Способы обеспечения независимости судей эссе

Обновлено: 26.04.2024

Судебная деятельность в том или ином виде давно известная человечеству. К суду, как к органу, который может решить возникшие разногласия, прибегали в разных ситуациях, но при этом уже тогда, в самом начале зарождения предполагалось независимое принятие решения, основанное на справедливости.

Судебная деятельность в том или ином виде давно известная человечеству. К суду, как к органу, который может решить возникшие разногласия, прибегали в разных ситуациях, но при этом уже тогда, в самом начале зарождения предполагалось независимое принятие решения, основанное на справедливости.

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

.1Судебная система Российской Федерации

.2Понятие судебной власти, правосудия, их признаки

. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ

.1 Правовое положение судей в Российской Федерации

.2 Сущность принципа независимости судей и подчинение их только закону

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Судебная деятельность в том или ином виде давно известная человечеству. К суду, как к органу, который может решить возникшие разногласия, прибегали в разных ситуациях, но при этом уже тогда, в самом начале зарождения предполагалось независимое принятие решения, основанное на справедливости.

Позже такие понятия как справедливость вошли в законную и правовую среду. Таким образом, нормативно-правовая база, сформированная в процессе развития общества, легла в основу судебной деятельности. Помимо этого, важным обстоятельством осталось и отношение суда и судей в частности к протеканию судебного процесса. Отчасти и эти факты нашли свое отражение в законодательной базе — в Конституции Российской Федерации, но при этом важным остается само понимание всех происходящих процессов.

Актуальность настоящей курсовой работы на тему «Принцип независимости судей», заключается в важности этого принципа. Даже не обращаясь к пониманию независимости в рамках законодательства, стоит отметить, что такой термин как «принцип» изначально переводится с латинского языка как основа чело-либо, некий фундамент. То есть принцип независимости судей — это фундаментальное понятие всей судебной системы. Изучение его есть шаг к пониманию судебной системы в целом. Если учесть тот факт, что вся судебная система есть набор принципов, взаимосвязанных между собой, то нарушение любого из них есть нарушение всего процесса, всей структуры. Во избежание этого необходимо иметь четкое представление обо всех базовых принципах, но в рамках данной курсовой работы — это принцип независимости судей.

С учетом актуальности поставленной цели предметом исследования является судебная система Российской Федерации. Объектом же исследования является принцип независимости судей, как основной принцип.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Целью данной курсовой работы является изучение принципа независимости судей, выведение его основных задач и аспектов.

Для решения поставленной цели необходимо найти решение на ряд задач, связанных как с теоретической стороной вопроса, так и с практической:

1)Сформировать общее представление о судебной системе Российской Федерации;

2)Рассмотреть судебную власть с точки зрения правосудия и их признаков;

)Сформировать понятие правосудия как основы остальных базовых принципов судебной системы;

)Определить правовое положение судей в судебной системе Российской Федерации;

)Комплексно рассмотреть принцип независимости судей, выделить его особенности, нюансы, проблемные стороны.

Изучение обозначенных задач во многом отражается в работах отечественных авторов, таких как И. Б. Михайловская, А. Н. Чашин, К. Ф. Гуценко, Ю. К. Орлов и другие.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

1.1Судебная система Российской Федерации

Правосудие в судебной системе Российской Федерации — это фундаментальное понятие. По этой причине только судебная власть и её представители в виде судей или иных лиц, законодательно имеющих отношение к судебному заседанию, имеют право на осуществление правосудия. Иное, не предусмотренное Конституцией Российской Федерации, исключено.

Изначально, вся судебная система выстраивается на главном принципе — принципе независимости. Так, судебная власть обладает высшим приоритетом самостоятельности. Это выражается в том, что суд осуществляет свою деятельность без зависимости от иных видов властей — исполнительной или законодательной (конечно, связь все же есть, но она является следствием или инструментом для осуществления судебной деятельности, не оказывая прямого воздействия на конечное решение). Судебная система Российской Федерации опирается на конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

В результате, можно сказать, что судебная власть — это элемент управления поведением общества, который можно рассматривать как особый государственный орган, имеющий на то все основания, возможности и способности.

Единая судебная система Российской Федерации строится на пересечении компетенций всех видов судов, действующих на территории Российской Федерации, тем самым покрывая все отрасли общественной, политической, экономической деятельности.

Судебная система Российской Федерации — это закрепленная Конституцией России 1993 г. совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства нашей страны, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

Основным правовым актом, регламентирующим функционирование судебной системы Российской Федерации является Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В нашей стране единство судебной системы обеспечивается путем:

)установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;

)соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

)применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов России;

)признания обязательности исполнения на всей российской территории судебных актов, вступивших в законную силу;

)законодательного закрепления единого статуса судей;

)финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Ранее уже отмечалось, что судебная система Российской Федерации включает в себя комплекс судебных органов. По этой причине целесообразно представить данную систему. Так, судебная система Российской Федерации включает в свой состав следующие органы (см. рис. 1.1):

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Рис. 1.1. Судебная система РФ

Все вышеперечисленные судебные органы имеют следующие общие признаки, отличающие их от других органов государства:

)правосудие осуществляется только судом (в государстве ни один другой орган или общественная организация не осуществляет разбирательства судебных дел);

)правосудие реализуется только при помощи способов, указанных в законе;

)правосудие основано на точном соблюдении закона;

)правосудие производится только в процессуальной форме;

)суду предоставлено право применять государственное принуждение.

Оценивая перечисленные признаки судебных органов, явно прослеживается такое понятие, как правосудие. Надо сказать, что и независимость судей, суть которой будет рассмотрена позднее, так же строится на этом понятии. По этой причине, следует отдельно рассмотреть смысл этого понятия и его влияния на судебную власть.

1.2Понятие судебной власти, правосудия, их признаки

судья независимость правосудие

В соответствии с концепцией разделения властей государственная власть включает в себя три основных направления (ветви): законодательную, исполнительную и судебную.

При этом в соответствии со ст. 10 Конституции судебная власть представляет собой абсолютно самостоятельную и независимую часть государственного аппарата, обладающую рядом отличительных признаков:

) В соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации, суд — это специальный государственный орган осуществления судебной власти. В государственном механизме суды носят особый статус, так как следует учитывать всю важность решаемых в их стенах задач, характер совершаемой деятельности, которая нередко затрагивает права и свободы как отдельного гражданина, целого общества, так и интересов различных предприятий, органов, организаций.

) Исключительность судебной власти — признак, тесно связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона «О судебной системе РФ»). Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеет права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.

) Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона «О судебной системе РФ»). Никто не имеет право давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другую государственную структуру. Организационно они никому не подчинены.

) Процессуальный закон является неким видом библии для судебной власти. Любое отклонение от процессуального закона не допустимо. Только полное соответствие с данными регламентациями относительно судебных процессов, правил оформления документов, а так четкое следование всем процессуальным требованиям может гарантировать правильность установления всех нюансов относительно решаемого вопроса, что в последствии станет основой для вынесения обоснованных и законных решений.

) Властный характер полномочий суда — один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

Как специфическая черта судебной системы Российской Федерации и судебной власти может рассматриваться возможность участия в судебных заседаний представителей народа. Не смотря на то, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 5 ст. 32) в права граждан входит возможность принятия участия в правоприменительной деятельности, на практике совершение правосудия все же остается основой в судебной деятельности. Отсюда следует, что при участии граждан в процессе свершения правосудия их можно считать участниками судебной власти. Подводя итог сказанному, следует отметить, что при рассмотрении уголовных, гражданских или арбитражных дел кроме обязательного участия судьи в состав суда могут быть так же включены и народные заседатели. Уголовные дела, в особенности те, которые отягощены некоторыми обстоятельствами, могут быть рассмотрены при участии присяжных заседателей.

В завершение теоретической части главы данной курсовой работы сделаем соответствующие выводы.

Судебная система Российской Федерации строится на основе конституционных, гражданских, административных и уголовных судопроизводств. Именно такая классификация судопроизводств формирует основную форму судебной власти, существующей на данный момент, а так же именно такой вид судебной системы позволяет четко определить границу правосудия. В свою очередь правосудие — это специфический вид государственного регулирования и управления обществом, которое осуществления специальными органами — судами и судьями.

Кроме этого, рассмотрев как судебную систему, так и судебную власть, можно точно определить, что же несет в себе понятие правосудия. Так, под правосудием понимается рассмотрение и разрешение уголовного, гражданского и иного вида вопросов в процессуальном порядке и с соблюдением принципов независимости суда. Итогом правосудия является применение принудительных мер или полное оправдание правонарушителя или невиновного, что в последующем несет смысл совершения мер по укреплению законности и правопорядка.

2. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ

.1 Правовое положение судей в Российской Федерации

На судей со стороны государства возлагается выполнение весьма важных обязанностей.

Независимость судьи обеспечивается следующими правовыми гарантиями:

1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

2) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

3) правом судьи на отставку;

4) неприкосновенностью судьи;

5) системой органов судейского сообщества;

6) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять все необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья также имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1575 «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям».

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Недопустимость вмешательства в деятельность судьи. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Несменяемость судьи. Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном федеральным законодательством.

Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей областного и приравненного к ним судам, либо в указанных в законе случаях на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Рассмотрение представления руководителя следственного органа проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления руководителя следственного органа в суд.

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном законом.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается судебной коллегией соответствующего суда в составе трех судей по ходатайству руководителя соответствующего следственного органа при прокуратуре с согласия квалификационной коллегии судей.

Если при рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей установили, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, то они отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ.

Материальное обеспечение судей. Заработная плата судьи (денежное содержание судьи военного суда) состоит из должностного оклада, а для военных судей – и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50 %-ной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены. Законами и другими нормативными правовыми актами предусматриваются также иные выплаты судье. Размеры доплат за квалификационные классы и выслугу лет судей устанавливаются федеральным законом. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определяемому федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть менее 50 % их оклада. Должностной оклад судьи не может быть менее 80 % должностного оклада председателя соответствующего суда.

Судья, достигший возраста 60 лет (женщины – 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как в должности судьи, так и в должностях по юридической профессии в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи.

Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней. Местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома или в виде отдельной комнаты с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарствами, которое оплачивается из средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается из средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.

Судьи и имеющие классные чины работники судов обеспечиваются бесплатным служебным обмундированием по нормам, определяемым Правительством РФ.

Меры социальной защиты судьи и членов его семьи. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму, равную его заработной плате за 15 лет.

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

– гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, – его наследникам в размере 15-летней заработной платы судьи;

– причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере трехлетней заработной платы судьи;

– причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере годовой заработной платы судьи.

6) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять все необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья также имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1575 «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям».

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Недопустимость вмешательства в деятельность судьи. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Несменяемость судьи. Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном федеральным законодательством.

Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей областного и приравненного к ним судам, либо в указанных в законе случаях на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Рассмотрение представления руководителя следственного органа проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления руководителя следственного органа в суд.

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном законом.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается судебной коллегией соответствующего суда в составе трех судей по ходатайству руководителя соответствующего следственного органа при прокуратуре с согласия квалификационной коллегии судей.

Если при рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей установили, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, то они отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ.

Материальное обеспечение судей .Заработная плата судьи (денежное содержание судьи военного суда) состоит из должностного оклада, а для военных судей – и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50 %-ной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены. Законами и другими нормативными правовыми актами предусматриваются также иные выплаты судье.

Размеры доплат за квалификационные классы и выслугу лет судей устанавливаются федеральным законом. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определяемому федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть менее 50 % их оклада. Должностной оклад судьи не может быть менее 80 % должностного оклада председателя соответствующего суда.

Судья, достигший возраста 60 лет (женщины – 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как в должности судьи, так и в должностях по юридической профессии в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи.

Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней. Местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома или в виде отдельной комнаты с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарствами, которое оплачивается из средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается из средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.

Судьи и имеющие классные чины работники судов обеспечиваются бесплатным служебным обмундированием по нормам, определяемым Правительством РФ.

Меры социальной защиты судьи и членов его семьи. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму, равную его заработной плате за 15 лет.

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

– гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, – его наследникам в размере 15-летней заработной платы судьи;

– причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере трехлетней заработной платы судьи;

– причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере годовой заработной платы судьи.

Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Не случайно поэтому он получил отражение в законах о судах: ст. 5 Закона о судебной системе; ст. 12 Закона о судоустройстве; ст. 6 Закона об арбитражных су­дах; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде; Законе о статусе судей (ст. 1, 9, 10); Законе о мировых судьях (ст. 2); Законе о военных судах (ст. 5).

Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и под­чиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону

Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и Других законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеж­дением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны.

Провозглашение самостоятельности органов судебной власти на высшем законодательном уровне, во-первых, означает их неподведомственность иным видам власти (законодательной, исполни­тельной). Во-вторых, оно означает неподчиненность нижестоящих судов вышестоящим'.

Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе су­дей указывает: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) уста­новление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) систему орга­нов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высоко­му статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

В развитие конституционных идей о независимости и самостоятельно­сти суда и основываясь на них Закон о судебной системе возложил на суд обязанность в случае выявившихся несоответствий между законами при­нимать решение в соответствии с законом, имеющим высшую юридиче­скую силу (ч. 3 ст. 5).

В этих целях УПК, в частности, предусматривает постановление приговора в специаль­ном помещении - совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи', входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допускается (ст. 298 УПК). При этом в ходе совещания судей председательствующий (в коллегии при­сяжных - старшина) подает свой голос последним (ст. 301, 342 УПК).

Ограждение суда от проникновения влияния извне еще не решает, как было отмечено, проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания (ч. 2 ст. 298 УПК). Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора (ст. 381 УПК).

Закрепление в законе принципа независимости судей служит обеспече­нию судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.


Независимость судебной власти является конституционным принципом обеспечения верховенства права при осуществлении правосудия, условием беспристрастности и основной гарантией справедливого судебного разбирательства. Поддержание независимости судебной власти, следование принципу независимости является обязанностью судьи.

Судья при рассмотрении дела обязан придерживаться независимой и беспристрастной позиции в отношении всех участников процесса. Судья должен осуществлять судейские полномочия, исходя исключительно из оценки фактических и правовых обстоятельств дела, в соответствии с внутренним убеждением, уважая процессуальные права всех участвующих в деле лиц, независимо от какого-либо постороннего воздействия, давления, угроз или иного прямого или косвенного вмешательства в процесс рассмотрения дела, с какой бы стороны оно не оказывалось и какими бы мотивами и целями не было вызвано.

Судья должен осуществлять профессиональную деятельность в строгом соответствии с законом, опираясь на внутреннее убеждение и не поддаваясь влиянию кого бы то ни было. Публичное обсуждение деятельности судьи, критические высказывания в его адрес не должны влиять на законность и обоснованность выносимого им решения [ст.8 Кодекса судейской этики].

Законодательство Российской Федерации предусматривает всевозможные условия обеспечения независимости и самостоятельности судьи. Начиная от соответствующего денежного содержания, и заканчивая защитой членов его семьи государством. Статья 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей» гласит, что независимость судьи обеспечена и гарантирована. Однако, на практике мы сталкиваемся с несоответствием действий судей с вышеуказанной нормой.

Принимая решение, судья должен быть беспристрастен и независим. На это решение никто не должен оказывать влияние. Однако так ли это на самом деле? Конечно, по причине проведения нашим государством активной борьбы с коррупцией, желающих подкупить судью и желающих получить взятку среди судейского аппарата постепенно становится все меньше, но в данной статье хочется раскрыть менее явные способы нарушения независимости судей. К примеру, при участии в деле прокурора большинство судей изначально придерживаются мнения, что позиция прокурора всегда обоснована и иски по таким делам удовлетворяются с учетом этой позиции. Как показывает практика, процент вынесенных решений не в пользу прокуроров крайне мал. Мотивированная часть такого судебного акта содержит доводы, приведенные прокурором, как будто под копирку. Возникает вопрос, а независим и беспристрастен ли судья в данном случае? Думается, что нет. И причина не в том, что прокурор оказывает прямое воздействие на судью, здесь скорее действует принцип: «мы с тобой одной крови». Как представители государственной власти судьи поддерживают другой орган, выступающий от имени государства, — прокуратуру.

Независимость судьи страдает и в том случае, когда он вынужден строить свою работу, учитывая несовершенство автоматизированной системы. В ГПК РФ предусмотрена возможность проводить предварительное судебное заседание за пределами общего срока рассмотрения дела [ст. 152 ГПК РФ]. В то же время автоматизированные системы в судах запрограммированы без учета такой законной возможности и распознают такое действие как нарушение. Судьям приходится писать объяснительные на имя председателей судов, обосновывая, что указанное действие было законным. Такая процедура представляется довольно затяжной, и судьи, несмотря на наличие нормы права, предпочитают не применять ее на практике. В этом случае, помимо того, что нарушается принцип независимости судьи, оказывается нежизнеспособной норма права.

В карьере судьи немаловажную роль играет статистика: чем выше процент отменяемых решений судьи первой инстанции, тем сложней ему в дальнейшем перейти в суд апелляционной инстанции. Поэтому, при принятии своего решения судьи, как правило, учитывают практику вышестоящих судов по делам аналогичной категории споров с целью снизить риски возникновения отмен принятых ими решений. В своем роде это тоже ограничивает свободу и независимость судьи в момент принятия решения.

Доктор юридических наук Н. А. Гущина в своей статье «Независимость судей как важнейшая гарантия усиления власти» выделяет еще одну проблему. Она пишет, что нередки случаи, когда судья, убежденный в правильности своего поведения в процессе осуществления правосудия, может оказаться полностью зависимым от руководства своего суда. Широкий круг полномочий председателя позволяет ему манипулировать ими, осуществляя в различных формах властное воздействие на судью. Пагубность такого негативного явления заключается в том, что формируется психологическое давление на независимого компетентного судью с целью изменения его модели судейского поведения. Такое давление может проявляться в неравномерном распределении нагрузки на судью: большой объем дел сложной категории будут поручены одному судье. В отдельных случаях, форма такого психологического террора может отразиться на негативном отношении остальных сотрудников суда, в том числе и коллег-судей, к такому судье. В психологической науке для такого явления используется термин «моббинг».

При такой неравномерной нагрузке судье будет сложно внимательно вникать и контролировать все нюансы каждого дела, рано или поздно будут появляться ошибки, а для председателя это может стать причиной для проведения служебной проверки в отношении такого сотрудника с мерой наказания в виде наложения дисциплинарного взыскания и вплоть до увольнения.

Неопытность судьи тоже может сказываться на нарушении принципа независимости. В силу отсутствия судейского опыта и малого юридического опыта, мировые судьи часто консультируются с другими судьями, более опытными. Конечно, это не запрещено, но при принятии решения независимость судьи уже будет немного нарушена. Другой судья не принимал участия в рассмотрении дела и не знает всех обстоятельств, он лишь выразил свою позицию по одному из поставленных вопросов. Она может оказаться неверной или недостаточной для мотивировки принятого решения, и, если неопытный судья использует ее, то такое решение можно будет поставить под сомнение.

С одной стороны, такая практика подрывает авторитет судей среди граждан, а с другой — судьи вынуждены так поступать в силу определенных обстоятельств. И, если проблема с техническим аспектом не требует длительного времени для решения. Необходимо лишь внести изменения в программное обеспечение. То в других случаях для того, чтобы изменить положение дел, времени потребуется значительно больше.

Основные термины (генерируются автоматически): судья, независимость судьи, внутреннее убеждение, практик, рассмотрение дела, решение, РФ, судебная власть.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: