Суда под российским флагом список

Обновлено: 25.04.2024

В таблице перечислены российские судоходные компании, имеющие в эксплуатации морские грузовые суда под российским флагом. За 2020 год количество судов увеличилось на несколько единиц. Судовладельцы приобрели подержанные суда у иностранных компаний. К сожалению, возраст некоторых судов составляет 25 лет. Суда в основном выработали свой моторесурс и не соответствуют требованиям международной конвенции по очистке балластных вод. Однако, в виду полного отсутствия заказов на новые морские грузовые суда на отечественных судостроительных заводах, даже эта «рухлядь» воспринимается как «манна небесная», хоть какие то рабочие места для моряков сохранятся, да будет куда податься на плавательскую практику немногочисленным курсантам российских мореходок да речных училищ.

В общем и целом, ситуация в российском морском торговом флота удручающая. Флот стареет, новые морские суда не закладываются. Продолжает сокращаться число морских пароходств. В уходящем году завершилось уничтожение Мурманского морского пароходства, методично продолжавшееся на протяжении нескольких последних лет. Несмотря на то, что правительству было хорошо известно о проблемах в компании, оно не оказало ему никакой финансовой помощи и допустило гибель одного из трех старейших морских пароходств страны и бывшего лидера освоения Арктики. Может быть и не случилось бы позорного фиаско с атомным лихтеровозом «Севморпуть», прервавшего рейс в Антарктиду и в настоящее время возвращающегося в Россию, находись он в эксплуатации в составе Мурманского морского пароходства, как это было до передачи его в состав Атомфлота. Однако, правительство предпочло гибель пароходства и потерю рабочих мест сотен наших граждан.

В составе Атомфлота в настоящее время две «хромых» атомных «лошади»: новый атомный ледокол «Арктика», который приняли в эксплуатацию без одного электромотора и, соответственно, без одного рабочего гребного винта и атомный лихтеровоз «Севморпуть», у которого случилась беда с лопастью гребного винта, которую водолазы то ли демонтировали, то ли попросту обрезали. Все это результаты управления, невесть откуда свалившихся на головы российских моряков «эффективных менеджеров» ничего не смыслящих в сложных вопросах эксплуатации торговых судов.

Банкротство Мурманского морского пароходства не единственная потеря в составе судоходных компаний России, в конце осени все таки началось разбазаривание последней государственной судоходной компании «Совкомфлот», продано около 20% акций, вырученные от продажи около 500 миллионов долларов пошли…, нет не в бюджет государства, а на погашение долгов компании. Ну да теперича уже все одно, начало раздербаниванию народного достояния положено и его окончательная прихватизация и, соответственно, гибель, лишь вопрос времени.

Очевидно, что если торговый флот страны скукожился до ничтожных размеров, то и судоводители не нужны, поэтому следует ли удивляться, что в Петрозаводском речном училище перестали обучать курсантов на судоводительском отделении по специальности «Морское судовождение». Вообще поражает с какой легкостью власть допускает утрату учебных заведений и отделений, ведь для того, чтобы восстановить специальность и качественное обучение потребуется уйма времени и средств.

О том, что в настоящее время Россия полностью утратила свою транспортную независимость, чего не было со времен Петра Первого, и полностью зависит от иностранных перевозчиков мы уже не раз писали, поэтому просто отметим, что ситуация не улучшилась и полная зависимость сохраняется, даже при перевозках в каботаже приходится использовать суда иностранных компаний, особенно при перевозке тяжеловесных грузов, так в минувшем году для перевозки подъемных кранов в порт Мурманск и порты Дальнего Востока три раза фрахтовали иностранные суда, а ведь каботаж, это святая святых любого государства, разумеется при условии, что его власть себя уважает.

Собственно, на этом, перечисление «позитива» можно завершить, потому как они не способствуют формированию хорошего настроения в канун Новогодних праздников. Не смотря на полную безнадегу в отечественном морском торговом флоте следует надеяться, что период смутного времени в нашей стране когда-нибудь да завершится и во власти появятся другие люди, которые возьмутся за дело восстановления былой морской мощи России. Всех читателей поздравляем с наступающим Новым годом и желаем им не падать духом и продолжать жить с верой, надеждой и любовью!

Судно ZALIV AMERIKA (IMO: 8714592, MMSI (идентификационный номер станции): 273355440) - танкер химовоз (Chemical Tanker), сошедший со стапелей в 1989. Ходит под Российским флагом. ZALIV AMERIKA имеет размер в длину 91м и ширину 14м. Валовый тоннаж судна составляет 1952 тонн. В таблице ниже указана подробная техническая информация, фотографии судна, AIS данные, онлайн карта и реальное местоположение ЗАЛИВ АМЕРИКА.

ТОР - Ледокол (Icebreaker) - местоположение онлайн, IMO, MMSI

TOR - Ледокол (Icebreaker) - где находится судно в реальном времени по данным Марине Трафик (Marine Traffic), технические характеристики.

Судно ТОР (IMO: 5418197, MMSI (идентификационный номер станции): 273458860) - ледокол, спущенное на воду в 1964. Ходит под Российским флагом. TOR имеет размер в длину 85м и ширину 21м. Валовый тоннаж судна составляет 3947 тон. В таблице ниже указана подробная техническая информация, фотографии судна, AIS данные, онлайн карта и реальное местоположение ТОР.

ТРИТОН - Буксир - местоположение онлайн, IMO, MMSI

ТРИТОН - Буксир (Tug) - где находится судно в реальном времени по данным Марине Трафик (Marine Traffic), технические характеристики.

Судно TRITON (IMO: 7236141, MMSI (идентификационный номер станции): 7236141) - буксир, , введенное в эксплуатацию в 1972. Ходит под Российским флагом. TRITON имеет размер в длину 28м и ширину 8м. Валовый тоннаж судна составляет 161 тон. В таблице ниже указана подробная техническая информация, фотографии судна, AIS данные, онлайн карта и реальное местоположение ТРИТОН.

triton

АРКТИКА 2 - универсальное грузовое судно (сухогрузное судно) - местоположение онлайн, IMO, MMSI

АРКТИКА-2 - универсальное грузовое судно (General Cargo Ship) - где находится судно в реальном времени по данным Марине Трафик (Marine Traffic), технические характеристики.

Судно ARCTICA-2 (IMO: 9243801, MMSI (идентификационный номер станции): 273370990) - универсальное грузовое судно (General Cargo Ship) введенное в эксплуатацию в 2002. Ходит под Российским флагом. АРКТИКА-2 имеет размер в длину 134м и ширину 17м. Валовый тоннаж судна составляет 6585 тон. В таблице ниже указана подробная техническая информация, фотографии судна, AIS данные, онлайн карта и реальное местоположение АРКТИКА-2.

arctica2

Механик Брилин - универсальное грузовое судно (сухогрузное судно) - местоположение онлайн, IMO, MMSI

Механик Брилин - универсальное грузовое судно (General Cargo Ship) - где находится судно в реальном времени по данным Марине Трафик (Marine Traffic), технические характеристики.

Судно MEKHANIK BRILIN (IMO: 8904408, MMSI (идентификационный номер станции): 273114600) - универсальное грузовое судно (General Cargo Ship) введенное в эксплуатацию в 1991. Ходит под Российским флагом. Механик Брилин имеет размер в длину 85 метров и ширину 14 метров. Валовый тоннаж судна составляет 2489 тонн. В таблице ниже указана подробная техническая информация, фотографии судна, AIS данные, онлайн карта и реальное местоположение MEKHANIK BRILIN.

Морской флот отечественных компаний

Более половины тоннажа (62,2%) приходится на суда, эксплуатируемые под иностранными флагами – 255 судов общим дедвейтом 14,4 млн т. Из них сухогрузных – 116 суммарным дедвейтом 2,1 млн т, наливных – 139 общим дедвейтом 12,3 млн т (рис. 1-2).

Флот под флагом России составил 1191 судно общим дедвейтом 8,7 млн т, из них сухогрузных – 786 суммарным дедвейтом 4,1 млн т, наливных – 346 общим дедвейтом 4,6 млн т.

Рис. 1. Наличие морского транспортного флота, контролируемого Россией на начало 2021 года


Рис. 2. Структура морского транспортного флота, контролируемого Россией на начало 2021 года


Структура флота

Крупнейшими компаниями, эксплуатирующими флот под флагом России, являются ГК ПАО «Совкомфлот» (9 судов суммарным дедвейтом 524 тыс. т) и АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» (87 судов суммарным дедвейтом 480 тыс. т).

После объединения судоходных активов ООО «В.Ф. Танкер» и ПАО «Северо-Западное пароходство» судоходная компания «Волжское пароходство» стала крупнейшим в России оператором флота «река-море» плавания.

Рис. 3. Структура морского транспортного флота, контролируемого Россией на начало 2021 года


Средний возраст морского транспортного флота, контролируемого Россией, составляет 15,9 лет (рис. 4), при этом средний возраст судов под флагом России – 20,3 лет, а судов под иностранными флагами – 13,2 лет. Наиболее молодым является наливной флот.

Рис. 4. Средний возраст морского транспортного флота, контролируемого Россией на начало 2021 года


Пополнение флота

За последние десять лет российские судовладельцы получили 257 новых морских транспортных судов общим дедвейтом 5,5 млн т (рис. 5).

Рис. 5. Динамика поставок морских транспортных судов для отечественных судовладельцев в период 2011-2020 годов (по количеству)


В 2020 году российские судовладельцы получили 30 новых морских и смешанного «река-море» плавания транспортных судов суммарным дедвейтом 483,3 тыс. т, из них доля судов, построенных на отечественных верфях, составила 73% (рис. 6).

Рис. 6. Структура поставок морских транспортных судов по странам постройки


По сравнению с 2019 годом объемы поставок судов рассматриваемого типа незначительно снизились по количеству, отмечается небольшой спад по дедвейту (-70,7 тыс. т) (рис. 7).

Рис. 7. Поставки судов транспортного флота для отечественных судовладельцев в 2019-2020 годах


География судостроительных предприятий, сдавших в эксплуатацию морские транспортные суда в 2020 году для российских судоходных компаний представлена на карте (рис. 8).

Рис. 8. География морского транспортного судостроения за 2020 год (для российских судовладельцев)


В 2020 году в структуре поставок судов по назначению преобладали: универсальные – 21 (70%), танкеры – 4 (13%), газовозы – 2 (7%), пассажирские – 3 новых судна (рис. 9).

Рис. 9. Структура поставок морских транспортных судов по назначению за 2020 год


Таблица 1. Перечень и основные характеристики морских транспортных судов, принятых в эксплуатацию в 2020 году

Назначение и проект

Осадка, м (река/море)

Дедвейт, т (река/море)

Универсальные сухогрузные суда

Сухогрузное судно «река-море» плавания проекта RSD59 дедвейтом 8 тыс. т

«Пола Агата», «Пола Алексия», «Пола Анастасия», «Пола Варвара», «Пола Марина», «Пола Мария», «Пола Миропия»,«Пола Ярослава», «Петротранс-5901», «Петротранс-5902», «Петротранс-5903», «Петротранс-5904», «Петротранс-5905», «Астрол-1», «Астрол-2», «Альфа Атлант»,«Альфа Меркурий»

«Алиса В», «Екатерина», «Лидия В»

Всего 21 судно общим дедвейтом 171,6 тыс. т

Всего 4 судна общим дедвейтом 126,1 тыс. т

SCF La Perouse, SCF Barents

Всего 2 судна общим дедвейтом 185,9 тыс. т

Пассажирские суда

Итого 30 судов общим дедвейтом 483,2 тыс. т

Все суда, пополнившие сухогрузный флот российских компаний в 2020 году, являлись судами смешанного «река-море» плавания. Наиболее востребованными стали проекты RSD59. В эксплуатацию было принято 17 судов.

Проект RSD59 – многоцелевое сухогрузное однопалубное судно «Волго-Дон макс» класса. Предназначено для перевозки генеральных и навалочных грузов (в том числе зерна), пакетированных пиломатериалов, круглого леса, металлолома, металла в связках и рулонах, крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов, угля, опасных грузов и грузов категории В.

В 2020 году ПАО «Завод «Красное Сормово» передало заказчикам десять сухогрузов проекта RSD59, построенных по контрактам с ПАО «ГТЛК». Для судоходной компании ООО «Пола Райз» сдано восемь судов, для ООО «Альфа» – два судна: «Альфа Меркурий» и «Альфа Атлант». Всего к началу 2021 года завод построил и передал заказчикам 22 сухогруза проекта RSD59. Верфь является лидером по количеству построенных судов данного проекта.

АО «Окская судоверфь» за 2020 год сдало в эксплуатацию пять судов для ООО «ПетроТранс» (по трехстороннему контракту с ПАО «ГТЛК»), а также первые два судна в серии из десяти для ООО «СК «Астрол».

Универсальное судно «Камилла» проекта U-type является головным. Построено в Турции на верфи Epic Shipping & Shipbuilding JSC в сентябре 2020 года. Это инновационное многоцелевое судно класса «Волго-Дон макс» для морских и «река-море» перевозок, спроектированное по техническому заданию судоходного подразделения ООО «МТ-Групп».

Суда данного проекта предназначены для перевозки проектных грузов и контейнеров, а также всех видов навалочных грузов. Инновационное судно имеет двойную бортовую обшивку, проходящую по всей длине и по всей высоте грузового трюма до верхней палубы. Эксплуатация возможна только в географических пределах летних зон.

Многоцелевые суда проекта U-type отличаются энергоэффективностью и техническими решениями: надстройка на носу, подходящая для перевозки негабаритных грузов, возможность перевозки с открытым трюмом, большой трюм с твиндеком и длиной более 70 м, контейнеровместимость более 500 TEU, увеличенная грузоподъемность, улучшенная гидродинамика и высокий уровень комфорта жилых помещений для экипажа.

Судно «Камилла» планируется использовать на перевозках в бассейнах Балтийского, Черного, Средиземного, Каспийского морей, а также по внутренним водным путям Российской Федерации.

Сухогрузные суда «река-море» плавания дедвейтом 8 тыс. т имеют максимальный дедвейт для захода в донские порты. Контракт на строительство серии для ГК «Астон» был подписан в первой половине 2018 года. В настоящее время на верфи Jiangsu Dajin Heavy Industry в Китае построено четыре судна. Головное сдано в 2019 году. В 2020 году заказчику передано три судна: «Екатерина», «Лидия В» и «Алиса В».

Всего новый флот «Астона» должен насчитывать 10 судов, причем к их строительству планируют привлекать как китайские, так и российские компании с использованием мощностей ростовских судостроителей. Ожидается, что новые суда позволят увеличить грузооборот группы, улучшить ее логистику, сократить издержки и расширить экспортные возможности.

В 2020 году газовый флот ПАО «Совкомфлот» пополнился первыми двумя судами в серии из трех, заказанных в 2018 году. Головное судно серии SCF La Perouse было принято в состав флота компании в феврале, эксплуатируется по долгосрочному чартеру с концерном Total. Второй газовоз серии SCF Barents принят в сентябре, эксплуатируется по долгосрочному чартеру с Shell.

Газовозы строились в Южной Корее на верфях Hyundai Heavy Industries и Hyundai Samho Heavy. Это суда нового поколения, построенные в соответствии с современными нормами экологичности и энергоэффективности, расход топлива значительно снижен по сравнению с судами предыдущего поколения. Газовозы оснащены низкооборотными трехтопливными дизельными двигателями с прямым приводом на винт. Также на судах установлена система частичного повторного сжижения отпарного газа, что крайне важно при транспортировке СПГ на дальние расстояния для сохранения контрактного состава газа. Грузовместимость танкеров – 174 тыс. м 3 СПГ.

Прошедший год ознаменован сдачей в эксплуатацию первого российского нефтеналивного танкера типа «Афрамакс» – «Владимир Мономах».Судно является головным, заказчик – АО «Роснефтефлот». Судно построено на ООО «ССК «Звезда» при участии судоверфи Hyundai Samho Heavy. Строительство танкера велось с 2018 года. Технически сложные носовая и кормовая секции построены на зарубежной верфи. Секции доставлены морским путем на российскую верфь, где были собраны только грузовые секции танкера.

Полная локализация производства танкеров типа «Афрамакс» проекта 114К, как ожидается, произойдет не раньше 2024-2025 годов. В настоящий момент в портфеле заказов комплекса «Звезда» находится 11 танкеров данного типа.

Танкеры проекта 114К спроектированы с соблюдением высоких стандартов по экологической безопасности. Главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе.

Веб-ресурс PоrtNews опубликовал данные о составе российского морского гражданского флота. Данные по наличию морского флота получены путем обработки базы данных Российского морского регистра судоходства, базы данных Российского международного реестра судов, предоставленной ФГУП «Морсвязьспутник», и статистической формы № 53-М (суд) «Сведения о наличии морских судов в Российской Федерации».

gpn-umba-19

В состав морского флота входят транспортные суда (перевозка грузов и пассажиров), обеспечивающие (ледоколы, аварийно-спасательные суда, бункеровщики, сборщики льяльных вод, плашкоуты и др.), рыбопромысловые и научно-исследовательские суда.

Морфлот

Морской транспортный флот, контролируемый российскими судоходными компаниями, по состоянию на 01.02.2020 г. составляет:

Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого российскими судоходными компаниями, по состоянию на начало 2020 года составляет 1 423 судна общим дедвейтом 22,4 млн тонн, из которых 65,7% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. По сравнению с 2019 годом наблюдается незначительное увеличение количества и тоннажа судов морского транспортного флота: по количеству судов (+2%), по дедвейту (+3,0%).

Морской флот под флагом России условно можно разделить на три части: морские суда, суда река-море плавания и пассажирские суда.

Морские суда – 296 судов общим дедвейтом 4,7 млн тонн (26% по количеству и 64% по дедвейту).

Суда река-море плавания – 833 судна суммарным дедвейтом 2,5 млн тонн (74% по количеству и 36% по дедвейту).

Пассажирские суда – 47 ед.

В целом в России по данным Российского морского регистра судоходства насчитывается 425 судоходных компаний, в том числе имеющих морские суда – 71 компания (17%).

Анализ структуры отечественного флота по назначениям судов позволяет отметить следующее.

В составе сухогрузного флота имеется 18 контейнеровозов средним возрастом 17 лет, 11 судов навалочников средним возрастом 14 лет, 9 железнодорожных паромов средним возрастом 30 лет, 144 рефрижераторных судна средним возрастом 30 лет, 542 судна универсального назначения средним возрастом 25 лет, 47 пассажирских судов средним возрастом 33 года.

349 судов наливного флота средним возрастом 16,8 года.

В составе морского флота под иностранными флагами, контролируемого российскими судовладельцами, можно выделить 8 контейнеровозов средним возрастом 17 лет, 35 судов навалочников средним возрастом 17 лет. Однако наиболее современными являются 138 судов наливного флота средним возрастом 12 лет.

Можно выделить 10 наиболее крупных судоходных компаний России (по дедвейту): ПАО «Совкомфлот», ООО ЛК «Волга», ООО РПК «Норд», ПАО «Северо-Западное пароходство», АО «Роснефтефлот», ООО «Газпромнефть Шиппинг», ООО «Новогрейн», АО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ООО «Палмали», ООО «Пола Райз».

В феврале 2020 года АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» было реорганизовано путем присоединения к нему ПАО «Северо-Западное пароходство» и АО «Северо-Западный флот».

Проект ООО ЛК «Волга» - это рейдовый перегрузочный комплекс (РПК) в районе мыса Филинский Кольского залива, предназначен для перевалки сырой нефти из Варандея. Дедвейт танкера-накопителя «Кола» составляет 309 тыс. тонн, длина - 335 м, ширина – 58 м. Проект реализуется с января 2018 года.

«РПК Норд» это рейдовый перегрузочный комплекс на базе плавучего нефтехранилища «Умба». Танкер-накопитель «Умба» дедвейтом 300 тыс. тонн установлен в Кольском заливе в январе 2016 года. «РПК Норд» предназначен для перевалки сырой нефти с Приразломного месторождения и Новопортовского месторождения на Ямале.


Также под российским флагом работают суда обеспечивающего и рыбопромыслового флота, а также НИС

Напомним, что в 2020 году существовал риск перехода флага РФ из белого (высшего) в серый (средний) список Парижского меморандума (или список флагов средней эффективности по новой терминологии). Однако Россия осталась в Белом списке Парижского меморандума. Белый, серый и черный списки флагов вступили в силу с 1 июля 2020 года. Они базируются на результатах инспекций и задержаний судов портовым контролем в течение трех последних лет и охватывают по крайней мере 30 инспекций в течение этого срока. Белый список представляет «качественные флаги» с незначительным количеством задержаний. Флаги со средним количеством задержаний попали в серый список. Всего списками охвачены 70 флагов: 41 в белом списке, 16 в сером списке и 13 - в черном списке.

Кроме того, Российский морской регистр судоходства (РС) вошел в список классификационных обществ высокого уровня эффективности.

Ситуацию по просьбе ИАА «ПортНьюс» прокомментировал управляющий партнер адвокатского бюро «Юринфлот» Александр Медников: «Падение рейтинга флага является проблемой именно потому, что способно вызвать своего рода цепную реакцию - методика проведения проверок государственного портового контроля такова, что чем ниже рейтинг государства флага, тем чаще суда под этим флагам подвергаются проверкам. Соответственно, больше времени теряется на прохождение проверок и становятся выше шансы на задержание. Это чревато как излишними убытками индивидуальных судовладельцев, так общим снижением привлекательности флага на мировом рынке - большими сложностями с поиском работы для судов, привлечения финансирования и т.п.»

Ссылки по теме:

Россия осталась в Белом списке Парижского меморандума >>>>

Существует риск перехода флага РФ из белого в серый список Парижского меморандума - Росморречфлот >>>>

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: