Специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних сколько

Обновлено: 28.04.2024

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является обеспечение соблюдения прав ребенка, что предполагает признание за ним всей полноты прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Казахстан, международных договорах и иных нормативных правовых актах. Обеспечение соблюдения прав несовершеннолетних непосредственно связано с их правовой защитой.В соответствии с Конвенцией «О правах ребенка» принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года дети имеют права на особую заботу и помощь.

Казахстан первым среди стран СНГ сделал шаг, ставший логическим продолжением проводимой в республике последовательной государственной политики по защите прав несовершеннолетних детей. Необходимость формирования специализированной системы правосудия для несовершеннолетних была продиктована объективной реальностью. Образованные в рамках пилотного проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане» в городе Алматы и Алматинской области в порядке эксперимента специализированные учреждения по сопровождению несовершеннолетних в процессе судопроизводства показали свою эффективность и востребованность.

Целесообразность создания ювенальной юстиции обусловлена также международными обязательствами Казахстана, в частности, ратификацией республикой в 1994 году Конвенции ООН «О правах ребенка», а также Минимальными стандартами правил ООН, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году. Согласно этим нормам, ювенальная юстиция определена как особая система правосудия по делам несовершеннолетних. Центральным звеном является - специализированный суд, который тесно взаимодействует с социальными службами, причем как до того, как подросток окажется в орбите судопроизводства, так и после вынесения приговора.

На IV республиканском съезде судей 3 июня 2005 года Глава государства поставил задачу создать в стране специализированные суды по делам несовершеннолетних. 23 августа 2007 года был подписан Указ Президента Республики Казахстан «Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних», которые на сегодняшний день функционируют в городах Астаны и Алматы. 5 июля 2008 года Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних». Также Указом Президента Республики Казахстан от 19 августа 2008 года N 646 была принята «Концепция развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы».

Создание в Казахстане специализированных судов по делам несовершеннолетних (ювенальных судов) - важное направление судебно-правовой реформы в части обеспечения прав, свобод и законных интересов детей.

Ювенальные суды позволяют комплексно решать проблемы, связанные с охраной прав и интересов несовершеннолетних, в полной мере обеспечить выполнение международного права в области защиты прав несовершеннолетних.

Цель правосудия для несовершеннолетних - недопущение дальнейшей криминализации личности и содействие социальной реабилитации ребенка, а не отчуждение его от общества.

К компетенции ювенальных судов отнесены уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними (небольшой, средней и тяжкой категории преступлений) в отношении лиц совершивших преступления в соучастии с несовершеннолетними, о преступлениях, непосредственно нарушающих права несовершеннолетних, предусмотренных конкретными статьями уголовного кодекса.

По гражданским делам подсудны дела по спорам об определении места жительства ребенка; о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав; об усыновлении ребенка; о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания; по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними в соответствии с брачно-семейным законодательством Республики Казахстан.

По административным делам подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, такие как, незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами без цели их сбыта совершенные лицами до 16 лет, хулиганство, совершенное несовершеннолетним от 14 до 16 лет, стрельба из огнестрельного оружия, взрыв пиротехнических устройств в населенных пунктах совершенные лицами до 16 лет, заведомо ложный вызов специальных служб лицами от 14 до 16 лет, надругательство над памятниками истории и культуры или природным объектом в возрасте до 16 лет, повреждение телефонных аппаратов лицами до 16 лет. Также об административных правонарушениях, как невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения, допущение нахождение несовершеннолетнего в развлекательных заведениях в ночное время, продажа табака и табачных изделий лицам не достигшим 18 лет, вовлечение несовершеннолетних в изготовление продукции эротического характера, продажа несовершеннолетним предметов и материалов эротического содержания, нарушение порядка и сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на усыновление, под опеку, на воспитание в семьи физических лиц, незаконная деятельность по усыновлению, уклонение родителей или лиц их заменяющих от лечения несовершеннолетних детей с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством РК, появление в общественных местах в пьяном виде лиц не достигших 18 лет, нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время без сопровождения законных представителей совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища с 23 до 6 часов повторно в течение года после наложения административного взыскания, нарушение обязательства об обеспечении явки несовершеннолетнего обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, повлекшее его уклонение от следствия и суда.

Судебная практика показала, что ювенальные суды созданы очень своевременно, занимают значимое место в судебной системе Казахстана, направленное на защиту прав и законных интересов ребенка и семьи.

Со дня существования специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних значительно изменилась правоприменительная практика в отношении несовершеннолетних, которые оказались в конфликтной ситуации с законом. Заметно снизилась карательная практика. В отношении несовершеннолетних, лишь в крайних случаях, в зависимости от категории преступлений назначается наказание в виде лишения свободы.

Проблема преступности несовершеннолетних всегда вызывает повышенное внимание и остается актуальной для всего мирового сообщества, озабоченного поиском и выработкой мер профилактического воздействия и борьбы с этим опасным явлением. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушение уголовного закона лицами юного возраста не только свидетельствует о существующих недостатках воспитания, но и в значительной мере выступают в качестве прогностической характеристике преступности в целом. Мы должны осознать высокую ответственность перед будущим поколением, как сказал Президент лозунг «Все лучшее – детям» должен стать принципом для всех родителей.

1. Подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте:

1) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:

несовершеннолетних, указанных в подпунктах 4-14 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

3) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

5) участвуют в подготовке материалов в отношении лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, для рассмотрения возможности их помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

6) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

7) вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

8) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;

9) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.

2. Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право в установленном порядке:

1) доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов;

2) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

3) вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений;

4) принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;

5) вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. также Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272

2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 8 июля 2018 г. - Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и иные вопросы, связанные с их обучением;

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 8 июля 2018 г. - Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 7 с 8 июля 2018 г. - Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ в пункт 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

2.1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд.

Информация об изменениях:

Статья 11 дополнена пунктом 2.2 с 8 июля 2018 г. - Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

2.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ в пункт 3 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.


Родители не всегда знают, что из себя представляет комиссия по делам несовершеннолетних, по каким причинам могут поставить на учет, последствия такого учета, а также каковы их права. Подробнее об этом рассказала специалист семейного центра «Семья» Мария Заходякина.

Причины, по которым могут поставить на учет

«Комиссия по делам несовершеннолетних — это административный орган, от которого зависит, выпишут вам штраф или ограничатся предупреждением», — говорит специалист.

Основные причины, по которым детей могут поставить на учет, — это административные правонарушения. При этом поставить на учет из-за проступков могут не только детей, но и их родителей. Дети отвечают за содеянное с 14 и с 16 лет, именно с такого возраста их могут поставить на учет.

Причины могут быть разные:

  • Статья 5.35 КоАП РФ. Родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по содержанию и воспитанию ребенка (штраф от 100 до 500 руб.). Часто это называют просто неисполнением родительских обязанностей. Например, несовершеннолетнему запрещено находиться на улице ночью: в большинстве регионов несовершеннолетним в возрасте от 7 до 14 лет — с 21 часа до 6 часов; несовершеннолетним в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия — с 22 часов до 6 часов.
  • Статья 6.10 ч. 3 КоАП РФ. Взрослые вовлекают несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков и одурманивающих веществ. Если эти же действия совершают родители или законные представители, им также грозит административный штраф.
  • Статья 20.20 КоАП РФ. Дети употребляют алкоголь в запрещенных местах либо наркотические средства или психотропные вещества в общественных местах.
  • Статья 20.22 КоАП РФ. Дети до 16 лет появляются в состоянии опьянения или распивают пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, алкогольную и спиртосодержащую продукцию в общественных местах.

Вызов в КДН — это страшно?

Если вас вызвали на комиссию, не стоит отказываться, нужно прийти на заседание. Не всегда вызов на заседание в КДН заканчивается постановкой на учет. Возможно, с вами и вашим ребенком проведут профилактическую беседу и вынесут предупреждение.

Какие последствия

Если не брать во внимание эмоциональный стресс, то с точки зрения закона постановка на учет не грозит какими-то катастрофическими последствиями. Эта так называемая профилактическая мера, которая применяется на определенный промежуток времени, и если у полиции не будет никаких претензий к поведению несовершеннолетнего, в дальнейшем он снимается с учета.

Что мне, как родителю, делать на заседании

Первое — не паниковать. Второе — не пытайтесь препятствовать комиссии, не идите на конфликт в интересах своего ребенка, спокойно реагируйте на заданные вам вопросы, отвечайте конкретно. Вы имеете право ознакомиться со всеми материалами дела, воспользоваться помощью адвоката, вести видеозапись с разрешения комиссии, вести аудиозапись можно без разрешения комиссии (ст. 24.3 ч 3 КоАП РФ).

Вы также можете обратиться в ближайший семейный центр, чтобы получить рекомендации и психологическую поддержку перед заседанием.

Галина обратилась в филиал «Хамовники» семейного центра «Семья»: ее сына задержала полиция. Как оказалось, подросток вместе со своими друзьями сидел на площадке. Одному из друзей пришла в голову идея выпить пива — ему казалось, что это несерьезный напиток и ему за это ничего не будет, тем более что вокруг никого не было. Друзья поддержали эту идею. Выпив немного пива, они решили разойтись по домам, но к молодым ребятам подошли сотрудники полиции и забрали их в отдел. Сына Галины поставили на учет по ст. 20.20 КоАП РФ — потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах. Специалист семейного центра разработал план взаимодействия с мамой и ее сыном. Семья регулярно приходила на консультации, специалисты психологически поддерживали маму, успокоили, дали необходимые рекомендации, как действовать в этой ситуации. По истечении года у комиссии больше не было никаких вопросов к поведению несовершеннолетнего, и его сняли с учета.

Столичные семейные центры готовы оказать профилактическую поддержку всем семьям, которые столкнулись с подобной или другими ситуациями.


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

В Послании Президента страны народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» одним из приоритетных направлений развития республики названа «необходимость сфокусировать наше внимание на растущей проблеме подростковой преступности и предусмотреть меры для ее снижения».

За последние несколько лет судебная система Казахстана претерпела серьезные изменения, она развивается и совершенствуется, определив при этом главной целью защиту прав и охраняемых законом интересов граждан.

Согласно вышеобозначенному приоритету, создание в Казахстане специализированных судов по делам несовершеннолетних является важным направлением судебно-правовой реформы в части обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. А первым шагом в создании судов для несовершеннолетних стала реализация международного пилотного проекта «Ювенальная юстиция».

К одной из основных задач ювенальных судов относится защита детей (подростков) и их реабилитация.

Проект «Ювенальная юстиция» предполагал создание модели специализи­рованной системы правосудия для несовершеннолетних, выделив при этом привлекаемых к уголовной ответственности в группу дополнительной правовой защиты и обеспечив функционирование специализированной системы правосудия для подростков, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления. Для реализации проекта были выбраны суды Ауэзовского района города Алматы и Карасайского района Алматинской области.

Итак, напомним, что на IV республиканском съезде судей 3 июня 2005 года Глава государства поставил задачу создать в стране специализированные суды по делам несовершеннолетних. 23 августа 2007 года был подписан Указ Президента Республики Казахстан «Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних» в Астане и Алматы, которые функционируют по настоящее время.

Ювенальным называется суд, который в пределах своей компетенции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, подсудность которых определена процессуальным законодательством.

Суды по делам несовершеннолетних созданы как суды комплексной юрисдикции, к подсудности которых отнесены не только уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и о преступлениях, непосредственно нарушающих права несовершеннолетних, но и гражданские дела, касающиеся вопросов воспитания несовершеннолетних, а также дела об административных правонарушениях.

Ювенальный суд и его юрисдикция

Уголовные дела по обвинению несовершеннолетних в разных странах рассматриваются различными судами:

  1. Уголовный суд
  2. Суд по семейным делам
  3. Ювенальный суд

Большинство промышленно развитых стран поддерживают системы 2 и 3 (большинство стран ЕС, США, Австралия и Новая Зеландия и т.д.). Другие страны выбирают специализацию в рамках общих уголовных судов (Грузия и многие страны СНГ, большинство стран Азии).

В основных международных документах о ювенальной юстиции - Конвенции о правах ребенка и Пекинских Правилах - отдается предпочтение специализированной системе, но допускается специализация в рамках общей уголовной системы.

5 июля 2008 года был подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних», определивший категории подсудности уголовных, гражданских и административных дел для указанного судопроизводства.

Указом Президента Республики Казахстан от 4 февраля 2012 года в Восточно-Казахстанской области созданы два ювенальных суда. Специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних № 1 Восточно-Казахстанской области действует на территории восьми районов: Глубоковского, Зайсанского, Зыряновского, Катон-Карагайского, Курчумского, Тарбагатайского, Уланского, Шемонаихинского; и двух городов: Усть- Каменогорска, Риддера.

Суду подсудны уголовные дела по обвинению несовершеннолетних в совершении небольшой, средней и тяжкой категории преступления и по обвинению лиц, которые совершали преступления в отношении несовершеннолетних.

По гражданским делам подсудны дела по спорам об определении места жительства ребенка, о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав, об усыновлении ребенка, о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания, по спорам, возникающим из опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Ювенальный суд рассматривает также административные дела, связанные с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей по воспитанию и обучению детей; с продажей подросткам табачных изделий; нахождением несовершеннолетних в нетрезвом состоянии в общественных местах, употреблением наркотических, психотропных веществ; нахождением несовершеннолетних в развлекательных заведениях без законных представителей в ночное время и т.п.

Со дня существования ювенального суда значительно изменилась правоприменительная практика в отношении несовершеннолетних, которые оказались в конфликтной ситуации с законом. Заметно снизилась карательная практика. В отношении несовершеннолетних лишь в крайних случаях, в зависимости от категории преступлений, назначается наказание в виде лишения свободы.

Самым распространенным из всех видов преступлений совершаемых несовершеннолетними являются преступления против собственности (куда относятся кража, грабеж и т.д.). Указанные преступления в основном совершаются в группе лиц, зачастую в группе лиц с совершеннолетними. Согласно ст. 175 ч. 2 УК РК - это кража, совершенная в группе.

Изучение уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, показало, что большинство преступлений совершается несовершеннолетними в силу их незанятости общественно-полезным трудом, отсутствия возможности трудоустройства из-за несовершеннолетнего возраста, невозможности продолжить учебу из-за тяжелого материального положения родителей, а также собственного нежелания работать и учиться. Это свидетельствует о недостаточности родительского внимания к подросткам, а в отдельных случаях и об устранении родителей от воспитания и содержания своих детей, отсутствии родительского контроля за поведением детей.

Задачей ювенального суда является качественное осуществление правосудия, направленного также на оказание помощи несовершеннолетним, разум, характер и мировоззрение которых еще находятся на стадии становления.

Судьи Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних № 1 Восточно-Казахстанской области планово проводят профилактическую работу среди учащихся средних, средне-специальных учебных заведений. Выступая в данных учебных заведениях, судьи дают доступную для различных возрастов несовершеннолетних информацию, отвечают на вопросы, касающиеся реализации прав детей в повседневной жизни. Также судьи выступают по телевидению, пишут статьи, организуют и участвуют в круглых столах, встречаются с представителями СМИ, проводят и принимают участие в семинарах.

В целях реализации принципа доступности правосудия судебные процессы при необходимости проводятся посредством конференцсвязи, то есть участники процесса имеют возможность не выезжая с места жительства присутствовать на судебном заседаний. Данная технология позволила сократить сроки рассмотрения дел, а также материальные расходы участников процесса.

Суд расположен в областном центре по адресу: г. Усть-Каменогорск, ул. Бажова, 2 на 3 этаже.

В холе суда размещены график приема граждан и информационный киоск для доступа населения к судебным делам через электронный правительственный портал.

Позвонив по телефону 8 /7232/ 22-64-19 вы сможете узнать о дате и времени судебного заседания, в котором вы участвуете. В здании суда имеются три зала, предназначенные для судебных заседании.

В холле суда размещены график приема граждан и информационный киоск, который обеспечивает доступ населения к судебным делам через электронный правительственный портал.

В здании суда имеются три зала, где проводятся судебные заседания.

Указом Президента Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 279 Жұмагелдин Төлеуғали Сейтқалиұлы председателем Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних № 1 Восточно-Казахстанской области.

Жұмагелдин Төлеуғали Сейтқалиұлы родился 25 октября 1967 года в с. Кайнар Абайского района Семипалатинской области. Имеет общий трудовой стаж 25 лет. Из них судейской деятельности свыше 20 лет.

Свою трудовую деятельность по юридической специальности начал в 1990 году стажером адвоката Семипалатинской городской юридической консультации.

1990-1991 годы - адвокат Чарской районной юридической консультации Семипалатинской области.

1991-1992 годы - юрист-консультант Абралинского районного совета народных депутатов.

1992-1999 годы - судья Абайского районного суда.

1999-2000 годы - председатель Зайсанского районного суда.

2000-2008 годы - председатель Абайского районного суда.

Указом Президента Республики Казахстан №350 от 2 июля 2012 года назначена судьей специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних №1 Восточно-Казахстанской области Боранбаева Гульнар Жумагалиевна.

Боранбаева Гульнар Жумагалиевна родилась 11 апреля 1968 года. Окончила Казахский государственный университет им. Аль Фараби в 1992 году, Восточно­Казахстанский государственный университет в 2000 году, а также магистратуру Академии юриспруденции «Высшей школы права «Әділет» в 2003 году.

Общий трудовой стаж 28 лет. По юридической специальности трудовую деятельность начала в 2000 году в качестве стажера Восточно-Казахстанской коллегии адвокатов. С 2000 по 2003 годы работала в качестве преподавателя юридических дисциплин в Восточно-Казахстанском филиале Академии юриспруденции «Высшей школы права «Әділет». С 2003 года работала в качестве адвоката Восточно-Казахстанской коллегии адвокатов. В 2004-2006 годы занималась преподавательской деятельностью в Восточно-Казахстанском государственном университете. В период с 2007 по 2012 год работала в должности судьи Семейского городского суда Восточно-Казахстанской области.

Указом Президента Республики Казахстан от 29 августа 2012 года за № 373 Тутканбаева Сания Мутановна назначена на должность судьи Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних № 1 Восточно-Казахстанской области.

Тутканбаева Сания Мутановна, 01 марта 1983 года рождения, родилась в с. Алексеевка Курчумского района (бывший Маркакольский район) Восточно­Казахстанской области.

Свою трудовую деятельность начала в июле 2004 года со стажировки в Специализированном межрайонном экономическом суде Восточно­Казахстанской области.

- 25 апреля 2005 года назначена на должность исполняющей обязанности специалиста Специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области на период болезни основного работника.

- 01 июля 2005 года переведена на постоянную должность ведущего специалиста - секретаря судебного заседания Специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области.

- 01 мая 2008 года переведена на должность главного специалиста - секретаря судебного заседания Специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области.

- 14 сентября 2009 года переведена на должность заведующей канцелярией Специализированного межрайонного экономического суда Восточно­Казахстанской области.

- 01 мая 2011 года переведена на должность главного специалиста организационно-аналитического отдела Восточно-Казахстанского областного суда на период основного работника.

- 30 августа 2011 года переведена на постоянную должность главного специалиста организационно-аналитического отдела Восточно-Казахстанского областного суда на период основного работника.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: