Создание условий для реализации международно правовой нормы во внутригосударственной системе права

Обновлено: 25.04.2024

Воплощение норм международного права в деятельности органов государственной власти и общественных объединений имеет очень большое значение. Реализация нормативных предписаний, содержащихся в международных договорах и соглашениях, позволяет добиться безопасности и стабильности в мире, а также обеспечивает соблюдение прав человека.

Для обозначения данной деятельности в официальных документах Организации объединенных наций По данной теме мы уже выполнили реферат Организация объединенных наций подробнее используется термин «Имплементация» (от английского implementation) – проведение в жизнь, осуществление.

Процесс реализации международно-правовых норм

Механизм реализации международного права – это совокупность нормативных и организационно-правовых средств, используемых с целью соблюдения и исполнения предписаний, содержащихся в международных документах.

Вопрос о реализации норм данной отрасли права имеет не только юридическое, но политическое значение. Социально-экономическое состояние общества, особенности государственного строя и отношений с соседними странами – все это оказывает влияние на эффективность использования тех или иных международных соглашений.

В юридической науке выделяют следующие формы реализации правовых норм:

  1. соблюдение;
  2. исполнение;
  3. использование.

Соблюдение – это способ реализации запрещающих норм. Например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года ограничивает государства в гонке вооружений.

Исполнение предполагает активную деятельность субъектов международного права. Так, статья 2 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года обязывает страны принимать соответствующие меры для борьбы с данным видом противоправной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Использование – это осуществление возможностей, содержащихся в нормах международного права.

При реализации норм международного права должны соблюдаться следующие принципы:

  1. суверенное равенство всех государств;
  2. невмешательство во внутренние дела другой страны;
  3. мирное урегулирование возникающих разногласий;
  4. добросовестное выполнение взятых на себя обязательств;
  5. сотрудничество государств во имя мира.

Особое значение при осуществлении данной деятельности имеет принцип добросовестного выполнения взятых на себя обязательств. Он распространяется на все нормы международного права, независимо от их функций и назначения.

Каждое государство обязано следовать всем вышеназванным принципам.

Формы реализации международно-правовых норм в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Формы реализации международно-правовых норм в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Международные механизмы реализации

Для реализации норм международного права на наднациональном уровне используются два взаимосвязанных механизма: конвенционный и институционный.

Конвенционный механизм включает в себя следующие компоненты:

  1. правообеспечительное нормотворчество;
  2. толкование;
  3. международный контроль;
  4. правоприменение.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных компонентов более подробно.

  1. Правообеспечительное нормотворчество выступает в форме конкретизации международных договоров и соглашений. Высокая степень обобщенности этих декларативных документов может затруднить реализацию их положений, что делает необходимым принятие дополнительных актов, гарантирующих соблюдение международно-правовых норм. Например, статья 2 Устава ООН перечисляет принципы, которыми должны руководствоваться национальные правительства. Конкретное их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Основные принципы международного права: нормативное закрепление и содержание. подробнее , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 года.
  2. Толкование, как средство реализации международного права, может использоваться и в процессе нормотворчества, и в правоприменительной практике. Неверное толкование тех или иных положений договоров, заключенных странами, способно привести к возникновению конфликтов.
  3. Международный контроль призван давать оценку соответствия деятельности субъектов данной отрасли права установленным нормам и требованиям. Отдельные документы содержат специальные нормы о контроле соблюдения их положений и требований.
  4. Правоприменение представляет собой деятельность, направленную на принятие государствами или соответствующими организациями юридически обязательных индивидуальных нормативных актов, основанных на нормах международного права.

Институционный механизм реализации норм международного права предполагает осуществление следующих мер:

  1. переговоры;
  2. консультации;
  3. встречи;
  4. конференции;
  5. рассмотрение различных вопросов в согласительных комиссиях;
  6. судебные разбирательства.

В рамках институционного механизма государства и другие субъекты данной отрасли права (комиссии, комитеты, судебные органы) обсуждают реализацию действующих норм международного права и стратегию совместного реагирования на выявленные нарушения.

Внутригосударственные механизмы реализации

Деятельность органов государственной власти и иных организаций, осуществляемая в соответствии с нормами и требованиями международного права, является реализацией его положений на национальном уровне.

Основным внутригосударственным механизмом осуществления данной деятельности выступает совокупность правовых актов, обеспечивающих выполнение требований и положений международных договоров и соглашений.

Такие правовые акты либо носят общий характер, либо принимаются для реализации конкретного договора.

Акты общего характера применимы ко всем международно-правовым нормам. Они содержат:

  1. основополагающие правила, относящиеся к реализации международного права;
  2. подтверждение непосредственного действия норм международного права;
  3. условие, что в случае противоречия с положениями национального законодательства по какому-либо вопросу должны применяться правила международного договора;
  4. требование к органам государственной власти о принятии мер, необходимых для выполнения норм международного права;
  5. положение о необходимости контролировать исполнение международных обязательств.

Правовые акты, принимаемые для реализации конкретных договоров, обычно конкретизируют и расшифровывают содержащиеся в них нормы. Еще одним внутригосударственным механизмом реализации международного права является система институтов, осуществляющих организационную и правовую деятельность в целях обеспечения нормативных предписаний, содержащихся в международных документах. В эту систему входят высшие органы власти в стране:

  • Президент и Правительство России По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее ,
  • Федеральное Собрание РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федеральное Собрание РФ подробнее ,
  • Министерство иностранных дел По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Управление в сфере иностранных дел подробнее ,
  • другие ведомства.

Органы государственной власти и должностные лица принимают решения о заключении или ратификации международно-правовых договоров, обеспечивают их неукоснительное соблюдение на территории всей страны.

Воплощение норм международного права в деятельности органов государственной власти и общественных объединений имеет очень большое значение. Реализация нормативных предписаний, содержащихся в международных договорах и соглашениях, позволяет добиться безопасности и стабильности в мире, а также обеспечивает соблюдение прав человека.

Для обозначения данной деятельности в официальных документах Организации объединенных наций По данной теме мы уже выполнили реферат Организация объединенных наций подробнее используется термин «Имплементация» (от английского implementation) – проведение в жизнь, осуществление.

Процесс реализации международно-правовых норм

Механизм реализации международного права – это совокупность нормативных и организационно-правовых средств, используемых с целью соблюдения и исполнения предписаний, содержащихся в международных документах.

Вопрос о реализации норм данной отрасли права имеет не только юридическое, но политическое значение. Социально-экономическое состояние общества, особенности государственного строя и отношений с соседними странами – все это оказывает влияние на эффективность использования тех или иных международных соглашений.

В юридической науке выделяют следующие формы реализации правовых норм:

  1. соблюдение;
  2. исполнение;
  3. использование.

Соблюдение – это способ реализации запрещающих норм. Например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года ограничивает государства в гонке вооружений.

Исполнение предполагает активную деятельность субъектов международного права. Так, статья 2 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года обязывает страны принимать соответствующие меры для борьбы с данным видом противоправной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Использование – это осуществление возможностей, содержащихся в нормах международного права.

При реализации норм международного права должны соблюдаться следующие принципы:

  1. суверенное равенство всех государств;
  2. невмешательство во внутренние дела другой страны;
  3. мирное урегулирование возникающих разногласий;
  4. добросовестное выполнение взятых на себя обязательств;
  5. сотрудничество государств во имя мира.

Особое значение при осуществлении данной деятельности имеет принцип добросовестного выполнения взятых на себя обязательств. Он распространяется на все нормы международного права, независимо от их функций и назначения.

Каждое государство обязано следовать всем вышеназванным принципам.

Формы реализации международно-правовых норм в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Формы реализации международно-правовых норм в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Международные механизмы реализации

Для реализации норм международного права на наднациональном уровне используются два взаимосвязанных механизма: конвенционный и институционный.

Конвенционный механизм включает в себя следующие компоненты:

  1. правообеспечительное нормотворчество;
  2. толкование;
  3. международный контроль;
  4. правоприменение.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных компонентов более подробно.

  1. Правообеспечительное нормотворчество выступает в форме конкретизации международных договоров и соглашений. Высокая степень обобщенности этих декларативных документов может затруднить реализацию их положений, что делает необходимым принятие дополнительных актов, гарантирующих соблюдение международно-правовых норм. Например, статья 2 Устава ООН перечисляет принципы, которыми должны руководствоваться национальные правительства. Конкретное их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Основные принципы международного права: нормативное закрепление и содержание. подробнее , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 года.
  2. Толкование, как средство реализации международного права, может использоваться и в процессе нормотворчества, и в правоприменительной практике. Неверное толкование тех или иных положений договоров, заключенных странами, способно привести к возникновению конфликтов.
  3. Международный контроль призван давать оценку соответствия деятельности субъектов данной отрасли права установленным нормам и требованиям. Отдельные документы содержат специальные нормы о контроле соблюдения их положений и требований.
  4. Правоприменение представляет собой деятельность, направленную на принятие государствами или соответствующими организациями юридически обязательных индивидуальных нормативных актов, основанных на нормах международного права.

Институционный механизм реализации норм международного права предполагает осуществление следующих мер:

  1. переговоры;
  2. консультации;
  3. встречи;
  4. конференции;
  5. рассмотрение различных вопросов в согласительных комиссиях;
  6. судебные разбирательства.

В рамках институционного механизма государства и другие субъекты данной отрасли права (комиссии, комитеты, судебные органы) обсуждают реализацию действующих норм международного права и стратегию совместного реагирования на выявленные нарушения.

Внутригосударственные механизмы реализации

Деятельность органов государственной власти и иных организаций, осуществляемая в соответствии с нормами и требованиями международного права, является реализацией его положений на национальном уровне.

Основным внутригосударственным механизмом осуществления данной деятельности выступает совокупность правовых актов, обеспечивающих выполнение требований и положений международных договоров и соглашений.

Такие правовые акты либо носят общий характер, либо принимаются для реализации конкретного договора.

Акты общего характера применимы ко всем международно-правовым нормам. Они содержат:

  1. основополагающие правила, относящиеся к реализации международного права;
  2. подтверждение непосредственного действия норм международного права;
  3. условие, что в случае противоречия с положениями национального законодательства по какому-либо вопросу должны применяться правила международного договора;
  4. требование к органам государственной власти о принятии мер, необходимых для выполнения норм международного права;
  5. положение о необходимости контролировать исполнение международных обязательств.

Правовые акты, принимаемые для реализации конкретных договоров, обычно конкретизируют и расшифровывают содержащиеся в них нормы. Еще одним внутригосударственным механизмом реализации международного права является система институтов, осуществляющих организационную и правовую деятельность в целях обеспечения нормативных предписаний, содержащихся в международных документах. В эту систему входят высшие органы власти в стране:

  • Президент и Правительство России По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее ,
  • Федеральное Собрание РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федеральное Собрание РФ подробнее ,
  • Министерство иностранных дел По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Управление в сфере иностранных дел подробнее ,
  • другие ведомства.

Органы государственной власти и должностные лица принимают решения о заключении или ратификации международно-правовых договоров, обеспечивают их неукоснительное соблюдение на территории всей страны.

Имплементация международных норм - это деятельность, осуществляемая странами, связанная с всесторонним, полным, своевременным воплощением в жизнь тех предписаний, которые обозначены нормами международного законодательства.

Понятие и формы имплементации норм международного права

Если говорить о таком понятии как “имплементация” буквально, то можно представить его как “претворение” или “внедрение”. Разработка термина была осуществлена на международном уровне, что повлекло его широкое применение в различных международных резолюциях, договорах и конвенциях. В широком правопонимании “имплементация международных норм” рассматривается в качестве процесса, связанного с деятельностью субъектов по соблюдению адресованных им правовых норм. Зачастую государства должны принять дополнительные нормы права, а также меры по организации, с целью полной и всесторонней реализации международно-правовых норм.

По мнению И.И. Лукащука:

“. реализация норм международного права является ответственной и сложной задачей, в сравнении с их принятием. Ее решение допустимо только при оптимальном механизме имплементации, который содержит организационные и правовые средства, направленные на использование международного права субъектами на национальном и международном уровнях, для того, чтобы воплотить предписания, обозначенные в международно-правовых нормах.”

В подавляющем числе случаев рассматриваемый процесс имплементации предстает в качестве прерогативы суверенных стран, которые в этих целях используют свой правовой и организационный механизм.

По мнению В. Я. Суворовой:

“…понятие имплементации стоит рассматривать в качестве синонима понятия “реализации”, т.е. воплощения правовых норм в деятельности страны и иных субъектов.”

С. В. Черниченко обозначает имплементацию в качестве термина, который отражает:

“воздействие международно-правовых норм на отношения внутри государства через право, действующее внутри этого государства”.

Готовые работы на аналогичную тему

Позиция А. С. Гавердовского состоит в понимании данного термина как:

“целенаправленной правовой и организационной деятельности стран, которая осуществляется самостоятельно, в коллективе или в пределах деятельности международных организаций, для того, чтобы своевременно и в полной мере реализовывать обязательства, принятые ими в соответствии с рамками международного права”.

Нормы межударного права, как и нормы внутреннего права, должны реализовываться в определенной форме. Так существует несколько форм имплементации международных норм:

  1. Соблюдение. Такая форма относится исключительно к реализации норм-запретов, которые обязывают субъектов воздерживаться от совершения каких-либо действий, запрещенных нормами.
  2. Исполнение. В данном случае речь идет, напротив, об активной деятельности субъектов по реализации норм.
  3. Использование. Здесь не предусматривается конкретное действие или бездействие, а предоставляется выбор субъекту использовать норму или нет.
  4. Применение. Это особая форма имплементации международных норм, которая связана с организацией субъектами выполнения международных норм путем их принятия органами, а также с организацией ими же охраны и защиты прав от нарушений.

Стоит подчеркнуть, что имплементация рассматривается в качестве одной из важных форм по взаимодействию норм и принципов национального и международного законодательства, права. Внутри страны имплементация обеспечивается деятельностью органов государственной власти, а также практической правоприменительной деятельностью. При этом последняя играет особую роль, так как именно она направлена на решение задач, связанных с адаптацией международных норм в изменяющихся условиях и обеспечением выбора нормы права, подлежащей применению.

Способы имплементации международно-правовых норм

К способам имплементации международных норм можно отнести:

  • адаптацию;
  • инкорпорацию;
  • трансформацию;
  • отсылку;
  • рецепцию и др.

Инкорпорация. Она рассматривается как форма имплементации, когда международными нормами создаются определенные правоотношения, устанавливаются некие правила, в рамках которых страны распространяют обязательства в своей внутренней системе.

Трансформация. Буквальная расшифровка данного термина звучит как “превращение”, что, собственно, и описывает данную теорию как процесс, связанный с изменением нормы права в ходе имплементации ее из международной во внутригосударственную. После трансформации может измениться структура нормы права, направленность, санкция и т.п.

Отсылка. Этот способ имплементации состоит из указания на международно-правовой акт в национальном нормативно-правовом акте По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Нормативно-правовые акты в правовой системе Российской Федерации подробнее в качестве источника по регулированию правовых отношений. Отсылка может быть частной, конкретной или общей.

Рецепция. Способ заключается в точном воспроизведении в актах, которые действуют внутри государства, международных правовых норм. Данный способ реализуется путем принятия в стране внутренних норм, направленных на то, чтобы международные положения были выполнены. В качестве примера рецепции можно привести ст. 357-359 Уголовного кодекса РФ (”Геноцид”, “Экоцид”, “Наемничество”). Эти статьи подлежали рецепции в российское законодательство из международно-правовых конвенций.

Имплементация норм международного права в правовую систему РФ

При интеграции и глобализации Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее на мировой арене, которая прослеживается на сегодняшний день, происходит укрепление дуализма международного и российского права путем их взаимного воздействия, а также путем регулирования правовыми предписаниями их правоотношений, что ведет к изменению внутригосударственных норм.

Как уже было обозначено ранее, в настоящее время имплементация международных норм во внутреннее право происходит с применением способов инкорпорации, трансформации, отсылки или рецепции.

Рассмотрев указанные способы, можно отметить, что системе права Российской Федерации присущ каждый из них в определенной степени.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее предусмотрены нормы, демонстрирующие инкорпорацию, путем установления приоритета международного права, признания общепризнанных международных принципов и норм, а также международных договоров частью системы российского права.

Глава 2 Конституции РФ также свидетельствует о включении напрямую положений и норм, содержащихся первоначально во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Генеральная Ассамблея ООН подробнее , в Основной Закон России По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституция - Основной Закон Российской Федерации подробнее . Такой процесс похож на трансформацию, так как смотрится незавершенным.

Самым дискуссионным вопросом в теме, касающейся имплементации международных норм в систему права Российской Федерации, является использование инкорпорации. Предлагается обратиться к мнению авторитетных лиц, ученых, допускающих наличие в системе российского права международно-правовых норм:

  • Первая позиция, которая принадлежит С.А. Авакьяну, базируется на признании международно-правовых норм в качестве “возможных” источников конституционного российского права. Автор видит это целесообразным, поскольку вопрос о трансформации международных норм в конституционное право Российской Федерации по-прежнему остается открытым. Предполагается, что решив данную проблему, автоматически можно признать международные нормы источником права в России.
  • Вторая позиция, принадлежащая В.В. Ершову, состоит в представлении системы правовых форм в Российской Федерации в качестве единства международных и российских подсистем, где международные договоры, основополагающие принципы международного права, международные обычаи признаются как формы права.

Несмотря на то, что приоритет международно-правовых договоров в Российской Федерации признан на законодательном и конституционном уровне, практика и теория считает общую, частную или конкретную отсылку к нормам международного договора единственным на сегодняшний день эффективным имплементационным способом. При этом данный способ не был трансформирован или инкорпорирован в систему российского права, а в международном праве существует как самостоятельный источник. Обращение к данному способу связано с недостаточностью и противоречивостью российского законодательства, а также всей системы права внутри государства в отношении международного права.

Внутригосударственное право имеет свое второе название, которое довольно часто используется в просторечии. Внутригосударственное право имеет как схожие, так и различные черты с международным правом.

Внутригосударственное право – это определенная система национального права, которая устанавливается каждым конкретным государством. Основания могут быть общепризнанные нормы и принципы международного права. Сразу стоит отметить, что процессам, которые отвечают за глобализацию правового сознания. В таком случае права приобретают большую значимость на государственном уровне. Важно понимать, что довольно большое количество стран мира содержат в своих Конституциях По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее правовые нормы, которые не только устанавливают, но и регулируют соответствующие принципы. Основные принципы формируются вокруг защиты прав человека. Иногда такие права могут вступать в международный процессуальный состав международного права.

Правовые нормы российского права

В свою очередь международное право подразделяется на две условные категории:

  • Международное публичное право. Именно это право позволяет грамотно регулировать отношения, которые возникают между государственными структурами и организациями международного уровня.
  • Международное частное право. Такое право регулирует отношения, возникающие при участии определенного иностранного элемента. Как правило, это иностранные юридические и физические лица.

Стоит также отметить, что нормы внутригосударственного и международного права могут быть урегулированы под воздействием определенных факторов. Как правило, основными источниками формирования внутригосударственного и международного права, являются авторитетные институты права. В свою очередь институты международного права могут быть сформированы при помощи процесса по согласованию позиций всех участников международного права. Внутригосударственное право, установленное на территории Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , имеет весьма тесную связь с основами международного права.

Готовые работы на аналогичную тему

Взаимодействие норм права

Необходимо понимать, что внутригосударственное и современное международное право существуют несогласованно друг от друга. Иными словами, данные виды прав изолированы друг от друга.

Нормы внутригосударственного или национального права позволяют осуществлять процесс регулирования внешней политики, а также ее детальное осуществление на российском и мировом уровнях. В свою очередь, современное международное право оказывает действенное влияние на национальное законодательство.

Если говорить о процессах, которые отвечают за формирование и соотношения двух категория права: международное и внутригосударственное, необходимо обратиться к истории и рассмотреть две существующие точки зрения:

  • Во-первых, это дуалистичекое направление. Здесь имеется ввиду параллельное существование двух основных систем права. Сторонники данного направления говорят о том, что правовые системы могут развиваться одновременно, но независимо друг от друга, то есть, без установленной между друг другом связью.
  • Во-вторых, это монистическое направление. Сторонники данного направления говорят о том, что внутригосударственное и международное право находятся в тесном соподчинении.

Как правило, именно внутреннее (государственное) право господствует над международным (внутренним) правом во всем мире. Система и нормы внутригосударственного права, а также его принципы и прочие аспекты формирования и регулирования описаны в Конституции Российской Федерации.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общие принципы и нормы международного права и международные договоры являются частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Статья 5 закона «О международных договорах РФ» 1995 г., дополняя эту конституционную норму, гласит: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты».

Формулировка статьи 15 Конституции РФ не означает соединения законодателем международного и внутригосударственного права в единую правовую систему. На наш взгляд, необходимо разграничить понятия «право государства» и «право, применяемое в государстве», а данную конституционную норму рассматривать как общую санкцию государства на включение международно-правовых норм в систему норм, действующих в Российской Федерации, на непосредственное применение международного права в сфере действия российского законодательства.

Международные нормы реализуются в РФ в двух формах.

В форме непосредственного применения международных норм в качестве регуляторов внутренних отношений без какой-либо трансформации.

В форме издания внутригосударственных актов, регулирующих те же вопросы, что и международные нормы. Изменение действующего законодательства, связи с заключением международного соглашения, осуществляется следующими способами:

- путем определения порядка применения норм конкретного международного договора;

- через издание во исполнение принятого международного договора нормативных актов;

- путем включения в действующее законодательство отсылок к международному договору.

В Российской Федерации используются следующие формы приведения законодательства в соответствии с международными договорами:

Разработка и принятие новых законодательных актов, ранее неизвестных правовой системе государства (например, ФЗ РФ «О космической деятельности» 1993 года).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: