Совокупность государственно правовых норм регулирующих порядок организации и проведения выборов

Обновлено: 26.04.2024

Избирательное право — один из институтов конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти.

Избирательное право — один из институтов конституционного права. Это система конституционно-правовых норм, которые определяют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме. А также это система норм, которая определяет порядок организации и проведения референдумов и выборы в РФ.

Избирательное право в субъективном смысле, выражается в предоставлении каждому гражданину РФ возможности участия в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме

Элементы избирательного права:

1) Пассивное избирательное право - право быть избранным на выборные должности.

2) Активное избирательное право - право избирать в органы государства и участвовать в голосовании на референдуме.

Конституция России, в отличие от многих зарубежных конституций, не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы включены в статью 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания (ст.96, 97). Но предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами. В 2002 и 2003 гг. приняты новые федеральные законы о выборах Президента Российской Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

К источникам избирательного права относятся:

-- Конституция РФ (ст. 3, 32, 81, 84, 92, 96, 97, 102, 111, 117 и т.д.),

а также Федеральное законодательство, касающееся выборов и референдумов на федеральном уровне:

-- Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ с изм. и доп. от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003 г.),

-- Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" (в редакции от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ),

-- Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ с изм. и доп. от 23 июня 2003 г.),

-- Федеральный конституционный закон "О референдуме РФ" (в редакции от 10 октября 1995 г.), а также Федеральное законодательство, касающееся выборов и референдумов субъектов федерации:

Тем не менее, общие принципы избирательного права прямо или косвенно предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 12 июня 2002 г.).

В объективном смысле избирательная система - это порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, закрепленный и регулируемый нормами избирательного права, а также сложившейся практикой деятельности государственных, муниципальных органов, общественных объединений и движений, то есть это «вся совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования».

Избирательная система в субъективном значении употребляется применительно к порядку определения результатов (итогов) голосования на выборах - это способ распределения депутатских мандатов кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.

Избирательные системы: 1) пропорциональная 2) мажоритарная 3) смешанная

Пропорциональная избирательная система означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются между списками кандидатов, пропорционально поданным голосам.

Мажоритарная избирательная система – система выборов в парламент или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Смешанная система – предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая – по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдаёт один голос за партийный список, а второй – за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

Существуют три разновидности мажоритарной системы:

абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;

относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;

квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.

Мажоритарная система имеет две разновидности -- абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство избирателей, принявших участие в выборах, то есть 50% + 1 голос. В случае если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. При мажоритарной системе относительного большинства победа отдается кандидату, набравшему голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности, даже если его поддержали менее половины пришедших на избирательные участки.

В России мажоритарная система применяется при выборах Президента РФ. Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации (Дагестан). Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования.

При выборах депутатов Государственной Думы в нашей стране используется мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система выборов, при которой 225 депутатов избираются по одномандатным округам, а другие 225 - по спискам избирательных объединений, блоков. При введении мажоритарно-пропорциональной системы в 1993 г. считалось, что она будет способствовать упрочению и развитию политических партий, многопартийности.

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

Выборы в России:

- всеобщие - равные - прямые - тайные

В России право избирать имеют граждане с 18 лет, право быть избранным в представительный орган – с 21 года ( местного самоуправления – с 18 лет), главой администрации субъекта РФ – с 30 лет, а президента страны – с 35 лет

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Уголовное Право - отрасль права, определяющая круг преступных деяний, виды и размеры уголовной ответственности, а также порядок и условия освобождения от нее.

Источники: Конституция РФ, УК.

Действие уголовного закона в пространстве :

территориальный принцип- все лица, совершившие преступление на территории РФ, подлежат уголовной ответственности по УК

принцип гражданства-граждане РФ или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, совершившие преступление на территории другого государства, отвечают по УК РФ

реальный принцип- иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на территории РФ, совершившие преступление вне РФ, могут быть привлечены к ответственности по УК, если преступление было направлено против интересов РФ

универсальный принцип - иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление за рубежом и находящиеся на территории РФ, могут быть осуждены по РФ или выданы иностранному государству.

Конституционное право Избирательное право в Российской Федерации

Избирательное право
в Российской Федерации
Совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти федерации, субъектов федерации и органов местного самоуправления
Правовое регулирование отношений, связанных с выборами представительных органов характеризуется:
Детальностью правовой регламентации, охватывающей не только
основные начала избирательной системы,
но и все стадии выборов

Наличием особых нормативных актов – федеральных законов
о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания России
Сосредоточением полномочий по изданию актов, регулирующих такие отношения,
в руках высших органов государства, государственных органов субъектов РФ
Закреплением основных начал
избирательной системы
в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ
Регулированием этих отношений исключительно государством, субъектами РФ
Распространением правового регулирования не только на порядок выборов депутатов,
но и на их взаимоотношения с избирателями
Особой охраной этих отношений от нарушений (наличие санкций за нарушение закона о выборах и избирательных прав граждан)

Источники норм избирательного права Конституция России - ст.ст. 3, 32, 60, 8.

Источники норм избирательного права

Конституция России - ст.ст. 3, 32, 60, 81, 96, 97, 130
Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Федеральные законы: «О выборах Президента Российской Федерации» 10.01.2003.;
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 20.12.2002; «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» 05.08.2000;
«О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ» 08.05.1994
Нормативные акты субъектов федерации о выборах в соответствующие представительные органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономной области
Нормативные акты районных, городских, районных в городе органов государственной власти о выборах в органы местного самоуправления

Избирательное право как право конкретного гражданина избирать и быть избранн.

Избирательное право как право конкретного гражданина избирать и быть избранным
(субъективное право)
подразделяется :
Возраст устанавливается Конституцией, законами
ПАССИВНОЕ избирательное право

право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного
самоуправления

С 18 лет
АКТИВНОЕ избирательное право

право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления
Минимальный возраст кандидата (гражданин России)
21 год
при выборах в Государственную Думу Федерального Собрания России
35 лет
при выборах Президента Российской Федерации
при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации
30 лет

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Распределение мандатов по избирательным ок.

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов

Мажоритарная система абсолютного большинства

Мажоритарная система относительного большинства
кандидат должен получить
50% голосов плюс один голос
от проголосовавших
избирателей

кандидат должен получить просто больше голосов, чем другие кандидаты
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
СИСТЕМА
предоставляет возможность политическим партиям, избирательным блокам получить депутатские мандаты пропорционально количеству поданных голосов.
количество голосов за избирательное объединение
количество мест в парламенте

Принципы избирательного праваЗакрепленные в Конституции РФ, федеральном закон.

Принципы избирательного права
Закрепленные в Конституции РФ, федеральном законодательстве основополагающие правила организации и проведения выборов

Периодичность проведения
выборов
Всеобщее избирательное
право
Тайное
голосование
Свободное и добровольное участие в
выборах
Равное
избирательное
право
Прямое
избирательное право

В выборах участвуют все граждане Российской Федерации независимо от пола, рас.

В выборах участвуют все граждане Российской Федерации независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, образования, политических убеждений, отношения к религии. Ограничения предусматриваются Конституцией РФ.
Избирательным правом
обладают
не обладают

граждане, признанные судом недееспособными
граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

граждане
Российской Федерации,
достигшие
18–летнего возраста

Организационные и правовые гарантии
четко регулируемый нормативно-правовыми актами порядок составления списков избирателей;
возможность досрочного голосования избирателями, которые не будут находиться в день выборов в месте своего постоянного жительства;
организация голосования по месту нахождения граждан, не имеющих возможность прибыть на участок по состоянию здоровья и другим уважительным причинам;
осуществление этого принципа обеспечивается мерами уголовно-правовой защиты.

Всеобщее избирательное право

Избиратель наряду с другими имеет только один голосИзбиратели участвуют в выб.

Избиратель наряду с другими имеет только один голос
Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях
Занесение фамилии избирателя только в один список – по месту постоянного жительства
Возможность голосовать только лично и один раз
Выдача избирательных бюллетеней по документу, удостоверяющему личность, роспись избирателя о получении избирательного бюллетеня
Создание однотипных избирательных единиц (округов), для которых устанавливаются общие нормы представительства
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ – депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно
ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ – голосование на выборах, исключающее возможность какого-либо
контроля за волеизъявлением гражданина:

избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат пометок, позволяющих установить личность
оборудуются кабины или комнаты, пригодные для тайного голосования в кабине не должно быть никого, кроме голосующего (при возникновении трудностей в заполнении бюллетеня избиратель вправе воспользоваться помощью к другому избирателя). В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица.
Равное избирательное право

Повторное голосование, повторные выборыИзбирательный процесс – это содержащая.

Повторное голосование, повторные выборы
Избирательный процесс – это содержащаяся в законодательстве о выборах совокупность правил, регулирующих основные вопросы организации и проведения выборов
Назначение выборов
Образование избирательных округов
Образование избирательных участков
Создание и организация работы избирательных комиссий
Составление списков избирателей
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты
Предвыборная агитация
Голосование и подведение итогов выборов
Опубликование результатов выборов

И
Стадии избирательного процесса

Создается с целью обеспечения необходимых гарантий участия избирателей в выб.

Создается с целью обеспечения необходимых гарантий участия избирателей
в выборах, образования избирательных округов и избирательных участков
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации
Избирательными комиссиями субъектов РФ
Федеральных органов исполнительной власти
Органов исполнительной власти субъектов РФ
Подготовка и проведение выборов

При участии
Цель

Президента
России
Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ
В органы
законодательных
(представительных) органов
субъектов РФ

Органов
местного самоуправления
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ (УЧЕТА) ИЗБИРАТЕЛЕЙ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Виды избирательных комиссий юридические лицаЦен.

юридические
лица
Центральная избирательная комиссия РФ
Избирательные комиссии субъектов РФ

Окружные избирательные комиссии
Избирательные комиссии муниципальных образований

Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии
Участковые избирательные комиссии
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИИ
Действует на постоянной основе, состоит из 15 человек, назначаемых на 4 года
высшее юридическое образование либо ученую степень в области права
5 членов
Государственной Думой Федерального Собрания России
5 членов
Советом Федерации
Президентом России
5 членов
Председатель, заместитель, секретарь избираются тайным голосованием
Результаты выборов по избирательному округу устанавливаются окружной
избирательной комиссией на основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий

Обжалуютсярешения и действия (или бездействие) органов, должностных лиц, на.

Обжалуются
решения и действия (или бездействие) органов,
должностных лиц, нарушающих
избирательные права граждан

избирательных
комиссий
и их должностных лиц
органов государственной власти, местного самоуправления,
общественных объединений
и должностных лиц
в вышестоящие
избирательные комиссии

Сроки рассмотрения жалобы
пять дней (в ходе выборов)
немедленно (в день выборов)
десять дней (если требуется дополнительная проверка)
ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

При характеристике избирательного права прежде всего необходимо учитывать, что традиционно оно рассматривается в двух значениях.

Во-первых, избирательное право является разновидностью субъективного права и представляет собой закрепленное в Конституции РФ (ст. 32) право российских граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, избирательное право в объективном смысле представлено совокупностью норм, закрепляющих субъективные избирательные права граждан и иных участников избирательных отношений и устанавливающих порядок их реализации и защиты (обеспечения) при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ:

§ признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными);

§ в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ:

§ занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой несовместимы с выборной должностью;

§ осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке;

§ признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему:

§ федеральное законодательство о выборах и референдуме;

§ законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.

Основные избирательные права граждан

Избирательные права граждан РФ:

§ право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов;

§ участвовать в предвыборной агитации;

§ участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов;

§ принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Существенное значение для уяснения сущности и содержания избирательного права имеет и то обстоятельство, что избирательные права граждан, являясь разновидностью их конституционных прав, будучи реализованными на конкретных выборах, не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Как следствие, объективное избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических условий реализации и защиты избирательных прав российских граждан не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период.

Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение современного российского избирательного права. Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту нрава граждан (в установленных законом случаях — иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

Являясь частью (подотраслью) конституционного права, избирательное право России само имеет достаточно сложное внутреннее строение. Система избирательного права представляет собой совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение образующих его норм по отдельным институтам, обусловленное различием их целевого предназначения в юридическом обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан.

Организация и проведение выборов невозможны вне рамок избирательного процесса как закрепленного в нормах права порядка реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, включающего в себя ряд последовательных стадий, объединяющих всю совокупность юридически значимых действий, совершаемых различными субъектами избирательных отношений. Основные стадии избирательного процесса следующие:

§ образование избирательных округов, избирательных участков и составление списков избирателей;

§ выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;

§ голосование и определение результатов выборов.

Без них невозможно проведение выборов, так как они выступают необходимой юридической формой, обеспечивающей целостность и одновременно необходимую преемственность всех совершаемых в целях организации и проведения выборов избирательных действий. При этом важно учитывать, что наряду с основными (обязательными) стадиями следует различать и дополнительные (факультативные) стадии избирательного процесса. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относит к ним дополнительное выдвижение кандидатов, списков кандидатов (ст. 38) и повторное голосование (ст. 71). Зарубежный же опыт организации и проведения выборов свидетельствует, что набор факультативных стадий избирательного процесса может быть значительно шире и охватывать собой даже голосование. Так, в Великобритании и некоторых бывших британских колониях (Индия, Кения и др.) его проводить не нужно, если по избирательному округу баллотируется только один кандидат.

В зависимости от масштаба (охвата) различными нормами избирательного права отношений, связанных с осуществлением и защитой субъективных избирательных прав, оно может быть также разделено на общую и особенную части. Общая часть объединяет нормы, имеющие универсальное значение и распространяющие свое действие на избирательные отношения независимо от вида и уровня проводимых выборов. Особенная часть представляет собой совокупность правил, касающихся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых обязательно только при проведении соответствующих видов выборов.

В свою очередь, и общая, и особенная части избирательного права представлены рядом институтов, набор которых обусловлен как логикой правового регулирования избирательных отношений, так и действующим законодательством о выборах. Под этим углом зрения общая часть российского избирательного права включает в себя следующие институты: принципы избирательного права, субъекты избирательного права, избирательные системы, избирательный процесс, информационное обеспечение выборов, финансовое обеспечение выборов, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование нарушений избирательных прав граждан, ответственность за нарушение избирательных прав. Особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право обладает рядом особенностей. Для соискателя выборной должности устанавливаются дополнительные цензы по сравнению с активным избирательным правом, которые не считаются недемократическим ограничением. Общее правило сводится к тому, что чем выше замещаемая должность, тем более жесткие условия выдвигаются к кандидату. В то же время требования к кандидату ужесточаются в целях создания гарантий самостоятельности местного самоуправления. Поэтому на местных выборах возможно введение более жестких ограничений по сравнению с выборами федеральными, хотя до настоящего времени такие подходы не реализованы.

Для обладания пассивным избирательным правом по российскому избирательному праву надо соответствовать предусмотренным законодательством требованиям (цензам), которые формулируются как позитивно, так и негативно. Речь идет о наличии:

§ определенного возраста (возрастной ценз);

§ определенного срока проживания в стране (ценз оседлости);

§ определенных сроков пребывания в должности; об отсутствии: двойного гражданства (вида на жительство или права на постоянное проживание на территории иностранного государства);

§ неснятой или непогашенной судимости за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности;

§ действия административного наказания за правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование фашистской атрибутики или символики);

§ установленного вступившим в силу решением суда факта нарушения ряда ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях избирательных прав.

Так, возрастной ценз предполагает наличие у кандидата на пост Президента РФ и депутата Государственной Думы возраста не моложе 35 лет и 21 года соответственно. Законами субъектов РФ может вводиться возрастной ценз для кандидатов, который не должен превышать установленные федеральным законом пределы минимального возраста кандидата: 21 год — на выборах в законодательные органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ.

Ценз оседлости для кандидата на пост Президента РФ означает установленное Конституцией РФ требование постоянного проживания в стране не менее 10 лет. Иных цензов оседлости российское законодательство в настоящее время не знает, что вызывает обоснованные возражения со стороны субъектов РФ и муниципальных образований, небезосновательно требующих возврата к возможности установления на данных выборах ценза оседлости (не более одного года проживания на данной территории), известной действовавшему ранее Федеральному закону от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Сроки пребывания в должности установлены только для кандидата на пост Президента РФ, которым не может быть в силу ч. 3 ст. 81 Конституции РФ лицо, занимавшее эту должность более двух сроков подряд.

В последние годы перечень цензов имеет тенденцию к расширению. В него включены лица, имеющие двойное гражданство, неснятую иди непогашенную судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремисткой направленности, подвергнутые административному наказанию за демонстрацию фашистской атрибутики или символики, и др. Расширение перечня цензов ставит вопросы обоснованности каждого такого ограничения пассивного избирательного права и их дальнейшего расширения.

Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы

Избирательная система, её характеристика и особенности

Фокусом политической жизни в демократическом обществе являются выборы . С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

§ теоретический (избирательное право);

§ практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

§ организация избирательных округов, районов, участков;

§ формирование избирательных комиссий;

§ выдвижение и регистрация кандидатов;

§ подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;

§ предвыборная борьба; о проведение голосования;

§ подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

§ всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;

§ равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;

§ прямое и тайное голосование;

§ наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;

§ гласность проведения выборов;

§ правдивое информирование избирателей;

§ отсутствие административного, экономического и политического давления;

§ равенство возможностей политических партий и кандидатов;

§ добровольность участия в выборах;

§ правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;

§ периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Избирательное право — один из институтов конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти.

Избирательное право — один из институтов конституционного права. Это система конституционно-правовых норм, которые определяют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме. А также это система норм, которая определяет порядок организации и проведения референдумов и выборы в РФ.

Избирательное право в субъективном смысле, выражается в предоставлении каждому гражданину РФ возможности участия в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме

Элементы избирательного права:

1) Пассивное избирательное право - право быть избранным на выборные должности.

2) Активное избирательное право - право избирать в органы государства и участвовать в голосовании на референдуме.

Конституция России, в отличие от многих зарубежных конституций, не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы включены в статью 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания (ст.96, 97). Но предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами. В 2002 и 2003 гг. приняты новые федеральные законы о выборах Президента Российской Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

К источникам избирательного права относятся:

-- Конституция РФ (ст. 3, 32, 81, 84, 92, 96, 97, 102, 111, 117 и т.д.),

а также Федеральное законодательство, касающееся выборов и референдумов на федеральном уровне:

-- Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ с изм. и доп. от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003 г.),

-- Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" (в редакции от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ),

-- Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ с изм. и доп. от 23 июня 2003 г.),

-- Федеральный конституционный закон "О референдуме РФ" (в редакции от 10 октября 1995 г.), а также Федеральное законодательство, касающееся выборов и референдумов субъектов федерации:

Тем не менее, общие принципы избирательного права прямо или косвенно предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 12 июня 2002 г.).

В объективном смысле избирательная система - это порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, закрепленный и регулируемый нормами избирательного права, а также сложившейся практикой деятельности государственных, муниципальных органов, общественных объединений и движений, то есть это «вся совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования».

Избирательная система в субъективном значении употребляется применительно к порядку определения результатов (итогов) голосования на выборах - это способ распределения депутатских мандатов кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.

Избирательные системы: 1) пропорциональная 2) мажоритарная 3) смешанная

Пропорциональная избирательная система означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются между списками кандидатов, пропорционально поданным голосам.

Мажоритарная избирательная система – система выборов в парламент или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Смешанная система – предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая – по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдаёт один голос за партийный список, а второй – за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

Существуют три разновидности мажоритарной системы:

абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;

относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;

квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.

Мажоритарная система имеет две разновидности -- абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство избирателей, принявших участие в выборах, то есть 50% + 1 голос. В случае если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. При мажоритарной системе относительного большинства победа отдается кандидату, набравшему голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности, даже если его поддержали менее половины пришедших на избирательные участки.

В России мажоритарная система применяется при выборах Президента РФ. Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации (Дагестан). Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования.

При выборах депутатов Государственной Думы в нашей стране используется мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система выборов, при которой 225 депутатов избираются по одномандатным округам, а другие 225 - по спискам избирательных объединений, блоков. При введении мажоритарно-пропорциональной системы в 1993 г. считалось, что она будет способствовать упрочению и развитию политических партий, многопартийности.

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

Выборы в России:

- всеобщие - равные - прямые - тайные

В России право избирать имеют граждане с 18 лет, право быть избранным в представительный орган – с 21 года ( местного самоуправления – с 18 лет), главой администрации субъекта РФ – с 30 лет, а президента страны – с 35 лет

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Уголовное Право - отрасль права, определяющая круг преступных деяний, виды и размеры уголовной ответственности, а также порядок и условия освобождения от нее.

Источники: Конституция РФ, УК.

Действие уголовного закона в пространстве :

территориальный принцип- все лица, совершившие преступление на территории РФ, подлежат уголовной ответственности по УК

принцип гражданства-граждане РФ или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, совершившие преступление на территории другого государства, отвечают по УК РФ

реальный принцип- иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на территории РФ, совершившие преступление вне РФ, могут быть привлечены к ответственности по УК, если преступление было направлено против интересов РФ

универсальный принцип - иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление за рубежом и находящиеся на территории РФ, могут быть осуждены по РФ или выданы иностранному государству.

Высшим непосредственным выражением власти многонационального народа Российской Федерации являются свободные выборы. На основе выборов замещается должность Президента России, формируются представительные органы государственной власти, образуются органы местного самоуправления.

Избирательное право - это совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Нормы избирательного права содержатся в:

- Конституции Российской Федерации (ст. 32, 81, 96, 130);

- Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации";

- федеральных законах "О порядке формирования Совета Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания";

- нормативных актах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономного округа о выборах в соответствующие представительные органы государственной власти;

- нормативных актах районных, городских, районных в городе органов государственной власти о выборах в органы местного самоуправления.

Нормативно-правовые акты о выборах закрепляют в своем содержании принципы избирательного права, под которыми понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов. К их числу относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что каждый гражданин Российской Федерации, достигший определенного возраста, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образования, социального происхождения, имущественного положения и т.д. имеет право избирать (то есть пользуется активным избирательным правом) и быть избранным (пользуясь пассивным избирательным правом) в соответствующий представительный орган государственной власти.

Законодательством установлен единый возрастной ценз для реализации гражданами своего активного избирательного права - 18 лет. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Нормы избирательного права установили организационные и правовые гарантии реализации гражданами указанного принципа. Организационными гарантиями являются: четко регулируемый нормативно-правовыми актами порядок составления списков избирателей; возможность досрочного голосования избирателями, которые не будут находиться в день выборов в месте своего постоянного жительства; организация голосования по месту нахождения граждан, не имеющих возможности прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам. Осуществление принципа всеобщего избирательного права обеспечивается и мерами уголовно-правовой защиты. Норма Уголовного кодекса РФ устанавливает, что воспрепятствование путем насилия, обмана, угроз или подкупа реализации гражданином России- своих избирательных прав наказывается в судебном порядке.

Единый возрастной ценз определен и для осуществления гражданами Российской Федерации права быть избранными в представительные органы государственной власти - 21 год. Более высокий, по сравнению с правом избирать, возраст для кандидатов в депутаты установлен, исходя из необходимости иметь определенный жизненный опыт.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок подготовки и проведения выборов, установлены правила о несовместимости занятия определенных должностей и выполнения депутатских полномочий. Так, Конституция Российской федерации (ст.97) закрепляет положение, в соответствии с которым депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Эта же статья Конституции России, а в соответствии с ней и нормы избирательного законодательства установили, что депутат одного представительного органа власти не может быть депутатом иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того. Конституция Российской Федерации содержит дополнительное ограничение:

одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Следует, однако, иметь в виду, что наличие запрета на совмещение государственной службы та. выполнение депутатских обязанностей само по себе не является препятствием для выдвижения кандидатуры какого-либо государственного служащего на пост депутата. В соответствии с законом лица, у которых должность или занятия несовместимы с мандатом депутата, дают письменное обязательство о прекращении соответствующей деятельности в случае избрания депутатом. Неисполнение этого обязательства влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительным.

Равное избирательное право означает, что избиратель наравне с другими имеет только один голос и что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Равенство голосов избирателей обеспечивается: обязательностью занесения фамилии избирателя только в один список - по месту постоянного жительства; выдачей избирательного бюллетеня по документу, удостоверяющему личность, росписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.

Участие избирателей в выборах на равных основаниях осуществляется путем создания однотипных избирательных единиц (округов), для которых устанавливаются общие нормы представительства.

Прямые выборы означают, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно.

Следует отметить, что принцип осуществления прямых выборов утвердился в нашей стране лишь с принятием Конституции СССР 1936 г., а в соответствии с ней - Конституции РСФСР 1937 г. Согласно Конститу­ции РСФСР 1918 г. и Конституции РСФСР 1925 г., органы государственной власти формировались путем проведения многостепенных (непрямых) выборов, когда граждане непосредственно голосовали лишь на выборах низовых (сельских, поселковых, городских) органов власти, а все вышестоящие (уездные, волостные, губернские, вплоть до Всероссийского Съезда Советов) избирались депутатами соответствующих нижестоящих органов власти из своего состава.

Тайное голосование выражается в установлении законодательством такого способа голосования, когда волеизъявление избирателя происходит скрытно и результаты его голосования неизвестны другим лицам. Тайна голосования обеспечивается тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосующего; в помещении для голосования оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. В этих кабинах или комнатах не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. Нарушение принципа тайного голосования членами избирательных комиссий, должностными лицами государственных органов и общественных организаций влечет привлечение виновных к уголовной или административной ответственности.

В зависимости от того, какой вид избирательной системы (в узком смысле) будет использован на конкретных выборах, результаты при одних и тех же итогах голосования могут быть разными.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: