Совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению

Обновлено: 26.04.2024

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом.Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как отмечалось, в установленных законом случаях представители населения.

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридическихдел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

Правосудие-это осуществляемое в процессуальном порядке правоприменительная деятельность судов по рассмотрению уголовных, административных и арбитражных дел в суд. заседаниях и в целях защиты и охраны прав и интересов граждан, организаций.

Правосудие-это одно из направлений гос.деятельности –относится к числу важнейших полномочий судебной власти. Правосудие осуществляется путем рассмотрения конкретных дел в судебных заседаниях и принятия судом решений в соответствии с законом. В судебном заседании принимают участие лица и организации, заинтересованные в исходе дела,пользующиеся равными правами. В ходе судебного заседания исследуются доказательства для установления истинных обстоятельств дела. В системе правоохранит.деятельности а также в с составе полномочий судебной власти правосудие занимает центр.место.

Признаки праовосудия: осуществляется только судом (вид гос.деятельности по реализации судебной власти) ; регламентация особого процессуального порядка в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел; способы осуществл.деятельности указанные в законе.

Правосудие подразумевает деятельность суда, который рассматривает правовые конфликты и правонарушения. По областям регулируемых отношений правонарушения бывают гражданские, уголовные, трудовые, административные, процессуальные.

Формы правосудия: обычные и особые. Правосудие осуществляемое в обычных формах - это деятельность суда (мирового и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой , апелляционной и кассационной инстанциях , а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам , направленная на установление виновности подсудимых , применение к ним мер наказания либо оправдание невиновных. Особых форм правосудия две. Во- первых это деятельность суда по рассмотрению дел об административных нарушениях, направленная на установление виновности лица в совершении правонарушения. Во вторых – осуществляемая в пределах предоставленных полномочий деятельности Конституц суда РФ.

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридических дел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок, является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

Правосудие – совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных дел, а также по осуществлению конституционного контроля в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства при точном и неуклонном соблюдение требований закона, установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Признаки правосудия: 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ); 2. правосудие осуществляется только определенными способами (ст. 4 «О судоустройстве»); 3. правосудие осуществляется при соблюдении установленной законом процедуры: «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ч.2 ст. 118 Конституции РФ); 4. акты правосудия носят обязательный характер.

Принцип права – исходное положение (основополагающее начало), определяющее порядок осуществления какого-либо вида государственной деятельности и (или) наиболее существенные черты правового регулирования той или иной сферы общественных отношений. Принцип несводим к его нормативному воплощению.

Характеристики принципов:

1. Имеют высокую юридическую силу (практически все принципы правосудия закреплены в КРФ);

2. Принципы обязательны для законодателя;

3. Принципы стабильны и устойчивы;

4.Они носят общий характер;

5. Принципы обязательны и для правоприменителя;

6. Они образуют систему основополагающих положений (принципы взаимодополняют, уравновешивают, балансируют друг друга. Ни одна из идей в этой системе не должна получить главенствующего положения);

Принцип правосудия – это идея, начало или исходное положение, определяющее наиболее существенные стороны организации и деятельности государственных органов, осуществляющих судебную власть, т.е. судов.

Классификация:

А) По источнику закрепления выделяется три группы принципов: закрепленные в актах международного права, закрепленные в Конституции РФ, закрепленные в специальных законах.

Б) По содержанию принципы делятся на относящиеся к организации судебной власти и правосудия, характеризующие статус судей и характеризующие правовой статус личности при осуществлении правосудия.

5.2 Принцип независимости.

Принцип независимости - «Суд независим и подчиняется только Конституции и федеральному закону» ст. 120 Конституции РФ.

Независимость в институциональном аспекте - суд как учреждение должен быть отделён от других государственных органов, что реализовано в действующем законодательстве. Дополнительными гарантиями институциональной независимости является: (1) запрет осуществления правосудия иными государственными (негосударственными) органами (ст. 118 Конституции РФ); (2) запрет на создание чрезвычайных судов (там же и п.5 «Основных принципов независимости судебных органов» ООН 1985 г.).

Независимость в содержательном значении – беспристрастность (политическая, расовая, национальная, идеологическая). Заключается в: (1) подчинение только закону; (2) запрет различным органам и организациям (иным субъектам) вмешиваться в осуществления правосудия судами (ч. 5 ст. 5 «Закон о судебной системе», п. 2,3,4 «Основных принципов ООН…»); (3) установление уголовной ответственности за вмешательство в осуществление правосудия. Различают объективную и субъективную беспристрастность в содержательном значении.

5.2.1 Объективная беспристрастность - подчинение только закону:

Условия возникновения объективной беспристрастности:

1. формирование такого порядка отбора и назначения судьи, который не вызывал бы сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным или иным интересам и исключал бы какие-либо формы дискриминации (п.10 «Основные принципы ООН…»). Требования к судье Ст. 4 «О статусе судей»: гражданство, высшее юридическое образование, возраст (>25), стаж работы (>5), дееспособность. (ст. 5 ч. 3, ст. 6 «О статусе судей»). Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Победителей на конкурсе может быть несколько. Президент вправе отказать в назначении и его отказ обжаловать нельзя (Президент суверенен). Статус председателя (ч. 3 ст. 6 «О статусе судей»). Отбор и назначение судей (ст. 4,5,6 ФЗ «О статусе судей»);

2. формирование такого механизма приостановления и прекращения полномочий судьи, который обеспечивал бы независимость судей, исключал бы возможность освобождения его от должности кроме как по причине неспособности выполнять свои обязанности или за поведение, делающее его несоответствующим занимаемой должности (п. 11, 12, 17-19 «Основные принципы ООН…», ст. 13, 14 «О статусе судей»). Квалификационная коллегия судей – корпоративный орган (отбор судей, приостановление и прекращение их полномочий). С одной стороны, такая организация судебной власти является гарантией независимости данной ветви власти, однако в силу нечёткости изложения приостановления и прекращения полномочий, корпоративности судебной коллегии, что приводит к отсутствию общественного контроля, делает судебную власть несовершенной;

3. формирования такого порядка осуществления судьей своей деятельности, который исключал бы возможность давления на судью в вопросах перемещения по служебной лестнице, перемещения в другой суд и.т.д. (право на судейскую карьеру (на присвоение квалификационного класса), право на перемещение или перевода в другие суды, право судьи на отставку).

Несменяемость. Ст. 12 (принцип несменяемости), 15 «О статусе судей». Советская власть, провозглашая иные принципы правосудия, ввела порядок избрания судьи на пять лет и как всякие выборные лица они должны были отчитываться перед избирателями. Данный институт привёл к ослаблению позиций суда в обществе. С переходом к демократии, судьи стали назначаться, а не выбираться, что привело к усилению позиции суда. Несменяемость означает, что судьи назначаются на свою должность до достижения предельного возраста. Однако в связи с ошибками в назначении судей в конце 90 годов был введён испытательный срок в три года. В июле 2009 года испытательный срок был отменён в связи с тем, что он создавал угрозу независимости судебной власти (ст. 11 п. 2 отменён). Дисциплинарная ответственность судей (ст. 12.1 «О статусе судей») не противоречит принципу независимости судей, так как позволяет смещать с должности неквалифицированных лиц. К дисциплинарной ответственности привлекает та квалификационная коллегия, к которой отнесён вопрос о прекращение полномочий судьи. Постановление КС РФ № 4-П от 28 февраля 2008 года. В этом постановлении КС РФ признаёт существование Председателя суда соответствующим Конституции РФ.

Неприкосновенность и безопасность судей. (Ст. 122 Конституции РФ; ФЗ «О статусе судей» ст. 16).

1. Неприкосновенность состоит из личной неприкосновенности, неприкосновенности жилых и служебных помещений, транспортных средств, жилых и служебных помещений, багажа, имущества (ст. 16 ч. 1 «О статусе судей»). Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (ст. 16 п. 5 абзац 2 «О статусе судей»).

2. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

3. Специальный порядок возбуждения уголовного дела против судьи (ст. 16 п. 3). Квалификационная коллегия судей даёт согласие на основании заключения коллегии о наличии в действиях судьи состава преступления. Постановление КС РФ от 7 марта 1996 № 6-П: судейская неприкосновенность – исключение из принципа равенства. Это не личная привилегия, а средство защиты правосудия, публичных интересов. Отказ квалификационной коллегии о вынесение решения привлекать судью к ответственности может быть обжалован в суд.

4. Специальный порядок привлечения к административной ответственности (ст. 16 п. 4 «О статусе судей»). Судьи выступили против введения административной ответственности. Привлечение к административной ответственности подрывает статус судьи.

5. Особый порядок привлечения к такой мере пресечения, как заключение под стражу (Ст. 16 п.5, п. 6 «О статусе судей»). п.7 устанавливает порядок совершения следственных действий по отношению к судье, п. 8 определяет чем должна руководствоваться судебная коллегия судей. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий (ст. 16 п. 8 «О статусе судей»). п. 10, 12 устанавливают, что решения квалификационной коллегии могут быть обжалованы в суд.

4.Выделение адекватных финансовых и материальных ресурсов. Достаточно количество судей, адекватная заработная плата, материально-организационное обеспечение деятельности судьи.

5.Освобождение судьи отчитываться перед органом, его назначившим.

5.2.2 Субъективная беспристрастность (личностный аспект) – отсутствие предубеждений при рассмотрение судьей конкретного дела, вызванных приверженностью каким-либо идеям, членствам в каких-либо организациях, личными или семейными привязанностями, иной заинтересованностью.

Законодательные гарантии субъективной беспристрастности:

ФЗ «О статусе судей».

«2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

3. Судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;».

Правосудие – совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государств.

Отсюда следуют основные признаки правосудия:

Осуществление только судом (ч.1 ст.118 Конституции РФ).

Рассмотрение дел в определённой форме, в соответствии с установленными законом правилами.

Осуществляется только определёнными законом способами (путём рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке).

Осуществляется только с соблюдением определённого порядка (процедуры), детально определённой процессуальным кодексом.

Система принципов правосудия

Законности (универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов);

осуществления правосудия только судом (принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие);

независимости судей (судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести);

осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом (этот принцип установлен в ст. 19 Конституции, равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства);

обеспечения права на судебную защиту (принцип закреплен в ст. 46 Конституции, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом);

участия граждан в осуществлении правосудия (согласно ст. 32 Конституции граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. Формы подобного участия различны. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели);

гласности правосудия (открытости судебного разбирательства) - согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом);

защиты законных интересов личности (важнейшей составляющей указанного принципа является презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде (провозглашен Конституцией (ст. 123). Согласно ст. 15 УПК уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Идея состязательности присуща также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК) и арбитражному процессу (ст. 6 Закона об арбитражных судах);

родного (национального) языка судопроизводства (судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке).

Судопроизводство – порядок рассмотрения различных дел в судах (3 признак правосудия).

Согласно ч.2ст.118 Конституции РФ предусмотрено 4 вида судопроизводства:

1.Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ.

2.Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

3.Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

4.Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции.

Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

Правосудием является «обобщенный образ» любого разбирательства дела органом судебной власти в пределах своей компетенции. Правосудие и судопроизводство можно рассматривать как цель и средство. Правосудие осуществляется через и посредством судопроизводства.

Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: