Суд это правоохранительный орган или нет

Обновлено: 17.05.2024

Амирбеков К.И., доктор юридических наук, заведующий отделом проблем организации прокурорской деятельности НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

В статье на основе анализа законодательства, теоретических положений и правоприменительной практики дается обоснование понятий "правоохранительная деятельность" и "правоохранительный орган", критериев их разграничения с понятиями "правозащитная деятельность" и "субъект правозащитной деятельности".

Ключевые слова: юридическая, правообеспечительная, правоохранительная, правозащитная, судебная, прокурорская деятельность; орган, организация, субъект; принудительно-силовые полномочия; отстаивание прав и интересов.

Law enforcement and law enforcement agency: the concept and criteria of differentiation

Amirbekov K.I., doctor of law, head of department of problems of prosecutor's organization of the Research institute of the Academy of the prosecutor general of the Russian Federation.

This article, on the base of legislation analysis, theoretical statement existing in science and enforcement practice, explains the justification of concepts "law enforcement activity" and "law enforcement agency", the criterias for their distinguishing from the concepts "human rights activity" and "the subject of human rights activity".

Key words: legal, law-provising, law enforcement activity, human rights activity, judicial activity, prosecutorial activity; law enforcement agency, human rights organization, force powers, the authority to assert the rights.

Актуальность дальнейшей научной разработки понятий "правоохранительная деятельность" и "правоохранительный орган" обусловлена отсутствием в действующем законодательстве четкого их определения и наличием в науке различных подходов к их пониманию .

Законодатель в некоторых случаях в число правоохранительных органов включает Федеральную фельдъегерскую службу, в некоторых - правоохранительные органы отграничивает от органов спецслужб и контролирующих органов; суд относит к субъектам, осуществляющим правоохранительную деятельность, а прокуратуру, наоборот, не относит. Иногда в перечень правоохранительных органов законодатель не включает ФСБ России, традиционно относимую к таковым .

См. об этом подробно: Капинус О.С., Жубрин Р.В. Реализация правоохранительной функции Российского государства в деятельности государственных органов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 1. С. 6 - 7; Кобзарев Ф.М. Конституционно-правовое регулирование охранительной функции государства и форм ее реализации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2013. N 5. С. 33 - 34.

В литературе используются также смежные понятия - "защита прав" и "правозащитная деятельность", что, в свою очередь, актуализирует вопрос о критериях отграничения их от правоохранительной деятельности, а также правоохранительных и правозащитных институтов государства и общества.

Сторонники широкого подхода в понятие "правоохранительная деятельность" включают деятельность многих субъектов, имеющих отношение к охране или защите субъективных прав, начиная с полицейской, следственной, оперативно-разыскной, судебной, прокурорской и заканчивая адвокатской и нотариальной .

Кобзарев Ф.М. Указ. соч. С. 34. Да и в самой Конституции Российской Федерации термины "охрана" и "защита" чаще всего используются в одинаковом смысле. См.: ст. 2, ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации.

Сторонники узкого подхода в понятие "правоохранительная деятельность" включают деятельность только несудебных государственных органов по охране и защите прав, осуществляемую путем применения властных полномочий по отношению к лицам, не состоящим с ними в отношениях подчинения типа "работодатель - работник" .

Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность в сфере административной юрисдикции: Монография. М., 2014. С. 25.

Существует мнение, согласно которому правоохранительная и правозащитная деятельность представляют собой, по сути, две разные категории, отличие друг от друга которых выражается во времени возникновения соответствующих правоотношений: правозащитные отношения возникают только лишь после того, как право уже нарушено, и, соответственно, направлены на его восстановление . Согласно другой точке зрения, правозащитная и правоохранительная деятельность - это подсистемы более масштабной системы "правового обеспечения жизнедеятельности общества, и поэтому в систему правозащитных субъектов входят, по определению, все правоохранительные органы" ; государственная правоохранительная система реализует правозащитную функцию государства .

Саакян Д.О. О правоохранительной деятельности и правоохранительных органах Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Вып. 1. Т. 19. 2013. С. 218.
См. об этом: Цымбалюк Н.И. "Правоохрана" и "правозащита" - идентичности или антиподы в правовом государстве // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. N 2. С. 96, 98.
Мирзоев Г.Б. Правоохранительная деятельность государства и вопросы общественного контроля. М.: Юрлитинформ, 2007. С. 28 - 29.

Не дают ясного ответа на рассматриваемый вопрос и утвержденные Приказом Минобрнауки России действующие Номенклатура специальностей научных работников и Паспорт специальности 12.00.2011.

Правоприменительная практика сложилась таким образом, что в число правоохранительных включаются несудебные государственные органы, обладающие властными полномочиями в сфере уголовной юрисдикции. Примером тому является многолетняя практика осуществления прокуратурой Российской Федерации координации деятельности всех несудебных государственных органов, обладающих в сфере уголовной юрисдикции соответствующими властными полномочиями . Однако такая практика не дает ответа на вопрос о том, по какой причине в категорию правоохранительных не включаются органы административной юрисдикции, хотя они так же, как и органы уголовной юрисдикции, осуществляют профилактику преступности, во-первых, путем выявления, предупреждения и пресечения административных правонарушений, кратность которых законом приравнивается к преступлениям, и, во-вторых, путем оформления результатов своих действий в соответствующих юридических актах (протоколах, объяснениях, актах проверок, заключениях, справках и т.п.) с последующей передачей материалов о преступлении, совершенном в сфере их ведения, в правоохранительные органы уголовной юрисдикции. Многие выявляемые ими административные правонарушения по характеру объективной стороны почти тождественны с преступлениями, отличаясь лишь размером причиненного ущерба и кратностью совершения. Дела об административных правонарушениях после окончания досудебных проверочных действий органы административной юрисдикции (контролирующие органы) так же, как и органы уголовной юрисдикции (следственные органы и органы дознания), передают в суд для применения санкций, полномочия по применению по многим из которых, так же как и по преступлениям, отнесены законом к компетенции суда. Судопроизводство по административным правонарушениям осуществляется по аналогии с уголовным судопроизводством, а не с конституционным, гражданским или административным. Конституция Российской Федерации отдельного вида судопроизводства по административным правонарушениям не предусматривает .

К примеру, Регламент Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации является основной организационной формой координации деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы судебных приставов, Следственного комитета Российской Федерации по борьбе с преступностью; он подписан 14.02.2014 руководителями всех перечисленных государственных органов, общим для которых является обладание властными полномочиями в уголовно-правовой сфере (см. соответствующее номенклатурное дело НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014).
Предусмотренное ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации 2015 г. и к судопроизводству по делам об административных правонарушениях не относится.

Если же обратиться к зарубежному опыту, то в большинстве государств считается, что эти два вида юридического процесса не должны противопоставляться, необходимо добиваться взаимодополняющего, синергетического действия мер административной и уголовной ответственности для наказания виновных и предотвращения правонарушений .

Такой широкий разнобой в применении рассматриваемых понятий в законодательстве и в практической деятельности объясняется, на наш взгляд, методологически ошибочным подходом при выделении правоохранительного вида в классификации юридической деятельности. При выделении судебного или прокурорского ее вида в качестве основания берется такой элемент ее структуры, как субъект (суд или прокуратура), а при выделении правоохранительной и правозащитной деятельности - иной элемент этой же структуры (либо объект, либо средства, либо предмет). Выделенные по разным основаниям виды юридической деятельности ставятся в один ряд, т.е. нарушаются правила научной классификации и не получается логически выверенного определения понятия.

При классификации видов юридической деятельности по такому основанию, как субъект, в одном ряду с судебной и прокурорской следует выделять не правозащитную и правоохранительную, а полицейскую, дознавательскую, следовательскую, адвокатскую деятельность, деятельность нотариусов, деятельность уполномоченных по правам человека, физических и юридических лиц, общественных формирований и т.п.

Правоохранительная и правозащитная деятельность выделяются при классификации видов юридической деятельности по такому основанию, как применяемые в процессе деятельности средства, в качестве которых выступают установленные законом полномочия субъекта, отличающиеся друг от друга по своей юридической силе.

В этом аспекте наиболее обоснованным является подход, примененный Н.И. Цымбалюк для разграничения указанных понятий друг с другом . Этот автор в качестве отличительных признаков выделила для правоохранительной деятельности использование законодательно регламентированных "мер принудительно-силового воздействия", а для правозащитной - использование "разрешенных законом средств" для отстаивания в соответствующих инстанциях личностных и коллективных интересов, защиты гражданских прав и свобод отдельных граждан и общественных объединений. На наш взгляд, именно в этих различиях юридической природы используемых "мер" (или "средств", "полномочий") заключается отличие правоохранительной от правозащитной деятельности, а других различий между ними, по сути, нет.

Цымбалюк Н.И. "Правоохрана" и "правозащита" - идентичности и антиподы в правовом государстве // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. N 2. С. 93 - 98.

Таким образом, правоохранительной является юридическая деятельность, выражающаяся в принудительно-силовом воздействии в установленном законом порядке с целью выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия, расследования правонарушений и для устранения их причин и условий. А правозащитной - юридическая деятельность, выражающаяся в отстаивании в компетентной инстанции с использованием разрешенных законом средств удовлетворения личностных и коллективных интересов, прав и свобод отдельных граждан и общественных объединений.

Отличия правоохранительной деятельности от правозащитной заключаются не в характеристике субъектов деятельности, а в применяемых субъектами в процессе своей деятельности средствах (мерах) воздействия. Из этого следует, что правоохранительную деятельность могут осуществлять только государственные органы, правозащитную - не только государственные, но и негосударственные институты, так как последние также вправе отстаивать интересы, права и свободы отдельных личностей и коллективов граждан перед соответствующими инстанциями, в полномочия которых входит принятие правового решения по возникшей правовой проблеме.

Принудительно-силовое воздействие, характерное для правоохранительной деятельности, осуществляют государственные органы в рамках не только уголовной, но и административной юрисдикции. Например, путем задержания лица, совершившего административное правонарушение, на месте, доставления его в отделение полиции для установления личности, опроса, составления протокола о правонарушении и т.п.

Это воздействие государственные органы осуществляют для выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия, расследования и профилактики как административных правонарушений, так и преступлений. Общим для правоохранительных органов, осуществляющих деятельность в обоих видах юрисдикции, является то, что указанное воздействие они осуществляют по отношению к лицам, не состоящим с ними в правоотношениях власти и подчинения типа "работодатель-работник", характерного для осуществления воздействия на правонарушителя, например, в сфере дисциплинарной юрисдикции. Для некоторых государственных органов такое воздействие является основным видом их функциональной деятельности (например, для подразделений ГИБДД органов внутренних дел, для органов службы лесного или ветеринарного надзора, органов дознания и органов предварительного следствия и т.д.), а для других в качестве основного вида их функциональной деятельности выступает осуществление внешнего надзора или контроля за законностью осуществления такой деятельности (прокуратура и суд) .

Из такого понимания вопроса не вытекает, что суд и прокуратура не осуществляют правоохранительную или правозащитную деятельность.

Следовательно, к правоохранительным относятся государственные органы, которые не состоят структурно в судебной и прокурорской системе, наделены полномочиями принудительно-силового воздействия как в сфере уголовной, так и в сфере административной юрисдикции по отношению к лицам, совершившим правонарушения, и применение этих полномочий для которых является основным видом внешней функциональной деятельности.

Такое определение понятия "правоохранительный орган" является более точным и более научно обоснованным. Поэтому в законодательных и других правовых актах, в которых используется понятие "правоохранительный орган", целесообразно внести уточнение, об уголовной или административной юрисдикции правоохранительного органа идет речь.

В законодательстве, в науке и в правоприменительной практике понятие "орган" к правозащитной деятельности, как правило, не применяется, хотя государство в лице его конкретных органов и осуществляет защиту прав и свобод. К примеру, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учрежден специально для государственной защиты прав человека и обладает статусом государственного органа. Общим для понятий "орган", "организация", "институт", "правозащитник" и т.п. для данной деятельности является понятие "субъект правозащитной деятельности", основными видами внешней функциональной деятельности которого являются отстаивание законных интересов отдельных граждан, коллективов граждан и общественных организаций, удовлетворение, соблюдение и восстановление прав и свобод человека и гражданина, независимо от того, являются они государственными институтами или нет.

Разумеется, правоохранительную и правозащитную деятельность осуществляет и прокуратура Российской Федерации, не подменяя при этом иные государственные органы. Прокуроры наделены законом властно-принудительными полномочиями как в сфере уголовной, так и в сфере административной юрисдикции, с одной стороны, а с другой - по отстаиванию частных и коллективных интересов физических и юридических лиц в соответствующих компетентных инстанциях, включая судебные инстанции. Суд также осуществляет правоохранительную и правозащитную деятельность. Но, в отличие от аналогичной деятельности прокуратуры или правоохранительных органов уголовной и административной юрисдикции, суд свои властные правоохранительные полномочия всегда применяет только по ходатайству сторон судопроизводства, правозащитные решения принимает по поступившим в суд заявлениям.

Таким образом, прокурорская деятельность и судебная деятельность в правообеспечительной деятельности власти занимают особое место, дополняя отечественную правоохранительную и правозащитную системы элементами, гарантирующими противодействие ведомственности и местничеству, компенсирующими недостатки иных государственных органов в данной сфере государственной деятельности и обеспечивающими принятие правового решения по любой правовой проблеме. Осуществление правоохранительных или правозащитных полномочий не лишает суд и прокуратуру своей самостоятельности и независимости, а суд, кроме того, и статуса верховенства в системе субъектов правообеспечительной деятельности власти.

Список использованной литературы

  1. Капинус О.С., Жубрин Р.В. Реализация правоохранительной функции Российского государства в деятельности государственных органов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 1.
  2. Кобзарев Ф.М. Конституционно-правовое регулирование охранительной функции государства и форм ее реализации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2013. N 5.
  3. Саакян Д.О. О правоохранительной деятельности и правоохранительных органах Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Вып. 1. Т. 19. Кострома, 2013.
  4. Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность в сфере административной юрисдикции. М., 2014.
  5. Цымбалюк Н.И. "Правоохрана" и "правозащита" - идентичности или антиподы в правовом государстве // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. N 2.
  6. Мирзоев Г.Б. Правоохранительная деятельность государства и вопросы общественного контроля. М.: Юрлитинформ, 2007.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

относятся ли суды к правоохранительным органам что вообще к ним относят(к правоохранительным органам ).

Здравствуйте. Сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие.

Правоохранительные органы – это те госструктуры, которые призваны охранять правопорядок: вести оперативно-розыскную работу, расследовать преступления разного рода и направленности, контролировать исполнение судебных решений и пр. Однако сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие, конституционный контроль за выпуском нормативной документации и деятельностью высокопоставленных чиновников от юриспруденции касательно соблюдения требований Конституции РФ, а еще – за деятельностью правоохранительных органов. Из вышеизложенного следует, что суд является не правоохранительным органом, а вышестоящей инстанцией иного ведомства – судебной системы, наделенной правами контроля, в том числе и за работой сотрудников правоохранительной системы.

Суд представляет собой специализированную инстанцию, которая осуществляет действия, направленные на исполнение законов. В случае нарушения законов, установленных законодательной властью, суд осуществляет процесс судебного разбирательства, в ходе которого осуществляется процесс восстановления объективной картины происшествия, изучаются все доводы, доказательства и факты. На основании полученной информации, суд принимает окончательное решение;
Правоохранительные органы занимаются обеспечением правопорядка и взаимодействия общества, также формируется обязательство сбора документов, улик и доказательств, которые впоследствии передаются суду, для осуществления судебного процесса;
Нужно сказать о том, что судебный орган не является правоохранительным. Так как формируется немаловажный аспект формирования определенных различий. Как вы уже поняли, правоохранительные инстанции не могут принимать решения по определенным видам наказания. Также нужно обратить ваше внимание на то, что суд осуществляет процесс принятия окончательного решения по вопросу рассматриваемого дела.

Скажите пожалуйста кто входит в правоохранительные органы РФ. И входит ли туда адвокатура и таможня.

Скажите пожалуйста кто входит в правоохранительные органы РФ. И входит ли туда адвокатура и таможня.

Инга

Добрый вечер!

В правоохранительные органы входят система судов (Конституционный суд, система судов общей юрисдикции, арбитражные суды, суды субъектов РФ (мировые судьи, Конституционные (уставные) суды субъектов РФ)), полиция, прокуратура, частные детективные и охранные агентства, нотариат, в том числе адвокатура, таможня.

Да, Инга, таможня относится к правоохранительным органам, по поводу адвокатуры спорные мнения, я думаю, что нет.

Систему правоохранительных органов
составляют институты защиты прав граждан, включающие в себя судебную
защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных
государственных и негосударственных учреждений и неправительственных
правозащитных организаций.

Критерии,
которым должен соответствовать государственный орган для отнесения его к правоохранительным:

– правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности;

– правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в
произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и
процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их
допустивших, установлена юридическая ответственность;

– в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используя
властные полномочия, имеют право применять государственное принуждение;

– законные и обоснованные решения правоохранительных органов
подлежат обязательному исполнению, их неисполнение влечет дополнительную
юридическую ответственность.

Исходя из указанных критериев к правоохранительным органам могут
быть отнесены: прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения
безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы
предварительного расследования, органы юстиции, нотариат. Спорным
является мнение об отнесении к указанным органам адвокатуры и частных
охранных и детективных служб.

Определяя место правоохранительных и судебных органов в системе
органов государства, необходимо исходить из принципа разделения власти. С
этой позиции место правоохранительных органов определяется функциями
данного вида государственной деятельности, обеспечивающих выполнение
стоящих перед ними задач: защита личности, общества, государства.

Деятельность каждого из правоохранительных и судебных органов нацелена на достижение определенных результатов:

– обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений
предписаний Конституции РФ, проверки конституционности законодательных и
иных нормативных актов;

– справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел;

– выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского надзора и поддержания обвинения;

– раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их
совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в
суде;

– исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений;

– предоставление квалифицированной помощи всем, в ней нуждающимся, оказание других юридических услуг.

Данные результаты достигаются путем реализации правоохранительными и судебными органами соответствующих функций:

– конституционный (уставный) контроль;

– правосудие и судебный контроль;

– прокурорский надзор;

– выявление и расследование преступлений;

– исполнение судебных решений;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений;

– оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Некоторые правоохранительные органы призваны осуществлять только одну функцию, на другие же возлагается целый ряд функций.

Подборка наиболее важных документов по запросу Суд не является органом преследования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Суд не является органом преследования

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 252 "Пределы судебного разбирательства" УПК РФ "Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2011 года N 14422-О, статья 252 УПК РФ в соответствии с конституционным принципом состязательности и основанным на нем правилом о том, что суд не является органом уголовного преследования и не может выступать на стороне обвинения или защиты, предусматривает обязанность суда проводить разбирательство только по предъявленному обвинению и содержит запрет на изменение обвинения в сторону, ухудшающую положение обвиняемого. Нормы ст. 252 УПК РФ предоставляют суду возможность изменить обвинение лишь в сторону его смягчения, не выходя за рамки, очерченные обвинительным заключением и позицией государственного обвинителя в судебном заседании, каких-либо положений, наделяющих суд полномочиями самостоятельно формулировать обвинение, не содержит."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 195 "Неправомерные действия при банкротстве" УК РФ "Одновременно, суд апелляционной инстанции отмечает, что вопреки доводам представления, указанные выше обстоятельства имеют существенное значение и не могли быть устранены судом самостоятельно, так как при рассмотрении дела в соответствии с положениями ч. 1 ст. 252 УПК РФ, определяющей пределы судебного разбирательства, при условии предъявленного подсудимому обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 195 УК РФ, одним из составляющих которого является обязательное установление размера причиненного преступлением ущерба, суд не вправе выйти за рамки сформулированного в обвинительном заключении обвинения, а в соответствии с ч. 3 ст. 15 УПК РФ суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты, а лишь создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Суд не является органом преследования

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Оправдательный приговор: особенности исполнения и основания отмены
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Суд не является органом уголовного преследования, а значит, не может выступать инициатором каких-либо изменений, ставящих оправданного в невыгодное положение. Он может лишь согласиться с доводами и мотивами, приведенными в представлении прокурора, жалобе частного обвинителя, потерпевшего, его законного представителя и (или) представителя. В этом случае действует принцип асимметрии ревизионного начала.

Нормативные акты: Суд не является органом преследования

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 11.06.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2022) 3. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

Нередко граждане, пострадавшие от противоправных посягательств (например, которым причинен материальный вред путем хищения имущества, денег, ценностей, или вред здоровью) обращаются в органы прокуратуры с просьбой привлечь к ответственности виновных лиц.

Вместе с тем, прокуратура согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" это система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории России.

Однако прокуратурой надзор осуществляется не за соблюдением законов гражданами, а за соблюдением законов органами власти (в частности, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, судебными приставами, органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие и т.д.).

Органом власти, предназначенным для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а также для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О полиции», является полиция.

Таким образом, в случае угрозы или нарушения гражданами прав и свобод других граждан, в том числе нарушения права на здоровье, собственность, проверки будут проводиться органами полиции.

Вместе с тем, следует учесть, что в системе правоохранительных органов полиция не является единственным представителем.

Так, к правоохранительным органам относятся, помимо полиции, следственный комитет, служба судебных приставов, министерство чрезвычайных ситуаций, федеральная служба безопасности, таможенные органы и другие.

Одним из критериев разделения полномочий данных органов в сфере обеспечения прав и свобод граждан является вид совершенного преступления.

Так, в случае хищения у граждан имущества и денежных средств путем кражи (ст. 158 УК РФ), мошенничества (ст. 159 УК РФ), а также в случае причинения вреда здоровью легкого (ст.115 УК РФ), средней тяжести (ст. 112 УК РФ), угрозы убийством (ст. 119 УК РФ), расследованием данных преступлений будет заниматься полиция.

Органы расследования службы судебных приставов занимаются расследованием неуплаты родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей (ст. 157 УК РФ).

Следственный комитет в основном расследует тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, например, убийство (ст. 105 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) и другие.

Вместе с тем, разграничение полномочий органов не означает, что в случае совершения противоправных посягательств, гражданам будет отказано в приеме заявления со ссылкой на обращение в неуполномоченный орган власти.

Так, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Разъясняет прокуратура Ванинского района

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

26 апреля 2018, 00:00

Разграничение полномочий прокуратуры и правоохранительных органов

Нередко граждане, пострадавшие от противоправных посягательств (например, которым причинен материальный вред путем хищения имущества, денег, ценностей, или вред здоровью) обращаются в органы прокуратуры с просьбой привлечь к ответственности виновных лиц.

Вместе с тем, прокуратура согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" это система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории России.

Однако прокуратурой надзор осуществляется не за соблюдением законов гражданами, а за соблюдением законов органами власти (в частности, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, судебными приставами, органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие и т.д.).

Органом власти, предназначенным для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а также для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О полиции», является полиция.

Таким образом, в случае угрозы или нарушения гражданами прав и свобод других граждан, в том числе нарушения права на здоровье, собственность, проверки будут проводиться органами полиции.

Вместе с тем, следует учесть, что в системе правоохранительных органов полиция не является единственным представителем.

Так, к правоохранительным органам относятся, помимо полиции, следственный комитет, служба судебных приставов, министерство чрезвычайных ситуаций, федеральная служба безопасности, таможенные органы и другие.

Одним из критериев разделения полномочий данных органов в сфере обеспечения прав и свобод граждан является вид совершенного преступления.

Так, в случае хищения у граждан имущества и денежных средств путем кражи (ст. 158 УК РФ), мошенничества (ст. 159 УК РФ), а также в случае причинения вреда здоровью легкого (ст.115 УК РФ), средней тяжести (ст. 112 УК РФ), угрозы убийством (ст. 119 УК РФ), расследованием данных преступлений будет заниматься полиция.

Органы расследования службы судебных приставов занимаются расследованием неуплаты родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей (ст. 157 УК РФ).

Следственный комитет в основном расследует тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, например, убийство (ст. 105 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) и другие.

Вместе с тем, разграничение полномочий органов не означает, что в случае совершения противоправных посягательств, гражданам будет отказано в приеме заявления со ссылкой на обращение в неуполномоченный орган власти.

Так, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Разъясняет прокуратура Ванинского района

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: