Срок обжалования определения о привлечении к субсидиарной ответственности арбитражного суда

Обновлено: 25.04.2024

Законодательство о банкротстве меняется с завидной частотой и регулярностью. Поэтому в настоящее время суды рассматривают споры, в которых могут применяться различные сроки исковой давности (исходя из редакции Закона о банкротстве). Ниже представлена сравнительная таблица сроков за более чем 10 предшествующих лет.

Редакция закона, статья

С момента когда заявитель узнал о наличии соответствующих оснований

3 года со дня признания должника банкротом

1 год с момента когда заявитель узнал о наличии соответствующих оснований

3 года со дня признания должника банкротом

3 года с момента когда заявитель узнал о наличии соответствующих оснований

Действующая редакция, абз. 1 п. 5 ст. 61.14

3 года со дня признания должника банкротом, 10 лет со дня деяний, являющихся основанием для привлечения к ответственности

3 года с момента когда заявитель узнал о наличии соответствующих оснований

Отдельно стоит отметить, что срок исковой давности при подаче заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве предусмотрен абз. 1 п. 6 ст. 61.14 Закона о банкротстве и составляет 3 года со дня завершения конкурсного производства. Однако, действуют еще 3 дополнительных условия:

  1. заявитель узнал или должен был узнать о наличии соответствующих оснований после завершения конкурсного производства
  2. не истекло 10 лет с даты, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности
  3. аналогичное требование по тем же основаниям и к тем же лицам не было предъявлено и рассмотрено в деле о банкротстве

Как видно из представленной выше таблицы, определение срока исковой давности зависит в первую очередь от даты или периода, в который имели место вменяемые контролирующему должника лицу действия (или бездействия), которые согласно Закону о банкротстве, являются основаниями для наступления субсидиарной ответственности.

Наиболее «выгодным» для ответчиков период, являются 2013 - 2017 годы, когда действовал субъективный срок 1 год с момента осведомленности лица о наличии соответствующих оснований. Поскольку рассмотрение дел о банкротстве носит длительный характер (от 3 до 5 или 7 лет и даже более в некоторых случаях), то вероятность рассмотрения арбитражным судом фактов, указанных в заявлении, происходивших именно в данный период времени, достаточно высока даже сегодня в 2021 году. Следовательно ответчики имеют шанс получить отказ суда в удовлетворении требований к ним, основанный именно на сроке исковой давности.

Вместе с этим, сроки действующие с 31.07.2017г. и по настоящее время являются наиболее расширенными и детально урегулированными (по сравнению с прошлыми редакциями закона).

Однако, даже в настоящее время существует несколько факторов, которые позволяют ответчикам надеяться на применение судом срока исковой давности в их деле. Например, действующей редакцией Закона о банкротстве не указывает конкретную «точку отсчета», с которой в деле о банкротстве можно обращаться с заявлением о привлечении к субидиарной ответственности. В пунктах 1 и 2 ст. 61.14 содержится лишь указание, что определенный в этой норме круг участников дела о банкротстве, может подать заявления в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Таким образом, теоретически ни что не мешает заявителю обратить с таким заявлением еще в ходе наблюдения, при наличии информированности об основаниях для привлечения к субсидиарной ответственности (автор встречал такие кейсы в судебной практике).

Во многих случаях, такая информированность возникает сразу же после подготовки временным управляющим так называемого «финанализа» (Анализ финансово-хозяйственной деятельности должника - в терминах Закона о банкротстве). Ведь именно там арбитражный управляющий определяет дату наступления неплатежеспособности должника, а также рассматривает сделки должника за 3х летний период на предмет их подозрительности (иными словами проверяет выводились ли активы контролирующими должника лицами).

Таким образом, уже в этот момент у арбитражного управляющего и кредиторов (которые имеют право на ознакомление с указанным документом) появляется первая информация об основаниях привлечения к субсидиарной ответственности.

С учетом того, что заявление о субсидиарной ответственности чаще всего подается в конкурсном производстве после оспаривания сделок должника (на которое уходит 1-2 года), можно более пристально проверить момент начала течения субъективного срока исковой давности (3 года с момента когда заявитель узнал о наличии соответствующих оснований) и, в случае его пропуска, заявить об этом суду.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, посвященный банкротству: "Банкротный волк"

Налоговые споры. Защита прав налогоплательщиков

Налоговые споры. Защита прав налогоплательщиков

Правовые аспекты электронной коммерции

Бизнес-медиация

Бизнес-медиация

Похожие материалы

Комментарии (1)

Про самый первый срок (до 2013 года), думаю, есть смысл уточнить, что там не было разрыва на "установление оснований" и "определение размера", в связи с чем Президиум ВАС РФ в Постановлении № 219/12 (дело "Чистоты плюс") указал на начало течения срока не ранее окончания реализации имущества.
И известное определение СКЭС от 10.09.2018 (дело "Шарьямебельплит") тоже имеет нюанс в виде того, что там конкурсному управляющему, перед отказом в 2017 году по пропуску срока давности, сначала отказали в 2013 году по причине преждевременности.
На эту тему хорошо пояснил за срок АС Уральского округа в Постановлении от 24.03.2020 N Ф09-1545/20 по делу N А76-43914/2018:

« Выводы суда апелляционной инстанции о начале течения срока исковой давности не ранее даты завершения конкурсного производства, поскольку только с указанной даты стало очевидным отсутствие возможности расплатиться с кредиторами, суд округа полагает ошибочными, на что обоснованно указано представителем Валитова Е.Р. В судебном заседании.
Фактически при определении начала течения срока исковой давности на подачу заявления о субсидиарной ответственности суд апелляционной инстанции применил позицию об исчислении указанного срока, сформированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2012 N 219/12 для применения положений Закона о банкротстве о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в редакции Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ, в соответствии с которой начало течения срока исковой давности по такому требованию определялось моментом установления конкурсным управляющим фактического отсутствия (недостаточности) денежных средств, составляющих конкурсную массу должника для удовлетворения требований кредиторов.
Вместе с тем, Законом N 134-ФЗ в статью 10 Закона о банкротстве внесены изменения, в том числе касающиеся срока исковой давности, которые вступили в силу 30.06.2013.
Абзацем 6 пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 134-ФЗ) установлено, что, если на момент рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному пунктом 4 этой статьи, невозможно определить размер ответственности, суд после установления всех иных имеющих значение фактов приостанавливает рассмотрение этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.
Таким образом, начиная с 30.06.2013, конкурсные управляющие и кредиторы в делах о банкротстве имели возможность заявлять требования к контролирующим лицам без указания точного размера (он подлежал определению в дальнейшем), установление точного размера ответственности перестало быть обязательным условием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности.
Норма пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ не изменяет существа материальных правоотношений и имеет процессуальный характер, в связи с чем начало течения срока исковой давности исчисляется для заинтересованного лица со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности. Невозможность определения размера ответственности по причине несформированности конкурсной массы на начало исчисления срока исковой давности не влияет.
»

Статья 61.17. Распоряжение правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности

(введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ)

1. В течение пяти рабочих дней со дня принятия судебного акта о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, вынесенного в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 61.16 настоящего Федерального закона, или судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, вынесенного в соответствии с пунктом 13 статьи 61.16 настоящего Федерального закона, арбитражный управляющий сообщает кредиторам о праве выбрать способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности.

1) взыскание задолженности по этому требованию в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

2) продажа этого требования по правилам пункта 2 статьи 140 настоящего Федерального закона;

3) уступка кредитору части этого требования в размере требования кредитора.

Кредитор, от которого к указанному сроку не будет получено заявление, считается выбравшим способ, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи.

4. На основании отчета арбитражного управляющего, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, арбитражный суд после истечения срока на подачу апелляционной жалобы или принятия судом апелляционной инстанции соответствующего судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности:

1) производит замену взыскателя в части соответствующей суммы на кредиторов, выбравших способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, и выдает на имя каждого такого кредитора как взыскателя исполнительный лист с указанием размера и очередности погашения его требования в соответствии со статьей 134 настоящего Федерального закона;

2) выдает исполнительный лист на имя должника по делу о банкротстве как взыскателя на оставшуюся сумму.

5. В случае, если сумма требований кредиторов, выбравших способ, предусмотренный подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, превышает сумму требований кредиторов, выбравших способ, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, арбитражный управляющий осуществляет взыскание задолженности по требованию по привлечению к субсидиарной ответственности в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Голоса кредиторов, заинтересованных по отношению к должнику или контролирующему должника лицу, не учитываются. В противном случае арбитражный управляющий созывает собрание кредиторов для утверждения порядка продажи оставшегося права требования о привлечении к субсидиарной ответственности.

Кредиторы, избравшие способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, не имеют права голоса на указанном собрании кредиторов.

6. К кредитору, который выбрал способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, с момента вынесения арбитражным судом определения о замене на него взыскателя переходит часть требования о привлечении к ответственности, равная размеру требования этого кредитора к должнику.

Такой переход не уменьшает размер требования этого кредитора к должнику, лицу, предоставившему обеспечение, иным лицам, к которым может быть предъявлено требование в соответствии с настоящей главой.

В случае полного или частичного удовлетворения требования кредитора лицом, привлеченным к ответственности, в соответствующей сумме уменьшается размер требования этого кредитора к должнику, лицу, предоставившему обеспечение, иным лицам, к которым может быть предъявлено требование в соответствии с настоящей главой.

7. Правила настоящей статьи не применяются к делам о банкротстве лиц, особенности банкротства которых регулируются параграфами 4, 4.1 и 7 главы IX настоящего Федерального закона.

В таких делах суммы по требованиям о привлечении к ответственности подлежат взысканию в рамках дела о банкротстве или права требования подлежат реализации по правилам статьи 140 настоящего Федерального закона.

Статья 61.16. Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве

(введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 61.16

1. Заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящей главой, подлежат рассмотрению арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Арбитражный суд выносит определение об оставлении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности без движения, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что оно не содержит сведений, позволяющих с минимально необходимой степенью достоверности сделать обоснованные предположения о том, что ответчик, указанный в заявлении, является или являлся контролирующим должника лицом.

3. При подготовке заявления о привлечении к субсидиарной ответственности к судебному разбирательству проводится предварительное судебное заседание.

4. В случае непредставления лицом, привлекаемым к субсидиарной ответственности, отзыва, указанного в пункте 2 статьи 61.15 настоящего Федерального закона, по причинам, признанным арбитражным судом неуважительными, или явной неполноты возражений относительно предъявленных к нему требований по доводам, содержащимся в заявлении о привлечении к субсидиарной ответственности, бремя доказывания отсутствия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности может быть возложено арбитражным судом на лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности.

5. Если при рассмотрении заявления о принятии обеспечительных мер (в том числе предварительных) по спору о привлечении к ответственности в соответствии с настоящей главой у арбитражного суда возникла необходимость заслушать объяснения заявителя и (или) ответчика и иных заинтересованных лиц, судья вправе назначить рассмотрение заявления об обеспечении иска в судебном заседании, которое должно быть проведено в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня поступления такого заявления в арбитражный суд, известив или вызвав заявителя и (или) ответчика и заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер арбитражный суд вправе в том числе наложить арест или принять иные обеспечительные меры в отношении имущества лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, а также имущества, принадлежащего иным лицам, в отношении которых ответчик является контролирующим лицом по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 4 статьи 61.10 настоящего Федерального закона.

6. Если в отношении лица, привлекаемого к ответственности, также возбуждено дело о банкротстве, вопрос о привлечении к ответственности такого лица не может быть рассмотрен (передан на рассмотрение) в деле о его банкротстве.

Лица, участвующие в деле о банкротстве контролирующего должника лица, вправе участвовать в деле о банкротстве, в котором рассматривается вопрос о привлечении к субсидиарной ответственности, в качестве третьих лиц на стороне лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве, в котором рассматривается вопрос о привлечении к субсидиарной ответственности, обязан в установленный настоящим Федеральным законом срок от имени должника предъявить в деле о банкротстве контролирующего должника лица требование о включении в реестр требований кредиторов, основанное на заявлении о привлечении к субсидиарной ответственности.

Рассмотрение такого требования приостанавливается арбитражным судом до истечения срока на подачу апелляционной жалобы на определение о привлечении к ответственности или принятия соответствующего судебного акта судом апелляционной инстанции.

До рассмотрения такого требования вырученные от реализации имущества должника в ходе процедур банкротства в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, средства, за исключением средств, полученных от реализации предмета залога, не подлежат распределению среди кредиторов.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 353-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Если на момент рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.11 настоящего Федерального закона, невозможно определить размер субсидиарной ответственности, арбитражный суд после установления всех иных имеющих значение для привлечения к субсидиарной ответственности фактов выносит определение, содержащее в резолютивной части выводы о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и о приостановлении рассмотрения этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.

Указанное определение и определение об отказе в привлечении к субсидиарной ответственности могут быть обжалованы.

Обеспечительные меры, принятые в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, сохраняют действие также на период приостановления рассмотрения заявления о привлечении лица к субсидиарной ответственности.

8. При рассмотрении апелляционной жалобы на определение об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.11 настоящего Федерального закона, суд апелляционной инстанции, установив наличие основания для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности (при отсутствии возможности установить размер ответственности) и отменив определение суда первой инстанции, принимает судебный акт, в резолютивной части содержащий выводы о доказанности наличия основания для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и о приостановлении рассмотрения этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.

9. После завершения расчетов с кредиторами арбитражный управляющий одновременно с отчетом о результатах проведения процедуры, примененной в деле о банкротстве, направляет в арбитражный суд ходатайство о возобновлении производства по рассмотрению заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.11 настоящего Федерального закона, указав размер требований каждого кредитора, которые остались непогашенными в связи с недостаточностью имущества должника, а также отчет о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности.

Вопрос об определении размера субсидиарной ответственности и отчет арбитражного управляющего о результатах проведения процедуры, примененной в деле о банкротстве, рассматриваются в одном судебном заседании.

10. В случае, если все кредиторы выбрали способ распоряжения правами требования в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 61.17 настоящего Федерального закона, определение о завершении процедуры, примененной в деле о банкротстве, должно также содержать сведения о сумме, подлежащей взысканию с лица (лиц), привлеченного к субсидиарной ответственности, в пользу каждого кредитора, требования которого остались непогашенными в связи с недостаточностью имущества должника.

11. В случае, если хотя бы один кредитор выбрал способ распоряжения правами требования в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 2 статьи 61.17 настоящего Федерального закона, арбитражным судом выносится определение о привлечении к субсидиарной ответственности с указанием размера суммы, подлежащей взысканию с лица (лиц), привлеченного к субсидиарной ответственности. Определение о завершении процедуры, примененной в деле о банкротстве, в этом случае не выносится.

12. Определение о привлечении к субсидиарной ответственности, вынесенное в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи, подлежит исполнению после истечения срока на подачу апелляционной жалобы или принятия судом апелляционной инстанции соответствующего судебного акта.

Исполнительный лист или исполнительные листы выдаются в соответствии с пунктом 4 статьи 61.17 настоящего Федерального закона.

13. В случае, если расчеты с кредиторами завершены (процессуальные действия по делу о банкротстве прекращены), а рассмотрение заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности не приостанавливалось и не завершено, арбитражный суд по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, приостанавливает производство по делу о банкротстве до вынесения определения по заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Арбитражному управляющему не выплачивается фиксированная сумма вознаграждения за счет средств должника за период, в течение которого дело о банкротстве приостановлено в соответствии с настоящей статьей.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности выносится определение о привлечении к субсидиарной ответственности с указанием суммы, подлежащей взысканию с лица (лиц), привлеченного к субсидиарной ответственности, с учетом выбранного кредиторами способа распоряжения полученным правом требования, предусмотренного статьей 61.17 настоящего Федерального закона, либо об отказе в привлечении к субсидиарной ответственности.

Указанные определения могут быть обжалованы.

14. В случае, если все кредиторы выбрали способ распоряжения правами требования в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 61.17 настоящего Федерального закона, после истечения срока на подачу апелляционной жалобы или принятия судом апелляционной инстанции соответствующего судебного акта и выдачи исполнительных листов в соответствии с пунктом 4 статьи 61.17 настоящего Федерального закона арбитражный суд выносит определение о завершении процедуры, примененной в деле о банкротстве.

15. В случае, если хотя бы один кредитор выбрал способ распоряжения правами требования в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 2 статьи 61.17 настоящего Федерального закона, арбитражным судом после истечения срока на подачу апелляционной жалобы или принятия судом апелляционной инстанции соответствующего судебного акта выносится определение о возобновлении производства по делу о банкротстве.

Исполнительный лист или исполнительные листы выдаются в соответствии с пунктом 4 статьи 61.17 настоящего Федерального закона.

Подборка наиболее важных документов по запросу Срок обжалования определения о привлечении к субсидиарной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Срок обжалования определения о привлечении к субсидиарной ответственности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 281 "Возвращение кассационной жалобы" АПК РФ "Поскольку обжалуемое определение в части привлечения Сажина М.П. и Сажиной Т.М. к субсидиарной ответственности по обязательствам общества "ЮграСтройСервис" не было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, и апелляционный суд не выносил судебного акта, которым было отказано в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, то кассационная жалоба Сажина М.П. и Сажиной Т.М. подлежала возвращению на основании пункта 5 части 1 статьи 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 N 13АП-33279/2019 по делу N А56-53238/2016/ж.2
Категория спора: Банкротство организации.
Требования кредиторов: О ненадлежащем исполнении обязанностей конкурсного управляющего.
Обстоятельства: Конкурсный кредитор указывает, что документация, необходимая для проведения достоверного анализа финансового состояния, имущества и имущественных прав должника, не была истребована конкурсным управляющим ни у генерального директора, ни у ликвидатора, в связи с чем фактически инвентаризация имущества управляющим не проводилась, а конкурсная масса надлежащим образом не сформирована.
Решение: Удовлетворено в части. По смыслу приведенных норм от правильности проведенного анализа и заключения зависят возможность пополнения конкурсной массы должника путем оспаривания сделок, привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, последующее удовлетворение требований кредиторов, сроки проведения конкурсного производства. Соответственно, результат проверки финансового состояния должника, наличия признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства может повлиять на права кредиторов в деле о банкротстве (аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2017 N 304-ЭС16-19071(5)).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Срок обжалования определения о привлечении к субсидиарной ответственности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"О некоторых актуальных вопросах защиты прав в арбитражном процессе. Сборник очерков. Часть 2"
(Бородкин В.Г., Станкевич А.В.)
("Инфотропик Медиа", 2021) Так, по итогам анализа Определения в воздухе повис вопрос, как быть в ситуации, когда внешние кредиторы появляются уже после того, как требования внутреннего кредитора были установлены с учетом исключений из "стандартов субординации", определенных в Обзоре? И особенно в ситуациях, когда сроки на обжалование соответствующего определения прошли. Если такое контролирующее лицо, включенное в третью очередь реестра, будет привлечено к субсидиарной ответственности, то в данном случае может быть применен п. 8 Обзора, согласно которому контролирующее должника лицо, привлеченное к субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов, не может получить удовлетворение своего требования к должнику наравне с требованиями других кредиторов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Корпоративная ответственность в гражданском праве: монография"
(Гутников О.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2019) Если все кредиторы выбрали третий способ распоряжения правом "сводного" требования (уступка части этого требования соответствующим кредиторам), конкурсное производство (или иная применяемая процедура) завершается, а определение о завершении процедуры одновременно выполняет функции определения о привлечении к субсидиарной ответственности. В определении о завершении конкурсного производства указываются сведения о сумме, подлежащей взысканию с лица (лиц), привлекаемого к субсидиарной ответственности, в пользу каждого кредитора, требования которого остались непогашенными в связи с недостаточностью имущества должника. Такое определение одновременно считается определением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующего лица, на основании которого впоследствии после истечения срока на его обжалование или принятия апелляционным судом акта об оставлении его в силе выдаются исполнительные листы каждому кредитору.

Нормативные акты: Срок обжалования определения о привлечении к субсидиарной ответственности

Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" 16. Применительно к статье 127 АПК РФ вопрос о принятии требования кредитора (статьи 71 и 100 Закона о банкротстве), жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего (статья 60 Закона), заявления об оспаривании сделки (статья 61.8 Закона), о привлечении к субсидиарной ответственности (статья 10 Закона), о признании недействительным решения собрания кредиторов (пункт 4 статьи 15 Закона), требования, указанного в пункте 1 статьи 201.8 Закона о банкротстве, и т.п. решается в пятидневный срок со дня поступления его в суд; о принятии соответствующего процессуального документа суд выносит определение, в котором указывается дата судебного заседания по рассмотрению соответствующего процессуального обращения; копия определения о его принятии направляется лицам, непосредственно участвующим в рассмотрении данного обособленного спора, не позднее следующего дня после дня его вынесения.

ФНС России от 30.12.2021 N КЧ-4-18/18486
"О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным со взысканием убытков с арбитражных управляющих"
(вместе с "Обзором судебной практики по спорам, связанным со взысканием убытков с арбитражных управляющих, за период 2019 - 2021 год") Бесспорным подтверждением обоснованности заявления могут являться судебные акты, которыми признано наличие оснований для оспаривания сделок, однако указано на пропуск управляющим сроков исковой давности. Оценка совершенным сделкам может быть дана и в других судебных актах, в частности о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Законодательство о банкротстве меняется с завидной частотой и регулярностью. Поэтому в настоящее время суды рассматривают споры, в которых могут применяться различные сроки исковой давности (исходя из редакции Закона о банкротстве). Ниже представлена сравнительная таблица сроков за более чем 10 предшествующих лет.

Редакция закона, статья

С момента когда заявитель узнал о наличии соответствующих оснований

3 года со дня признания должника банкротом

1 год с момента когда заявитель узнал о наличии соответствующих оснований

3 года со дня признания должника банкротом

3 года с момента когда заявитель узнал о наличии соответствующих оснований

Действующая редакция, абз. 1 п. 5 ст. 61.14

3 года со дня признания должника банкротом, 10 лет со дня деяний, являющихся основанием для привлечения к ответственности

3 года с момента когда заявитель узнал о наличии соответствующих оснований

Отдельно стоит отметить, что срок исковой давности при подаче заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве предусмотрен абз. 1 п. 6 ст. 61.14 Закона о банкротстве и составляет 3 года со дня завершения конкурсного производства. Однако, действуют еще 3 дополнительных условия:

  1. заявитель узнал или должен был узнать о наличии соответствующих оснований после завершения конкурсного производства
  2. не истекло 10 лет с даты, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности
  3. аналогичное требование по тем же основаниям и к тем же лицам не было предъявлено и рассмотрено в деле о банкротстве

Как видно из представленной выше таблицы, определение срока исковой давности зависит в первую очередь от даты или периода, в который имели место вменяемые контролирующему должника лицу действия (или бездействия), которые согласно Закону о банкротстве, являются основаниями для наступления субсидиарной ответственности.

Наиболее «выгодным» для ответчиков период, являются 2013 - 2017 годы, когда действовал субъективный срок 1 год с момента осведомленности лица о наличии соответствующих оснований. Поскольку рассмотрение дел о банкротстве носит длительный характер (от 3 до 5 или 7 лет и даже более в некоторых случаях), то вероятность рассмотрения арбитражным судом фактов, указанных в заявлении, происходивших именно в данный период времени, достаточно высока даже сегодня в 2021 году. Следовательно ответчики имеют шанс получить отказ суда в удовлетворении требований к ним, основанный именно на сроке исковой давности.

Вместе с этим, сроки действующие с 31.07.2017г. и по настоящее время являются наиболее расширенными и детально урегулированными (по сравнению с прошлыми редакциями закона).

Однако, даже в настоящее время существует несколько факторов, которые позволяют ответчикам надеяться на применение судом срока исковой давности в их деле. Например, действующей редакцией Закона о банкротстве не указывает конкретную «точку отсчета», с которой в деле о банкротстве можно обращаться с заявлением о привлечении к субидиарной ответственности. В пунктах 1 и 2 ст. 61.14 содержится лишь указание, что определенный в этой норме круг участников дела о банкротстве, может подать заявления в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Таким образом, теоретически ни что не мешает заявителю обратить с таким заявлением еще в ходе наблюдения, при наличии информированности об основаниях для привлечения к субсидиарной ответственности (автор встречал такие кейсы в судебной практике).

Во многих случаях, такая информированность возникает сразу же после подготовки временным управляющим так называемого «финанализа» (Анализ финансово-хозяйственной деятельности должника - в терминах Закона о банкротстве). Ведь именно там арбитражный управляющий определяет дату наступления неплатежеспособности должника, а также рассматривает сделки должника за 3х летний период на предмет их подозрительности (иными словами проверяет выводились ли активы контролирующими должника лицами).

Таким образом, уже в этот момент у арбитражного управляющего и кредиторов (которые имеют право на ознакомление с указанным документом) появляется первая информация об основаниях привлечения к субсидиарной ответственности.

С учетом того, что заявление о субсидиарной ответственности чаще всего подается в конкурсном производстве после оспаривания сделок должника (на которое уходит 1-2 года), можно более пристально проверить момент начала течения субъективного срока исковой давности (3 года с момента когда заявитель узнал о наличии соответствующих оснований) и, в случае его пропуска, заявить об этом суду.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, посвященный банкротству: "Банкротный волк"

Налоговые споры. Защита прав налогоплательщиков

Налоговые споры. Защита прав налогоплательщиков

Правовые аспекты электронной коммерции

Бизнес-медиация

Бизнес-медиация

Похожие материалы

Комментарии (1)

Про самый первый срок (до 2013 года), думаю, есть смысл уточнить, что там не было разрыва на "установление оснований" и "определение размера", в связи с чем Президиум ВАС РФ в Постановлении № 219/12 (дело "Чистоты плюс") указал на начало течения срока не ранее окончания реализации имущества.
И известное определение СКЭС от 10.09.2018 (дело "Шарьямебельплит") тоже имеет нюанс в виде того, что там конкурсному управляющему, перед отказом в 2017 году по пропуску срока давности, сначала отказали в 2013 году по причине преждевременности.
На эту тему хорошо пояснил за срок АС Уральского округа в Постановлении от 24.03.2020 N Ф09-1545/20 по делу N А76-43914/2018:

« Выводы суда апелляционной инстанции о начале течения срока исковой давности не ранее даты завершения конкурсного производства, поскольку только с указанной даты стало очевидным отсутствие возможности расплатиться с кредиторами, суд округа полагает ошибочными, на что обоснованно указано представителем Валитова Е.Р. В судебном заседании.
Фактически при определении начала течения срока исковой давности на подачу заявления о субсидиарной ответственности суд апелляционной инстанции применил позицию об исчислении указанного срока, сформированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2012 N 219/12 для применения положений Закона о банкротстве о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в редакции Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ, в соответствии с которой начало течения срока исковой давности по такому требованию определялось моментом установления конкурсным управляющим фактического отсутствия (недостаточности) денежных средств, составляющих конкурсную массу должника для удовлетворения требований кредиторов.
Вместе с тем, Законом N 134-ФЗ в статью 10 Закона о банкротстве внесены изменения, в том числе касающиеся срока исковой давности, которые вступили в силу 30.06.2013.
Абзацем 6 пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 134-ФЗ) установлено, что, если на момент рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному пунктом 4 этой статьи, невозможно определить размер ответственности, суд после установления всех иных имеющих значение фактов приостанавливает рассмотрение этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.
Таким образом, начиная с 30.06.2013, конкурсные управляющие и кредиторы в делах о банкротстве имели возможность заявлять требования к контролирующим лицам без указания точного размера (он подлежал определению в дальнейшем), установление точного размера ответственности перестало быть обязательным условием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности.
Норма пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ не изменяет существа материальных правоотношений и имеет процессуальный характер, в связи с чем начало течения срока исковой давности исчисляется для заинтересованного лица со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности. Невозможность определения размера ответственности по причине несформированности конкурсной массы на начало исчисления срока исковой давности не влияет.
»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: