Судебная реформа путина это

Обновлено: 26.04.2024

Так, чтобы люди при обращении получали быстрое и справедливое решение. Об этом заявил Владимир Путин на совещании с представителями судов общей юрисдикции и арбитражных. Встреча прошла в режиме видеоконференции из-за ковидных ограничений, которые в последние пару лет серьезно повлияли и на работу российских судов.

Как отметил президент, пандемия ускорила цифровизацию. Уже принят закон о дистанционном участии в заседаниях. И вообще судебная система в России не является «бездушной машиной», она постоянно совершенствуется.

Казалось бы, какое отношение пандемия коронавируса имеет к работе российских судов. Прямое. Привычный мир изменился, появились новые правовые аспекты — например, поддержка медработников, или защита тех, кто заболел COVID-19, или на удаленке, или был незаконно уволен, а потому это все требует гибкости, своевременного реагирования и от судебной системы тоже. Президент поблагодарил весь судейский корпус за, как он выразился, самоотверженное исполнение своей миссии в это непростое время.

— В.Путин: Если граждане обращаются в суд, то должны получать там быстрый отклик и справедливое решение. В связи с этим отмечу, что в прошедшем году была в полной мере сохранена социальная направленность российского правосудия. Это отражено в повседневной работе судов и в постановлениях, обзорах Верховного суда. Он уделял особое внимание анализу рассмотрения дел, связанных с защитой прав детей, прав граждан в сфере трудовых отношений, прав потребителей.

У социальной направленности российских судов есть и вполне конкретное измерение — в цифрах. В прошлом году судами удовлетворено 60% требований граждан в жилищной сфере, 44% в вопросах здравоохранения, 67% —соцобеспечение, 90% в сфере образования.

— В.Путин: Еще одна важная тема – информатизация деятельности судов. В декабре прошлого года принят федеральный закон, который предусматривает дистанционное участие в судебных заседаниях, а также возможность знакомиться с материалами дела, отправлять и получать документы в электронном виде. Наша судебная система должна быть полностью готова к такому широкому применению передовых технологий и в плане технического оснащения судов, конечно, и, что крайне важно, – к обеспечению на самом высоком уровне судебной защиты прав граждан и юридических лиц.

Нагрузка на судебную систему колоссальная — более 39 миллионов дел рассмотрели они в прошлом году. Из них более 8 миллионов — это дела о взыскании с граждан долгов по кредитам. Российские суды, кстати, даже в этом вопросе стараются помочь гражданам и следят, чтобы неустойка за просрочку платежа была в разумных рамках.

— В. Лебедев, председатель Верховного суда РФ: Из 1,5 триллиона рублей, заявленных к взысканию кредитными организациями, удовлетворена только половина требований на сумму 750 миллиардов рублей. Особое внимание судами уделяется защите трудовых прав граждан.

Тем же, кто запутался в долгах серьезно и задумался о банкротства, Верховный суд считает возможным помочь и несколько упростить процедуру. Сейчас, если долгов не больше чем 500 тысяч рублей, обращаться за банкротством можно в МФЦ.

— В.Лебедев: Мы предлагаем повысить сумму задолженности, в пределах которой банкротство осуществляется во внесудебной форме, до одного миллиона 500 тысяч рублей. пенсия выплачиваемая гражданину-должнику в период реализации его имущества, не включается судами в конкурсную массу.

Президент, подводя итог, подчеркнул, что масштаб работы, проделанный судебной системой, огромен.

— В.Путин: Эта работа, безусловно, находится под постоянным вниманием и правозащитного движения, которое обращает внимание на те или иные стороны деятельности судов Российской Федерации. И я хотел бы в этой связи сказать, что, во-первых, мы постоянно на это реагируем, обсуждаем эти вопросы, в том числе, и с председателем Верховного суда. И вместе с тем я хотел бы подчеркнуть: да, конечно, судебная система любой страны, и Российской Федерации в частности, — это огромная машина, огромный механизм. Но в России это не бездушная машина. Судьи на местах, советы судей постоянно думают о том, как совершенствовать эту работу дальше. Мы все это будем изучать и внедрять в практику.

Впрочем, подчеркнул президент, процесс совершенствования судебной системы непрерывный, ведь жизнь идет вперед и страна постоянно развивается.

В ноябре 2000 года президентом России Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали серьёзные дискуссии в судейском сообществе. В конце 2000 года они были обсуждены на V съезде судей, а в конце 2001 года компромиссный вариант законодательных изменений был принят Госдумой. В России был введён институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), был введён институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса. [1]

Была также проведена реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001—2002 годов были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК). Рассмотрение корпоративных споров теперь находилось в компетенции только арбитражного суда. Оспаривание решений министерств и ведомств, курирующих экономические вопросы, например налоговых органов, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, также проходило в арбитражных судах. Было исключено вмешательство прокуратуры в судебный спор, в котором отстаиваются частные интересы вне зависимости от того, кто судится — граждане или компании. Из гражданского процесса были выведены народные заседатели, которые не могли квалифицированно оценивать хозяйственные споры. Принятие Уголовно-процессуального кодекса было вызвано неэффективной практикой уголовного производства. Кодекс обеспечил подсудимым, обвиняемым, пострадавшим и свидетелям дополнительные права в уголовном процессе. [2]

Содержание

Судебная реформа способствовала коренному обновлению законодательства. Она дала жизнь новым арбитражному процессуальному, уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному, трудовому кодексам, кодексу об административных правонарушениях. Правовое пространство стало более логичным, предсказуемым и стабильным. [3]

Судебная реформа привела к существенному повышению требований судов к производству экспертиз. [4]

В ноябре 2000 года президентом России Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали серьёзные дискуссии в судейском сообществе. В конце 2000 года они были обсуждены на V съезде судей, а в конце 2001 года компромиссный вариант законодательных изменений был принят Госдумой. В России был введён институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), был введён институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса. [1]

Была также проведена реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001—2002 годов были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК). Рассмотрение корпоративных споров теперь находилось в компетенции только арбитражного суда. Оспаривание решений министерств и ведомств, курирующих экономические вопросы, например налоговых органов, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, также проходило в арбитражных судах. Было исключено вмешательство прокуратуры в судебный спор, в котором отстаиваются частные интересы вне зависимости от того, кто судится — граждане или компании. Из гражданского процесса были выведены народные заседатели, которые не могли квалифицированно оценивать хозяйственные споры. Принятие Уголовно-процессуального кодекса было вызвано неэффективной практикой уголовного производства. Кодекс обеспечил подсудимым, обвиняемым, пострадавшим и свидетелям дополнительные права в уголовном процессе. [2]

Содержание

Судебная реформа способствовала коренному обновлению законодательства. Она дала жизнь новым арбитражному процессуальному, уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному, трудовому кодексам, кодексу об административных правонарушениях. Правовое пространство стало более логичным, предсказуемым и стабильным. [3]

Судебная реформа привела к существенному повышению требований судов к производству экспертиз. [4]

При участии В.В. Путина в России были проведены масштабные реформы в налоговой, судебной, военной, земельной, финансовой, пенсионной, таможенной, политической и других сферах.

1. Судебная реформа.

В ноябре 2000 года Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали серьёзные дискуссии в судейском сообществе. В конце 2000 года они были обсуждены на V съезде судей.

3 апреля 2001 года в послании к Федеральному собранию Путин назвал российскую систему правосудия нечестной и негибкой и пообещал сделать её реформу приоритетом своей политики.

В 2001 году были приняты несколько ключевых законодательных актов, направленных на реформирование судебно-правовой системы. Основные законы, подписанные Путиным, это Федеральные законы «О статусе судей в РФ», «О судебной системе РФ», «О Конституционном суде РФ» и «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

В конце 2001 года Путин подписал указ о повышении в 1,6 раз денежного содержания судей в соответствии с программой реформирования российского правосудия.

В декабре 2001 года Путин подписал новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Новый УПК имел принципиальные отличия от старого. Так, в первую часть кодекса внесена глава, где все участники судебного процесса объединены в две группы — обвинительную и защитную. По новому закону обыск и арест подозреваемого в совершении какого-либо преступления могут производиться только с санкции суда, а уголовное дело может быть возбуждено только с согласия прокурора. В части судебного производства появилась статья о возвращении уголовного дела прокурору. При этом указывается, что если прокурор отказывается от обвинения в суде, то дело прекращается. Согласно принятому УПК, в суде обвиняемого могут защищать не только адвокаты, но также иные лица, например близкие родственники обвиняемых, по ходатайству подсудимого.

В июле 2002 года Путин подписал Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Козак тогда заявил, что новый кодекс окажет «существенное позитивное влияние на создание благоприятного инвестиционного климата в России». Уже в ближайшее время, сказал он, должен быть положен конец «порочной практике, когда одни и те же споры между коммерческими организациями рассматриваются разными судами и по ним зачастую принимаются противоположные решения».

14 ноября 2002 года Путин подписал Гражданский процессуальный кодекс РФ. Новый кодекс исключил возможность «двойной» судебной практики по экономическим вопросам. Таким образом, была исключена возможность рассмотрения экономических споров, как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах по одним и тем же делам. При этом чётко определена подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.

11 марта 2006 года Путиным был подписан федеральный закон «О внесении изменения в пункт 4 статьи 4 Федерального закона „О мировых судьях в Российской Федерации“» (об изменении критерия расчета численности на судебном участке). Данный закон должен разрешить одну из проблем, возникших в ходе судебной реформы, а именно сложную ситуацию с рассмотрением дел мировыми судьями (нагрузка на мировых судей по разрешению дел возросла в несколько раз, особенно по гражданским делам и делам об административных правонарушениях).

6 июня 2007 года Путин подписал закон, поставивший точку в многолетних спорах о том, как должны работать и кому подчиняться следственные органы прокуратуры. Подписанный закон предусматривал создание системы Следственного комитета при прокуратуре России. Создание Следственного комитета при прокуратуре России и отделение следствия от прокуратуры позволило повысить эффективность расследования уголовных дел и снизило коррупцию в правоохранительных органах.

2. Военная реформа .

В августе 2002 года Путиным были утверждены «Основы государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 года». Этим документом предписывалось разработать в 2003 году специальную федеральную целевую программу перехода на новую систему комплектования, начав переход с воинских частей постоянной готовности и несущих боевое дежурство, а призыв сохранить на срок до 1 года с единственным предназначением -- для подготовки необходимого мобилизационного ресурса.

16 мая 2003 года в послании Федеральному собранию Путин обозначил модернизацию Вооруженных Сил как одну из важнейших национальных задач. Путин сформулировал, что «в военной реформе ключевыми вопросами являются существенное перевооружение, совершенствование принципов комплектования и улучшение самой структуры Вооруженных Сил». В послании Путин поставил задачу к 2008 году сократить срок службы по призыву до года и к 2009 году укомплектовать части постоянной готовности, внутренние и погранвойска контрактниками.

В марте 2006 года Путин подписал изменения в закон «О воинской обязанности и военной службе». Эти изменения, в частности, предусматривают сокращение с 2008 года срока военной службы по призыву с 24 до 12 месяцев. Также параллельно с переходом на годичную срочную военную службу предусматривается сокращение сроков альтернативной гражданской службы с 42 до 21 месяца.

Реформа МВД. 4 июня 2001 года Путин подписал указ о реформировании МВД. Министр получил право назначать руководителей подразделений в регионах без согласования с главами субъектов федерации.

В 2003 году функции налоговой полиции были переданы в МВД. Указом Путина от 11 марта 2003 года Федеральная служба налоговой полиции упразднена. В центральном аппарате МВД образована федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.

19 июля 2004 года Путин подписал указ о реформировании МВД РФ, и уже 20 октября структура министерства должна была быть приведена в соответствие с нормами в целом всей административной реформы. Однако процесс перестройки милицейского ведомства затянулся. Только к ноябрю стало понятно, как же будет выглядеть структура МВД: вместо 12 заместителей министра должно было остаться только четыре, вместо 37 управлений появилось 15 департаментов.

3. Реформа образования .

26 мая 2004 года Путин обратился с посланием Федеральному собранию, одной из тем которого была реформа образования.

9 февраля 2007 года Путин подписал федеральный закон о введении единого госэкзамена, согласно которому с 2009 года ЕГЭ становится единственной формой государственной итоговой аттестации и совмещает в себе выпускные школьные экзамены и вступительные в техникумы и вузы.

24 июля 2007 года Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования». Закон предусматривает, что с 1 сентября 2007 года образование будет 11-классным и бесплатным. Согласно закону, получить его должны все, в том числе осуждённые, пока им не исполнится 30 лет. Обычный ученик должен получить полное среднее образование до 18 лет. Закон вносит изменения в законодательство, устанавливающие обязательность получения гражданами всех трёх ступеней общего образования -- начального общего, основного общего и среднего (полного) общего. До сих пор обязательным являлось только основное общее образование до девятого класса.

24 октября 2007 года Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». Законом в России была введена двухуровневая система высшего образования. Законом устанавливаются в России следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование -- бакалавриат и высшее профессиональное образование -- магистратура, или подготовка специалиста.

В ноябре 2007 года Путин подписал закон, в соответствии с которым была изменена структура государственных образовательных стандартов. Согласно закону, чтобы добиться высокой результативности в учебе, необходимо изменить требования к условиям и структуре обучения. По новому закону большое внимание должно уделяться индивидуализации обучения.

В апреле 2011 года Путин заявил, что предложенный образовательный стандарт для старших классов нуждается в доработке с учетом всех «здравых идей». По его словам, система образования в России нуждается в обновлении и «качественном реформировании», а также в реализации новых подходов и идей. Но «делать это нужно предельно аккуратно», чтобы сохранить те преимущества, которыми исторически обладает отечественное школьное и вузовское образование, отметил Путин. Все решения, принимаемые в сфере образования, по его мнению, должны быть проработаны, абсолютно понятны для общества и приняты им

4. Пенсионная реформа.

7 февраля 2001 года проект пенсионной реформы был представлен Путину.В тот же день Путин подписал указ о создании Национального совета по пенсионной реформе, который возглавит премьер-министр Михаил Касьянов. В состав совета вошли представители ПФ, МЭРТ, Министерства труда и социального развития России, Аппарата Правительства, Госдумы, Совета Федерации и пр.

3 апреля 2001 года в послании к Федеральному cобранию Путин назвал модернизацию пенсионного законодательства в числе приоритетов.

15 декабря 2001 года Путиным были подписаны три федеральных закона: «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

17 декабря 2001 года Путин, выступая на совещании с членами правительства в Кремле, заявил, что подписанный пакет законов о пенсионной реформе -- «это чрезвычайно важный этап» в модернизации государства. «Работа шла напряженно, и на выходе мы получили очень качественный пакет документов», -- сказал Путин. Действовавшая ранее система, по мнению Путина, уравнивала пенсионеров «вне зависимости от их трудовой деятельности», «плохо защищала инвалидов», была запутанной. Новая система, по мнению Путина, является «более понятной и справедливой». Наряду с базовым уровнем, который гарантируется государством, устанавливается накопительная доля пенсии за счет отчислений в специальный фонд. «Это дает возможность гражданам планировать жизнь после выхода на пенсию», -- подчеркнул Путин.

24 июля 2002 года Путин подписал закон № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ». Граждане России получили возможность управлять своими пенсионными накоплениями.

10 января 2003 года Путин подписал федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О негосударственных пенсионных фондах“», определивший порядок участия негосударственных пенсионных фондов в обязательном пенсионном страховании.

23 июля 2003 года президентским указом № 827 Путин создал Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений. В него вошли 12 представителей работодателей и профсоюзов. Совет, согласно пенсионному законодательству, участвует в конкурсных отборах управляющих компаний для пенсионной реформы, инициирует проверки ее участников, наблюдает за правильностью размещения пенсионных средств, а также защищает права и интересы застрахованных в пенсионной системе граждан.

В декабре 2003 года Путин заявил, что «министерства и ведомства учтут все недоработки пенсионный реформы». Он заявил, что работа по подготовке пенсионной реформы не была проведена в обозначенные сроки, информация носит неполный характер. Вместе с тем, отметил Путин, нынешний этап реформы -- «это только начало работы». По мнению Путина, первый шаг рассчитан на то, чтобы выявить проблемы, получить статистику, выявить предприятия и работодателей, которые вовремя и в срок не платят «чистую» зарплату. «А сегодняшний работник заинтересован в том, чтобы получать зарплату чистую, а не в конверте с заднего крыльца», -- заявил Путин. Путин проинформировал граждан о том, что Пенсионный фонд открывает сеть консультационных пунктов на предприятиях и в регионах страны. «Если проблемы есть, туда нужно немедленно обращаться», -- заявил он.

9 мая 2005 года Путин подписал федеральный закон, который вносит изменения в порядок и сроки выбора застрахованными лицами управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, а также предусматривает возможность перехода из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд РФ.

26 апреля 2007 года в ежегодном послании к Федеральному cобранию Путин предложил ввести государственное софинансирование добровольных пенсионных накоплений.

30 апреля 2008 года Путин подписал Федеральный Закон № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и господдержке формирования пенсионных накоплений» и № 55-ФЗ о внесении изменений в другие законодательные акты.

На заседании правительства 1 октября 2008 года Путин впервые объявил о новой пенсионной реформе, предполагающей замену ЕСН на страховые взносы. Путин добавил, что наряду с реформой ЕСН «одновременно будут предложены механизмы, которые позволят избежать роста общей налоговой нагрузки на бизнес».

27 декабря 2008 года член совета Общественной палаты, председатель комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике А. В. Очирова внесла на рассмотрение премьер-министра Путина пакет законопроектов по накопительному пенсионному страхованию.

В марте 2009 года Путин пообещал начать реализацию пенсионной реформы в России в 2010 году. Реформа пенсионной системы, предполагающая замену ЕСН страховыми взносами, по мнению Путина, позволит увеличить пенсии Россиян в 2010 году на 45 % по сравнению с 2009 годом.

20 мая 2009 года Путин заявил: «Цена пенсионной реформы для бюджета очень высокая. Речь идет о сотнях миллиардов рублей в год. Конечно, в условиях сокращения производства -- имею в виду мировой финансовый и экономический кризис, -- в условиях сокращения поступлений в бюджет эта задача будет действительно сложной и для Правительства, и для депутатов Государственной Думы. И мы уже сегодня должны будем задуматься над тем, на чем нам можно будет сэкономить. Без этого никуда не деться, без этого не обойтись. Но мы сознательно идем на эти расходы. Это наш моральный долг перед людьми старшего поколения. Необходимо решить эту задачу, нельзя откладывать дальше повышение пенсий.»

11 сентября 2009 года Путин на встрече с участниками Международного дискуссионного клуба «Валдай» заявил: «Надеюсь, это [пенсионная реформа] избавит нас от необходимости повышать пенсионный возраст».

В апреле 2011 года Путин заявил, что реформа пенсионной системы должна исходить из реалий и проводиться очень аккуратно. «Мы должны исходить из реалий. Я не говорю, что мы должны в один удар что-то предпринять. И так в один удар в 2010 году кое-что сделали, но нам нужны системные изменения в пенсионной реформе, в пенсионной системе. Здесь таких простых решений нет. Естественно, есть о чем подумать, о чем поговорить. У нас, в принципе, есть чем гордиться, что мы можем предъявить, но этого пока мало», -- сказал Путин. Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на совместной коллегии, отметил, что коэффициент замещения (соотношение пенсии к среднему заработку) в пенсионной системе повысился до 36 % с 25 %. «Это так, но не совсем так. Да, мы повысили с вами в прошлом году пенсии, провели валоризацию, общий объем роста -- примерно 45 %, но коэффициент замещения не только потому, что пенсии повысили, а потому, что средняя заработная плата упала в период кризиса. Она снизилась, а пенсии чуть-чуть повысились», -- прокомментировал слова Кудрина премьер. Соответственно, по его словам, коэффициент замещения стал «благообразно выглядеть». «Но, если мы ничего не будем предпринимать в этой сфере, он опять пойдет вниз, и это надо иметь в виду. Вы же это знаете», -- отметил Путин, обращаясь к Кудрину.

В ноябре 2012 года Путин поддержал законопроект о перераспределении пенсионных начислений, предполагающих сократить накопительную часть пенсии с 6 % до 2 %.

Судебная реформа

Одна из важнейших задач внутренней политики, без решения которой невозможно успешно провести реальные преобразования общества, – это всемерное укрепление самостоятельной судебной власти, направленной на защиту прав человека, укрепление правопорядка в стране, повышение ее авторитета в государстве и обществе. Успешному достижению этих целей должна была содействовать судебно-правовая реформа[54]. В ее осуществлении выделяют обычно два этапа: первый (1991-1996 гг.) и второй (1996 – до нашего времени).

Второй этап судебно-правовой реформы связан с реальным осуществлением Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», с принятием ряда нормативных актов, в первую очередь, таких важных Федеральных законов, как «О мировых судьях в Российской Федерации», «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве» и других, с началом работы над кодексами, регулирующими уголовный и гражданский процессы, с реформированием органов юстиции, следствия, адвокатуры, судов. Осуществлением ряда мероприятий предполагалось изменить взаимоотношения судов с органами прокуратуры и юстиции.

Для перехода от административно-правового регулирования к системе регулирования, основанной на праве, необходимо решить три крупные задачи: гарантировать независимость судей от влияния и давления со стороны других ветвей власти, различных политических группировок и социальных групп; обеспечить самостоятельность судов от исполнительной и законодательной властей; привести компетенцию судов в соответствие с требованиями правового государства[55].

По инициативе Президента РФ была создана рабочая группа из крупных специалистов-правоведов, которая разрабатывала процессуальные проблемы судебной реформы. 16 марта 2000 г. В. Путин поручил разработать Программу развития судебной системы в России. По его же инициативе Государственная Дума РФ приняла соответствующий пакет законов.

В ноябре 2001 г. Государственная Дума внесла в Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» соответствующие дополнения и изменения. Вот эти изменения, предусмотренные федеральным Конституционным законом от 28 ноября того же года «О внесении дополнений и изменений в Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации[56]. Ст. 14 Закона была дополнена нормой о предельном возрасте пребывания судьи в должности, за исключением судей Конституционного Суда. Существенно изменялась ст. 13, в которой говорится о порядке наделения полномочиями судей: ранее этот порядок устанавливался Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом, по новой редакции – не только Федеральным Конституционным законом, но и Федеральным законом о статусе судей. По прежней редакции Закона назначение на должности председателя и заместителя председателя Федеральных судов было бессрочным, теперь устанавливался срок в 6 лет и не более двух раз подряд, кроме Конституционного Суда РФ.

К концу 2001 г. были достигнуты определенные успехи в регулировании судебно-правовой системы: повысилась дисциплина и организованность в судах, расширились возможности граждан пользоваться судебной защитой своих законных интересов, снизилась нагрузка на федеральные суды. К началу 2002 г. в России уже действовало свыше трех тысяч участковых мировых судей. Исполнительную власть в лице Министерства юстиции лишили полномочий по кадровому, материально-техническому и финансовому обеспечению судов общей юрисдикции. Эти функции перешли в судейские структуры. Были разработаны и утверждены кодексы, регулирующие уголовный, уголовно-процессуальный и гражданские процессы, а также Трудовой кодекс Российской Федерации[57].

Главным элементом второго этапа судебно-правовой реформы стало введение суда присяжных по всей стране с 2003 г. В 2003 г. судами присяжных было рассмотрено 492 уголовных дела в отношении почти 1000 человек, что составляет в общем уголовном деле 8,3%[58] от общего количества рассмотренных уголовных дел.

Повысилась роль решений Конституционного Суда РФ в обеспечении конституционной законности, активизировалась работа Генеральной прокураторы, хотя в ее работе имеют место недостатки.

Все более очевидно реальное воплощение многих конкретных конституционных норм, закрепленных в Федеральном Конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»: самостоятельности судов, независимости судей, обязательности судебных постановлений, равенства всех перед судом. Реализовалось разделение судов на федеральные и суды субъектов Федерации, были учреждены специализированные суды[59]. Власти пресекали имевшие место попытки в нарушение федерального законодательства учредить свои особые суды законами субъектов Федерации, а также придать правовой статус казачьему, шариатскому (на основе шариата) и иным квазисудам и органам.

Не всегда обеспечивается действенная защита граждан от властного произвола, не искоренена коррупция среди судей. Вместе с тем, благодаря принятым властью мерам, нечестным людям в России все труднее становиться судьей. Если в 2002 г. было отклонено 35 кандидатур на должность судьи, то в 2003 – более 160[60]. Только в 2003 г. за различные нарушения квалификационные коллегии отрешили от должности 68 судей, более 220 были привлечены к дисциплинарной ответственности. Генеральный прокурор РФ направил 7 ходатайств о разрешении возбудить уголовные дела в отношении судей, 6 из которых удовлетворены[61].

Однако в судебно-правовой сфере еще много нерешенных проблем. Не завершен процесс формирования независимой судебной власти, не создана ветвь административного судопроизводства, нет четкой и понятной для граждан процедуры рассмотрения административных дел. Создание такой процедуры особенно необходимо, если учесть, что ежегодно в судах рассматривается около 1 млн дел о спорах граждан с органами власти и чиновниками. Большие проблемы встают перед судами в связи с тем, что многие суды увлекаются закрытыми процессами, недоступными общественному мнению.

В ноябре 2000 г. В. Путин выступил на 5-м Всероссийском съезде судей РФ с оценкой деятельности судебной системы. Он указал на необходимость повышения действенности судебной системы как механизма реализации государственных решений. На ежегодной коллегии Генеральной прокуратуры РФ, состоявшейся 30 января 2004 г., В. Путин потребовал от прокуроров активнее защищать интересы граждан и следить в этой связи за действиями властей. В Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию (2000-2004 гг.) эффективная защита прав граждан, наряду с укреплением государства в лице институтов власти всех уровней, определялась в качестве стратегической задачи.

27 января 2004 г. в Москве открылось совещание председателей региональных судов, на котором были подведены некоторые итоги формирования судебной власти. К достижениям реформы были отнесены: обновление законодательной базы, улучшение качества подбора судей и повышение их ответственности, осуществление мер по либерализации законодательства и ряд других. Среди либеральных мер необходимо отметить широкое применение судами такого вида наказания, как исправительные работы и другие альтернативные меры, сокращение санкций на арест (на 40%), после того, как санкции начали выдавать суды.

Российские и зарубежные политические наблюдатели и правоведы не спешат с оценками правовых реформ, инициированных В. Путиным. Оттенки неодобрения у части представителей юридической науки вызывают заявление инициаторов новых законопроектов о том, что из-за недостатка финансовых ресурсов реальное продолжение судебной реформы может быть реализовано лишь в 2004-2005 гг. По-прежнему актуальна, на их взгляд, задача обеспечения независимости правосудия, дисциплинарной ответственности судей. Существуют различные суждения относительно предельного возраста судей, а также относительно дополнений и изменений, внесенных 28 ноября 2001 г. в Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»[62] и ряда других вопросов.

Не вдаваясь в полемику по существу, отметим три обстоятельства. Во-первых, речь идет о претворении в жизнь не только судебно-правовой реформы, но и о выполнении положений и предписаний об организации судебной системы, предусмотренных Конституцией РФ 1993 г. Федеральные органы государственной власти еще не реализовали эти предписания, хотя и обязаны были это сделать за истекшие 10 лет после принятия Основного Закона. Во-вторых, разрабатываемые законопроекты и различные концепции совершенствования законодательства должны исходить, прежде всего, из реализации принципов судопроизводства и судебной защиты прав граждан и одновременно должны быть направлены на гуманизацию всей системы судебно-правовых отношений. В-третьих, не стоит спешить с оценками изменений и перемен, потому что реформа еще не завершена, и лишь время покажет, какая точка зрения в условиях России окажется более корректной, а политика – более продуктивной и целесообразной. Пока очевидно одно: государственный контекст этих реформ в лице всех институтов и всех уровней власти заслуживает одобрения и поддержки.

Независимо от различных суждений, точек зрения следует признать, что осуществление судебно-правовой реформы стало событием в гражданской истории российского общества.
В действие вступили новый Уголовно-процессуальный кодекс[63], новое уголовное законодательство, Гражданский кодекс (части I, II, III) в официально действующей редакции с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2004 г.[64], новая редакция Арбитражного процессуального кодекса[65], Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Все это должно способствовать совершенствованию процессуального законодательства, гуманизации правовой сферы, созданию благоприятных условий для развития правового государства, экономических и политических свобод в России. Всемерное укрепление судебной власти, повышение ее авторитета в государстве и обществе продолжает оставаться одной из важнейших задач современной России.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: