Сколько судей входят в состав уставного суда

Обновлено: 26.04.2024

Уставной суд Санкт-Петербурга — высший орган судебной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий толкование Устава Санкт-Петербурга и рассматривающий дела о соответствии Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга.

Содержание

История

Необходимость создания Уставного суда Санкт-Петербурга была вызвана тем, что в Уставе Санкт-Петербурга была закреплена соответствующая норма (статьи 49-50) [1] . Уставной суд Санкт-Петербурга начал свою работу в 2000 г., когда сначала был принят Закон Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» (5 июня), а затем (14 сентября) состоялось назначение на должности судей. Первым председателем Уставного суда Санкт-Петербурга стал Н. М. Кропачев, который исполнял эти обязанности до сентября 2005 г. [2] .

Структура

Уставный суд Санкт-Петербурга состоит из пяти судей, назначаемых на должности Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Предусмотрены должности председателя суда, заместителя и судьи-секретаря.

Персональный состав

2000—2004

Гуцан Н. Ф., Ескина Л. Б., Осоцкий А. И., Кропачев Н. М. (председатель), Ильинская В. Г., Герасина О. В., Ливеровский А. А.

2004—2006

Кулешова Л. В., Герасина О. В., Ильинская В. Г., Кропачев Н. М. (председатель), Осоцкий А. И., Гуцан Н. Ф., Ливеровский А. А.

2006—2008

Зыбин С. Ф., Кулешова Л. В., Гуцан Н. Ф. (председатель), Герасина О. В., Петухов В. Г., Шевченко А. В.

2008—2009

Зыбин С. Ф., Шевченко А. В., Гуцан Н. Ф. (председатель), Герасина О. В., Петухов В. Г.

2009—2011

Шевченко А. В., Гуцан Н. Ф. (председатель), Герасина О. В., Петухов В. Г.

2011—2012

Шевченко А. В., Гуцан Н. Ф. (председатель), Герасина О. В., Тимофеев И. В.

Адрес

Санкт-Петербург, Суворовский пр., д.62, лит А.

Примечания

  1. ↑Устав Санкт-Петербурга (с изменениями и дополнениями). Сайт Конституции РФ. Архивировано из первоисточника 18 мая 2012.Проверено 6 января 2012.
  2. ↑ История Уставного суда Санкт-Петербурга // Уставный суд Санкт-Петербурга (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 октября 2012.Проверено 3 августа 2012.

Ссылки

  • Уставный суд Санкт-Петербурга (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 октября 2012.Проверено 3 августа 2012.

См. также

  • Конституционные и уставные суды в России
  • Право Санкт-Петербурга
  • Суды в Санкт-Петербурге

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Уставный суд Санкт-Петербурга" в других словарях:

Санкт-Петербурга — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия

Органы власти Санкт-Петербурга — Александр Меньшиков, первый генерал губернатор Санкт Петербурга (1703 1727) Органы власти Санкт Петербур … Википедия

Законодательное собрание Санкт-Петербурга — Законодательное cобрание Санкт Петербурга … Википедия

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации орган конституционного правосудия (контроля) в субъекте РФ. Содержание 1 Статус 2 Созданные конституционные (уставные) суды … Википедия

Устав Санкт-Петербурга — основной закон Санкт Петербурга, принят Законодательным Собранием Санкт Петербурга 14 января 1998 г. Содержание 1 История 2 Структура 3 Примечания … Википедия

УСТАВНЫЙ СУД — специальный суд субъекта РФ, осуществляющий судебную власть путем рассмотрения и проверки нормативных актов органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, местного самоуправления, распоряжений и постановлений главы администрации… … Энциклопедия юриста

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области — Арбитражный суд г. Санкт Петербурга и Ленинградской области (АС СПб и ЛО) судебный орган системы арбитражных судов, осуществляющий судебную власть на территории двух субъектов Российской Федерации: г. Санкт Петербурга и Ленинградской области … Википедия

Санкт-Петербург (город) — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия

Санкт-Петербург (субъект РФ) — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия

Санкт-Питер-Бурх — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб … Википедия

1. Порядок создания, организации деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга, проверки достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга, наделения полномочиями и прекращения полномочий председателя, заместителя председателя, других судей Уставного суда Санкт-Петербурга, рассмотрения Уставным судом Санкт-Петербурга вопросов, отнесенных к его компетенции, пересмотра решений Уставного суда Санкт-Петербурга, срок полномочий председателя, заместителя председателя, судьи Уставного суда Санкт-Петербурга, предельный возраст пребывания в должности судьи Уставного суда Санкт-Петербурга определяются законом Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Уставом.

Информация об изменениях:

Законом Санкт-Петербурга от 9 марта 2010 г. N 95-32 в пункт 2 статьи 50 настоящего Устава внесены изменения

2. Уставный суд Санкт-Петербурга состоит из пяти судей.

Уставный суд Санкт-Петербурга вправе осуществлять свои полномочия при наличии в его составе не менее четырех судей.

Судьи Уставного суда Санкт-Петербурга назначаются на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга на конкурсной основе в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.

Судьей Уставного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее двадцати пяти лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Губернатор Санкт-Петербурга, группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга численностью не мене семи депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга выдвигают кандидатов на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.

Информация об изменениях:

Законом Санкт-Петербурга от 9 марта 2010 г. N 95-32 в пункт 3 статьи 50 настоящего Устава внесены изменения

3. Судья Уставного суда Санкт-Петербурга назначается на должность сроком на шесть лет.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга не более трех раз подряд.

Информация об изменениях:

Законом Санкт-Петербурга от 9 марта 2010 г. N 95-32 в пункт 3-1 статьи 50 настоящего Устава внесены изменения

3-1. Предельный возраст пребывания в должности судьи Уставного суда Санкт-Петербурга - 70 лет.

4. Срок полномочий судьи Уставного суда Санкт-Петербурга исчисляется со дня принятия постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о назначении на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга.

Полномочия судьи Уставного суда Санкт-Петербурга прекращаются:

в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий;

в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста пребывания в должности судьи;

на следующий день после вступления в силу решения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о досрочном прекращении полномочий судьи.

Прекращение полномочий судьи Уставного суда Санкт-Петербурга в связи с истечением срока полномочий судьи Уставного суда Санкт-Петербурга или достижением предельного возраста пребывания в должности судьи Уставного суда Санкт-Петербурга влечет его немедленную отставку и открытие вакансии.

Информация об изменениях:

Законом Санкт-Петербурга от 13 декабря 2007 г. N 650-126 в пункт 5 статьи 50 настоящего Устава внесены изменения

5. Уставный суд Санкт-Петербурга:

по обращениям Губернатора Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, групп депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга численностью не менее пяти человек, представительных органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге рассматривает дела о соответствии Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, за исключением нормативных правовых актов, устанавливающих порядок формирования, деятельности, полномочия Уставного суда Санкт-Петербурга, судей Уставного суда Санкт-Петербурга;

по обращениям граждан рассматривает дела о соответствии Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, рассмотрение которого по существу начато или завершено в суде, за исключением законов Санкт-Петербурга, устанавливающих порядок формирования, деятельности, полномочия Уставного суда Санкт-Петербурга, судей Уставного суда;

по запросам Губернатора Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, групп депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга численностью не менее пяти человек, осуществляет толкование Устава Санкт-Петербурга, за исключением положений Устава Санкт-Петербурга, устанавливающих порядок формирования, деятельности, полномочия Уставного суда Санкт-Петербурга, судей Уставного суда Санкт-Петербурга.

6. Должностной оклад председателя, заместителя председателя, судьи Уставного суда Санкт-Петербурга, а также иные гарантии их деятельности устанавливаются законом Санкт-Петербурга.

1. Порядок создания, организации деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга, проверки достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга, наделения полномочиями и прекращения полномочий председателя, заместителя председателя, других судей Уставного суда Санкт-Петербурга, рассмотрения Уставным судом Санкт-Петербурга вопросов, отнесенных к его компетенции, пересмотра решений Уставного суда Санкт-Петербурга, срок полномочий председателя, заместителя председателя, судьи Уставного суда Санкт-Петербурга, предельный возраст пребывания в должности судьи Уставного суда Санкт-Петербурга определяются законом Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Уставом.

Информация об изменениях:

Законом Санкт-Петербурга от 9 марта 2010 г. N 95-32 в пункт 2 статьи 50 настоящего Устава внесены изменения

2. Уставный суд Санкт-Петербурга состоит из пяти судей.

Уставный суд Санкт-Петербурга вправе осуществлять свои полномочия при наличии в его составе не менее четырех судей.

Судьи Уставного суда Санкт-Петербурга назначаются на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга на конкурсной основе в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.

Судьей Уставного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее двадцати пяти лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Губернатор Санкт-Петербурга, группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга численностью не мене семи депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга выдвигают кандидатов на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.

Информация об изменениях:

Законом Санкт-Петербурга от 9 марта 2010 г. N 95-32 в пункт 3 статьи 50 настоящего Устава внесены изменения

3. Судья Уставного суда Санкт-Петербурга назначается на должность сроком на шесть лет.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга не более трех раз подряд.

Информация об изменениях:

Законом Санкт-Петербурга от 9 марта 2010 г. N 95-32 в пункт 3-1 статьи 50 настоящего Устава внесены изменения

3-1. Предельный возраст пребывания в должности судьи Уставного суда Санкт-Петербурга - 70 лет.

4. Срок полномочий судьи Уставного суда Санкт-Петербурга исчисляется со дня принятия постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о назначении на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга.

Полномочия судьи Уставного суда Санкт-Петербурга прекращаются:

в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий;

в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста пребывания в должности судьи;

на следующий день после вступления в силу решения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о досрочном прекращении полномочий судьи.

Прекращение полномочий судьи Уставного суда Санкт-Петербурга в связи с истечением срока полномочий судьи Уставного суда Санкт-Петербурга или достижением предельного возраста пребывания в должности судьи Уставного суда Санкт-Петербурга влечет его немедленную отставку и открытие вакансии.

Информация об изменениях:

Законом Санкт-Петербурга от 13 декабря 2007 г. N 650-126 в пункт 5 статьи 50 настоящего Устава внесены изменения

5. Уставный суд Санкт-Петербурга:

по обращениям Губернатора Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, групп депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга численностью не менее пяти человек, представительных органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге рассматривает дела о соответствии Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, за исключением нормативных правовых актов, устанавливающих порядок формирования, деятельности, полномочия Уставного суда Санкт-Петербурга, судей Уставного суда Санкт-Петербурга;

по обращениям граждан рассматривает дела о соответствии Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, рассмотрение которого по существу начато или завершено в суде, за исключением законов Санкт-Петербурга, устанавливающих порядок формирования, деятельности, полномочия Уставного суда Санкт-Петербурга, судей Уставного суда;

по запросам Губернатора Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, групп депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга численностью не менее пяти человек, осуществляет толкование Устава Санкт-Петербурга, за исключением положений Устава Санкт-Петербурга, устанавливающих порядок формирования, деятельности, полномочия Уставного суда Санкт-Петербурга, судей Уставного суда Санкт-Петербурга.

6. Должностной оклад председателя, заместителя председателя, судьи Уставного суда Санкт-Петербурга, а также иные гарантии их деятельности устанавливаются законом Санкт-Петербурга.

7. Уставный суд Санкт-Петербурга является юридическим лицом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.



ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Об Уставном суде Санкт-Петербурга *О)

(с изменениями на 22 июля 2020 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 июля 2021 года на основании
Закона Санкт-Петербурга от 12 апреля 2021 года N 149-34
____________________________________________________________________

Законом Санкт-Петербурга от 27 мая 2005 года N 250-24 (Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. Прил.к Вестн.Законодат.собрания СПб, N 11, 01.06.2005);

Законом Санкт-Петербурга от 16 мая 2012 года N 223-42 (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, N 19, 28.05.2012);

С 8 июня 2012 года по всему тексту слово "губернатор" в соответствующих падежах заменено словом "Губернатор" в соответствующих падежах на основании Закона Санкт-Петербурга от 16 мая 2012 года N 223-42.

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
24 мая 2000 года

Настоящий Закон определяет правовые основы организации и деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга и осуществления судопроизводства в Уставном суде Санкт-Петербурга.

Раздел I. Организационные основы деятельности Уставного суда

Глава I. Общие положения

Статья 1. Уставный суд Санкт-Петербурга - орган судебной власти

1. Уставный суд Санкт-Петербурга (далее - Уставный суд) - судебный орган, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть.

2. Деятельность Уставного суда направлена на защиту Устава Санкт-Петербурга, укрепление законности в применении права.

3. Уставный суд входит в единую судебную систему Российской Федерации.

4. Уставный суд является юридическим лицом.

Статья 2. Законодательство об Уставном суде

Статья 3. Полномочия Уставного суда

а) рассматривает дела о соответствии законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга, Уставу Санкт-Петербурга (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июня 2012 года Законом Санкт-Петербурга от 16 мая 2012 года N 223-42, - см. предыдущую редакцию);

б) осуществляет официальное толкование Устава Санкт-Петербурга.

Статья 4. Состав и срок полномочий Уставного суда

1. Уставный суд состоит из пяти судей, назначаемых на должности Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Уставный суд вправе осуществлять свои полномочия при наличии в его составе не менее четырех судей (пункт в редакции, введенной в действие с 8 июня 2012 года Законом Санкт-Петербурга от 16 мая 2012 года N 223-42, - см. предыдущую редакцию).

2. Полномочия Уставного суда не ограничены определенным сроком.

Статья 5. Обязательность решений Уставного суда

1. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" решения Уставного суда, вступившие в законную силу, а также его законные распоряжения, требования, поручения, вызовы, запросы и обращения, вынесенные по вопросам, отнесенным к его подведомственности, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Законы Санкт-Петербурга и иные нормативные правовые акты либо отдельные их части, признанные Уставным судом противоречащими Уставу Санкт-Петербурга, считаются недействительными со дня провозглашения решения Уставного суда.

Статья 6. Окончательность решений Уставного суда

1. Решение Уставного суда, принятое в пределах его полномочий, является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом.

2. Уставный суд вправе пересмотреть принятое им решение, если оно основывалось на нормах Устава Санкт-Петербурга, признанных впоследствии Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными.

Статья 7. Гарантии деятельности Уставного суда

1. В целях независимого осуществления судопроизводства Уставному суду гарантируется финансирование.

Финансирование Уставного суда, его организационное, материально-техническое, информационное обеспечение должны гарантировать возможность независимого осуществления судопроизводства в полном объеме.

2. Финансирование Уставного суда производится из бюджета Санкт-Петербурга. В бюджете Санкт-Петербурга ежегодно предусматриваются отдельной статьей средства, необходимые для обеспечения деятельности Уставного суда, которыми Уставный суд распоряжается самостоятельно.

3. Председатель Уставного суда вправе участвовать в обсуждении вопросов финансирования Уставного суда на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

4. Имущество, переданное Санкт-Петербургом Уставному суду для осуществления его деятельности, закрепляется за ним на праве оперативного управления в установленном законодательством порядке.

5. Администрация Санкт-Петербурга принимает необходимые меры для охраны и обеспечения безопасности здания (помещения) Уставного суда и судей Уставного суда.

Глава II. Общие принципы судопроизводства в Уставном суде

Статья 8. Независимость судей Уставного суда

1. Судьи Уставного суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга и настоящим Законом.

2. Судьи Уставного суда принимают решения в условиях, исключающих какое бы то ни было воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать любые указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Уставным судом.

3. Контроль за соблюдением требований, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возлагается на председателя Уставного суда.

Статья 9. Коллегиальность

Рассмотрение дел и принятие решений по ним производится Уставным судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании Уставного суда.

Статья 10. Гласность

1. Рассмотрение дел в Уставном суде осуществляется в открытом заседании. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

2. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях Уставного суда, провозглашаются публично.

3. Звукозапись, видео-, кино- и фотосъемка, трансляция судебных заседаний допускаются только по разрешению председателя Уставного суда.

Статья 11. Устность, непосредственность, непрерывность разбирательства

1. Разбирательство на заседаниях Уставного суда происходит устно и при неизменном составе судей. В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство дела должно быть произведено с самого начала.

2. Уставный суд обязан непосредственно исследовать имеющиеся в рассматриваемом деле документы и иные материалы.

3. Заседание Уставного суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, предназначенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

4. До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его слушания Уставный суд не вправе рассматривать другие дела, отнесенные настоящим Законом к его компетенции.

Статья 12. Язык производства в Уставном суде

1. Судопроизводство в Уставном суде ведется на русском языке.

2. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

Статья 13. Состязательность и равноправие

1. Рассмотрение дел в Уставном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон и заявителей.

2. Стороны и заявители пользуются равными правами и возможностями по представлению доказательств, участию в их исследовании и отстаиванию своей позиции по делу.

3. Уставный суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия для осуществления сторонами и заявителями их прав и выполнения обязанностей, оказывает им содействие в истребовании материалов в случаях, когда по объективным причинам они лишены возможности получить требуемую информацию.

Глава III. Статус судьи Уставного суда

Статья 14. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Уставного суда

Судьей Уставного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее двадцати пяти лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

(Статья в редакции, введенной в действие с 8 июня 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 27 мая 2005 года N 250-24, - см. предыдущую редакцию)

Статья 15. Порядок назначения на должность судьи Уставного суда

1. Лицо назначается на должность судьи Уставного суда Законодательным Собранием Санкт-Петербурга на конкурсной основе в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июня 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 27 мая 2005 года N 250-24, - см. предыдущую редакцию).

2. Представления на кандидатов на должность судей Уставного суда могут вноситься:

1) Губернатором Санкт-Петербурга в количестве не более шести кандидатов при назначении на должности судей Уставного суда первого состава и не более одного кандидата на каждую вакансию при последующих назначениях на должности судей Уставного суда;

Постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 129-П положения подпункта 1, в соответствии с которыми Губернатор Санкт-Петербурга обладает правом внесения в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга представлений на кандидатов на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга, признаны соответствующими положениям пункта 1 статьи 4, статей 15, 49, пункта 1 статьи 50, статей 66 и 68 Устава Санкт-Петербурга - см. ярлык "Примечания".

2) группами депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе не менее семи депутатов, при этом каждый депутат может входить в состав только одной группы, выдвигающей не более одного кандидата;

Постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 129-П положения подпункта 2, в соответствии с которыми субъектами права внесения в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга представлений на кандидатов на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга могут являться группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе не менее семи депутатов, признаны не соответствующими положениям пункта 1 статьи 4, статей 15, 49, пункта 1 статьи 50, статей 66 и 68 Устава Санкт-Петербурга - см. ярлык "Примечания".

3) подпункт исключен с 8 июня 2005 года на основании Закона Санкт-Петербурга от 27 мая 2005 года N 250-24, - см. предыдущую редакцию.

3. Один и тот же кандидат на должность судьи Уставного суда может выдвигаться только от одной группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга или только Губернатором Санкт-Петербурга.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона Санкт-Петербурга "Об упразднении
Уставного суда Санкт-Петербурга"

Настоящий законопроект подготовлен в целях обеспечения реализации конституционных прав жителей Санкт-Петербурга, гарантированных частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации. В соответствии с данной конституционной нормой, если в субъекте Российской Федерации не создан уставный суд субъекта Российской Федерации, то есть отсутствует возможность осуществления иного судебного порядка оспаривания нормативных правовых актов на предмет их соответствия уставу субъекта Российской Федерации, то рассмотрение данной категории дел осуществляется судами общей юрисдикции.

В порядке части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в Санкт-Петербурге такой Уставный суд был создан. Вместе с тем, Закон Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" (с изменениями на 27 мая 2005 года) содержит существенные ограничения для обращения граждан в Уставный суд Санкт-Петербурга. В соответствии со статьей 79 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" (далее - Законом Санкт-Петербурга) жалоба гражданина допускается, если требует проверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде, применявшем закон Санкт-Петербурга.

Постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга от 20 октября 2004 года N 101-113-П положения статьи 79 Закона Санкт-Петербурга признаны не соответствующими статье 50 Устава Санкт-Петербурга в той части, в какой данная норма в соответствии со смыслом, придаваемым ей законодателем, устанавливает, что граждане и их объединения вправе обжаловать на соответствие Уставу Санкт-Петербурга только законы Санкт-Петербурга. Уставный суд Санкт-Петербурга первого состава в полном объеме реализовывал право граждан на судебную защиту, проверяя на соответствие Уставу Санкт-Петербурга не только законы, но и иные правовые акты, в том числе Правительства и Губернатора Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 2 июня 2005 года N 274-29 "О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга" были внесены изменения в статью 50 Устава Санкт-Петербурга, которые полностью продублировали положения статьи 79 Закона Санкт-Петербурга, тем самым, исключив практическое применение Постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 20 октября 2004 года N 101-113-П. Как показывает практика рассмотрения дел Уставным судом Санкт-Петербурга второго состава (таблица 1) по всем жалобам граждан были вынесены определения об отказе в их принятии.

При этом формальное наличие Уставного суда Санкт-Петербурга в силу части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" делает невозможным обращение граждан с данными жалобами в Санкт-Петербургский городской суд.

Таким образом, в результате сформированного законодательства Санкт-Петербурга и судебной практики Уставного суда Санкт-Петербурга второго состава жители Санкт-Петербурга лишены конституционного права на судебную защиту в части рассмотрения на предмет соответствия Уставу Санкт-Петербурга значительного количества правовых актов государственных органов, нарушающих их права, свободы и законные интересы.

Как показывают сравнительные характеристики деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга первого и второго состава в 2001-2007 годах (таблица 2), после указанного выше изменений городского законодательства и избрания судей Уставного суда Санкт-Петербурга второго состава в 2005 году данный властный институт фактически утратил общественный авторитет и доверие, столь необходимые для любого судебного органа. Ежегодное количество поступивших обращений сократилось в среднем в 5 раз по сравнению с Уставным судом первого состава и составило 6 обращений в год, количество вынесенных решений о рассмотрении поступивших обращений по существу в виде постановлений Уставного суда Санкт-Петербурга сократилось в среднем в 4 раза и составило всего 2 постановления в год. Нагрузка на одного судью Уставного суда Санкт-Петербурга второго состава в 2006 году составила менее одного обращения в год.

В то же время расходы бюджета Санкт-Петербурга на обеспечение деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга выросли за этот период в 3,9 раза с 22000 тысяч рублей до 85329 тысяч рублей, и в пересчете на 1 судью Уставного суда Санкт-Петербурга составили 12190,0 тысяч рублей в 2007 году. Цена бюджетных средств, оплачиваемых городскими налогоплательщиками, затраченных на рассмотрение одной жалобы в Уставном суде Санкт-Петербурга увеличилась в 7,3 раза и составила 11436 тысяч рублей.

Целесообразно провести сравнительную аналогию деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга и первой инстанции по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, которая в составе трех судей рассматривает заявления граждан о соответствии федеральному законодательству нормативных правовых актов Санкт-Петербурга. За 2006 год 3 судьи Санкт-Петербургского городского суда рассмотрели 471 заявление , 41 заявителю отказано в рассмотрении, 401 решение вынесено по существу. Нагрузка на одного судью в 2006 году составила 157 обращений в год, или в 183 раза выше по сравнению с Уставным судом Санкт-Петербурга. Расходы федерального бюджета на обеспечение деятельности действующих 113 судей Санкт-Петербургского городского суда составили 176072 тысячи рублей , или 1558 тысячи рублей в пересчете на 1 судью. Цена бюджетных средств, затраченных на рассмотрение одного заявления в первой инстанции по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда составила 10 тысяч рублей, или в 1144 раза меньше по сравнению с Уставным судом Санкт-Петербурга. При этом стоит отметить, что для всех решений, вынесенных Санкт-Петербургским городским судом, в отличие от Уставного суда Санкт-Петербурга, предусмотрена процедура кассационного обжалования в Верховном суде Российской Федерации, что, безусловно, способствует более объективному и беспристрастному рассмотрению дел граждан о нарушенных правах.

Законом Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2007 год" расходы на содержание Уставного суда Санкт-Петербурга были увеличены еще на 3117 тысяч рублей и достигли 88446 тысяч рублей, в пересчете на 1 судью Уставного суда Санкт-Петербурга составили 12635 тысяч рублей.

Таким образом, упразднение Уставного суда Санкт-Петербурга с передачей его функций по рассмотрению дел о соответствии правовых актов Уставу Санкт-Петербурга в юрисдикцию Санкт-Петербургского городского суда позволит в полном объеме реализовать конституционные права граждан на судебную защиту, а также сократить неэффективные расходы городского бюджета в существенном размере.

Передача функции по толкованию Устава Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга также предоставляется обоснованной, поскольку в данном случае выявление воли законодателя при принятии той или иной нормы Устава Санкт-Петербурга будет наиболее последовательным и объективным.

В соответствии с решением комиссии по вопросам правопорядка и законности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 7 июня 2007 года в законопроекте предусмотрена процедура перевода судей Уставного суда Санкт-Петербурга на должности судей Санкт-Петербургского городского суда в соответствии с действующим законодательством, которое, в том числе, предусматривает при назначении на должность судьи наличие положительного заключения Квалификационной коллегии судей Санкт-Петербурга.

Депутат
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
Ю.В.Карпенко

ДЕЛА,
рассмотренные Уставным судом Санкт-Петербурга
второго состава за период с 2 ноября 2005 года по 1 мая 2007 года

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: