Способы исполнения иностранных судебных поручений

Обновлено: 01.05.2024

По делам с участием иностранных лиц иногда возникает необходимость совершения отдельных процессуальных действий на территории другого государства. В этом случае следует использовать процедуру судебного поручения. Порядок исполнения поручений регулируется международным договором РФ, а при его отсутствии — федеральным законом. Основным документом о правовой помощи по гражданским и семейным делам является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.

Обращение суда одного государства к суду другого государства осуществляется путем:

а) непосредственного обращения к органу, выполняющему поручение, минуя промежуточную центральную инстанцию (предусмотрено Конвенцией государств Европейского союза от 26 мая 1997 г.);

б) обращения суда в министерство иностранных дел своего государства, которое через посольство или консульство обращается к министерству иностранных дел соответствующего государства с нотой, а оно направляет поручение суду своего государства;

в) обращения с судебным поручением к центральным органам юстиции иностранного государства.

Законодатель в ч. 1 ст. 407 ГГ1К приводит примерный перечень процессуальных действий, совершаемых в порядке судебных поручений. Это вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др. Если исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо не входит в компетенцию суда, то оно не подлежит исполнению (ч. 2 ст. 407 ГПК).

Поручения иностранных судов исполняются судебными органами РФ по правилам российского процессуального законодательства (ст. 62, 63 ГПК), если иное не предусмотрено международным договором РФ. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Минской конвенции при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение должно также руководствоваться законодательством своей страны. Однако по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей страны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны [184].

Судам в РФ предоставляется право обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении процессуальных действий на основании международных договоров РФ и федерального законодательства.

В российском судопроизводстве с участием иностранных лиц иностранные официальные документы принимаются судами РФ с переводом их на русский язык, заверенным в установленной форме, и при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. Легализация — удостоверение МИД РФ о подлинности реквизитов документа. Иностранный документ может быть принят и без легализации, если об этом имеется соглашение между РФ и иностранным государством. В РФ с 1 мая 1992 г. действует Гаагская конвенция от 5 октября 1961 г., отменяющая требование легализации официальных иностранных документов (органов прокуратуры, секретаря суда, судебного исполнителя, нотариальные акты).

На иностранном документе должен быть проставлен апостиль компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Апостиль — специальная формализованная запись, выполняемая компетентным органом государства, в котором был выдан документ, и удостоверяющая подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, а также подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепленном с документом. В Российской Федерации апостиль проставляется органами юстиции.

Признание и исполнение решений иностранных судов

Решения иностранных судов по гражданским делам (в том числе об утверждении мирового соглашения, за исключением дел по экономическим спорам и дел, связанных с предпринимательской или экономической деятельностью), а также цриговоры по уголовным делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, признаются и исполняются в Российской Федерации при условии, что это предусмотрено международным договором РФ (примером тому — Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.).

Решение иностранного суда, подлежащее принудительному исполнению, может быть предъявлено к исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу.

Взыскатель обращается с ходатайством о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда, которое рассматривается краевым, областным судом и другими судами субъектов РФ по месту жительства или нахождения должника в Российской Федерации либо по месту нахождения его имущества, если он не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации. К ходатайству прилагаются документы, предусмотренные международным договором РФ, или документы, перечень которых закреплен в ч. 2 ст. 411 ГПК.

Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается в открытом судебном заседании. Должник извещается о времени и месте рассмотрения ходатайства, но его неявка без уважительной причины не препятствует рассмотрению ходатайства. Рассмотрев представленные доказательства и выслушав должника, суд выносит определение о принудительном исполнении решения иностранного суда. На основании этого определения, вступившего в законную силу, выдается исполнительный лист, направляемый в суд по месту исполнения решения иностранного суда.

Суд, рассматривая ходатайство, может отказать в принудительном исполнении решения иностранного суда при наличии оснований, предусмотренных в ст. 412 ГПК.

Решения иностранных судов, не требующие по характеру принудительного исполнения, признаются без специального производства. Однако заинтересованное лицо может в течение месяца, после того как ему стало известно о поступлении решения, заявить по месту своего жительства или месту нахождения в суд субъекта РФ возражение относительно признания решения иностранного суда. Возражение рассматривается судом в открытом судебном заседании с извещением заявителя, по окончании заседания выносится определение.

Решения иностранных судов о расторжении и признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов Российской Федерации (ч. 4 ст. 16 °СК). Решения иностранных судов относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов РФ и др., в Российской Федерации признаются автоматически и не требуют дальнейшего производства (ст. 415 ГПК).

Решения иностранных третейских судов (арбитражных решений) признаются и исполняются в Российской Федерации по правилам признания и исполнения иностранных судебных решений с особенностями, предусмотренными в ст. 416 ГПК. Сторона обращается с ходатайством о признании или об исполнении решения и приложением подлинного решения иностранного третейского суда (арбитража) или его заверенной копии, подлинного арбитражного соглашения или его заверенной копии. В признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей) может быть отказано при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых закреплен в ст. 417 ГПК.

20. Делопроизводство по обеспечению участия лиц иностранных государств в совершении процессуальных действий арбитражных судов и оказанию международной правовой помощи

20.1. Направление определения суда о времени и месте рассмотрения дела, а также других судебных актов и иных документов (международного судебного поручения) стороне, заинтересованному лицу, проживающим или находящимся в иностранном государстве, производится в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, статьями 121, 253, 256 АПК РФ и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса".

Если на территории Российской Федерации находится представитель иностранного лица, уполномоченный на получение судебных документов, последние направляются по адресу представителя.

20.2. Международные судебные поручения арбитражных судов Российской Федерации о выполнении отдельных процессуальных действий направляются в компетентные органы иностранного государства через соответствующие органы Российской Федерации, определенные в нормах международного договора либо федерального закона.

При оформлении документов международного судебного поручения необходимо учитывать, в каком порядке будет осуществляться передача документов. В зависимости от требований международных договоров и арбитражного процессуального законодательства документы могут направляться:

непосредственно в компетентный суд государства исполнения поручения;

непосредственно в центральные органы государства исполнения поручения;

через органы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации компетентному суду государства исполнения поручения;

через органы Министерства юстиции Российской Федерации компетентному суду государства исполнения поручения.

При отсутствии международного договора судебное поручение направляется через органы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации в порядке международной вежливости (принципа взаимности).

20.3. Если международное судебное поручение направляется через органы Министерства юстиции Российской Федерации, необходимо учитывать, что в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.12.2005 N 242 "Об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации" исполнение международных обязательств России, в том числе по вопросам, связанным с вручением и пересылкой документов при исполнении судебных поручений, ходатайств о признании и исполнении судебных решений, возложено на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

20.4. Международное судебное поручение об оказании правовой помощи составляется в письменном виде, подписывается судьей, скрепляется гербовой печатью суда.

20.5. В качестве приложения к международным договорам могут устанавливаться особые формы бланков международных судебных поручений. В таких случаях запросы об оказании правовой помощи следует отправлять на соответствующих бланках.

20.6. Международное судебное поручение и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык, предусмотренный нормами международного договора.

Если судебное поручение направляется в порядке международной вежливости при отсутствии международного договора, судебное поручение целесообразно перевести на язык запрашиваемого государства или английский язык.

20.7. Международное судебное поручение и прилагаемые к нему документы для перевода на иностранный язык могут быть направлены арбитражным судом переводчику, привлекаемому для осуществления судопроизводства в порядке, предусмотренном АПК РФ, либо в специализированное учреждение, осуществляющее перевод на иностранный язык судебных документов (бюро переводов, торгово-промышленную палату субъекта федерации и др.).

Законодательством Российской Федерации также не исключена возможность привлечения на добровольной основе участников арбитражного процесса для осуществления перевода судебных документов на иностранный язык.

Перевод судебных документов на иностранный язык должен быть нотариально заверен.

Распределение расходов на осуществление перевода судебных документов на иностранный язык производится в порядке, установленном АПК РФ.

Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом. Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства. Под исполнением иностранных судебных поручений понимается:

составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов;

предоставление вещественных доказательств;

допрос свидетелей, экспертов, иных лиц для целей судопроизводства;

Выполнение таких поручений основано на положениях международных договоров и национального законодательства.

В континентальном праве установлен общий порядок — судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика — правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. Основная проблема: для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

В законодательстве Российской Федерации общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК РФ и ст. 256 АПК РФ . При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило: процедура выполнения поручения иностранного суда на территории Российской Федерации регулируется российским правом. Современная тенденция: по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права.

Гаагская Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. предусматривает общее правило: поручение передается консульским путем. В пространстве СНГ возможно отступление от этого правила: суды соотносятся непосредственно, т.е. судебное поручение направляется в суд иностранного государства, где должно быть исполнено.

Судебное поручение и документы, прилагаемые к нему, целесообразно направлять на языке запрашиваемого государства. При исполнении поручения, учитывая процессуальный характер этих действий, запрашиваемые органы применяют законодательство своего государства. Отказ от совершения отдельных процессуальных действий возможен в случае, если: а) исполнение поручения наносит ущерб суверенитету РФ; б) исполнение поручения не входит в компетенцию суда (ст. 407 ГПК РФ).

Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом: свидетели по делу, вещественные доказательства, документы находятся за границей. Очень часто по гражданскому делу, которое слушается в одном государстве, требуется вручить повестку о времени и месте судебного заседания или какой-то другой документ лицу, находящемуся в другом государстве.

Все эти процессуальные действия могут быть совершены, как правило, только в порядке судебных поручений. В подобных случаях необходимо получить согласие иностранного государства на производство на его территории процессуальных действий от имени другого государства. Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства.

Государство, руководствуясь своей доброй волей, может при наличии соответствующего обращения оказать помощь в исполнении на своей территории процессуальных действий другого государства.

Выполнение таких поручений основано на международных договорах и национальном законодательстве. В доктрине международного права господствует мнение, что при отсутствии соответствующего международного договора принятие одним государством судебного поручения от другого государства не является обязанностью в юридическом смысле слова. Однако необоснованный отказ в выполнении иностранного судебного поручения представляет собой нарушение принципа международной вежливости и в этом плане может расцениваться как недружественный акт.

Можно перечислить наиболее часто встречающиеся случаи, когда судам одного государства приходится обращаться за содействием к судебным органам другого государства:

Вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей. Необходимо не просто передать документы, а вручить их официальным образом, засвидетельствовать их получение определенным лицом и его ознакомление с их содержанием.

Выполнение отдельных процессуальных действий — допрос свидетелей, экспертов и т.п., проживающих за границей. Допрос производится через судебные органы того государства, в котором проживают свидетели или эксперты.

Судебное поручение - это вид правовой помощи, обязанность оказания которой фиксируется в международных соглашениях и национальных законах. Правовая помощь в современных международных отношениях представляет собой совершение отдельных процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны: составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов; предоставление вещественных доказательств; допрос свидетелей, экспертов и иных лиц для целей судопроизводства. В настоящее время имеет место тенденция расширения сферы правовой помощи — сюда относится и содействие в получении информации о действующем праве.

Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:

Непосредственные сношения судов.

Дипломатический и консульский путь — обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства.

Использование специально назначенных уполномоченных.

Передача поручений через центральные органы юстиции. Процедура выполнения поручения иностранного суда регулируется законом государства места исполнения поручения.

В континентальном праве установлен общий порядок: судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика — правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения.

Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции (Франция).

В отношении формы исполнения поручений в международной практике принято более лояльное отношение к иностранным судебным поручениям: если иностранный суд просит о выполнении поручения по специальной форме, которая не является обычной в стране места исполнения поручения, но не противоречит ни ее законам, ни публичному порядку, то, как правило, просьба относительно такой специальной формы удовлетворяется.

Вопросы оказания правовой помощи регулирует ГПК ФРГ. В законодательстве Германии правовая помощь определяется таким образом — это любая помощь властей по гражданским делам, оказываемая с целью содействия за границей процессу, происходящему в ФРГ, либо содействия на территории ФРГ процессу, проходящему за границей.

В Италии в понятие «правовая помощь» включается не только исполнение иностранных судебных поручений, но и принудительное исполнение иностранных судебных решений.

Французское законодательство не применяет понятие «правовая помощь» только к вручению документов и исполнению судебных поручений. Под правовой помощью понимаются все виды международного сотрудничества в области гражданского процесса: выдача экзекватуры, освобождение иностранцев от судебных расходов и судебного залога, доказывание иностранного права, вручение документов, исполнение судебных поручений.

В Польше и Чехии под правовой помощью понимается вручение судебных документов и выполнение отдельных процессуальных действий для собирания доказательств. В соответствии с ГПК Польши польские суды оказывают правовую помощь по поручениям судов и других органов иностранных государств. Суды выполняют поручения иностранных органов, если соблюдается взаимность, исполнение не угрожает публичному порядку государства места исполнения поручения и производство требуемого действия входит в компетенцию учреждений юстиции данного государства. Как правило, учреждения юстиции сносятся с органами иностранных государств через министерство юстиции своей страны.

Поручения исполняются на основе норм процессуального права государства места исполнения поручения, однако по просьбе иностранных компетентных органов допускается применение иностранного процессуального права, если это не противоречит публичному порядку государства места исполнения. Польское законодательство требует, чтобы исполняемое действие не было запрещено польским законом. Закон Чехии допускает по просьбе иностранного суда допрос сторон, свидетелей и экспертов под присягой.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи, аналогичное понятию, употребляемому в континентальной Европе. Англо-американские суды широко практикуют допрос находящихся за границей свидетелей при помощи института специально уполномоченных судом комиссионеров. При допросе участвуют (и ведут прямой и перекрестный допрос) представители сторон.

Запись допроса, согласованная между представителями, передается в суд, назначивший комиссионера. Такой порядок получения доказательств возможен только при отсутствии возражений со стороны государства, на чьей территории проводится допрос. Отсутствие таких возражений расценивается как пассивное оказание правовой помощи.

Поручения могут передаваться как через Государственный департамент (США), так и непосредственно судами. Районные суды исполняют поручения, касающиеся допроса свидетелей или истребования документов, и могут истребовать запрашиваемые иностранным судом документы независимо от того, будет ли решение соответствующего иностранного суда признано и исполнено на территории США. Процессуальные действия производятся в соответствии с Федеральными правилами гражданского процесса, за исключением случаев, когда к процедуре, принятой в иностранном суде, применяется особый порядок.

Различия в национальных системах получения доказательств за границей порождают серьезные проблемы. Основная проблема заключается в том, что для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК РФ. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Для исполнения иностранных судебных поручений на территории РФ не требуется взаимности.

Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило — процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским процессуальным правом. Современная тенденция — по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права, если это установлено международным договором РФ.

Порядок применения иностранных процессуальных норм в общем схож с порядком применения норм иностранного материального права. Суд устанавливает содержание норм иностранного процессуального права в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной данного иностранного государства; иностранная процессуальная норма применяется и толкуется так, как это имеет место в ее родном государстве.

Однако можно отметить и существенное различие — коллизионная норма отсылает не к отдельному изолированному материально-правовому предписанию, а к иностранной правовой системе в целом. В случае выполнения иностранного судебного поручения речь идет именно о применении отдельных иностранных процессуальных норм в рамках международного договора и обращения иностранного учреждения юстиции.

Установить содержание отдельной иностранной процессуальной нормы проще, чем содержание норм иностранного материального права в принципе. Обращение но поводу применения иностранных процессуальных норм исходит непосредственно от органов, которые заинтересованы в правильном применении своего права (в правильном применении иностранного материального права заинтересованы суд и другие участники процесса, который имеет место в другом государстве). В соответствующей просьбе компетентные органы имеют возможность сразу же обеспечить предоставление необходимой информации о содержании, толковании и применении отдельной нормы своего процессуального права.

Практика РФ (и бывшего СССР) показывает, что российские суды при допросе свидетелей на территории РФ по просьбе судебных органов США и Великобритании не отказываются пользоваться исходящими от этих органов вопросниками, составленными по обычной для общего права форме прямого и перекрестного допроса.

Поручения российских государственных судов направляются за границу при необходимости получения доказательств на территории иностранного государства или для вручения проживающим за границей лицам судебных документов. Закон не устанавливает случаи, когда направление поручений обязательно, поэтому данный вопрос решается самими судами в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Порядок сношений российских судов с иностранными официальными органами определен в законодательстве и международных договорах РФ. Как правило, поручения российских судов, адресованные иностранным судебным органам, направляются в Министерство юстиции РФ; министерство в зависимости от наличия международного договора (и его предписаний) или его отсутствия либо само пересылает поручение за границу, либо передает его за границу через МИД РФ.

Этот вопрос решается судом; суд может (но не должен) использовать иностранные процессуальные формы при непременном условии, что использование иностранного процессуального права не нарушает публичный порядок РФ. Основания отказа в оказании правовой помощи: исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

В арбитражно-процессуальном законодательстве закреплено еще одно основание отказа — иностранное поручение не может быть выполнено, если не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.

Для исполнения иностранного судебного поручения необходима его передача в установленном порядке; исполнение поручения не должно угрожать суверенитету РФ и ее публичному порядку; исполнение должно входить в компетенцию суда, т.е. выполнение запрашиваемых процессуальных действий должно быть подведомственно судебным органам. Поручение выполняется судом, в районе действия которого требуется выполнение процессуальных действий и под юрисдикцию которого подпадают лица, которым необходимо вручить документы.

Перечень отдельных процессуальных действий, установленный в ст. 407 ГПК РФ и ст. 256 АПК РФ, не является исчерпывающим. По просьбе иностранных учреждений юстиции российские государственные судебные органы совершают и другие процессуальные действия, направленные на собирание доказательств. Вручение документов (по отношению к исполнению процессуальных действий) не является самостоятельным видом правовой помощи.

Отказ в исполнении иностранного судебного поручения, противоречащего суверенитету и безопасности РФ (нарушающего основополагающие принципы российского права), представляет собой оговорку о публичном порядке в процессуальном смысле. Поручение не может быть исполнено, если такое исполнение (а не само поручение) противоречит публичному порядку РФ. В данном случае речь не идет об ограничении применения норм иностранного закона, как это имеет место при применении оговорки о публичном порядке в материальном смысле.

Отказ в исполнении иностранного судебного поручения по причине некомпетентности судебного органа не является частью оговорки о публичном порядке. Такой отказ представляет собой производное от процессуального права, пределы вторжения в которое ограничено во всех правовых системах.

63. Признание и исполнение иностранных судебных поручений.

Решения национальных судебных органов имеют территориальную силу. Судебное решение представляет собой часть правопорядка того государства, в пределах юрисдикции которого оно вынесено. Допустимо признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах в случаях, предусмотренных законодательством этих государств или международными соглашениями.

Иностранное судебное решение само по себе не имеет за границей правовой силы, оно получает ее лишь постольку, поскольку процессуальное законодательство другого государства допускает признание и исполнение иностранного судебного решения. Юридические последствия признания иностранного судебного решения — признанное за рубежом судебное решение получает такую же юридическую силу, что и решения местных судов (т.е. приобретает свойства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности для должностных лиц и органов данного государства). Признанное иностранное судебное решение служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решения местных судов.

Судебные решения (в зависимости от категории дел) могут предполагать только их признание (расторжение брака, признание умершим). Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой (условием) его принудительного исполнения.

Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее правило для всех государств — принцип взаимности является условием принудительного исполнения.

Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

Для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения (Италия).

Необходима выдача экзекватуры; возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина (большинство европейских и латиноамериканских государств, Япония).

Иностранное судебное решение служит основой для нового суммарного судебного разбирательства. Иностранное судебное решение создает презумпцию для того, в чью пользу оно вынесено. Эта презумпция может быть опровергнута при помощи возражений. Иностранное судебное решение порождает перераспределение бремени доказывания (Англия, США).

Система экзекватуры — это принятие судебного постановления, которое санкционирует исполнение иностранного судебного решения, придает ему принудительную силу. Судебное решение признается или исполняется как таковое.

Варианты системы экзекватуры:

Допустимость ревизии дела по существу — суд, разрешающий исполнение, подвергает иностранное решение полной ревизии с точки зрения правильности разрешения дела по существу (Бельгия, Франция).

Возможность только ограниченного контроля со стороны суда, разрешающего исполнение, — суд не проверяет правильность разрешения дела по существу, но вправе произвести полную ревизию в исключительных случаях по требованию должника (ФРГ, Япония, Англия, Италия).

Экзекватура выдается только при условии взаимности (ФРГ, Англия, Япония).

Для выдачи экзекватуры взаимность не требуется (Италия, Аргентина).

Основные условия выдачи экзекватуры — решение не должно противоречить публичному порядку государства места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства. Основания отказа в выдаче экзекватуры исчерпывающим образом перечислены в законодательстве.

Экзекватура представляет собой специальное судебное постановление, санкционирующее исполнение иностранного судебного решения, придающее ему принудительную силу и выдаваемое только для исполнения решения (ФРГ, Швейцария,

Япония, Франция) или и для его признания (Италия). С выдачей экзекватуры решение подлежит исполнению, как если бы оно было принято в государстве суда, выдавшего экзекватуру; получает юридическую силу, равную силе внутреннего судебного решения, и может быть исполнено в том же порядке, что и внутреннее судебное решение.

Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом. В подобных случаях необходимо получить согласие иностранного государства на производство на его территории процессуальных действий другого государства. Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства.

Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:

1) непосредственные сношения судов;

2) дипломатический и консульский путь – обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства;

3) использование специально назначенных уполномоченных;

4) передача поручений через центральные органы юстиции. Процедура выполнения поручения иностранного суда регулируется законом государства места исполнения поручения.

В континентальном праве установлен общий порядок: судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика – правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. Основная проблема заключается в том, что для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило – процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским правом. Современная тенденция – по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права. Основания отказа в оказании правовой помощи: исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Основное количество двусторонних международных договоров в мире касается именно оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. С точки зрения международно-правового регулирования оказание правовой помощи представляет собой обязанность государства по международному праву. В двусторонних соглашениях определяются предмет и объем правовой помощи, «маршрут» судебного поручения. Предусмотрено как использование дипломатических каналов, так и непосредственные сношения органов юстиции и судов. Правовая помощь оказывается безвозмездно.

Среди многосторонних международных соглашений о правовой помощи основным универсальным регулятором порядка исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Конвенция определяет понятие «судебные документы» и устанавливает общее правило, что поручение передается консульским путем. Возможно отступление от этого правила: использование как дипломатического пути, так и непосредственных сношений судебных органов. Государства обязаны исполнять поручения, за исключением случаев, перечисленных в Конвенции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: