Сколько судов на байкале

Обновлено: 29.04.2024

«Славное море — священный Байкал», — поется в русской народной песне. И по отношению к Байкалу такое сравнение абсолютно справедливо. Это одно из самых больших озер в мире, превосходящее размерами многие моря. Как и в любом море, на Байкале бывают сильные ветра — особенно осенью и весной. А там, где штормит, там неизбежны кораблекрушения.

По подсчётам ученых, на Байкале бывает от 20 до 150 дней штормовых дней в году. В эти дни над Байкалом дуют ветра, у каждого из которых есть своё название. Самый известный и самый коварный ветер, который прозвали «горная», приходит с Приморского и Байкальского хребтов. Чаще всего он дует в конце осени. Он страшен не только тем холодом, который несет с собой, но и своей неожиданностью — он начинает дуть внезапно, и скорость ветра растет скачками, достигая 40-50 метров в секунду.

Другой и не менее опасный ветер, известный тем, кто бывал на Байкале — это сарма. Сильный, северо-западный ветер, дующий со стороны реки Сарма. Этот ветер также страшен своей порывистостью и силой. Он может развивать скорость до 60 метров в секунду. Сарма срывает крыши домов, уносит и переворачивает рыбацкие лодки. Встреча с этим ветром по-настоящему опасна для жизни.

Теперь вы представляете, с какой стихией приходилось иметь дело морякам, ходившим по Байкалу.

Начало судоходства на Байкале: первые крушения

Судоходство на Байкале началось еще в очень древние времена — буряты и тунгусы ходили на небольших судах до островов, селились там, жили, ловили рыбу. Новая эпоха началась с приходом на Байкал русских казаков в середине XVII века. В 1650 году Байкал переплыл Ерофей Заболоцкий — боярский сын, отправленный тобольскими воеводами послом к мунганам, на территорию современной Монголии, к Цысан-хану. Заболоцкий успешно пересек озеро, но после этого был вместе со своими спутниками убит жившими там бурятами. Спустя 30 лет на месте убийства Заболоцкого был основан Посольский Спасо-Преображенский монастырь.

В последующие годы судоходство стало более оживленным, но, как писал русский моряк и исследователь судоходства на Байкале Александр Сгибнев, «…суда строились по большей части на один рейс для перевозки начальствующего лица или партии казаков, или, наконец, каких-нибудь случайных грузов…». Более постоянное движение началось в 1726 году, когда на Байкале начали строить постоянные казенные суда. Адмиралтейств-коллегия присылала из Петербурга опытных кораблестроителей, которые помогали развиваться Иркутскому адмиралтейству. Вместе с регулярным судоходством на Байкале появилось и пиратство.


Графическая реконструкция Иркутского адмиралтейства. По материалам Российского государственного архива военно-морского флота. Художник Е. Киселева-Кокоурова / Фото: Иркипедия

Поток судов стал большим, но во многих местах маяки всё ещё отсутствовали. В XVIII веке на озере стали часто случаться кораблекрушения частных судов. Ветра, волны и плохая видимость были в ту пору главной причиной крушений — например, в 1772 году бот «Козьма Святоградец» был выброшен на берег рядом с тем самым Посольским монастырем — позднее он был сожжен на железо. Спустя семь лет похожая история приключилась с ботом «Андриан и Наталия» — его сорвало с якорей, а позднее выбросило на восточный берег Байкала — команде, к счастью, удалось спастись. Вообще, рейды мимо Посольского монастыря считались опасными — там очень часто происходили крушения.


Чертеж судна, выполненный А. Поповым. По этому чертежу в 1765 году был построен бот «Кузьма Святоградец» / Фото: Иркипедия

Одной из главных причин крушений на Байкале в конце XVIII — начале XIX веков была плохая подготовка экипажей и кораблей. За это отвечала Адмиралтейств-коллегия, которая не учитывала особенностей рельефа озера и силу ветров, предписывая строить обычные морские боты. Они были слишком велики и легко переворачивались из-за сильного ветра и волн, характерных для Байкала. Коллегия же продолжала строить большие корабли, не считаясь с мнением местных кораблестроителей, указывавших на ошибки чиновников. Все это приводило к тому, что небольшие дощаники пересекали Байкала за 10-15 часов, в то время как большие морские боты могли идти по трое суток.

В 1819 году на воду был спущен новый бот, получивший название «Николай» — по всей видимости, в честь великого князя и будущего императора Николая I. Когда он отправился в свое первое плавание, ветер был благоприятным, а погода ясной. Однако, как это часто бывает на Байкале, довольно скоро ветер переменился и оказался настолько сильным и шквалистым, что корабль начало сильно мотать из стороны в сторону. Он зачерпывал воду то одним бортом, то другим. В конце концов бот опрокинулся. Команда и пассажиры успели перебраться на шлюпку, но спаслись не все — пять человек утонули в результате крушения. Спустя четыре года все тот же бот унесло ветром с пристани у Посольского монастыря, а позже выбросило на берег.

Пароходство

Возможно, именно история с ботом «Николай» стала одним из тех факторов, который подтолкнул байкальских инженеров и кораблестроителей к развитию пароходства на Байкале — в 1823 году инженер Розен впервые предложил строить на Байкале пароходы.

К этой идее вернулись в 1830-е, когда генерал-губернатор Восточной Сибири Семён Броневский обратился с этим вопросом в два министерства — морское и финансов. Однако итогом запроса стало решение морского министерства об упразднении адмиралтейства и государственного флота на Байкале, а минфин сообщил, что для пароходства на Байкале еще не пришло время.

Тогда инициативу в этом вопросе взял в свои руки частный капитал. Ростовский купец и томский золотопромышленник Никита Федорович Мясников обратился в министерство финансов с просьбой о праве на организацию пароходства на озере Байкал. После рассмотрения просьбы, Мясникову была дана такая привилегия. Первый пароход, получивший имя «Император Николай I», вышел в плавание в 1844 году; позднее к нему присоединился пароход «Наследник Цесаревич».

«Император Николай I» сильно пострадал во время шторма в 1854 году, а в 1856 году и вовсе сгорел. Вообще же, особенно бурно начало развиваться пароходство после отмены крепостного права. Пароходы строились предпринимателем Бернардаки, который, впрочем, позднее продал свои корабли купцу Рукавишникову — между прочим, прадеду всемирно известного русского и американского писателя Владимира Набокова.

12 октября 1869 года, недавно спущенный на воду пароход «Генерал Корсаков» стоял рядом с поселком Лиственничное, на западном берегу Байкала. Утром он должен был уйти в Ангарск с большой партией дров. Однако ночью корабль загорелся и выгорел дотла — вместе с помощником машиниста и кочегаром. Спустя же всего пару месяцев, в декабре того же года пароход «Иннокентий», получивший имя в честь святого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого, попал в страшную бурю, продолжавшуюся около недели. Корабль выбросило на Ушканьи острова, рядом с Баргузином. Спасательная команда обнаружила на месте крушения только доски и переломанное днище — из 30 членов команды и пассажиров не спасся никто.

Чем больше становилось пароходов на Байкале, тем чаще они попадали в происшествия, связанные с непогодой. Летом 1888 года, получив пробоину, затонул пароход «Николай», везший баржу с 35 тысячами пудов хлеба. В 1895 году сорвало с якорей пароход «Сперанский», а в 1900 году пароход «Лебедь», перевозивший чай, потонул в озере во время бури.

Новый толчок к развитию пароходства дало строительство Транссибирской магистрали, в результате чего было решено пароходную линию от станции Байкал до станции Мысовая (протяженностью около 60 километров), на которой пароход-ледокол должен был бы перевозить железнодорожные составы. Так появился ледокол «Байкал» — заказ на строительство в 1895 году был отдан крупнейшей британской кораблестроительной кампании «Armstrong Whitworth & Co», а произведенный ею ледокол доставлялся потом по частям в Лиственничное и собирался в мастерских промышленника Немчинова. В первый рейс ледокол вышел в 1900 году.


Ледокол «Байкал» на озере Байкал, 1911 год / Фото: Wikimedia Commons (Michael Myers Shoemaker)

Самая известная катастрофа Байкала: гибель «Потапова»

За 4 дня до трагедии из Баргузина в Иркутск отправился пароход «Иаков», который, как записано в летописи Иркутска, вел за собой на буксире три корабля — «Потапов» с 549 бочонками рыбы, 161 рабочим и 15 членами команды; судно Могилёва с 250 бочонками рыбы и рабочими; судно Шипунова с 240 бочонками рыбы и рабочими; 3 бурятские лодки-мореходки. «Иаков» успешно достиг западного берега Байкал и вышел в Малое Море, рядом с островом Ольхон. Позднее расследование установило, что выпускать «Иаков» в это время вообще было нельзя — он был слишком неустойчив для навигации в период бурь и ветров, так что катастрофа была неизбежна.

Именно здесь караван кораблей попал в бурю — все случилось напротив улусов Уленхон и Семисосенского на Ольхоне, возле камней Калдыкей. Ветер сарма, снег, смерчи — все это делало невозможным дальнейшее движения парохода. К тому же, сильный ветер сдувал корабль в сторону острых скал острова Ольхон. Капитан «Иакова» принял решение перерубить канат, на котором буксировались корабли. Судна Могилёва и Шипунова смогли спастись — моряки Шипунова удачно выбросили якоря и смогли после этого достичь берега, судно Могилёва волны мягко выбросили на берег.

Но вот «Потапову» не повезло. Команда не успела ничего предпринять, и судно разбилось о скалы. Пароход «Иаков» в это время пытался подойти к берегу, чтобы найти выживших в кораблекрушении. Первыми спасли людей со шхуны Шипунова, затем обнаружили команду с судна Могилёва. После этого пароход направился со спасенными людьми в Лиственничную. На следующий день пароход «Феодосия» вместе с журналистами направился к острову Ольхон, чтобы найти пассажиров Потапова.


Погибшее судно «Потапов», 1901 год / Фото: Мир Байкала (С. Григорьева)

Довольно быстро стало понятно, что судно разбилось об острые скалы, а пассажиры и команда (около 200 человек) — погибли. Журналист «Иркутских ведомостей» писал:

«…в саженях 10 от берега, на бугре, оказались сложенными в два ряда 21 труп погибших на судне „Потапов“ людей, из коих 19 трупов мужского пола и 2 — женского; все трупы почти полунагие, с кусками оборванной одежды; большая часть их сильно изуродована — с разбитыми головами, изломанными руками и ногами. Трупы эти были частью извлечены из воды и частью подняты на берег рабочими судов Могилёва и Шипунова и инородцами расположенных на острове Ольхон улусов».

Весь октябрь спасательная команда искала выживших. Но моряки смогли лишь найти тела еще шести погибших человек. Трагедия «Потапова» и по сей день остается самой крупной катастрофой на Байкале.


После катастрофы в Малом море 13-14 октября 1901 года / Фото: Мир Байкала (С. Григорьева)

Спустя год после гибели «Потапова» практически в том же месте в бурю попал пароход «Александр Невский», а моряки, плывшие на буксируемых им баржах — погибли. Виной всему был опять ветер сарма. Испугавшиеся стихии моряки перерубили канат — и баржи выбросило на берег. Спастись не удалось никому.


Пароход «Александр Невский» у причала / Фото: Иркипедия

Байкальская Красная флотилия

В 1903 году сильные порывы ветра и шторм разбили множество барж, а многие другие были унесены стихией от берега. А в сентябре 1900 года на железнодорожной станции Байкал во время загрузки на ледокол, из-за непогоды слетели и ушли под воду вагоны, загруженные пулеметами «Максим», винтовками и патронами.

В январе 1918 года был подписан декрет «О национализации торгового флота». Довольно вскоре после этого Комитет Советских организаций Восточной Сибири решил национализировать имущество байкальских пароходств, в том числе и судов Байкальской железнодорожной переправы — и создать Байкальскую Красную флотилию.

Тот самый ледокол-пароход «Байкал», построенный англичанами, вошел в ее состав. Большевики поставили на него шестидюймовое орудие, а на запасном ледоколе «Ангара» были установлены полевые пушки и четыре станковых пулемета «Максим. «Ангара» разведывала положения в районе станций Утулик и Мангутай, атаковала бронепоезд белых рядом с рекой Паньковкой, высаживала десант у сел Голоустного и Култука.


Ледокол «Байкал» / Фото: Flickr (Newcastle Libraries)

Но представители чехословацкого корпуса, восставшего в Сибири, решили дать отпор большевикам на озере, сформировав свою флотилию из пароходов «Феодосия» и «Бурят». В августе 1918 года ледокол «Байкал» был атакован белыми кораблями. Судно загорелось, но команда смогла пришвартовать корабль — «Байкал», впрочем, все равно сгорел полностью. Спустя 2 года корпус откачали от воды и отбуксировали в порт Байкал. Кладбище кораблей недалеко от порта и сейчас напоминает о печальной истории судоходства на Байкале.


Количество маломерных судов на Байкале в 2019 году увеличилось до 11 тысяч, что на 4 тысячи больше, чем в 2017-м. Об этом рассказал временно исполняющий обязанности руководителя Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора Павел Поляков на пресс-конференции сегодня, 6 июня, сообщает ИА IrkutskMedia.

Управление Росприроднадзора осуществляет государственно-экологический надзор на территории Центральной экологической зоны. В нее входит территория Байкала с островами, порядка 159-ти населенных пунктов, прилегающая к озеру водоохранная зона, а также особо охраняемые природные территории (три заказника, три заповедника, три национальных парка). При осуществлении надзорных мероприятий специалистами выявляются нарушения требований природоохранного законодательства. Основные — в области обращения с отходами. В частности для ЦЭЗ основными нарушителями являются хозяйствующие субъекты, которые эксплуатируют водный транспорт в акватории Байкала, а также турбазы.

"С 2017 по 2019 год специалистами прослеживается тенденция увеличения интереса среди населения к объектам водного транспорта. К примеру, по данным речного регистра Иркутской области, в реестре было 243 регистровых судна. А по данным 2019 года их количество выросло до 332-х. Также среди маломерных судов существует тенденция к увеличению их эксплуатации на Байкале. В 2019 году таких судов было 11 тысяч, а в 2017-м — 7 тысяч", — сказал Павел Поляков.

Он также отметил, что с позиции экологического законодательства к объектам водного транспорта установлены следующие требования: на маломерных судах, на которых имеются санитарно-бытовые помещения, должна находиться емкость для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод, которые впоследствии должны сдаваться на береговые устройства для последующей очистки либо на специализированные суда. Вместе с тем на Байкале есть только одно судно комплексной переработки "Самотлор", которое занимается очисткой стоков и отходов с других судов. Также, по данным Восточно-Сибирского речного пароходства, на сдачу стоков заключен только 31 договор.

"Это говорит о том, что, безусловно, требования в части сброса сточных вод в акваторию без очистки нарушается. Не все владельцы судов соблюдают требования, которые предписаны законодательством. Во всех случаях подобных нарушений применяются меры реагирования", — подчеркнул врио руководителя Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора.

По словам Павла Полякова, еще одной проблемой на Байкале являются несанкционированные свалки. С 2017 года на территории Иркутской области и Бурятии их выявлено 137. По всем случаям принимаются меры к ликвидации мусора. Наиболее яркий пример — свалка, расположенная вблизи карты 12 Бобтинского полигона промышленных отходов БЦБК, в которые привозят ТБО из Слюдянского района. Суд удовлетворил исковые требования Западно-Байкальского межрегионального природоохранного прокурора и обязал хозяйствующий субъект очистить данный земельный участок от отходов, площадь которого сейчас составляет 4,6 га.

Также Водным кодексом установлены нормы соблюдения природоохранного режима. Наиболее явные нарушения: движение и стоянка транспортных средств в границах водоохранных зон и в местах с нетвердым покрытиям. Также, например, для острова Ольхон характерна проблема, когда хозяйствующие субъекты на турбазах сбрасывают отходы на улицу либо в обычную яму.

Как рассказала главный специалиста-эксперта отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания населения управления Роспотребнадзора по Иркутской области Ольга Скульбеденко, в 2017 году специалисты управления совместно с органами прокуратуры также привлекались к проверке турбаз на Байкале. Особое внимания представители Роспотребнадзора обращали на организацию водоснабжения, бани и бассейны, объекты общественного питания.

"Во время прокурорских проверок мы выявляли ряд нарушений. Затем прокуратура готовила заключения специалистов. В частности, на многих турбазах, особенно новых, на источники водоснабжения не было предоставлено документации в полном объеме, отсутствовал производственный контроль и так далее. По результатам проверок идет активное выполнение предписаний и представлений", — рассказала Ольга Скульбеденко.

Между тем, по словам специалиста, качество воды заметно улучшилось на Байкале в Ольхонском районе. Специалисты ведомства в рамках мониторинга регулярно проводят исследования качества воды в местах массового отдыха населения. В том числе в Ольхонском районе в четырех точках (заливы Мухор, Куркутский, Сарайский).

Напомним, что в октябре 2018 года Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура выявила нарушения действующего законодательства в 90% турбаз в рамках масштабной проверки 164-х объектов. В частности, не соблюдали земельное, градостроительное законодательство, а также противопожарные и санитарно-эпидемиологические требования как на территории Иркутской области, так и в Республике Бурятия. По итогам проверки в суды направили 51 исковое заявление.

Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что семь мест в Иркутской области признали опасными для купания в конце мая 2019 года. По результатам лабораторных исследований вода в них не соответствует требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям.

Гидрография изучает форму котловины озера, харак­тер берегов, топографию дна и условия навигации. Ин­тересно образное сравнение Г. В. Дубаха и Р. В. Табера «. сравним океан с ведром воды, тогда можно сказать, что гидрография изучает самое ведро, а океанография — воду в нем». Гидрографы наносят на карты береговую черту водоема, измеряют глубины, рельеф дна, магнит­ные склонения и наклонения, приливные колебания уров­ня, течения и метеорологические элементы.

654. Когда была выполнена первая гидрографическая съемка на Байкале?

В конце XVIII века на участке от Ангары до Посоль­ского берега, расположенного с юга от дельты Селенги. Гидрографическая съемка всего Байкала выполнена под руководством Ф. К. Дриженко с 1896 по 1902 гг.

655. Когда была составлена первая карта судоходных путей Байкала?

Это было сделано гидрографической экспедицией Ф. К. Дриженко в начале нашего века, когда появилась потребность в регулярном судоходстве на Байкале и бы­ли построены навигационные маяки, позволяющие конт­ролировать судовой курс.

656. Что такое меркаторская проекция?

Меркаторская проекция — это способ изображения сферической поверхности Земли на плоскости (карты). Меркаторская проекция является равноугольной карто­графической проекцией, то есть сохраняет правильность углов и направлений, но не сохраняет правильности раз­меров. Недостаток ее в том, что с увеличением широты растет и масштаб. Но есть и неоценимое достоинство — простота построения и нанесения на нее точек и линий. Кроме того, прямая линия, проведенная в произвольном направлении, является линией постоянного курса (пере­секает меридианы под одинаковым углом). Именно по­этому меркаторскую проекцию и применяют для навига­ционных карт. Изобретена Г. Меркатором, фламандским картографом и математиком XVI века.

Навигационная карта Байкала составлена в меркаторской проекции. Карты южной, средней и северной частей озера составлены в масштабе 6 верст в дюй­ме. Генеральная меркаторская карта составлена в масш­табе 14 верст в дюйме гидрографической экспедици­ей под руководством Ф. К. Дриженко.

657. Что такое плавание по счислению и когда оно применяется на Байкале?

Определение положения судна отсчетом пройденного в направлении курса корабля пути от последней хорошо известной точки. Положение судна по счислению опре­деляется в том случае, когда нельзя применить другие, более точные методы.

На Байкале суда ходят по счислению в туманы, ког­да видимость очень мала, а также в ночные часы при пасмурной погоде. При вождении судов по счислению необходимо очень хорошо знать течения, а также дрейф судна. В настоящее время все крупные суда оснащены радиолокаторами, поэтому пользоваться определением положения судов по счислению приходится все реже. Ма­лые суда, на которых нет радиолокаторов, в трудных ус­ловиях отстаиваются в безопасных местах.

658. Когда была издана первая лоция Байкала?

В 1908 г. Главным гидрографическим управлением на основании исследований, которые провела специальная экспедиция под руководством Ф. К. Дриженко.

659. Когда в Иркутске были открыты Адмиралтейство и навигацкая школа?

Адмиралтейство в Иркутске было открыто в 1764 г. и просуществовало до 1839 г. Оно осуществляло руковод­ство судоходством и морскими исследованиями не только в Восточной Сибири, но и на Дальнем Востоке. При Ад­миралтействе существовала Охотская морская команда, которая наряду с другими работами производила топо­графическую съемку берегов Байкала. Школа навигации и геодезии была открыта в 1754 г.

660. Какова длина судоходного пути на Байкале?

На пассажирских и туристических маршрутах около 1200 миль.

661. Можно ли стать на якорь на самой большой глубине Байкала?

Научно-исследовательское судно Лимнологического института СО АН СССР «Г. Ю. Верещагин» оснащено глубоководным якорным устройством, которое позволяет ему становиться на якорь на любой глубине.

662. Какие волны могут вызывать повреждения судна?

Опасна для судна резкая качка (сильный крен и броски). Она вызывается не столько высокими, сколько крутыми волнами. На Байкале штормовые волны всегда крутые, гораздо круче, чем морские.

863. Какой район Байкала самый опасный для судоходства?

Район между северной оконечностью острова Ольхон, Ушканьими островами, Нижним изголовьем полуострова Святой Нос и мысом Телегина, а также участок Малого моря против долины (ущелья) р. Сармы, пролив Малые Ольхонские ворота и акватория Байкала, к востоку от этого пролива. В первом районе наиболее высокие кру­тые и часто неупорядоченные волны — до 5—5,5 м и бо­лее; во втором — наиболее свирепый, порывистый ветер из всех, какие бывают на Байкале.

664. Какова продолжительность навигации на Байкале?

Для пассажирских и грузовых судов обычно с июня по сентябрь. Научно-исследовательские суда начинают навигацию вслед за вскрытием озера ото льда и завер­шают ее с замерзанием Байкала, то есть с мая по ян­варь.

665 Когда на Байкале появились первые паровые суда?

В 1844 г. были построены два буксирных парохода: один с машиной в 30, а другой 50 л. с. Нередко случа­лось, что пароходы эти при сильных встречных ветрах бросали буксируемые ими баржи, а потом, когда стихал ветер, на второй или третий день, отыскивали их в озере.

666. Когда началось судоходство на Байкале?

С 1643 года. Первые 7 лет оно было нерегулярным и проводилось только для сбора ясака на кочах и шитиках. С 1650 г. началось постоянное судоходство через Байкал, предназначенное для нужд дипломатических и админи­стративных служб.

667. Когда была самая крупная судовая катастрофа на Байкале?

Осенью 1902 г. в районе Малого моря сильно постра­дал пароход «Адмирал Невский», погибли буксируемые им баржи, на которых возвращались с путины рыбаки с семьями. Катастрофа произошла перед мысом Кобылья Голова, при выходе из Малого моря в Малые Ольхонские Ворота. Ветер сарма развился так стремительно и был таким сильным, что пароход вынужден был обрубить бук­сиры и оставить баржи па произвол судьбы. Одну баржу, что шла последней, выбросило на песчаную отмель, и лю­ди на ней спаслись. А две других баржи выбросило на камни у мыса Кобылья Голова. Было уже холодно, баржи сильно обледенели, и даже те из немногих людей, кото­рым удалось выбраться на берег, погибли от переохлаж­дения.

Основная же причина катастрофы — недостаточное знание капитаном судна природных особенностей Байка­ла. Хотя сарма развивается стремительно, но ее природ­ные предвестники, особенно в этом районе, всегда есть. Над вершинами гор собираются неподвижные тучи, и ве­тер начинается, как только образуется небольшой про­свет между вершинами гор и нижней кромкой облаков. Местные жители называют этот просвет воротами. Если ворота открылись — через 20—30 минут начинается ве­тер. Вот этот промежуток времени уже достаточен, чтобы изготовиться к встрече со стихией. А скопление непод­вижных туч, темных, как дождевые облака, начинается за 2—3 часа. Всего этого капитан пострадавшего судна не учел или пренебрег, стремясь быстро обогнуть мыс Кобылья Голова, чтобы укрыться в одной из бухт в про­ливе. Но просчитался, дорого заплатив за это жизнями людей (погибло 172 человека). Само судно чудом сохра­нилось, стоя у подветренного берега на двух якорях с двигателем, работающим на полный вперед.

668. Когда и где были построены ледоколы «Байкал» и «Ангара»?

В самом конце прошлого века в Англии фирмой Амстронг, а из частей собраны па судоверфи в пос. Лиственичное. В 1900 г. на воду спущен ледокол «Байкал», а в 1903 г. ледокол «Ангара». Эти ледоколы в тяжелой ледовой обстановке совместными усилиями совершали регулярные рейсы, преодолевая лед толщиной до 50— (10 см; а лед толщиной до 30—40 см сравнительно легко и каждый в отдельности. Предельная толщина льда, ко­торую преодолевали ледоколы, от 60 до 100 см.

669. Каково водоизмещение ледоколов?

Ледокол «Байкал» имел водоизмещение около 4200 т, «Ангара» около 1400 т. «Байкал» был самым мощным паромом ледокольного типа и вторым в мире судном по мощности, водоизмещению и способности взламывать лед (самым мощным был «Ермак», построенный в Англии, по идее и техническому заданию адмирала С. О. Макарова). «Байкал» имел длину 290 футов, ширину 57 футов, три паровых машины общей мощностью 3750 л. с, три греб­ных винта. На «Байкале» было три палубы, на второй палубе три железнодорожных ветки, он принимал 25 ва­гонов, кроме того, ледокол имел трюмный груз до 800 т. В каютах верхней палубы размещалось до 300 пасса­жиров.

Интересно отметить, что первые суда, приспособлен­ные для плавания во льдах, появились, по-видимому, еще в XI—XII вв. у зверопромысловиков в Белом море. Пер­вый ледокол с паровой машиной «Пайлот» совершил пла­вание в 1864 г. между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Этот ледокол явился прототипом многих речных и мор­ских ледоколов как у нас в стране, так и за рубежом.

670. Где в настоящее время находятся ледоколы «Байкал» и «Ангара»?

Ледокол «Байкал» сильно пострадал от пожара во время гражданской войны в августе 1918 г. у пристани Мысовая, затем был разрезан на металлолом. Ледокол «Ангара» сохранился до настоящего времени и передан в ДОСААФ. В нем предполагается организовать музей революционной и боевой славы сибиряков и байкальских моряков — участников революции и гражданской войны.

671. Работают ли в настоящее время ледокольные суда на Байкале?

В настоящее время специальных ледоколов на Байка­ле нет. Маломощные (до 300 л. с.) рейдово-буксирные теплоходы выполняют ледокольные работы главным образом на акватории портов, да пока лед тонкий, до 103 15 см, перевозят людей от порта Байкал до Листвянки и обратно. А когда лед становится толще, до 20—25 см, от порта Байкал до Лимнологического института и обрат­но по незамерзающей открытой части озера у истока р. Ангары.

672. Когда было построено первое исследовательское судно на Байкале?

В 1916 г. по инициативе и под руководством В. Ч. Дорогостайского был построен катер «Чайка». Для его по­стройки использовались средства Академии наук и част­ные пожертвования. Правда, просуществовал он сравни­тельно недолго. Но вместо него байкальской экспедицией Академии наук был построен новый катер — его точная копия, — который прослужил около полувека. Для дере­вянных судов это завидное долголетие. За это время он несколько раз модернизировался и перестраивался.

673. Какое в настоящее время самое крупное исследовательское судно на Байкале?

Судно «Г. Ю. Верещагин» Лимнологического институ­та Сибирского отделения Академии наук СССР, построен­ное в 1962 г. в Киеве на заводе «Ленинская кузница». На Байкал доставлено в разобранном виде, на судоверфи в пос. Лиственичное собрано и спущено на воду. С 1964 г. на нем начаты исследовательские работы. Его водоизме­щение 560 т, длина 43,6 м, ширина палубы 7,8 м. Оно имеет 6 оборудованных лабораторий, в которых одновре­менно могут работать 15 человек исследователей различ­ных специальностей. Это современное судно оснащено эхолотами, радиолокаторами, судовыми дистанционными метеостанциями, гидрологическими глубоководными лебедками, траловой лебедкой, глубоководным якорным уст­ройством, позволяющим стать на якорь на любой глубине Байкала, и другим экспедиционным и навигационным оборудованием.

674. Сколько прогулочных а рыбацких лодок на Байкале?

675. Как зимой осматривают и ремонтируют подводную часть судов на Байкале?

Вмороженные в лед суда «вымораживают», удаляя лед слой за слоем на определенную глубину вокруг суд­на. Таким образом, подводная часть судна обнажается, и оно оказывается стоящим на килевой части в ледовой чаще. Далее проводят нужный ремонт. Для того чтобы не затопило водой всю выемку по обводу судна, через определенные расстояния оставляют ледовые перемычки, которые выполняют также роль ледовых кильблоков.

676. Как строят деревянные причалы на Байкале?

Сначала делают нужных размеров сруб из бревен или бруса (лучше лиственничных) вблизи того места, где при­чал должен быть установлен. Затем прорубают во льду полынью по размерам причала и в нее сдвигают сруб. А затем постепенно загружают его балластом, обычно ка­менным. Если сруб недостаточно высок, то по мере по­гружения его наращивают. Сруб садят на заранее под­готовленное дно. Если причал длинный, его делают со­ставным из нескольких затопляемых срубов, которые ус­танавливают впритык. Когда причал посажен на дно и выведен на нужную высоту, его обустраивают. Деревян­ные причалы, сделанные из лиственницы, которая в воде практически не гниет, могут служить несколько десятилетий.

677. При каких условиях происходит обледенение судов?

Обледенение судов происходит при морозном паре­нии, при выпадении дождя и мокрого снега и от брызг при шторме, когда температура воздуха ниже точки за­мерзания воды. Капли воды, попадающие на палубу и надстройки судна, должны иметь температуру, близкую к нулю, или быть переохлажденными. В этом случае вода при соприкосновении с твердыми предметами бы­стро превращается в лед, который покрывает судно сплошной ледяной коркой. Нарастание льда идет обычно очень быстро. Морозное парение состоит из переохлаж­денных капель воды, часть которых при соприкосновении с твердыми предметами замерзает почти мгновенно, а другие замерзают несколько позже. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивании движущегося судна при ветре силой более 5 баллов, температуре воз­духа ниже точки замерзания воды, а температура воды близка к точке ее замерзания.

678. Может ли обледеневшее судно перевернуться?

Может, если надводная часть судна станет тяжелее подводной, и центр тяжести переместится выше ватер­линии.

В связи с обледенением судов на Байкале в осенне-зимнее время навигация прекращается довольно рано. Малые исследовательские суда вынуждены ограничивать район экспедиций не далее 20 км от бухт, заливов, дру­гих убежищ.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Галазий Григорий Иванович | Источник(и): Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск, 1989 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1989 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Гидрография изучает форму котловины озера, харак­тер берегов, топографию дна и условия навигации. Ин­тересно образное сравнение Г. В. Дубаха и Р. В. Табера «. сравним океан с ведром воды, тогда можно сказать, что гидрография изучает самое ведро, а океанография — воду в нем». Гидрографы наносят на карты береговую черту водоема, измеряют глубины, рельеф дна, магнит­ные склонения и наклонения, приливные колебания уров­ня, течения и метеорологические элементы.

654. Когда была выполнена первая гидрографическая съемка на Байкале?

В конце XVIII века на участке от Ангары до Посоль­ского берега, расположенного с юга от дельты Селенги. Гидрографическая съемка всего Байкала выполнена под руководством Ф. К. Дриженко с 1896 по 1902 гг.

655. Когда была составлена первая карта судоходных путей Байкала?

Это было сделано гидрографической экспедицией Ф. К. Дриженко в начале нашего века, когда появилась потребность в регулярном судоходстве на Байкале и бы­ли построены навигационные маяки, позволяющие конт­ролировать судовой курс.

656. Что такое меркаторская проекция?

Меркаторская проекция — это способ изображения сферической поверхности Земли на плоскости (карты). Меркаторская проекция является равноугольной карто­графической проекцией, то есть сохраняет правильность углов и направлений, но не сохраняет правильности раз­меров. Недостаток ее в том, что с увеличением широты растет и масштаб. Но есть и неоценимое достоинство — простота построения и нанесения на нее точек и линий. Кроме того, прямая линия, проведенная в произвольном направлении, является линией постоянного курса (пере­секает меридианы под одинаковым углом). Именно по­этому меркаторскую проекцию и применяют для навига­ционных карт. Изобретена Г. Меркатором, фламандским картографом и математиком XVI века.

Навигационная карта Байкала составлена в меркаторской проекции. Карты южной, средней и северной частей озера составлены в масштабе 6 верст в дюй­ме. Генеральная меркаторская карта составлена в масш­табе 14 верст в дюйме гидрографической экспедици­ей под руководством Ф. К. Дриженко.

657. Что такое плавание по счислению и когда оно применяется на Байкале?

Определение положения судна отсчетом пройденного в направлении курса корабля пути от последней хорошо известной точки. Положение судна по счислению опре­деляется в том случае, когда нельзя применить другие, более точные методы.

На Байкале суда ходят по счислению в туманы, ког­да видимость очень мала, а также в ночные часы при пасмурной погоде. При вождении судов по счислению необходимо очень хорошо знать течения, а также дрейф судна. В настоящее время все крупные суда оснащены радиолокаторами, поэтому пользоваться определением положения судов по счислению приходится все реже. Ма­лые суда, на которых нет радиолокаторов, в трудных ус­ловиях отстаиваются в безопасных местах.

658. Когда была издана первая лоция Байкала?

В 1908 г. Главным гидрографическим управлением на основании исследований, которые провела специальная экспедиция под руководством Ф. К. Дриженко.

659. Когда в Иркутске были открыты Адмиралтейство и навигацкая школа?

Адмиралтейство в Иркутске было открыто в 1764 г. и просуществовало до 1839 г. Оно осуществляло руковод­ство судоходством и морскими исследованиями не только в Восточной Сибири, но и на Дальнем Востоке. При Ад­миралтействе существовала Охотская морская команда, которая наряду с другими работами производила топо­графическую съемку берегов Байкала. Школа навигации и геодезии была открыта в 1754 г.

660. Какова длина судоходного пути на Байкале?

На пассажирских и туристических маршрутах около 1200 миль.

661. Можно ли стать на якорь на самой большой глубине Байкала?

Научно-исследовательское судно Лимнологического института СО АН СССР «Г. Ю. Верещагин» оснащено глубоководным якорным устройством, которое позволяет ему становиться на якорь на любой глубине.

662. Какие волны могут вызывать повреждения судна?

Опасна для судна резкая качка (сильный крен и броски). Она вызывается не столько высокими, сколько крутыми волнами. На Байкале штормовые волны всегда крутые, гораздо круче, чем морские.

863. Какой район Байкала самый опасный для судоходства?

Район между северной оконечностью острова Ольхон, Ушканьими островами, Нижним изголовьем полуострова Святой Нос и мысом Телегина, а также участок Малого моря против долины (ущелья) р. Сармы, пролив Малые Ольхонские ворота и акватория Байкала, к востоку от этого пролива. В первом районе наиболее высокие кру­тые и часто неупорядоченные волны — до 5—5,5 м и бо­лее; во втором — наиболее свирепый, порывистый ветер из всех, какие бывают на Байкале.

664. Какова продолжительность навигации на Байкале?

Для пассажирских и грузовых судов обычно с июня по сентябрь. Научно-исследовательские суда начинают навигацию вслед за вскрытием озера ото льда и завер­шают ее с замерзанием Байкала, то есть с мая по ян­варь.

665 Когда на Байкале появились первые паровые суда?

В 1844 г. были построены два буксирных парохода: один с машиной в 30, а другой 50 л. с. Нередко случа­лось, что пароходы эти при сильных встречных ветрах бросали буксируемые ими баржи, а потом, когда стихал ветер, на второй или третий день, отыскивали их в озере.

666. Когда началось судоходство на Байкале?

С 1643 года. Первые 7 лет оно было нерегулярным и проводилось только для сбора ясака на кочах и шитиках. С 1650 г. началось постоянное судоходство через Байкал, предназначенное для нужд дипломатических и админи­стративных служб.

667. Когда была самая крупная судовая катастрофа на Байкале?

Осенью 1902 г. в районе Малого моря сильно постра­дал пароход «Адмирал Невский», погибли буксируемые им баржи, на которых возвращались с путины рыбаки с семьями. Катастрофа произошла перед мысом Кобылья Голова, при выходе из Малого моря в Малые Ольхонские Ворота. Ветер сарма развился так стремительно и был таким сильным, что пароход вынужден был обрубить бук­сиры и оставить баржи па произвол судьбы. Одну баржу, что шла последней, выбросило на песчаную отмель, и лю­ди на ней спаслись. А две других баржи выбросило на камни у мыса Кобылья Голова. Было уже холодно, баржи сильно обледенели, и даже те из немногих людей, кото­рым удалось выбраться на берег, погибли от переохлаж­дения.

Основная же причина катастрофы — недостаточное знание капитаном судна природных особенностей Байка­ла. Хотя сарма развивается стремительно, но ее природ­ные предвестники, особенно в этом районе, всегда есть. Над вершинами гор собираются неподвижные тучи, и ве­тер начинается, как только образуется небольшой про­свет между вершинами гор и нижней кромкой облаков. Местные жители называют этот просвет воротами. Если ворота открылись — через 20—30 минут начинается ве­тер. Вот этот промежуток времени уже достаточен, чтобы изготовиться к встрече со стихией. А скопление непод­вижных туч, темных, как дождевые облака, начинается за 2—3 часа. Всего этого капитан пострадавшего судна не учел или пренебрег, стремясь быстро обогнуть мыс Кобылья Голова, чтобы укрыться в одной из бухт в про­ливе. Но просчитался, дорого заплатив за это жизнями людей (погибло 172 человека). Само судно чудом сохра­нилось, стоя у подветренного берега на двух якорях с двигателем, работающим на полный вперед.

668. Когда и где были построены ледоколы «Байкал» и «Ангара»?

В самом конце прошлого века в Англии фирмой Амстронг, а из частей собраны па судоверфи в пос. Лиственичное. В 1900 г. на воду спущен ледокол «Байкал», а в 1903 г. ледокол «Ангара». Эти ледоколы в тяжелой ледовой обстановке совместными усилиями совершали регулярные рейсы, преодолевая лед толщиной до 50— (10 см; а лед толщиной до 30—40 см сравнительно легко и каждый в отдельности. Предельная толщина льда, ко­торую преодолевали ледоколы, от 60 до 100 см.

669. Каково водоизмещение ледоколов?

Ледокол «Байкал» имел водоизмещение около 4200 т, «Ангара» около 1400 т. «Байкал» был самым мощным паромом ледокольного типа и вторым в мире судном по мощности, водоизмещению и способности взламывать лед (самым мощным был «Ермак», построенный в Англии, по идее и техническому заданию адмирала С. О. Макарова). «Байкал» имел длину 290 футов, ширину 57 футов, три паровых машины общей мощностью 3750 л. с, три греб­ных винта. На «Байкале» было три палубы, на второй палубе три железнодорожных ветки, он принимал 25 ва­гонов, кроме того, ледокол имел трюмный груз до 800 т. В каютах верхней палубы размещалось до 300 пасса­жиров.

Интересно отметить, что первые суда, приспособлен­ные для плавания во льдах, появились, по-видимому, еще в XI—XII вв. у зверопромысловиков в Белом море. Пер­вый ледокол с паровой машиной «Пайлот» совершил пла­вание в 1864 г. между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Этот ледокол явился прототипом многих речных и мор­ских ледоколов как у нас в стране, так и за рубежом.

670. Где в настоящее время находятся ледоколы «Байкал» и «Ангара»?

Ледокол «Байкал» сильно пострадал от пожара во время гражданской войны в августе 1918 г. у пристани Мысовая, затем был разрезан на металлолом. Ледокол «Ангара» сохранился до настоящего времени и передан в ДОСААФ. В нем предполагается организовать музей революционной и боевой славы сибиряков и байкальских моряков — участников революции и гражданской войны.

671. Работают ли в настоящее время ледокольные суда на Байкале?

В настоящее время специальных ледоколов на Байка­ле нет. Маломощные (до 300 л. с.) рейдово-буксирные теплоходы выполняют ледокольные работы главным образом на акватории портов, да пока лед тонкий, до 103 15 см, перевозят людей от порта Байкал до Листвянки и обратно. А когда лед становится толще, до 20—25 см, от порта Байкал до Лимнологического института и обрат­но по незамерзающей открытой части озера у истока р. Ангары.

672. Когда было построено первое исследовательское судно на Байкале?

В 1916 г. по инициативе и под руководством В. Ч. Дорогостайского был построен катер «Чайка». Для его по­стройки использовались средства Академии наук и част­ные пожертвования. Правда, просуществовал он сравни­тельно недолго. Но вместо него байкальской экспедицией Академии наук был построен новый катер — его точная копия, — который прослужил около полувека. Для дере­вянных судов это завидное долголетие. За это время он несколько раз модернизировался и перестраивался.

673. Какое в настоящее время самое крупное исследовательское судно на Байкале?

Судно «Г. Ю. Верещагин» Лимнологического институ­та Сибирского отделения Академии наук СССР, построен­ное в 1962 г. в Киеве на заводе «Ленинская кузница». На Байкал доставлено в разобранном виде, на судоверфи в пос. Лиственичное собрано и спущено на воду. С 1964 г. на нем начаты исследовательские работы. Его водоизме­щение 560 т, длина 43,6 м, ширина палубы 7,8 м. Оно имеет 6 оборудованных лабораторий, в которых одновре­менно могут работать 15 человек исследователей различ­ных специальностей. Это современное судно оснащено эхолотами, радиолокаторами, судовыми дистанционными метеостанциями, гидрологическими глубоководными лебедками, траловой лебедкой, глубоководным якорным уст­ройством, позволяющим стать на якорь на любой глубине Байкала, и другим экспедиционным и навигационным оборудованием.

674. Сколько прогулочных а рыбацких лодок на Байкале?

675. Как зимой осматривают и ремонтируют подводную часть судов на Байкале?

Вмороженные в лед суда «вымораживают», удаляя лед слой за слоем на определенную глубину вокруг суд­на. Таким образом, подводная часть судна обнажается, и оно оказывается стоящим на килевой части в ледовой чаще. Далее проводят нужный ремонт. Для того чтобы не затопило водой всю выемку по обводу судна, через определенные расстояния оставляют ледовые перемычки, которые выполняют также роль ледовых кильблоков.

676. Как строят деревянные причалы на Байкале?

Сначала делают нужных размеров сруб из бревен или бруса (лучше лиственничных) вблизи того места, где при­чал должен быть установлен. Затем прорубают во льду полынью по размерам причала и в нее сдвигают сруб. А затем постепенно загружают его балластом, обычно ка­менным. Если сруб недостаточно высок, то по мере по­гружения его наращивают. Сруб садят на заранее под­готовленное дно. Если причал длинный, его делают со­ставным из нескольких затопляемых срубов, которые ус­танавливают впритык. Когда причал посажен на дно и выведен на нужную высоту, его обустраивают. Деревян­ные причалы, сделанные из лиственницы, которая в воде практически не гниет, могут служить несколько десятилетий.

677. При каких условиях происходит обледенение судов?

Обледенение судов происходит при морозном паре­нии, при выпадении дождя и мокрого снега и от брызг при шторме, когда температура воздуха ниже точки за­мерзания воды. Капли воды, попадающие на палубу и надстройки судна, должны иметь температуру, близкую к нулю, или быть переохлажденными. В этом случае вода при соприкосновении с твердыми предметами бы­стро превращается в лед, который покрывает судно сплошной ледяной коркой. Нарастание льда идет обычно очень быстро. Морозное парение состоит из переохлаж­денных капель воды, часть которых при соприкосновении с твердыми предметами замерзает почти мгновенно, а другие замерзают несколько позже. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивании движущегося судна при ветре силой более 5 баллов, температуре воз­духа ниже точки замерзания воды, а температура воды близка к точке ее замерзания.

678. Может ли обледеневшее судно перевернуться?

Может, если надводная часть судна станет тяжелее подводной, и центр тяжести переместится выше ватер­линии.

В связи с обледенением судов на Байкале в осенне-зимнее время навигация прекращается довольно рано. Малые исследовательские суда вынуждены ограничивать район экспедиций не далее 20 км от бухт, заливов, дру­гих убежищ.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Галазий Григорий Иванович | Источник(и): Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск, 1989 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1989 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Судно на Байкале

Гидрография изучает форму котловины озера, характер берегов, топографию дна и условия навигации. Интересно образное сравнение Г. В. Дубаха и Р.В. Табера: «Сравним океан с ведром воды, тогда можно сказать, что гидрография изучает самое ведро, а океанография - воду в нем». Гидрографы наносят на карты береговую часть водоема, измеряют глубины, рельеф дна, магнитные скопления и наклонения, приливные колебания уровня, течения и метеорологические элементы.

Когда была выполнена первая гидрографическая съемка и сделана первая лоция Байкала?

Первая гидрографическая съемка была сделана в конце XVIII в. На участке от дельты Селенги, под руководством Ф. К. Дриженко в 1896-1902 гг. Экспедиция выполнила гидрографическую съемку всего Байкала и составила первую карту судоходных путей. В 1908 г. на основании исследований, которые провела эта экспедиция, главным гидрографическим управлением была издана первая лоция Байкала.

Когда в Иркутске были открыты Адмиралтейство и школа навигации?

Адмиралтейство в Иркутске было открыто в 1754 г. и просуществовало до 1839 г. Оно осуществляло руководство судоходством и морскими исследованиями не только в Сибири, но и на Дальнем Востоке. При Адмиралтействе существовала Охотская морская команда, которая наряду с другими работами производила топографическую съемку берегов Байкала. Школа навигации и геодезии была открыта в 1754 г.

Какова длина судоходного пути на Байкале?

На пассажирских и туристических маршрутах - около 1200 миль.

Какие волны могут вызывать повреждение судна?

Опасна для судна резкая качка (сильный крен и броски). Она вызывается не столько высокими, сколько крутыми волнами. На Байкале штормовые волны всегда крутые, гораздо круче, чем морские.

Как классифицируют силу ветра на Байкале?

Так как жители Прибайкалья и «моряки» байкальского флота считают Байкал морем, то и классификацию природных явлений применяют морскую. Силу ветра определяют по шкале Ф. Бозфорта.

Штиль - полное отсутствие ветра, дым поднимается вертикально вверх, поверхность воды зеркальная.

1 балл - заметное движение воздуха, колебание листьев на деревьях, слабая рябь на поверхности воды, скорость ветра 2-3 м/с.

2 балла - колебание (полоскание) флага, более заметная рябь и небольшие волны до 20-30 см, скорость ветра 4-5 м/с.

3 балла - слабое покачивание ветвей, на большинстве волн забурунивание, вершины их гребней опрокидываются по всей поверхности воды, высота волн до 1 м и более, скорость ветра 9—10 м/с.

5 баллов - раскачивание кроны и верхней части стволов деревьев, большая часть поверхности воды белая от пены опрокидывающихся волн, местами водяные вихри, высота волн до 1,5 м, скорость ветра 12-14 м/с, слабый шторм.

6 баллов - сильное раскачивание деревьев, трудно передвигаться против ветра на суше и на гребной лодке

7 баллов - сильное раскачивание стволов, ломаются ветви деревьев, ветром уносятся различные предметы, мелкая галька и гравий, пыльные бури - выдувание почвенного покрова, скорость ветра 21 -24 м/с, волны до 3-5 м (малым моторным судам нельзя выходить в море) - сильный шторм.

8 баллов - ломаются и выворачиваются с корнем деревья, волны достигают 5-6 м, плавание даже крупным судам на Байкале небезопасно, волны перекатываются через палубы. Сильное раскачивание судов, скорость ветра 25-28 м/с. Зимой по льду автомашины не могут передвигаться против ветра, их перемещает ветром.

9 баллов - деревья выворачиваются с корнем, срываются крыши домов, лодки, лежащие на берегу, уносятся ветром на большие расстояния, разбиваются. Скорость ветра более 29 м/с. Такой ветер зимой взламывает лед до 20 см толщиной. Все суда должны уходить в укрытие, человек держаться на льду не может, его уносит, как поземку. Известны случаи, когда люди, застигнутые ветром на пути из порта Байкал в Листвянку, были сброшены в пучину, в истоке р. Ангары - жестокий шторм.

10 баллов - многочисленные разрушения зданий, сооружений, линий электропередач, массовый повал деревьев в лесу и другие катастрофы, скорость ветра более 30-32 м/с - ураган. Такие разрушительные ветры силой 9-10 баллов, к счастью, на Байкале бывают редко и не на всей его акватории и побережьях. Они отмечаются в южной котловине напротив истока Ангары (обычно северо-западные ветры) и чаще в Малом Море, напротив долины р. Сармы, так же называют и ветер - «сарма» (или «горная). Более сильных ветров на Байкале пока не отмечено.

Судоходство на озере Байкал

Какой район Байкала считается самым опасным для судоходства?

Район между северной оконечностью острова Ольхон, Ушканьими островами, Нижним Изголовьем полуострова Святой Нос и мысом Телегина, а также участок Малого Моря напротив долины (ущелья) р. Сармы, пролив Малые Ольхонские Ворота и акватория Байкала к востоку от этого залива. В первом районе наиболее высокие, крутые и часто неупорядоченные волны - до 5-5,5 м и более; во втором - наиболее свирепый, порывистый ветер из всех, какие бывают на Байкале.

Какова продолжительность навигации на Байкале?

Для пассажирских и грузовых судов обычно с июня по сентябрь. Научно-исследовательские суда начинают навигацию вслед за вскрытием озера ото льда и завершают ее с замерзанием Байкала, то есть, с мая по январь.

Когда началось судоходство на Байкале?

С 1643 г. Первые семь лет оно было нерегулярным и проводилось только для сбора ясака на кочах и шитиках. С 1650 г. началось постоянное судоходство через Байкал, предназначенное для нужд дипломатических и административных служб.

Когда на Байкале появились первые паровые суда?

В 1844 г. были построены два буксирных парохода: один с машиной в 30, а другой - в 50 л. с. Нередко случалось, что эти пароходы при сильных встречных ветрах бросали буксируемые баржи, а потом, когда ветер стихал, на второй или третий день, отыскивали их в озере.

Когда была самая крупная судовая катастрофа на Байкале?

Осенью 1902 г. в районе Малого Моря сильно пострадал пароход «Александр Невский», погибли буксируемые им баржи, на которых возвращались с путины рыбаки с семьями. Катастрофа произошла перед мысом Кобылья Голова, при выходе из Малого Моря в Малые Ольхонские Ворота. Ветер сарма развился так стремительно и был таким сильным, что пароход был вынужден обрубить буксиры и оставить баржи на произвол судьбы. Одну баржу, которая шла последней, выбросило на песчаную отмель, и люди на ней спаслись. А две другие баржи выбросило на камни у мыса Кобылья Голова (улус Семисосенный). Было уже холодно, баржи сильно обледенели, и даже те из немногих людей, которым удалось выбраться на берег, погибли от переохлаждения.

Основная же причина катастрофы - недостаточное знание капитаном судна природных особенностей Байкала. Хотя сарма развивается стремительно, но ее природные предвестники, особенно в этом районе, всегда есть. Над вершинами гор собираются неподвижные тучи, и ветер начинается, как только образуется небольшой просвет между вершинами гор и нижней кромкой облаков. Местные жители называют этот просвет воротами. Если ворота открылись - через 20-30 минут начинается ветер. Вот этот промежуток времени уже достаточен, чтобы изготовиться к встрече со стихией. А скопление неподвижных туч, темных, как дождевые облака, начинается за 2-3 часа. Всего этого капитан пострадавшего судна не учел, стремясь быстро обогнуть мыс Кобылья Голова, чтобы укрыться в одной из бухт в проливе. Погибли 172 человека. Само судно чудом сохранилось, стоя у подветренного берега на двух якорях с двигателем, работающим на полный вперед.

Когда и где были построены ледоколы «Байкал» и «Ангара»?

В самом конце XIX века в Англии фирмой «Амстронг». В разобранном виде их привезли на Байкал и они были собраны на судоверфи в пос. Лиственничное (с 1917 г,-Листвянка). В 1900 г. на воду спущен ледокол «Байкал», а в 1903 г, - ледокол «Ангара». Ледокол «Байкал» имел водоизмещение около 4200 т, «Ангара» - 1400 т. «Байкал» был самым мощным паромом ледокольного типа и вторым в мире судом по мощности, водоизмещению и способности взламывать лед. Эти ледоколы в тяжелой ледовой обстановке совместными усилиями совершали регулярные рейсы, преодолевая лед толщиной до 50-60 см; а лед толщиной до 30-40 см сравнительно легко и каждый в отдельности. Предельная толщина льда, которую преодолевали ледоколы, - от 60 до 100 см.

Ледокол «Байкал» сильно пострадал от пожара во время гражданской войны в 1918 г. у пристани Мысовая, затем был порезан на металлолом. Ледокол «Ангара» сохранился до настоящего времени и находится на вечной стоянке у плотины Иркутской ГЭС.

Работают ли ледокольные суда на Байкале?

В настоящее время специальных ледоколов на Байкале нет. Маломощные (до 300 л. с.) рейдово-буксирные теплоходы выполняют ледокольные работы, главным образом, на акватории портов да, пока лед тонкий, до 10-15 см, перевозят людей от порта Байкал до Листвянки и обратно. А когда лед становится толще, до 20-25 см, - от порта Байкал до Байкальского музея и обратно по незамерзающей открытой части озера у истока р. Ангары.

Какое в настоящее время самое крупное исследовательское судно на Байкале?

Судно «Г. Ю. Верещагин» Лимнологического института Сибирского отделения Российской Академии наук, построенное в 1962 г. в Киеве. На Байкал доставлено в разобранном виде, на судоверфи в пос. Листвянка собрано и спущено на воду. С 1964 г. на нем начаты исследовательские работы. Его водоизмещение 560 т, длина 43,6 м, ширина палубы 7,8 м. Оно имеет 6 оборудованных лабораторий, в которых могут одновременно работать 15 исследователей различных специальностей. Это современное судно оснащено эхолотами, радиолокаторами, судовыми дистанционными метеостанциями, гидрологическими глубоководными лебедками, траловой лебедкой, глубоководным якорным устройством, позволяющим стать на якорь на любой глубине Байкала, и другим экспедиционным и навигационным оборудованием.

При каких условиях происходит обледенение судов?

Обледенение судов происходит при морозном парении, при выпадении дождя и мокрого снега и от брызг при шторме, когда температура воздуха ниже точки замерзания воды. Если вода, попадающая на палубу и надстройки судна, имеет температуру, близкую к нулю, она при соприкосновении с твердыми предметами быстро превращается в лед, который покрывает судно сплошной ледяной коркой. Нарастание льда идет обычно очень быстро. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивании движущегося судна при ветре более 5 баллов, температуре воздуха ниже точки замерзания воды и температуре воды, близкой к точке ее замерзания.

Может ли обледеневшее судно перевернуться?

Может, если надводная часть станет тяжелей подводной и центр тяжести переместится выше ватерлинии.

В связи с обледенением судов на Байкале в осенне-зимнее время навигация прекращается довольно рано. Малые исследовательские суда вынуждены ограничивать район экспедиций не далее 20 км от бухт, заливов, других убежищ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: