Суд париса картина маковского где находится

Обновлено: 28.04.2024

Классическое искусство постоянно обращалась к двум неисчерпаемым источникам сюжетов: Библии и греческим мифам. Поэтому, чтобы понимать, что происходит на картинах старых (и не очень) мастеров, кто эти странно одетые (а чаще всего - раздетые) люди и что они делают - неплохо хотя бы в общих чертах представлять эти первоисточники. Эти мы и займёмся.

Эта история закончилась Троянской войной.

А началось всё с " яблока раздора ".

Богиня раздоров (была у греков и такая) Эрида обиделась, что другие боги не позвали её на тусовку, и подбросила на пиршественный стол яблоко с надписью "Прекраснейшей". В спор, кому же предназначалось это яблоко ввязались три богини: Гера, Афина и Афродита. Каждая из них, разумеется, считала прекраснейшей себя.

За разрешением они обратились к Зевсу, но тот на этот раз проявил редкую мудрость и спор судить отказался. Вместо этого он вызвал Гермеса и сказал: "Гермес, бери это яблоко, этих трёх женщин, и отправляйся с ними в Трою - к сыну тамошнего царя Парису, вот он пусть и судит".

Так и сделали, богини устроили Парису показ своих прелестей. Но, как мы уже заметили по предыдущим сериям цикла, побеждать в честном состязании у греческих богов было не принято. Поэтому каждая из богинь попыталась подкупить Париса: Гера обещала Парису власть над Азией, Афина - военные победы и славу, а Афродита - любовь любой женщины на свете. На последнее Парис и купился. Причем в качестве таковой женщины Афродита предложила красавицу Елену, дочь Зевса и Леды и жену спартанского царя Менелая. Факт замужества никого не смутил, включая саму Елену - вот только Менелай остался недоволен, что и привело к войне.

Ну а художники, разумеется, не могли упустить возможность нарисовать сразу трёх обнаженных женщин на одной картине.

Начнём с Лукаса Кранаха старшего.

Гермес тут почему-то выглядит стариком, одетый в доспехи Парис выглядит не то уставшим, не то обалдевшим от такого количества красоты. Ну а барышни интересные. Причём я даже затрудняюсь решить, на какой из версий картины (а художник сделал несколько повторений в разные годы) они интереснее. Поэтому все покажу.

Вам какая больше нравится?

Ещё из XVI века, но уже более "классично". Франс Флорис.

Справа Афина - в шлеме и с копьём, рядом с ней Гера с лицом молодой Марины Нееловой, Афродита вместе с яблоком получает лавровый венец победительницы (видимо, от крылатой богини победы Ники), ну и Гермес уже более привычен - молодой человек в крылатой шапке.

Следующая картина прекрасна деталями.

Яблочко, больше похожее на помидорку-черри в изящных пальчиках Афродиты (Венера - это её римское имя), богато украшенный шлем Афины, интересная бретелька на плече Юноны-Геры. Но главный вопрос, конечно - каким образом держится брошка на груди Афродиты? У вас есть версии?

Питер Пауль Рубенс, конечно, тоже не мог обойти вниманием этот сюжет. У него тоже несколько работ на эту тему. Одну я показал в начале, а вот ещё:

Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883 год, Музей Хилвуд, Вашингтон, США. Автор: Константин Маковский.

Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883 год, Музей Хилвуд, Вашингтон, США. Автор: Константин Маковский.


Сам император Александр II называл его «мой живописец», в то время как современники окрестили его «блестящим Костей». Он был один из самых успешных, дорогостоящих и выдающихся художников-портретистов России XIX века, настолько, что даже прослышавшие о нём американцы, не раздумывая, пригласили его к себе для того, чтобы он написал портрет самого президента Рузвельта! А созданные им картины, до сих пор имея огромную ценность, хранятся в зарубежных частных коллекциях и музеях мира. И судя по всему, многие уже догадались, что речь идёт о непревзойдённом Константине Маковском и его творчестве.

«Тем, кем я стал, я считаю себя обязанным не академии, в которой проходил обучение и не профессорам, а моему отцу, который привил мне чувство прекрасного и любовь к живописи» , - писал Константин.

Счастливая Аркадия, 1889-1890 гг, частное собрание. Автор: Константин Маковский.

Иван Сусанин, 1914 год, частное собрание. Автор: Константин Маковский.

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем, 1886 год, Музей искусств Понсе, Пуэрто Рико. Автор: Константин Маковский.

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем, 1886 год, Музей искусств Понсе, Пуэрто Рико. Автор: Константин Маковский.

Русалки. 1879, Демонстрировалась на VII Передвижной выставке в 1879 году. Автор: Константин Маковский. Автор: Константин Маковский.

Русалки. 1879, Демонстрировалась на VII Передвижной выставке в 1879 году. Автор: Константин Маковский. Автор: Константин Маковский.

Под венец, 1884 год. Автор: Константин Маковский.

Гадание, 1915 год. Автор: Константин Маковский.

Суд Париса. Автор: Константин Маковский.

Араб в чалме, 1882 год. Автор: Константин Маковский.

Женский портрет, 1878 год. Автор: Константин Маковский.

«Любуйся и запоминай!» , – ежедневно говорил отец сыну, требуя от Костика делать наброски уличных сцен и портретов случайных прохожих в небольшой карманный альбом, поговаривая о том, что искусство – своего рода религия, облагораживающая людей, благодаря которой они становятся добрее и лучше. А дома расспрашивал мальчишку о том, не забыл ли он того мужичка, что угощал его квасом или ту самую ворону, которая была столь примечательна.

Женский портрет. 1880-е годы, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск. Автор: Константин Маковский.

Женский портрет. 1880-е годы, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск. Автор: Константин Маковский.

Семейный портрет. 1882 год, Изображена Ю.П.Маковская с детьми Сергеем и Еленой. Автор: Константин Маковский.

Семейный портрет. 1882 год, Изображена Ю.П.Маковская с детьми Сергеем и Еленой. Автор: Константин Маковский.

Женский портрет. Начало 1880-х годов, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск. Автор: Константин Маковский.

Женский портрет. Начало 1880-х годов, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск. Автор: Константин Маковский.

Демон и Тамара, 1889 год. Автор: Константин Маковский.

Боярышня, Этюд к картине 1901 года «Хмелем обсыпают». Автор: Константин Маковский.

Харон перевозит души умерших через реку Стикс. Автор: Константин Маковский.

Графиня Шереметева Екатерина Павловна, 1877 год, Московский музей-усадьба Останкино. Автор: Константин Маковский.

Графиня Шереметева Екатерина Павловна, 1877 год, Московский музей-усадьба Останкино. Автор: Константин Маковский.

Девушка в костюме Флоры. Автор: Константин Маковский.

Русская ркасавица. Автор: Константин Маковский.

«Одни из лучших красавиц с удовольствием позировали мне, выстраиваясь в огромные очереди. Зарабатывая большие деньги, я жил ни в чём себе не отказывая. Испытывая особое пристрастие к жизни, мне так и не удалось всецело отдаться творчеству, проявив свой талант в полной мере. И, тем не менее, несмотря ни на что, я написал несметное количество картин на различные темы» , - писал художник.

Восточная женщина (Цыганка), 1878 год. Автор: Константин Маковский.

Боярышня, 1880-е годы. Автор: Константин Маковский.

Портрет Марии Михайловны Волконской. Автор: Константин Маковский.

Графиня Зубова Вера Сергеевна, 1877 год, Русский музей. Автор: Константин Маковский.

Княгиня Волконская Мария Михайловна, 1905 год, Государственный музей искусств Грузии. Автор: Константин Маковский.

Княгиня Волконская Мария Михайловна, 1905 год, Государственный музей искусств Грузии. Автор: Константин Маковский.

Портрет девочки. Автор: Константин Маковский.

Дети, бегущие от грозы. 1872 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Автор: Константин Маковский.

Дети, бегущие от грозы. 1872 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Автор: Константин Маковский.

Боярыня у окна, 1885 год. Автор: Константин Маковский.

В продолжение темы о художниках-портретистах - 30 великолепных женских портретов от Вильяма Генри Маргенсона, считавшегося гением романтически-сентиментального жанра.

В пастушеской обстановке застали его три богини, которых Зевс приказал Гермесу отвести на Иду, чтобы Парис рассудил их. Гера, Афина и Афродита пришли к нему за решением спора о том, кто из них прекраснейшая. Они явились Парису на Иде обнаженными.( Согласно Лукиану Самосатскому. Вернее, они разделись перед ним) По Гомеру, есть толко упоминание о несчастном суде Париса, то есть Суд с подробностями, это позднейшая интерприация.

По Страбону, суд над богинями происходил на горе Александрия у Адрамиттского залива. Гера обещала ему господство над Азией, Афина — победы и военную славу, Афродита — обладание прекраснейшей женщиной; он предпочёл последнее, приобретая этим себе и своему народу в Афродите постоянную покровительницу.

По Дарету, суд Париса был сном. По интерпретации, не судил богинь, а сочинил их энкомий. Вскоре после этого он участвует в состязаниях в Трое, где Кассандра признала в нём брата; несмотря на её предостережения, он возвращён в царский дом. Согласно трагедии Еврипида, у него был любимый бык, который стал наградой на погребальных играх Александра, где Парис одержал победу. Победил на играх в беге, пятиборье и кулачном бою.

Всем то каза­лось угод­ным; но толь­ко не Гере богине,

Ни Посидо­ну царю, ни бли­ста­тель­но­окой Афине;

Им, как и преж­де, была нена­вист­ною Троя свя­тая,

Ста­рец При­ам и народ, за вину При­а­мида Пари­са:

Он богинь оскор­бил, при­хо­див­ших в дом его сель­ский

Честь он воздал ода­рив­шей его сла­до­стра­сти­ем вред­ным.

Вест­ни­ца утра, в две­на­дца­тый раз вос­хо­ди­ла ден­ни­ца; Гомер,Илиада

Наделённый богиней Афродитой всеми чарами красоты и прелести, он понравился гостеприимным хозяевам и особенно прельстил Елену.

Парис убедил её бросить дом супруга и отплыл с ней ночью в Азию, взяв много сокровищ из дворца Менелая. Этот поступок Париса послужил поводом к Троянской войне.

Близкий сюжет с молодильными яблоками идли яблоками Гесперид, который раскроет их истинное значение и смысл этого атрибута.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:16-17)

Итак, это напоминает сюжет разбожествления изначального,когда боги,что бы населить землю, должны были стать людьми, то есть смертными, а яблоко-инструмент превращения бога в человека.

Имя Парис тождественно индуистскому Пуруше.

Пуруша (др.-инд. पुरुष, puruṣa IAST, «человек, мужчина, дух») — согласно индуистской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная.

То есть,божественному созданию было велено выбрать себе жену соответствующей эманации, и вместе с ней создать Человечество. Пуруша-Парис выбрал Любовь-Афродиту, как квинтэссенцию Сущего, а ее смертным воплощением и была Елена Прекрасная. В этом и суть этого древнейшего мифа.

Как видно, он был и заимствован Библией.

Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу — будет видеть . В ходе повествования Иван -царевич добывает из подземелья волшебного коня, молодильные яблоки, и ЕЛЕНУ _ПРЕКРАСНУЮ. Так же Елена Прекрасная в сказке Иван-царевич и Серый Волк и сказке "Вещий башмачок".

В сказке Золотое царство Иван царевич встречает Елену Прекрасную.И живет Елена Прекрасная в Золотом царстве.

— Я Иван-царевич. Ищу свою матушку — Настасью-царицу. Не знаешь ли, где найти ее? В сказке выручает Иван мать Настасью( Воскрешенную дословно. Этот миф напоминает сказание о Дионисе и его матери Семеле, забранную божеством из царства Мертвых)

Самая же страшная сказка, "Вещий башмачок" напоминающая сюжет испытания женихов Елены Прекрасной. Толко здесь все гораздо свирепее,неудачников ждет смерть лютая.

так что Елена Прекрасная. как божественное существо.встречается и в русских сказках.

«О Рерире и его сыне Вёльсунге, Тут дали ему имя, и был он наречен Вёльсунгом; он сел на королевство в Гуннской земле после отца своего. Когда же он созрел годами, тут посылает Хримнир к нему дочь свою Хльод, о которой прежде говорилось, что она летала с яблоком к Рериру, отцу Вёльсунга.» [ 6,с. 270] Сага о Вельсунгах.

В качестве эпиграфа к этой статье возьмём слова, принадлежащие аварскому поэту - Фазу Гамзатовне Алиевой.

Царствующих династий в искусстве было совсем немного. Одна из них - династия Маковских. Все стали известными в художественных кругах: и отец Егор Иванович Маковский, и его дети Константин Егорович, Николай Егорович, Александра Егоровна, Владимир Егорович, и даже внуки последнего.

Однако всемирно известным стал лишь Константин (1839-1915).

Тем, что из меня вышло, я считаю себя обязанным не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу

Константин начал заниматься живописью с четырёх лет. Отец постоянно твердил сыну: "Любуйся и запоминай!". В карманном альбомчике маленького Кости были зарисованы уличные и бытовые сценки, портреты прохожих. Всё, что попадалось на глаза, юный живописец переносил на лист бумаги. Он был поистине талантлив, ибо быстро и предельно точно "схватывал природу" изображаемого.

Его учителями были Скотти, Зарянко и Тропинин. Художественные стиль и манеру последнего Маковский без труда уловил и завладел ими. Копию Маковского с тропининского портрета было не отличить от оригинала.

Ещё учась в "школе", Константин был награждён Академией художеств малой серебряной медалью за карандашный этюд. В Московском училище живописи он стал первым студентом, получившим все достойные награды. Впоследствии продолжил обучение в Академии, и 9 ноября 1863 года Маковский участвовал в скандальном Бунте четырнадцати, которые отказались писать конкурсную картину на тему "скандинавской мифологии" и, как следствие, не получили диплом ( про Бунт четырнадцати подробнее можно прочитать здесь ). Но несмотря на это, через несколько лет живописец получил звание академика, профессора и действительного члена Академии художеств.

"Блестящий Костя" , - дали ему прозвище современники. "Мой живописец" , - называл его Александр II. Он был одним из самых модных и дорогих художников. Популярность его портретов можно сравнить только с популярностью морских пейзажей Айвазовского. Большое количество работ Константина Маковского в итоге вошло в частные коллекции.

К слову, поговаривают, что император Александр II впервые посетил выставку передвижников из-за картины Маковского "Обнажённые русалки".

Приношу извинения за цензуру. К сожалению, таковы правила платформы. Если их не соблюдать - статьи банят.

Интересный факт!

Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.

Правда, сегодня полюбоваться портретом мы не можем, потому как он исчез и до сих пор не найден. Полотно либо оказалось в частной коллекции, что менее вероятно, либо сгорело во время пожара в Белом доме в 1929 году, либо его поместили в запасники из-за обострившихся впоследствии отношений с Россией. Сегодня интерьер Белого дома украшает портрет Рузвельта, выполненный американским художником Джоном Сингером Сарджентом ( Написал картину и был вынужден бежать из Франции. Что произошло у Сарджента? ).

Не по карману

Вероятно, вы замечали, что в отечественных галереях и музеях картин Маковского почти нет. С чем же это связано?

Всё дело в том, что русским коллекционерам художник оказался не по карману, даже Павлу Третьякову. Так, например, за полотно «Боярский свадебный пир в XVII веке» Маковский требовал 20 000, что было вполне адекватной ценой для этой картины. Однако Третьяков финансово "не потянул", и картина отправилась к американскому ювелиру Шуману за 60 000. Такая цена его ничуть не испугала, напротив, счастью не было предела. Он заказал ещё одно полотно у живописца и начал выпускать в Соединённых штатах открытки с изображениями картин Маковского.

«Боярский свадебный пир в XVII веке» имел головокружительный успех. В 1883 году полотно удостоилось Большой золотой медали на Всемирной выставке в Антверпене, а самого художника наградили орденом короля Леопольда.

Другие работы Маковского

Необыкновенно интересным направлением в творчестве живописца был образ "Боярышень" и русских красавиц в национальных костюмах - свыше шестидесяти ярких, насыщенных картин.

Да и вообще, надо сказать, женские портреты удавались Маковскому чрезвычайно удачно. Быть может, всё дело в том, что в течение жизни многие женщины нравились влюбчивому художнику, он имел свойство увлекаться ими ( подробнее о личной жизни художника можно прочитать здесь ).

Очень известной картиной Маковского считается полотно "Дети, бегущие от грозы".

Это простой сюжет, взятый из сельской жизни, но полный драматизма. Герои картины напоминают Алёнушку и её брата Иванушку. Детей и природу объединяет тревога перед началом грозы. Состояние окружающего мира на картине переменчиво: свет и тень чередуются, небо переливается синими, серыми, розоватыми, голубыми, жёлтыми и даже зеленовато-изумрудными оттенками. Накренившиеся верхушки растений, развивающиеся волосы и одежда детей, наклонившаяся поза "Алёнушки" - всё изображает порывы ветра.

"Воззвание Минина к нижегородцам" Маковского - самое большое станковое полотно в России, которое живописец писал долгих шесть лет.

1880-е годы открыли Маковского как портретиста и создателя исторических картин. На парижской Всемирной выставке в 1889 году Маковский получил Большую золотую медаль за полотна «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Суд Париса» и «Демон и Тамара» (1889).

Приношу извинения за цензуру. К сожалению, таковы правила платформы. Если их не соблюдать - статьи банят.

В советские годы, однако, мода на Маковского сошла. Его объявили "вредным" живописцем, картины убирали в запасники и позднее раздаривали дружественным зарубежным правителям. Несколько картин таким образом достались индонезийскому президенту Сукарно и составили гордость местной государственной картинной галереи и по сей день.

Сам Маковский на склоне лет так отзывался о своём творчестве:

Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству

Спасибо, что дочитали до конца! Если вы узнали что-то новое, не пожалейте пальца вверх. Подписывайтесь на канал Записки КульТуристки , впереди ещё много интересного. Будем накачивать мозги вместе!

Посети-музей | Портал музеев

Посети-музей | Портал музеев

Посети-музей | Портал музеев запись закреплена

😍

Картина «Суд Париса», написанная Константином Егоровичем Маковским на сюжет известного античного мифа, изображает спор трех богинь – Геры, Афины и Афродиты – о том, кто из них самая прекрасная

🔻

Большие размеры холста позволили раскрыть сюжет во всех подробностях. С одной стороны, выбор крупного формата обусловлен общей тенденцией отечественного искусства этого времени к работе в монументальных формах (романы, симфонии, оперы). Сыграла свою роль и популярность в творческой среде так называемых «живых картин» – натурных постановок, напоминавших известные произведения искусства. Константин Маковский увлекался подобными «картинами», позволявшими ему во всех подробностях передать многофигурную сцену.

🔻

«Суд Париса» решен в эффектной живописной манере. Художник виртуозно передает фактуру, игру света, колористические нюансы. Это произведение, а также картины «Демон и Тамара» и «Смерть Ивана Грозного», Маковский отправил на Всемирную выставку в Париж в 1889 году. Он получил за них золотую медаль I степени и был награжден орденом Почетного легиона. Однако еще до открытия выставки «Суд Париса» купил американец Чарльз Шуманн. Работа долгое время находилась в его ювелирном магазине на Бродвее, в Нью-Йорке, а затем висела в интерьере частного спортивного клуба

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: