Становление и развитие казахстана как правового и социального государства

Обновлено: 07.05.2024

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития государственности Казахстана. Проводится научный анализ взглядов ведущих ученых относительно президентской формы правления. Дается научный анализ особенностей развития правовой системы РК. Сделан вывод о необходимости восприятия в правовой системе Казахстана правовых ценностей казахского народа.

В ходе своего исторического развития казахский народ создал три типа государственности. Первый тип – кочевое государство. Оно было упразднено в связи с вхождением в состав Российской империи. Второй тип – советская государственность. Здесь Казахстан был частью Союза ССР как единого многонационального государства. Третий тип государства – независимая государственность, возник после распада Союза ССР – суверенный Казахстан. 16 декабря 1991 г. на карте мира появилось новое государство – Республика Казахстан, которое уже в следующем году, 2 марта 1992 г., стала полноправным членом ООН.

Стратегия современного развития казахской государственности основывается на всемерном поддержании единства страны, обеспечении национальной безопасности. Здесь высшими ценностями государственно-правовой жизни признаются такие явления, как «целостность государства», «государственная и национальная безопасность», «суверенитет государства». Эти идеи закреплены в Стратегии развития Казахстана–2050 [1].

«Государственность» гораздо более широкое понятие, чем «государство». В теории государства и права государство определяется как политическая власть, осуществляющая управление обществом в пределах определённой территории. Тогда как государственность определяется как сложнейший комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также компонентов неполитического характера, обусловленных самобытностью (спецификой) социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности конкретного народа или объединения народов на определенном этапе развития общества [2, с. 34].

Государственность – это форма общества в конкретное историческое время, качественная характеристика его элементов и институтов, составляющая основное содержание и определенную черту общества и государства.

При этом на состояние общества, строй общественных отношений оказывают влияние не только государственная власть, ее структуры, но и другие институты, в том числе неполитического характера, например, экономическая, социальная, духовная, информационная и другие системы, а также международная обстановка

Особенности географического положения Казахстана, климатические условия, постепенное приращение территории, населенной народами с различными, но в то же время во многом схожими условиями жизни, традициями и религиями, создали неповторимую уникальную специфику страны, которая предопределила возникновение ряда неповторимых черт казахской государственности таких, как евразийство, государственный патернализм и традиционализм и многое другое.

Отметим, что на развитие государственности также оказывают существенное влияние такие явления, как менталитет и правовая культура. Без этого понимания практически невозможно получить положительный результат при проведении каких бы то ни было государственных преобразований. Присоединяемся к мнениям ученых о том, что на развитие государственности Казахстана основное влияние оказали историко-географические факторы. К ним относятся особые географические и природные факторы, климатические условия, наличие или отсутствие угрозы стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, засух), экологическая обстановка и состояние окружающей природной среды, наличие ископаемых и природных ресурсов (пригодных для сельскохозяйственной обработки земель, пресной воды, месторождений топлива и минерального сырья) [3].

Отметим, что Казахстан является унитарным государством. Академик Г. Сапаргалиев подчёркивает, что территориальная целостность Казахстана сложилась исторически. Исторические факты доказывают неправомерность суждений и мнений о якобы «случайности» образования территории Казахстана [4, с. 209].

Отметим, что природно-географические факторы могут создавать для развития государства прочную основу или, напротив, сдерживать его. К примеру, французский мыслитель Монтескье установил связь законов с климатом. Он полагал, что характеристика территории влияет на дух народа, который здесь проживает. Эти взгляды были выражены Монтескье в таких произведениях, как «Персидские письма», «О духе законов».

Приведем некоторые высказывания мыслителя: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни – различие законов», «Холодный климат делает людей более крепкими, а следовательно, и более активными, трудоспособными, целеустремлёнными. Жара приучает к лени, изнеженности, равнодушию» [5].

Полагаем, что казахская государственность формировалась как демократическая в связи с кочевым образом жизни. Это предполагало свободу кочевников, основанную на знании, прежде всего, законов природы, а также на неукоснительном соблюдении обычаев и не связанную жесткими рамками писаных законов.

Академик Зиманов С.З., характеризуя право казахского народа, подчеркивал: «Казахское право, основными источниками которого были обычно-нормативная система, культурные традиции Великой степи, проявляло на протяжении многих веков удивительную жизнеспособность и стойкость в условиях прямого и косвенного засилия чужестранных государств, мощного влияния их идеологии. Завидная живучесть Казахского права в его изначальной, древней форме наперекор всем изменениям и революциям, пронесшимся на степном пространстве Казахстана, объясняется тем, что в его основе и самой структуре, в его нормативной системе лежали народность и вольная, естественная свобода человека, то есть такие нравственные идеалы и принципы, которые созвучны вечным стремлениям человека и человечества. Это было одной из фундаментальных причин того, что Казахское право оказалось сильнее мечей узурпаторов и их режима» [6, с. 23-24].

Полагаем, что в формировании современной правовой системы Казахстана должны быть использованы опыт и достижения правовой культуры казахского народа. И здесь большое значение имеют принципы традиционной правовой культуры казахского народа. Наиболее значим принцип формального равенства. Данный принцип преломлялся в правовой свободе всех членов традиционного казахского общества, в уважительном отношении к личности и отсутствии раболепного поклонения власти, в незакабаленности деспотическими устоями, в свободолюбивом образе жизни, в развитом устном народном творчестве, во всей духовной культуре народа.

Полагаем необходимым затронуть вопрос об использовании в правовой системе Казахстана западных институтов демократии. Осмысление достоинств и недостатков западной правовой культуры и возможности его перенесения на казахстанскую почву приводит нас к выводу о том, что необходимо разумное сочетание ценностей западной правовой культуры и достижений национальной правовой культуры, использование прежнего исторического правового опыта. Полагаем, что правовую систему Казахстана необходимо развивать, базируясь не на формально заимствованных у развитых стран демократических принципах и правовых норм, а на таких принципах права и демократии, которые были бы органичны с традиционными ценностями народов Казахстана. При этом демократические принципы и правовые нормы не будут вступать в противоречия с ценностями традиционных культур Казахстана. В противном случае при формальном заимствовании демократических принципов и правовых норм могут возникнуть неразрешимые противоречия в разных сферах, в том числе и правовых.

Государственность связана с формой правления. Как известно, в Казахстане президентская форма правления. Современная модель президентской формы правления в Республике Казахстан была сформирована с учетом ряда факторов. При этом, по мнению казахстанского ученого Мухамеджанова Б.А., были учтены традиции государственного развития Казахстана в досоветское время, а также опыт государственного строительства Казахской ССР и ведущие тенденции совершенствования системы государственного управления в экономически и политически развитых государствах мира [7, с. 12].

Для Республики Казахстан, как и других постсоветских республик, в условиях формирования правового государства и гражданского общества наиболее предпочтительной является президентская форма правления.

Обратимся к мнению казахстанского ученого Б.А. Майлыбаева. В монографии «Становление и эволюция института Президента Республики Казахстан: проблемы, тенденции, перспективы (опыт политико-правового исследования)» Б. Майлыбаев подчеркивает: «Президентская власть необходима для организации и налаживания сложной системы общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, созидательной, интегративной и охранительной деятельности. Другие ветви власти не в состоянии взять на себя данную совокупность функций в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, обретающих особую динамику в переходный период» [8, с. 34].

Академик С. Сартаев подчеркивает, что в условиях распада Союза ССР, приведшего к кризису государственной власти в целом, образованию политического вакуума, полному разрыву правовой преемственности страны, единственно правильным и закономерным явилось создание сильной президентской власти [9].

Выбор формы правления осуществляется не случайно и произвольно, а в ответ на конкретные традиции общества, и этот выбор сознательно принимается как средство решения проблем, представленных этими традициями. Подчеркнем, что в системе государственной власти главным считается способность обеспечивать целостность, суверенность, безопасность, упорядоченность и развитие общества. Предназначение (миссия) государственной власти усматривается не в ней самой, а в обеспечении ею потребностей, интересов и целей общества, объединенного в соответствующее государство.

Исходя из современных политических реалий Казахстана, полагаем, что установление президентской формы правления полностью отражает общественные потребности и основывается на соответствующей политической культуре, связанной с исторической ролью главы государства. Полагаем справедливым мнение ведущих казахстанских ученых, в том числе Малиновского В. о том, что президентская форма правления Республики Казахстан, установленная Конституцией 1995 г., вполне отвечает реалиям переходного времени и способствует стабильности курса постепенной политической модернизации страны. Именно в этом историческом контексте необходимо решать вопрос о перспективах совершенствования президентской формы правления в Казахстане, превращения ее в президентско-парламентскую [10].

Таким образом, Глава государства как общенациональный политический лидер осуществляет основные функции, направленные на консолидации всего многонационального казахстанского общества. Одним из главных достижений Президента РК является обеспечение Главой государства политической стабильности страны в современных условиях. Президентская форма правления позволяет интегрировать законодательную и исполнительную ветви власти в единый работающий механизм, основанный на системе сдержек и противовесов, эффективного их взаимодействия. Президент, имеющий весомые полномочия, при этом должен ориентироваться на парламентское большинство и в соответствии с этим строить политику. Неотъемлемыми прерогативами Парламента должны стать сильные контрольные полномочия, более эффективный контроль за деятельностью Правительства и др.

Современная казахстанская государственность в международном контексте развивается на основе утверждения Казахстана на международной арене как суверенного и независимого государства, вовлеченного в международное общение как самостоятельный субъект. Идет процесс укрепления связей РК с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Казахстан выступает как инициатор многих интеграционных программ в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического пространства.

Отметим включенность Казахстана в процессы глобализации и участие республики в международных организациях универсального характера (Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, ОБСЕ и др.). В 2010 г. Казахстан председательствовал в ОБСЕ. Большое значение имеет участие РК в таких международных организациях, как ШОС, ОДКБ, АТЦ СНГ. Это, в первую очередь, необходимо для обеспечения безопасности личности и общества, сохранения территориальной целостности, независимости государства.

В Казахстане создана развитая правовая система, при этом признается приоритет принципов и норм международного права, а также международных договоров Республики Казахстан.

Таким образом, в настоящее время в Республике Казахстан идет активный процесс дальнейшего укрепления независимой казахстанской государственности, адекватной новым угрозам и вызовам, а также адекватный современному уровню развития гражданского общества и становления демократических институтов.

Сегодня Казахстан стоит на рубеже нового этапа политической модернизации. Основная цель проводимых в Казахстане политических реформ изначально была направлена на строительство демократического государства с развитым гражданским обществом, которые, в свою очередь, возможны лишь на основе эффективно функционирующей рыночной экономики. И можно смело утверждать, что цель эта для нашей страны вполне достижима, что и демонстрируют результаты уже проделанной работы в данном направлении.

Термин «социальное государство» впервые появляется в конституционно-правовом законодательстве в Европе после второй мировой войны в связи с возрастанием внимания к человеку, его правам и свободам.

В казахстанской правовой науке в последнее время наблюдается значительный интерес к проблемам построения социального государства. А.М. Нурмагамбетов отмечает, что на выбор Республикой Казахстан модели социального государства повлиял ряд факторов. Во- первых, фактор исторического характера, связанный с недавним социалистическим прошлым. При социалистической системе государство обеспечивало минимум социальных благ и в массовом сознании у населения, особенно людей старшего поколения, это осталось. Во-вторых, учитывался опыт передовых стран с развитой рыночной экономикой и высокой социальной ответственностью перед собственным населением, прежде всего, Франции, Конституция которой в целом положена в основу Конституции Республики Казахстан. В- третьих, в условиях глобализации, расширяющейся связи между странами во всех сферах, стремление к достижению стандартов качества жизни, содержащихся в основополагающих международных документах, конвенциях и рекомендациях специализированных международных организаций, для Казахстана является приоритетной [1, c.169].

Сущность социального государства заключается в комплексном обеспечении и защите потребностей и интересов человека и гражданина в самых различных сферах социальной жизни общества.

Конституция Республики Казахстан закрепляет весьма широкий перечень социальных норм. Так, каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и жизни, вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых (ст. 24). Создаются условия для обеспечения граждан жильем (ч. 2 ст. 25). Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 27). Гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям (ч. 1 ст. 28). Каждый имеет право на охрану здоровья, вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом (ч. 1 и ч. 2 ст. 29). Гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении (ч. 1 и ч. 2 ст. 30). Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (ч. 1 ст. 31) [2, c.168].

Социальное государство служит человеку и обществу в целом, а не отдельным его классам и слоям, или нациям и народностям, но стремится нивелировать, смягчать социальное неравенство путем содействия равномерному распределению тягот в обществе и благу всех граждан.

Характеристика государства как социального означает гарантированную Конституцией поддержку государством таких социальных сфер, как образование, здравоохранение, наука, культура, социальная занятость, охрана труда, социальное обеспечение, адресная поддержка групп населения с низкими доходами. Социальное государство признает право человека и гражданина требовать от него обеспечения прожиточного минимума и достойных условий существования, включая экологическую безопасность здоровья и жизни. Для этого социальное государство разрабатывает и осуществляет общие и целевые социальные программы, прибегает в интересах общества и конкретных категорий граждан к макроэкономическому планированию и бюджетному финансированию [6, с.30-31]. В октябре 1997 г. Президент РК обратился с посланием народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», в котором определил долгосрочные приоритетные цели и стратегии реализации. Их семь, все они служат, в числе других задач, построению социального государства, особенно третий приоритет: экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений, и четвертый приоритет: здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана [7].

Построение социального государства – это дело не только государства, но и его граждан. Поэтому Конституция, закрепляя в разделе II права, свободы и обязанности гражданина, формирует их таким образом, что обеспечение достойной жизни и свободного развития является делом не только государства, но и самого человека и гражданина, его сознания и воли. Социальное государство в первую очередь обязано создать условия, необходимые для частной инициативы и экономической свободы в обществе. И через эти условия регулировать и обеспечивать «экономическое развитие на благо всего народа» (п. 2 ст. 1 Конституции) [8, с.32].

Следует подчеркнуть, что понятие «социальное государство» не следует рассматривать как какое-либо конкретное законное обязательство со стороны государства в отношении членов общества. Социальным является государство, призванное выполнять свои социальные функции, и основополагающим признаком социального государства является утверждение системы общественных отношений, основанной на уважении и соблюдении естественных прав и свобод человека и гражданина, наличие в обществе условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности [9, с.44]. При этом государство, осуществляя социальные функции (как и другие), использует методы нормативно-правового регулирования, убеждения, надзора и контроля, а также принуждения. Как отмечают Г.С. Джусупова и Ж.Ч. Салимбаева, основная цель социальной функции государства – создание механизма защиты социальных прав человека, и структурно выделяют: 1) права в сфере трудовых отношений; 2) права в сфере охраны здоровья; 3) права в сфере социального обеспечения, и приходят к выводу, что социальная функция государства есть направление деятельности государства по достижения социального равенства, социальной справедливости, социальной свободы, социальной защищенности, социального мира, социального партнерства и равного сотрудничества в интересах всеобщего благосостояния [10, с.208, 224].

Республика Казахстан конституционно утверждает себя социальным государством, но по ряду объективных причин им пока не является. В настоящее время Казахстан находится на переходной стадии к социальному государству, поэтому, прежде всего, необходимо дальнейшее развитие рыночной экономики и последовательная реализация социальной политики.

Таким образом, социальным считается демократическое правовое государство, осуществляющее сильную социальную политику, реальную защиту прав и свобод человека и гражданина на базе развитой рыночной экономики, обеспечивающее высокие стандарты жизни, социальное обеспечение и обслуживание, всеобщую занятость населения, сформулировавшее качественную и доступную систему здравоохранения, культуры, образования, организовавшее всестороннюю поддержку бедных слоев населения [11, с.170].

Именно в деятельности социального государства наиболее выпукло проявляется гуманистическая сущность государства, его взаимосвязь с правовым, демократическим государством. Решая проблемы построения социального государства, власть разворачивает и усиливает деятельность государства, гражданского общества, каждого человека в деле укрепления, гарантирования, защиты прав и свобод человека и гражданина.

В Конституции РК 1995 года особо закреплено, что человек, его жизнь, права и свободы – это высшая ценность. Исследуя закрепление этой идеи в Конституции, В.А. Ким и Г.В. Ким отмечают, что одним из важных условий реализации идеи о человеке, его правах и свободах как высшей ценности являются торжество концепции естественного права и его закрепление в Конституции. Смысл этой концепции заключается в том, что права и свободы не присваиваются со стороны государством, а присущи человеку от рождения, как свойства человеческого существа.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан естественные права принадлежат человеку независимо от каких-либо признаков – социальных, национальных, расовых и других. Эти права и свободы не имеют никаких государственных границ, никаких барьеров – ни национальных, ни расовых, ни классовых.

Потому естественные права рассматриваются как общечеловеческие. Отсюда в Конституции Республики Казахстан говорится не только о правах граждан, а также о правах и свободах человека, и при этом человек стоит впереди гражданина.

Это значит, что система прав и свобод, признаваемых Конституцией Республики Казахстан, принадлежит всем людям, независимо от того, являются они гражданами РК или нет, за исключением тех нескольких видов прав и свобод, которые принадлежат только гражданам Республики Казахстан. Исходя из идей общечеловеческого содержания прав и свобод, Конституция подчеркивает приоритетность международно-правовых актов перед республиканскими, если они ратифицированы Парламентом Республики.

Из концепции естественного права вытекает, что ценность человека определена самой природой человека, что она не может быть не признана или отнята у человека. Речь идет о том, что права и свободы, не дарованные ни государством, ни кем бы то ни было и присущие людям в силу их человеческого существа, обретенные им самим в силу рождения, не могут быть отняты у них. Поэтому в Конституции закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод.

Введение определенных ограничений прав и свобод людей в интересах охраны таких же прав других, когда они нарушаются неправомерным использованием своих прав и свобод, в интересах общественной безопасности и по другим важным причинам, является общей чертой практически для всех стран. Различия состоят только в размерах этих ограничений и причинах и мотивах их введения.

В Конституции Республики Казахстан установлено, что ограничение возможно, если оно устанавливается законом, а не какими-то другими актами и в случае, когда это будет необходимо для защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (ст. 39).

Такие основания ограничения или допуск таких видов ограничений совершенно не затрагивает права и свободы законопослушных граждан. Система прав и свобод, установленных Конституцией, существует, действует для них в неущемленном виде. Кроме того, в соответствии с Конституцией (ст. 39) целый ряд прав и свобод не ограничиваются ни в каких случаях. Следует отметить, что увеличение ограничений в этой части практически может свести на нет принцип неотчуждаемости прав и свобод, возможность самореализации человеком своих свойств как высшей ценности [12, с.42-44].

Для реализации идеи о человеке как высшей ценности огромное значение имеет создание реальных условий для этого, устранение препятствий на этом пути, недопущение нарушения прав человека, создание необходимого механизма для этого.

Реальное условие – это создание социально-экономических, политических и идеологических условий, необходимых для реализации прав и свобод человека. Условия рыночного общества позволяют каждому осуществлять свою экономическую хозяйственную деятельность в соответствии со своими возможностями. Идеологический и политический плюрализм создает условия для реализации всей совокупности политических прав.

При этом государство создает механизм, предназначенный для осуществления прав и свобод гражданами в лице всей системы органов государства. Нет какого-либо органа государства, не связанного с правами и свободами человека.

Рассуждая о человеке, его правах и свободах, об условиях, необходимых для их реализации, мы отметим полноту признания и закрепления прав и свобод человека, полноту их реализации, последовательное проведение идей естественного права, значение создания условий, необходимых для реализации прав и свобод человека. Только совокупность всех указанных условий придает цельность и полноту идее о человеке как высшей ценности, превращает эту идею в реальность. Ценность человека во всех аспектах раскрыта в системе прав и свобод, закрепленных во втором разделе Конституции. Место в структуре Конституции, которое занимают права и свободы и их объемность (30 статей), свидетельствуют, что Конституция Республики Казахстан является, прежде всего, Конституцией прав человека, утверждающей высшую человеческую ценность.

Но это не значит, что на пути ее утверждения нет трудностей. Они выражаются в огромном количестве, больших масштабах нарушений прав и свобод человека. Они, эти нарушения, есть следствие ряда причин: несовершенства законов и других актов, призванных защищать права и свободы человека; неглубокого знания самими гражданами своих собственных прав, свобод; незнания функций органов, к которым они вправе обращаться в случае нарушения прав и свобод. Это является следствием прямого, умышленного нарушения прав и свобод теми, кто представляет собой бюрократию в старом и «новом» обличии и антиобщественными, преступными элементами и несовершенством самого государственного аппарата.

Все это свидетельствует о том, что за сохранение, раскрытие ценности человека, за реальную ценность его прав и свобод необходимо активно работать, и идея эта может превращаться в реальность и обогащаться как путем совершенствования законодательства, так и усиления организаторской деятельности государства в этой области [13, с.46-47].

Становление и развитие в РК социального государства способствует укреплению всей системы конституционализма в стране, укреплению механизма защиты прав и свобод граждан, развертыванию всех демократических процессов.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Развитие нашей республики в начале XX века была взаимосвязана с развитием России. Как известно, Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906-1907 гг., что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к конституционному строю. В теории и практике советского государственного строительства отвергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый для управления Советским государством. Лишь в конце 80-х годов стало возможным говорить о создании правового государства. Одно из направлений решения этой задачи - дальнейшее реформирование всей системы государственной власти. В основе этих преобразований - принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в статье 7 Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан. Советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового государства, считая ее выражением немарксистских взглядов. Ситуация коренным образом изменилась в период перестройки. Соотношение между правовым обществом и государством во многом напоминает связь последнего с экономикой. В Казахстане уже немало сделано для перехода от государства, необъятного в своих полномочиях и обязанностях, тоталитарного к гражданскому обществу (свобода выезда и въезда, слова и мнения). Для формирования правового государства важное значение имеет достаточно высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности духовного потенциала общества. Правовое государство - политическое оформление гражданского общества, сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и общества; право приоритетно по отношению к государству; признается и соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством. Гражданское общество представляет собой общество равноправных людей, свободно проявляющих свою индивидуальность и творческую инициативу. Становление правового государства процесс длительный и сложный. Современный период Казахстана характеризуется возвращением нашего государства на путь общецивилизационного развития. Впервые Конституция 1993 года высшей ценностью РК провозгласила человека, его жизнь, права и свободы. Это положение закрепила и ныне действующая Конституция 1995 года в ст. 1. Одним из признаков правового государства является реализация принципа разделения властей в организации государственной власти.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Развитие нашей республики в начале XX века была взаимосвязана с развитием России. Как известно, Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906-1907 гг., что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к конституционному строю. В теории и практике советского государственного строительства отвергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый для управления Советским государством. Лишь в конце 80-х годов стало возможным говорить о создании правового государства. Одно из направлений решения этой задачи - дальнейшее реформирование всей системы государственной власти. В основе этих преобразований - принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в статье 7 Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан. Советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового государства, считая ее выражением немарксистских взглядов. Ситуация коренным образом изменилась в период перестройки. Соотношение между правовым обществом и государством во многом напоминает связь последнего с экономикой. В Казахстане уже немало сделано для перехода от государства, необъятного в своих полномочиях и обязанностях, тоталитарного к гражданскому обществу (свобода выезда и въезда, слова и мнения). Для формирования правового государства важное значение имеет достаточно высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности духовного потенциала общества. Правовое государство - политическое оформление гражданского общества, сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и общества; право приоритетно по отношению к государству; признается и соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством. Гражданское общество представляет собой общество равноправных людей, свободно проявляющих свою индивидуальность и творческую инициативу. Становление правового государства процесс длительный и сложный. Современный период Казахстана характеризуется возвращением нашего государства на путь общецивилизационного развития. Впервые Конституция 1993 года высшей ценностью РК провозгласила человека, его жизнь, права и свободы. Это положение закрепила и ныне действующая Конституция 1995 года в ст. 1. Одним из признаков правового государства является реализация принципа разделения властей в организации государственной власти.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Развитие нашей республики в начале XX века была взаимосвязана с развитием России. Как известно, Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906-1907 гг., что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к конституционному строю. В теории и практике советского государственного строительства отвергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый для управления Советским государством. Лишь в конце 80-х годов стало возможным говорить о создании правового государства. Одно из направлений решения этой задачи - дальнейшее реформирование всей системы государственной власти. В основе этих преобразований - принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в статье 7 Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан. Советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового государства, считая ее выражением немарксистских взглядов. Ситуация коренным образом изменилась в период перестройки. Соотношение между правовым обществом и государством во многом напоминает связь последнего с экономикой. В Казахстане уже немало сделано для перехода от государства, необъятного в своих полномочиях и обязанностях, тоталитарного к гражданскому обществу (свобода выезда и въезда, слова и мнения). Для формирования правового государства важное значение имеет достаточно высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности духовного потенциала общества. Правовое государство - политическое оформление гражданского общества, сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и общества; право приоритетно по отношению к государству; признается и соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством. Гражданское общество представляет собой общество равноправных людей, свободно проявляющих свою индивидуальность и творческую инициативу. Становление правового государства процесс длительный и сложный. Современный период Казахстана характеризуется возвращением нашего государства на путь общецивилизационного развития. Впервые Конституция 1993 года высшей ценностью РК провозгласила человека, его жизнь, права и свободы. Это положение закрепила и ныне действующая Конституция 1995 года в ст. 1. Одним из признаков правового государства является реализация принципа разделения властей в организации государственной власти.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: