Судьба это суд божий
Обновлено: 02.05.2024
Судьба́ – многозначный термин, обозначающий:
1. предназначение (идеал);
а) небесная: полноценное (требуемое призванием человека) раскрытие черт Образа и Подобия Божия, жизнь в общении с Богом и Его святыми в Царствии Небесном;
б) земная: исполнение земного предназначения; реализация в земной жизни данных от Бога сил и талантов во славу Божию;
2. частное предназначение (например, предназначением Саула было служение Богу и народу в качестве царя, но он не исполнил его; к этой же роли был предназначен и Давид, и он исполнил его);
3. жизненный путь;
4. стечение обстоятельств (происходит по Промыслу Божьему);
5. рок (неотвратимость — понятие, свойственное некоторым формам язычества; см. также: детерминизм).
Вера в слепую судьбу, как рок, взамен общения с живым, личным Богом противоречит Божественному Откровению, на котором основано христианство. Святитель Иоанн Златоуст выразился ещё более определённо: Учение о судьбе (роке) посеяно диаволом.
У античных язычников судьба – непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Судьба язычника – это рок, фатум. Человек – игрушка судьбы, раб обстоятельств. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изменить, ей можно только покориться, как призывали делать стоики. Этой «судьбы» Православие не признает, т.к. такое понятие судьбы абсолютизирует только один аспект – аспект несвободы.
В науке роль судьбы выполняет причинность. Судьбы как фатума нет, но есть естественные законы физического мира, которые невозможно изменить, от действия которых невозможно убежать. Если ты болен смертельной болезнью – тебе никогда не выздороветь. Если тебе отсекли руку, она никогда не прирастет обратно. Если ты смертен – ты непременно умрешь, личность полностью распадется и не будет ничего. Как говорил тургеневский Базаров, лопух на могиле вырастет. Такой атеистической или натуралистической детерминации Православие также не признает.
В противовес указанным вариантам судьбы в религиозном сознании существует понятие судьбы как промысла, провидения. Не слепой рок, не безличные физические законы, а Премудрый и Благой Творец управляет жизнью человека. Не из-за несчастливой судьбы, не из-за «естественной» зависти братьев, а по промыслу Божию Иосиф оказывается в Египте и становится спасителем своей семьи. Прп. Иоанну Дамаскину отсекли руку, но – вопреки всем физическим законам – она вновь прирастает. Лазарь умирает, но вновь воскресает силой Господа Иисуса Христа.
Как человек осуществляет свою судьбу?
Он рождается на земле от определенных родителей, в определенной стране, определенного пола. Здесь у него нет выбора. Это – его судьба как обстоятельства жизни. От нас не зависит, где и от кого мы родились. Это – судьбы Божии. Но если в язычестве это определяет все (рождение в бедности – несчастная судьба, рождение в царском доме – счастливая), то в Православии все это не имеет решающего значения. Даже наоборот. Можно быть добродетельным и благополучным в бедности, а можно быть грешником в богатстве. Христос даже утверждает большее счастье для бедных: блаженны нищии…, трудно богатому войти в Царство Небесное. Решающим моментом в достижении своей судьбы, в исполнении божественного предопределения является другое: свободный выбор между добром и злом.
Но мы рождаемся грешными, с первородным грехом, т.е. воля, ум и чувства наши повреждены, тело наше воюет на нашу душу, в членах наших живет закон греха. Получается, что и выбор между добром и злом мы не можем сделать так уж свободно: мы от рождения выбираем грех; нашими родителями мы обречены на изначальную греховность.
Тогда-то и вступает в дело благой Промысл Божий, который решает спасти нас не когда мы исправились, а когда еще были врагами Божиими. Несмотря на нашу вражду с Богом, на наши грехи, Бог Сам спасает нас различными средствами: посылает Свою предваряющую благодать, просвещает нашу душу и пробуждает в нас стремление к Богу. Бог устами пророка Исаии говорит: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» ( Ис.65:1 ). В течение всей жизни Бог многократно обращается к человеку, дает ему возможность обратиться к Себе и возрастить плод добродетели: кому во сто крат, а кому в шестьдесят, иному же в тридцать ( Мф.13:8 ). Это – тоже своего рода судьба: кто угождает Богу в миру, кто – в священстве, а кто – в монашестве.
Православное учение о предопределении (предназначении) ко спасению
В Православии есть учение о предопределении. Мы все предопределены ко спасению, учит св. апостол Павел: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29-30 ). Здесь слово «судьба» понимается в смысле предназначения. В этом смысле у всех людей единая судьба – оказаться в Царствии Небесном: «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес.4:7 ).
Учение 12-ти Апостолов начинается с таких слов: «Есть два пути: один – жизни и один – смерти». В этом смысле наша жизнь тоже предопределена и у каждого есть своя судьба: или оказаться в раю, или в аду. Это – статический, так сказать, аспект судьбы.
Помимо статики есть и динамика. В противовес языческой или естественнонаучной роковой детерминации Православие дает идею свободы и благого промысла Божьего. Лично человек свободен в выборе между добром и злом. Поэтому только от него зависит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и общение с Богом) или злая (вечная смерть и мучение с демонами). Кроме того, существует благой промысл Божий, который направляет человека к спасению, помогает человеку сделать выбор в пользу добра, подталкивает его к дороге, ведущей в рай.
Свою судьбу человек осуществляет в течение своей жизни. Он растет, совершает поступки, учится выбирать добро, совершать добродетель и избегать зла. И, наконец, достигает своей судьбы: окончательной и бесповоротной участи: вечной жизни в раю. Эту судьбу унаследовали святые и добродетельные жены и мужи. Или другой, страшной судьбы: безвозвратных мучений и безнадежного пребывания в геенне огненной. В таком случае можно говорить о судьбе как жизненном пути каждого человека от рождения в бессмертие. В отличие от единой общей судьбы всех людей (рай или ад), личная судьба может быть многообразной: тогда судьба – это реализация общего предназначения отдельным человеком, результат раскрытия в себе образа и подобия Божия. И тогда можно говорить о горькой судьбе как неудавшейся жизни, или о счастливой судьбе, как о пути, завершенном в Царствии Небесном.
Бог прославил тех, Кого Он предузнал. Бог обладает всеведением, для Него не существует нашего земного времени. Примеров такого предзнания много: это предсказание о рождении святого Иоанна Предтечи ( Лк.1:15 ), это слова святого апостола Павла о своей избранности еще прежде рождения ( Гал.1:15 ), это указание на будущее Божие избрание родителям преподобного Сергия Радонежского… Поэтому-то Бог и открывает пророкам и апостолам судьбы будущего века: Второе славное Пришествие, День всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Как всеведущему, Богу открыты все судьбы человека, и Он заранее знает, какой путь изберет человек: путь жизни или путь смерти. Поэтому судьба человека уже известна Богу заранее, и это и есть последний аспект православного понимания судьбы. Но это известно одному только Богу. Наша же судьба полностью зависит от нашей доброй воли. И мы сами выбираем себе свою судьбу.
«Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» ( Пс.35:7 )
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим.11:33 ).
Жизнь на 10% состоит из того, что с вами происходит и 90%, из того, как вы на это реагируете.
Учение о судьбе в нехристианских религиях
На фоне православного понятия о судьбе как выполнении божественного предназначения судьба человека в других религиях выглядит блекло. В современном иудаизме всех, рожденных от Адама, ожидает смерть. Даже последователи и исполнители закона Моисея и предписаний Торы после смерти идут в шеол – место, лишенное Бога. Судьба современного иудея горька: если Вавилонский плен длился 70 лет, то современное рассеяния длится уже два тысячелетия. Храма – даже второго – нет. Самая главная часть закона Моисея не исполняется: без храма невозможно приносить жертвы за грехи. Бог наказывает Свой народ за них рассеянием по всему свету. Все иудеи – скитальцы. Их земная судьба – судьба вечно гонимых странников, от которых Бог отвернул Свое лице. А поскольку жертва не совершается и грех народа продолжает вызывать гнев Божий, их посмертная судьба – пребывание в шеоле. Даже пришествие иудейского мессии не сможет помочь умершим, т.к. иудаизм отрицает воскресение мертвых. Чем-то это похоже на марксизм: чтобы отдаленные потомки могли удовлетворять любые свои прихоти без всякого труда (это и означает лозунг «каждому по потребностям, от каждого по способностям»), другим надо голодать, умирать и жить в нищете без всякой надежды попасть в коммунистический рай.
Судьба человека в исламе несколько иная: у мусульман есть свой рай. Правда, этот рай – только для мужчин. Там нет места женщинам, разве что предельно благочестивым женам, которые будут продолжать прислуживать своему господину и на небе. Но они вряд ли будут первыми в ряду 70 прекрасных гурий, которыми будет обеспечен каждый достигший неба последователь Аллаха. Это – общая судьба мусульман (следует оговориться: мусульман, в чьих жилах течет арабская кровь. Для не-арабов рай также закрыт). Но личная складывается иначе. В исламе Аллах – бог, по воле Которого совершается ВСЕ: и доброе, и плохое. Аллах может творить все, что захочет: его желания и воля не ограничены никакими рамками, никакими законами, ни какими клятвами или обещаниями. И потому судьба человека в исламе – в абсолютной зависимости от воли Аллаха. А воля Аллаха не зависит ни от греховности человека, ни от его добродетели. Захочет Аллах – и человек будет благоденствовать, даже если он страшный грешник. Захочет – и будет нищим скитальцем, даже если он предельно добродетельный. Предугадать невозможно, что же именно надо сделать, чтобы попасть в обещанный рай. Согласно исламу все, что бы ни происходило с человеком, есть воля Аллаха. Объяснить ее невозможно, изменить – тоже. Остается только покорно терпеть ее. В каком-то смысле покорность воле Аллаха похожа на покорность неотвратимому року в греческом язычестве.
Если вспоминать восточные религии, то судьба человека там совсем печальная. Так как мира как такового не существует, он лишь майя – наваждение, то и личность отдельного человека – лишь временная категория. Более того – это зло. Восточное благо – это безличное единое целое, не имеющее сознания, воли, эмоции, памяти, ничего. Каждый человек несет свою карму, т.е. отвечает за поступки и действия того, о ком он даже не помнит – своего якобы прошлого воплощения. Поэтому судьба человека на востоке также плачевна: земные радости могут обернуться будущими страданиями, а нынешние страдания не гарантируют благое существование после смерти, т.к. неизвестно, сколько именно надо страдать, чтобы исполнить карму, величина которой заведомо неизвестна. И конечная цель жизни – достичь нирваны, т.е. полного растворения в Будде. Это уничтожение личности православный философ Вышеславцев называет страшными, но точными словами: духовное самоубийство.
Само понятие “судьба” не укоренено в православном богословии. Жизнь человека не предопределена — Господь не ограничивает воли личности, которая сама выбирает направления своего жизненного пути.
патриарх Алексий II
Обратите внимание, как Господь ведёт Себя по отношению к Иуде. За его добродетели (они у него были) берет его в число 12 апостолов (чтобы он не позавидовал); зная о его воровстве, не разоблачает его, чтобы не оттолкнуть, а покрывает любовью; зная о его предательстве, прикровенно, не укоряя, предупреждает его, говорит о страшном наказании за этот грех. Господь делает все, чтобы не подтолкнуть его ко греху, а остановить любовью.
Не так Он ведет себя с Петром: его Он и сатаной называет, и резко обличает перед другими, зная, что он покается в грехе. Так Господь, предвидя будущее, делает ВСЕ, чтобы спасти, а не погубить.
Каждого человека Он призывает к бытию в самое лучшее для этого человека время, устраивает его жизнь, посылает нужных людей, радости или скорби, болезни или выздоровление.
Конечно, это мое утверждение можно принять только на веру. Если войти в область зла или хотя бы встать на границу добра со злом, то с этих точек все будет видеться иначе. Невозможно до Страшного Суда понять переплетение судеб, причины поступков, сроки жизни и прочие тайны, связанные с промыслом Божиим. Делая ВСЕ для нашего спасения, Господь оставляет место для нашего свободного изволения. Мы можем принять или не принять это ВСЕ (не на словах, а на деле).
Я тоже долго мучился всеми этими вопросами. Никак ничего не мог понять, а потом доверился Богу и успокоился. Я больше, слава Богу, не подозреваю Его ни в чем, а верю в Совершенную, Абсолютную Любовь к каждому человеку и даже ко мне, грешному! И так радостно и светло на душе, когда помышляешь об этом. Если с этой верой смотреть на то или другое событие, на ту или иную человеческую судьбу, то ничего не смущает, а многое (хотя и не все, конечно) делается вполне понятным.
С любовью о Христе,
протоиерей Аркадий Шатов
Смотри вперед – с надеждой, назад – с благодарением, наверх – с молитвой, вниз – с покаянием, внутрь – со вниманием! А вокруг – с любовью!
игумен Тихон (Борисов)
Тёмное слово “судьба” лучше нам будет заменить ясным и определенным выражением — провидение Божие.
Владимир Соловьёв
Слово «судьба» происходит от словосочетания «суд Божий». Таким образом, то, что мы понимаем под судьбой как неким предписанным нам выше «планом» нашей жизни, на самом деле является реализацией Божественной воли по отношению к каждому человеку.
В то же время православное богословие никогда не поддерживало идею судьбы как слепого рока, то есть того, что абсолютно предопределено для нас. Безусловно, Бог все знает: что было, что есть и что будет, и в бытии нет такого временного отрезка, который был бы скрыт от Творца. Но при этом всеведение Божие не предопределяющее.
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Должно знать, что Бог все наперед знает, но не все предопределяет».
Святые отцы говорят: Бог не предопределяет наши поступки, а предвидит их. Что это значит? В первую очередь то, что в случае предопределения в жизни каждого из нас уже нет места для нашей собственной свободы. Если есть предопределение, то от нас уже в этой жизни ничего не зависит. Если мы предопределены к погибели – обязательно погибнем, независимо от того, будем делать добро или нет. Другими словами, если наша «судьба» попасть в ад, мы ничего не сможем сделать, что изменит эту участь. А значит можно, собственно, ничего и не делать, ведь, несмотря на то, будем мы исполнять заповеди Божии или нет, будем любить Самого Бога и ближних или нет –никак не повлияем на нашу судьбу.
Однако Православная Церковь всегда отвергала подобное мнение. Во взаимоотношениях человека и Бога есть один очень главный принцип – принцип свободы. Священномученик Ириней Лионский говорит, что свобода – это величайший дар, данный Творцом человеку, и потому Он никогда не нарушает человеческой свободы.
Следовательно, наша участь зависит только от того, как мы используем свою свободу: направляем ее на служение Богу и ближнему или греху. И только так решается наша участь: не от воли случая, не мановением «слепой судьбы», но в зависимости от того, как мы используем величайший Божий дар, данный человеку при творении – свободу.
Сегодня Великий вторник. Для каждого православного христианина это еще один день для осмысления великого подвига, который совершает Господь наш Иисус Христос в эти дни в Иерусалиме. Именно совершает, а не совершил, потому что Евангелие написано не просто когда-то и для кого-то, а адресовано каждому из нас. Господь воспринял на Себя человеческую природу, чтобы спасти конкретного человека. И в этом сила Боговоплощения и великого подвига нашего Творца.
Великий вторник – это еще один день, который приближает Христа к Его крестным мукам. Человеческая природа содрогается от страданий, тем более от смерти, которая неестественна для человека, потому что Бог создавал нас для жизни вечной.
Именно поэтому во вчерашней беседе с эллинами Господь сказал: «Прискорбно, душа моя». Потому что приближается день Его смерти. Более ясно Он еще произнесет во время молитвы в Гефсимании: «Господи, если возможно, да минует меня чаша сия, но не моя воля да будет, а Твоя». И апогеем страха перед смертью из-за того, что уже и Творец покинул человека в это мгновение, являются слова: «Боже мой, почему Ты меня оставил?»
Господь Сам готовится к смерти и готовит к этому своих учеников. Каждый человек, оставляя на длительное время близких людей или пребывая на пороге смерти, старается сказать самое важное, подключая собственный опыт. И в Великий вторник, когда Господь находился в Иерусалимском храме, Он провел ряд бесед, которые посвящены важнейшим моментам человеческой жизни, обязательно направленной в вечность, в Царствие Христово. Иисус во многих беседах упоминает события Ветхого и Нового Завета, акцентирует на том, как Бог долго готовил народ к приходу Мессии, как люди сопротивлялись, находили другие идеалы, отговорки, чтобы не согласиться на Брак, уготованный Богом своему творению.
В Великий вторник Господь дает важные ориентиры того, как жить в этом мире. С одной стороны, мы находимся в конкретном государстве, являемся конкретным народом, но в то же время, с точки зрения Вечности, мы граждане Неба. Важно иметь в виду наше двойственное положение и осознавать, кому приносить подлинную дань – Богу или кесарю. И Господь направляет нас: то, что принадлежит Богу, должно быть Божье, кесарево – кесаревым. Следует с долгом и ответственностью проживать земную жизнь.
Господь в Великий вторник не говорит о Страшном суде и тех событиях, которые обязательно произойдут во время Второго и славного пришествия Христова. Сами слова «Страшный суд» звучат угрожающе. И мы подчас думаем, что нам удастся каким-то образом миновать его или он не коснется нашей жизни. Важно знать, что суд Божий проходит уже сейчас. И это не вердикт какого-то внешнего арбитра, это самоопределение каждого человека – где я, кто я, как способен жить, с Богом или без Него. Но жизнь без Господа – это ад.
Суд в переводе с греческого – кризис. И Суд Божий, кризис, уже идет полным ходом. Также каждый из нас определяет, как ему легче жить: по Заповедям Божиим или самостоятельной, казалось бы, свободной жизнью, в которой нет внешних границ, страха Божия, где не нужно исполнять заповеди, а все, что диктует наша плоть, наши страсти, является жизнью подлинной…
Господь сегодня говорит о том, что время летит быстро и каждый из нас должен жить, руководствуясь Священным Писанием.
Для кого нет Бога в промысле Божием, для того нет Бога и в заповедях Божиих.
Кто увидел Бога в управлении Его миром, кто возблагоговел перед этим управлением, кто возблагоговел перед судьбами Божиими, тот только может «пригвоздить плоти своя к страху Божию» (Пс.118:120): распять волю и мудрование греховные и веществолюбивые на кресте евангельских заповедей. Чтобы увидеть Бога в промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты, нужна жизнь по заповедям Евангелия. Из видения судеб Божиих рождается в сугубом обилии матерь этого видения – жизнь благочестивая.
Управляет Бог вселенной; управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее. Такое управление, входящее в самые мелочные, ничтожнейшие, по-видимому, условия существования тварей, соответствует бесконечному совершенству свойств Божиих. Закон такого управления прочитывается в природе, прочитывается в общественной и частной жизни человеков, прочитывается в Священном Писании. «Не две ли птицы, – сказал Спаситель, – ценятся единым ассарием, и ни едина от них падет на землю без Отца вашего». «Вам же», присные и верные служители Божии, «и власи главнии вси изочтены суть» (Мф.10:29–30). Верю всесвятым словам! Не могу не верить им: они изображают с точностью совершенство Бога моего. «От лица Твоего», Господь мой, «судьба моя изыдет» (Пс.16:2)! Весь принадлежу Тебе! Жизнь моя и смерть находятся ежечасно в руках Твоих! Во всех делах моих, во всех обстоятельствах моих Ты участвуешь: вспомоществуешь мне в благоугождении Тебе; долготерпишь мне при действиях моих своевольных, греховных, безумных. Постоянно направляет меня на путь Твой десница Твоя! Без содействия этой десницы, давно-давно заблудился бы я безвыходно, погиб бы безвозвратно. Ты, единый способный судить человека, судишь меня, и решаешь участь мою навеки по праведному суду Твоему, по неизреченной милости Твоей. Я – Твой и прежде бытия моего, и в бытии моем, и за пределом земного бытия или странствования моего!
Судьбы Божии – все, совершающееся во вселенной. Все совершающееся совершается вследствие суда и определения Божиих. Тайно от Бога и в независимости от Него не совершается и не может совершиться ничто. Одно совершается по воле Божией; другое совершается по попущению Божию; все совершающееся совершается по суду и определению Божиим. По этой причине судьбы Божии часто называются в Писании судом Божиим. Суд Божий всегда праведен; «праведен еси, Господи, – говорит Пророк, – и прави суды Твои» (Пс.118:137).
Притча о милосердном самарянине
Судьба человеческая. Мы часто не задумываемся над самим смыслом этого слова. А по-славянски слово «судьба» происходит от выражения «суд Божий». То есть, все, что происходит с нами – это особый Божий суд, особые Божии пути по отношению к нам.
23 ноября 2014 г.
скрыть способы оплаты
спаси,Бог ,Вас о.Тихон за Ваши труды,за Ваши поучения,вселения в наши души веры в Бога.Многая лета Вам ,батюшка.
Для Н.В.: Благодарю за ответ! Спасибо за заботу! Очень трогательно. Есть еще настоящие христиане.
Спаси, Господи!
Катя(19.24). По вашему вопросу перечитайте 2 Послание Иоанна Богослова. Из личного опыта; сосед убежденный атеист - видимся часто,если не здороваться - конфликт,который он использует против Церкви. Я выбрал приветствие: Христос Воскресе,имя-отч. И все. Помогать можно,как св.Иоанн Кронштадтский иноверным,но всегда говорил,что они в ложной вере и призывал к покаянию. Как это было сильно на фоне его помощи. А по поводу судьбы - это совокупность условий-обстоятельств,наследуемых нами со времен падения Адама и которые мы обязаны преодолевать силой веры Христовой,как-бы тяжелы они ни были. Сосед(другой) пришел к выводу,что Россия тянет крест за весь мир. И помощников все меньше. Скоро один Господь останется. Судьба. Христос Воскресе.
Спаси Господи, отец Тихон! Очень полезное разъяснение слова «судьба».
Мне как-то сделали замечание, что понятия «судьба» в православии нет. Есть – только как «суд Божий», как "особые Божии пути": «…судьба человека от Господа» (Притч. 29:26).
А вот понятия «судьба как рок, фатум» нет. По словам Иоанна Златоуста, «учение о судьбе посеяно диаволом».
Православию чужд фатализм как вера в предопределенность событий, но есть учение о предопределении ко спасению: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:29-30).
С уважением, Ольга.
Спасибо, батюшка Тихон!
Вопрос: может ли быть православному послано несчастье, если помогает он семье настоящих (не ярых, но сформировавшихся) баптистов, причем жена в этой семье - бывшая православная?
По жизни многое наводит на такие мысли. Два года помогает - два года несчастий, одно другого круче.
Спаси, Господи!
Отец Тихон, спаси Господи вас за те духовные уроки, которые вы нам даете, помогаете пройти по скользкой дорожке жизни. Мы видим свет который там, вверху , поднимаем головы, а сами по кромке обрыва идем, ваша рука поддерживает и дает возможности не опускать глаза от этого света .
Особая благодарность за вашу гражданскую позицию и патриотизм, дай вам Бог мудрости и сил доносить свет Божий до людей, поднимать хозяйство и заставлять делать это других.
Спасибо за то, что кладете силы на наше духовное исцеление, ну а мы стараемся растить своих детей духовно здоровыми детьми и гражданами нашей Родины.
Автор статьи
Читайте также:
- Вправе ли суд кассационной инстанции вынести частное определение
- Красная 122 какой суд
- Государство обязательно должно быть правовым с разделением властей кто сказал
- Степень доктора права тургеневу присудили за какое произведение
- Означает что без согласия самого государства оно не может быть привлечено к суду другого государства