На какой срок задерживается маломерное судно при совершении административного правонарушения

Обновлено: 25.04.2024

1. Нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от шести месяцев до одного года.

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков -

влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

3. Осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

4. Необъявление или неправильное объявление капитаном судна лоцману данных об осадке, о длине, ширине и вместимости судна и иных данных о судне, которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

Примечание. Под маломерным судном в настоящем Кодексе следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Комментарий к ст. 11.7 КоАП

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на водном транспорте.

Правонарушения посягают на безопасность движения морского и внутреннего водного транспорта.

Общие правила захода в морские порты и выхода из них, включая стоянку и плавание в их акватории, содержатся в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (далее - КТМ РФ).

В соответствии со ст. 57 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ) государственные бассейновые управления водных путей и судоходства утверждают обязательные постановления, касающиеся правил захода в порт и выхода из него, а также плавания в акватории порта и стоянки в нем.

В отношении судоходства по внутренним водным путям действуют Правила плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденные Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129, и Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства транспорта РФ от 24 апреля 2002 г. N 55.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: нарушение правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков (ч. 1 комментируемой статьи); превышение установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков (ч. 2 комментируемой статьи).

3. В соответствии со ст. 34 КВВТ РФ судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Судовладелец обязан:

назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов;

обеспечить безопасную практику эксплуатации судов;

постоянно улучшать навыки членов экипажей судов, других работников в области безопасности судоходства;

обеспечить укомплектование экипажей судов и поддерживать суда в техническом состоянии, которое должно соответствовать требованиям безопасности судоходства, установленным КВВТ РФ.

Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.

Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов (см. Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию, утвержденные распоряжением Минтранса РФ от 15 мая 2003 г. N НС-59-р). Организация обеспечения безопасности судоходства, разработка и утверждение нормативных правовых актов, определяющих правоотношения в области безопасности судоходства, контроль за выполнением требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов в указанной области осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации осуществляют бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте для обеспечения безопасности судоходства.

Владельцы сооружений, расположенных на внутренних водных путях, обязаны своевременно информировать бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте о возникновении угрожающих безопасности судоходства ситуаций для принятия соответствующих мер.

Надзор за безопасностью судоходства осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта через его территориальные органы и находящиеся в его ведении государственные организации надзора за безопасностью судоходства (см. Устав федерального государственного учреждения "Государственная речная судоходная инспекция Российской Федерации", утвержденный Приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2003 г. N 193).

Органы надзора за безопасностью судоходства имеют право проводить осмотр судов и иных плавучих объектов и находящихся на внутренних водных путях сооружений, задерживать суда и иные плавучие объекты, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности судоходства, приостанавливать и запрещать движение судов и иных плавучих объектов при наличии угрозы безопасности судоходства.

Предписания должностных лиц органов надзора за безопасностью судоходства являются обязательными для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях.

Морское судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, или судно, плавающее под флагом иностранного государства, при заходе на внутренние водные пути может быть подвергнуто органами надзора за безопасностью судоходства проверке на одинаковых основаниях с судами, плавающими по внутренним водным путям.

4. Часть 2 статьи устанавливает ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность плавания, судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном. В соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129, под маломерным судном следует понимать самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов).

Федеральным законом от 7 мая 2007 г. N 66-ФЗ в ст. 11.7 были внесены изменения, согласно которым к маломерным суднам также были отнесены прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).

Государственный и технический надзор за маломерными судами на реках, водохранилищах, других водоемах и в территориальном море России, а также за базами (сооружениями) для их стоянок осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам, действующей на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835.

3. Субъекты данного правонарушения - судоводители или иные лица, управляющие судном на морском, внутреннем водном транспорте.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Судебная практика по статье 11.7 КоАП

25 ноября 2015 года в отношении заявителя по тому же факту нарушения правил плавания в связи с причинением крупного ущерба было возбуждено уголовное дело по части первой статьи 263 "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена" УК Российской Федерации, а 29 января 2016 года прокурор опротестовал постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 11.7 КоАП Российской Федерации, одновременно представив ходатайство о восстановлении срока для принесения протеста, которое было удовлетворено судом.

19 октября 2014 г. произошло транспортное происшествие - посадка на мель земснаряда "Олекма" на 2014 км реки Лена, что подтверждается постановлением старшего государственного инспектора Северо-Восточного управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора от 14 ноября 2014 г. N 372 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым Шиккеру В.Н. назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей, а также заключением комиссии ФБУ "Администрация Ленского бассейна" по результатам служебного расследования затопления земснаряда "Олекма" от 20 мая 2015 г.

2.1. К гражданам и должностным лицам, нарушившим нормы КоАП РФ, должностным лицом ГИМС может быть применено одно из административных наказаний (ст.3.2):

административный штраф (далее - штраф).

Лишение граждан права управления маломерным судном осуществляется судьями.

При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо ГИМС может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием без составления протокола (ст.2.9).

2.2. О совершении административного правонарушения должностное лицо ГИМС составляет протокол об административном правонарушении (приложение 1), что является возбуждением дела об административном правонарушении.

Протокол заполняется, как правило, шариковой ручкой, вносимые в протокол исправления заверяются подписью должностного лица.

В случаях когда за административные правонарушения предусмотрена ответственность в виде лишения граждан права управления маломерным судном и при возбуждении должностными лицами ГИМС дел об административных правонарушениях (составление протоколов), предусмотренных частью 1 статьи 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)", частью 1 статьи 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", статьей 19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения", статьей 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ, протоколы и материалы к ним направляются для рассмотрения судье (ст.3.8, часть 1; ст.28.8). В остальных случаях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22; 8.23; 11.7-11.13 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами ГИМС или, в отношении несовершеннолетних, - комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанные в настоящем пункте статьи КоАП РФ приведены в приложении 8.

Если нарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое из этих лиц. При составлении протокола гражданину разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, а также лицом, привлекаемым к административной ответственности, свидетелями и потерпевшими. В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения, замечания по содержанию протокола и мотивы своего отказа от его подписания.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

2.3. Для пресечения административного правонарушения, а также для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении должностные лица ГИМС вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.27.1):

доставление (принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение);

досмотр маломерных судов (обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения);

изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении досмотра поднадзорных судов в присутствии двух понятых.

Указанные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются должностными лицами ГИМС, как правило, совместно с представителями органов внутренних дел; в необходимых случаях должностное лицо ГИМС вправе обратиться к должностным лицам органов внутренних дел с ходатайством о задержании лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст.27.3, часть 1);

задержание маломерного судна (передача судна для хранения и технического обслуживания на базы (сооружения) для стоянок маломерных судов за счет судовладельцев).

О доставлении нарушителя, досмотре и задержании маломерного судна делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Об изъятии вещей и документов в присутствии двух понятых составляется протокол (приложение 2).

2.3.1. При совершении административных правонарушений, влекущих лишение права управления маломерным судном, то есть предусмотренных частью 2 ст.11.7, ст.11.9 и ст.11.11, должностные лица ГИМС имеют право изымать до вынесения постановления по делу об административном правонарушении удостоверение на право управления маломерным судном, о чем делается запись в протоколе и талоне к удостоверению. Талон является временным (в течение 1 месяца) разрешением на право управления и продлевается до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ст.27.10, части 3 и 5).

2.3.2. В случае обнаружения признаков подделки или выведенного из обращения удостоверения на право управления, талона к нему и судового билета, эти документы изымаются до выяснения, о чем составляется протокол об изъятии вещей и документов (приложение 2).

2.3.3. Нарушение фиксируется компостером просечкой круглой формы в графе "номер нарушения по перечню" талона к удостоверению и заверяется подписью госинспектора по маломерным судам с проставлением даты.

2.3.4. Судоводитель, находящийся в состоянии опьянения, отстраняется от управления маломерным судном и к протоколу об административном правонарушении прилагается протокол освидетельствования его на алкогольное опьянение по установленной форме. Копия этого протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.27.12).

2.3.5. При уклонении судоводителя от освидетельствования в присутствии двух свидетелей составляется протокол об административном правонарушении, в котором указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования.

2.3.6. При административных нарушениях, предусмотренных статьей 11.9, должностными лицами ГИМС производится задержание маломерного судна. Маломерное судно задерживается до устранения причины задержания (ст.27.13). О задержании маломерного судна делается запись в протоколе об административном правонарушении.

2.4. Протокол об административном правонарушении и материалы к нему обосновывающие необходимость лишения судоводителя права управления маломерным судном, направляются судье в течение суток с момента составления протокола.

2.5. При административном правонарушении, повлекшем повреждения судов грузов, имущества или сооружений с нанесением материального ущерба, к протоколу прилагаются схемы, графики, объяснения участников и свидетелей происшествия, другие документы, которые подписываются составившими их должностными лицами, судоводителями и свидетелями.

2.6. Должностные лица ГИМС для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях обязаны рассматривать (ст.28.1):

1. Нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от шести месяцев до одного года.

Информация об изменениях:

Статья 11.7 дополнена частью 1.1 с 26 июля 2019 г. - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 217-ФЗ

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 26 июля 2019 г. - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 217-ФЗ

2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков -

влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 26 июля 2019 г. - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 217-ФЗ

3. Осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 26 июля 2019 г. - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 217-ФЗ

4. Необъявление или неправильное объявление капитаном судна лоцману данных об осадке, о длине, ширине и вместимости судна и иных данных о судне, которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в примечание к статье 11.7 настоящего Кодекса внесены изменения

Примечание. Под маломерным судном в настоящем Кодексе следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

ГАРАНТ:

См. Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях РФ, утвержденное приказом Минтранса РФ от 29 декабря 2003 г. N 221

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 мая 2002 года N 29

2. Начальникам государственных инспекций по маломерным судам субъектов Российской Федерации:

до 1 июля 2002 года обеспечить изучение должностными лицами, отнесенными к категории государственных инспекторов по маломерным судам, указанных в пункте 1 настоящего приказа Методических рекомендаций;

организовать в подразделениях госинспекций работу по ведению производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством.

3. Признать утратившей силу с 1 июля 2002 года Временную инструкцию о порядке производства по делам об административных нарушениях правил регистрации, учета и технического надзора за судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР, правил пользования указанными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденную Главным управлением Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР 26 июля 1988 года.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Главного управления Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации В.И.Пилюгина.

Начальник Главного управления
В.В.Антонов

Приложение к приказу
ГУ ГИМС России
от 31 мая 2002 года N 29

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации производства по делам об административных
правонарушениях в подразделениях Государственной инспекции
по маломерный судам Российское Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ) и предназначены для использования должностными лицами Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, отнесенными к категории государственных инспекторов по маломерным судам (далее - должностные лица ГИМС), в работе по организации и ведению производства по делам об административных правонарушениях.

1.2. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), действующих во время производства по указанному делу.

Порядок производства по делу об административном правонарушении, в том числе установление мер обеспечения указанного производства, определяются главами 24 - 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1.3. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

1.4. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации (далее - ГИМС России) вправе (ст.23 40)*:

* Здесь и далее в скобках указаны номера статей КоАП РФ.

руководитель Государственной инспекции по маломерным судам и его заместители;

руководители территориальных органов Государственной инспекции по маломерным судам и их заместители;

начальники бассейновых государственных инспекций по маломерным судам и их заместители;

государственные инспектора по маломерным судам.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматривают органы и должностные лица, указанные в статье 22.1 КоАП РФ.

Если при рассмотрении дела орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, придет к выводу, что в административном правонарушении содержатся признаки преступления, он (оно) передает материалы дела прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

1.5. Начальники государственных инспекций по маломерным судам субъектов Российской Федерации обязаны систематически проверять соблюдение должностными лицами ГИМС требований законодательства об административных правонарушениях при применении ими мер воздействия на граждан и должностных лиц.

2. Виды административных наказаний. Возбуждение дел
об административных правонарушениях. Меры обеспечения производства
по делам об административных правонарушениях

2.1. К гражданам и должностным лицам, нарушившим нормы КоАП РФ, должностным лицом ГИМС может быть применено одно из административных наказаний (ст.3.2):

административный штраф (далее - штраф).

Лишение граждан права управления маломерным судном осуществляется судьями.

При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо ГИМС может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием без составления протокола (ст.2.9).

2.2. О совершении административного правонарушения должностное лицо ГИМС составляет протокол об административном правонарушении (приложение 1), что является возбуждением дела об административном правонарушении.

Протокол заполняется, как правило, шариковой ручкой, вносимые в протокол исправления заверяются подписью должностного лица.

В случаях когда за административные правонарушения предусмотрена ответственность в виде лишения граждан права управления маломерным судном и при возбуждении должностными лицами ГИМС дел об административных правонарушениях (составление протоколов), предусмотренных частью 1 статьи 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)", частью 1 статьи 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", статьей 19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения", статьей 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ, протоколы и материалы к ним направляются для рассмотрения судье (ст.3.8, часть 1; ст.28.8). В остальных случаях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22; 8.23; 11.7-11.13 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами ГИМС или, в отношении несовершеннолетних, - комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанные в настоящем пункте статьи КоАП РФ приведены в приложении 8.

Если нарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое из этих лиц. При составлении протокола гражданину разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, а также лицом, привлекаемым к административной ответственности, свидетелями и потерпевшими. В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения, замечания по содержанию протокола и мотивы своего отказа от его подписания.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

2.3. Для пресечения административного правонарушения, а также для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении должностные лица ГИМС вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.27.1):

доставление (принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение);

досмотр маломерных судов (обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения);

изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении досмотра поднадзорных судов в присутствии двух понятых.

Указанные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются должностными лицами ГИМС, как правило, совместно с представителями органов внутренних дел; в необходимых случаях должностное лицо ГИМС вправе обратиться к должностным лицам органов внутренних дел с ходатайством о задержании лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст.27.3, часть 1);

задержание маломерного судна (передача судна для хранения и технического обслуживания на базы (сооружения) для стоянок маломерных судов за счет судовладельцев).

О доставлении нарушителя, досмотре и задержании маломерного судна делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Об изъятии вещей и документов в присутствии двух понятых составляется протокол (приложение 2).

2.3.1. При совершении административных правонарушений, влекущих лишение права управления маломерным судном, то есть предусмотренных частью 2 ст.11.7, ст.11.9 и ст.11.11, должностные лица ГИМС имеют право изымать до вынесения постановления по делу об административном правонарушении удостоверение на право управления маломерным судном, о чем делается запись в протоколе и талоне к удостоверению. Талон является временным (в течение 1 месяца) разрешением на право управления и продлевается до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ст.27.10, части 3 и 5).

2.3.2. В случае обнаружения признаков подделки или выведенного из обращения удостоверения на право управления, талона к нему и судового билета, эти документы изымаются до выяснения, о чем составляется протокол об изъятии вещей и документов (приложение 2).

2.3.3. Нарушение фиксируется компостером просечкой круглой формы в графе "номер нарушения по перечню" талона к удостоверению и заверяется подписью госинспектора по маломерным судам с проставлением даты.

2.3.4. Судоводитель, находящийся в состоянии опьянения, отстраняется от управления маломерным судном и к протоколу об административном правонарушении прилагается протокол освидетельствования его на алкогольное опьянение по установленной форме. Копия этого протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.27.12).

2.3.5. При уклонении судоводителя от освидетельствования в присутствии двух свидетелей составляется протокол об административном правонарушении, в котором указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования.

2.3.6. При административных нарушениях, предусмотренных статьей 11.9, должностными лицами ГИМС производится задержание маломерного судна. Маломерное судно задерживается до устранения причины задержания (ст.27.13). О задержании маломерного судна делается запись в протоколе об административном правонарушении.

2.4. Протокол об административном правонарушении и материалы к нему обосновывающие необходимость лишения судоводителя права управления маломерным судном, направляются судье в течение суток с момента составления протокола.

2.5. При административном правонарушении, повлекшем повреждения судов грузов, имущества или сооружений с нанесением материального ущерба, к протоколу прилагаются схемы, графики, объяснения участников и свидетелей происшествия, другие документы, которые подписываются составившими их должностными лицами, судоводителями и свидетелями.

2.6. Должностные лица ГИМС для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях обязаны рассматривать (ст.28.1):

- материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений и содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

3.2. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По письменному ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено должностными лицами ГИМС по месту его жительства.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления маломерным судном, может быть рассмотрено по месту регистрации (учета) маломерного судна (ст.29.5, часть 4).

3.3. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (ст.24.3, часть 1).

3.4. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.24.2).

3.5. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится должностным лицом ГИМС, рассматривающим дело, в виде определения (ст.24.3, часть 2).

3.6. Должностное лицо ГИМС при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы:

КоАП РФ Статья 11.7. Нарушение правил плавания

1. Нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков -

(в ред. Федерального закона от 31.01.2012 N 2-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от шести месяцев до одного года.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 217-ФЗ)

2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков -

влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 3 введена Федеральным законом от 31.01.2012 N 2-ФЗ)

4. Необъявление или неправильное объявление капитаном судна лоцману данных об осадке, о длине, ширине и вместимости судна и иных данных о судне, которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 4 введена Федеральным законом от 31.01.2012 N 2-ФЗ)

Примечание. Под маломерным судном в настоящем Кодексе следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

(в ред. Федеральных законов от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: