Судьба это суд божий

Обновлено: 02.05.2024

Судьба́ – мно­го­знач­ный термин, обо­зна­ча­ю­щий:
1. пред­на­зна­че­ние (идеал);
а) небес­ная: пол­но­цен­ное (тре­бу­е­мое при­зва­нием чело­века) рас­кры­тие черт Образа и Подо­бия Божия, жизнь в обще­нии с Богом и Его свя­тыми в Цар­ствии Небес­ном;
б) земная: испол­не­ние зем­ного пред­на­зна­че­ния; реа­ли­за­ция в земной жизни данных от Бога сил и талан­тов во славу Божию;
2. част­ное пред­на­зна­че­ние (напри­мер, пред­на­зна­че­нием Саула было слу­же­ние Богу и народу в каче­стве царя, но он не испол­нил его; к этой же роли был пред­на­зна­чен и Давид, и он испол­нил его);
3. жиз­нен­ный путь;
4. сте­че­ние обсто­я­тельств (про­ис­хо­дит по Про­мыслу Божьему);
5. рок (неот­вра­ти­мость — поня­тие, свой­ствен­ное неко­то­рым формам язы­че­ства; см. также: детер­ми­низм).

Вера в слепую судьбу, как рок, взамен обще­ния с живым, личным Богом про­ти­во­ре­чит Боже­ствен­ному Откро­ве­нию, на кото­ром осно­вано хри­сти­ан­ство. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст выра­зился ещё более опре­де­лённо: Учение о судьбе (роке) посе­яно диа­во­лом.

У антич­ных языч­ни­ков судьба – непо­сти­жи­мая пред­опре­де­лён­ность собы­тий и поступ­ков чело­века. Судьба языч­ника – это рок, фатум. Чело­век – игрушка судьбы, раб обсто­я­тельств. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изме­нить, ей можно только поко­риться, как при­зы­вали делать стоики. Этой «судьбы» Пра­во­сла­вие не при­знает, т.к. такое поня­тие судьбы абсо­лю­ти­зи­рует только один аспект – аспект несво­боды.

В науке роль судьбы выпол­няет при­чин­ность. Судьбы как фатума нет, но есть есте­ствен­ные законы физи­че­ского мира, кото­рые невоз­можно изме­нить, от дей­ствия кото­рых невоз­можно убе­жать. Если ты болен смер­тель­ной болез­нью – тебе нико­гда не выздо­ро­веть. Если тебе отсекли руку, она нико­гда не при­рас­тет обратно. Если ты смер­тен – ты непре­менно умрешь, лич­ность пол­но­стью рас­па­дется и не будет ничего. Как гово­рил тур­ге­нев­ский База­ров, лопух на могиле вырас­тет. Такой ате­и­сти­че­ской или нату­ра­ли­сти­че­ской детер­ми­на­ции Пра­во­сла­вие также не при­знает.

В про­ти­во­вес ука­зан­ным вари­ан­там судьбы в рели­ги­оз­ном созна­нии суще­ствует поня­тие судьбы как про­мысла, про­ви­де­ния. Не слепой рок, не без­лич­ные физи­че­ские законы, а Пре­муд­рый и Благой Творец управ­ляет жизнью чело­века. Не из-за несчаст­ли­вой судьбы, не из-за «есте­ствен­ной» зави­сти бра­тьев, а по про­мыслу Божию Иосиф ока­зы­ва­ется в Египте и ста­но­вится спа­си­те­лем своей семьи. Прп. Иоанну Дамас­кину отсекли руку, но – вопреки всем физи­че­ским зако­нам – она вновь при­рас­тает. Лазарь уми­рает, но вновь вос­кре­сает силой Гос­пода Иисуса Христа.

Как чело­век осу­ществ­ляет свою судьбу?

Он рож­да­ется на земле от опре­де­лен­ных роди­те­лей, в опре­де­лен­ной стране, опре­де­лен­ного пола. Здесь у него нет выбора. Это – его судьба как обсто­я­тель­ства жизни. От нас не зави­сит, где и от кого мы роди­лись. Это – судьбы Божии. Но если в язы­че­стве это опре­де­ляет все (рож­де­ние в бед­но­сти – несчаст­ная судьба, рож­де­ние в цар­ском доме – счаст­ли­вая), то в Пра­во­сла­вии все это не имеет реша­ю­щего зна­че­ния. Даже наобо­рот. Можно быть доб­ро­де­тель­ным и бла­го­по­луч­ным в бед­но­сти, а можно быть греш­ни­ком в богат­стве. Хри­стос даже утвер­ждает боль­шее сча­стье для бедных: бла­женны нищии…, трудно бога­тому войти в Цар­ство Небес­ное. Реша­ю­щим момен­том в дости­же­нии своей судьбы, в испол­не­нии боже­ствен­ного пред­опре­де­ле­ния явля­ется другое: сво­бод­ный выбор между добром и злом.

Но мы рож­да­емся греш­ными, с пер­во­род­ным грехом, т.е. воля, ум и чув­ства наши повре­ждены, тело наше воюет на нашу душу, в членах наших живет закон греха. Полу­ча­ется, что и выбор между добром и злом мы не можем сде­лать так уж сво­бодно: мы от рож­де­ния выби­раем грех; нашими роди­те­лями мы обре­чены на изна­чаль­ную гре­хов­ность.

Тогда-то и всту­пает в дело благой Про­мысл Божий, кото­рый решает спасти нас не когда мы испра­ви­лись, а когда еще были вра­гами Божи­ими. Несмотря на нашу вражду с Богом, на наши грехи, Бог Сам спа­сает нас раз­лич­ными сред­ствами: посы­лает Свою пред­ва­ря­ю­щую бла­го­дать, про­све­щает нашу душу и про­буж­дает в нас стрем­ле­ние к Богу. Бог устами про­рока Исаии гово­рит: «Я открылся не вопро­шав­шим обо Мне; Меня нашли не искав­шие Меня» ( Ис.65:1 ). В тече­ние всей жизни Бог мно­го­кратно обра­ща­ется к чело­веку, дает ему воз­мож­ность обра­титься к Себе и воз­рас­тить плод доб­ро­де­тели: кому во сто крат, а кому в шесть­де­сят, иному же в трид­цать ( Мф.13:8 ). Это – тоже своего рода судьба: кто уго­ждает Богу в миру, кто – в свя­щен­стве, а кто – в мона­ше­стве.

Пра­во­слав­ное учение о пред­опре­де­ле­нии (пред­на­зна­че­нии) ко спа­се­нию

В Пра­во­сла­вии есть учение о пред­опре­де­ле­нии. Мы все пред­опре­де­лены ко спа­се­нию, учит св. апо­стол Павел: «Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего, дабы Он был пер­во­род­ным между мно­гими бра­ти­ями. А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил» ( Рим.8:29-30 ). Здесь слово «судьба» пони­ма­ется в смысле пред­на­зна­че­ния. В этом смысле у всех людей единая судьба – ока­заться в Цар­ствии Небес­ном: «Ибо при­звал нас Бог не к нечи­стоте, но к свя­то­сти» ( 1Фес.4:7 ).

Учение 12-ти Апо­сто­лов начи­на­ется с таких слов: «Есть два пути: один – жизни и один – смерти». В этом смысле наша жизнь тоже пред­опре­де­лена и у каж­дого есть своя судьба: или ока­заться в раю, или в аду. Это – ста­ти­че­ский, так ска­зать, аспект судьбы.

Помимо ста­тики есть и дина­мика. В про­ти­во­вес язы­че­ской или есте­ствен­но­на­уч­ной роко­вой детер­ми­на­ции Пра­во­сла­вие дает идею сво­боды и бла­гого про­мысла Божьего. Лично чело­век сво­бо­ден в выборе между добром и злом. Поэтому только от него зави­сит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и обще­ние с Богом) или злая (вечная смерть и муче­ние с демо­нами). Кроме того, суще­ствует благой про­мысл Божий, кото­рый направ­ляет чело­века к спа­се­нию, помо­гает чело­веку сде­лать выбор в пользу добра, под­тал­ки­вает его к дороге, веду­щей в рай.

Свою судьбу чело­век осу­ществ­ляет в тече­ние своей жизни. Он растет, совер­шает поступки, учится выби­рать добро, совер­шать доб­ро­де­тель и избе­гать зла. И, нако­нец, дости­гает своей судьбы: окон­ча­тель­ной и бес­по­во­рот­ной участи: вечной жизни в раю. Эту судьбу уна­сле­до­вали святые и доб­ро­де­тель­ные жены и мужи. Или другой, страш­ной судьбы: без­воз­врат­ных муче­ний и без­на­деж­ного пре­бы­ва­ния в геенне огнен­ной. В таком случае можно гово­рить о судьбе как жиз­нен­ном пути каж­дого чело­века от рож­де­ния в бес­смер­тие. В отли­чие от единой общей судьбы всех людей (рай или ад), личная судьба может быть мно­го­об­раз­ной: тогда судьба – это реа­ли­за­ция общего пред­на­зна­че­ния отдель­ным чело­ве­ком, резуль­тат рас­кры­тия в себе образа и подо­бия Божия. И тогда можно гово­рить о горь­кой судьбе как неудав­шейся жизни, или о счаст­ли­вой судьбе, как о пути, завер­шен­ном в Цар­ствии Небес­ном.

Бог про­сла­вил тех, Кого Он пре­дуз­нал. Бог обла­дает все­ве­де­нием, для Него не суще­ствует нашего зем­ного вре­мени. При­ме­ров такого пред­зна­ния много: это пред­ска­за­ние о рож­де­нии свя­того Иоанна Пред­течи ( Лк.1:15 ), это слова свя­того апо­стола Павла о своей избран­но­сти еще прежде рож­де­ния ( Гал.1:15 ), это ука­за­ние на буду­щее Божие избра­ние роди­те­лям пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского… Поэтому-то Бог и откры­вает про­ро­кам и апо­сто­лам судьбы буду­щего века: Второе слав­ное При­ше­ствие, День все­об­щего Вос­кре­се­ния и Страш­ного Суда. Как все­ве­ду­щему, Богу открыты все судьбы чело­века, и Он зара­нее знает, какой путь избе­рет чело­век: путь жизни или путь смерти. Поэтому судьба чело­века уже известна Богу зара­нее, и это и есть послед­ний аспект пра­во­слав­ного пони­ма­ния судьбы. Но это известно одному только Богу. Наша же судьба пол­но­стью зави­сит от нашей доброй воли. И мы сами выби­раем себе свою судьбу.

«Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна вели­кая! Чело­ве­ков и скотов хра­нишь Ты, Гос­поди!» ( Пс.35:7 )

«О, бездна богат­ства и пре­муд­ро­сти и веде­ния Божия! Как непо­сти­жимы судьбы Его и неис­сле­димы пути Его!» ( Рим.11:33 ).

Жизнь на 10% состоит из того, что с вами про­ис­хо­дит и 90%, из того, как вы на это реа­ги­ру­ете.

Учение о судьбе в нехри­сти­ан­ских рели­гиях

На фоне пра­во­слав­ного поня­тия о судьбе как выпол­не­нии боже­ствен­ного пред­на­зна­че­ния судьба чело­века в других рели­гиях выгля­дит блекло. В совре­мен­ном иуда­изме всех, рож­ден­ных от Адама, ожи­дает смерть. Даже после­до­ва­тели и испол­ни­тели закона Моисея и пред­пи­са­ний Торы после смерти идут в шеол – место, лишен­ное Бога. Судьба совре­мен­ного иудея горька: если Вави­лон­ский плен длился 70 лет, то совре­мен­ное рас­се­я­ния длится уже два тыся­че­ле­тия. Храма – даже вто­рого – нет. Самая глав­ная часть закона Моисея не испол­ня­ется: без храма невоз­можно при­но­сить жертвы за грехи. Бог нака­зы­вает Свой народ за них рас­се­я­нием по всему свету. Все иудеи – ски­тальцы. Их земная судьба – судьба вечно гони­мых стран­ни­ков, от кото­рых Бог отвер­нул Свое лице. А поскольку жертва не совер­ша­ется и грех народа про­дол­жает вызы­вать гнев Божий, их посмерт­ная судьба – пре­бы­ва­ние в шеоле. Даже при­ше­ствие иудей­ского мессии не сможет помочь умер­шим, т.к. иуда­изм отри­цает вос­кре­се­ние мерт­вых. Чем-то это похоже на марк­сизм: чтобы отда­лен­ные потомки могли удо­вле­тво­рять любые свои при­хоти без вся­кого труда (это и озна­чает лозунг «каж­дому по потреб­но­стям, от каж­дого по спо­соб­но­стям»), другим надо голо­дать, уми­рать и жить в нищете без всякой надежды попасть в ком­му­ни­сти­че­ский рай.

Судьба чело­века в исламе несколько иная: у мусуль­ман есть свой рай. Правда, этот рай – только для мужчин. Там нет места жен­щи­нам, разве что пре­дельно бла­го­че­сти­вым женам, кото­рые будут про­дол­жать при­слу­жи­вать своему гос­по­дину и на небе. Но они вряд ли будут пер­выми в ряду 70 пре­крас­ных гурий, кото­рыми будет обес­пе­чен каждый достиг­ший неба после­до­ва­тель Аллаха. Это – общая судьба мусуль­ман (сле­дует ого­во­риться: мусуль­ман, в чьих жилах течет араб­ская кровь. Для не-арабов рай также закрыт). Но личная скла­ды­ва­ется иначе. В исламе Аллах – бог, по воле Кото­рого совер­ша­ется ВСЕ: и доброе, и плохое. Аллах может тво­рить все, что захо­чет: его жела­ния и воля не огра­ни­чены ника­кими рам­ками, ника­кими зако­нами, ни какими клят­вами или обе­ща­ни­ями. И потому судьба чело­века в исламе – в абсо­лют­ной зави­си­мо­сти от воли Аллаха. А воля Аллаха не зави­сит ни от гре­хов­но­сти чело­века, ни от его доб­ро­де­тели. Захо­чет Аллах – и чело­век будет бла­го­ден­ство­вать, даже если он страш­ный греш­ник. Захо­чет – и будет нищим ски­таль­цем, даже если он пре­дельно доб­ро­де­тель­ный. Преду­га­дать невоз­можно, что же именно надо сде­лать, чтобы попасть в обе­щан­ный рай. Согласно исламу все, что бы ни про­ис­хо­дило с чело­ве­ком, есть воля Аллаха. Объ­яс­нить ее невоз­можно, изме­нить – тоже. Оста­ется только покорно тер­петь ее. В каком-то смысле покор­ность воле Аллаха похожа на покор­ность неот­вра­ти­мому року в гре­че­ском язы­че­стве.

Если вспо­ми­нать восточ­ные рели­гии, то судьба чело­века там совсем печаль­ная. Так как мира как тако­вого не суще­ствует, он лишь майя – нава­жде­ние, то и лич­ность отдель­ного чело­века – лишь вре­мен­ная кате­го­рия. Более того – это зло. Восточ­ное благо – это без­лич­ное единое целое, не име­ю­щее созна­ния, воли, эмоции, памяти, ничего. Каждый чело­век несет свою карму, т.е. отве­чает за поступки и дей­ствия того, о ком он даже не помнит – своего якобы про­шлого вопло­ще­ния. Поэтому судьба чело­века на востоке также пла­чевна: земные радо­сти могут обер­нуться буду­щими стра­да­ни­ями, а нынеш­ние стра­да­ния не гаран­ти­руют благое суще­ство­ва­ние после смерти, т.к. неиз­вестно, сколько именно надо стра­дать, чтобы испол­нить карму, вели­чина кото­рой заве­домо неиз­вестна. И конеч­ная цель жизни – достичь нир­ваны, т.е. пол­ного рас­тво­ре­ния в Будде. Это уни­что­же­ние лич­но­сти пра­во­слав­ный фило­соф Выше­слав­цев назы­вает страш­ными, но точ­ными сло­вами: духов­ное само­убий­ство.

Само поня­тие “судьба” не уко­ре­нено в пра­во­слав­ном бого­сло­вии. Жизнь чело­века не пред­опре­де­лена — Гос­подь не огра­ни­чи­вает воли лич­но­сти, кото­рая сама выби­рает направ­ле­ния своего жиз­нен­ного пути.
пат­ри­арх Алек­сий II

Обра­тите вни­ма­ние, как Гос­подь ведёт Себя по отно­ше­нию к Иуде. За его доб­ро­де­тели (они у него были) берет его в число 12 апо­сто­лов (чтобы он не поза­ви­до­вал); зная о его воров­стве, не раз­об­ла­чает его, чтобы не оттолк­нуть, а покры­вает любо­вью; зная о его пре­да­тель­стве, при­кро­венно, не укоряя, пре­ду­пре­ждает его, гово­рит о страш­ном нака­за­нии за этот грех. Гос­подь делает все, чтобы не под­толк­нуть его ко греху, а оста­но­вить любо­вью.

Не так Он ведет себя с Петром: его Он и сата­ной назы­вает, и резко обли­чает перед дру­гими, зная, что он пока­ется в грехе. Так Гос­подь, пред­видя буду­щее, делает ВСЕ, чтобы спасти, а не погу­бить.

Каж­дого чело­века Он при­зы­вает к бытию в самое лучшее для этого чело­века время, устра­и­вает его жизнь, посы­лает нужных людей, радо­сти или скорби, болезни или выздо­ров­ле­ние.

Конечно, это мое утвер­жде­ние можно при­нять только на веру. Если войти в область зла или хотя бы встать на гра­ницу добра со злом, то с этих точек все будет видеться иначе. Невоз­можно до Страш­ного Суда понять пере­пле­те­ние судеб, при­чины поступ­ков, сроки жизни и прочие тайны, свя­зан­ные с про­мыс­лом Божиим. Делая ВСЕ для нашего спа­се­ния, Гос­подь остав­ляет место для нашего сво­бод­ного изво­ле­ния. Мы можем при­нять или не при­нять это ВСЕ (не на словах, а на деле).

Я тоже долго мучился всеми этими вопро­сами. Никак ничего не мог понять, а потом дове­рился Богу и успо­ко­ился. Я больше, слава Богу, не подо­зре­ваю Его ни в чем, а верю в Совер­шен­ную, Абсо­лют­ную Любовь к каж­дому чело­веку и даже ко мне, греш­ному! И так радостно и светло на душе, когда помыш­ля­ешь об этом. Если с этой верой смот­реть на то или другое собы­тие, на ту или иную чело­ве­че­скую судьбу, то ничего не сму­щает, а многое (хотя и не все, конечно) дела­ется вполне понят­ным.

С любо­вью о Христе,

про­то­и­е­рей Арка­дий Шатов

Смотри вперед – с надеж­дой, назад – с бла­го­да­ре­нием, наверх – с молит­вой, вниз – с пока­я­нием, внутрь – со вни­ма­нием! А вокруг – с любо­вью!
игумен Тихон (Бори­сов)

Тёмное слово “судьба” лучше нам будет заме­нить ясным и опре­де­лен­ным выра­же­нием — про­ви­де­ние Божие.
Вла­ди­мир Соло­вьёв


Слово «судьба» происходит от словосочетания «суд Божий». Таким образом, то, что мы понимаем под судьбой как неким предписанным нам выше «планом» нашей жизни, на самом деле является реализацией Божественной воли по отношению к каждому человеку.

В то же время православное богословие никогда не поддерживало идею судьбы как слепого рока, то есть того, что абсолютно предопределено для нас. Безусловно, Бог все знает: что было, что есть и что будет, и в бытии нет такого временного отрезка, который был бы скрыт от Творца. Но при этом всеведение Божие не предопределяющее.

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Должно знать, что Бог все наперед знает, но не все предопределяет».

Святые отцы говорят: Бог не предопределяет наши поступки, а предвидит их. Что это значит? В первую очередь то, что в случае предопределения в жизни каждого из нас уже нет места для нашей собственной свободы. Если есть предопределение, то от нас уже в этой жизни ничего не зависит. Если мы предопределены к погибели – обязательно погибнем, независимо от того, будем делать добро или нет. Другими словами, если наша «судьба» попасть в ад, мы ничего не сможем сделать, что изменит эту участь. А значит можно, собственно, ничего и не делать, ведь, несмотря на то, будем мы исполнять заповеди Божии или нет, будем любить Самого Бога и ближних или нет –никак не повлияем на нашу судьбу.

Однако Православная Церковь всегда отвергала подобное мнение. Во взаимоотношениях человека и Бога есть один очень главный принцип – принцип свободы. Священномученик Ириней Лионский говорит, что свобода – это величайший дар, данный Творцом человеку, и потому Он никогда не нарушает человеческой свободы.

Следовательно, наша участь зависит только от того, как мы используем свою свободу: направляем ее на служение Богу и ближнему или греху. И только так решается наша участь: не от воли случая, не мановением «слепой судьбы», но в зависимости от того, как мы используем величайший Божий дар, данный человеку при творении – свободу.


Сегодня Великий вторник. Для каждого православного христианина это еще один день для осмысления великого подвига, который совершает Господь наш Иисус Христос в эти дни в Иерусалиме. Именно совершает, а не совершил, потому что Евангелие написано не просто когда-то и для кого-то, а адресовано каждому из нас. Господь воспринял на Себя человеческую природу, чтобы спасти конкретного человека. И в этом сила Боговоплощения и великого подвига нашего Творца.

Великий вторник – это еще один день, который приближает Христа к Его крестным мукам. Человеческая природа содрогается от страданий, тем более от смерти, которая неестественна для человека, потому что Бог создавал нас для жизни вечной.

Именно поэтому во вчерашней беседе с эллинами Господь сказал: «Прискорбно, душа моя». Потому что приближается день Его смерти. Более ясно Он еще произнесет во время молитвы в Гефсимании: «Господи, если возможно, да минует меня чаша сия, но не моя воля да будет, а Твоя». И апогеем страха перед смертью из-за того, что уже и Творец покинул человека в это мгновение, являются слова: «Боже мой, почему Ты меня оставил?»

Господь Сам готовится к смерти и готовит к этому своих учеников. Каждый человек, оставляя на длительное время близких людей или пребывая на пороге смерти, старается сказать самое важное, подключая собственный опыт. И в Великий вторник, когда Господь находился в Иерусалимском храме, Он провел ряд бесед, которые посвящены важнейшим моментам человеческой жизни, обязательно направленной в вечность, в Царствие Христово. Иисус во многих беседах упоминает события Ветхого и Нового Завета, акцентирует на том, как Бог долго готовил народ к приходу Мессии, как люди сопротивлялись, находили другие идеалы, отговорки, чтобы не согласиться на Брак, уготованный Богом своему творению.

В Великий вторник Господь дает важные ориентиры того, как жить в этом мире. С одной стороны, мы находимся в конкретном государстве, являемся конкретным народом, но в то же время, с точки зрения Вечности, мы граждане Неба. Важно иметь в виду наше двойственное положение и осознавать, кому приносить подлинную дань – Богу или кесарю. И Господь направляет нас: то, что принадлежит Богу, должно быть Божье, кесарево – кесаревым. Следует с долгом и ответственностью проживать земную жизнь.

Господь в Великий вторник не говорит о Страшном суде и тех событиях, которые обязательно произойдут во время Второго и славного пришествия Христова. Сами слова «Страшный суд» звучат угрожающе. И мы подчас думаем, что нам удастся каким-то образом миновать его или он не коснется нашей жизни. Важно знать, что суд Божий проходит уже сейчас. И это не вердикт какого-то внешнего арбитра, это самоопределение каждого человека – где я, кто я, как способен жить, с Богом или без Него. Но жизнь без Господа – это ад.

Суд в переводе с греческого – кризис. И Суд Божий, кризис, уже идет полным ходом. Также каждый из нас определяет, как ему легче жить: по Заповедям Божиим или самостоятельной, казалось бы, свободной жизнью, в которой нет внешних границ, страха Божия, где не нужно исполнять заповеди, а все, что диктует наша плоть, наши страсти, является жизнью подлинной…

Господь сегодня говорит о том, что время летит быстро и каждый из нас должен жить, руководствуясь Священным Писанием.

Для кого нет Бога в промысле Божием, для того нет Бога и в заповедях Божиих.


Кто увидел Бога в управлении Его миром, кто возблагоговел перед этим управлением, кто возблагоговел перед судьбами Божиими, тот только может «пригвоздить плоти своя к страху Божию» (Пс.118:120): распять волю и мудрование греховные и веществолюбивые на кресте евангельских заповедей. Чтобы увидеть Бога в промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты, нужна жизнь по заповедям Евангелия. Из видения судеб Божиих рождается в сугубом обилии матерь этого видения – жизнь благочестивая.

Управляет Бог вселенной; управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее. Такое управление, входящее в самые мелочные, ничтожнейшие, по-видимому, условия существования тварей, соответствует бесконечному совершенству свойств Божиих. Закон такого управления прочитывается в природе, прочитывается в общественной и частной жизни человеков, прочитывается в Священном Писании. «Не две ли птицы, – сказал Спаситель, – ценятся единым ассарием, и ни едина от них падет на землю без Отца вашего». «Вам же», присные и верные служители Божии, «и власи главнии вси изочтены суть» (Мф.10:29–30). Верю всесвятым словам! Не могу не верить им: они изображают с точностью совершенство Бога моего. «От лица Твоего», Господь мой, «судьба моя изыдет» (Пс.16:2)! Весь принадлежу Тебе! Жизнь моя и смерть находятся ежечасно в руках Твоих! Во всех делах моих, во всех обстоятельствах моих Ты участвуешь: вспомоществуешь мне в благоугождении Тебе; долготерпишь мне при действиях моих своевольных, греховных, безумных. Постоянно направляет меня на путь Твой десница Твоя! Без содействия этой десницы, давно-давно заблудился бы я безвыходно, погиб бы безвозвратно. Ты, единый способный судить человека, судишь меня, и решаешь участь мою навеки по праведному суду Твоему, по неизреченной милости Твоей. Я – Твой и прежде бытия моего, и в бытии моем, и за пределом земного бытия или странствования моего!

Судьбы Божии – все, совершающееся во вселенной. Все совершающееся совершается вследствие суда и определения Божиих. Тайно от Бога и в независимости от Него не совершается и не может совершиться ничто. Одно совершается по воле Божией; другое совершается по попущению Божию; все совершающееся совершается по суду и определению Божиим. По этой причине судьбы Божии часто называются в Писании судом Божиим. Суд Божий всегда праведен; «праведен еси, Господи, – говорит Пророк, – и прави суды Твои» (Пс.118:137).

Притча о милосердном самарянине

Притча о милосердном самарянине

Судьба человеческая. Мы часто не задумываемся над самим смыслом этого слова. А по-славянски слово «судьба» происходит от выражения «суд Божий». То есть, все, что происходит с нами – это особый Божий суд, особые Божии пути по отношению к нам.

23 ноября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты



спаси,Бог ,Вас о.Тихон за Ваши труды,за Ваши поучения,вселения в наши души веры в Бога.Многая лета Вам ,батюшка.


Для Н.В.: Благодарю за ответ! Спасибо за заботу! Очень трогательно. Есть еще настоящие христиане.
Спаси, Господи!



Катя(19.24). По вашему вопросу перечитайте 2 Послание Иоанна Богослова. Из личного опыта; сосед убежденный атеист - видимся часто,если не здороваться - конфликт,который он использует против Церкви. Я выбрал приветствие: Христос Воскресе,имя-отч. И все. Помогать можно,как св.Иоанн Кронштадтский иноверным,но всегда говорил,что они в ложной вере и призывал к покаянию. Как это было сильно на фоне его помощи. А по поводу судьбы - это совокупность условий-обстоятельств,наследуемых нами со времен падения Адама и которые мы обязаны преодолевать силой веры Христовой,как-бы тяжелы они ни были. Сосед(другой) пришел к выводу,что Россия тянет крест за весь мир. И помощников все меньше. Скоро один Господь останется. Судьба. Христос Воскресе.


Спаси Господи, отец Тихон! Очень полезное разъяснение слова «судьба».
Мне как-то сделали замечание, что понятия «судьба» в православии нет. Есть – только как «суд Божий», как "особые Божии пути": «…судьба человека от Господа» (Притч. 29:26).
А вот понятия «судьба как рок, фатум» нет. По словам Иоанна Златоуста, «учение о судьбе посеяно диаволом».
Православию чужд фатализм как вера в предопределенность событий, но есть учение о предопределении ко спасению: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:29-30).
С уважением, Ольга.


Спасибо, батюшка Тихон!
Вопрос: может ли быть православному послано несчастье, если помогает он семье настоящих (не ярых, но сформировавшихся) баптистов, причем жена в этой семье - бывшая православная?
По жизни многое наводит на такие мысли. Два года помогает - два года несчастий, одно другого круче.
Спаси, Господи!


Отец Тихон, спаси Господи вас за те духовные уроки, которые вы нам даете, помогаете пройти по скользкой дорожке жизни. Мы видим свет который там, вверху , поднимаем головы, а сами по кромке обрыва идем, ваша рука поддерживает и дает возможности не опускать глаза от этого света .
Особая благодарность за вашу гражданскую позицию и патриотизм, дай вам Бог мудрости и сил доносить свет Божий до людей, поднимать хозяйство и заставлять делать это других.
Спасибо за то, что кладете силы на наше духовное исцеление, ну а мы стараемся растить своих детей духовно здоровыми детьми и гражданами нашей Родины.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: