Суд в женеве какой

Обновлено: 27.04.2024


Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights , фр. Cour européenne des droits de l’homme ) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

Содержание

История возникновения

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации (статьёй 46, часть 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Условия подачи жалоб


Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

  1. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации (глава 2, «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  2. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подаёт объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
  3. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
  4. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством.
  5. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.
  6. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность публичная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

Юрисдикция Европейского суда по правам человека

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

ЕСПЧ и Россия

Российским судьёй в ЕСПЧ является Анатолий Ковлер.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России постоянно растёт:

  • 2001 год — 2490 жалоб,
  • 2002 год — 4716,
  • 2003 год — 6602,
  • 2004 год — 7855,
  • 2005 год — 10 009.

Согласно предварительным данным за 2008 год, из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307. [1]

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты. [2] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

По состоянию на ноябрь 2008 года Судом приняты решения по 579 российским делам, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека. [3] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

В октябре 2006 года глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Страсбурге назвал некоторые решения ЕСПЧ политизированными. В частности, он упомянул «дело Илашку» — участника приднестровского конфликта 1991—1992 годов. В 2004 году суд обязал Россию выплатить компенсацию морального вреда (187 тыс. евро) Илие Илашку за то, что его и четырёх его соучастников содержали в приднестровской тюрьме по обвинению в убийствах. Суд также постановил, что Россия, фактически контролирующая силовые органы Приднестровья, должна освободить оставшихся в тюрьме Александра Лешко, Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попу. В мае 2007 года в суд поступила жалоба на арест и заключение под стражу в СИЗО мэра Томска Александра Макарова [4] [5] , в феврале 2008 суд принял жалобу к рассмотрению [6] , а 12 марта 2009 суд признал незаконным арест мэра Томска и постановил выплатить ему 8 тыс. евро за моральный ущерб [7] .

JetDo.jpg

Женева
Genève

Жене́ва (фр. Genève [ʒəˈnɛv] ) — город на юго-западе Швейцарии, столица одноимённого франкоязычного кантона.

Население — 192,1 тыс. человек (2012 год), второй по величине город страны. Иностранные граждане составляют 44 % населения. В пределах трансграничной агломерации «Большая Женева» проживает 915 тыс. человек. Расположена на берегах Женевского озера при выходе из него реки Роны, у границы с Францией.

В городе расположены штаб-квартиры многочисленных международных организаций, в том числе Европейского отделения ООН, Красного Креста, ВТО, ВОЗ, ЦЕРН, до 1946 года — Лиги Наций. Женева также является мировым финансовым центром. Вблизи города расположен Большой адронный коллайдер.

Река Рона делит город на две части. На левом берегу Роны исторический центр с собором Святого Петра и готической ратушей; на правом берегу — Дворец Наций и железнодорожный вокзал. Главная достопримечательность — фонтан высотою 140 метров.

Впервые упоминается Юлием Цезарем как кельтское поселение Генава в I веке до н. э. В Средние века была под властью европейских государств. В XVI веке проведена Реформация, на рубеже XVIII—XIX веков находилась в составе наполеоновской Франции. В 1815 году на правах кантона вошла в состав Швейцарии.

Содержание

История



Первые поселения на месте современного города возникли больше 2000 лет назад. В 120 году до н. э. римские войска захватили основанный кельтами за несколько веков до этого и уже развитый город в том месте, где река Рона вытекает из Женевского озера. В IV веке население принимает христианство. В XI веке город становится частью Римской империи. Женева получила самоуправление в 1387 году. В XVI веке город превращается в крупный европейский центр Реформации, принимавший большое число религиозных беженцев, в том числе из соседней Франции.

В 1526 году Женева, Цюрих и Берн заключили оборонительный союз, в 1584 году между городами был заключён постоянный союз.

В 1798 году Наполеоном город присоединён к Франции, для чего был создан специальный департамент Леман. По результатам Венского конгресса в 1815 году была присоединена к Швейцарской Конфедерации.

В 1907 году женевский парламент принял акт о разделении церкви и кантона. Во время Первой мировой войны Женева стала штаб-квартирой Лиги Наций благодаря помощи федерального канцлера Густава Адора и дипломата Вилльяма Раппара. После Второй мировой войны в Женеве расположилось отделение ООН. В 2009 году Женева заняла четвёртое место в списке самых дорогих городов мира.

Транспорт



Основные виды городского транспорта Женевы — трамваи, троллейбусы и автобусы. Оператором этих видов городского транспорта является организация Transports Publics Genevois.

Также видом городского транспорта являются небольшие пассажирские суда (водные трамваи), известные как Mouette Genevoise [1] . Они курсируют по заливу Женевского озера, на берегах которого расположен город. Всего действует четыре маршрута водных трамваев [2] .

С другими городами, лежащими на берегах Женевского озера, Женева связана пассажирскими линиями, обслуживаемыми пароходством CGN. В состав флота этого пароходства входят восемь судов начала XX века. Первоначально все они были колёсными пароходами, но позднее на трёх из них паровая машина была заменена дизель-электрической силовой установкой, однако все восемь судов сохранили гребные колёса.

Женева обслуживается государственными железными дорогами Швейцарии и международным аэропортом.

Международные организации



В Женеве находится отделение Организации Объединённых Наций, а также штаб-квартиры других международных организаций, в частности:

В городе также расположены штаб-квартиры международных корпораций Japan Tobacco, Mediterranean Shipping Company S.A., Serono, SITA, SGS, STMicroelectronics, а также головные европейские подразделения компаний Caterpillar, DuPont, Electronic Arts, Hewlett-Packard, Invista, Procter & Gamble и Sun Microsystems.

Климат

Достопримечательности



  • ратуша (XV век)
  • фонтан Jet d’Eau
  • Английский сад
  • Ботанический сад
  • музей Красного Креста
  • стеклянный дом «Кларте» арх. Ле Корбюзье
  • городские купальни — Европейская организация по ядерным исследованиям, Большой адронный коллайдер
  • район Шампель

Известные люди



    — французский богослов, реформатор церкви — писатель — российский государственный и военный деятель — французский философ и писатель — российский химик, академик Петербургской Академии наук — основатель Международного комитета Красного Креста — швейцарский художник — швейцарский естествоиспытатель, сын О.Соссюра

10 сентября 1898 года в Женеве была убита императрица Австро-Венгрии Елизавета Баварская.

Город в литературе

Александр Иванович Герцен в своём произведении «Скуки ради» уделяет значительное место истории Женевы и описанию нравов женевцев.

Пауло Коэльо в своем произведении «Одиннадцать минут» упоминает Женеву.

В Женеве работал персонаж книги Виктора Суворова (настоящее имя Владимир Богданович Резун) «Аквариум», будучи офицером легальной резидентуры ГРУ.

В романе, написанном Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», говорится о Женеве как о родном городе главного героя произведения — Виктора Франкенштейна.

Примечания

Ссылки

Арау (Аргау) | Альтдорф (Ури) | Аппенцелль (Аппенцелль-Иннерроден) | Базель (Базель-Штадт) | Беллинцона (Тичино) | Берн (Берн) | Гларус (Гларус) | Делемон (Юра) | Женева (Женева) | Зарнен (Обвальден) | Золотурн (Золотурн) | Кур (Граубюнден) | Листаль (Базель-Ланд) | Лозанна (Во) | Люцерн (Люцерн) | Нёвшатель (Нёвшатель) | Санкт-Галлен (Санкт-Галлен) | Сьон (Вале) | Фрауэнфельд (Тургау) | Фрибур (Фрибур) | Херизау (Аппенцелль-Ауссерроден) | Цуг (Цуг) | Цюрих (Цюрих) | Шаффхаузен (Шаффхаузен) | Швиц (Швиц) | Штанс (Нидвальден)

Анире | Авулли | Авузи | Бардонне | Бельву | Бернекс | Вандёвр | Веирье | Вернье | Версуа | Генто | Гран-Саконе | Дардани | Женева | Жу | Жюсси | Каруж | Картиньи | Колле-Босси | Колонь-Бельрив | Колоньи | Конфиньон | Корзиер | Лаконне | Ланси | Мейнир | Мейрин | Оне | Ор-ла-Вилль | Паплиндж | Перли-Серту | План-ле-Отс | Прени-Шамбези | Пресиндж | Руссин | Сатини | Селиньи | Сорал | Тоне | Труане | Херманс | Шанси | Шен-Бужри | Шен-Бург | Шуле

  • Населённые пункты по алфавиту
  • Города кантона Женева
  • Бывшие столицы
  • ООН
  • Женева

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Женева" в других словарях:

Женева — город, адм. ц. кантона Женева, Швейцария. Упоминается в рим. источниках как Genava (Генава), совр. франц. Geneve, нем. Genf от кельт, gena устье (так называлось место, где Рона вытекает из Женевского озера. Географические названия мира:… … Географическая энциклопедия

Женева — Женева. Замок Шилон на озере Женева. ЖЕНЕВА, город в Швейцарии. 167 тыс. жителей. Расположен на Женевском озере и реке Рона. Международный аэропорт. Машиностроение, ювелирное дело, точная механика; химическая, полиграфическая, пищевая… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Женева — – город в Швейцарии, расположенный на юго западе страны, являющийся столицей одноименного кантона. Вопреки бытующему мнению, Женева… … Города мира

Женева — I (франц. Genève, нем. Genf), кантон в Швейцарии. 0,3 тыс. км2. Население 392 тыс. человек (1995). Административный центр г. Женева. II город в Швейцарии, административный центр кантона Женева, на Женевском озере. 172 тыс. жителей (1995, с… … Энциклопедический словарь

ЖЕНЕВА — кантон в Швейцарии. 0,3 тыс. км². Население 379 тыс. человек (1992). Административный центр г. Женева … Большой Энциклопедический словарь

Женева — (франц. Genиve, нем. Genf), город в Швейцарии, на юго западном берегу Женевского озера, на р. Рона. Впервые упоминается в I в. до н. э. Свободно раскинувшаяся в живописной холмистой местности Женева является одним из красивейших городов… … Художественная энциклопедия

ЖЕНЕВА — ЖЕНЕВА, город в Швейцарии. 167 тыс. жителей. Расположен на Женевском озере и реке Рона. Международный аэропорт. Машиностроение, ювелирное дело, точная механика; химическая, полиграфическая, пищевая (шоколадная) промышленность. Университет (1559) … Современная энциклопедия

женева — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Женева — (Geneva), город в Швейцарии, расположенный на Юго Зап. берегу Женевского оз. Первые упоминания о Ж. как о поселении кельтского племени аллоб рогов относятся к 1 в. до н.э. Позже город принадлежал римлянам, затем стал резиденцией епископа. Начиная … Всемирная история

Женева — (французское Genève, немецкое Genf) третий по величине город в Швейцарии. Административный центр кантона Женева. Расположен на высоте 372 м, на юго западном берегу Женевского озера, у выхода из него р. Рона, по обоим берегам реки, в… … Большая советская энциклопедия


Как всем хорошо известно, демократическая власть состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной. Все ветви власти независимы друг от друга. Эти принципы являются фундаментальными для современных демократических государств, а также для тех, кто причисляет себя к таковым. Они записаны во множестве конституций мира. Не является исключением и Швейцария, где все надлежащим образом прописано в главном законе страны. В конституции кантона Женева, а конкретно в Статье 2, также есть упоминание о разделении ветвей власти.

Казалось бы, базовые демократические принципы закреплены законом, и все предельно просто и понятно. На практике же в Женеве существуют довольно интересные особенности, которые многим неизвестны.

Законодательная власть в кантоне представлена парламентом, состоящим из 100 депутатов. Депутаты выбираются по пропорциональной системе, на пятилетний срок.

Исполнительная власть находится в руках Государственного Совета, состоящего из семи министров. Министры выбираются всенародным голосованием по мажоритарной системе и представляют основные партии кантона.

Судебная власть состоит из прокуратуры, Гражданского суда, Уголовного суда, Административного суда и ряда других судебных инстанций (к примеру, суда по трудовым спорам и суда по делам несовершеннолетних).

Судебная власть управляется специальной комиссией, состоящей из генерального прокурора (он президентствует в комиссии), и судей. Комиссия занимается текущими вопросами административного и организационного характера. Она также принимает бюджет и составляет внутренние правила и директивы для различных юрисдикций.

Теперь о самих членах судебной власти. Необычность местных правил состоит в том, что чтобы стать прокурором или судьей в Женеве, необходимо состоять в партии. И назначается человек на пост именно исходя из его принадлежности к той или иной политической силе кантона, представленной в парламенте. То есть, все исключительно «партийные».

Да, если строго следовать букве закона, представители судебной власти избираются путем всенародного голосования, на срок в 6 лет. Исключение составляют судьи по трудовым вопросам, а также заместители судей. Однако на практике судьи и прокуроры выбираются специальной комиссией при парламенте, которая так и называется - Межпартийная комиссия.

В комиссию входят представители партий, представленных в парламенте. Комиссия имеет большие полномочия, при этом ее деятельность не прописана ни в одном законе или другом нормативном акте. В этом - еще одна особенность демократии по-женевски.

При появлении свободной позиции в прокуратуре или в судах, межпартийная комиссия информирует руководящий аппарат политических партий. Партии в свою очередь информируют своих членов. Заинтересованные лица предоставляют свои кандидатуры своей партии. Как правило, речь идет о юристах и адвокатах, так как для позиции судьи и прокурора необходима адвокатская лицензия.

Партия одобряет одного кандидата, и уже сама представляет данную кандидатуру в Межпартийную комиссию при парламенте. После этого комиссия проводит заседание, в ходе которого заслушивает кандидатов от всех партий. Конечно, учитываются образование, профессиональный опыт, биография. Но прежде всего, учитывается партийная принадлежность!

К примеру, если партии договорились, что следующим судьей в Гражданском суде будет представитель от социалистов, то так оно и будет, комиссия выберет кандидата, состоящего в социалистической партии. У других просто нет шансов.

Комиссия сообщает о своем решении парламенту, который и «выбирает» на должность нужного кандидата. Сюрпризов здесь не бывает.

Всенародное голосование на деле проводится лишь при выборах генерального прокурора, высшего чина в судебной власти кантона Женева, избираемого сроком на 6 лет.

Конечно, подобная система может удивить, но в Женеве она существует уже много лет, и пока нет предпосылок для ее изменения. Периодически Межпартийная комиссия критикуется. Обычно это происходит перед выборами, причем критика поступает со стороны партий, которые не имеют шансов попасть в парламент. Другие же партии система вполне устраивает, и никого сильно не смущает такая близка связь политики и судебной системы, двух ветвей власти. Демократия бывает разная. Преимущество такой системы заключается в отсутствии явных конфликтов и выраженной борьбы за назначения. Все происходит в рамках дискуссий межпартийной комиссии, политические силы тихо договариваются между собой, не вынося сор из избы. При этом учитывается политическая расстановка и вес партий, представленных в парламенте. Большие партии имеют возможность провести больше своих кандидатов в судебную власть, что, в принципе, косвенным образом отражает волю народа, проголосовавшего на выборах за данные партии.

Недостатком же, конечно, является то, что, по идее, судьи должны быть независимы, беспристрастны и принимать решения, основываясь исключительно на букве и духе закона, а не исходя из своих политических убеждений. Кроме того, случается, что при назначении судей лучшие кандидаты могут не пройти и не получить одобрение комиссии, так как принадлежат не к «той» партии. Это - реальная проблема, однако закон о судебной организации кантона Женева предусматривает и строгие критерии для кандидатов. Таким образом, даже для подачи кандидатуры нужно пройти серьезный отбор, что ограничивает возможность попадания в судебную власть случайных и некомпетентных людей.

Об авторе: Сергей Лакутин - адвокат Женевской коллегии адвокатов, член Швейцарской ассоциации адвокатов


Сегодня Генеральная Ассамблея ООН проводит очередные выборы в Совет по правам человека. Отличный повод рассказать об органах ООН по правам человека, находящихся в Женеве. |
Aujourd'hui, l'assemblée générale de l'ONU élit les membres du Conseil des droits de l'homme - l'occasion pour nous de vous familiariser avec les différents organes genevois luttant pour cette cause.

Начнем с главного - ООН стала первой международной организацией, обязанной, согласно полученному мандату, содействовать сотрудничеству государств «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».


Международный билль о правах человека

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства. (На фото слева ее держит Элеонора Рузвельт.)

На создание основополагающих договоров в области прав человека потребовалось 20 лет. Они получили название Пакты, как именуют самые важные международные соглашения: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. За каждую формулировку юридически обязывающих документов шла борьба. Тогда говорили: между силами империализма и социализма. И еще 10 лет пришлось ждать, чтобы договоры вступили в силу. Это произошло только в 1976 году.

К Пакту о гражданских и политических правах приняты два факультативных протокола: первый – вместе с Пактом, второй, о запрещении смертной казни, позднее.
Всеобщая декларация вместе с пактами и протоколами образуют так называемый Международный билль о правах человека – краеугольный камень договоренностей по правам человека. Помимо пактов только крупных договорных документов, созданных при участии ООН, принято более 100.

Сила идеи прав человека велика. Ни одно правительство мира не скажет, что оно против них. Парадокс состоит в том, что даже самые жестокие диктаторские режимы заявляли о приверженности международным документам в области прав человека, а лидеры таких стран, случалось, торжественно вещали с высокой трибуны Объединенных Наций о своей им приверженности.

Комитеты по правам человека

В системе ООН создано довольно много бюрократических механизмов для обсуждения проблематики прав человека. Символично, что большинство из них располагается в Женеве – городе, где с давних пор достоинство человеческой личности провозглашалось моральной и правовой нормой.

Семь комитетов проводят свои заседания во Дворце Наций и Дворце Вильсона. Они обсуждают общие проблемы прав человека, а также те, что связаны с расовой дискриминацией, пытками, положением детей, мигрантов, инвалидов.


Эти комитеты стали одним из символов противоречий между высокими устремлениями членов Объединенных Наций и порой весьма приземленной действительностью. Пока главным способом обеспечения прав человека являются многочисленные заседания: Комитет по правам человека провел с момента своего создания 95 сессий, Комитет по расовой дискриминации – 74, состоявшие из более чем 1900 заседаний! Только ежегодный отчет каждого комитета – это полторы-две сотни страниц.

Государства, признающие все или большинство договорных органов, за десятилетний период вынуждены готовить более 20 объемистых документов. Например, пятый периодический доклад Российской Федерации Комитету по правам человека состоит из 188 пунктов.

Конечно, есть резон в доводах тех, кто говорит: права человека не обеспечишь горами бумаг и гигабайтами электронных документов. Что им можно ответить? Комитеты – точки, в которых сходятся противоречивые мнения государств по самым деликатным вопросам. Каждый комитет – это 10, 12 или 18 экспертов. Это люди, а не механизмы. Они действуют в личном качестве. Иногда им приходится выбирать – следовать нормам права и морали или подчиниться конъюнктуре.

В три женевских комитета на нарушение прав человека могут пожаловаться граждане любой страны. Комитет по правам человека, например, получил более 1800 обращений. Ежегодно до 40 жалоб признаются обоснованными. Комитеты не выносят обязательных решений, они всего лишь высказывают свое мнение. Так что каждое государство само решает, как дальше с этим мнением поступать. Практика показывает, что реакция на критику – болезненная. Но иногда такая критика приводит к конструктивным шагам и действиям в пользу пострадавших. Самое главное – что идет диалог.

С конца 1980-х годов работа комитетов изменилась. Раньше в этих органах обсуждали в основном поведение примерно тридцати не слишком влиятельных государств. Сейчас многие из этих органов стали более критичными в отношении и сильных государств, в том числе России, США и европейских так называемых «старых демократий».

Комиссия по правам человека

В течение шестидесяти лет, начиная с 1946 года, в Женеве действовала Комиссия ООН по правам человека, состоявшая из 53 государств. Она проводила исследования, разрабатывала проекты международных договоров, вела мониторинг соблюдения прав человека. В комиссии рассматривались случаи отдельных стран, расследовались определенные типы нарушений, например, применение пыток.

Пожалуй, нет другого органа ООН, который подвергался бы столь серьезной критике, как эта Комиссия. Ее осуждали за политизированность и избирательность решений, предвзятость, предоставление председательского кресла стране, попирающей права человека, и за многое другое.


В течение нескольких лет в Комиссии остро ставились вопросы о соблюдении прав человека в Чечне. Российским властям и дипломатам пришлось много поработать, прежде чем в 2004 году «чеченский вопрос» был снят с повестки дня Комиссии.

В 2001 году США не были избраны в Комиссию и заняли по отношению к ней отрицательную позицию.

Совет по правам человека

Новый орган – Совет по правам человека – заменил Комиссию 19 июня 2006 года. В первый же его состав была избрана Россия. Имеется проект предоставления Совету статуса главного органа ООН – наподобие Совета Безопасности, но обсуждение этого вопроса отложено до 2010 года.

Совет по правам человека – вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН. Это значит, что его избирают все члены организации и каждое государство имеет шанс войти в его состав. Вместе с тем, по сравнению с комиссией, установлены довольно серьезные критерии. Принимается во внимание вклад кандидатов в дело защиты прав человека, добровольные взносы и выполнение индивидуальных обязательств. Члены СПЧ подвергаются периодической проверке в течение срока их полномочий.

Постсоветское пространство в восточноевропейской группе нынешнего Совета представляют три государства: Азербайджан, Россия и Украина.

США долгое время полагали, что процедура избрания членов Совета не позволяет исключить попадание в её состав государств, грубо попирающих права человека в своих собственных странах. Только новая американская администрация в 2009 г. изменила линию поведения страны и теперь США также стремятся войти в состав Совета.

Верховный комиссар по правам человека


В Женеве трудится должностное лицо, олицетворяющее целый рабочий орган - Верховный комиссар ООН по правам человека. Слово «комиссар» вызывает ассоциации с «пыльными шлемами» и кожаными тужурками. На самом же деле слово это старинное, а его значение восходит к тому же корню, что в словах «заря», «аура». Буденовку женевский комиссар не носит. Он уполномочен реагировать на чрезвычайные ситуации в области прав человека и осуществлять предупредительные действия. Кроме этого, на Верховного комиссара возложено много задач по организации работы различных механизмов ООН, для выполнения которых создано специальное Управление.

19 августа 2003 года произошла трагедия. В представительстве ООН в Багдаде взорвалась бомба. Вместе с 14 сотрудниками и 7 местными жителями погиб Верховный комиссар Сержиу Виейра ди Меллу (Бразилия, на фото справа), возглавлявший миссию ООН в Ираке. В память о нем во Дворце Наций установлена мемориальная доска.

Нынешний Верховный комиссар – госпожа Наванетхем Пиллэй – из ЮАР. Ее выступление на недавней конференции по проблемам расовой дискриминации вызвало бурную реакцию части общественности – не громкостью заявлений и жесткостью формулировок, а, наоборот, их отсутствием.

Российская Федерация поддерживает деятельность Верховного комиссара, ежегодно внося в бюджет Управления два миллиона долларов. Между Россией и Управлением заключено не имеющее аналогов рамочное соглашение о сотрудничестве в таких областях, как обеспечение верховенства права, поощрение равенства и терпимости, развитие образования в области прав человека.


Сегодня состоятся выборы восемнадцати членов Совета по правам человека. Среди тех, кто подал заявку на переизбрание – две страны СНГ: Азербайджан и Российская Федерация. В основе решения о выдвижении кандидатуры России, по официальным данным, лежит стремление продолжить линию, направленную на честный, взаимоуважительный и равноправный диалог по вопросам обеспечения прав и основных свобод человека. Заявку сопровождает краткая – на 5 страницах – Памятная записка, из которой можно узнать о главных результатах работы страны в деле обеспечения и защиты прав человека.

Большую подготовительную работу провел и Азербайджан. В частности, за последние два года приняты меры по улучшению положения трудящихся-мигрантов. Совсем недавно – в конце апреля – Комиссия, занимающаяся правами трудящихся-мигрантов, рассмотрела обстоятельный и довольно критичный по отношению к своим достижениям доклад Азербайджана и заслушала представителей этой страны.

Права человека – исключительно сложный вопрос. Надо признать, что они – продукт западной цивилизации, распространившийся на весь мир. Избрание представителей СНГ в Совет позволит лучше понять, как устроена и работает эта система и почему иногда она дает сбои.

Бытует представление, что защиту прав человека должен обеспечивать кто-то и где-то. Увы, а может, к счастью, это не так – их обеспечение зависит от каждого народа, каждого гражданина.


Авторы благодарят за предоставленную информацию Департамент по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ (Директор О. Мальгинов) и сотрудника Библиотеки ООН И. Герасимову.

Историческая справка Нашей газеты

21 июня 1946 г. ЭКОСОС создает Комиссию по правам человека. Ее возглавляет Элеонора Рузвельт, вдова американского президента. Первое заседание Комиссии проходит в январе 1947 года в местечке Лейк Саксесс в окрестностях Нью-Йорка. Комиссия начинает работу над текстом Всеобщей декларации прав человека.

9 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея принимает Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, известную как «Конвенция о геноциде», – первый договор в области прав человека, подготовленный ООН. В настоящее время сторонами конвенции являются 140 государств. 2 сентября 1998 года Международный трибунал по Руанде выносит первый в истории приговор за геноцид.

10-11 декабря 1948 г. На ночном заседании большинство Генеральной Ассамблеи принимает Всеобщую декларацию прав человека. В русском варианте текста около 1600 слов. Проводится более 1400 раундов голосований по каждому пункту, отдельным словам и всей декларации в целом. При принятии текста воздержались восемь государств – страны социалистического блока, ЮАР и Саудовская Аравия. Против никто не голосовал.

20 декабря 1952 г. Генеральная Ассамблея принимает Конвенцию о политических правах женщины.

21 декабря 1965 г. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации учреждается Генеральной Ассамблеей ООН. В настоящее время насчитывает 173 участника.

16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея принимает Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах вместе с дополнительным протоколом, предполагающим создание Комитета по правам человека. Сторонами пактов в настоящее время являются более 160 государств, пакта – 111 государств.

6 июня 1967 г. Резолюция ЭКОСОС разрешает Комиссии по правам человека изучать информацию, связанную с массовыми и грубыми нарушениями прав человека и фундаментальных свобод.

22 апреля-13 мая 1968 г. ООН проводит в Тегеране первую международную конференцию по правам человека.

18 декабря 1979 г. Генеральная Ассамблея принимает Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ее сторонами являются 186 государств.

25 мая 1984 г. ЭКОСОС принимает резолюцию «Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни».

12 ноября 1984 г. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН «О праве народов на мир».

10 декабря 1984 г. принимается Конвенция против пыток и других форм унижающего человеческое достоинство видов обращения. Дополнительный протокол к конвенции, устанавливающий Комитет против пыток, принят 18 декабря 2002 г., вступает в силу 22 июня 2006 г. Полномочия комитета признают 47 государств.

16-17 августа 1984 г. проходит первое Совещание председателей договорных органов по правам человека.

29 ноября 1985 г. Генеральная ассамблея принимает так называемые Пекинские правила – Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

9 декабря 1988 г. Генеральная Ассамблея утверждает Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.

20 ноября 1989 г. Принимается Конвенция о правах ребенка. В день открытия Конвенции к подписанию, 26 января 1990 года, ее подписала 61 страна – рекордное число стран. Сторонами являются 193 страны – больше, чем членов ООН. 25 мая 2000 г. приняты факультативные протоколы о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, и правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

15 декабря 1989 г. Генеральная Ассамблея принимает Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

30 сентября 1990 г. Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей, проходящая в Нью-Йорке, принимает Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

18 декабря 1990 г. после десяти лет переговоров Генеральная Ассамблея ООН принимает Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Конвенция вступает в силу 1 июля 2003 г. В ней участвует 41 государство.

18 декабря 1992 г. Генеральная Ассамблея принимает Декларацию о защите всех лиц от насильственных исчезновений и Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея единогласно учреждает должность Верховного комиссара ООН по правам человека. Первый Верховный комиссар ООН по правам человека Хосе Айала-Лассо (Эквадор) приступает к исполнению своих обязанностей 5 апреля 1994 года.

20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея утверждает Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

23 декабря 1994 г. Генеральная Ассамблея провозглашает 1995-2004 гг. Десятилетием образования в области прав человека.

7-9 ноября 1995 г. на Канарских островах (Испания) проходит Первая Конференция учреждений трех континентов по защите и поощрению прав человека.

31 августа – 7 сентября 2001 г. в Дурбане (ЮАР) заседает Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

8 марта 1999 г. Генеральная Ассамблея принимает Декларацию о правах и ответственности лиц, групп и органов продвигать и защищать универсально признанные права человека и основные свободы.

16 июня 2006 г. ликвидирована Комиссия ООН по правам человека.

19 июня 2006 г. Совет по правам человека проводит первое заседание.

13 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея принимает Конвенцию о правах инвалидов – первый универсальный международный договор по правам человека в XXI веке.

20 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея принимает Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, предварительно одобренную Советом по правам человека.

18 декабря 2007 г. Генеральная Ассамблея принимает резолюцию «Мораторий на смертную казнь», внесенную от имени почти 80 государств. Документ призывает страны отказаться от применения смертной казни или постепенно сократить ее применение и уменьшить число преступлений, влекущих за собой эту высшую меру наказания.

10 декабря 2008 г. принимается Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах.

20-24 апреля 2009 г. в Женеве работает Конференция по обзору Дурбанского процесса.

12 мая 2009 г. проходят выборы 18 членов Совета по правам человека.

Европейский Суд по правам человека

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган. Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на все государства — члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд разрешает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Юрисдикция ЕСПЧ, ЕСПЧ и Российская Федерация

Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ. Это провозглашает Конституция Российской Федерации (ст. 15, ч. 4 Конституции РФ). Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколам к ней (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ). Согласно этому Закону (ст. 1) РФ признала ipso facto обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека по толкованию и применению Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемых нарушений Россией положений перечисленных международных договоров. Вступившие в силу для Российской Федерации в мае 1998 года, Конвенция и Протоколы являются составной частью правовой системы страны и обладают большей юридической силой, чем национальные законы.

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе как России, так и другого государства — участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда. Также ЕСПЧ может присудить возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Неисполнение решений Европейского Суда

Неисполнения решений Суда государствами — членами Совета Европы, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. Бывают и исключения. Так, например Великобритания отказалась выполнять решение ЕСПЧ по делу Хёрста. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы. Таким образом Решения Европейского Суда воздействуют на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: