Сколько лет судебной системе в 2020

Обновлено: 01.05.2024

Редакция от 08.12.2020

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным конституционным законом от 08.12.2020 N 7-ФКЗ, вступающих в силу с 19.12.2020. См. справку к редакции.

Часть 2 статьи 15 - изложена в новой редакции

2. Полномочия судьи 2. Полномочия судьи

прекращаются или прекращаются или

приостанавливаются по решению приостанавливаются по решению

соответствующей квалификационной соответствующей квалификационной

коллегии судей, за исключением коллегии судей, за исключением

случаев прекращения полномочий случаев прекращения полномочий

судьи в связи с истечением их судьи в связи с истечением их

срока или достижения им срока или достижения им

предельного возраста пребывания в предельного возраста пребывания в

должности судьи. Решение должности судьи, а также случаев,

соответствующей квалификационной указанных в части 3 настоящей

коллегии судей о досрочном статьи. Решение соответствующей

прекращении полномочий судей за квалификационной коллегии судей о

совершение ими дисциплинарных досрочном прекращении полномочий

проступков может быть обжаловано в судей за совершение ими

Верховный Суд Российской дисциплинарных проступков может

Федерации. быть обжаловано в Верховный Суд

Дополнение статьи 15 частями 3 - 4. См. текст новой редакции

3. Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской

Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской

Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации,

Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей

Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного

Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и

судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей

юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда,

арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по

интеллектуальным правам могут быть прекращены Советом Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента

Российской Федерации в случае совершения ими поступка, порочащего честь

и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о

невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:

несоблюдения ограничений, запретов и требований, установленных

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии

прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения

гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на

жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное

проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного

нарушения судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними

детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные

денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за

пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться

иностранными финансовыми инструментами;

занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

в иных случаях, предусмотренных другими федеральными конституционными

4. Порядок внесения в Совет Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации представления Президента Российской Федерации о

прекращении полномочий указанных в части 3 настоящей статьи категорий

судей определяется Президентом Российской Федерации. Представление

Президента Российской Федерации рассматривается Советом Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации в четырнадцатидневный срок со

дня получения такого представления.

Часть 1 статьи 18 - изложена в новой редакции

1. Конституционный Суд 1. Конституционный Суд

Российской Федерации является Российской Федерации является

судебным органом конституционного высшим судебным органом

контроля, самостоятельно и конституционного контроля в

независимо осуществляющим судебную Российской Федерации,

власть посредством осуществляющим судебную власть

конституционного судопроизводства. посредством конституционного

Часть 2 статьи 18 - изложена в новой редакции

Судебные реформы в России, или Суд скорый, правый, милостивый и равный для всех

20 ноября исполнилось 150 лет судебной системе России. Вести отсчет современной судебной системе России принято с судебной реформы Александра II, поскольку именно она заложила основы современной судебной системы. Однако до нее в России все же существовали суды. Рассмотрим, как они функционировали и какие факторы послужили причиной судебной реформы Александра II.

Судебная система до реформы Александра II

Древнейшей формой судебного процесса был суд общины. Во времена Русской Правды – сборника правовых норм Киевской Руси XI века – судебный процесс носил состязательный характер, его стороны были относительно равны в своих правах, в том числе при сборе улик и доказательств. Деления на гражданский и уголовный процесс не было. Во главе суда стоял князь, который часто поручал рассмотрение дел чиновникам.

В период раздробленности русских земель в каждой республике принимались свои правовые акты – так называемые грамоты. Новгородская судная грамота 1471 года наделяла правом вершить суд все органы власти и управления: князя, боярский совет, архиепископа, вече, посадника, тысяцкого, сотского, старосту. Суд был церковным или княжеским, и при рассмотрении дела присутствовал, соответственно, архиепископ или князь. Перед самим судебным процессом сторонам предлагалось решить дело миром. В Псковской судной грамоте 1467 года, так же, как и в Русской Правде, провозглашалась состязательность судебного процесса – суд при разрешении спора носил исключительно роль арбитра и не имел права собирать доказательства по своей инициативе.

Судебники 1497 года и 1550 года, распространявшие свое действие на все Московское централизованное государство, также предусматривали состязательную форму судопроизводства. Судебный процесс начинался по инициативе истца путем подачи челобитной. Ход судебного разбирательства фиксировался в протоколе. В состав суда, помимо великокняжеского наместника, входили представители местной аристократии.

В 1649 году Земский Собор принял Соборное уложение. Этот документ структурирован таким образом, что его нормы можно условно разделить на материальные (нормы о правонарушениях и преступлениях) и процессуальные (нормы о судопроизводстве). Кроме того, в Соборном уложении было закреплено деление на поместное, вотчинное, военное право, а также устанавливалось правовое положение отдельных категорий населения. Начинают прослеживаться различия между уголовным и гражданским процессом.

Так, по уголовным делам и делам о государственных преступлениях широкое распространение приобретает розыскной (следственный) процесс. Для этой формы процесса характерна активная роль государственного органа, обвинительная направленность суда, применение допросов и пыток. Например, в ст. 202 гл. X Соборного уложения сказано: "Да будет он с пытки повинится, что такое дело учинилося от него, и тому, над кем он такое дело учинит, велеть убытки все доправити на нем".

При рассмотрении гражданских дел применялся состязательный процесс, при котором стороны имеют процессуальное равенство, а судья выступает в качестве арбитра. Высшим судебным органом по-прежнему оставался царь, ему подчинялись боярская дума и приказы, также наделенные судебными полномочиями. Крестьян судили сами помещики.

В 1719 году высшими судебными органами на Руси становятся Сенат и Юстиц-коллегия. Юстиц-коллегия являлась органом управления над всеми судами, а Сенат мог давать им разъяснения по сложным вопросам. В судебную систему того времени входили также провинциальные, городовые, надворные суды в крупных административных центрах, нижние суды в провинциях и военные суды.

Указ Петра I от 5 ноября 1723 года "О форме суда" вернул судам прежнюю форму процесса – состязательную. Так, процесс начинался с подачи истцом челобитной, копия которой давалась ответчику для подготовки к судебному процессу. Истец сам собирал все необходимые доказательства, однако ответчик мог ходатайствовать о приобщении к делу новых документов. Нормы указа распространяли свое действие на все суды, кроме военных. Чем объясняется возвращение к прежней форме судопроизводства – неизвестно, однако на практике и после принятия документа продолжал применяться розыск.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Узнать о порядке расследования уголовных дел в эпоху Екатерины II можно из специального документа того времени – Учреждения. Для этого в строке базового поиска системы ГАРАНТ наберите "Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи" и нажмите на кнопку "Поиск". В системе имеются две части этого документа.

Екатерина II изменила действующую на тот период судебную систему, предоставив каждому сословию свой суд ("Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи" от 7 ноября 1775 года). Теперь помещиков судил верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян – верхняя расправа в губернии и нижняя расправа в уезде, горожан – магистраты. Кроме судов нижней расправы, все суды были выборными. Высшим судебным органом в Российской Империи оставался Сенат, а в губерниях – палаты уголовного и гражданского суда. Решения Сената контролировались монархом, решения судебных палат – губернаторами. Также в стране появился бессословный Совестный суд, созданный для примирения граждан. Этот суд рассматривал дела с участием недееспособных и ограниченно дееспособных лиц – малолетних, невменяемых, глухонемых, и другие. В случае, если решение Совестного суда по имущественным спорам не исполнялось сторонами добровольно, иск подлежал передаче в суд общей юрисдикции.

В начале XIX века в Российской империи была проведена Министерская реформа под руководством М.М. Сперанского, которая преобразовала Юстиц-коллегию и другие созданные Петром I коллегии в восемь министерств. Каждое из министерств управлялось министром, ответственным перед Сенатом. Устройство гражданских и уголовных судов поручалось вновь созданному министерству юстиции (Манифест "О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих" от 25 июля 1810 года).

Реформы Александра II и Александра III

Крупная судебная реформа произошла во время правления Александра II. Ее начало положила фраза императора "Да правда и милость царствуют в судах" (Манифест о прекращении русско-турецкой (Крымской) войны от 19 марта 1856 года). В указе Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года говорилось о намерении водворить в России суд "скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных", а также возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность. Для этих целей 20 ноября 1864 года были приняты судебные уставы ("Учреждение судебных установлений", "Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями", "Устав уголовного судопроизводства" и "Устав гражданского судопроизводства"). Эти документы вводили судебные учреждения, общие для всех сословий.

Было создано три типа судов: мировой суд (рассматривал мелкие гражданские дела и кражи), окружной суд (рассматривал гражданские и уголовные дела, которые не относились к компетенции мировых судов и судебной палаты) и судебная палата (рассматривала в качестве суда первой инстанции дела о преступлениях, совершенных чиновниками, и государственных преступлениях; в качестве суда апелляционной инстанции – жалобы на решения окружных судов). Наиболее важные политические дела рассматривал Верховный уголовный суд, дело в который передавалось по повелению императора в исключительных случаях.

Реформа Александра II утвердила такие принципы судебного процесса, как независимость суда, несменяемость судей, гласность и состязательность судопроизводства. Кроме того, были введены институт присяжных заседателей, институт адвокатов (присяжных поверенных) и институт прокуратуры.

Во время правления Александра III произошел незначительный возврат к прежней судебной системе. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничивалась гласность.

Судебная система времен СССР

В период прихода к власти Временного правительства в 1917 году общие судебные установления были упразднены, а деятельность мировых судей, следователей, прокуроров и адвокатов приостановлена (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 ноября 1917 г. № 1 "О суде"). По замыслу на смену старым судебным органам должны были прийти местные суды (низшее звено судебной системы), окружные народные суды (рассматривающие в качестве судов первой инстанции гражданские и уголовные дела, не отнесенные к подведомственности местных судов), областные народные суды (кассационная инстанция для окружных судов) и Верховный судебный контроль (орган, наделенный правом толкования действующих законов и законодательной инициативой) (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15 февраля 1918 г. № 2 "О суде"). Однако cозданы были только местные суды (которые в 1918 году получили название "местные народные суды") и окружные народные суды.

Спустя год расширилась компетенция местного суда. Теперь его юрисдикция распространялась практически на все составы преступлений (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 июля 1918 г. № 3 "О суде"). Вскоре был учрежден единый народный суд, рассматривающий дела единолично либо с участием народных заседателей – авторитетных представителей общественности, не имеющих юридического образования. Считалось, что благодаря своему "свежему взгляду" они обеспечивают беспристрастность суда и предотвращают вынесение формальных судебных решений, без надлежащего рассмотрения дела по существу. Право высшего контроля над приговорами и решениями народных судов принадлежало Народному комиссару юстиции (Декрет ВЦИК от 21 октября 1920 г. "Положение о Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики").

После вступления в силу 1 января 1923 года Положения о судоустройстве РСФСР судебная система республики стала трехзвенной. Высшей инстанцией признавался Верховный Суд РСФСР, за ним шли губернские и народные суды. Все дела в судах рассматривались народным судьей единолично либо с двумя народными заседателями. Через год после образования СССР в судебной системе республик появилось четвертое звено – Верховный Суд СССР.

В дальнейшем судебная система в стране была перестроена. Согласно Конституции СССР 1936 года, правосудие осуществляли Верховный Суд СССР, Верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные суды, народные суды, а также специальные суды СССР (при этом документ не конкретизировал, что понимать под судами последней категории). Кроме того, Конституция СССР декларировала такие принципы правосудия, как выборность судей и народных заседателей, участие народных заседателей при рассмотрении дел во всех судах, ведение судопроизводства на национальном языке, открытость судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на защиту, независимость судей и подчинение их только закону.

Конституция СССР 1977 года оставила Верховный суд СССР высшим судебным органом. В ноябре 1988 года были приняты Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик. Данный документ предусматривал создание военных трибуналов в Вооруженных Силах СССР. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик содержали презумпцию невиновности, а также нормы об открытости судебного разбирательства, обеспечении подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту, независимости и выборности судей. Такие положения послужили юридической базой для издания ряда документов, например, Закона СССР от 4 августа 1989 г. "О статусе судей в СССР".

В 1991 году была признана необходимость возрождения института мировых судей, суда присяжных, введения судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, установления принципа несменяемости судей (Постановление ВС РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР"). В стране был учрежден Конституционный Суд РСФСР (Закон РСФСР от 6 мая 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР") и арбитражные суды (Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1543-1 "Об арбитражном суде"). В состав судебной системы вошли также военные суды – бывшие военные трибуналы.

Судебная система сегодня

На V Всероссийском съезде судей, который состоялся в ноябре 2000 года, Президент РФ Владимир Путин охарактеризовал сегодняшнюю судебную систему следующим образом: "Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована".

Новый этап судебной реформы начался с принятием Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы. Ее основной задачей было обеспечение информатизации судов общей юрисдикции. Совет судей РФ 30 ноября 2006 года постановил данную задачу выполненной – в российских судах была внедрена Государственная автоматизированная система "Правосудие".

Основными задачами Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы были обеспечение открытости и прозрачности правосудия, повышение доверия к правосудию, обеспечение независимости судей, а также повышение уровня исполнения судебных актов. Так, в конце марта 2010 года ВАС РФ запустил новый информационный ресурс – картотеку арбитражных дел, а спустя несколько месяцев Президиум ВАС РФ приступил к видеотрансляции своих заседаний. Эти меры позволили любому желающему узнавать о ходе рассмотрения того или иного дела и знакомиться с основными документами по нему.

В настоящее время в России принята Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2013-2020 годы, которая предусматривает множество интересных изменений. Так, в рамках ее реализации предполагается создание мобильных подвижных офисов судей в удаленных районах страны. Выглядеть такой "кабинет судьи" будет как микроавтобус с оборудованием для видео-конференц-связи.

Федеральные суды общей юрисдикции к моменту окончания программы будут оснащены оборудованием для допроса без возможности визуального наблюдения. Кроме того, планируется провести целый комплекс мероприятий по переходу на электронный документооборот. Все поступающие и хранящиеся в архивах суда документы будут сканироваться и формироваться в электронные дела. Это даст возможность подавать в суд общей юрисдикции заявления и ознакомиться с материалами дела через Интернет – правда, до этого необходимо будет внести соответствующие изменения в ГПК РФ.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О новом временном порядке направления документов в электронной форме в суд читайте в нашем материале Подача документов в суд через Интернет: новый этап.

Планируется, что все суды на территории нашей страны объединятся в единое информационное пространство, будет налажено взаимодействие с информационными системами Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, УФСИН России и других ведомств. Что интересно, информация о судебных делах должна будет обрабатываться и храниться на основе так называемой "облачной технологии", которая предполагает хранение данных не на одном сервере оператора сайта, а на нескольких виртуальных серверах разных провайдеров – это дает дополнительные гарантии сохранности сведений.

5 февраля 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов о реформировании судебной системы, которым были объединены ВС РФ и ВАС РФ (Закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"). В результате данной реформы ВАС РФ был ликвидирован, а ВС РФ теперь включает в себя Коллегии по административным, гражданским, уголовным делам, Коллегию по экономическим спорам и Коллегию по делам военнослужащих.

В прошлом году российским судам пришлось существенно скорректировать режим деятельности в связи с пандемией COVID-19. Особенно в период c 19 марта по 11 мая 2020 года: напомним, был приостановлен личный прием граждан, рассматривались дела и материалы безотлагательного характера, дела в порядке приказного и упрощенного производства, дела, все участники которых заявили ходатайства о рассмотрении в их отсутствие, а также дела, не относящиеся к перечисленным категориям, если суды с учетом обстоятельств конкретных дел, мнений участников и действующих на территории соответствующих регионов ограничений приняли решение о необходимости их рассмотрения. Кроме того, судам было рекомендовано при наличии технической возможности проводить заседания с использованием систем видео-конференц-связи или веб-конференций (Постановление Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 18 марта 2020 г. № 808, Постановление Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 8 апреля 2020 г. № 821). Несмотря на это, за указанный период суды рассмотрели 3,4 млн и материалов, сообщил в ходе состоявшегося вчера в формате веб-конференции совещания судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев.

Всего же в прошлом году российскими судами было рассмотрено почти 38,5 млн дел – на 3,92 млн больше, чем в 2019 году, и это свидетельствует о том, что непростая эпидемиологическая обстановка не сказалась негативно на эффективности отправления правосудия, – на этом акцентировал внимание открывший совещание судей Президент РФ Владимир Путин.

Активно шла работа и в сфере обеспечения единообразия правоприменения: в 2020 году Пленумом ВС РФ принято 12 постановлений, Президиумом ВС РФ утверждено 16 обзоров судебной практики, в том числе два обзора, посвященных вопросам применения законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (Обзор № 1, утвержденный 21 апреля 2020 г., и Обзор № 2, утвержденный 30 апреля 2020 г.), – обозначенные в них правовых позиции учтены, по данным ВС РФ, при рассмотрении более 150 тыс. дел и материалов. Крайне важным является, в частности, разъяснение Суда о том, что отсутствие у должника денежных средств, обусловленное введенными ограничительными мерами: запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т. д., может быть признано основанием для его освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ответ на вопрос 7 Обзора № 1), поскольку количество гражданских дел о взыскании кредитной задолженности увеличилось в прошлом году на 1,75 млн – до 9 млн (общее количество рассмотренных судами общей юрисдикции за 2020 год гражданских дел – около 21,6 млн). Выросло за прошлый год и число дел еще одной популярной категории: суды рассмотрели 8,98 млн жилищных споров – почти на 1 млн больше, чем в 2019 году, 97% которых составили дела о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг. Поэтому разъяснение ВС РФ о том, что введенный на период с 6 апреля 2020 до 1 января 2021 года мораторий на начисление неустоек за просрочку оплаты коммунальных услуг – в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424 – распространяется и на задолженность, образовавшуюся до 6 апреля (ответ на вопрос 7 Обзора № 2), также было очень своевременным.

Большую часть из рассмотренных в 2020 году арбитражными судами 1,5 млн споров составили споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств, поэтому нельзя не вспомнить позицию ВС РФ о возможности признания – с учетом обстоятельств конкретного дела – запрета на передвижение транспортных средств, ограничения передвижения физических лиц, приостановления деятельности предприятий и учреждений и других установленных органами власти ограничительных мер обстоятельствами непреодолимой силы и освобождения в связи с этим должника от ответственности за нарушение обязательств (ответ на вопрос 7 Обзора № 1).

Число дел о банкротстве ИП и организаций сократилось на 20%: с 34,8 тыс. в 2019 году до 27,7 тыс. в 2020 – это обусловлено действовавшим с 6 апреля прошлого года по 7 января текущего моратория на возбуждение дел о банкротстве отдельных категорий должников по заявлению кредиторов (ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 428). Разъяснения о применении соответствующих норм содержатся в Постановлении Пленума ВС РФ от 24 декабря 2020 г. № 44, в п. 2 которого, например, указано, что данный мораторий распространяется на все перечисленные в обозначенном постановлении Правительства РФ категории должников вне зависимости от того, обладают они признаками неплатежеспособности или недостаточности имущества или нет.

Прогнозов о том, сколько постановлений Пленума ВС РФ будет принято в этом году, Суд пока не делает, но в планах на ближайшую перспективу, по словам Вячеслава Лебедева, как минимум разъяснение вопросов применения законодательства о досудебном урегулировании споров, о залоге, а также антимонопольного законодательства. Уже в первой половине текущего года планируется принятие постановления Пленума ВС РФ о судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в том числе о злоупотреблении полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа. Также в этом году Пленум ВС РФ намерен принять постановление по вопросам рассмотрения гражданских дел в апелляционной и кассационной инстанциях.

В сфере законодательной деятельности ВС РФ по-прежнему выделяет в качестве одной из самых приоритетных инициативу о введении института уголовного проступка. Напомним, соответствующий законопроект № 612292-7, разработанный в рамках ведущейся на протяжении последних лет работы по гуманизации уголовного законодательства и правоприменительной практики, был внесен ВС РФ в Госдуму еще в декабре 2018 года. Однако проект не был рассмотрен даже в первом чтении, и в октябре прошлого года Суд отозвал его, с тем чтобы внести на рассмотрение нижней палаты парламента новый, предполагающий более широкое применение института уголовного проступка, законопроект (Постановление Пленума ВС РФ от 13 октября 2020 г. № 24 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка"). Согласно новому проекту нормы об уголовном проступке будут распространяться на 112 существующих составов преступлений небольшой и средней тяжести, совершенных впервые и не связанных с применением насилия и противоправной деятельностью организованных групп – первая версия проекта, напомним, предлагала считать уголовным проступком ряд преступлений небольшой тяжести.

Еще одна идея ВС РФ, пока не оформленная в законопроект, касается таких дел частного обвинения, как умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115 УК РФ), нанесение не повлекших причинения вреда здоровью побоев лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 116.1 УК РФ), клевета (ст. 128.1 УК РФ). В прошлом году дела о совершении этих преступлений были рассмотрены в отношении 10 тыс. лиц, 39% которых были осуждены, 7% оправданы. В отношении 54% обвиняемых уголовные дела были прекращены. "По этой категории дел не осуществляется дознание, обязанность по сбору доказательств возлагается на потерпевших, которые не наделены публичными полномочиями, в большинстве случаев не являются профессиональными юристами, нередко находятся в зависимом положении от обвиняемого, особенно по делам о домашнем насилии, и исполнение обязанности по сбору доказательств для них является крайне обременительным. В этой связи представляется целесообразным отнести эти категории уголовных дел к делам частно-публичного обвинения, по которым будет проводиться дознание", – сообщил Вячеслав Лебедев.

Поскольку в прошлом году повысилась востребованность элементов так называемого электронного правосудия: по сведениям ВС РФ, число обращений пользователей к ГАС "Правосудие" превысило 3 млрд, в суды подано более 3 млн документов в электронном виде, более 400 тыс. судебных заседаний проведены с использованием видео-конференц-связи (ВКС), следует напомнить о подготовленном Минюстом России (с участием ВС РФ, как подчеркнул Вячеслав Лебедев) законопроекте, предполагающем закрепление в процессуальных кодексах возможности и порядка проведения судебных заседаний с использованием системы веб-конференции, что позволит участвовать в заседаниях дистанционно не из зданий судов, как в случае с ВКС, а из дома, офиса или иного любого удобного места – подключиться к заседанию можно будет с помощью компьютера или смартфона, имеющего доступ к Интернету. Веб-конференции, как портал ГАРАНТ.РУ писал ранее, активно использовались ВС РФ и рядом арбитражных судов и в период жесткого локдауна, и после его отмены – например, заседания Пленума ВС РФ в таком формате проводятся до сих пор, и закрепление положений об использовании системы веб-конференции в процессуальном законодательстве позволит, надо полагать, максимально расширить практику ее применения для проведения судебных заседаний.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 10)
    • Статья 1. Судебная власть
    • Статья 2. Законодательство о судебной системе
    • Статья 3. Единство судебной системы
    • Статья 4. Суды в Российской Федерации
    • Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей
    • Статья 6. Обязательность судебных постановлений
    • Статья 7. Равенство всех перед законом и судом
    • Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия
    • Статья 9. Гласность в деятельности судов
    • Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах
    • Статья 11. Судьи
    • Статья 12. Единство статуса судей
    • Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей
    • Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
    • Статья 15. Несменяемость судьи
    • Статья 16. Неприкосновенность судьи
    • Статья 17. Порядок создания и упразднения судов
    • Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации
    • Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации
    • Статья 19.1. Кассационный суд общей юрисдикции
    • Статья 19.2. Апелляционный суд общей юрисдикции
    • Статья 20. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
    • Статья 21. Районный суд
    • Статья 22. Военные суды
    • Статья 23 (утратила силу)
    • Статья 24. Арбитражный суд округа
    • Статья 24.1. Арбитражный апелляционный суд
    • Статья 25. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации
    • Статья 26. Специализированные федеральные суды
    • Статья 26.1. Суд по интеллектуальным правам
    • Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации
    • Статья 28. Мировой судья
    • Статья 29. Органы судейского сообщества
    • Статья 30. Обеспечение деятельности судов
    • Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
    • Статья 32. Аппарат суда
    • Статья 33. Финансирование судов
    • Статья 34. Символы государственной власти в судах
    • Статья 35. Срок введения в действие настоящего Федерального конституционного закона
    • Статья 36. Особенности судопроизводства в судах общей юрисдикции после введения в действие настоящего Федерального конституционного закона
    • Статья 37. Сроки полномочий судей и арбитражных заседателей
    • Статья 38. Порядок финансирования мероприятий по реформированию судебной системы

    Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ
    "О судебной системе Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г., 8 июня, 25 декабря 2012 г., 3, 5 февраля 2014 г., 29 июля, 30 октября 2018 г., 8 декабря 2020 г., 16 апреля 2022 г.

    Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

    Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

    ГАРАНТ:

    Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ см. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ

    Президент Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2019–2021 годы. Главный финансовый документ России в числе прочего устанавливает расходы на финансирование судебной системы страны: они будут расти из года в год. Законодательство Судебную реформу учли в трехлетнем бюджете

    В 2019 году доходы бюджета составят 19,969 трлн руб., а в следующие два года слегка возрастут – до 20,218 трлн руб. в 2020 году и до 20,978 трлн руб. в 2021 году. В то же время расходы предполагаются на уровне 18,037 трлн руб. в 2019 году, 18,994 трлн руб. в 2020 году, а в 2021 году – 20,026 трлн руб.

    Таким образом, профицит федерального бюджета в 2019 году составит 1,932 трлн руб., в 2020 году – 1,224 трлн руб., а в 2021 году – 952 млрд руб.

    Уровень инфляции в 2019 году не превысит 4,3%, в 2020 году – 3,8%, а в 2021 году – 4%.

    Развитие судебной системы

    На целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» в 2019 году выделят 10,266 млрд руб., в 2020 году – 10,279 млрд руб., а в 2021 году – 9,385 млрд руб.

    В задачи этой Федеральной целевой программы входит:

    • обеспечение открытости и доступности правосудия;
    • создание необходимых условий для осуществления правосудия;
    • обеспечение независимости судебной власти;
    • построение эффективной системы исполнительного производства.

    В рамках программы также планируется осуществление мероприятий по обеспечению до 700 судей жильем, так что из этих денег 750 млн руб. за три года будет потрачено на субсидии на приобретение жилья работникам аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном суде, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

    По итогам реализации ФЦП 1250 зданий федеральных судов оснастят системами видеопротоколирования хода судебных заседаний. 10 600 залов судебных заседаний будет оснащено системами аудиопротоколирования, 95% федеральных судов общей юрисдикции получат комплекты для видео-конференц-связи.

    Финансирование судей и судов

    Всего государственная судебная система потребует затрат в 196,3 млрд руб. в 2019 году, 203,1 млрд руб. в 2020 году и 209,5 млрд руб. в 2021 году.

    Для председателя и судей Конституционного суда установлены бюджетные расходы в 141,7 млн руб. в 2019 году, 147,6 млн руб. в 2020 году и 153,3 млн руб. в 2021 году – всего 442,6 млн руб. за три года.

    Председатель и судьи Верховного суда обойдутся федеральному бюджету в 2,4 млрд руб. за три года: 770,3 млн руб. в 2019 году, 802,5 млн руб. в 2020 году и 833,5 млн руб. в 2021 году. Судебному департаменту при Верховном суде выделят 4 млрд руб. в 2019 году, 4,2 млрд руб. в 2020 году и более 4,3 млрд руб. в 2021 году.

    На зарплаты судьям потратят 74,2 млрд руб. в 2019 году, 77,3 млрд руб. в 2020 году и 80,3 млрд руб. в 2021 году. На обеспечение аппаратов судов из федерального бюджета выделят 39,44 млрд руб. в 2019 году, 41,084 млрд руб. в 2020 году и 42,667 млрд руб. в 2021 году.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: