Служебно вспомогательные суда это

Обновлено: 25.04.2024

СЛУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА гражданские суда для материально-технического обеспечения флота и служб, организующих их эксплуатацию. Служебно-вспомогательные суда могут обеспечивать потребности других судов флота и выполнять самостоятельные работы. К ним относятся следующие суда: ледоколы, буксирные, спасательные, пожарные, водолазные, суда обеспечения подводно-технических работ, патрульные, лоцманские, лоцмейстерские, обстановочные, бункеровщики, плавучие перегружатели, научно-исследовательские, учебные, медико-санитарные и другие.

Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение . Под редакцией академика Н. Н. Исанина . 1986 .

Смотреть что такое "СЛУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА" в других словарях:

ГРАЖДАНСКИЕ СУДА — суда, обеспечивающие нужды народного хозяйства. В зависимости от типа и назначения Г.С. разделяют на транспортные, промысловые, служебно вспомогательные и суда технического флота. По району плавания различают Г.С. неограниченного района плавания … Морской энциклопедический справочник

Морской транспорт — вид транспортной сферы материального производства; осуществляет перевозки грузов и пассажиров судами. М. т. широко применяется для международных и внутренних (каботажных) перевозок (см. Каботаж). История развития М. т. восходит… … Большая советская энциклопедия

Речной транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (Каналы, водохранилища (См. Водохранилище), шлюзованные участки рек). Выделяются… … Большая советская энциклопедия

ПАРК СУДОВ — (VESSEL FLEET) различают П.с. морских и речных. П.с. морских классифицируют по характеру перевозок пассажирские, грузо пассажирские и грузовые (сухогрузные, наливные); по назначению трансп., служебно вспомогательные, портовые и технические; по… … Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

СРЕДСТВА, ТРАНСПОРТНЫЕ — один из видов основных фондов, предназначенный для перемещения людей и грузов: железнодорожный подвижной состав (локомотивы, вагоны и др.); подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно вспомогательные,… … Большой бухгалтерский словарь

СРЕДСТВА, ТРАНСПОРТНЫЕ — один из видов основных фондов, предназначенный для перемещения людей и грузов: железнодорожный подвижной состав (локомотивы, вагоны и др.); подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно вспомогательные,… … Большой экономический словарь

Средства транспортные — К подразделу Средства транспортные относятся: средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, железнодорожный подвижной состав (локомотивы, вагоны и др.); подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право



Суда технического флота предназначаются для технического обслуживания различных морских судов, портового хозяйства и водных путей. В эту группу входят подъемно-монтажные и промышленно-хозяйственные суда.

подъёмно-монтажные суда


К подъёмно-монтажным судам относят портостроительные, плавучие краны, плавучие доки и плавучие мастерские.



промышленно-хозяйственные суда


В эту группу включают суда, предназначенные для выполнения различных строительных и мелиоративных работ, а также работ по добыче нефти в открытом море, добыче песка и гравия: плавучие буровые вышки, дноуглубительные суда (землечерпательные и землесосные драгеры), грунтоотвозные баржи.




Также к судам технического флота относят: лесопромышленные (сплоточные и лесосплавные суда), сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные), энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные), суда связи (кабелеукладчики и кабелеремонтные суда), а также маломерные суда для очистки акваторий - мусоросборщики.




Дноуглубительные суда (драгеры) предназначены для отделения грунта от дна водоема и подъема грунта из воды. В зависимости от способа отделения и подъема грунта различают драгеры с механическим (грейферные, одночерпаковые и многочерпаковые), гидравлическим (землесосы без разрыхлителей и с гидравлическими разрыхлителями) и комбинированным (землесосы с механическим разрыхлителем) устройством для отделения грунта.


Одной из разновидностей землесосов является эрлифт - дноуглубительное судно, на котором всасывание грунта происходит в результате подачи во всасывающую трубу сжатого воздуха, увлекающего воду с грунтом (пульпу).


Для транспортировки поднятого из воды грунта используют грунтоотвозные баржи (саморазгружающиеся или разгружаемые с помощью шаланд-разгружателей) либо применяют рефулерный способ (пульпа подается насосом от драгера к месту свалки по грунтопроводным трубам - на 200-300 м, иногда до 600 м); иногда дноуглубительные снаряды, приняв поднятый грунт в грунтовые трюмы, самостоятельно отвозят его к месту сброса.


Производительность драгеров составляет 5000 куб. м в час, эрлифтов 7000 куб. м. Глубина всасывания составляет до 60 метров.


Современное морское судно - это сложнейшее инженерное сооружение, в котором воплощен труд многих тысяч людей и новейшие достижения науки и техники. Несмотря на бурное развитие новых технологий, роль и значение морского флота остается.



Служебно-вспомогательные суда представляют относительно небольшую по тоннажу, но весьма многочисленную по номенклатуре группу судов (плавучих средств), обслуживающих флот, портовое хозяйство, водные пути и акватории.

вспомогательные суда


К вспомогательным судам относят: буксиры, перегрузочные суда (плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора), сюда же относят плавучие пристани и дебаркадеры.




Буксиры, относящиеся к классу вспомогательных судов не имеют принципиальных отличий от транспортных буксиров. Их разделяют на морские и рейдовые, портовые и для внутренних водоемов.
Буксиры, особенно портовые, отличаются малой длиной, обеспечивающей необходимые им маневренные качества, и большой остойчивостью.

служебные суда


Служебные суда подразделяются на суда специального назначения, обслуживающие суда и административно-служебные суда.

суда специального назначения


Суда специального назначения это суда, специально построенные или переоборудованные, и имеющие на борту специальное оборудование, связанное с его назначением, а также специальный персонал. К этой группе относятся научно-исследовательские суда, экспедиционные суда, гидрографические суда и учебные суда.


В число научно-исследовательских входят суда для комплексных океанических исследований и для проведения геофизических и гидробиологических исследований. Научно-исследовательские суда бывают различных типов и размеров.


Учебные суда служат для проведения учебной плавательной практики курсантов и студентов морских учебных заведений. Эти суда бывают парусными, парусно-моторными и с механическим двигателем.



обслуживающие суда


Обслуживающие суда включают ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах), медико-санитарные (плавучие госпитали, медицинские суда), плавучие гостиницы, суда-выставки, спасательные суда, пожарные суда, лоцманские суда, плавучие маяки и посыльно-разъездные суда.



Ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые, морские и речные. Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному морскому пути.


Ледоколы имеют два-три кормовых винта и нередко один-два носовых. Носовые винты несколько ухудшают ходовые качества ледокола на свободной воде, однако при ходе по льду они засасывают воду из-подо льда, облегчая тем самым его продавливание (ледоколы форсируют лед толщиной более 1 метра, продавливая его носовой частью, имеющей наклонный подрез).


Корпус ледокола отличается особой прочностью. Для освобождения ледокола, зажатого льдами, его раскачивают с помощью перекачки воды в специальные креновые и дифферентные цистерны, расположенные по бортам и в оконечностях судна.


Наиболее эффективными являются атомоходы, которые практически не имеют ограничений в районе плавания. Ледокол несет на борту вертолет, выполняя, таким образом, самостоятельную ледовую разведку.


Спасательные суда служат для оказания помощи судам, потерпевшим аварию в море. Они имеют специальное оборудование для ликвидации последствий аварии и для буксировки.


Пожарные суда - это небольшие суда, снабженные мощными водяными насосами и другими средствами пожаротушения; они используются для борьбы с пожарами на судах и кораблях, стоящих в порту.


Лоцманские суда - это небольшие мореходные катера, предназначенные для доставки лоцмана на судно и снятия его с судна.


Плавучие маяки - специально построенные самоходные и несамоходные суда, которые являются навигационными ориентирами при плавании в узкостях и на подходах к портам, каналам и рекам.

административно-служебные суда




Административно-служебные суда включают инспекторские (рыбонадзорные, суда для охраны заповедников), милицейские, пограничные, таможенные суда и правительственные яхты.


Служебно-вспомогательные суда представляют относительно небольшую по тоннажу, но весьма многочисленную по номенклатуре группу судов (плавучих средств), обслуживающих флот, портовое хозяйство, водные пути и акватории. Служебно-вспомогательные суда разделяют на:

  • служебные суда специального назначения
  • обслуживающие суда
  • административно-служебные суда
  • вспомогательные суда

Служебные суда специального назначения

Служебные суда специального назначения это суда, специально построенные или переоборудованные, и имеющие на борту специальное оборудование, связанное с его назначением, а также специальный персонал. К этой группе относятся:

  • научно-исследовательские суда (экспедиционные) суда используемые для исследования водных масс, дна, атмосферы Земли и космического пространства. Научно-исследовательские суда (НИС), как правило, строятся по специальному проекту.
  • гидрографические (обстановочные) суда обеспечивают безопасный проход судами отмелей и прочих препятствий за счёт правильной расстановки знаков навигационной обстановки, которой предшествует изучение рельефа морского дна, течений, господствующих ветров, физических и химических свойств воды.
  • учебные суда служат для проведения учебной плавательной практики курсантов и студентов морских учебных заведений. Эти суда бывают парусными, парусно-моторными и с механическим двигателем.

Обслуживающие суда

Обслуживающие суда включают ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах), медико-санитарные, плавучие отели, спасательные суда, пожарные суда, лоцманские суда и плавучие маяки.

  • ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые, морские и речные. Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному морскому пути.
  • медико-санитарные суда (плавучие госпитали, санитарные суда) это корабли, служащие госпиталем на воде. Преимущественно находятся в составах военно-морских сил разных стран, так как используются возле зон боевых действий.
  • плавучие рестораны (отели) представляют собой пришвартованные суда или несамоходные баржи, использующиеся в качестве ресторана на воде или небольшого отеля.
  • спасательные суда служат для оказания помощи судам, потерпевшим аварию в море. Они имеют специальное оборудование для ликвидации последствий аварии и для буксировки.
  • пожарные суда это небольшие суда, снабженные мощными водяными насосами и другими средствами пожаротушения; они используются для борьбы с пожарами на судах и кораблях, стоящих в порту.
  • лоцманские суда это небольшие мореходные катера, предназначенные для доставки лоцмана на судно и снятия его с судна.
  • плавучие маяки специально построенные самоходные и несамоходные суда, которые являются навигационными ориентирами при плавании в узкостях и на подходах к портам, каналам и рекам.

Административно-служебные суда

Административно-служебные суда включают инспекторские (рыбонадзорные, суда для охраны заповедников), полицейские, пограничные, таможенные суда и правительственные яхты.

Вспомогательные суда

К вспомогательным судам относят: многофункциональные буксиры, перегрузочные суда (плавучие перегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора), сюда же относят дебаркадеры.

Типы моторных яхт и катеров

Существует много различных типов моторных яхт — от маломерных лодок до мега-яхт, с огромным разнообразием форм корпуса и широким выбором судовых установок. Иногда их называют моторными лодками или супер яхтами, и объединяет их наличие какого-либо мотора или силовой установки используемого для движения. В этой публикации мы рассмотрим основные типы моторных яхт и катеров.

Классификация наливных танкеров по дедвейту

Классификация наливных танкеров по дедвейту

Классификация наливных танкеров по шкале AFRA, по торговой шкале (Flexible market scale). История возникновения классификации наливных танкеров.

Классификация речных судов

Классификация речных судов

Большая сеть рек и каналов способствовала развитию речного флота как основного вида транспорта. На сегодняшний день речные суда осуществляют перевозки пассажиров и грузов по рекам и озерам, в состав которых входят грузовые самоходные суда, буксиры-толкачи, несамоходные шаланды, баржи, пассажирские теплоходы и вспомогательные суда. В данной публикации читателю будет представлена расширенная классификация речных судов, которая не имеет различий ни в отечественном, ни зарубежном судостроении.

Классификация военных кораблей

Классификация военных кораблей

Современные боевые корабли это прямые потомки кораблей сражавшихся в Первой и Второй мировой войне, но технический прогресс развивается так быстро, что сейчас мы видим уже четвертое поколение военных кораблей построенных после 1945 года. Прогнозы о ненужности кораблей в ядерную эпоху оказались полностью несостоятельными. Сегодня на вооружении мировых флотов состоят сверхмощные авианосцы, ракетные крейсеры, эсминцы и другие типы кораблей.

Постсоветская классификация военных кораблей

Постсоветская классификация военных кораблей

Военный корабль это корабль, принадлежащий вооруженным силам государства, имеет внешние опознавательные знаки государственной принадлежности, находится под командованием офицера, состоящий на службе своего государства, а также укомплектован экипажем, который подчиняется регулярной дисциплине. Военный корабль, находящийся под флагом своего государства, имеет суверенитет, гарантирующий от вмешательства официальных лиц иного государства. Военные корабли являются собственностью страны, и где бы они не находились, подчиняются только ее законам.

Классификация судов по назначению

Классификация судов по назначению

Каждое судно создано для выполнения определенной работы: разведки месторождений, добычи полезных ископаемых, исследования океанских глубин, прокладывания кабельных линий и трубопроводов, перевозки различных грузов, обеспечения бесперебойной работы портов, добычи и переработки рыбы, а также предоставления возможности пассажирам увидеть новые страны. В данной публикации представляем общую классификацию судов, основным признаком которой является назначение судна. Все гражданские суда, в зависимости от их назначения, подразделяются на:

Классификация промысловых судов

Классификация промысловых судов

Промысловые суда служат для добычи, переработки и транспортировки рыбы, крабов, морских растений. По назначению промысловые суда подразделяются на:

  • добывающие
  • добывающе-перерабатывающие
  • перерабатывающие
  • обслуживающие

Классификация транспортных судов

Классификация транспортных судов

Транспортные суда составляют основное ядро морского и речного флота. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на:

  • грузовые
  • пассажирские
  • специальные транспортные суда

Классификация судов по признакам

Классификация судов по признакам

Морской транспорт играет в экономике любой страны важную роль. Крепнущие и расширяющиеся международные экономические отношения способствуют значительному увеличению грузооборота, большая часть которого выполняется на морских судах, являющихся иногда незаменимым транспортным средством. Для перевозки огромного количества грузов, среди которых ведущее место занимают нефть, газ, сыпучие грузы, лесоматериалы, различное оборудование и механизмы, требуется множество различных типов судов — танкеры, газовозы, сухогрузы, контейнеровозы, рыболовецкие суда. Классификация судов осуществляется по ряду основных признаков, которые отличают их друг от друга.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: