Среди источников права древних государств индии были дхармашастры какие

Обновлено: 25.04.2024

Источники права. Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры — сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры — трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие "ньяя", сходное с европейским — закон, более узкое понятие, чем дхарма, обозначающее общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджа-дхармы) как охранителя мира и порядка.

К важной потере для исторической науки относится то, что не установлено ни полного количества дхармашастр, писавшихся и распространявшихся в Древней Индии в течение столетий, ни точного времени их появления. Они содержали материалы разного происхождения и достоверности, следы поздних вставок, многочисленных исправлений. Практически ни одна дхармашастра не может быть датирована более точно, чем в пределах двух-трех веков, ибо эти брахманские произведения строились по традиционным канонам, свойственным литературе данного жанра, комменти-рующей священные книги индусов — веды, с неизменными ссылками на древних мудрецов.

Старейшие дхармашастры — Гаутама, Баудхаяна, Апаста^ба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра — нить), появились, видимо, в начале второй половины 1 тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр — Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.) (в дальнейшем — ЗМ), джнавалкьясмрити (II—III вв. н.э.), Нарадасмрити (III—IV вв. н.э.)'. Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.

Появление ЗМ и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии,

запомненное, передаваемая по памяти традиция, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. Это сказалось в углублении самого понятия дхармы, трактуемой в контексте правил жизни четырех варн (а не четырех стадий жизни индуса — ашрам)', и в большем разнообразии, обособлении собственно правовых предписаний, входящих в раздел раджадхарма.

Если в дхармасутрах в основном рассматривались деликты-преступления против личности: убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, которые объединялись общим понятием — хим-са (нанесение ущерба, обиды личности), то в более поздних дхар-машастрах все большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение (о неуплате долга, закладе, границах земельных участков, разделе наследства и пр.). Правовые нормы в этих дхармашастрах были более упорядочены, классифицированы. Начиная с ЗМ они стали строиться на основе 18 поводов судебного разбирательства.

Первая группа поводов (норм) судебного разбирательства по ЗМ касается договорных отношений — неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного (VIII, 4); затем идут нормы, касающиеся неуплаты жалования, нарушения соглашения, отмены купли-продажи, спора хозяина с пастухом (VIII, 5). Следующая группа носит иную направленность. От обязательственных отношений составитель переходит к конкретным деликтам-преступлениям. Это споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие и прелюбодеяние (ЗМ, VIII, 6). Все эти деяния, а также потрава скотом урожая, ранее других были закреплены в дхармашастрах, составив ядро древнеиндийского деликтного права. Они входили в понятие вреда, нанесенного личности человека (химса).

Последующие поводы судебного разбирательства, ассоциативно связанные с предыдущими, касались нарушения норм брачно-семейного и наследственного права (VIII, 7), а также азартных игр, приравниваемых к преступлениям. Таким образом, имеющая внутреннюю логику система изложения норм в шастрах в соответствии с 18 поводами судебного разбирательства значительно отличалась от современной отраслевой системы, ибо здесь нельзя разделить нормы гражданского и уголовного права и пр.

' Одним из принципиальных положений индусской религии, философии и права является положение о четырех ступенях нравственного развития личности на пути к совершенству и духовной свободе (артха, кама, дхарма и мокша) и соответствующих этим ступеням четырех ашрамах, стадиях жизни индуса: брахма-чарии — периода учебы и самодисциплины, грихастхи — стадии хозяина (главы семьи), ванапрастхи — стадии лесной жизни аскета для очищения души от греховности и обуздания чувств и санньясы — жизни в отречении для спасения души, принципов, например о приоритетных средствах доказывания в суде, состоящих из документов пользования вещью и свидетельских показаний, о необходимости судебной проверки фактов, относящихся к рассматриваемой тяжбе. Она оперирует понятием "тяжкое правонарушение", выделяет преступления против царя, требует беспристрастности судей и пр.

Нарадсмрити предстает законченным юридическим произведением, целиком посвященным вопросам права, которое свидетельствует о достаточно высоком уровне развития правовой культуры. Составитель Нарады отходит от указаний на конкретные наказания по каждому виду преступления, ограничиваясь абстрактными рекомендациями в форме: "заслуживает штрафа", "пусть его накажет царь или судья", отсылая в большинстве случаев к обычаю, к признанным на местах нормам обычного права. Это обстоятельство — явный признак сугубо практического назначения данной дхармашастры.

При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, взаимозависимость, текстуальное совпадение, а главное — единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых они основывались. Это прежде всего понятие самой дхармы, закрепление неравенства варн, особого значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные преступления.

К этим концепциям относится и традиционный религиозный взгляд на источники права Древней Индии, согласно которому все его содержание, границы действия норм предопределены ведами — священными источниками "всех знаний" Отсюда делается вывод, что между дхармашастрами не может быть противоречий. Если же они выявляются, а их в действительности было множество, то они должны быть разрешены соответствующим толкованием. "Когда имеются противоречия в двух отрывках священного откровения, они оба. объявлены правильной дхармой", — записано в ЗМ (Ш, 14).

Особое место среди источников права Древней Индии на определенном этапе ее истории занимала литература чисто светского жанра, относящаяся к науке политики, — артхашастры. Одно из таких произведений, дошедших до нас, представляет собой научный трактат об искусстве политики и управления государством, предписываемый Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н.э.). В этом произведении (по уточненным данным относящемся к рубежу 1 тысячелетия до н.э. — 1 тысячелетия н.э.) содержатся обширные сведения, имеющие прикладной, деловой смысл: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.

Главное содержание Артхашастры (в дальнейшем — Арт.) — рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления.

Эта кшатрийская литература опиралась, видимо, на другую предшествующую ей литературу практического характера, а также на нормы царского законодательства. Об этом свидетельствуют содержащиеся в Арт. сведения о хранящихся в государственном архиве записях обычаев отдельных мест, общин, каст, копиях Царских указов, а также о специальной "науке о поимке воров" и руководстве по организации "пыток, наказаний, сопряженных с истязаниями" (Арт., IV, 11(26)'.

Важное значение для изучения права имеет книга III Арт. — "Область деятельности суда", логически связанная с книгой IV "О поддержании общественного порядка". В III книге легко найти отражение 18 поводов судебного разбирательства, известных дхар-машастрам, но в ней более полно представлена картина правовой системы страны. Здесь в логико-тематической последовательности рассматриваются вопросы, касающиеся судебного процесса, брака, наследования, собственности, обязательственного права и пр.

Дхармашастры признают неортодоксальную артхашастру в качестве источника права. Вместе с тем в Ядж. (II, 21) подчеркивается, "что дхармашастра имеет большее значение, чем артхашаст-ра". Уже в этих положениях нашел отражение процесс постепенного изменения роли Арт. в судопроизводстве, которая стала все больше уступать место дхармашастрам, активно заимствующим ее правовые нормы и положения. Эти же процессы привели, видимо, в начале 1 тысячелетия н.э. к прекращению дальнейшего развития литературного жанра артхашастр, в котором Артхашастра, приписываемая Каутилье, являлась последним, обобщающим произведением.

Одновременное появление двух традиционных жанров в правовой литературе было связано с историческими особенностями развития Древней Индии, с той же слабостью государственной власти, автономностью общин, особым положением в социальной структуре варны брахманов. Оно демонстрирует развитие права в Древней Индии как бы двух уровней: государственного (артхашастра) и общинного (дхармашастра). Сами же юридические трактаты, развивающиеся в одной и той же культурной среде, за счет отбора и включения в свои тексты многочисленных обычаев тесно взаимодействовали друг с другом, о чем свидетельствует сходство их многих положений.

Как бы ни было велико значение писаных памятников права в Древней Ирдии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права.

Обычай (ачара, адачара и пр.) трактовался в плане поведения "добрых, благоразумных людей" в соответствии с моралью, общественной пользой. Постепенно под влиянием ряда факторов, в частности непрекращающегося воздействия на общинно-кастовую систему соседствующего с индийскими общинами первобытного окружения, установилась практика, что не только одобренный брахманом обычай, но и всякий другой (в том числе обычай шудр и лиц, имеющих смешанное происхождение, а также жителей завоеванных стран) мог признаваться в царских судах.

На отдельных этапах эволюции правовой системы Древней Индии менялось отношение к царскому узаконению, повелению (эдикту) как источнику права. Ранние дхармашастры (дхармасутры), такие как Гаутам, Васишхта, не говорят о законодательных полномочиях царей и объявляют дхармой правителя лишь наказание преступников и суд над ними в соответствии с положениями "священного закона". В этих дхармасутрах нет свидетельств о вмешательстве царей в деятельность общинных судов. Иначе решается вопрос в "светской" Артхашастре. Здесь эдиктам царей отводится большая сила, чем дхармашастрам. Одна из особенностей поздней из дхармашастр — Нарады в том, что согласно ее предписаниям (XVIII, 24, 25) царские повеления превосходят любые положения смрити. Вместе с тем в Нараде указано, что по мере возможности эдикты царя не должны нарушать фундаментальных принципов и правил, которые содержатся в дхармашастрах.

Источники права. Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры — сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры — трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие "ньяя", сходное с европейским — закон, более узкое понятие, чем дхарма, обозначающее общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджа-дхармы) как охранителя мира и порядка.

К важной потере для исторической науки относится то, что не установлено ни полного количества дхармашастр, писавшихся и распространявшихся в Древней Индии в течение столетий, ни точного времени их появления. Они содержали материалы разного происхождения и достоверности, следы поздних вставок, многочисленных исправлений. Практически ни одна дхармашастра не может быть датирована более точно, чем в пределах двух-трех веков, ибо эти брахманские произведения строились по традиционным канонам, свойственным литературе данного жанра, комменти-рующей священные книги индусов — веды, с неизменными ссылками на древних мудрецов.

Старейшие дхармашастры — Гаутама, Баудхаяна, Апаста^ба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра — нить), появились, видимо, в начале второй половины 1 тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр — Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.) (в дальнейшем — ЗМ), джнавалкьясмрити (II—III вв. н.э.), Нарадасмрити (III—IV вв. н.э.)'. Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.

Появление ЗМ и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии,

запомненное, передаваемая по памяти традиция, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. Это сказалось в углублении самого понятия дхармы, трактуемой в контексте правил жизни четырех варн (а не четырех стадий жизни индуса — ашрам)', и в большем разнообразии, обособлении собственно правовых предписаний, входящих в раздел раджадхарма.

Если в дхармасутрах в основном рассматривались деликты-преступления против личности: убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, которые объединялись общим понятием — хим-са (нанесение ущерба, обиды личности), то в более поздних дхар-машастрах все большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение (о неуплате долга, закладе, границах земельных участков, разделе наследства и пр.). Правовые нормы в этих дхармашастрах были более упорядочены, классифицированы. Начиная с ЗМ они стали строиться на основе 18 поводов судебного разбирательства.

Первая группа поводов (норм) судебного разбирательства по ЗМ касается договорных отношений — неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного (VIII, 4); затем идут нормы, касающиеся неуплаты жалования, нарушения соглашения, отмены купли-продажи, спора хозяина с пастухом (VIII, 5). Следующая группа носит иную направленность. От обязательственных отношений составитель переходит к конкретным деликтам-преступлениям. Это споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие и прелюбодеяние (ЗМ, VIII, 6). Все эти деяния, а также потрава скотом урожая, ранее других были закреплены в дхармашастрах, составив ядро древнеиндийского деликтного права. Они входили в понятие вреда, нанесенного личности человека (химса).

Последующие поводы судебного разбирательства, ассоциативно связанные с предыдущими, касались нарушения норм брачно-семейного и наследственного права (VIII, 7), а также азартных игр, приравниваемых к преступлениям. Таким образом, имеющая внутреннюю логику система изложения норм в шастрах в соответствии с 18 поводами судебного разбирательства значительно отличалась от современной отраслевой системы, ибо здесь нельзя разделить нормы гражданского и уголовного права и пр.

' Одним из принципиальных положений индусской религии, философии и права является положение о четырех ступенях нравственного развития личности на пути к совершенству и духовной свободе (артха, кама, дхарма и мокша) и соответствующих этим ступеням четырех ашрамах, стадиях жизни индуса: брахма-чарии — периода учебы и самодисциплины, грихастхи — стадии хозяина (главы семьи), ванапрастхи — стадии лесной жизни аскета для очищения души от греховности и обуздания чувств и санньясы — жизни в отречении для спасения души, принципов, например о приоритетных средствах доказывания в суде, состоящих из документов пользования вещью и свидетельских показаний, о необходимости судебной проверки фактов, относящихся к рассматриваемой тяжбе. Она оперирует понятием "тяжкое правонарушение", выделяет преступления против царя, требует беспристрастности судей и пр.

Нарадсмрити предстает законченным юридическим произведением, целиком посвященным вопросам права, которое свидетельствует о достаточно высоком уровне развития правовой культуры. Составитель Нарады отходит от указаний на конкретные наказания по каждому виду преступления, ограничиваясь абстрактными рекомендациями в форме: "заслуживает штрафа", "пусть его накажет царь или судья", отсылая в большинстве случаев к обычаю, к признанным на местах нормам обычного права. Это обстоятельство — явный признак сугубо практического назначения данной дхармашастры.

При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, взаимозависимость, текстуальное совпадение, а главное — единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых они основывались. Это прежде всего понятие самой дхармы, закрепление неравенства варн, особого значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные преступления.

К этим концепциям относится и традиционный религиозный взгляд на источники права Древней Индии, согласно которому все его содержание, границы действия норм предопределены ведами — священными источниками "всех знаний" Отсюда делается вывод, что между дхармашастрами не может быть противоречий. Если же они выявляются, а их в действительности было множество, то они должны быть разрешены соответствующим толкованием. "Когда имеются противоречия в двух отрывках священного откровения, они оба. объявлены правильной дхармой", — записано в ЗМ (Ш, 14).

Особое место среди источников права Древней Индии на определенном этапе ее истории занимала литература чисто светского жанра, относящаяся к науке политики, — артхашастры. Одно из таких произведений, дошедших до нас, представляет собой научный трактат об искусстве политики и управления государством, предписываемый Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н.э.). В этом произведении (по уточненным данным относящемся к рубежу 1 тысячелетия до н.э. — 1 тысячелетия н.э.) содержатся обширные сведения, имеющие прикладной, деловой смысл: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.

Главное содержание Артхашастры (в дальнейшем — Арт.) — рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления.

Эта кшатрийская литература опиралась, видимо, на другую предшествующую ей литературу практического характера, а также на нормы царского законодательства. Об этом свидетельствуют содержащиеся в Арт. сведения о хранящихся в государственном архиве записях обычаев отдельных мест, общин, каст, копиях Царских указов, а также о специальной "науке о поимке воров" и руководстве по организации "пыток, наказаний, сопряженных с истязаниями" (Арт., IV, 11(26)'.

Важное значение для изучения права имеет книга III Арт. — "Область деятельности суда", логически связанная с книгой IV "О поддержании общественного порядка". В III книге легко найти отражение 18 поводов судебного разбирательства, известных дхар-машастрам, но в ней более полно представлена картина правовой системы страны. Здесь в логико-тематической последовательности рассматриваются вопросы, касающиеся судебного процесса, брака, наследования, собственности, обязательственного права и пр.

Дхармашастры признают неортодоксальную артхашастру в качестве источника права. Вместе с тем в Ядж. (II, 21) подчеркивается, "что дхармашастра имеет большее значение, чем артхашаст-ра". Уже в этих положениях нашел отражение процесс постепенного изменения роли Арт. в судопроизводстве, которая стала все больше уступать место дхармашастрам, активно заимствующим ее правовые нормы и положения. Эти же процессы привели, видимо, в начале 1 тысячелетия н.э. к прекращению дальнейшего развития литературного жанра артхашастр, в котором Артхашастра, приписываемая Каутилье, являлась последним, обобщающим произведением.

Одновременное появление двух традиционных жанров в правовой литературе было связано с историческими особенностями развития Древней Индии, с той же слабостью государственной власти, автономностью общин, особым положением в социальной структуре варны брахманов. Оно демонстрирует развитие права в Древней Индии как бы двух уровней: государственного (артхашастра) и общинного (дхармашастра). Сами же юридические трактаты, развивающиеся в одной и той же культурной среде, за счет отбора и включения в свои тексты многочисленных обычаев тесно взаимодействовали друг с другом, о чем свидетельствует сходство их многих положений.

Как бы ни было велико значение писаных памятников права в Древней Ирдии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права.

Обычай (ачара, адачара и пр.) трактовался в плане поведения "добрых, благоразумных людей" в соответствии с моралью, общественной пользой. Постепенно под влиянием ряда факторов, в частности непрекращающегося воздействия на общинно-кастовую систему соседствующего с индийскими общинами первобытного окружения, установилась практика, что не только одобренный брахманом обычай, но и всякий другой (в том числе обычай шудр и лиц, имеющих смешанное происхождение, а также жителей завоеванных стран) мог признаваться в царских судах.

На отдельных этапах эволюции правовой системы Древней Индии менялось отношение к царскому узаконению, повелению (эдикту) как источнику права. Ранние дхармашастры (дхармасутры), такие как Гаутам, Васишхта, не говорят о законодательных полномочиях царей и объявляют дхармой правителя лишь наказание преступников и суд над ними в соответствии с положениями "священного закона". В этих дхармасутрах нет свидетельств о вмешательстве царей в деятельность общинных судов. Иначе решается вопрос в "светской" Артхашастре. Здесь эдиктам царей отводится большая сила, чем дхармашастрам. Одна из особенностей поздней из дхармашастр — Нарады в том, что согласно ее предписаниям (XVIII, 24, 25) царские повеления превосходят любые положения смрити. Вместе с тем в Нараде указано, что по мере возможности эдикты царя не должны нарушать фундаментальных принципов и правил, которые содержатся в дхармашастрах.

Ключевые источники древнеиндийского права: веды, артхашастры, дхармасутры. Первые исторические упоминания о Законах Ману, их значение. Появление Законов Ману и последующих дхармашастр как качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 10.02.2014
Размер файла 26,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История зарубежного государства и права»

ТЕМА: Источники права Древней Индии. Законы Ману: общая характеристика

В данной работе перечислены и прокомментированы источники права Древней Индии. Приведена общая характеристика Законов Ману. Рассматриваются особенности права Древней Индии.

закон ману древнеиндийский право

Источник (форма) права -- способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения -- как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

Рассмотрим источники права Древней Индии и их особенности.

Глава 1 ИСТОЧНИКИ ПРАВА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Индийская традиция неразрывно связывает развитие правовой мысли в древней Индии с многочисленными памятниками индийской ведической литературы, история которых уходит вглубь тысячелетий. Действительно, влияние, которое оказала религиозная, философская и другая ведическая литература на правовую культуру древней Индии, было столь значительным, что многие правовые явления и в современной Индии не могут быть поняты и объяснены без его учета. Модифицированные в период средневековья нормы древнеиндийского права легли в основу системы индусского права, многие институты которого пережили века. Такая их живучесть объясняется прежде всего относительной устойчивостью социально-экономической структуры в доколониальной Индии.

Создание письменных сборников религиозно-правовых предписаний -- дхармашастр на определенной весьма ранней стадии развития индийского общества явилось прямым следствием усиления социальных антагонизмов в древней Индии, становления здесь классового общества. Тесная связь индусского права с религией нашла выражение не только в религиозно-философских концепциях, -- таких, как концепции варнадхармы и ашрамадхармы, но и теории источников права. Исходя из традиционной характеристики источников права, один из крупнейших авторитетов в области индусского права С. Т. Десаи дает следующее его определение: «Там, где оно не модифицировано или не отменено законодательством, индусское право может быть определено как древнейшее право индусов, основанное на Ведах, провозглашенное в смрити, разъясненное и истолкованное в признанных комментариях и дигестах, дополненное одобренным обычаем».

Традиционно выделяют следующие источники древнеиндийского права:

1. Веды (знание, учение) -- сборник самых древних священных писаний индуизма.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея -- несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов.

Суть всех Вед можно сформулировать так:

Человек должен считать себя тем самым Высшим «Я», которое пребывает во всех людях и существах этого мира. Помогай всегда, не вреди никогда. Люби всех, служи всем.

Согласно установившейся традиции литература каждой веды делится на четыре группы. Первая группа -- самхиты, (самхита -- «собранное»), т. е. собрание гимнов, заклинаний, формул; вторая -- брахманы (брахмана -- «объяснение Брахмана»): книги, написанные для брахманов и другие объяснения к самхнтам; третья, вплотную примыкающая к ним группа ведической литературы -- араньяки (араньяка -- «лесная книга»), в основном содержащие правила поведения для отшельников, стариков; четвертая -- упанишады, т. е. разного рода поучения, передаваемые от учителя к ученику, собственно философская часть вед Сыркин, А. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад [Текст] / А. Я. Сыркин. - М. : Наука, 1971. С 7..

Самхиты, брахманы, араньяки и упанишады и составляют шрути («услышанное») или, в строгом значении данного понятия, веды, занимающие первое место в перечне источников древнего права Индии.

Однако в самих ведах трудно найти то, что можно отнести к нормам права. Такие нормы закреплены в другой древнеиндийской литературе -- смрити («запомненное»), т. е. передаваемая по памяти традиция, восходящая к отдельным авторитетам. Смрити -- ритуальные, научные, правовые трактаты, возникшие на основе брахман, комментирующие веды. Сами трактаты известны под названием дхармасутр (сутра -- «нить»). На основе старейших дхармасутр -- Гаутамы, Баудхаяны, Апастамбы, Васиштхи и других возникала обширная правовая и научная литература, смрити или шастры, например Манусмрити (Законы Ману), Яджнавалкьясмрити, Нарадасмрити, Брихаспатисмрити и другие сборники.

Теоретически, если текст смрити расходился с ведическим текстом, он не может действовать в качестве источника права, ибо веды -- источник (ргатапа) всех знаний. Там, где имеются расхождения между ведическим текстом и смрити, преимущество признается за ведой -- таков основной принцип древнеиндийского права. Но поскольку в самих ведах нормы права отсутствуют, для подтверждения извечной божественной сущности права брахманская ортодоксия исходила из фикции, что часть смрити основана на забытых или потерянных шрути и практически смрити никогда не могут толковаться как противоречащие ведам.

2. Артхашастры (наука о пользе) -- сводный трактат по науке управления, традиционно приписываемый министру-мудрецу Каутилье (321-297 года до н.э.), но реально унифицированный в первые века новой эры. Основное содержание Артхашастры, включающей 15 разделов, составляют проблемы административной структуры государства, экономики и финансов, судопроизводства, ведения войны. Как теоретический трактат Артхашастра базируется на общих принципах науковедения. Критерий науки как таковой (шастра) -- познание закона и пользы. Последний раздел Артхашастры -- перечень 32 признаков науки, изложенной в тексте, имеющий общеметодологическое значение.

В иерархии источников права в древней Индии особое место отводилось Артхашастре, единому комплексу наук, философских, социально-политических и экономических, относящихся к государственной деятельности. Основное содержание Артхашастры -- в рассмотрении дхармы царя, где основу составляет понятие выгоды, пользы (артхи). И религиозная мораль, и «естественная справедливость» отходят на второй план, когда речь идет об «артхе».

3. Дхармасутры (VI-V в до н.э.) -- основанные на «священном откровении» (на Ведах) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами.

Старейшие дхармашастры -- Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра-нить), появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр -- Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э.-II в. н.э.), джнавалкьясмрити (II-III вв. н.э.), Нарадасмрити (III-IV вв. н.э.). Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.

Иерархия источников древнеиндийского права, нашедшая отражение в дхармашастрах, которая исходит из священности его норм и отводит первое место ведам как главному источнику -- одна из фикций этой правовой системы. Более того, в период средневековья дхармашастры фактически уступили место комментариям и дигестам. Устранение авторами дигест, комментаторами противоречий, неясностей, пропусков в праве дхармашастр привело к тому, что непосредственное толкование дхармашастр в судах не признавалось впоследствии достаточно надежным и авторитетным. Обычай и в эпоху средневековья оставался одним из важнейших источников права.

Таким образом, в Древней Индии источниками права являлись как Религиозные законы, так и систематизированные людьми своды различных правил, возникших в результате политических и экономических преобразований, происходивших в процессе развития общества.

Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ МАНУ

Первое упоминание о Законах Ману относится к IX веку до н.э. Современным исследователям Законы Ману известны лишь в списках III века до н.э. Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.

Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. Это сказалось в углублении самого понятия дхармы, трактуемой в контексте правил жизни четырех варн, и в большем разнообразии, обособлении собственно правовых предписаний, входящих в раздел раджадхарма.

Объем Законов Ману -- 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите -- шлока).

· 1 глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;

· 2 -- правила жизни в период обучения;

· 3-4 -- правила жизни семьянина-домохозяина;

· 5 -- некоторые религиозные нормы;

· 6 -- правила жизни отшельника;

· 7 -- наставления об обязанностях царя и управлении государством;

· 8 -- наставления о судопроизводстве и юридической практике;

· 9-10 главы посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;

· 11 -- предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;

· 12 -- описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

Полное название -- Manavadharmasastra (sastra -- откровение; dharma -- разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется «Откровения царевича Ману». Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману -- это памятник сакрального права.

В средние века Законы Ману были неоднократно переписаны и откомментированы индийскими авторами, что говорит о большом значении, которое им придавалось. До наших дней дошли комментарии Медхатитхи (IX век), Говиндараджи (XII-XIII века), Нараяны (XIV век), Куллюкабхатты (XV век), Рагхавананды (XVII-XVIII века), Нанданы и Рамачандры (XVIII век), а также анонимный кашмирский комментарий, по-видимому, довольно поздний. Естественно, что авторы данных комментариев проживали в отличных от времени составления Законов Ману общественных условиях, что не могло не влиять на их творчество, поэтому мнения различных индийских авторов при толковании отдельных стихов сильно расходятся.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в Законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и неприкасаемые).

В Законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора -- поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм -- рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

Таким образом, Законы Ману являются важным социологическим, политическим и историческим памятником древнеиндийской литературы. Он также является предметом критики со стороны современных исследователей. Большая часть критики связана с неизвестностью уровня влияния Законов Ману на индийское общество того времени, также происходят споры по поводу того, насколько изменился оригинальный текст после дальнейших интерпретаций.

Тесная связь права с религией и моралью определила главную характерную черту древнеиндийского права, проявившуюся в отсутствии четкой дифференциации преступлений и грехов. В основу их разграничения положен не характер самого правонарушений, а наказание за него. В одном случае это штраф, телесное наказание, в другом -- искупление.

При вынесении наказания, как во всем древневосточном праве, учитывался личный статус преступника и потерпевшего, пол, возраст, варна, родственные связи сторон. Как правило, более высокий варновый статус преступника смягчал его ответственность, более высокий варновый статус потерпевшего -- отягчал ее, кроме воровства, когда действовал обратный принцип.

Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что источники права в Древней Индии были призваны регулировать взаимоотношения в обществе, однако, были далеки от совершенства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бонгард-Левин, Г. М. Древнеиндийская цивилизация [Текст] / Г. М. Бонгард-Левин. - М. : Восточная литература, 1992. - 320 с.

2. Крашенинникова, Н. А. Индусское право, история и современность [Текст] / Н. А. Крашенинникова. - М. : Мысль, 1988. - 136 с.

3. Кудрявцев, М. К. Община и каста в Хиндустане [Текст] / М. К. Кудрявцев. - М. : Книга, 1971. - 124 с.

4. Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран [Текст] / М. Н. Прудников. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,. 2010. - 543 с.

5. Самозванцев, А. М. Правовые тексты дхармашастр [Текст] / А. М. Самозванцев. - М. : Наука, 1991. - 295 с.

6. Сыркин, А. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад [Текст] / А. Я. Сыркин. - М. : Наука, 1971. - 289 с.

Подобные документы

Предписания Ману-самхита и Артхашастры о семейных отношениях. Свадебные традиции согласно Ману-самхита. Соотношение прав мужчин и женщин в Древней Индии. Обзорная характеристика исследований Законов Ману и правового положения женщины в индийском обществе.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 29.12.2012

Роль и место Законов Ману среди источников права Индии. Общая характеристика варнового строя. Религиозно-правовые предписания, свидетельствующие о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн.

реферат [31,2 K], добавлен 15.01.2011

Общая характеристика Законов Ману как источника древнеиндийского законодательства. Анализ права собственности. Ману как мифический прародитель человечества. Характеристика обязательственного, брачно-семейного и уголовного права. Анализ судебного процесса.

реферат [29,8 K], добавлен 03.04.2015

Социально-экономическая история и культура, социальная стратификация Древней Индии. Общая характеристика законов Ману. Касты как основа формирования и расслоения общества. Структура древнеиндийского общества. Правовое положение высших и низших каст.

курсовая работа [48,4 K], добавлен 16.05.2013

Изучение правовой системы восточных стран. Государственно-общественный строй и уголовное судопроизводство Древней Индии по Законам Ману. Аксиологические особенности религиозных и этических норм, закрепленных в законах в контексте теории "чистого права".

Важнейшим источником права древней Индии являлись дхармашастры. Дхармашáстры - это книги о дхáрме, сборники религиозно - нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и поучений для членов различных социальных групп. Название источники права происходит от слова «дхарма». Дхарма (от слова «держать», «поддерживать») - это совокупность норм, которыми должен руководствоваться человек в повседневной жизни в качестве члена своей вáрны (сословия).

Дхармашастры составлялись и редактировались брахмáнами (жрецами). Они не создавались сразу, датировка их весьма приблизительна. Дхармашастры были составлены во II в. до н. э. - V в. н. э. Они не являлись с юридической точки зрения законами, не были составлены органами государственной власти и светскими юристами, но имели официальное значение, применялись в судах. Дхармашастры содержали сложившиеся правовые обычаи, судебные прецеденты, законы. При слабости монархической государственной власти в Индии законы царей являлись второстепенным источником права.

Наиболее древней и авторитетной дхармашастрой признаются «Мáну - смрити» («смрити» - память, предание, передаваемая по памяти традиция), которые часто именуют «Законами Мáну». Временем их появления считается II в. до н.э. - II в. н.э. Законы Ману содержали постановления различных эпох. Редакторами законов были разные лица, проживавшие в разное время. Законы говорили о происхождении вселенной, об устройстве человеческого общества, о посмертной судьбе людей и определяли поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с предписаниями брахманизма. Они приписывались Ману - сыну божества солнца, первому человеку, жившему на Земле, передавшему мудрецам предписания Бога.

Разумеется, Законы Ману нельзя считать божественным откровением. Они содержат грубейшие ошибки. Например, по естествознанию, которые немыслимы были бы со стороны Божества. Так, Ману сообщает, будто бы мелкие насекомые, вроде блох, рождаются не из «утробы», как млекопитающие, и не из яиц, как другие животные, а «из тёплой влаги». «Рождённые из теплоты - жалящее и кусающее, вошь, муха, клоп и другое подобное, которое рождается от пота» (ЗМ, I, 45). Очевидно, что Ману плоховато осведомлён об эмбриологии насекомых.

Законы Ману состояли из 12 глав и около 2700 двустиший (статей). Законы Ману закрепляли существующий сословный строй и были тесно связаны с религией. Нормы права содержались, в основном, в главах 8 и 9.

Значительным авторитетом пользовалась наиболее известные дхармашастры Яджнавáлкья (или «Яджнавалкья - смрити»), Нарáды (или «Нарада - смрити»), составленные позже Законов Ману. Первая из них предписывалось мудрецу Яджнавалкьи, вторая мудрецу Нараде. Обе дхармашастры были меньше по объёму Законов Ману, содержали каждая немногим более тысячи статей. В «Нарада - смрити» 50 статей точно совпадают с текстом Законов Ману и многие сходны по содержанию. Несмотря на это, именно «Нарада - смрити» может быть названа юридическим сборником, так как центральное место в нём отведено гражданскому, уголовному и процессуальному праву.

Дхармашастры были основаны на единых религиозно-философских принципах. Противоречия между дхармашастрами должны были разрешаться соответствующим толкованием. «Когда имеются противоречия в двух отрывках священного откровения, они оба… объявлены правильной дхармой» (Ману. II. 14).

Религиями древней Индии являлись брахманизм и буддизм 2 . Брахманúзм и буддизм появились в первой половине I тысячелетия до н.э. Источниками брахманизма являлись Вéды и Упанишáды. Веды («веда» - ведение, знание, от корня «ведать») - собрания религиозных и ритуальных текстов. Упанишады («упа - ни - шад» - «сидеть возле», то есть быть у ног учителя, внимать его поучениям) - религиозно - философские трактаты. Буддизм основан в VI-V вв. до н.э. проповедником Шакьямýни (Буддой). Для брахманизма и буддизма было характерно отрицание личного бога. Для индусов Бог - это некий безымянный, безликий дух, брахман, который имеет множество временных персонификаций, масок, которые он надевает и снимает с себя.

Основными концепциями древнеиндийских религий были учение о дхарме, переселении душ и карме. Необходимость соблюдения требований дхармы подкреплялась концепциями реинкарнации и кармы. Учение о реинкарнáции (лат.; греч. метемпсихоз), то есть о переселении душ в другие тела сводится к следующему. Всё в мире связано цепью переселений душ из одной телесной оболочки в другую. Душа не умирает с гибелью конкретного тела, но вселяется в новое живое тело - в тело другого человека и даже растения или животного. Переселения душ могут длиться бесконечно. Переселение душ - это неотъемлемая часть закона сансáры - «прохождения через воплощение». Сансара чаще всего сравнивается с мельничным колесом, которое крутится столько, сколько течёт река, то есть вечно. Лопасть колеса погружается в воду, проходит через неё, выходит на поверхность, а потом всё повторяется сначала - и так до бесконечности. Люди бесконечно умирают и возрождаются к жизни. Сансара и следующие из неё реинкарнации - это проклятие для человечества.

Перерождение живых существ регулируется законом кармы. Карма означает «действие», механический и бездушный закон, не обладающий ни сердцем, ни чувствами, которого ни упросить, ни умолить нельзя. Человек не может его любить и не может рассчитывать на ответную любовь со стороны закона. Здесь нет ни любви, ни сострадания, ни покаяния, а только воздаяние. Здесь нет как в христианстве Бога как любящего Отца, который любит и сострадает и имеет власть прощать. Карма никого не любит, она просто автоматически действует. Душа хорошего человека может воплотиться в человеческом теле более высокого общественного статуса, даже царя и брахмана. Если он был грешным, его душа воплотится в человеческом теле более низшего общественного статуса (например, царь может стать рабом) и даже в теле бессловесных животных: крокодила, червя, жалкой мошки. Кто убил свою мать, станет женщиной и будет убит своим сыном; кто изнасиловал женщину, станет женщиной, чтобы быть изнасилованным; кто спасал других от опасностей - будет сам спасен от гибели, кто лгал - будет обманут и так далее.

В соответствии с учением о переселении душ в главе XII законов Ману указывались индивидуальные переселения за отдельные преступления. Так, «убийца брахмáна входит в утробу собаки, свиньи, осла, верблюда, коровы, козы, овцы, оленя, птицы, чандалы и пулькасы» (ст. 55). «Брахмáну-пьянице придётся пройти (через состояние) червей и насекомых, моли, питающихся навозом птиц и причиняющих вред животных» (ст. 56). «Вступивший в общение с изгоями, с женой другого, а также похитивший собственность брахмана становится злым духом, демоном» (ст. 60). Похитивший зерно становится крысой, латунь - лебедем, воду - водяной птицей, мёд - комаром, молоко - вороной, сок - собакой. Женщинам за те же деяния предстоит стать жёнами названных живых существ (ст. 61-69). «Члены варн, уклонившиеся без крайней необходимости от свойственных им занятий, подвергнувшись дурным перерождениям, становятся слугами дасью (воров и разбойников)» (ст. 70). «Уклонившийся от своего долга брахман становится привидением, вурдалаком, питающимся блевотиной, а кшатрий - привидением, которое питается трупами» (ст. 71).

Приверженцы этой религии, если они до конца последовательны, отвергают всякую благотворительность. В самом деле, жалеть страдающего человека не за что: если с ним произошло несчастье, значит, он сделал что-то плохое в прошлой жизни и несёт за это ответственность. Не надо помогать нуждающимся, ибо «карма у него такая», «сам виноват», «своими страданиями он изживал свою плохую карму». Что мы посеяли в прошлой жизни, то и пожинаем в этой. Например, не стоит жалеть пятилетнюю девочку, которую изнасиловал её дядя. Значит, в прошлой жизни она сама была дядей и изнасиловала свою племянницу. Ничего не поделаешь, в будущей жизни у неё будет что-то лучше, а вот дядя - насильник сам станет девочкой и будет изнасилован.

Высшей целью считается достижение освобождения от цепи перерождений. Вырваться из этого круга рождений и смертей можно только сравнявшись с богами, погружается в Браму (бога), из которого истекла. Задачей человека стало сравняться с богами в отношении их магической силы. Человек пожелал стать богом. Религии Индии уничтожили принципиальную грань между богом и человеком.

В буддизме, чтобы вырваться из круга рождений и смертей, необходимо было стать безучастным, отрешиться от добра и зла, как бы уйти в небытие. Тогда круг страданий прекратится. По учению Будды, жизнь есть страдание, зло. Причиной страданий является наличие любых желаний, которые порождают при неудовлетворенности страдания, а страдания ведут к смерти, к новым воплощениям и новым страданиям. Прекращение страданий достигается путем освобождения от желаний и достижения нирваны. Нирвана - это состояние свободы от стремлений, земных привязанностей, страстей, желаний, страданий, когда прекращается цепь перерождений. Однако это не тождественно смерти, ибо смерть всего лишь конец одной земной жизни, после чего следует перерождение к другой жизни. Нирвана - это не жизнь и не смерть, а особое состояние абсолютного покоя. Переход в состояние нирваны сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти, ненависти, заблуждений, любви. Нирваны достигает только человек, ставший Буддой, «просветлённым», «познавшим истину». Это значит, что он ничего не знает, ничего не видит, ничего не слышит, ничего не хочет, никого не любит. Он находится в вечном покое. Он не счастлив, и он не несчастлив. Душа человека, достигшего нирваны, после смерти уже не воплощается в новом теле. Таким образом, основной характер буддистской морали заключается в том, что буддист должен стремиться не к творческой деятельности и к труду, но к отчуждению от всякой деятельности, к отвращению от всего земного. Земная жизнь сама по себе есть зло, а другой жизни нет.

«Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественным с системой Йога. Но с другой - самопожертвование и любовь ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание - всё это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а остается лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен и радости и к боли, к чести и бесчестию» 5 . Любовь, милосердие, сострадание сами по себе ничего не значат. Они важны только как средство для достижения блаженной цели - нирваны.

Учение Христа и Будды противоположны. Христос заповедовал любовь к Богу и ближним. Он заповедовал так любить ближних, чтобы в случае необходимости и жизнью жертвовать за них. Только взаимная любовь людей может водворить возможное земное счастье. Будда же, отвергая бытие Бога, веруя в переселение душ, признавая жизнь страшным бедствием, от которого надо избавиться, всё своё учение направил на прекращение перевоплощений и скорейший переход в небытие. Поэтому, всё, что мешает достигнуть этой конечной цели жизни, должно быть устранено. Праведному буддисту должны быть равно чужды и чувства вражды, и чувства любви. По Будде, «все скорби и жалобы, все страдания происходят оттого, что человек любит кого - нибудь или что - нибудь; где нет любви, там нет и страданий. Поэтому, свободны от страданий только те люди, которые ничего и никого не любят. Кто стремится туда, где нет ни скорби, ни печали, тот не должен любить!».

«Законы Ману» (Манава-дхарма-шастра, или Ману-смрити) – самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами–индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний. В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родовые институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры основанные на “священном откровении” (на «Вèде»; санскр. वेद Вèда “знание”, “учение” – собрание самых древних священных писаний индуизма на санскрите) – сборники фиксированных письменных правовых норм.

Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами (санскр. ша́кха “ветвь” – индуистские богословские брахманические школы, специализировавшиеся на изучении определённых ведических текстов); они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль – лапидарностью; дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны. Из дхармасутр выросли дхармашастры – правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами.

Дхармашастра Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до н.э. – II в. н.э. в науке утвердилась. Притом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII-я) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями. «Законы Ману» оставляют впечатление большей целостности в композиционном отношении, чем дхармасутры, но и здесь имеются многочисленные повторения и неоправданные отступления; очень много противоречий, причем, иногда противоречивые мнения приводятся непосредственно одно за другим. «Законы Ману» в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дош1 «Веды» считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Согласно современной индологической науке, «Веды» составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с составления «Риг-веды» около XVI века до н. э., достиг своего апогея с созданием различных шакх в Северной Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н. э. Большинство учёных сходятся на том, что до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи. Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды (для этого использовалась древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Древнейшие манускрипты «Ригведы» датируются XI веком. В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком. ли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи (ХII-XIII вв.), Нараяны (XIV в.). Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (ХVII-ХVIII вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий, также, по-видимому, довольно поздний. Многочисленные манускрипты с текстом “Законов Ману”, сохранившиеся в Индии, отличаются единством – различия в них невелики. Источник написан на санскрите в виде стихов (шлок) для лучшего запоминания нормативного материала.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: