Срок полномочий судьи конституционного суда рф презентация

Обновлено: 26.04.2024

Конституция означает собрание
постановлений, которыми определяются
круг и обязанности правительственной
власти, её разделение и главная форма
выборов. При определении этих
предметов, конечно, главным исходным
пунктом должно быть справедливое
признание общих незыблемых
человеческих прав.
Франциск Вейсс – швейцарский политический и
военный деятель, писатель и философ (1751-1818)

2. Тема 16. Конституционная юстиция

3. Вопросы темы

1. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в судебной
системе и в обеспечении конституционной законности.
2. Органы конституционного правосудия в субъектах Российской
Федерации.
3. Порядок формирования Конституционного Суда Российской
Федерации. Статус судьи Конституционного Суда Российской
Федерации.
4. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
Структура и организация деятельности Конституционного Суда.
Основные черты и стадии конституционного судопроизводства.
5. Решения Конституционного Суда, их юридическая сила.
Проблема исполнения решений Конституционного Суда РФ.
6. Правовые позиции Конституционного Суда: понятие и
юридическая природа. Соотношение правовых позиций с
решениями Конституционного Суда.
7. Роль решений Европейского Суда по правам человека в
формировании правовых позиций Конституционного Суда РФ.

4. Формирование Конституционного Суда РФ

• Состав – 19 судей.
• Предложения о кандидатах на должности судей
могут вноситься Президенту РФ:
• членами Совета Федерации и депутатами Государственной
Думы,
• законодательными
(представительными)
органами
субъектов РФ,
• высшими судебными органами,
• федеральными юридическими ведомствами,
• всероссийскими юридическими сообществами,
• юридическими научными и учебными заведениями.
• Представление Президентом РФ в Совет
Федерации.
• Назначение на должность конституционного судьи
Советом Федерации (простым большинством
голосов при тайном голосовании).

5. Срок полномочий конституционного судьи

Дата
редакции
Срок
полномочий
Возраст
21.07.1994
08.02.2001
12 лет
15 лет
15.12.2001 (вступ.
15 лет
70 лет
Не
ограничен
70 лет
в
силу
01.01.2005)
05.04.2005
с
Не
ограничен
70 лет
Председатель КС РФ
предельным возрастом не
ограничен

6. Прекращение полномочий конституционного судьи

1) нарушение порядка его назначения на должность судьи,
установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным
законом о КС РФ (СФ по представлению КС РФ);
2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности
судьи;
3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им
предельного возраста пребывания в должности судьи;
4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;
5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора,
вступившего в законную силу;
6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи
(СФ по представлению КС РФ – 2/3 от 19 судей);
7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны
Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не
совместимых с его должностью (СФ по представлению КС РФ – 2/3
от 19 судей);
8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонения
его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин
(СФ по представлению КС РФ – 2/3 от 19 судей);

7. Прекращение полномочий конституционного судьи (2)

9) признания судьи недееспособным решением суда,
вступившим в законную силу;
10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда,
вступившим в законную силу;
11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в
законную силу;
12) смерти судьи.
Прекращение полномочий конституционного судьи
осуществляется по решению Конституционного Суда РФ,
которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и
является официальным уведомлением об открытии вакансии

8. Компетенция Конституционного Суда РФ


В прежнем законе о Конституционном суде РФ
предусматривались возможности:
Рассматривать дела по инициативе КС РФ
Рассматривать конституционность политических
партий и иных общественных объединений
Рассматривать конституционность
правоприменительной практики
Рассматривать конституционность ненормативных
актов

9. Компетенция Конституционного Суда РФ

Абстрактный нормоконтроль




Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента
РФ, Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных
нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам,
относящимся к ведению Российской Федерации и
совместному ведению;
в) договоров между органами государственной власти РФ
и органами государственной власти субъектов РФ,
договоров между органами государственной власти
субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров
Российской Федерации.
По запросу Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, одной пятой членов Совета
Федерации или депутатов Государственной Думы,
Правительства РФ, Верховного суда РФ, органов
законодательной и исполнительной власти субъектов РФ

10. Компетенция Конституционного Суда РФ

Разрешает споры о компетенции:
– а) между федеральными органами
государственной власти;
– б) между органами государственной власти РФ
и органами государственной власти субъектов
РФ;
– в) между высшими государственными органами
субъектов РФ.
По ходатайству одного из спорящих органов (+
вправе Президент РФ, даже если он не является
стороной в споре)

11. Компетенция Конституционного Суда РФ

Конкретный нормоконтроль
По жалобам на нарушение конституционных прав и
свобод граждан и по запросам судов проверяет
конституционность закона, примененного или
подлежащего применению в конкретном деле, в
порядке, установленном федеральным законом (ч.4
ст.124 Конституции РФ).
Сравн.
По жалобам на нарушение конституционных прав и
свобод граждан проверяет конституционность закона,
примененного в конкретном деле (ФКЗ «О
Конституционном Суде РФ» – ред. 3.11.2010г.)
Обращаться с жалобой вправе сами граждане, их
объединения, Уполномоченный по правам человека в
РФ

12. Компетенция Конституционного Суда РФ

Конкретный нормоконтроль
По жалобам на нарушение конституционных прав и
свобод граждан и по запросам судов проверяет
конституционность закона, примененного или
подлежащего применению в конкретном деле, в
порядке, установленном федеральным законом (ч.4 ст.124
Конституции РФ)
Сравн.
По запросам судов проверяет конституционность закона,
подлежащего применению соответствующим судом в
конкретном деле (ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» – ред.
3.11.2010г.)

13. Компетенция Конституционного Суда РФ

Дает толкование Конституции РФ.
(всего с марта 1995 г. по июль 2015 г. 13
постановлений о толковании Конституции)
По запросам Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства РФ,
органов законодательной власти субъектов РФ

14. Компетенция Конституционного Суда РФ

Дает заключение о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президента РФ в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления.
Постановление о выдвижении обвинения направляется
Государственной Думой одновременно с направлением
материалов дела в Совет Федерации и в Верховный Суд
РФ
Сравн.
«Конституционный Суд Российской Федерации по запросу
Совета Федерации дает заключение о соблюдении
установленного
порядка
выдвижения
обвинения
Президента Российской Федерации в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления» (ч.7
ст.125 Конституции РФ)

15. Компетенция Конституционного Суда РФ

16. Компетенция Конституционного Суда РФ

Осуществляет иные полномочия, предоставляемые
ему Конституцией РФ, Федеративным договором и
федеральными конституционными законами; может
также пользоваться правами, предоставляемыми ему
заключенными в соответствии со ст.11 Конституции РФ
договорами о разграничении предметов ведения и
полномочий, если эти права не противоречат его
юридической природе и предназначению в качестве
судебного органа конституционного контроля
(Пример: ФКЗ о референдуме)

17. Разграничение компетенции между КС РФ и иными судами

Только Конституционный суд:
1. Проверяет соответствие актов, указанных в пп. «а» и «б» ч.2
ст.125, Конституции РФ
2. Окончательно устанавливает соответствие актов субъектов
РФ Конституции РФ и федеральным законам (в случае, если
общий суд признал акт субъекта РФ недействующим и одно
из спорящих сторон обратилась в КС РФ)
А как же прямое действие Конституции РФ?
Иные суды могут оценивать соответствие того или иного
применяемого ими акта Конституции РФ и руководствоваться
последней, а также учитывать конституционное разграничение
компетенции между Федерацией и ее субъектами. Однако при
этом суды обязаны обратиться в КС с запросом о
соответствии примененного закона Конституции РФ.

18. Поводы к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ

Обращение в Конституционный Суд в форме
запроса, ходатайства или жалобы
Ходатайства:
• органов, имеющих право на обращение по спорам о
компетенции;
• органов и лиц, имеющих право на обращение в
Конституционный Суд РФ, других органов и лиц, которым
направлено решение для дачи разъяснения этого решения

19. Основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ

– обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,
соответствует ли Конституции РФ закон, иной
нормативный акт,
– обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,
соответствует ли Конституции РФ договор между
органами государственной власти,
– обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,
соответствует ли Конституции РФ не вступивший в силу
международный договор,
– обнаружившееся противоречие в позициях сторон о
принадлежности полномочия в спорах о компетенции,
– обнаружившаяся неопределенность в понимании
положений Конституции РФ,
– выдвижение Государственной Думой обвинения
Президента РФ в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления.

20. Соединение дел

• Рассмотрение каждого дела
образует предмет особого
заседания.
• Конституционный Суд РФ может
соединить в одном производстве
дела по обращениям,
касающимся одного и того же
предмета (например, так были соединены
жалобы по делу о конституционности
отмены выборности губернаторов)

21. Разрешение дел без проведения слушания

Допускается, если Суд придет к выводу о том, что:
оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта
аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими
Конституции
РФ
постановлением
Конституционного
Суда
РФ,
сохраняющим силу;
оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной
постановлением Конституционного Суда РФ, применена судом в
конкретном деле, а подтверждение неконституционности нормы
необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и
свобод граждан в правоприменительной практике
По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление
Разрешение дел без проведения слушаний не допускается:
если речь идет о проверке федерального конституционного закона, федерального
закона, конституции республики, устава края, области, города федерального
значения, автономной области, автономного округа;
ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано
Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ
или органом государственной власти субъекта РФ в случае, когда предполагается
разбирательство дела о соответствии Конституции РФ принятого соответствующим
органом нормативного правового акта;
ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо
для обеспечения его прав

22. Заседания КС РФ

Заседания
Конституционного
Суда
РФ
созываются
Председателем
Конституционного Суда
С 2010 г. нет заседаний палат

23. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РФ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ДОГОВОРОВ МЕЖДУ НИМИ

Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие
Конституции РФ:
1) по содержанию норм;
2) по форме нормативного акта или договора;
3) по порядку подписания, заключения, принятия,
опубликования или введения в действие;
4) с точки зрения установленного Конституцией РФ
разделения государственной власти на
законодательную, исполнительную и судебную;
5) с точки зрения установленного Конституцией РФ
разграничения компетенции между федеральными
органами государственной власти;
6) с точки зрения разграничения предметов ведения и
полномочий.

24. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РФ НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие
международного договора Конституции РФ:
• 1) по содержанию норм;
• 2) по форме;
• 3) по порядку заключения, опубликования или
введения в действие;
• 4) с точки зрения установленного Конституцией РФ
разделения государственной власти на
законодательную, исполнительную и судебную;
• 5) с точки зрения установленного Конституцией РФ
разграничения компетенции между федеральными
органами государственной власти;
• 6) с точки зрения разграничения предметов ведения и
полномочий.

25. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО СПОРАМ О КОМПЕТЕНЦИИ

Ходатайство допустимо, если:
1) оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ;
2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам
или о подсудности;
3) спор не был или не может быть разрешен иным способом;
4) заявитель считает издание акта или совершение действия
правового характера либо уклонение от издания акта или
совершения такого действия нарушением установленного
Конституцией РФ разграничения компетенции между органами
государственной власти;
5) заявитель ранее обращался к указанным органам власти с
письменным заявлением о нарушении ими компетенции
заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления
входящей в их компетенцию обязанности;
6) в течение месяца со дня получения письменного заявления не
были устранены указанные в нем нарушения;
7) в случае обращения соответствующего органа государственной
власти к Президенту РФ с просьбой об использовании
согласительных процедур Президент в течение месяца со дня
обращения не использовал эти согласительные процедуры либо
такие процедуры не привели к разрешению спора.

26. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО СПОРАМ О КОМПЕТЕНЦИИ (2)

Споры о компетенции рассматриваются исключительно с точки
зрения:
• принципа разделения властей;
• разграничения компетенции между федеральными органами
государственной власти;
• разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между
высшими государственными органами субъектов РФ,
установленного Конституцией РФ , Федеративным и иными
договорами о разграничении предметов ведения и
полномочий
***********
Если появляется необходимость рассмотреть акт,
являющийся
предметом спора о компетенции, с точки
зрения его соответствия Конституции РФ по содержанию
норм, форме, порядку его подписания, принятия,
опубликования или введения в действие, это возможно
только на основании отдельного запроса и в соответствии с
порядком рассмотрения дел о конституционности
нормативных актов.

27. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ ПО ЖАЛОБАМ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

• Форма обращения – коллективная или
индивидуальная жалоба
Суд может приостановить исполнение решения
или производство по делу

28. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ ПО ЗАПРОСАМ СУДОВ

• Запрос суда допустим, если закон
подлежит, по мнению суда, применению в
рассматриваемом им конкретном деле
• В период с момента вынесения решения
суда об обращении в Конституционный Суд
и
до
принятия
постановления
Конституционного Суда производство по
делу или исполнение вынесенного судом по
делу решения приостанавливаются

Конституционно-правовой статус судей.Подготовили студентки группы ПСА-236 Па.

Судья — должностное лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе.
Конституционно-правовой статус судей — это определяемые Конституцией РФ и федеральным законодательством правовое положение судей, их права, обязанности, порядок назначения на должность, гарантии их деятельности.

Требования к судье:Гражданство РФ Возраст 25 лет Высшее юридическое образован.

Требования к судье:
Гражданство РФ
Возраст 25 лет
Высшее юридическое образование
Стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет

Конституционные принципы судей:Независимость Несменяемость Неприкосновенность

Конституционные принципы судей:
Независимость
Несменяемость
Неприкосновенность

Приостановление полномочий судьиПолномочия судьи приостанавливаются решением.

Приостановление полномочий судьи
Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;
избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ

Прекращение полномочий судьиПолномочия судьи прекращаются по следующим основа.

Прекращение полномочий судьи
Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
письменное заявление судьи об отставке;
неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
прекращение гражданства Российской Федерации;
занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда и др.

Отставка судьи Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление.

Отставка судьи
Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности.

Конституционный суд РФФЗК «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 2.

Конституционный суд РФ -
судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционног.о судопроизводства
Место нахождения –
город Санкт-Петербург

Полномочия КС РФ (ст. 3 ФКЗ)Конституционный Суд Российской Федерации решает и.

Полномочия КС РФ (ст. 3 ФКЗ)
Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Состав КС РФ – 19 судей назначаются на должность Советом Федерации по предс.

Состав КС РФ – 19 судей
назначаются на должность Советом Федерации
по представлению Президента РФ

Председатель КС РФ
Заместитель председателя КС РФ
Заместитель председателя КС РФ
ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
ХОХРЯКОВА Ольга Сергеевна
МАВРИН Сергей Петрович

ВАЖНО. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою.

ВАЖНО.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Основные принципы деятельности КС РФНезависимость Коллегиальность Гласность С.

Основные принципы деятельности КС РФ
Независимость
Коллегиальность
Гласность
Состязательность
Равноправие сторон

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации

Судья КС РФ (Порядок назначения – ст. 9 ФКЗ)гражданин Российской Федерации.

Судья КС РФ
(Порядок назначения – ст. 9 ФКЗ)
гражданин Российской Федерации
достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет
с безупречной репутацией,
имеющий высшее юридическое образование
стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет
обладающий признанной высокой квалификацией в области права

Ограничения, применяемые к судьям КС РФне может быть членом (депутатом) Сове.

Ограничения, применяемые
к судьям КС РФ
не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Гос.Думы, иных представительных органов,
иметь частную практику
заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности
не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства
не может принадлежать к политическим партиям и движениям, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду
не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений
не вправе, выступая в печати, иных СМИ, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ

Срок полномочий судьи КС РФПолномочия судьи Конституционного Суда Российской.

Срок полномочий судьи КС РФ
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет

Прекращение полномочий судьи КС РФ (ст. 18 ФКЗ)Полномочия судьи Конституционн.

Прекращение полномочий
судьи КС РФ (ст. 18 ФКЗ)
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду:
1) нарушения порядка его назначения на должность судьи КС РФ, установленного Конституцией Российской Федерации и ФКЗ;
2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
4) утраты судьей гражданства Российской Федерации и т.д.

Вопросы, рассматриваемые в заседаниях КС РФ1) принимает послания КС РФ; 2) пр.

Вопросы, рассматриваемые в заседаниях КС РФ
1) принимает послания КС РФ;
2) принимает Регламент КС РФ и вносит в него изменения и дополнения;
3) принимает решения о представлении КС РФ к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания РФ, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей КС РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;
4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи КС РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя КС РФ;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные ФКЗ

Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя КС РФПредсед.

Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя КС РФ
Председатель КС РФ и его заместители назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей КС РФ .
Председатель и заместители Председателя КС РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.
Председатель и заместители Председателя КС РФ могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Презентация на тему: " Конституционное судопроизводство. Конституционный суд РФ." — Транскрипт:

1 Конституционное судопроизводство. Конституционный суд РФ.

3 Конституционный суд решает исключительно вопросы права, т.е. он стоит вне политики, не является и не может быть ни участником политических процессов, ни арбитром в политических спорах. В каждом деле Конституционный Суд выделяет только правовую составляющую, дает оценку лишь нормам права. Конституционный суд решает исключительно вопросы права, т.е. он стоит вне политики, не является и не может быть ни участником политических процессов, ни арбитром в политических спорах. В каждом деле Конституционный Суд выделяет только правовую составляющую, дает оценку лишь нормам права.

4 Требования к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда. Возраст не менее 40 лет Возраст не менее 40 лет Высшее юридическое образование Высшее юридическое образование Безупречная репутация Безупречная репутация Российское гражданство Российское гражданство Успешная сдача квалификационного экзамена Успешная сдача квалификационного экзамена Стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет. Стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет.

5 Суд состоит из 19 судей. Делится на 2 палаты, состоящие соответственно из 10 и 9 судей. Состав определяется путем жеребьевки.

6 Председатель КС1 Палата КС (10 судей) Палата КС (9 судей) 11 Аппарат КС Секретариат КС 11 Отделы Секторы Группы Судебные приставы

7 Председатель Конституционного Суда РФ в настоящее время - Зорькин Валерий Дмитриевич

8 Принципы конституционного судопроизводства (Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации») Принципы конституционного судопроизводства (Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации») Статья 29. Независимость. В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Статья 29. Независимость. В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Статья 30. Коллегиальность Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Статья 30. Коллегиальность Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Статья 31. Гласность Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Статья 31. Гласность Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Статья 32. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. Статья 32. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. Статья 33. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Статья 33. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Статья 34. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Статья 34. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Статья 35. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. Статья 35. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

9 Компетенция и субъекты конституционного судопроизводства Прочитать текст на с и составить схему «Компетенция КС РФ» Прочитать текст на с и составить схему «Компетенция КС РФ» Кто является субъектом конституционного судопроизводства? Кто является субъектом конституционного судопроизводства? КС РФ 1234

10 СТАДИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА - относительно обособленная совокупность действий Конституционного Суда и участников конституционного судопроизводства, связанная с разрешением конкретной правовой ситуации - относительно обособленная совокупность действий Конституционного Суда и участников конституционного судопроизводства, связанная с разрешением конкретной правовой ситуации - совокупность последовательно сменяемых друг друга стадий собственно и составляет конституционное судопроизводство - совокупность последовательно сменяемых друг друга стадий собственно и составляет конституционное судопроизводство - выделяют несколько таких стадий: - выделяют несколько таких стадий: 1) внесение обращения в Конституционный Суд РФ; 1) внесение обращения в Конституционный Суд РФ; 2) предварительное рассмотрение обращения; 2) предварительное рассмотрение обращения; 3) принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение; 3) принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение; 4) подготовка к разбирательству; 4) подготовка к разбирательству; 5) непосредственно разбирательство; 5) непосредственно разбирательство; 6) принятие итогового решения; 6) принятие итогового решения; 7) опубликование и вступление в силу решения Конституционного Суда; 7) опубликование и вступление в силу решения Конституционного Суда; 8) исполнение решения Конституционного Суда.

11 На каждой из стадий разбирательство должно укладываться в процессуальные сроки. На каждой из стадий разбирательство должно укладываться в процессуальные сроки. Так, предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев со дня его регистрации. Так, предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев со дня его регистрации. Решение о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Решение о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению принимается решение о назначении дела к слушанию. Не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению принимается решение о назначении дела к слушанию. Порядок исчисления сроков определяется Регламентом Конституционного Суда РФ. Порядок исчисления сроков определяется Регламентом Конституционного Суда РФ. На любой из стадий производство по делу может быть прекращено. Как правило, это происходит в случае отзыва обращения. Кроме того, Конституционный Суд вправе прекратить производство по делу, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. На любой из стадий производство по делу может быть прекращено. Как правило, это происходит в случае отзыва обращения. Кроме того, Конституционный Суд вправе прекратить производство по делу, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

12 Решения Конституционного Суда подразделяются На ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ, РЕШЕНИЯ.

13 АКТ ПРИЗНАННЫЙ НЕКОНСТИТУЦИОННЫМ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО, ПОДЛЕЖИТ ОТМЕНЕ, ЛИБО ВНЕСЕНИЮ ДОПОЛНЕНИЙ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЙ АКТ, ПРИЗНАННЫЙ НЕКОНСТИТУЦИОННЫМ В ОТДЕЛЬНОЙ ЕГО ЧАСТИ. АКТ ПРИЗНАННЫЙ НЕКОНСТИТУЦИОННЫМ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО, ПОДЛЕЖИТ ОТМЕНЕ, ЛИБО ВНЕСЕНИЮ ДОПОЛНЕНИЙ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЙ АКТ, ПРИЗНАННЫЙ НЕКОНСТИТУЦИОННЫМ В ОТДЕЛЬНОЙ ЕГО ЧАСТИ.

Презентация на тему: " 2 час. ТЕМА 15. КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ Состав – 19 судей. Предложения о кандидатах на должности судей могут вноситься." — Транскрипт:

1 2 час. ТЕМА 15. КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ

2 ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ Состав – 19 судей. Предложения о кандидатах на должности судей могут вноситься Президенту РФ: членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Представление Президентом РФ в Совет Федерации. Назначение на должность конституционного судьи Советом Федерации ( простым большинством голосов при тайном голосовании ).

3 СРОК ПОЛНОМОЧИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДЬИ Дата редакции Срок полномочий Возраст лет 70 лет лет Не ограничен (вступ. в силу с ) 15 лет 70 лет Не ограничен 70 лет Председатель КС РФ предельным возрастом не ограничен

4 ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДЬИ 1) нарушение порядка его назначения на должность судьи, установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о КС РФ ( СФ по представлению КС РФ ); 2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи; 3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи; 4) утраты судьей гражданства Российской Федерации; 5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу; 6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи ( СФ по представлению КС РФ – 2/3 от 19 судей ); 7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью ( СФ по представлению КС РФ – 2/3 от 19 судей ); 8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин ( СФ по представлению КС РФ – 2/3 от 19 судей );

5 ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДЬИ (2) 9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу; 12) смерти судьи. Прекращение полномочий конституционного судьи осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии

6 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ В прежнем законе о Конституционном суде РФ предусматривались возможности: Рассматривать дела по инициативе КС РФ Рассматривать конституционность политических партий и иных общественных объединений Рассматривать конституционность правоприменительной практики Рассматривать конституционность ненормативных актов

7 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ Абстрактный нормоконтроль Разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и совместному ведению; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. По запросу Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ

8 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ Разрешает споры о компетенции : а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ. По ходатайству одного из спорящих органов (+ вправе Президент РФ, даже если он не является стороной в споре)

9 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ Конкретный нормоконтроль По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (ч.4 ст.124 Конституции РФ). Сравн. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле (ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» – ред г.) Обращаться с жалобой вправе сами граждане, их объединения, Уполномоченный по правам человека в РФ

10 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ Конкретный нормоконтроль По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (ч.4 ст.124 Конституции РФ) Сравн. По запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле (ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» – ред г.)

11 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ Дает толкование Конституции РФ. ( всего с марта 1995 по июль 2000 г. 12 постановлений о толковании Конституции ) По запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ

12 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Постановление о выдвижении обвинения направляется Государственной Думой одновременно с направлением материалов дела в Совет Федерации и в Верховный Суд РФ Сравн. «Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления» (ч.7 ст.125 Конституции РФ)

13 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

14 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст.11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля (Пример: ФКЗ о референдуме)

15 РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ КС РФ И ИНЫМИ СУДАМИ Только Конституционный суд: 1. Проверяет соответствие актов, указанных в пп. «а» и «б» ч.2 ст.125, Конституции РФ 2. Окончательно устанавливает соответствие актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам (в случае, если общий суд признал акт субъекта РФ недействующим и одно из спорящих сторон обратилась в КС РФ) А как же прямое действие Конституции РФ? Иные суды могут оценивать соответствие того или иного применяемого ими акта Конституции РФ и руководствоваться последней, а также учитывать конституционное разграничение компетенции между Федерацией и ее субъектами. Однако при этом суды обязаны обратиться в КС с запросом о соответствии примененного закона Конституции РФ.

16 ПОВОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ Обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы Ходатайства: органов, имеющих право на обращение по спорам о компетенции; органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, других органов и лиц, которым направлено решение для дачи разъяснения этого решения

17 ОСНОВАНИЯ К РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ договор между органами государственной власти, обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ не вступивший в силу международный договор, обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

18 СОЕДИНЕНИЕ ДЕЛ Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный Суд РФ может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета ( например, так были соединены жалобы по делу о конституционности отмены выборности губернаторов )

19 РАЗРЕШЕНИЕ ДЕЛ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУШАНИЯ Допускается, если Суд придет к выводу о том, что: оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ, сохраняющим силу; оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда РФ, применена судом в конкретном деле, а подтверждение неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление Разрешение дел без проведения слушаний не допускается: если речь идет о проверке федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа; ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции РФ принятого соответствующим органом нормативного правового акта; ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав

20 ЗАСЕДАНИЯ КС РФ Заседания Конституционного Суда РФ созываются Председателем Конституционного Суда С 2010 г. нет заседаний палат

21 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РФ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ДОГОВОРОВ МЕЖДУ НИМИ Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие Конституции РФ: 1) по содержанию норм; 2) по форме нормативного акта или договора; 3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; 4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; 6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий.

22 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РФ НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие международного договора Конституции РФ: 1) по содержанию норм; 2) по форме; 3) по порядку заключения, опубликования или введения в действие; 4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; 6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий.

23 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО СПОРАМ О КОМПЕТЕНЦИИ Ходатайство допустимо, если: 1) оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ; 2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности; 3) спор не был или не может быть разрешен иным способом; 4) заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между органами государственной власти; 5) заявитель ранее обращался к указанным органам власти с письменным заявлением о нарушении ими компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности; 6) в течение месяца со дня получения письменного заявления не были устранены указанные в нем нарушения; 7) в случае обращения соответствующего органа государственной власти к Президенту РФ с просьбой об использовании согласительных процедур Президент в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.

24 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО СПОРАМ О КОМПЕТЕНЦИИ ( 2 ) Споры о компетенции рассматриваются исключительно с точки зрения: принципа разделения властей; разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий *********** Если появляется необходимость рассмотреть акт, являющийся предметом спора о компетенции, с точки зрения его соответствия Конституции РФ по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие, это возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о конституционности нормативных актов.

25 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ ПО ЖАЛОБАМ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН Форма обращения – коллективная или индивидуальная жалоба Суд может приостановить исполнение решения или производство по делу

26 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ ПО ЗАПРОСАМ СУДОВ Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд и до принятия постановления Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются

27 ЦИТАТА ДНЯ Еще вчера каждый второй не знал Конституции, сегодня же каждый второй ее уже не помнит. Михаил Мамчич ( ) – архимандрит Русской православной церкви (расстрелян)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: