Суд по законам царя хаммурапи действительно можно назвать справедливым

Обновлено: 04.05.2024

Хаммурапи считал достигнутое им объединение страны началом принципиально новой страницы месопотамской истории. До сих пор полагали, что власть в Двуречье переходит от города к городу по произволу богов; в «Плаче о гибели Ура» сам верховный бог Энлиль объясняет, что его ниспровергли не за какую-либо вину, а просто потому, что таков уж порядок мира: «Уру в самом деле даровали царственность, но вечный срок ему не был дарован. С незапамятных дней, когда страна впервые возникла, и до нынешних дней видел ли кто-нибудь, чтобы божественное служение досталось какому-либо городу навсегда?».

Хаммурапи, напротив, провозгласил, что отныне боги «установили в Вавилоне вечную царственность, чьи основания прочны, как земля и небо». Соответственно, он, в отличие от многих других, не собирался подражать царям III династии Ура и избегал даже намека на самообожествление (хотя пышно величал себя в переносном смысле «богом для местных царей» — своим положением царя над царями он очень гордился).

Сохранился вавилонский гимн, прославляющий Хаммурапи за его победы:

Горы и равнины поверстал в службу,

Великую силу свою под конец прославил! Хаммурапи-царь, могучий воин,

На противника — наводненье,

Повергающее вражью землю,

Разнимающий лоно гор неприступных…

Царь Хаммурапи, хорошо тебя славить!

В то же время Хаммурапи был достаточно доступен и прост в обращении, как ярко показывает служащая вступлением к тому же гимну солдатская песенка — ее, видимо, распевали его воины в ту пору, когда он воздерживался от войн, поддразнивая его по этому поводу и поощряя к завоеваниям:

Хаммурапи, царь могучий, —

Что ж, чего ты ждешь?

Элл иль дал тебе величье —

Что ж, чего ты ждешь?

Син тебе дал превосходство —

Что ж, чего ты ждешь?

Нинурта дал оружье славы —

Что ж, чего ты ждешь?

Иштар дала силу битвы —

Что ж, чего ты ждешь?

Шамаш и Адад твоя заступа —

Что ж, чего ты ждешь?

Свою концепцию правления Хаммурапи красноречиво изложил во введении к своим Законам: он, «заботливый правитель, боящийся богов», по их благоволению взошел на престол, чтобы «ублажить плоть народа» (!), «чтобы справедливость воссияла в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… чтобы с сиротой и вдовой обходились по справедливости, чтобы притесненному оказать справедливость». Здесь же он хвалится не столько завоеваниями, сколько украшением храмов, проведением каналов, милосердием к былым врагам.

В заключении к Законам Хаммурапи подытоживает свои дела и заслуги так: «Врагов на севере и на юге я истребил, уничтожил раздоры, ублажил плоть страны… Пусть обиженный, который обретет в суде решение своего дела, успокоит свое сердце и с силой скажет: „Хаммурапи-владыка для людей словно родной отец, он склонился перед велением бога Мардука, своего владыки, и одержал победы Мардука на севере и на юге, он устроил людям удовольствие навеки, а страну управил по справедливости!“».

Это были не пустые слова: Хаммурапи действительно был ответственным и справедливым правителем, стремившимся защитить людей от насилий и разорения, Известна его обширнейшая переписка с чиновниками: царь вникал во множество дел, стараясь разрешать их по справедливости и здравому смыслу. Частные лица не боялись обращаться к нему с многочисленными просьбами и жалобами, и он разбирал их так же добросовестно.

Отвращение к преступному насилию было у него искренним и принципиальным: когда один из династов соседней страны, убив родича, воссел на престол и отправил к Хаммурапи посольство с выгодными предложениями и просьбой прислать танцовщиц, Хаммурапи закричал: «Танцовщиц ему не хватает! Он пролил родную кровь, его самого надо бы убить!», — и отказался от каких бы то ни было контактов с узурпатором. Об этом мы знаем из злорадного донесения очевидца — посла третьей страны, присутствовавшего при описанной сцене.

Все это с особенной силой сказалось во внутренней политике и Законах Хаммурапи.

Аристид Справедливый

Аристид Справедливый Фемистокл и Павсаний погибли, потому что нарушили закон и меру греческой жизни. О них вспоминали с уважением, но и с тревогой. А рядом с ними в числе основателей греческого могущества стоял третий — живое воплощение и закона, и меры. Это был афинянин

«Справедливый курс» президента Трумэна

«Справедливый курс» президента Трумэна Гарри С. Трумэн являлся сторонником прогресса. Он стремился – отчасти по принципиальным соображениям, отчасти из политического расчета – распространить «новый курс» на все области американской жизни. Трумэн был убежден, что для

Гудеа — справедливый пастырь

Гудеа — справедливый пастырь Как мы уже говорили, не все города Месопотамии в равной мере страдали от гнёта завоевателей. Так, трагической участи Урука и Ура избежал Лагаш. Притом избежал дважды. В первый раз его пощадили аккадцы — может быть, потому, что после нашествия

СПРАВЕДЛИВЫЙ УПРЕК

СПРАВЕДЛИВЫЙ УПРЕК Рокоссовский был освобожден из тюрьмы. Осенью 1941 года он получил дивизию. Эта дивизия дралась очень успешно. Вскоре Сталин отозвал Рокоссовского с фронта, чтобы дать ему более крупное назначение.— Хорошо ли вы знакомы с германской военной доктриной?—

ГУДЕА – СПРАВЕДЛИВЫЙ ПАСТЫРЬ

ГУДЕА – СПРАВЕДЛИВЫЙ ПАСТЫРЬ Как мы уже говорили, не все города Месопотамии в равной мере страдали от гнета завоевателей. Так, трагической участи Урука и Ура избежал Лагаш. Притом избежал дважды. В первый раз его пощадили аккадцы – может быть, потому, что после нашествия

Людовик XIII Справедливый

Людовик XIII Справедливый Таково… было постоянство Людовика XIII, неутомимого в своих обязанностях и всегда стремившегося делать все во благо своему государству, своему народу и ничего для себя; не сознававшего своих подвигов, своих военных способностей, вспоминавшего о

Дон Педро I – Жестокий или справедливый?

Дон Педро I – Жестокий или справедливый? По словам испанского летописца Лопеса де Аяла (1332–1407), который писал о короле Педро I: «Многих убил он за свое царствование и ущерб причинил великий». Вместе с тем Педро I стремился к прогрессивному по тому времени укреплению

Хосров Справедливый

Хосров Справедливый Хосров Аноширван, вступивший на престол в 531 г. н.э. и царствовавший почти пятьдесят лет, – самый известный из сасанидских царей. Это объясняется разными причинами. Он был могущественным правителем, и его правление, относящееся к концу сасанидского

Самый справедливый суд в мире

Самый справедливый суд в мире Со следствием не мешкали. Уже 11 апреля 1799 года начался суд, и вступительная речь председателя — Джеймса Иределла, одного из лучших юристов США, — изумила всех. Многословно и цветисто восхвалив «настоящую свободу», царящую в Штатах, златоуст

2.3.1. Аристид по прозвищу Справедливый

2.3.1. Аристид по прозвищу Справедливый Хотя бы из уважения к столь редкому у государственных деятелей прозвищу нельзя не сказать несколько слов о сыне Лисимаха Аристиде, родившемся в 540 г. до н. э. в Афинах. Он принадлежал к древнегреческой аристократии, но вместе с

Хаммурапи

Хаммурапи правил в 1793 до н. э. — 1750 до н. э.Царь Вавилона, создатель свода законов — Кодекса Хаммурапи.Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон — это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного

Русский самосуд – справедливый и беспощадный

Русский самосуд – справедливый и беспощадный Русский человек известен своим неуважением к писаным законам, полагая для себя возможным ими пренебрегать: «Не всякий прут по закону гнут». У русских не только «дураку закон не писан», но и всякому – по потребности: «Нужда

Справедливый меч

Справедливый меч На территории нашей страны мечи появляются в погребениях древних славян с конца IХ века. Первые научно зафиксированные находки их были сделаны в 70-х годах XIX столетия, когда археологи успели уже хорошо изучить мечи, открытые в Скандинавии, в основном – в

Свод законов царя Хаммурапи является одним из древнейших источников правовой культуры. Законы эти были созданы предположительно в XVIII в. до н. э. в Вавилоне, и многие десятилетия регулировали правовую жизнь шумерского общества.

Обнаружены они были в далеком 1901 году французскими археологами, и по сей день находятся в Лувре. Сохранились законы почти полностью благодаря тому, что были высечены на большом базальтовом столбе.

Условно законы Хаммурапи можно разделить на три категории:

Для удобства анализа ученые выделили в своде 282 статьи. С точки зрения современного правоведения законы эти несовершенны, т.к. не имеют общих принципов и системы изложения, а также не отражают всей полноты возможных правонарушений. Но, несомненно, кодекс Хаммурапи явился огромным достижением в сфере правового регулирования жизни и укрепления государственности.

Рассуждать на тему справедливости законов Хаммурапи достаточно проблематично. По меркам современного европейца были они очень жесткими и во многом несправедливыми. Но с точки зрения жителей древнего Вавилона соблюдение их было абсолютно естественным.

Хаммурапи законодательно закрепил разделение общества на три основные группы:

1. Авилум – полноправные граждане.

2. Мушкенум – свободные люди, ограниченные в правах.

3. Вардум – рабы, являвшиеся движимым имуществом своих хозяев.

Сословия эти были не равны перед законом. Так за причинение телесного вреда авилуму преступник обычно приговаривался к смертной казни, а за подобное же правонарушение в отношении мушкенума мог отделаться штрафом. Убийство раба и вовсе считалось лишь порчей имущества, соответственно необходимо было просто возместить его стоимость хозяину.

Но в первую очередь, законы Хаммурапи защищали интересы самого царя, ибо он признавался главным распорядителем всей земли в государстве, а порча царского имущества всегда влекла за собой смерть правонарушителя.

Вообще же, смертная казнь в различных вариантах согласно кодексу Хаммурапи была основным видом наказания. Судопроизводство определялось принципом талиона (око за око). Такие законы достаточно кровавы, но зато действенны:

• За укрывательство беглого раба – смерть

• За мародерство – смерть

• Прелюбодеяние карается смертью

• За лжесвидетельство в суде – смерть

• Ограбление влечет наказание – смерть и т.п.

Можно сказать, что они справедливы и несправедливы одновременно. Одно ясно наверняка: законы Хаммурапи дали мощный толчок для развития мировой судебной системы.

Вавилонский царь Хаммурапи правил в 1792-1750 гг. до н. э. Хаммурапи считают реформатором и создателем первой системы права. В годы его правления многочисленные обычаи и правила поведения были собраны и кратко сформулированы в первом своде законов. Историки назвали этот свод Законы Хаммурапи.

Глиняные таблички с фрагментами записей первых норм права время от времени находили археологи при раскопках Древней Месопотамии. Но факт наличия в Вавилоне целого свода законов историки открыли только в 1901 году.

Двухметровый базальтовый столб, с начертанными на нём статьями в ходе раскопок древнего города Сузы обнаружили французские археологи в 1901-1902 гг. Вскоре столб вывезли в Париж, и сейчас он представлен в Лувре.

Свод из 282 статей, высеченных на столбе, венчает изображение самого Хаммурапи, принимающего свиток с законами от бога солнца Шаманшу. Так, изображение на барельефе иллюстрирует высшую силу происхождения права.

Перечню статей предшествует торжественный пролог, содержащий повествование о достижениях Хаммурапи. Завершает пролог декларация о верховенстве законов для справедливого царствования над людьми во имя счастья страны.

Далее следует перечень кратких постулатов, которые можно разделить на группы исходя из сути рассматриваемых ситуаций.

Обвинения и правосудие

Первые 5 статей называют общими, поскольку в них определены:

•порядок обвинения;
•обязанность обвинителя доказать свою правоту;
•способы защиты от обвинения.

В настоящее время такие статьи назвали бы – процессуальными.

Ответственность за кражу

В статьях с 6 по 25 описаны виды наказаний за кражу различного имущества. Особое внимание уделено краже рабов.
Наказание в большинстве случаев предусматривало смерть вора. Возвращение беглых рабов, напротив, предполагало обязательное поощрение.

О воинской службе и имуществе военных

Обязанность нести военную службу по призыву царя не допускала возможности замены военнообязанного на наёмника. За такой поступок призывника казнили.

Имущество и жизнь военных, исправно несущих службу, закон охранял от посягательств. Пленников, неимеющих средств на выкуп, надлежало выкупать за счёт казны.

Аренда

Свод статей посвящён обязанностям арендаторов земли, которым предписывалось исправно возделывать угодья и платить аренду владельцам.

Займы

Большая часть норм о правилах займа не сохранилась. Дошедшие до нас статьи, свидетельствуют о наличии у вавилонян устойчивой системы процентных кредитов. Они определяют порядок возвращения долгов, проценты и виды компенсаций в случае невозможности выплаты долга.

Семейное право

Вавилоняне вступали в брак на основании договора. Согласно закона, брак, не скреплённый договором, считался недействительным.
Право на развод имели оба супруга. При этом закон защищал интересы обеих сторон.

Наследование и усыновление

Имущество умершего отца делилось в Вавилоне поровну между детьми мужского пола. Лишением наследства карались только сыновья, признанные судов виноватыми перед отцом в совершении тяжкого проступка.

Убийства и причинение вреда здоровью

За нанесение телесных повреждений и переломов виновного наказывали причинением аналогичного увечья.
Убийство раба наказывалось штрафом. Сыну, достаточно было ударить отца, чтобы ему грозило наказание в виде отсечения руки.
Правила поведения лекарей, строителей, плотников.

Основы этики профессионального поведения. Статьи устанавливают ответственность:
•врачей за неудачные операции;
•строителей за рухнувший дом;
•корабельщика за ненадёжный корабль.

Свод статей завершает эпилог о мудрости закона и о каре богов, которая постигнет тех, кто законы нарушает.

Справедливость – это понятие, о котором идёт множество споров. На эту тему «ломается множество копий». Это критерий, на основании которого женятся, разводятся, дружат, расстаются, даже убивают и начинают войны! Но вот что это такое, было и остаётся предметом философского спора. Но не только философы спорят на своих диспутах об этом. На консультациях у психолога на эту тему очень часто возникают беседы, диспуты, даже конфликты. Обсудим здесь эту тему?

В 1793—1750 годах до н.э., жил такой человек, память о котором дошла до нашего времени. Я сейчас про царя Вавилона, знаменитого Хаммурапи. Выше указаны примерные даты его правления. Он был ярким политиком и полководцем той эпохи, именно с его личностью связывают возвышение Вавилона, а его называют справедливым царём. Почему так называют, читайте ниже.

Ещё Хаммурапи известен своими законами. Может и вы слышали выражение, «законы Хаммурапи»? Немного истории. В 1901 году французские археологи обнаружили во время раскопок большой черный базальтовый столб с изображением царя Хаммурапи и текстом его законов, написанных клинописью. В составе этих записей есть:

Введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства.

282 статей законов.

Размышления о справедливости Справедливый царь Хаммурапи и справедливость сейчас

Дополню, что Хаммурапи провозгласил себя справедливым царём и декларировал справедливость, как один из главных краеугольных камней своего правления. Вот, послушайте фразу, которую приписывают его перу, «заботливый правитель, боящийся богов, по их благоволению взошел на престол, чтобы ублажить плоть народа, чтобы справедливость воссияла в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… чтобы с сиротой и вдовой обходились по справедливости, чтобы притесненному оказать справедливость». В заключении к Законам Хаммурапи подытоживает свои дела и заслуги, «врагов на севере и на юге я истребил, уничтожил раздоры, ублажил плоть страны… Пусть обиженный, который обретет в суде решение своего дела, успокоит свое сердце и с силой скажет: «Хаммурапи-владыка для людей словно родной отец, он склонился перед велением бога Мардука, своего владыки, и одержал победы Мардука на севере и на юге, он устроил людям удовольствие навеки, а страну устроил по справедливости!»». Сам текст приписываемый Хаммурапи в некоторых источниках дают в другом переводе, но смысл примерно тот же. И обратите внимание, как много даже в этой нарезке его изречений в разных контекстах употребляется такое понятие, как «справедливость». Причём дело не только в словах самого Хаммурапи о себе. Многие историки подчёркивают то, что он действительно был ответственным и справедливым правителем. Да и фразы приведённые выше ну очень красиво звучат!

Так что же такого справедливого провозглашал Хаммурапи в своих законах? Приведу некоторые детали. По этим законам все население страны делилось на свободных, находящихся под особой охраной законов, и рабов, которых рассматривали как скот или имущество, находящееся в полном распоряжении господина. Соответственно и наказания в законах отличались в зависимости от того, к какой категории относился обидчик или пострадавший. Совсем незначительно наказывали за преступления, совершенные против рабов. В отношении же свободных людей, действовало правило, которое можно назвать «око за око, зуб за зуб». Вот пример: если от действия врача умирал полноправный человек, врачу отрубали руку. Если же врач не смог вылечить раба, он только уплачивал штраф.

Как Вам такие правила? Сильно на справедливость походит? По мне, не очень.

Мало того, что большую часть людей приравняли к скоту в своих правах, так ещё и процесс лечения, последствия которого достаточно сложно предсказать, связали с жестоким наказанием врача. Уж не знаю, что бы грозило по смыслу законов Хаммурапи психологу, консультация которого не помогла бы с первого раза кому-то, если бы во времена Хаммурапи психологи были. Ну, всегда же найдётся человек, кого психолог не «вылечит» с первой консультации? Наверное, такому психологу бы отрезали язык. Или голову бы отрубили.

Справедливо. До невозможности.

Ещё некоторые нюансы тех законов. Так, брак по законам Хаммурапи заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Кстати, это до сих пор так.

Главой семьи был муж, а замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью. Так, она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми. При этом, например, за неверность её могли подвергать суровому наказанию, а мужу разрешалось иметь побочную жену, если законная жена его не могла иметь детей.

Вот «ещё пример справедливости», правда?

Ещё немного напишу про законы в сфере семьи. Как глава семьи отец имел сильную власть над детьми. Он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Далеко не со всеми положениями его законов можно согласиться, не всё можно назвать справедливым. Так что же получается, самый справедливый царь древности обманул, и никакой он не справедливый? Почему же, вполне справедливый. Но для определённой группы людей и в определённую эпоху. Причём в нашу эпоху его законы бы большая часть населения к справедливым не была бы отнесена.

Ещё примеры из его законов дать? Так, согласно его законов имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Вот вам ещё пример правового положения огромной группы людей, которые по закону к людям то не относились.

Также преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть.

Наказания по закону были например:

Смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол).

Членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и тому подобное).

Интересно, а как решался вопрос, когда при назначении наказания ошибочка вышла, а руку уже отрубили? Или отрубили голову? Так и говорили, «жаль, ошибочка вышла»?

Ох уж эта справедливость! Ой не хотел бы я попасть во времена самого справедливого царя Хаммурапи. Учитывая то, что строй в те временя был рабовладельческий, то большая часть населения тогда была бесправными рабами. Где гарантия, что перенеси меня машина времени в те годы, я не оказался бы в те «справедливые» времена рабом? Ну это уже конечно фантазии.

Если же рассуждать про справедливость в наше время, я бы предложил избавиться от цели всем и везде доказывать свою справедливость. Все люди разные люди, извините за банальность. Ваша справедливость не будет всеми признана именно справедливостью. Кто-то это оценит как глупость, подлость и ещё что-то нелицеприятное. Себе дороже вам борьба за справедливость во всем мире может обойтись, особенно там, где закон не стоит однозначно на вашей стороне.

Хотя… У Вас может быть и совсем другое мнение. Напишите.

Если Вам заинтересовала публикация и поднятые в ней темы, тем более если она понравилась Вам, ставите лайк, пишите Ваши вопросы, комментарии, делитесь с друзьями!

Матрёнин Иван Николаевич

Психолог. Семейный психолог. Медицинский (клинический) психолог.

Дополню, что все совпадения с историями личными, темами форумов, случайны и не относятся лично к Вам. Это статья, а в ней я описываю типичную ситуацию.

Эта публикация являются моей авторской, защищённой авторскими правами. Копирование статьи или её частей допускаются только с указанием авторства и ссылкой на статью.

Царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее. Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Все было просто и в то же время кроваво. Зато действенно. За грабеж казнили. Если грабитель перед этим проламывал стену в доме, то именно перед проломом его и зарывали, хорошо еще, что не заживо. За кражу детей убивали. Грабителей храмов и дворцов убивали. Перекупщиков убивали. Приютившего белого раба убивали. За прелюбодеяние топили обоих: изменщицу и то, с кем она изменила. Если жена убивала из-за другого мужчины супруга, ее сажали на кол. Если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь. Если сын поднимал руку на отца, ему отрезали обе верхние конечности. Если дом, который построил строитель, рухнул и убил домовладельца, строителя казнили. За неудачную операцию врачу отрубали кисти рук. Некоторые из административных статей кажутся очень удачными в свете существующего сегодня разгула коррупции и халатности чиновников, врачей и различных компаний. Большинство законов из свода, принятого Хаммурапи понятны и выглядят достаточно справедливо в наше время (за исключением пожалуй смертной казни почти по любому поводу).

Свод законов царя Хаммурапи является одним из древнейших источников правовой культуры. Законы эти были созданы предположительно в XVIII в. до н. э. в Вавилоне, и многие десятилетия регулировали правовую жизнь шумерского общества.
Обнаружены они были в далеком 1901 году французскими археологами, и по сей день находятся в Лувре. Сохранились законы почти полностью благодаря тому, что были высечены на большом базальтовом столбе.

Условно законы Хаммурапи можно разделить на три категории:
1.Уголовные
2.Административные
3.Гражданские

Для удобства анализа ученые выделили в своде 282 статьи. С точки зрения современного правоведения законы эти несовершенны, т. к. не имеют общих принципов и системы изложения, а также не отражают всей полноты возможных правонарушений. Но, несомненно, кодекс Хаммурапи явился огромным достижением в сфере правового регулирования жизни и укрепления государственности.
Рассуждать на тему справедливости законов Хаммурапи достаточно проблематично. По меркам современного европейца были они очень жесткими и во многом несправедливыми. Но с точки зрения жителей древнего Вавилона соблюдение их было абсолютно естественным.

Хаммурапи законодательно закрепил разделение общества на три основные группы:
1.Авилум – полноправные граждане.
2.Мушкенум – свободные люди, ограниченные в правах.
3.Вардум – рабы, являвшиеся движимым имуществом своих хозяев.

Сословия эти были не равны перед законом. Так за причинение телесного вреда авилуму преступник обычно приговаривался к смертной казни, а за подобное же правонарушение в отношении мушкенума мог отделаться штрафом. Убийство раба и вовсе считалось лишь порчей имущества, соответственно необходимо было просто возместить его стоимость хозяину.

Но в первую очередь, законы Хаммурапи защищали интересы самого царя, ибо он признавался главным распорядителем всей земли в государстве, а порча царского имущества всегда влекла за собой смерть правонарушителя.

Вообще же, смертная казнь в различных вариантах согласно кодексу Хаммурапи была основным видом наказания. Судопроизводство определялось принципом талиона (око за око). Такие законы достаточно кровавы, но зато действенны:
•За укрывательство беглого раба – смерть
•За мародерство – смерть
•Прелюбодеяние карается смертью
•За лжесвидетельство в суде – смерть
•Ограбление влечет наказание – смерть и т. п.

Можно сказать, что они справедливы и несправедливы одновременно. Одно ясно наверняка: законы Хаммурапи дали мощный толчок для развития мировой судебной системы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: