Совокупность научных государственно правовых взглядов и принципов

Обновлено: 06.05.2024

Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и методом. Следовательно, свой предмет теория государства и права изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе исторического познания. Каждый этап истории общества есть одновременно ступень развития государства и права и вместе с тем ступень их постижения, изучения. Но необходимо знать не только что познается, но и как это делается, т. е. какими методами изучаются такие сложные явления, как государство и право.

Термин «метод» греческого происхождения и в переводе означает «способ», «путь следования». Под методом любой науки понимается совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

Учение о методах, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания действительности принято называть методологией. В литературе встречается и такое определение методологии: это теория, обращенная к практике исследования. Дословно термин «методология» означает учение о методах познания. Вместе с тем некоторые ученые подчеркивают, что методология не является самостоятельной наукой, она не существует изолированно от всей системы наук и призвана обслуживать любое научное знание, любой научный поиск (чл. – кор. РАН Д.А. Керимов).

Методология занимает важное место в теории государства и права: она не только изучает и применяет научные методы, но и сама разрабатывает их для более глубокого исследования существующих и вновь возникающих государственно-правовых процессов и явлений. Как и предмет, методы исследования по своей природе одновременно объективны и субъективны. Объективность им придает то, что они зависят от предмета изучения, от уровня накопленных знаний, от культуры общества и т. д. Но они субъективны, так как определяются мировоззрением исследователей, а отсюда выбор способов и приемов познания.

Методология не является неизменной. В значительной степени она зависит от конкретной цивилизации, духовной жизни общества в тот или иной исторический период.

В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать по следующим группам:

1) общефилософские, или мировоззренческие, методы;

2) общенаучные (общие) методы;

3) частнонаучные (частные, специальные) методы.

Общефилософские методы служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права. Исторический опыт вызвал к жизни разнообразные политико-правовые подходы к изучению государства и права, различные научные школы, доктрины, которые в изучении государственно-правовой действительности исходили из разных философских, мировоззренческих основ. Так, некоторые из этих школ базируются на метафизической или материалистической мировоззренческой основе. Мировоззрение исследователя – его принадлежность к той или иной школе или направлению в науке – определяет его отношение к конкретным проблемам, его профессиональную ориентацию и позицию.

Метафизика дословно означает то, что следует после физики. Этим термином обозначается часть философского учения Аристотеля (384–322 до н. э.), исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире.

Диалектика – это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии.

Материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т. е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

На основе материалистического и диалектического подходов к исследованию государственно-правовых явлений формулируются выводы о том, что:

а) государство и право – реально существующие явления;

б) изучая государство и право, надо учитывать их постоянное развитие, изменчивость;

в) следует принимать во внимание многообразные связи между различными государственно-правовыми, экономическими, политическими, культурными, национальными и иными процессами;

г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику, так как истинность науки проверяется практикой.

Существуют и такие теории, которые опровергают саму возможность познания государства. Так утверждает философия агностицизма. Отдельные теории базируются на философии объективного идеализма, которая объясняет факт существования государства и права объективным разумом, чем-то наподобие божественной силы. Другое философское направление – субъективный идеализм связывает существование государства и права с сознанием человека.

В современной науке теории государства и права не сложился общепризнанный подход к методологии. Существует мнение, что общефилософским фундаментом для изучения государства и права остается диалектический материализм, который доказал свою действенность и теоретически, и практически, так как распространяет диалектику на изучение государственно-правовых явлений, рассматривает их во взаимной связи, движении, многовариантности развития, борьбе старого с новым и т. д. Именно материалистическая диалектика позволяет объективно познать государство и право как основополагающие ценности общества, исследовать закономерности их развития и функционирования, всеохватывающе раскрыть сущность и социальное назначение государственно-правовой действительности и получить возможность результативно воздействовать на нее.

Представляется, что все философские методы имеют право на существование, могут быть использованы в изучении государства и права. Следовательно, важно исходить из плюрализма в использовании методов для изучения и трактовки государственно-правовой действительности. Надо подчеркнуть, что все философские методы действуют не изолированно друг от друга. Напротив, каждый из них углубляет представления о той или иной стороне государственно-правовых явлений, а в совокупности все философские методы раскрывают эти явления в их целостности, единстве с их разносторонними проявлениями.

Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях научного знания, во всех общественных науках. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Исторический метод направлен на изучение хронологии развития государства и права, последовательности их проектирования во времени. Он требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в хронологическом развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учетом исторических традиций, особенностей культуры, религии, обычаев, социокультурных корней, менталитета в целом.

Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приемов, как анализ и синтез, индукция и дедукция. Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру исследуемого объекта, например логическая структура нормы права с выделением в ее составе гипотезы, диспозиции и санкции. Синтез, напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путем объединения признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений. Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления. Дедукция – это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

В основе системного (системно-структурного) метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем и во взаимосвязи с окружающей действительностью. Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений. Однако отдельные элементы целого, объединяясь в систему, получают иную качественную характеристику, которая не сводима к сумме свойств входящих частей. Иначе говоря, целое качественно отличается от суммы частей целого. В системе главное не ее элементы, а качество самой системы. Выявление же связей элементов, их отношений, взаимного влияния имеет подчиненное значение. Например, норма права включает в свой состав элементы – гипотезу, диспозицию и санкцию и, в свою очередь, образует первичный, исходный элемент системы права. Таким образом, любое государственно-правовое явление представляет собой элемент системы более высокого уровня и одновременно содержит в своей структуре элементы системы более низкого уровня.

Государство и право – сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления.

Иногда в качестве особой разновидности системного метода называют комплексный подход. Большинство же ученых склонны считать его самостоятельным методом. Комплексный подход порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем, и в этом их близость.

Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т. д.

Некоторые ученые среди общенаучных методов называют генетический. Он позволяет ответить на вопрос о происхождении государственно-правовых явлений, определить условия и факторы, которые вызвали появление или исчезновение конкретных явлений и процессов. Этот метод тесно связан с историческим, так как учитывает хронологию в развитии явлений. Но главное в генетическом методе не хронология, а причинная обусловленность явлений и процессов, поэтому он используется для установления генезиса государства, права, других явлений.

Иногда указывают на существование аксиологического (ценностного) метода, который способствует выявлению в связях полезного и значимого для человека и общества.

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. Они имеют главным образом прикладное значение. К частным методам чаще относят следующие.

Метод моделирования – один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т. е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений.

Статистический метод – получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов. Он в наибольшей мере применяется для характеристики массовых явлений, отличающихся повторяемостью, например для выявления динамики преступности. Современная статистика позволяет на основе количественных данных: а) получить бесспорные доказательства наличия или отсутствия связей между анализируемыми явлениями; б) провести анализ факторов, влияющих на данное явление.

Метод социально-правового (правового) эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения. В отечественной практике этот метод неоднократно применялся, например, при проведении выборов по производственным округам в 1989 г., установлении так называемых свободных зон с льготным таможенным и налоговым режимом в Приморском крае, в Калининградской области и др. Данный метод оценивается как перспективный.

Математический метод – способ оперирования с количественными характеристиками, один из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений. Он применяется главным образом в криминалистике, судебной экспертизе при исследовании следов преступлений и т. д.

Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать государственно-правовые явления. Он сводится главным образом к использованию не только технических возможностей кибернетики, но и ее понятий – прямая и обратная связь, оптимальность и др. Кибернетика, как известно, занимается разработкой алгоритмов и методов, позволяющих управлять системой, чтобы она функционировала заранее заданным образом. Кибернетический метод используется для разработки автоматизированных систем получения, обработки, хранения и поиска правовой информации, для определения эффективности правового регулирования, для систематизированного учета нормативных правовых актов и т. д.

Синергетический метод в юридической науке стал применяться только в последнее время. Термин «синергетика» происходит от греческого слова «synergos» и означает совместнодействующий, т. е. эффект взаимодействия различных систем, способных к самоорганизации, саморегулированию. Синергетика помогает изучению саморегулирующихся систем и процессов, например рыночных отношений, местного самоуправления, т. е. явлений и процессов, где вмешательство государства ограниченно. Однако синергетика как современная теория динамических систем находится в стадии своего формирования, поэтому ее возможности в познании государственно-правовых явлений не до конца выяснены.

В последнее время в теории государства и права обращается внимание на так называемый метод альтернатив, который направлен на решение научных проблем путем сопоставления и критики противоположных теорий. Истоком этого метода считают философию Сократа (469–399 гг. до н. э.), который называл метод раскрытия противоречий майевтикой (помощь в рождении нового). Разработчиком этого метода в современную эпоху был британский философ и социолог Карл Поппер (1902–1994 гг.). Суть метода состоит в том, чтобы отыскать в познании того или иного явления альтернативы имеющимся гипотезам и, подвергая их критике, выявлять новое знание об объекте. Метод носит прикладной характер и может найти применение в области менеджмента, государственного управления и др.

Среди частнонаучных методов принято выделять собственно юридические, или специальные, методы. К ним относятся сравнительно-правовой и формально-юридический.

Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. Еще древние мыслители утверждали, что истина познается в сравнении. Данный метод применяется при изучении типологии государств, сопоставлении различных правовых систем мира, политических режимов, форм правления, государственного устройства и т. д. Сравнение может проводиться только в рамках однородной группы объектов.

Формально-юридический метод, илидогматический, является традиционным для юридической науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права, поскольку позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приемы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.

Таким образом, методология теории государства обладает многообразием, богатством приемов и способов познания государственно-правовых явлений. В зависимости от целей исследования возможно применять те или иные методы. При этом не следует считать какие-то из них главными, ключевыми, а другие второстепенными. Каждый из методов полезен при исследовании конкретных государственно-правовых процессов или феноменов.

a) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере основ конституционного строя РФ, правового положения граж­дан РФ, федеративного устройства РФ, системы, принципов организа­ции и деятельности органов государственной власти, местного само­управления;

b) взгляды, учения российских государствоведов по вопросам организации государства и общества;

c) отрасль российского конституционного права.

2) Конституционное право как отрасль — это:

a) совокупность правовых норм, регулирующих основные черты социально-экономической системы и политической организации общества;

b) совокупность правовых норм, закрепляющих охрану прав и свобод челове­ка, устройства государства и государственной власти;

c) совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общест­венные отношения в сфере основ конституционного строя, правового положения граждан, федеративного устройства, избирательной систе­мы, системы органов государственной власти и местного самоуправ­ления.

3) Научная концепция данного учебного курса исходит из идей:

b) высшей ценности государства;

c) приоритета личности.

4) Система учебного курса «Конституционное право России» включает в себя:

b) особенную часть

c) правовые институты;

5) Императивными нормами в конституционном праве являются те, в которых:
а) содержится запрет на совершение определенных действий;

b) не допускается отступление от закрепленных в них предписаний

6) Какие институты конституционного права России относятся к числу основных институтов

a) основы конституционного строя;

b) основы правового положения граждан РФ;

d) право человека на жизнь;

e) федеративное устройство;

f) правовой статус республики в составе РФ.

7) Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

a) граждане России;

c) органы местного самоуправления;

d) избирательные комиссии;

e) директор завода;

f) председатель районного суда;

8) Конституционно-правовые отношения по способу индивидуализации субъектов бывают:

9) Диспозитивные нормы в конституционном праве — это:

a) нормы, субъектами которых являются граждане РФ;

b) нормы, возникающие между субъектами федеративных отношений;

c) нормы, допускающие возможность альтернативы, т. е. выбора того или иного варианта поведения в зависимости от конкретных обстоятельств.

10) Источники конституционного права как отрасли:

a) Конституция РФ;

b) приказы министров РФ;

c) решения судов;

d) постановления Пленума Верховного Суда РФ;

e) указы Президента РФ;

f) регламенты представительных органов государственной власти;

g) труды отечественных ученых;

h) практика государственного строительства;

11) Наука конституционного права РФ — это

a) система правовых норм;

b) совокупность регулируемых нормами конституционного права обществен­ных отношений;

c) совокупность научных государственно-правовых взглядов и принципов.

12) Система конституционного права РФ как отрасли включает основные институты:

a) основы конституционного строя;

b) основы правового статуса человека и гражданина;

c) конституционно-правовую ответственность;

d) федеративное устройство;

e) понятие и предмет конституционного права;

f) избирательное право;

g) система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

13) Специфика конституционно-правовых норм состоит в том, что:

a) они регулируют самые важные в обществе отношения, субъектом которых может выступать народ в целом;

b) они выступают в качестве принципов для норм других отраслей права;

c) конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему;

d) они регулируют отношения в сфере исполнительно-распорядительной дея­тельности.

14) Материальные нормы конституционного права:

a) предусматривают содержание прав и обязанностей участников конститу­ционно-правовых отношений;

b) определяют формы осуществления прав и обязанностей участников кон­ституционно-правовых отношений.

15) Конституционно-правовой институт — это:

a) совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однород­ные, взаимосвязанные общественные отношения;

b) совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с реализацией этих норм.

16) Объекты конституционно-правовых отношений — это:

a) материальные блага;

b) нематериальные блага;

c) территория дипломатических посольств РФ за границей;

d) континентальный шельф РФ;

f) юридические лица.

17) Конституционные федеральные законы — это:

a) законы, принимаемые по наиболее важным вопросам развития государства и общества;

b) законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным самой Конституцией;

c) перечень этих законов определяется Государственной Думой.

18) Федеральные законы — это:

a) все законы, принимаемые Федеральным Собра­нием РФ;

b) законы, принимаемые по предметам ведения РФ;

c) законы, принимаемые по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

19) Различие между законами и указами заключается в том, что:

a) законы не ограничены в своем содержании, а содержание указов ограничено рамками компетенции Президента РФ;

b) законом осуществляется первичное регулирование важнейших общественных отношений, а указом Президента развиваются, детализируются основные положения закона.

20) Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ является

a) внутренним актом Государственной Думы;

b) его предписания обязательны для других государственных органов и должностных лиц.

21) Правовые акты законодательных органов государственной власти, выс­шего должностного лица субъекта Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке:

a) гражданами Российской Федерации;

b) соответствующим прокурором;

c) Президентом Российской Федерации;

d) органами местного самоуправления.

22) Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть приостановлены:

a) Президентом РФ;

b) Правительством РФ;

c) Советом Федерации Федерального Собрания РФ;

d) законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

23) Президент в установленных законодательством случаях может налагать на должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации следующие конституционно-правовые санкции:

c) отрешение от должности.

24) Основанием отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности являются:

a) утрата доверия Президента РФ;

b) ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

c) утрата доверия законодательного органа государственной власти субъекта РФ;

d) предъявление обвинения в совершении преступления;

e) выражение недоверия избирателями.

25) Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации издает следующие правовые акты:

При изучениивопроса нужно рассмотреть понятие конституционного права как учебной дисциплины, определить ее значение в изучении других правовых дисциплин, а также систему учебного курса. Конституционное право как учебная дисциплина - это совокупность правовых знаний об одноименной отрасли и науки. На основе конституционного права как отрасли и как науки рождается учебный курс, в рамках которого студенты узнают теорию вопроса, историю возникновения, развитие и современное состояние конституционно-правовых институтов, норм, нормативных правовых актов[42].

Знание конституционного права необходимы специалистам в области государствоведения и юриспруденции для понимания основ и сущности государственно-правовой материи, механизмов ее функционирования в политической и общественной жизни страны[43].

Универсальное отражение системы и содержания учебного курса - учебник (оглавление)[44]. Система конституционного права учебной дисциплины практически аналогична системе науки. Без знания конституционного права изучение других юридических дисциплин проблематично. Данная учебная дисциплина призвана обеспечить будущих юристов фундаментальными знаниями, которые составляют основы их деятельности в любой сфере. Кроме того, конституционное право способствует повышению общей правовой и государственной культуры юристов, позволяет оценивать любые явления с позиций политики, без которых невозможно исполнение любой юридической обязанности, государственных управленческих функций.

Контрольные вопросы и задания

1. Можно ли отнести науку конституционного права к числу политических наук?

2. Какие функции выполняет наука конституционного права и в чем это выражается?

3. Назовите методы науки конституционного права Российской Федерации и приведите примеры их применения.

4. Сравните понятия конституционное право как отрасль права и конституционное право как наука.

5. Сравните систему науки конституционного права, систему отрасли и систему учебного курса.

6. Сравните источники науки и отрасли конституционного права.

7. Дайте общую характеристику этапов формирования и развития науки конституционного права.

8. Назовите известных ученых и их труды в области конституционного права дореволюционного, советского и современного периода.

9. Определите систему науки конституционного права дореволюционного, советского и современного периода.

10. Каковы тенденции развития науки конституционного права?

13. Назовите дореволюционных ученых, развивающих идеи: а) естественного права; б) юридического позитивизма; в) социологического позитивизма.

14. Напишите эссе: а) о сравнительном методе в науке конституционного права (см.: Тиле А.А. Социалистическое сравнительное правоведение. - М., 1975); б) о новых в науке тенденциях классификации норм права (см.: Таева Н.Е. Виды норм конституционного права РФ: Монография. – М., 2010).

Тесты и задачи

1. Наука конституционного права - это: а) книги, учебники, учебные пособия по вопросам конституционного права; б) сборники законов и иных правовых актов; в) совокупность положений, выводов, гипотез о действующем конституционном праве; г) содержание учебников; д) совокупность правовых норм, регулирующих конституционные правоотношения; е) учебный курс.

2. Система учебного курса «Конституционное право России» включает: а) общую часть; б) особенную часть; в) нормы; г) институты; д) подотрасли.

3. Научная концепция учебного курса «Конституционное право России» исходит из целей: а) коллективизма; б) высшей ценности государства; в) приоритета личности.

4. Предметом науки конституционного права является: а) взгляды, российских ученых по вопросам организации государства и общества; б) совокупность правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения; в) отрасль российского конституционного права.

5. Наука конституционного права РФ - это: а) система правовых норм; б) совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права; в) совокупность научных государственно-правовых взглядов и принципов.

6. Источники науки конституционного права: а) научные труды отечественных и зарубежных ученых; б) федеральные конституционные законы; в) Коран; г) Конституция РФ; д) правоприменительная практика; ж) действующие и утратившие силу конституционно-правовые акты; з) правотворческая и правоприменительная практика.

7. Функции науки конституционного права: а) познавательная; б) организаторская; в) прогностическая; г) идеологическая; д) юридическая; е) охранительная.

8. При проведении научных исследований используются следующие методы: а) исторический; б) императивный; в) сравнительно-правовой; г) системный; д) логический; е) метод толкования норм права; ж) диспозитивный; з) метод формально-юридического анализа.

9. Научные методы исследования конституционного права можно подразделить на: а) общие (общенаучные) методы; б) специ­альные методы; в) частноправовые методы; г) диалектический метод; д) функциональный метод; е) системный метод.Е - иональный;о права Ж - диспозитивный;рава относятся

Литература

1. Авдеенков М.П., Дмитриев Ю.А. Основы конституционного права. – М., 2005.

2. Богданова Н.А. Наука советского государственного права: историко-теоретическое исследование. — М., 1989.

3. Богданова Н.А. Понятия науки конституционного права // Вестник Московского ун-та. Серия 11 «Право». – 1999. - № 6.

4. Брызгалов А. И. О некоторых теоретико-методологических проблемах юридической науки на современном этапе //Государство и право. - 2004. - № 4.

5. Гессен В. М. Очерки науки конституционного права // Конституционное право: Учебное пособие. - М., 1994.

6. Еременко Ю.Л. К разработке предмета науки советского государственного права // Правоведение. – 1980. - № 6.

7. Еременко Ю.П. Методология науки советского государственного права // Актуальные теоретические проблемы развития. – М., 1976.

8. Керимов Д.А. О сущности, структуре и уровнях методологического знания. - М., 1989.

9. Кикоть В.А. О предмете и методологии науки конституционного права // Актуальные теоретические проблемы. – М., 1976.

10. Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. – М., 1980. 17. Куприц Н.Я. Из истории науки советского государсвенного права – М. 1971.

11. Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. - 2004. - № 7.

13. Мухачев И.В. Проблемы науки российского конституционного права. – М., 1998.

14. Проблемы науки конституционного права / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - Екатеринбург, 1998.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Предмет курса – предметом дисциплины «Конституционное право» являются общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с человеком – основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование, т.е. являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения - системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Предметом конституционного права как науки является:

  • совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере основ конституционного строя , правового положения граждан, государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления;
  • взгляды, учения ученых-юристов по вопросам организации государства и общества;
  • отрасль конституционного права.
Вопрос 2

Методы правового регулирования конституционного права:

  • Обязывание, дозволение, запрещение;
  • Социологический метод, исторический метод;
  • Сравнительный метод, метод анализа.
Вопрос 3

Образует ли предмет конституционного права отношения между человеком, государством и обществом?

  • Да;
  • Нет;
  • Отношения только между государством и обществом.
Вопрос 4

Какой нормативно-правовой акт занимает особое место в системе НПА?:

  • Конституционные законы;
  • Конституция;
  • Все нормативные правовые акты равны.
Вопрос 5

Конституционно-правовые нормы – это:

  • Основополагающие принципы конституционного права;
  • Общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету отрасли конституционного права;
  • Методы Конституционного права.
Вопрос 6

Являются ли международные договора источником конституционного права?

  • Всегда;
  • Являются, в случае их ратификации;
  • Формально действуют
Вопрос 7

Методы науки конституционного права:

  • Исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический;
  • Юридический, сравнительно-юридический;
  • Юридический, сравнительно-юридический;
Вопрос 8

Конституционно-правовое отношение – это:

  • общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой;
  • общественное отношение, которое является дополнительной категорией для юридического оформления взаимоотношений субъектов;
  • общественное отношение, охватывающее только сферу регулирования государственного устройства.
Вопрос 9

общественное отношение, охватывающее только сферу регулирования государственного устройства.

  • граждане, государство, общество;
  • иностранные граждане, международные организации и сообщества;
  • нормы конституции, регулирующие деятельность субъектов.
Вопрос 10

Конституционно-правовой институт – это:

  • совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородные, взаимосвязанные общественные отношения;
  • совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с реализацией этих норм;
  • совокупность научных государственно-правовых взглядов и принципов.
Вопрос 11

По порядку внесения изменений и дополнений конституции классифицируются на:

Методология – это учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, научных приемов, применяемых для получения истинных и объективно отражающих действительность знаний. Под методами науки и учебной дисциплины понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.

Система методов теории государства и права включает в себя следующие методы.

1. Общенаучные методы познания.

• Диалектика – метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. Требованиями этого метода является:

– изучение права и государства в неразрывной связи с экономикой, политикой, культурой и другими факторами, которые их обусловливают;

– изучение права и государства в развитии, конкретно-исторически;

– изучение права и государства в связи с общественной практикой.

• Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.

• Синтез – соединение элементов в одно целое. Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

• Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

• Дедукция – умозаключение от общего к частному (фактам).

• Аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения.

• Абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях их обобщения и получения целостного знания о предметах и явлениях.

• Моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

2. Специальные методы познания.

• Системный – в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в общую теоретическую картину.

• Сравнительный – позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, этапы и тенденции их развития.

• Функциональный – позволяет проникнуть в сущность явлений посредством изучения функций конкретного общественного явления.

• Статистический – состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества.

• Математический – состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов.

• Конкретно-социологические – состоят в исследовании права и государства на основе фактических данных. К ним относятся:

– опрос – метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого;

– анкетирование – техническое средство конкретного социологического исследования, состоящее в составлении, распространении и изучении анкет;

– интервьюирование – способ проведения социологических опросов как целенаправленная беседа интервьюера и опрашиваемого;

– наблюдение – целенаправленное (визуальное или иное) восприятие, обусловленное определенными задачами.

3. Частнонаучные методы познания.

• Сравнительное правоведение – это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т. д.

• Правовой эксперимент – это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в массовом масштабе.

• Правовое прогнозирование – это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений.

• Формально-юридический – метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т. д.) .

Методологическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы.

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии и исторической взаимосвязи.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания. Она подразумевает выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в любом исследовании, в том числе в теории государства и права. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, поскольку при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития .

С точки зрения либертарной трактовки (академик РАН В. С. Нерсесянц) предмета и метода юридической науки (юриспруденции, общей теории права и государства), в специфике предмета юридической науки выражена и специфика ее юридического метода. Соответственно, можно говорить о единстве предмета и метода юридической науки, которое состоит в следующем: «специфическое понятийно-юридическое знание (то есть юридико-теоретическое, понятийно-правовое знание о праве и государстве) – это одновременно и предмет научно-юридического познания права и государства, и метод их юридического познания (тип, форма, результат юридического метода познания данных объектов)» . Под последними имеются в виду право и государство. При этом дуализм объекта не противоречит единству предмета общей теории права и государства и выступает в качестве двух необходимых его компонентов.

Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория права и государства в схемах и определениях. – М.: Юристъ, 1998. – С. 18–22.

Мелехин А. В. Теория государства и права. Часть 1. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та экономики, статистики и информатики, 2002. – С. 12.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: