Что относится к внешним функциям государства охрана законности и правопорядка

Обновлено: 25.04.2024

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды ;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала ;

в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни ;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики ;

е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности ;

е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы ;

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений ;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным ;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры ;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Редакция пункта "а" части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Вопрос по обществознанию:

1.Что характеризует правовое государство?
а)господство исполнительной власти
б)контроль над деятельностью средств массовой информации
в)наличие единой общеобязательной идеологии
г)реализация на практике принципа разделения властей

2.
Z – унитарное государство. Это значит, что
а) конституция Z может быть изменена только с согласия территориальных единиц
б) у территориальных единиц Z могут быть собственные правительства
в) у территориальных единиц Z есть собственные конституции
г) все входящие в Z территории управляются из центра.

3.Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называется
а) формой правления
б) политическим режимом
в) формой государственного устройства
г)государственным суверенитетом

4.Верны ли суждения о политике?
А. Политикой называют сферу деятельности, связанную с реализацией общезначимых интересов с помощью власти.
Б. Вопросы охраны законности и правопорядка относятся к внутренней политике государства.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. Устойчивая, формализованная организация, объединяющая людей с общими взглядами и интересами, стремится к участию в осуществлении государственной власти. Какому понятию соответствует это определение?
а) правовое государство
б) профессиональный союз
в) политическая партия
г) парламентская фракция

6.Органы местного самоуправления в РФ
а) самостоятельно управляют муниципальной собственностью
б) обеспечивают проведение в РФ единой финансовой политики
в) утверждают федеральные налоги и сборы
г) принимают меры по охране государственных границ

7.Верны ли суждения о государстве?
А. Государству принадлежит право осуществлять верховную власть в данном обществе.
Б. Государству принадлежит право применять законное принуждение в отношении граждан.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8.Что относится к внешним функциям государства?
а) охрана законности и правопорядка
б) формирование государственного бюджета
в) развитие международного сотрудничества
г) осуществление социальной политики

9. К сфере гражданского общества относится деятельность?
а) парламента
б) прокуратуры
в) союза писателей
г) верховного суда

10) В состав государства Z входят несколько штатов, которые имеют свои конституции, высшие органы власти. При этом существует единое для всех штатов законодательство, образуются общегосударственные высшие органы власти. На основе приведенных фактов можно сделать вывод, что Z – это государство
а) социальное
б) республиканское
в) унитарное
г) федеративное

11. Верны ли суждения о политической власти?
А. Политическая власть представляет собой разновидность общественной власти.
Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, ученые называют формой государственно-территориального
правления
а) режима
б) суверенитета
в) устройства

13. Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?
а) назначение министров правительства
б) разработка образовательных программ
в) принятие законов
г) участие в парламентских выборах

14.Органы местного самоуправления в РФ формируются
а)органами исполнительной власти
б) путем выборов и референдумов, осуществляемых гражданами
в) на заседаниях Государственной Думы
г) главами субъектов РФ

15. Верны ли суждения о разделении властей?
А. Принцип разделения властей предполагает наличие системы «сдержек и противовесов».
Б. Согласно Конституции РФ, средства массовой информации являются одной из ветвей власти.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

16. Что отличает государство от других политических организаций?
а) Исключительное право издавать законы
б) определение перспектив развития общества
в) разработка политических программ
г) наличие профессионального аппарата

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

4) все входящие в Z территории управляются из центра.

3. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называется

1) формой правления

2) политическим режимом

3) формой государственного устройства

4) государственным суверенитетом

4. Верны ли суждения о политике?

А. Политикой называют сферу деятельности, связанную с реализацией общезначимых интересов с помощью власти.

Б. Вопросы охраны законности и правопорядка относятся к внутренней политике государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. Устойчивая, формализованная организация, объединяющая людей с общими взглядами и интересами, стремится к участию в осуществлении государственной власти. Какому понятию соответствует это определение?

1) правовое государство

2) профессиональный союз

3) политическая партия

4) парламентская фракция

6. Органы местного самоуправления в РФ

1) самостоятельно управляют муниципальной собственностью

2) обеспечивают проведение в РФ единой финансовой политики

3) утверждают федеральные налоги и сборы

4) принимают меры по охране государственных границ

7. Верны ли суждения о государстве?

А. Государству принадлежит право осуществлять верховную власть в данном обществе.

Б. Государству принадлежит право применять законное принуждение в отношении граждан.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Что относится к внешним функциям государства?

1) охрана законности и правопорядка

2) формирование государственного бюджета

3) развитие международного сотрудничества

4) осуществление социальной политики

9. В приведенном списке указаны черты сходства демократического и тоталитарного политического режима и различия демократического политического режима и тоталитарного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) способ осуществления государственной власти

2) отражение уровня политической свободы в обществе

3) политический плюрализм

4) отсутствие правового государства

Черты сходства

Черты различия

10. Установите соответствие между отличительными признаками и формами правления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

А) наследование власти

Б) источником власти признается народ

В) бессрочная пожизненная власть главы государства

Г) коллегиальный принцип принятия решений

Д) принцип выборности высших органов власти

Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

( А) Социологические опросы показали, что граждане предпочитают видеть на руководящих постах мужчин, а не женщин. (Б) Печально, что не только мужчины, но и женщины скептически относятся к возможностям представительниц слабого пола занимать самые ответственные посты. (В) Среди государственных постов, где женщины могли бы успешно работать, опрошенные отмечают должности министров культуры, здравоохранения, образования.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Прочитайте текст и выполните задания 12-14.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни госу­дарственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознан­ный выбор в пользу той программы дальнейшего разви­тия страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспе­чить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязу­ются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмеши­ваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено нака­зание, чаще всего это — штраф.

По кн. К.С. Гаджиева

12. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

13. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

14. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

9 класс Контрольная работа по теме «Политика». Вариант №2

1. К сфере гражданского общества относится деятельность?

3) союза писателей

4) верховного суда

2. В состав государства Z входят несколько штатов, которые имеют свои конституции, высшие органы власти. При этом существует единое для всех штатов законодательство, образуются общегосударственные высшие органы власти. На основе приведенных фактов можно сделать вывод, что Z – это государство

3. Верны ли суждения о политической власти?

А. Политическая власть представляет собой разновидность общественной власти.

Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, ученые называют формой государственно-территориального

5. Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?

1) назначение министров правительства

2) разработка образовательных программ

3) принятие законов

4) участие в парламентских выборах

6. Органы местного самоуправления в РФ формируются

1) органами исполнительной власти

2) путем выборов и референдумов, осуществляемых гражданами

3) на заседаниях Государственной Думы

4) главами субъектов РФ

7. Верны ли суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей предполагает наличие системы «сдержек и противовесов».

Б. Согласно Конституции РФ, средства массовой информации являются одной из ветвей власти.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Что отличает государство от других политических организаций?

1) Исключительное право издавать законы

2) определение перспектив развития общества

3) разработка политических программ

4) наличие профессионального аппарата

9. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) Граждане голосуют за представителей политических партий.

2) Граждане участвуют в управлении делами государства.

3) Граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона.

4) Граждане свободно выражают свое мнение в режиме тайного голосования.

Черты сходства

Черты различия

10. Установите соответствие между отличительными признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

А) верховенство права

Б) обеспечение свободных выборов

В) однопартийная система

Г) монополия единственной идеологии

Д) терпимое отношение к инакомыслию

Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

( А) В 2004 и 2014 гг. социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан страны на Z тему взаимодействия органов государственной власти. (Б) Доля тех, кто считает, что все ветви власти должны быть независимыми, увеличилась. (В) Не может не радовать, что среди жителей страны Z демократические взгляды стали более популярны.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Прочитайте текст и выполните задания 12-14.

Существуют люди, которые хотят быть ведомыми в силу характера пассивного и склонного к почтительности или же характера, эгоистически рассчитывающего на выгоды, вытекающие из послушания либо из оказания поддержки признанным авторитетам. Далее, есть много людей, которые вообще не имеют вкуса к участию в общественной жизни или не имеют склонности, нужды или возможности заниматься общественными делами, остаются к ним равнодушны и сознательно хотят отгородиться от них, чтобы избежать известных неприятных сторон участия в общественной жизни. Наконец, существует естественное физическое и духовное неравенство способностей, интеллекта и таланта, которые сами диктуют выбор для руководства организованным обществом и обуславливают нужное обществу руководство и его правильную организацию

Кардинальное требование демократии состоит в том, чтобы не только руководители, но и сами руководимые массы, участвуя в дискуссиях, критике, выборах и вообще политической жизни, стремились приблизиться к идеалу демократического героя. А именно: получить образование, понять свои великие задачи и приблизиться к идеалам и требованиям, которые предъявляет демократия к зрелому человеку-гражданину.

Обязанности двусторонни: нравственному уровню настоящего руководителя-демократа должен соответствовать нравственный уровень зрелых масс руководимого народа. Они следуют за своим настоящим руководителем так, как следует за творцом художником те, кого он силой своего творчества увлекает в иные сферы и царства.

(Адаптировано по кн. Э. Бенеша)

12. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

13. Какую характеристику обязанностей участников общественной жизни в условиях демократии дает автор? Как он объясняет эту характеристику?

14. Какие качества (черты, свойства), по мнению Бенеша, характеризуют личность, готовую и способную вести за собой других и руководить организованным обществом? Назовите любые четыре из них.

9 класс Контрольная работа по теме «Политика». Вариант №3

1. Для обозначения совокупности внегосударственных общественных отношений и организаций используют понятие?

1) правовое государство

2) гражданское общество

3) социальное государство

2. В государстве Z президент формирует правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Z ?

1) конституционная монархия

2) парламентская республика

3) абсолютная монархия

4) президентская республика

3. Верны ли суждения о политической власти?

А. Политическая власть осуществляется только государством.

Б. Политическая власть предполагает возможность и реальную способность субъекта политики проводить свою волю.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Способ осуществления политической власти, который отражает уровень политической свободы в обществе, ученые называют

1) формой правления

2) политическим режимом

3) государственным суверенитетом

4) национально-государственным устройством

5. Организация N , объединяющая сторонников усиления роли государства в экономической жизни общества, готовится принять участие в предстоящих парламентских выборах. Организация имеет четкую организационную структуру, закрепленную в уставе. Данная организация – это

1) политическая партия

2) парламентская фракция

3) государственный аппарат

4) общественная организация

6. Только в условиях тоталитарного режима

1) существует монополия на власть одной политической партии

2) граждане обязаны подчиняться законам

3) государство не вмешивается в дела гражданского общества

4) выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной основе

7. Верны ли суждения о разделении властей?

А. Суверенитет государства означает его способность выполнять свои функции без вмешательства других государств.

Б. Суверенитет государства означает его право выступать в качестве независимого и самостоятельного участника международных отношений.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Что является признаком любого государства?

1) право на взимание налогов

2) идеологическое многообразие

3) разделение властей

4) республиканская форма правления

9. В приведенном списке указаны черты сходства монархии и республики и различия монархии и республики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) форма правления

2) выборность высших органов власти

3) наличие вооруженных сил государства

4) наследование власти

Черты сходства

Черты различия

10. Установите соответствие между отличительными признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН

А) тайная подача голосов

Б) формирование органов государства

В)установленная периодичность проведения

Г) выражение согласия (несогласия) с поставленным вопросом

Д) свободное и добровольное участие граждан

1) только выборы

2) только референдум

3) и выборы и референдум

Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

( А) Думаем, что в государстве N сформировался антидемократический режим. (Б) Власть сосредоточена в руках одной политической партии, в средствах массовой информации представлена только позиция правительства. (В) Вызывают опасение и попытки запрещения оппозиционных партий и движений

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Прочитайте текст и выполните задания 12-14.

Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете, преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым на самом деле, но внутреннее надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных

К внешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.

Функция обороны страны. Данная функция обеспечивает суверенитет, неприкосновенность государственных границ, внешнюю безопасность страны. Оборона страны осуществляется на основе индивидуальных и коллективных действий мирового сообщества по защите от агрессии со стороны других государств или их объединений. С учетом геополитического положения России в основу концепции обороны страны положен принцип создания относительно небольших, но достаточно мощных вооруженных сил, готовых к оперативному использованию в районах, где возникнет угроза безопасности России.

Функция интеграции в мировую экономику, взаимовыгодного экономического сотрудничества. Интернационализация мировой экономики, формирование мирового рынка, переплетение экономических интересов, появление транснациональных компаний, другие экономические факторы обусловили появление этой функции. Путь от конфронтации к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству и партнерству проходит большинство государств современного мира. Функция интеграции выражается в создании различных объединений государств для решения общих вопросов в совместной политической, экономической и иной деятельности. Некоторые объединения государств приобретают черты надгосударственной организации, элементы федерализма.

Функция обеспечения мира. Миролюбивые демократические государства заинтересованы в сохранении мира во всем мировом пространстве, исключений локальных и мировых войн, разрешении международных конфликтов и противоречий мирными, дипломатическими средствами. Они заботятся об укреплении миротворческих позиций ООН, ее важнейшего в этом отношении органа –Совета Безопасности. Для обеспечения международной безопасности создаются миротворческие вооруженные силы, мировое сообщество направляет своих посредников для разрешения конфликтов и др. Сегодня особую остроту приобрела проблема исключения самой возможности использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранения опасности бесконтрольного использования ядерных, химических технологий.

Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка. Названная функция является, пожалуй, самой динамичной и многообразной по направленности: количество глобальных (мировых) проблем не сокращается, а увеличивается, актуализируются задачи поддержания мирового правопорядка. Эта функция предполагает нахождение взаимоприемлемых решений таких проблем, которые затрагивают интересы каждого народа данной страны и человечества в целом и требуют участия в их решении всех

В наше время наибольшая угроза мировому порядку исходит от международного терроризма. Чудовищные по своим разрушительным последствиям преступления террористов сотрясают весь мир и требуют адекватных совместных, скоординированных действий государств мирового сообщества. Обеспечение мирового правопорядка предполагает наступательную борьбу с международной, особенно организованной преступностью –контрабандой, наркобизнесом и др.

Обеспечение мирового порядка предполагает участие мирового сообщества в решении межнациональных конфликтов, которые обычно сопровождаются нарушениями прав человека, интересов национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. Следовательно, развивающееся сотрудничество государств мира в решении глобальных проблем современности обусловлено ростом взаимозависимости всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в международном общении.

Заключение

Исходя из рассмотренной в реферате информации, можно сделать вывод, что функции государства неразрывно связаны с потребностями обществами, которые формируются в определённые общественные задачи, в последствии реализуемые с помощью разнообразных государственных функций.

В реферате было подробно рассмотрено как понятие, так и значение государственных функций. Не менее подробно были проанализированы различные классификации –в частности, по происхождению в аспекте классовости, по направленности, с исторической точки зрения (постоянные и непостоянные), по степени важности (основные и неосновные).

Функции государства представляются неразрывно связанными с типом и видом государственного строя и структуры общества – в рамках истории, это, безусловно, классовая структура, сегодня же подразумеваются более гибкие формации. Эти формации сегодня связаны в первую очередь не с самим обществом, а в большей степени зависят от конкретно реализуемой государственной функции в том или ином случае. В случае выполнения социальной функции государства, общество невольно делится по степени нуждаемости в социальной поддержке, и тут особую категорию могут составлять пенсионеры и, к примеру, матери-одиночки (а следовательно, и сами дети – как ещё неспособные к самообслуживанию члены общества).

Наиболее подробно были рассмотрены государственные функции в рамках классификации по направленности. Иначе говоря, в ходе написания реферата были подробно проанализированы внешние и внутренние функции государства. Они были снабжены примерами из реальной общественной жизни, зачастую подкреплены юридическими и литературными цитатами.

Особое внимание было уделено объективному характеру государственных функций, реализуемых посредством сознательной деятельности людей и общества. Все функции государства представляются взаимосвязанными, действующими системно. Динамика и развитие государственных функций зависят в первую очередь от возникающих на пути развития общества задач, от задач, стоящих перед обществом в данный момент, и от целей, которые это общество преследует.

В современном мире существуют определённые тенденции развития государственных функций:

1. Расширение функций и увеличение государственного влияния на общественную жизнь. Несмотря на это, некоторые функции уже сегодня переросли государственный уровень и стали надгосударственными (экологические, функции охраны и защиты прав человека - эти функции сегодня реализуются сразу многими странами коалиционно, коллективно, путём объединения их в различные организации, зачастую напрямую отражающие сферу их интересов - Европейский суд по правам человека, Всемирный фонд природы и т.д.).

2. радикальное изменение содержательного аспекта многих функций, обусловленное целью формирования новой, более демократической государственности. С исторической точки зрения это кажется продолжением процесса деклассификации общества, возникновения внеклассовых, надклассовых и даже надгосударственных функций;

3. утверждение приоритета гуманистического, общесоциального начала в функционировании государства.

Также в реферате был упомянут аспект, касающийся разницы между функциями государства и его отдельных ведомств. Как уже было сказано, они не обязательно тождественны друг другу, но так или иначе связаны между собой и в некоторых случаях какое-либо ведомство или государственный орган может в значительной степени отвечать потребностям, связанным с какой-либо конкретной государственной функцией – в степени, значительно превосходящей реализацию этой функции другими ведомствами (органами, министерствами и т.д.).

В заключение хотелось бы добавить, что функции всех государственных структур подчинены общим государственным функциям – в первую очередь это выражается в неспособности им противоречить. По этой причине деятельность всех государственных структур должна протекать исключительно в русле основных функций государства.

В современных условиях ни одно государство не может сколько-нибудь успешно осуществлять управление делами общества вне свя­зи и сотрудничества с другими странами в сфере экономики, поли­тики, культуры, строительства вооруженных сил. Стремление госу­дарства как можно успешнее решать свои внутренние задачи вынуждает его вступать в партнерские отношения с другими страна­ми и пытаться с их помощью решать задачи, которые оно по тем или иным причинам не способно решить самостоятельно и, в частности, не имеет для этого необходимых сырьевых, иных материальных ре­сурсов. Поэтому внешние функции государства необходимо рассмат­ривать как продолжение и развитие его внутренних функций.

Основная цель международной деятельности современных госу­дарств сводится к обеспечению на земном шаре мира, оперативному разрешению локальных вооруженных конфликтов и развитию меж­дународного сотрудничества. Реальное выполнение этой цели обес­печивается осуществлением государствами таких внешних функций, как взаимовыгодная торговля и поддержание мира.

Одновременно каж­дое государство осуществляет функцию укрепления собственных во­оруженных сил, способных защитить его территорию и население от нападения извне.

Особенность внешних функций состоит в том, что каждое госу­дарство, стремясь к единой цели, желает достичь ее такими метода­ми и средствами, которые бы наиболее полно отвечали ее интересам и потребностям. Такое естественное желание государства не может не вызывать столь же естественных возражений у других участников международных отношений.

Противоречивость интересов государств на международной арене обусловливается несовпадением их эконо­мических, политических интересов, идеологическими различиями, стремлением отдельных государств к лидерству на международной арене. Поэтому одинаковые внешние функции государств не гаран­тируют успеха в достижении осознаваемой ими общей цели обеспе­чения мира и сотрудничества.

3.1 Защита страны от нападения извне

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Республики Казахстан.

Согласно Конституции Республики Казахстан “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Республики Казахстан. Гражданин несет военную службу в соответствии с законом. Согласно этому закону: все мужчины - граждане РК, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных РК. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. Кроме того, граждане достигшие 17-летнего возраста имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Республики Казахстан.

Согласно статье 87 Конституции Республики Казахстан “Президент является Верховным главнокомандующим вооруженными силами. В случае агрессии против государства или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории государства или в ее отдельных местностях военное положение.”

За воинское преступление - преступления против установленного порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.

Практическое исполнение функции защиты из вне, возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с Конституцией.

Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особо вооруженным организациям государства относятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

3.2 Функция сотрудничества с другими странами

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экономических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

3.3 Борьба с международной преступностью

В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

3.4 Участие в охране окружающей среды

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

Внешним функциям, как правило отводилась роль общесоциальных функций: борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и т.п., хотя зачастую все это имело демагогический характер.

Сейчас деление функций на внутренние и внешние я считаю, утратило свое значение. Многие внутренние функции приобретают внешний характер. Например, экологическое направление деятельности государства.

Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах. А также в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности.

3.5 Глобальные функции современного государства

Глобальный — это значит относящийся к территории всего земного шара, охватывающий весь земной шар, всемирный.

Ученые отмечают, что на рубеже второго и третьего тысяче­летий нашей эры человеческая цивилизация оказалась на поро­ге невиданных социальных потрясений. Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общеми­ровой характер, затрагивают интересы всей цивилизации.

Глобальные проблемы человечества можно поделить на два вида.

К первому виду можно отнести проблемы, которые в целом имеют нормальный характер, обусловлены естественным ходом событий, но в силу своей природы требуют усилий всего челове­ческого сообщества. Это такие, как защита прав и свобод чело­века, освоение космоса, построение всеобщей информационной системы (создание общепланетарного информационного про­странства) и др.

Второй вид глобальных проблем несет в себе угрозу уничтожения цивилизации. Это проблемы экологических катастроф, демографического, сырьевого и энергетического кризисов, последствий использования ядерных технологий и др.

Существование глобальных проблем человечества обуслов­ливает и возникновение у государств глобальных функций.

Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств. Наличие глобальных функций практически стирает разли­чия между внутренними и внешними функциями государства. Тому пример Чернобыльская катастрофа, которая затронула экологическую безопасность целого ряда стран.

Учитывая сказанное в ряду глобальных функций государств можно, в частности, назвать функции:

- защиты прав и свобод человека, в том числе «права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здо­ровью или имуществу экологическим правонарушением».

- предотвращения экологических катастроф и ликвидации их последствий;

- решения демографических, сырьевых и энергетических проблем;

- борьбы с международной преступностью, обеспечения мирового правопорядка;

- сотрудничества в области освоения космоса;

- объединения усилий в создании общепланетарного информационного пространства; и другие функции.[6]

Например, можно выделить отдельным направлением борь­бу с голодом на планете (хотя это направление входит в функ­цию защиты прав человека — права на жизнь и достойное су­ществование).

Заключение

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность и назначение. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

Классификацию функций государства можно проводить по различным основаниям:

а) в зависимости от продолжительности действия функции делятся на постоянные, и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи.

б) в зависимости от значения — на основные и не основные;

в) в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства - это основные направления его деятельности по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям относятся: функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка, экономи­ческая функция, функция налогообложения, функция социальной защиты, экологическая функция и культурная функция.

Внешние функции государства — это основные направления его деятельности по выполнению стоящих перед ним внешних задач. К внешним функциям относятся: функция обороны страны, функция поддержания мирового порядка, функция сотрудничества с другими государствами и т.п.

Формы осуществления функций государства - это однород­ная деятельность органов государства, посредством которой реали­зуются его функции. Выделяют правовые и организационные формы. К правовым формам относятся правотворческая, правоприменительная, правоохранительная.

К организационным формам относят: организационно-регламентирующую

Существование глобальных проблем человечества обуслов­ливает и возникновение у государств глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств. Наличие глобальных функций практически стирает разли­чия между внутренними и внешними функциями государства.

Список литературы

1. Энгельс Ф. Избранные произведения. – М.,1984

2. Ибраева А.С., Ибраев Н.С. Теория государства и права. – Алматы,2003

3. Булгакова Д.А. Теория государства и права. – М.,2003

4. Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства. – М.,2001

5. Проблемы теории государства и права / Под. ред. Марченко М.Н.. – М.,2001

6. Комаров Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.,1998

7. Хропанюк В. Н. Теория государства и права . - М., 2000

8. Сырых В.М. Теория государства и права – М.,2001

9. Теория государства и права / под ред. М.М. Рассолова, В.О..Лучина. – М., 2000

10. Коваленко А. И. Теория государства и права. - М., 2001

11. Морозова Л.А. Функции государства на современном этапе // Государство и право. – 1998. - №6

12. Лившиц Р.З. Государство и право в современном общества // Теория права:

новые идеи. – М.,1991

13. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. – М.,1970

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: