Список арбитражных судов рк

Обновлено: 25.04.2024

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.

Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".

Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации - республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.

В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.

Система арбитражных судов Российской федерации

Система арбитражных судов Российской федерации

На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 "О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений" было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.

В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями" для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 "Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.", из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.

Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) - для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик - для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей - для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 "О Государственном арбитраже в СССР", была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.

В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 "Об арбитражном суде". Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.

Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) - ст. 333.21, ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения "О Федеральной налоговой службе", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) - п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ.

Это справочный раздел сайта Арбитражной Палаты Казахстана, который поможет найти информацию, необходимую гражданам и юридическим лицам об арбитраже, его работе, порядке обращения в арбитраж. Контактные данные постоянно действующих арбитражей, осуществляющих деятельность в вашем городе или регионе, вы можете найти в Реестре Палаты на нашем сайте.

Что такое арбитраж
Кто вправе обратится в арбитраж

Сторонами в арбитраже могут быть физические и (или) юридические лица, независимо от их места жительства или места нахождения внутри Республики Казахстан или за ее пределами. Спор может быть передан на рассмотрение арбитража при наличии заключенного между сторонами арбитражного соглашения в отношении споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами по какому-либо конкретному гражданско-правовому отношению.

Арбитражное соглашение в отношении спора, который находится на рассмотрении в суде, может быть заключено до принятия решения по спору указанным судом. В этом случае суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Оно может быть заключено в виде арбитражной оговорки, включенной в текст гражданско-правового договора.

Преимущества рассмотрения спора в арбитраже

В отличие от государственного суда, в арбитраже:

  • спорящие стороны вправе самостоятельно определить правила, по которым арбитраж должен будет рассмотреть спор;
  • стороны вправе самостоятельно выбрать место и язык разбирательства;
  • стороны вправе самостоятельно выбрать арбитров;
  • конфиденциальность разбирательства;
  • быстрота и эффективность процесса;
  • решение арбитража является окончательным, пересмотру по существу дела не подлежит;
  • арбитражное решение легче исполнить на территории иностранного государства, благодаря наличию Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 10 июня 1958 года).
Какие споры рассматривает арбитраж?

Арбитраж вправе рассматривать споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, между физическими и (или) юридическими лицами:

  • имущественные споры;
  • споры, возникающие из личных неимущественных отношений, связанных с имущественными.

Арбитражу не подведомственны споры:

  • по которым затрагиваются интересы несовершеннолетних лиц;
  • лиц, признанных в порядке, установленном законом, недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • о реабилитации и банкротстве;
  • между субъектами естественных монополий и их потребителями;
  • между государственными органами;
  • между субъектами квазигосударственного сектора.
Возможна ли отмена арбитражного решения?

Арбитражное решение является окончательным, пересмотру по существу дела не подлежит и может быть отменено только на основании ст. 52 Закона об арбитраже в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (глава 56). Перечень оснований носит исчерпывающий характер. В ст. 52 Закона об арбитраже предусмотрено два возможных случая отмены арбитражного решения государственным судом:

1) по ходатайству об отмене, заявленному одной из сторон. Сторона, подавшая ходатайство, должна представить суду соответствующие доказательства. При этом основаниями для подачи ходатайства являются только процессуальные нарушения;
2) по решению суда (которое может быть принято без ходатайства стороны). Это возможно только тогда, когда суд самостоятельно определит, что:
а) арбитражное решение противоречит публичному порядку РК или
б) спор, по которому вынесено арбитражное решение, не может являться предметом арбитражного разбирательства по законодательству РК.

Принудительное исполнение арбитражного решения

Если арбитражное решение не исполнено добровольно в установленный в нем срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение арбитражного решения осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного судом исполнительного листа. Заявление о принудительном исполнении арбитражного решения подается в суд в соответствии с ГПК РК. Основания для отказа в признании или приведении в исполнение арбитражного решения предусмотрены ст. 57 Закона об арбитраже и ст. 255 Гражданского процессуального кодекса.

Права сторон арбитражного разбирательства

Согласно положениям Закона РК «Об арбитраже» (далее по тексту – Закон) Сторонами арбитражного разбирательства являются истец и ответчик, между которыми заключено арбитражное соглашение.

Стороны участвуют в арбитражном разбирательстве на основе принципов состязательности и равноправия – они самостоятельно и независимо от кого-либо избирают свою позицию, способы и средства ее отстаивания, а также пользуются равными правами и несут равные обязанности.

В частности, согласно статье 31 Закона в ходе арбитражного разбирательства стороны имеют право:

1) знакомиться с материалами дела и снимать копии с данных материалов;

2) представлять доказательства;

3) заявлять ходатайства, отвод арбитрам;

4) задавать вопросы участникам процесса, давать устные и письменные объяснения;

5) представлять свои доводы по всем возникающим в ходе процесса вопросам;

6) возражать против ходатайств и доводов другой стороны;

7) знакомиться с протоколом заседания арбитража и подавать по нему письменные замечания;

8) ходатайствовать перед судом о принудительном исполнении арбитражного решения в соответствии с законодательными актами РК;

9) окончить дело мировым соглашением или соглашением об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации;

10) в установленных Законом случаях подавать ходатайство об отмене арбитражного решения.

Справочно:

1. Для отмены арбитражного решения судом сторона, заявляющая ходатайство об отмене, должна представить доказательства о том, что:

1) оно содержит решение по вопросу, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения, а также вследствие неподведомственности спора арбитражу.

Если арбитражные решения по вопросам, которые охватываются арбитражным соглашением, могут быть отделены от решений по вопросам, которые не охватываются таким соглашением, то может быть отменена только та часть арбитражного решения, которая содержит решения по вопросам, не охватываемым арбитражным соглашением;

2) одна из сторон арбитражного соглашения была признана судом недееспособной или арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания – по законодательству Республики Казахстан;

3) сторона не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам, признанным судом уважительными, не могла представить свои объяснения;

4) состав арбитража или арбитражная процедура разбирательства не соответствовали соглашению сторон;

5) имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или арбитражное решение либо определение суда или арбитража о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска;

6) арбитражное решение не отвечает требованиям о письменной форме и подписи, предусмотренным в статье 47 Закона.

2. Арбитражное решение отменяется судом в случае определения, что:

1) арбитражное решение противоречит публичному порядку Республики Казахстан;

2) спор, по которому вынесено арбитражное решение, не может являться предметом арбитражного разбирательства по законодательству Республики Казахстан.

Ходатайство об отмене арбитражного решения может быть подано сторонами арбитражного разбирательства, третьими лицами, не привлеченными к участию в деле, но в отношении прав и обязанностей которых арбитраж принял решение, по основаниям, предусмотренным законом, в течение одного месяца со дня получения арбитражного решения.

Ходатайство подается в соответствующий суд Республики Казахстан:

1) по месту рассмотрения спора арбитражем, если арбитражное решение принято на территории Республики Казахстан;

2) по месту нахождения постоянно действующего арбитража, если арбитражное решение принято по закону Республики Казахстан в иностранном государстве;

3) по месту образования арбитража в Республике Казахстан, если арбитражное решение принято по закону Республики Казахстан в иностранном государстве (статья 464 Гражданского процессуального кодекса РК).

В статье приведен наиболее полный список арбитражей и третейских судов в Республике Казахстан, как действующих, так и прекративших свою деятельность, перечень постоянно обновляется.

Арбитраж при ОЮЛ Союз предпринимателей Казахстана (ранее именовался Третейский суд при ОЮЛ "Союз предпринимателей Казахстана")

Международный третейский суд IUS

Международный арбитражный суд «IAC»

Международный арбитражный суд

e-mail: iac@arbitration.kz, Web:arbitration.kz

Международный арбитражный центр

Арбитражный центр НПП РК «Атамекен»

Республика Казахстан, г. Астана, ул. Д. Кунаева 8, блок «Б»
тел.: 8 (7172) 91-93-82
эл. ад.: arbitration@palata.kz, Web:aca.kz

Казахстанский международный арбитраж

Казахстанский Международный арбитражный суд г. Астаны

Международный арбитраж Астаны

Республика Казахстан, 010000, г. Астана,
шоссе Коргалжын, 8, здание КазГЮУ, каб 602

Арбитраж г. Нур-Султан (ранее именовался Арбитраж г. Астаны)

Постоянно действующий арбитраж Арбитражный суд города Астаны Общественного объединения Национальное юридическое агентство

Третейский суд при Торгово-Промышленной Палате Карагандинской области

Республика Казахстан, 100000 г. Караганда, ул. Бульвар Мира, 31;
тел. (7212) 300 684, 562 999,
факс (7212) 300 685
karcci@karcci.kz

Международный коммерческий арбитражный суд Евразийского центра посреднического разбирательства (МКАС ЕЦПР)

Международный арбитражный суд Евразийского центра посреднического разбирательства (МАС ЕЦПР)

Международный Арбитраж Евразийского экономического пространства

Евразийский Экономический Арбитражный Суд

Третейский суд ТОО Евразия-Фемида

Арбитражный суд Алматы (ранее Третейский суд Алматы)

Арбитраж Алматы

Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Нусупбекова, дом 32

Коммерческий арбитражный суд Алматы (KACA)

Третейский суд и Коммерческий Арбитраж при Национальном юридическом агентстве в г.Астана

Международный арбитражный суд при ТПП РК

Третейский суд при Торгово-промышленной палате Северо-Казахстанской области

Третейский суд при Торгово-промышленной палате Восточно-Казахстанской области

Третейский суд при Торгово-промышленной палате Павлодарской области

Третейский суд при ассоциации банков Республики Казахстан

Западно-Казахстанский третейский суд

Казахстанский Международный Арбитражный центр

Первый экономический арбитраж

Арбитражный суд «LIBRAN»

Арбитраж «Адилет»

Постоянно действующий Арбитраж «Большое жюри Казахстана»

Международный Коммерческий Арбитраж "JUS GENTIUM"

Республика Казахстан, Алматы, пр. Абая, д.68/74 уг. ул. Ауезова, оф.210 тел.: 8 (7273) 76 08 80, 8 747 980 75 16 эл. ад.: info@arbitrazh.kz, Web:arbitrazh.kz

Международный коммерческий арбитраж HLG

ТОО «Республиканский Арбитражный суд»

город Астана, улица Сарайшык, дом 5\1, офис 5, БЦ «Мисон» тел.: сот.87027037711 эл.адр.: sud@econsulting.kz

Частное учреждение «Южно-Казахстанский Арбитражный Суд»

Павлодарский Арбитраж

Международный Арбитражный Суд "Pactum"

Международное Арбитражное агенство «TENDEU»

Республика Казахстан, 010000, г. Астана, ул. Аскара Токпанова, ВП-3, info@tendeu.kz

ТОО «Постоянно действующий арбитраж г. Караганды и Карагандинской области»

ТОО «Карагандинский Арбитражный Суд»

Международный экономический арбитражный суд «ТОRЕLІК»

Международный Центрально-Азиатский коммерческий арбитраж "Goodwill"

ТОО «ARBITRATION OF OIL CAPITAL»

Арбитражный суд «FEMIDA» по Западно-Казахстанской области

Арбитражный суд «ATRIUM»

Арбитражный суд Центра Правосудия

050000, г.Алматы, ул.Толе би 4, угол ул.Абдуллиныx 54/6

Казахстанский международный экономический арбитраж

Ищите подходящий арбитраж для рассмотрения споров? Вам нужны представители для ведения дел в арбитраже?

Хотите отменить решение арбитража? Вы можете обратится за помощью к нам, наша компания уже более 15 лет специализируется на сопровождении споров в арбитражах (третейских судах).

В истории арбитражного движения в Казахстане можно выделить три этапа:

1) этап становления (1993-1999 г.г.).

В 1993 г. были созданы первые арбитражные суды: Арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Республики Казахстан (председатель М.К. Сулейменов), Международный третейский суд при Юридическом центре «JUS» (председатель П.Я. Грешников). В то время действовало Типовое положение о третейском суде, утвержденное постановлением Кабинета министров РК от 4 мая 1993 г. № 356. Проблем в развитии арбитражных судов в то время не было, если не считать попытки Генеральной прокуратуры опротестовать решения третейских судов по существу.

2) Этап развала и уничтожения арбитражных судов (1999-2004 г.г.). Положение резко изменилось с принятием 1 июля 1999 г. нового Гражданского процессуального кодекса, в который не была включена норма, предусматривающая принудительное исполнение государственными судами решений третейских судов. В то же время в ГПК подобная норма не была включена.

3) Этап после принятия арбитражных Законов (2005 по настоящее время). В итоге все же борьба увенчалась успехом, и 28 декабря2004 г. были приняты Закон «О третейских судах» и Закон «О международном коммерческом арбитраже». Эти законы сыграли большую роль в возрождении арбитражных судов в Казахстане.

2. Некоторые положения Законов о третейских судах и о международном коммерческом арбитраже

1) Разграничение компетенции между третейским судом и международным коммерческим арбитражем проводится не между конкретными арбитражными органами (один суд - только третейский, другой - только арбитраж), а по характеру споров. То есть любой арбитражный (третейский) суд может рассматривать и внутригосударственные споры, и международные; любые физические или юридические лица (как резидент, так и нерезидент) могут обратиться в любой арбитражный суд, как бы он ни назывался: «третейский суд» или «международный коммерческий арбитраж». В этом случае в зависимости от характера споров будет действовать или Закон о третейских судах, или Закон о международном коммерческом арбитраже.

Разграничение компетенции закреплено в п. 4 ст. 6 Закона о международном коммерческом арбитраже: международный арбитраж рассматривает споры, если хотя бы одна из сторон является нерезидентом Республики Казахстан.

2) В принятых Законах к компетенции арбитражей относятся только споры, возникающие из гражданско-правовых договоров, если иное не установлено законодательными актами РК (ст. 1 Закона о третейских судах, ст. 1 Закона о международном коммерческом арбитраже). Это значит, что иные споры (например, споры о праве собственности, не связанные с договорами) арбитражами рассматриваться не могут. Это существенное ограничение компетенции арбитражей, причем явно необоснованное.

3) Обжалование решения третейского (арбитражного) суда

В ст. 31 Закона о международном коммерческом арбитраже в полном соответствии с Типовым законом ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» от 21 июня 1985 г. (далее - Типовой закон ЮНСИТРАЛ) предусмотрено два возможных случая отмены решения арбитража компетентным судом: по ходатайству об отмене, заявленному одной из сторон, и по решению компетентного суда (которое может быть принято без ходатайства стороны).

В Законе о третейских судах повторяются те же основания отмены решения третейского суда, однако, добавлено еще основание: противоречие принципу законности.

Принцип законности означает, что третейские судьи и суды в своих решениях руководствуются только нормами Конституции РК, законодательных и иных нормативных правовых актов РК (подпункт 2 ст. 4 Закона о третейских судах).

Следовательно, компетентный суд вправе проверять законность решения третейского суда, то есть соответствие его законодательным и иным нормативным правовым актам.

4) В обоих Законах прописан порядок принудительного исполнения решений третейских (арбитражных) судов. Статья 33 Закона о международном коммерческом арбитраже, об основаниях для отказа в признании или приведении в исполнение арбитражного решения в целом соответствует положениям, установленным Типовым Законом ЮНСИТРАЛ. и Нью-Йоркской Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г.

Но самым главным достижением и итогом длительной дискуссии по проекту Закона «О третейских судах» стало исключение из ст. 48 нарушения принципа законности как основания для отказа в выдаче исполнительного листа. Следовательно, основаниями для отказа в принудительном исполнении по Закону о третейских судах являются процессуальные нарушения и противоречие публичному порядку.

3. Изменения в Законы о третейских судах и о международном коммерческом арбитраже

В настоящее время в Парламенте находится проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования деятельности третейских судов и международного коммерческого арбитража».

В проекте содержится ряд нововведений, касающихся в основном закона о международном коммерческом арбитраже: уточнение отказа от права на возражение, пределов вмешательства компетентного суда, квалификационных требований к арбитрам, условий деятельности постоянно действующего арбитража (в частности, ведение реестров арбитров) и другие.

Однако многие предложения ученых и юристов не нашли отражение в проекте.

Мне кажется, проект не выполнил главной задачи: снять необоснованное ограничение деятельности третейских судов, их дискриминацию по сравнению с международным коммерческим арбитражем. На практике наличие таких ограничений очень серьезно тормозит развитие третейских судов.

Самое главное, что необходимо было сделать, это исключить из подпункта 5) п. 2 ст. 44 Закона о третейских судах упоминание, о принципе законности. Возможность отмены решения третейского суда по основанию нарушения принципа законности противоречит сущности третейского разбирательства

Недаром подобного основания отмены решения нет в Законе о международном коммерческом арбитраже, основанном на Типовом Законе о международном торговом арбитраже ЮНСИТРАЛ.

Совершенно непонятно исключение из понятия «международный коммерческий арбитраж» слова «международный». Во всех странах на их территории действуют арбитражи, рассматривающие споры с иностранным участием и почти везде они называются международные коммерческие арбитражи.

4. Арбитражные суды в Казахстане

В Казахстане не так много арбитражных судов. Точное количество их неизвестно, так как единого центра и статистики деятельности третейских судов не существует. Можно предположить, что общее их количество свыше двадцати, в основном в Алматы. Я был основателем и бессменным председателем Арбитражной комиссии при РК, но в 2004 ушел оттуда, так как руководство ТПП РК очень мало думало о развитии арбитражного суда. 5 января 2005 г. я стал председателем Казахстанского международного арбитража (КМА), который за четыре года существования превратился в ведущий арбитражный (третейский) суд в Казахстане.

Регламент арбитражного разбирательства КМА разработан в соответствии с Законами о третейском суде и о международном коммерческом арбитраже, а также с учетом регламентов ведущих институциональных арбитражей мира.

Качество арбитражного разбирательства зависит не только от тщательного проработанных процедурных механизмов, но и от квалификации арбитров. Поэтому список Арбитров КМА состоит из ведущих казахстанских и международных специалистов в области права, которые являются признанными авторитетами не только в научных кругах, но и среди практикующих юристов.

Так, в настоящее время постоянно действующими арбитрами КМА являются 94 высококвалифицированных специалиста, в том числе 45 иностранных экспертов в различных областях права.

Учитывая высокую квалификацию арбитров, КМА может проводить рассмотрение споров на английском языке, причем даже без привлечения иностранных экспертов.

КМА предлагает сторонам использовать такой механизм альтернативного разрешения спора, как посредническое разбирательство, которое осуществляется в соответствии с Регламентом посреднического разбирательства КМА.

Арбитражное разбирательство в Казахстане, несмотря на все трудности и преграды, продолжает развиваться и, несомненно, займет достойное место в системе способов защиты прав граждан и юридических лиц.

Работа в суде МФЦА известных британских судей гарантирует непредвзятость и прозрачность рассмотрения дел.

Международный финансовый центр "Астана" – это не только биржа, как принято считать, но и целая экосистема институтов. Особое место в ней занимают суд и международный арбитражный центр, которые работают в рамках английского общего права.

Для создания судебной системы казахстанского финцентра пригласили именитых зарубежных специалистов. Это прежде всего председатель Суда Лорд Вульф, возглавлявший суды Англии и Уэльса, председатель Международного арбитражного центра Барбара Доманн – член Лондонского международного арбитражного суда, а также регистратор и руководитель аппарата Кристофер Кэмпбелл-Холт – эксперт с большим опытом работы в Великобритании, США и странах Ближнего Востока.

Под их руководством в финцентре была с нуля сформирована и запущена судебная система, привлечены к работе одни из лучших юристов мира в области английского общего права. Вместе с МФЦА Informburo.kz рассказывает, зачем нужно было создавать отдельные суд и арбитражный центр и как это поможет привлечь в Казахстан новых иностранных инвесторов.

Зачем МФЦА своя судебная система?

И суд, и Международный арбитражный центр МФЦА были созданы в начале 2018 года и сразу приступили к работе. Создание отдельных судебных органов при финцентрах является мировой практикой: так работают, например, финцентры в Дубае, Катаре и Абу-Даби. Делается это, чтобы инвесторы могли быть уверены в защите их интересов и прав, говорит регистратор суда и МАЦ Кристофер Кэмпбелл-Холт.

"Когда мы проводили анализ, какое право часто используется в таких коммерческих судах, то поняли, что обычно это английское общее право. Оно понятно инвесторам по всему миру", – говорит Кристофер Кэмпбелл-Холт.

Кроме того, в МФЦА решили создать не только суд, то есть современное судопроизводство, но и арбитражный центр. Дело в том, что большое число споров в коммерческой сфере разрешают именно с помощью арбитража, медиации и других несудебных инструментов.

"То есть к нам приходит инвестор, и если ему не хочется решать спор в суде, он может выбрать арбитраж. Не хочется в арбитраж – он может выбрать медиацию. Таким образом, мы решили сформировать весь пакет услуг", – добавляет Кэмпбелл-Холт.

Именно он и Лорд Вульф, ныне председатель суда МФЦА, в начале 2017 года занялись разработкой судебной системы финцентра. К слову, эти два специалиста ранее уже создавали аналогичную судебную систему и арбитражный центр в Катаре. Такой опыт позволил им учесть все ошибки и создать более совершенную систему в Казахстане.

В суде МФЦА действуют собственные правила и регламент, также разработанные с нуля. Они основаны на нормах и принципах права Англии и Уэльса, но не являются простой перепечаткой. За основу брали английские законы, но сами правила писали с учётом практического опыта подобных судов в других финансовых центрах.


Суд казахстанского финцентра состоит из двух инстанций: суда первой инстанции и апелляции. При этом на уровне первой инстанции есть разделение по суммам исков. Для споров до 150 тысяч долларов действует так называемый суд мелких тяжб, который использует облегчённые процедуры.

Сейчас в суде работают 12 судей. Все они по происхождению британцы, занимали посты в Высоком суде Англии и Уэльса, были судьями в апелляционном и Верховном судах, имеют опыт в международном судопроизводстве, арбитраже и медиации.

"Когда мы считали общий опыт всех наших судей, то вышло несколько столетий – у них огромный опыт работы", – подчёркивает Кристофер Кэмпбелл-Холт.

К работе в Международном арбитражном центре привлекли 30 арбитров и медиаторов, и здесь география гораздо шире: это страны Европы, Япония, США, Индия, Сингапур, Россия, Украина и Гонконг. Есть и специалисты из Казахстана – это юристы Айгуль Кенжебаева и Александр Коробейников.

Набор специалистов проводили по специальным критериям, среди которых, прежде всего, опыт работы в международном судопроизводстве и системе английского общего права, а также кристально чистая репутация.

Были ли рассмотрены дела в суде и арбитраже МФЦА?

Суд МФЦА уже вынес первое судебное решение в апреле 2019 года. Прошло оно в суде мелких тяжб между частными компаниями Aurora Ag Limited и Star Asian Mining Company. Иск был получен по юрисдикции opt-int, которую могут выбирать любые стороны из любых стран мира при наличии письменного согласия разрешать спор именно в суде МФЦА.

К слову, рассматривали спор в рамках приказного производства через электронный обмен документами. Другими словами, ни судье, ни участникам не пришлось встречаться для разрешения спора. Кристофер Кэмпбелл-Холт отмечает, что первое судебное решение стало символичным.

"Мы понимаем, что наша независимая система судопроизводства общего права, опытные судьи и хорошо развитые процедуры по исполнению судебных решений были одними из причин, почему стороны решили подать иск именно в суд МФЦА. При этом первое решение суда было эффективно исполнено в Казахстане в рекордно короткие сроки", – рассказал собеседник Informburo.kz.

Арбитраж МФЦА также популярен среди бизнеса, арбитражные процессы ожидаются уже в ближайшем будущем. При этом в Международном арбитражном центре уже прошли два процесса по медиации с участием казахстанских медиаторов.

К слову, в распоряжении МФЦА есть определённое число контрактов, в которых прописано, что при наличии споров между компаниями, они их будут разрешать именно на площадке казахстанского финцентра. По последним данным, речь идёт о более 1000 контрактов только за 2019 год.

Зал заседаний Суда МФЦА

Главное условие для разбирательств спора в суде или арбитражном центре МФЦА – наличие такой оговорки в соглашении. При этом организация самого процесса бесплатна – это одно из основных преимуществ судебной системы финцентра "Астана" перед зарубежными аналогами.

Однако нужно помнить, что правила проведения процессов в суде и арбитражном центре МФЦА разнятся. В суде и подача исков, и график рассмотрения, и выбор судьи строго регламентированы. Например, ответственного судью лично назначает председатель суда Лорд Вульф.

В арбитраже, согласно мировой практике, всё иначе: стороны могут сами разработать свой регламент арбитража, вместе выбирают арбитров и правила, по которым будет идти разбирательство. Также стороны могут выбрать язык разбирательства.

Что касается исполнения решений, то здесь судебная система МФЦА также обладает преимуществом. К примеру, при вынесении решения судом финцентра оно уже обязательно к исполнению в Казахстане или других странах, с которыми у нашей страны есть такие договорённости. В их числе, например, Россия и другие страны СНГ.

Арбитражные решения подлежат исполнению за рубежом в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией от 1958 года. При этом на территории Казахстана стороны, получившие арбитражное решение МАЦ, могут обратиться за исполнительным листом в Суд МФЦА.

Как подать заявление в суд и арбитраж МФЦА?

С февраля 2019 года начала работать электронная система eJustice, через которую можно подать своё заявление в суд или арбитраж МФЦА.

После регистрации в личном кабинете практикующий юрист может получить право выступать в суде МФЦА, для этого требуется пройти специальные процедуры аккредитации.

Там же подаются и иски: приезжать в суд не нужно, заявление можно подать из любой точки планеты в онлайн-режиме. При этом, говорят в МФЦА, при необходимости специалисты суда и арбитража могут оказать помощь в подаче иска, а также дать юристам консультации.

Кроме того, электронная система позволяет следить за ходом процесса, просматривать календарь работы судей и получать нужные юристу оповещения. В перспективе добавится новый функционал: в первую очередь это проведение онлайн-слушаний для удобства сторон.

Обладая такими преимуществами, суд и арбитражный центр МФЦА получает все шансы стать востребованными в регионе площадками для разрешения коммерческих споров. Залогом успеха, главным образом, является работа в МФЦА именитых судей и арбитров, репутация которых сама по себе становится гарантией непредвзятости и прозрачности разбирательств.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: