почерковедение — (судебное почерковедение) раздел криминалистики, изучающий развитие письменно двигательных навыков человека, разрабатывающий методы исследования почерка в целях решения задач судебно почерковедческой экспертизы. Почерковедение не следует… … Википедия

почерковедение — я; ср. Отрасль криминалистики, изучающая почерки (1 зн.) для оказания помощи при судебном разбирательстве уголовных и гражданских дел. Судебное п. Научное п. ◁ Почерковедческий, ая, ое. П ая экспертиза. П ая лаборатория … Энциклопедический словарь

почерковедение — я; ср. см. тж. почерковедческий отрасль криминалистики, изучающая почерки 1) для оказания помощи при судебном разбирательстве уголовных и гражданских дел. Судебное почеркове/дение. Научное почеркове/дение … Словарь многих выражений

СУДЕБНОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ — область знаний, изучающая почерк и разрабатывающая методы его исследования с целью раскрытия преступлений или установления конкретных обстоятельств по гражданским делам. Почерк определяют как характерную для каждого пишущего систему движений, с… … Энциклопедия юриста

судебное почерковедение — область криминалистической науки, изучающая почерк и разрабатывающая методы его исследования с целью раскрытия преступлений или установления конкретных обстоятельств по гражданским делам … Большой юридический словарь

графология — (от греч. grapho пишу, lуgos учение) учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающих психологические свойства и психические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит к античности ( … Большая психологическая энциклопедия

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА — отдельная область криминалистики, включающая систему специальных приемов и научно технических средств по собиранию, фиксации и исследованию доказательств. К К.т. относятся баллистика судебная, трасология, почерковедение судебное, дактилоскопия,… … Юридический словарь

Графическая идентификация — в криминалистике, отождествление личности по письму (почерку), т. е. установление исполнителя (автора) путём сравнительного исследования признаков почерка, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен, и признаков почерка,… … Большая советская энциклопедия

Почерковедение – отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности формирования почерка, отражение в нем особенностей личности и использование признаков письма в целях идентификации личности, а также проведения диагностических исследований.

Научные основы криминалистического почерковедения:

1. учение И. Павлова о динамическом стереотипе, согласно этому учению в результате обучения формируется навык выполнения того или иного действия при соответствующих системах раздражения. Динамический стереотип характеризуется автоматичностью, устойчивостью, т.е. это действия, которые выполняются без контроля внимания, но под контролем сознания и отличаются своей повторяемостью, неизменяемостью, если не происходит существенного нарушения условий его функционирования. Динамический стереотип применительно к почерковедению – относительно устойчивая, но функционально изменяемая система выполнения графических знаков, индивидуальная для каждого субъекта.

Основные свойства почерка:

· устойчивость, т.е. почерк начинает формироваться с момента, когда человека учат писать и заканчивает формироваться к 17-20 годам; примерно таким же как в 20 лет почерк остается до 60 лет;

· вариационность, т.е. наличие вариантов в написании тех или иных графических знаков; вариационность зависит, прежде всего, от объективных факторов (поза, в которой выполняется документ: сидя/стоя; место выполнения документа: за столом/в машине; время, в течение которого должен быть выполнен текст: скорость письма). Иногда наличие вариантов связано с субъективным состоянием: болезнь, опьянение, недомогание, радость (почерк крупнее), депрессия (почерк мельче и неразборчивее). Возраст может влиять на почерк: после 60 лет, как правило, в почерке появляются изменения, связанные с дрожанием рук (это не исключает возможность идентификации почерка).

Идентификацию исключают:

1. некоторые виды психических заболеваний (например: шизофрения, болезнь Альцгеймера)

2. травмы, ведущие к нарушению нервно-физиологических связей (например: травма головы некоторых отделов), травмы руки (не все)

3. очень искусная имитация почерка (это проще сделать художнику либо лицу, которое специально вырабатывает соответствующий навык). Чем больше по объему текст, тем больше появляется собственных знаков. Обычно для экспертизы требуется 12 листов.

Признаки почерка делятся на общие и частные. Общие:

1.топографические признаки, т.е. особенности размещения листа на бумаги, например: красные строки, поля

2. структура почерка

3. признаки, отражающие его качественные структурные особенности: выработанность (т.е. общая гармония письма, общая соразмерность отдельных признаков почерка), размер почерка (мелкий, средний, крупный), наклон почерка (правонаклонный, левонаклонный и прямой), разгон почерка (т.е. это протяженность движений при выполнении знаков. Он может быть малый, если расстояние между соседними буквами менее высоты буквы; средний и большой, если расстояние более высоты буквы), связность (отражает скорость написания, темп: связный (более 6укв), средний, несвязный), общее направление движения (иногда относится к частным). Общее направление и форма движения: почерк может быть угловатый, округлый и петлеобразный.

Вопрос о назначении почерковедческой экспертизы целесообразно назначать для установления следующих данных:

1) конкретного исполнителя рукописного текста;

2) отдельных фрагментов записей и реквизитов (подписей, дат);

3) выполнения рукописных текстов в нескольких документах одним и тем же лицом;

4) отдельных личностных данных исполнителя;

5) обстоятельств и условий письма.

Материалы для почерковедческой экспертизы

Для ответа на вопросы на экспертизу должны быть представлены исследуемый (спорный) документ и сравнительные образцы почерка предполагаемого исполнителя. Успешное решение задач экспертами по почерку возможно только при правильно собранных сравнительных материалах-образцах почерка (подписи) предполагаемого исполнителя. Для судебно-почерковедческой экспертизы разработан ряд общих требований, предъявляемых к сравнительному материалу. Это прежде всего достоверность, сопоставимость, надлежащее качество и достаточное количество.

Для решения экспертных задач представляются три вида образов почерка:

1) свободные образцы почерка, выполненные предполагаемым исполнителем до факта, подлежащего исследованию и не в связи с ним (заявление о приеме на работу, объяснение, записи в личном листке по учету кадров, личная переписка и т.д.). При выполнении таких документов лицо не только не знало, но и не могло предполагать, что они могут быть в дальнейшем использованы в качестве образцов почерка;

2) условно-свободные образцы почерка, выполненные после возбуждения уголовного (гражданского) дела, но не специально для экспертизы (например, объяснение по делу, собственноручно написанные показания и другие документы);

3) экспериментальные образцы почерка, выполненные проверяемым лицом специально для экспертного исследования.

В случае объективной невозможности предоставить свободные или экспериментальные образцы об этом должно быть сообщено в постановлении с указанием конкретной причины.

Вопросы к эксперту

Формулирование вопросов является наиболее сложной и ответственной задачей подготовки материалов на экспертизу, поэтому они должны быть тщательно продуманы. Например, в идентификационном почерковедческом исследовании главным является вопрос о конкретном исполнителе.

Boпpocы экcпepтy дoлжны coдepжaть нaзвaниe дoкyмeнтa или нaчaльныe и зaключитeльныe cлoвa иccлeдyeмoгo тeкcтa, дaтy, фамилию, имя, отчество пpeдпoлaгaeмoгo иcпoлнитeля, a пpи иccлeдoвaнии пoдпиcи — фaмилию и инициaлы лицa. Указывается точное расположение тех почерковых объектов, которые необходимо исследовать в этом документе (например, наименование граф, строк). Если документ выполнен не на бланке, указывается топография исследуемых записей (в какой части, углу, выше, ниже основного теста и т.д.).

В рамках идентификационных и диагностических исследований могут возникать следующие вопросы:

  • Данным лицом (Ф. И. О. предполагаемого исполнителя) или же кем-то другим выполнены записи в документе ?
  • Одним или разными лицами выполнены записи в документе?
  • Выполнялись ли записи в данном документе под воздействием каких-либо сбивающих факторов либо в необычных условиях?
  • В каком состоянии находилось лицо при выполнении текста документа? Этот вопрос также решается путем сравнения текстов, выполненных одним и тем же лицом в нормальном и болезненном состоянии.
  • Выполнен ли текст намеренно измененным почерком (или с подражанием почерку определенного лица)?
  • Кем, мужчиной или женщиной, выполнены записи в данном документе?
  • К какой возрастной группе относится исполнитель записей в данном документе?
  • Соответствует ли запись (Ф. И. О. конкретного исполнителя) дате, указанной на документе, и если не соответствует, то по каким признакам можно установить дату ее выполнения?

Указанный перечень вопросов не является исчерпывающим.

Экспертное заключение

Вводная часть

Вводная часть экспертного заключения должна содержать сведения о документе (определение или постановление), на основании которого назначена экспертиза, и лице, ее назначившем.

В нем указываются подлежащие исследованию реквизиты, номера, даты, Ф. И. О. лица, на чье имя выписан документ, Ф. И. О. лица, от чьего имени написан текст и т.д.

Затем эксперт переходит к поставленным перед ним вопросам. Далее в определенном порядке перечисляются и описываются образцы почерка и подписей, представленные для сравнительного исследования: вначале — свободные, затем — условно-свободные и, наконец, экспериментальные. Подробно описываются состояние и общий вид упаковки. Кроме того, указываются сведения о лице, которому поручено производство экспертизы: занимаемая должность, фамилия, имя, отчество, образование, стаж экспертной работы.

Исследовательская часть

Весь процесс исследования, проведенного экспертом, подробно излагается в исследовательской части заключения. Это позволяет органам следствия и суду проверить и оценить его мотивированность и правильность. В соответствии с этапами проведения почерковедческой экспертизы процесс исследования в этой части заключения излагается в такой последовательности:

Осмотр документа

Вначале указывают наименование, затем — реквизиты документа (дату, номер). Далее описывают материал письма и цвет красящего вещества, которым выполнен текст. Если исследованию подвергается не весь текст, а какие-то отдельные его фрагменты, необходимо указать, где конкретно они расположены (в какой части документа, после каких слов). После этого фиксируются данные осмотра, которые в дальнейшем могут оказать влияние на процесс исследования и на выводы (например, сильное загрязнение документа, расплывы красителя, слабая окраска штрихов);

Раздельное исследование

Оно начинается с общих признаков письменной речи, которые позволяют эксперту установить уровень владения письменной речью, отнести выявленные признаки к конкретной группе. Необходимо еще раз подчеркнуть, что, во-первых, признаки письменной речи эксперт может выявить только при наличии значительного по объему почеркового материала; во-вторых, особое значение имеет установление этой группы идентификационных признаков при проведении автороведческих экспертиз.

Анализ частных признаков письменной речи позволяет исследователю выявить особенности, присущие конкретному автору (исполнителю) рукописи.

Раздельное исследование общих признаков почерка начинается с анализа особенностей, характеризующих пространственную ориентацию движений, и заканчивается установлением признаков, отражающих структуру движений по их траектории. Результаты раздельного анализа общих признаков почерка, которым исполнена спорная рукопись, и образцы письма проверяемого лица, фиксируются в разработке признаков письменной речи.

Сравнительное исследование

На этом этапе подробно излагают результаты сравнения, оценивают установленные признаки.

Результаты сравнительного исследования начинают описывать с указания совпадений (при положительном выводе) или различий (при отрицательном выводе) общих и частных признаков почерка.

Наиболее сложная и ответственная работа эксперта — это сравнение частных признаков почерка, выявленных на этапе раздельного анализа объектов идентификации. В заключении дается перечень и приводится описание совпадающих или различающихся частных признаков почерка.

Оценка результатов сравнения и выводы (синтезирующая часть)

Как правило, процесс почерковедческого сравнительного исследования завершается выделением совокупности совпадающих или различающихся признаков, которая служит основанием для категорического положительного или отрицательного вывода. Поэтому в заключении после перечисления и описания совпадающих или различающихся признаков дается оценка установленной совокупности признаков и формулируется вывод.

Вывод

Выводы — последняя часть заключения.Здесь эксперт формулирует ответы на поставленные вопросы. Ответы излагаются ясно, в форме, понятной суду и органам следствия. Целью и результатом работы эксперта на стадии заключительной оценки должно стать формирование одной из пяти форм выводов (суждений): категорический положительный; категорический отрицательный; вероятный положительный; вероятный отрицательный; вывод не представляется возможным.

Если при производстве судебной экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для уголовного дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении (инициатива эксперта — ч. 2 ст. 204 УПК).

К заключению эксперта-почерковеда должны быть приложены иллюстрации, которые могут располагаться по тексту (предпочтительно, так как это способствует визуальному восприятию хода исследования) или оформляться как дополнение в виде отдельной иллюстрационной таблицы. Они демонстрируют результаты исследования, на основании которых эксперт пришел к указан-ному заключению, облегчают восприятие и оценку совпадающих и различающихся признаков почерка.

Как всякий источник доказательств по делу, любое заключение эксперта-почерковеда, независимо от характера его выводов, должно быть оценено как следователем, так и судом. Такая оценка включает проверку следователем и судом научной обоснованности, мотивированности заключения эксперта, достоверности его выводов, а также установление их доказательственной силы, связи с другими собранными по делу доказательствами.

Судебное почерковедение (криминалистическое исследование пись­ма) — один из видов криминалистической идентификации личности. Его суть состоит в сравнительном исследовании признаков письма, отобразив­шихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомне-

§ 2. Судебное почерковедение

ния, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, по­дозреваемыми в исполнении этого документа.

Письмо есть мысль человека, зафиксированная при помощи графиче­ских знаков и правил их сочетания. В нем различаются смысловая и гра­фическая стороны. Понятие смысловой стороныохватывает содержание, стиль и манеру изложения, лексику и другие особенности. К графической сторонеотносится почерк — система выработанных движений, служащая для изображения букв, слов, цифр, знаков. При исследовании письма обе его стороны — смысловая и графическая — рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.

Признаки, характеризующие смысловую сторону письма при производ­стве почерковедческой экспертизы, второстепенны. Более существенна их роль в автороведческой экспертизе. Поэтому перечень данных признаков будет рассмотрен в параграфе «Судебное автороведение». Здесь же мы ос­тановимся лишь на признаках почерка.

В основе формирования почерка лежат навыки. В результате системати­ческих упражнений у пишущего образуются определенные навыки, форми­руется система выработанных движений, позволяющая исполнять письмо быстро, скорописью, не контролируя непосредственное исполнение каж­дого элемента буквы. В дальнейшем почерк у человека приводится в отла­женную систему выработанных условно-рефлекторных связей — так назы­ваемый динамический стереотип. Теперь у пишущего на первый план вы­ступает только смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемого действия, в автоматизм движе­ний. Почерк приобретает устойчивость.

Под почеркомв криминалистике понимается индивидуальная и динами­чески устойчивая программа графической техники письма, в основе кото­рой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуе­мая с помощью системы движений. Следует отметить, что такие сущест­венные свойства почерка, как индивидуальность и устойчивость, являются предметом изучения только криминалистики.

Условно-рефлекторные связи письма образуются под влиянием множе­ства факторов, определяемых физическими и психическими особенностя­ми данного лица и условиями обучения. В результате в почерке закрепля­ются индивидуальные отклонения, причем их совокупность в разнообраз­ном сочетании неповторима для каждого лица.

Поскольку динамический стереотип обладает устойчивостью, при умышленном изменении почерка происходит переход к осознанным дви­жениям руки, и в результате наступает деавтоматизация почерка, выражаю­щаяся в замедленном движении руки; исчезает непринужденность в почер­ке. При этом всякое умышленное изменение почерка также носит инди­видуальный характер. В любом документе при достаточном количестве графического материала всегда появляются признаки, вновь выработанные пишущим. В то же время будут «прорываться» и признаки, характерные для его обычного почерка.

Для того чтобы полностью изменить почерк, необходимо выработать новый динамический стереотип, что практически оказывается невозмож­ным, так как специфические для письма данного человека нервные связи вырабатываются и закрепляются в течение длительного периода времени и поэтому становятся весьма прочными, обусловливая образование в почерке целого ряда устойчивых признаков.

272 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение

Из этого, однако, нельзя делать вывод, что почерк того или иного челове­ка является абсолютно постоянным. Естественные изменения почерка вызы­ваются физическим и психическим состоянием данного лица, характером трудовой деятельности и иными причинами, а также конкретными условия­ми выполнения документа (целевым назначением документа, состоянием, положением пишущего, материалами и принадлежностями письма и т. д.). Но все эти отклонения, как бы велики они ни были, остаются относительны­ми. Поэтому каждый почерк при любых изменениях всегда остается индиви­дуальным, сохраняет присущую данному лицу в данный период его жизни совокупность признаков, достаточных для графической идентификации.

Признаки почерка разделяются на две группы: общие, или групповые, и частные, или особенности почерка.

Общие признаки характеризуют почерк как систему движений. К ним относятся следующие.

1. Выработанность почерка— уровень владения техникой письма, прояв­
ляющийся в способности выполнить текст в быстром темпе, устойчивыми
координированными движениями в соответствии с общепринятой систе­
мой скорописи (рис. 16.1).

Из этого определения следует, что составными элементами выработан­ное™ почерка являются темп и координация движений. В зависимости от степени выработанности почерк определяют как высоко-, средне- и мало-выработанный.

2. Размер буквопределяют по высоте как малый (до 2 мм), средний (от 2 до 5 мм) и большой (свыше 5 мм), а также по ширине букв. Размер букв — признак устойчивый, изменяется он только преднамеренно или в зависи­мости от целевого назначения документа (рис. 16.2).

3. Наклон буквзависит от расположенности их продольных осей отно­сительно линии строки. С учетом этого почерк определяют как прямой, правонаклонный и левонаклонный. Если продольные оси букв расположе­ны по-разному (вправо, влево) в одной рукописи, то почерк именуют неус­тойчивым (рис. 16.3).

4. Связность почерказависит от способности выполнить определенное количество знаков в пределах одного слова без отрыва пишущего прибора от бумаги. Малая связность — когда непрерывно выполняют не более двух-трех букв, средняя — от четырех до шести букв, свыше шести букв — боль­шая (рис. 16.4).

5. Разгон почерка.Если ширина букв или расстояние между ними менее высоты букв, то такой почерк считается сжатым; при равенстве высоты и ширины букв почерк называют средним по разгону; если ширина букв или расстояние между ними более высоты букв — размашистым (рис. 16.5).

6. Сложность почеркатесно связана со степенью его выработанности и выражается в упрощении или усложнении письменных знаков и их связей по сравнению с принятыми нормами (типовыми прописями). Упрощения выражаются в утрате отдельных элементов письменных знаков или в уменьшении их размера либо в выпрямлении овальных движений и введе­нии в рукопись упрощенных конструкций письменных знаков, при кото­ром снижается четкость и разборчивость почерка (упрощенный почерк). Усложнения выражаются в дополнительных элементах письменных знаков, не предусмотренных прописями, появлении в почерке вычурности (услож-




§ 2. Судебное почерковедение 273

Рис. 16.1.Степень выработанности почерка: А — высоковыработанный, Б — сред-ний по степени выработанности, В — маловыработанный

ненный почерк). Почерк, в котором отсутствуют как упрощенные, так и усложненные движения, внешний вид которого близок к типовым пропи­сям, именуется простым (рис. 16.6).

7. Интенсивность нажимовопределяется отношением ширины штриха, выполненного с нажимом, к ширине штриха, выполненного без нажима. При слабом нажиме ширина основных и соединительных штрихов равна; при среднем — основные штрихи вдвое шире, чем штрихи соединитель­ные; при сильном — более чем в два раза. Под частными понимаются при­знаки, которые характеризуют индивидуальные особенности движений при исполнении письменных знаков. К ним относятся:

1) признаки направления движенияпри выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов: левоокружное и правоокружное, приводящее


(к пишущему) и отводящее (от пишущего) при выполнении вертикальных элементов;

2) признаки соотношения движений:соотношение размера штрихов в бу­кве и букв в слове; соотношение верхних и нижних окончаний штрихов, соотношение наклонов штрихов в буквах и букв в словах и др.;


3) признаки локализации движенийи иные их особенности: место начала и окончания движения, когда выполняется элемент буквы; место располо­жения нажима; форма и темп начала и окончания штрихов и др.

Подпись— особый вид рукописи, отражающий фамилию лица в виде букв или условных письменных знаков и имеющий удостоверительное на­значение.


Индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит образ выполнения подписей, реа­лизуемая с помощью системы движений, является подписным почерком.

Подписи классифицируются в зависимости от: а) принадлежности ли­цу — от имени существующего лица, от имени вымышленного лица; б) удостоверительного значения — подлинные, неподлинные; в) условий выполнения — в естественных условиях, намеренно или ненамеренно из­мененных.

Подписи по своему составу бывают: буквенные — подпись состоит толь­ко из букв; штриховые — подпись состоит из штрихов, не образующих букв; смешанные — подпись состоит как из букв, так и безбуквенных эле­ментов (рис. 16.7). Кроме того, подписи могут быть: полные — когда в подписи присутствуют все буквы фамилии; сокращенные; усложненные —


при добавлении инициалов или условных сочетаний штрихов, а в заключи­тельной части подписи — росчерк. Наибольшую сложность в исследовании представляют безбуквенные подписи. Однако при глубоком их исследова­нии можно выявить мелкие особенности (например, своеобразное свойст­во движений), являющиеся дополнительными идентификационными при­знаками.

К графическим признакам подписи относятся:

1) росчерк — направление заключительного штриха;

2) соотношение линий основания письма и верхних окончаний штрихов;

3) гладиолаж — уменьшение размера штрихов к концу подписи;

4) положение подписи относительно текста документа и линовки на бу­маге (топографический признак).

Намеренное изменение собственной подписи в целях отказа от нее в дальнейшем называется автоподлогом.

Видами автоподлога являются: 1) искажение признаков подписного по­черка; 2) обводка подписи карандашом или чернилами; 3) выработка ново­го варианта подписи.

В следственной и оперативной практике нередко возникает задача ро­зыска преступника по письму. Эта работа проводится в три этапа.

На первом необходимо попытаться обнаружить на документе следы пальцев рук путем обработки бумаги порошком железа, раствором нингид-рина в ацетоне. Далее — изучить бумагу, чернила (пасту) или графит, кото­рыми исполнен текст. Заканчивается первый этап анализом содержания

278 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение

документа, уяснением фактических данных, которыми располагает пишущий и которые, в известной степени, помогают определить круг подозреваемых лиц.

Второй этап — составление розыскной таблицы. На этом этапе анали­зируются признаки письменной речи, в розыскной таблице дается их краткая характеристика. Затем анализируются общие и частные признаки почерка, которые также фиксируются в таблице (рис. 16.8). Эта работа, как правило, выполняется экспертом-почерковедом.

Третий, самый ответственный этап — проверка почерков. Предвари­тельно определяется круг лиц, которыми мог быть выполнен исследуемый документ, затем — собственно розыск исполнителя рукописи по письму. Для этого признаки письменной речи, общие и частные признаки почерка проверяемых рукописей сравниваются с аналогичными признаками, за­фиксированными в розыскной таблице. В тех случаях, когда большинство признаков почерка не совпадает с указанными в таблице, проверяемая ру­копись исключается из дальнейшего сравнения. Работая таким образом (по методу исключения), следователь, оперативный работник может проверить значительный массив документов, отобрать для экспертного исследования рукописи с наиболее близкими характеристиками.

Почерк - одна из основных составляющих идентификационного комплекса человека. Судебное почерковедение - отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности формирования, функционирования почерка и процессы его исследования, средства и методы решения идентификационных и диагностических исследований.

Предметом судебно-почерковедческой экспертизы является установление с помощью специальных знаний определенных фактов, обстоятельств при исследовании рукописных документов, записей или подписей.

Объект судебно-почерковедческой экспертизы - документ, вещественное доказательство как материальный носитель почеркового объекта.

Объект судебно-почерковедческого экспертизы непосредственный - конкретные почерковые реализации (рукописи - буквенные и цифровые, подписи), отображающие свойства почерка и являющиеся источником информации о нем.

Объектами почерковедческого исследования могут быть:

- оригинал документа, содержащий почерковые реализации, выполненные непосредственно на документе рукописно, или изображения таковых, полученные с использованием технических средств (типа графопостроителя и т.п.) или с помощью печатной формы (например, факсимиле);

- копии документов в виде бланков с текстами, исполненными через копировальную бумагу (второй, третий и т.д. экземпляры);

- копии документов, на которых изображения почерковых реализаций получены с помощью копировально-множительной техники (электрофотографическим способом; с помощью цифровой обработки изображений) и переданные с помощью факсимильных аппаратов и т.д.

Задачи судебно-почерковедческой экспертизы реализуются в виде поставленных перед экспертом вопросов, находящихся в компетенции эксперта-почерковеда. Различаются идентификационные и диагностические задачи.

Идентификационная задача - установление конкретного исполнителя рукописи или подписи, исполнение их одним или разными лицами.

Диагностическая задача - установление условий выполнения рукописи, социально-биографическая и психологическая характеристика исполнителя, установление времени выполнения рукописи и др.

Главной задачей исследования почерка в практической деятельности является установление конкретного исполнителя рукописного текста, подписи, ее решение возможно с учетом таких свойств почерка, как индивидуальность, устойчивость и вариационность.

При исследовании почерковедческого объекта до выявления характеризующих его общих и частных идентификационных признаков необходимо визуально и с помощью специальных технических средств (с увеличением от 80х с помощью микроскопа; в ультрафиолетовых лучах и инфракрасных лучах прибора "Эксперт-К" или др.) установить факт выполнения рукописного текста или подписи непосредственно на документе - рукописно или с помощью какого-то технического средства (типа графопостроитель), с помощью печатной формы (факсимиле), или факт получения изображения рукописного текста и подписи с помощью копировально-множительной техники. Это необходимо, поскольку процедура последующего почерковедческого исследования изображений, полученных непосредственно на документе с помощью технических средств или печатной формы, носит условный характер, а возможности экспертизы при исследовании копий рукописного текста или подписи ограничены. В процессе копирования, как правило, происходит видоизменение почерковой информации или ее частичная утрата. Это особенно характерно при получении копий с использованием компьютерной и множительной техники или при передаче изображений с помощью факсимильных аппаратов.

При исследовании копий документов, изготовленных с помощью множительной техники, установить факт технической подделки подписей (в виде копирования на просвет, с предварительной карандашной подготовкой с последующей обводкой и др.), за исключением редких случаев, практически невозможно.

Далее экспертом осуществляется предварительное исследование объекта с целью установления признаков, свидетельствующих о необычных условиях выполнения рукописного текста или подписи. Установление причин, влияющих на письмо, необходимо для правильной оценки при последующем идентификационном исследовании признаков почерка.

К обстоятельствам, свидетельствующим о выполнении рукописи в измененных внешних условиях, относятся непривычная поза, необычные материалы письма и способ держания пишущего прибора, письмо в слабо освещенном помещении, темноте и т.д.

К обстоятельствам, свидетельствующим о выполнении рукописных текстов или подписей при изменении состояния пишущего, можно отнести заболевания, приведшие к изменениям письменно-двигательного навыка в целом (например, заболевание центральной нервной системы), а также состояния алкогольного (наркотического) опьянения, повышенного возбуждения или торможения. "Искусственно" созданные факторы охватывают преднамеренное изменение почерка, которое может быть выражено:

- в попытке (с целью маскировки своего почерка) снижения координации движений и упрощении строения почерка или в изменении собственной подписи (автоподлог);

- в выполнении текста с подражанием печатному шрифту;

- в выполнении текста с подражанием почерку или подписи другого лица;

- в выполнении текста другой (непривычной для данного исполнителя) рукой.

Наибольшую сложность для определения признаков, свидетельствующих о необычном выполнении рукописи или подписи, представляют объекты, которые не являются оригиналом и изготовлены с помощью различных средств копирования. Это связано с тем, что признаки копирования часто совпадают с рядом признаков, свидетельствующих о необычном выполнении текста или подписи.

После проверки рукописных текстов и подписей на возможность использования при их выполнении (получении) технических средств и на необычность выполнения производится раздельное исследование почерка, которое предусматривает всестороннее изучение и отбор идентификационных признаков, характеризующих этот почерк. При этом необходимо учитывать, что объем индивидуальной информации, заключенной в признаке, зависит от частоты его встречаемости в почерках разных людей: чем реже повторяется признак в почерках разных лиц, тем больше его индивидуализирующая способность, а следовательно, идентификационная значимость.

Методика производства почерковедческого исследования предусматривает выполнение графической (алфавитной или текстовой) разработки почерка и подписи, т.е. воспроизведения экспертом характерных частных признаков почерка исследуемой рукописи и образцов для последующего сравнительного исследования. Выполнение графической разработки необходимо не только для выделения признаков и установления их статистических проявлений в конкретном почерке, но и для увеличения объема знаний о данном объекте. С помощью такой разработки почерка эксперт дополняет свою визуальную информацию (в двух измерениях - вертикаль + горизонталь) об объекте "объемом", т.е. представлением о его высоте за счет анализа последовательности движений. Данный анализ имеет особенное значение при исследовании подписей, когда неверное представление о последовательности движений может привести к экспертной ошибке. В то же время с помощью графической разработки происходит более глубокое распознавание объекта за счет введения зрительно-двигательного образа в сознание эксперта. Эта информация является дополнительной для экспертной оценки возможности воспроизведения почерка или подписи другим лицом.

В процессе раздельного исследования применительно к сравнительному материалу эксперт должен решить вопрос о выполнении всех представленных образцов почерка одним лицом.

После раздельного исследования общих и частных признаков почерка, которым выполнен исследуемый рукописный текст (или подпись) и сравнительные образцы, эксперт приступает к сравнительному исследованию, которое состоит в сопоставлении выделенных при раздельном исследовании признаков. В результате сравнительного исследования устанавливаются их совпадения или различия.

Признаки, характеризующие почерк и используемые для сравнения, должны быть проанализированы экспертом с точки зрения их устойчивости, вариационности и частоты встречаемости в почерках разных лиц, т.е. определена их идентификационная значимость.

Дальнейшая задача эксперта заключается в оценке всей совокупности признаков, направленной на выявление свойств почерка и их отношений, на обобщенную интерпретацию всех данных исследования с целью установления тождества.

При назначении почерковедческой экспертизы эксперту могут быть поставлены вопросы, которые делятся с учетом задач на идентификационные (установление конкретного исполнителя) и диагностические.

При исследовании рукописных текстов (почерка) могут быть сформулированы следующие вопросы идентификационного характера:

- не выполнены ли рукописные тексты (текст) на представленном документе (наименование документа) определенными лицами;

- одним или разными лицами выполнены исследуемые рукописные тексты на представленных документах.

Диагностические задачи могут быть поставлены перед экспертом в следующей редакции:

- имеются ли в рукописном тексте на представленном документе (обозначение документа или его фрагмента) признаки, свидетельствующие о его необычном выполнении;

- в каких условиях выполнены рукописные тексты на представленном документе (например, в состоянии алкогольного опьянения, сильного душевного волнения и т.п.);

- мужчиной или женщиной выполнены исследуемые рукописные тексты и др.

При наличии данных о выполнении рукописного текста с подражанием почерку конкретного лица можно поставить вопрос: "Не выполнен ли данный рукописный текст П. с подражанием почерку С.?"

Что касается подписей, то необходимо знать, что методика их исследования предусматривает решение вопроса об исполнителе спорной подписи только после установления, не выполнена ли данная подпись лицом, от имени которого она значится (т.е. подлинности подписи). Исключением являются подписи, исполненные от имени вымышленных лиц.

Идентификационные вопросы могут быть поставлены в приводимых ниже редакциях. Во-первых: "Не выполнена ли подпись от имени X. на представленном документе (в строке. представленного документа) самим X.? (вопрос о подлинности исследуемой подписи) или подозреваемым М.?" Во-вторых, если в качестве исследуемого документа предоставляется не оригинал документа, а копия, то в вопросе это должно быть отражено, например, следующим образом: "Не выполнена ли подпись от имени X. на копии договора. самим X. или другим лицом?"; "Не выполнена ли подпись от имени X. на представленной копии документа самим X. или У.?" (вопрос о подлинности исследуемой подписи и о выполнении ее подозреваемым).

С точки зрения удобства исследования, при большом количестве исследуемых подписей, имеет смысл группировать их соответственно по фамилиям и задавать вопрос по одному лицу (на подлинность) и затем отдельно на подозреваемого (или подозреваемых): "Не выполнены ли подписи от имени X. в графе "Подпись" в строке N . на представленных платежных ведомостях самим X?", "Не выполнены ли данные подписи от имени X. - С. или М., К?"; "Не выполнена ли подпись от имени вымышленного лица М. на представленном документе X.?"; "Не выполнены ли подписи от имени X. одним лицом?"

Диагностические вопросы могут быть сформулированы следующим образом:

- имеются ли признаки изменения почерка в исследуемых подписях (имеется в виду подражание подлинным подписям, необычное состояние исполнителя, намеренное изменение подписного почерка в случаях "автоподлога" и т.д.). Данный вопрос может быть поставлен следователем как дополнительный, если подозреваемый утверждает, что выполнял подпись под сильным психологическим давлением, в неудобных условиях и т.д., а другие доказательства не подтверждают эти обстоятельства;

- не могла ли быть исследуемая подпись выполнена в состоянии алкогольного опьянения.

Обоснованность вывода эксперта во многом зависит от количества и качества сравнительного материала (образцов почерка и подписей).

Для обеспечения идентификационного исследования следователем или судом представляются материалы, обеспечивающие это исследование, в частности образцы почерка и подписей. Они должны быть достоверными (т.е. бесспорно принадлежать тому лицу, чьи образцы представляются), достаточными по количеству (когда объем сравнительного материала обеспечивает возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, содержащихся в исследуемом рукописном тексте) и надлежащего качества (т.е. являться сопоставимыми по способу исполнения и содержанию).

На основании п. 5 ст. 199 УПК эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленные материалы недостаточны для производства судебной экспертизы.

При проведении почерковедческих экспертиз обычно используются три вида образцов: свободные, условно-свободные и экспериментальные. Получение свободных и экспериментальных образцов подчиняется общим для всех видов экспертиз правилам. Получение условно-свободных требует пояснений. Условно-свободные образцы почерка - материалы, которые получены в процессе расследования уголовного дела или проведения проверки, но не в связи с назначением экспертизы. Это могут быть собственноручные объяснения, протоколы допросов и очных ставок, явки с повинной, заявления и т.д.

В последнее время, когда чрезвычайно затруднено получение свободных образцов почерка, возрастает значение условно-свободных образцов. В некоторых случаях последние образцы являются единственными образцами, взаимопроверяемыми с экспериментальными (которые могут быть умышленно изменены). Поэтому рекомендуется получать собственноручные записи показаний лиц, которые впоследствии можно использовать как образцы почерка, и подписи лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. При этом следует обращать внимание на то, каким образом выполняются эти тексты: свободно, скорописно, в быстром темпе; какой рукой - левой или правой. Если рукописные тексты с целью маскировки почерка выполняются в замедленном темпе, почерком, стилизованным под чертежный штрифт, или с подражанием печатному шрифту, необходимо ускорить процесс написания и попросить исполнителя писать скорописно. Если рукописные тексты собственноручных показаний выполняются левой рукой свободно, необходимо уточнить возможность владения праворучным письмом и постараться получить образцы почерка, выполненные правой рукой. Все эти обстоятельства должны быть известны эксперту, в чье производство попадает исследуемый объект и образцы.

Как правило, подозреваемый концентрирует внимание на содержании протокола допроса (особенно первого) и не изменяет почерк. Поэтому настоятельно рекомендуется по делам, где может быть назначена почерковедческая экспертиза, получение собственноручных показаний по делу.

Условно-свободные образцы подписи могут быть на материалах, которые получены в процессе расследования уголовного дела или проведения проверки (подписи на объяснениях, протоколах допросов, очных ставок, на заявлениях и т.п.).

Получение образцов для сравнительного исследования производится на основании ст. 202 УПК, а протокол составляется с соблюдением требований ст. 166 и 167 УПК.

Оценка заключения эксперта - один из видов оценки доказательств, осуществляемой следователем или судом. Ее содержанием охватывается оценка профессиональной компетентности эксперта, научной обоснованности проведенного исследования, примененных методов, средств и методик, логической обоснованности выводов, полноты проведенного исследования. Оценка осуществляется по общим правилам.

Литература

Методика исследования подписей / Л.А. Винберг [и др.]. M.: ВНИИ МВД СССР, 1970.

Винберг, Л.А. Почерковедческая экспертиза / Л.А. Винберг, М.В. Шванкова; под ред. Р.С. Белкина. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1977.

Комплексная методика установления подлинности (неподлинности) кратких и простых подписей / под ред. В.Ф. Орловой и Н.В. Дутовой. М.: ВНИИСЭ МЮ СССР, 1987.

Манцветова, А.И. Труды центрального научно-исследовательского института судебных экспертиз / А.И. Манцветова, В.Ф. Орлова, И.А. Славуцкая. М., 1967. Вып. 1.

Моисеев, А.П. Методика исследования кратких рукописных текстов / А.П. Моисеев, А.И. Колонутова, О.С. Мурашова. М.: ВНИИ МВД СССР, 1980.

Орлова, В.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации / В.Ф. Орлова. М., 1973. Вып. 6.

Пахомов, А.В. Судебно-экспертное исследование современной подписи: учеб. пособие / А.В. Пахомов, Л.А. Сысоева. М.: ЭКЦ МВД России, 2007.

Рубцова, И.И. Криминалистическое исследование общих и частных признаков почерка: пособие / И.И. Рубцова, С.В. Соколов, Л.А. Сысоева. М.: ЭКЦ МВД РФ, 2005.

Судебно-почерковедческая экспертиза / под ред. Е.Д. Добровольской, А.И. Манцветовой, В.Ф. Орловой. М.: Юрид. лит., 1971.

Технико-криминалистическая экспертиза документов / под ред. В.Е. Ляпичева, Н.Н. Шведовой. Волгоград: ВАМВД России, 2005.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: