Суд не вправе своими действиями ставить какую либо из сторон в преимущественное положение

Обновлено: 25.04.2024

На указанный вами адрес
отправлено письмо для подтверждения.

Пожалуйста, пройдите по ссылке
в письме и активируйте подписку.

25 октября 2019 года вступят в силу законы, которые расширят перечень примирительных процедур. Помимо медиации в ГПК, АПК и КАС введут переговоры и судебное примирение. Пленум ВС представил регламент для этой процедуры.

Как рассказал секретарь Пленума Виктор Момотов, над проектом регламента работали судьи шести коллегий Верховного суда и сотрудники управления систематизации законодательства и анализа судебной практики.

Момотов подчеркнул: положения регламента будут для сторон диспозитивными, они смогут сами установить приемлемую для них процедуру, если она не противоречит регламенту.

Документ представляет собой настольную книгу не только для судебного примирителя, но и для сторон.

«Минюст принимал участие в обсуждении документа, полагаем, что соблюдён тот самый баланс между описанием процедур и ориентиром на то, что сама процедура проводится в соответствии с принципами добровольности», – заявил Денис Новак, заместитель министра юстиции.

Проект регламента отправили на доработку, в окончательной редакции его должны принять на ближайшем заседании Пленума ВС (дата пока не уточняется).

Принципы и требования к примирителям

Первый раздел регламента содержит общие положения, принципы и задачи судебного примирения. Один из важнейших принципов – добровольность. Стороны должны участвовать в судебном примирении добровольно, они вправе отказаться от продолжения проведения примирения на любой его стадии и в письменной форме сообщить об этом другим участникам процесса.

Устанавливается и принцип сотрудничества, согласно которому переговоры должны носить конструктивный и созидательный характер и проходить в атмосфере «доверия и взаимного уважения». Принцип равноправия предполагает, что судебный примиритель будет не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

В этом же разделе устанавливаются и основные требования к судебным примирителям. Ими станут судьи в отставке из специального списка, который будет утверждать Пленум ВС. Но примирителями смогут стать не все «отставники»: эта должность для них закрыта, если они работают в госорганах, помогают депутатам или сенаторам или назначены на должность финансового омбудсмена.

Порядок примирения

Во втором разделе регламента прописан порядок судебного примирения. Согласно документу, процедуру должна инициировать одна из сторон своим ходатайством. Суд также может предложить процедуру сторонам при наличии их согласия. Процессуальным основанием для проведения процедуры станет определение суда. Срок примирения будет определять суд.

В документе прописываются и права сторон. Они вправе:

  • выбирать судебного примирителя (из списка, составленного Пленумом ВС);
  • вносить предложения по порядку примирения;
  • заявлять о необходимости участия в примирении иных лиц;
  • ходатайствовать о продлении процедуры.

Запрещается разглашать информацию, полученную от другой стороны в ходе судебного примирения, без письменного согласия другой стороны. Нельзя затягивать процедуру судебного примирения. В регламенте прописаны также права и обязанности непосредственно для примирителей.

Процедура завершается в случаях примирения, непримирения, истечения сроков процедуры и прекращения процедуры примирителем. Например, когда стороны очевидно не смогут договориться.

По итогам примирения стороны должны заключить мировое соглашение при содействии примирителя, который должен убедиться, что стороны одинаково понимают условия соглашения.

1. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.

2. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Судебная практика и законодательство — АПК РФ. Статья 8. Равноправие сторон

Восстановление пропущенного срока на подачу кассационной жалобы в отсутствие уважительных причин такого пропуска в нарушение части 3 статьи 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ставит одну из сторон в преимущественное положение.

При отсутствии уважительных причин пропуска срока произвольное восстановление срока нарушило бы принцип равноправия сторон, установленный статьей 8 АПК РФ.

Поскольку заявитель не представил доказательств невозможности реализации своего права на судебную защиту в установленный срок, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подлежит оставлению без удовлетворения, а кассационная жалоба - возврату заявителю.

Произвольный подход к законно установленным последствиям пропуска данного срока приведет к нарушению принципов равноправия сторон и состязательности (статьи 8 и 9 АПК РФ), поскольку удовлетворив необоснованное ходатайство о восстановлении процессуального срока, суд поставит заявителя в преимущественное положение по сравнению с другими лицами, участвующими в деле.

Произвольное восстановление процессуального срока на обжалование судебных актов нарушало бы принцип равноправия сторон, установленный статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку приведенные заявителем обстоятельства не подтверждают уважительности причин пропуска процессуального срока подачи кассационной жалобы, основания для удовлетворения ходатайства и восстановления срока отсутствуют.

Произвольное восстановление процессуального срока на обжалование судебных актов нарушало бы принцип равноправия сторон, установленный статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока следует оставить без удовлетворения в связи с необоснованностью уважительных причин пропуска срока, а кассационную жалобу - возвратить заявителю.

Произвольное восстановление процессуального срока на обжалование судебных актов нарушало бы принцип равноправия сторон, установленный статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока следует оставить без удовлетворения в связи с необоснованностью уважительных причин пропуска срока, а кассационную жалобу - возвратить заявителю.

При отсутствии уважительных причин пропуска срока произвольное восстановление срока нарушило бы принцип равноправия сторон, установленный статьей 8 АПК РФ.

Поскольку заявитель не представил доказательств невозможности реализации своего права на судебную защиту в установленный срок, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подлежит оставлению без удовлетворения, а кассационная жалоба - возврату заявителю.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291, 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

отказать Государственному казенному учреждению Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Произвольное восстановление процессуального срока на обжалование судебного акта нарушало бы принцип равноправия сторон, установленный статьей 8 АПК РФ.

В связи с тем, что причины пропуска срока на подачу кассационной жалобы не признаны уважительными и не зависящими от заявителя, оснований для восстановления срока не имеется.

Произвольное восстановление процессуального срока на обжалование судебных актов нарушало бы принцип равноправия сторон, установленный статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку удовлетворив необоснованное ходатайство заявителя о восстановлении процессуального срока, суд поставит его в преимущественное положение по сравнению с другими лицами, участвующими в деле.

Процессуальные сроки, установленные АПК РФ, являются гарантией соблюдения прав лиц, участвующих в деле. Безмотивное восстановление процессуального срока не соответствует части третьей статьи 41 АПК РФ и нарушает принцип равноправия участников процесса, предусмотренный статьей 8 АПК РФ.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Ремонтно-эксплуатационное управление N 10" оспаривает конституционность положений следующих статей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: 7 "Равенство всех перед законом и судом", 8 "Равноправие сторон", 9 "Состязательность", 64 "Доказательства", 65 "Обязанность доказывания", 89 "Иные документы и материалы" и 200 "Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц".

Вместе с тем в связи с упоминанием в обращении Федерального казначейства о случаях оказания судьями арбитражных судов давления на должностных лиц территориальных органов Федерального казначейства при представлении ими интересов Министерства финансов Российской Федерации в судах, обращаем внимание, что в соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо сторону в преимущественное положение. По имеющимся фактам давления со стороны судей арбитражных судов территориальным органам Федерального казначейства следует немедленно информировать Минфин России и соответствующую квалификационную коллегию судей.

Между тем согласно статье 304 (пункт 1) АПК Российской Федерации одним из оснований для отмены или изменения судебного акта в порядке надзора является нарушение им единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. Исходя из данной формулировки подлежат отмене в порядке надзора судебные акты, не соответствующие критерию единообразия судебной практики, сложившейся, в том числе, с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его практики по конкретным делам. Из положений приведенной нормы в ее взаимосвязи с положениями статей 303 и 305 АПК Российской Федерации следует также, что судом, уполномоченным законом обеспечивать единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм закона посредством рассмотрения конкретных дел в порядке надзора, является Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; лица, участвующие в деле, вправе принимать участие в заседании Президиума, отстаивая свои права на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статья 6 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", статьи 8 и 9 АПК Российской Федерации).

В силу статьи 7 АПК Российской Федерации 1995 года (статьи 8 и 9 АПК Российской Федерации 2002 года) судопроизводство в арбитражных судах должно осуществляться на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает наличие у каждой из них возможности реализовать лично или через своего представителя право на участие в судебном разбирательстве, а именно представлять доказательства, участвовать в их исследовании, задавать вопросы, давать объяснения арбитражному суду, представлять свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными сторонам арбитражным процессуальным законодательством. Поскольку организация реализует свои права как участника арбитражного процесса именно через представителя (статья 47 АПК Российской Федерации 1995 года, аналогичный порядок установлен и в действующем Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации), его отстранение от участия в рассмотрении дела лишает саму организацию, являющуюся стороной по делу, возможности осуществлять судебную защиту своих прав, гарантированную статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, и нарушает ее право на участие в судопроизводстве на основе принципов состязательности и равноправия сторон (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации).

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, взаимосвязанное со статьями 6, 8, 9, частью 3 статьи 15, статьями 286, 288 и частью 5 статьи 289 АПК Российской Федерации, не соответствует статьям 2, 45 (часть 1), 46 (часть 1), 47 (часть 1), 50 (часть 2) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предполагает никаких юридических последствий для принятого большинством голосов судей судебного акта в связи с особым мнением судьи в том случае, когда в нем указывается на неправомерность такого судебного акта.

25 октября 2019 года вступят в силу законы, которые расширят перечень примирительных процедур. Помимо медиации в ГПК, АПК и КАС введут переговоры и судебное примирение. Пленум ВС представил регламент для этой процедуры.

Как рассказал секретарь Пленума Виктор Момотов, над проектом регламента работали судьи шести коллегий Верховного суда и сотрудники управления систематизации законодательства и анализа судебной практики.

Момотов подчеркнул: положения регламента будут для сторон диспозитивными, они смогут сами установить приемлемую для них процедуру, если она не противоречит регламенту.


Документ представляет собой настольную книгу не только для судебного примирителя, но и для сторон.

«Минюст принимал участие в обсуждении документа, полагаем, что соблюдён тот самый баланс между описанием процедур и ориентиром на то, что сама процедура проводится в соответствии с принципами добровольности», – заявил Денис Новак, заместитель министра юстиции.

Проект регламента отправили на доработку, в окончательной редакции его должны принять на ближайшем заседании Пленума ВС (дата пока не уточняется).

Принципы и требования к примирителям

Первый раздел регламента содержит общие положения, принципы и задачи судебного примирения. Один из важнейших принципов – добровольность. Стороны должны участвовать в судебном примирении добровольно, они вправе отказаться от продолжения проведения примирения на любой его стадии и в письменной форме сообщить об этом другим участникам процесса.

Устанавливается и принцип сотрудничества, согласно которому переговоры должны носить конструктивный и созидательный характер и проходить в атмосфере «доверия и взаимного уважения». Принцип равноправия предполагает, что судебный примиритель будет не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

В этом же разделе устанавливаются и основные требования к судебным примирителям. Ими станут судьи в отставке из специального списка, который будет утверждать Пленум ВС. Но примирителями смогут стать не все «отставники»: эта должность для них закрыта, если они работают в госорганах, помогают депутатам или сенаторам или назначены на должность финансового омбудсмена.

Порядок примирения

Во втором разделе регламента прописан порядок судебного примирения. Согласно документу, процедуру должна инициировать одна из сторон своим ходатайством. Суд также может предложить процедуру сторонам при наличии их согласия. Процессуальным основанием для проведения процедуры станет определение суда. Срок примирения будет определять суд.

В документе прописываются и права сторон. Они вправе:

  • выбирать судебного примирителя (из списка, составленного Пленумом ВС);
  • вносить предложения по порядку примирения;
  • заявлять о необходимости участия в примирении иных лиц;
  • ходатайствовать о продлении процедуры.

Запрещается разглашать информацию, полученную от другой стороны в ходе судебного примирения, без письменного согласия другой стороны. Нельзя затягивать процедуру судебного примирения. В регламенте прописаны также права и обязанности непосредственно для примирителей.

Процедура завершается в случаях примирения, непримирения, истечения сроков процедуры и прекращения процедуры примирителем. Например, когда стороны очевидно не смогут договориться.

По итогам примирения стороны должны заключить мировое соглашение при содействии примирителя, который должен убедиться, что стороны одинаково понимают условия соглашения.

1. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.

2. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Комментарии к ст. 8 АПК РФ

1. Комментируемая статья конкретизирует для судопроизводства в арбитражном суде конституционный принцип осуществления правосудия на основе равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). Он тесно связан с принципом состязательности, поскольку реально состязаться могут лишь процессуально равноправные субъекты.

Действие принципа процессуального равноправия сторон распространяется не только на стороны, но и на всех других участвующих в деле лиц. Заявители и заинтересованные лица по делам особого производства и другим делам, третьи лица, прокурор, а также органы, обратившиеся в суд в случаях, предусмотренных законом, несут процессуальные обязанности и пользуются процессуальными правами стороны, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (см. комментарий к ст. ст. 45, 50 - 53 АПК).

2. В ч. 2 комментируемой статьи перечислены те процессуальные права, которые равным образом предоставляются противостоящим друг другу сторонам, а также всем другим участвующим в деле лицам. Стороны и другие лица, участвующие в деле, обладают и другими процессуальными правами и обязанностями, необходимыми для реализации тех задач и целей, ради которых они участвуют в судопроизводстве (см. комментарий к ст. 41 АПК). Объем их равен для всех, если иное не обусловлено различием их процессуальных функций или не установлено федеральным законом (см. также комментарий к ст. 7 АПК).

Например, у истца есть право отказаться от иска, а у ответчика с учетом специфики его процессуального положения - право признать иск (ст. 49 АПК), некоторые лица освобождены от обязанности по уплате государственной пошлины (ст. 105 АПК и ст. 333.37 Налогового кодекса РФ) и т.д. Однако подобные различия не отражаются на полноте использования отдельными субъектами судопроизводства процессуальных средств для отстаивания своих интересов в условиях состязательного процесса.

В чём суть нововведений?

В процессуальном законодательстве (АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ) закреплены порядок и сроки проведения примирительных процедур. Список примирительных процедур расширится, но останется открытым. Помимо уже известной процедуры медиации, к видам примирительных процедур отнесены переговоры и судебное примирение.

Предусмотрены требования к форме и содержанию мирового соглашения, процедура его утверждения судом и порядок исполнения.

Кроме того, дополнены основания для частичного возврата госпошлины при рассмотрении дел в суде и определены полномочия Пленума Верховного Суда РФ в части проведения судебного примирения.

Зачем потребовались такие поправки?

Поправки призваны внедрить в систему правосудия способы урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в том числе процедуры судебного примирения при содействии судебного примирителя. Также планируется дополнительно стимулировать стороны к использованию примирительных процедур в рамках гражданского, административного судопроизводства и в арбитражном процессе.

Развитие альтернативных методов разрешения споров является действенным способом оптимизации судебной нагрузки посредством уменьшения количества дел в судах, что в свою очередь позволит повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту.

Как сторонам спора показать, что они пытались примириться?

Если стороны пытались примириться, то при подаче иска нужно будет указать, что именно в этом плане ими было предпринято. К иску потребуется приложить документы, подтверждающие примирительные действия, если конечно такие документы имеются в наличии.

Если примирительные действия совершал ответчик, их нужно будет обозначить в отзыве на иск, приложив подтверждающие документы (при наличии). В отзыве также потребуется изложить мнение о том, могут ли стороны примириться.

Сейчас согласно позиции Пленума ВАС РФ судья при подготовке дела к разбирательству только предлагает участникам дела сообщить о предпринятых примирительных действиях и представить соответствующие документы.

Каков порядок примирительной процедуры?

Суд сможет вынести определение о проведении примирительной процедуры. Это произойдет, если, например, стороны согласились с предложением суда провести данную процедуру или тот удовлетворил ходатайство о ней.

В определении суд укажет среди прочего срок, в течение которого должна быть завершена примирительная процедура. Стороны смогут ходатайствовать о его продлении.

Если до обращения в суд с требованиями об оспаривании, например, решений органов власти стороны не использовали досудебное урегулирование спора, будет работать следующее правило. Суд сможет при согласии юрлица, ИП или гражданина отложить разбирательство и провести примирительную процедуру.

Каким образом будет проходить судебное примирение?

Судебное примирение будет проводиться с участием судебного примирителя. Им станет судья в отставке. Эту процедуру можно будет применить на любой стадии производства. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определит регламент, который утвердит Пленум ВС РФ.

Отметим, примиритель не сможет совершать действия, которые повлекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.

Что должно стать итогом примирительных процедур?

В процессуальных кодексах установлены схожие результаты примирительных процедур. К примеру, в АПК РФ введён открытый перечень результатов примирения участников дела, в частности:

  • мировое соглашение;
  • частичный или полный отказ от иска;
  • частичное или полное признание иска;
  • частичный или полный отказ от апелляционной, кассационной, надзорной жалобы.

Полагается ли возврат госпошлины в случае примирения?

Да, соответствующие изменения внесены в НК РФ. Поправками установлено, что при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска, признании иска ответчиком до принятия решения судом первой инстанции истцу будут возвращать 70% суммы уплаченной им госпошлины, на стадии апелляции — 50%, на стадии кассации, надзора — 30%.

Сейчас при заключении мирового соглашения до принятия решения ВС РФ, арбитражными судами истцу возвращают 50% госпошлины. Это положение не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.

Что ещё поменялось?

Уточнён ряд норм, посвящённых мировому соглашению. В частности, установлено, что третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, вправе участвовать в заключении мирового соглашения в качестве стороны. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если по условиям этого соглашения они приобретают права либо на них возлагаются обязанности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: