Шестилетний срок по искам которые связаны с загрязнением от нефтяных отходов

Обновлено: 26.04.2024

__________________________________________________
* Конвенция вступила в силу 13 мая 1995 года. В ней участвуют 19 государств.


постановлением Правительства РФ
от 23.07.2009 N 607
Россия присоединилась к Конвенции

Стороны настоящей Конвенции,

сознавая необходимость охраны окружающей человека среды в целом и морской среды в частности,

признавая серьезную угрозу, которую представляют для морской среды инциденты, вызывающие загрязнение нефтью в результате аварий судов, морских установок, в морских портах и на объектах, связанных с обработкой нефти,

принимая во внимание важность предупредительных и предохранительных мер во избежание загрязнения нефтью в первую очередь и необходимость строгого применения существующих международных документов, относящихся к безопасности на море и предотвращению загрязнения моря, в частности Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками и Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней, с поправками, а также быстрой разработки повышенных стандартов проектирования, эксплуатации и обслуживания судов, перевозящих нефть, и морских установок,

принимая также во внимание тот факт, что в случае инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, необходимы быстрые и эффективные действия в целях уменьшения ущерба, который может быть причинен в результате такого инцидента,

подчеркивая важность эффективной подготовки к борьбе с инцидентами, вызывающими загрязнение нефтью, и важную роль, которую играют нефтяная промышленность и судоходство в этом отношении,

учитывая принцип "загрязнитель платит" в качестве общего принципа международного права по окружающей среде,

учитывая также важность международных документов об ответственности и компенсации ущерба от загрязнения нефтью, включая Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года (КГО), Международную конвенцию о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года (Фонд), а также крайнюю необходимость своевременного вступления в силу Протоколов 1984 года к Конвенциям КГО и Фонда,

учитывая далее важность двусторонних и многосторонних соглашений и договоренностей, включая международные конвенции и соглашения,

сознавая необходимость содействия международному сотрудничеству и повышения существующих национальных, региональных и глобальных возможностей в обеспечении готовности на случай загрязнения нефтью и борьбе с ним с учетом особых потребностей развивающихся стран и небольших островных государств,

считая, что эти цели наилучшим образом могут быть достигнуты путем заключения Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

1) Стороны обязуются принимать индивидуально или совместно все надлежащие меры в соответствии с положениями настоящей Конвенции и Приложения к ней по обеспечению готовности на случай инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, и борьбе с ним.

2) Приложение к настоящей Конвенции составляет неотъемлемую часть Конвенции, и ссылка на настоящую Конвенцию означает одновременно и ссылку на это Приложение.

3) Настоящая Конвенция не применяется к любому военному кораблю, военно-вспомогательному или другому судну, принадлежащему государству или эксплуатируемому им и используемому в настоящее время только на правительственной некоммерческой службе. Однако каждая Сторона обеспечивает путем принятия соответствующих мер, не препятствующих эксплуатации или эксплуатационным возможностям таких судов, принадлежащих ей или эксплуатируемых ею, чтобы такие суда действовали в соответствии, насколько это разумно и практически осуществимо, с настоящей Конвенцией.

Статья 2

Для целей настоящей Конвенции:

1) "Нефть" означает нефть в любой форме, включая сырую нефть, жидкое топливо, отстой, нефтяные остатки и очищенные продукты.

2) "Инцидент, вызывающий загрязнение нефтью" означает происшествие или ряд происшествий, имеющих одну и ту же причину, которые приводят или могут привести к сбросу нефти и которые несут или могут нести угрозу морской среде либо береговой линии или относящимся к ней интересам одного или нескольких государств и которые требуют чрезвычайных мер или других незамедлительных действий.

3) "Судно" означает судно любого типа, эксплуатируемое в морской среде, и включает суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, подводные суда, а также плавучие средства любого типа.

4) "Морская установка" означает любую стационарную или плавучую морскую установку или сооружение, занятые в разведке, добыче или производстве газа или нефти либо погрузке или разгрузке нефти.

5) "Морские порты и объекты, связанные с обработкой нефти" означают такие сооружения, которые создают опасность инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, и включают, среди прочего, морские порты, нефтяные терминалы, трубопроводы и другие объекты, связанные с обработкой нефти.

6) "Организация" означает Международную морскую организацию.

7) "Генеральный секретарь" означает Генерального секретаря Организации.

Статья 3

Планы чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью

1) а) Каждая Сторона требует, чтобы суда, имеющие право плавания под ее флагом, имели на борту судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, как требуют положения, принятые Организацией или под ее эгидой для этой цели, и в соответствии с ними.

b) Судно, на борту которого должен находиться план чрезвычайных мер в соответствии с подпунктом "а", во время нахождения в порту или морском терминале, находящемся под юрисдикцией Стороны, подлежит инспектированию должностными лицами, надлежащим образом уполномоченными этой Стороной, в соответствии с практикой, предусмотренной существующими международными соглашениями или ее национальным законодательством.

2) Каждая Сторона требует, чтобы операторы морских установок, находящихся под ее юрисдикцией, имели планы чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, которые согласовываются с национальной системой, учрежденной в соответствии со статьей 6 и одобренной в соответствии с процедурами, установленными компетентным национальным органом.

3) Каждая Сторона требует, чтобы органы и операторы, ответственные за такие морские порты и объекты, связанные с обработкой нефти, находящиеся под ее юрисдикцией, там, где она это считает уместным, имели планы чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью или подобные документы, которые согласовываются с национальной системой, учрежденной в соответствии со статьей 6 и одобренной в соответствии с процедурами, установленными компетентным национальным органом.

Статья 4

1) Каждая Сторона:

а) требует от капитанов или других лиц, ответственных за суда, плавающие под ее флагом, и лиц, ответственных за морские установки, находящиеся под ее юрисдикцией, безотлагательно сообщать о любом событии, связанном с их судном или морской установкой, повлекшем сброс или возможный сброс нефти:

i) в случае судна - ближайшему прибрежному государству;

ii) в случае морской установки - прибрежному государству, под юрисдикцией которого находится установка;

b) требует от капитанов или других лиц, ответственных за суда, плавающие под ее флагом, и лиц, ответственных за морские установки, находящиеся под ее юрисдикцией, безотлагательно сообщать о любом замеченном событии, повлекшем сброс нефти или присутствие нефти в море:

i) в случае судна - ближайшему прибрежному государству;

ii) в случае морской установки - прибрежному государству, под юрисдикцией которого находится установка;

с) требует от лиц, ответственных за морские порты и объекты, связанные с обработкой нефти, находящиеся под ее юрисдикцией, безотлагательно сообщать о любом событии, повлекшем сброс или возможный сброс нефти либо присутствие нефти, компетентному национальному органу;

d) дает указание своим морским инспекционным судам и воздушным судам, а также другим надлежащим службам или должностным лицам безотлагательно сообщать о любом замеченном событии, происшедшем в море или морском порту либо на объекте, связанном с обработкой нефти, повлекшем сброс нефти или присутствие нефти, компетентному национальному органу или, в зависимости от случая, ближайшему прибрежному государству;

е) просит пилотов гражданских воздушных судов безотлагательно сообщать о любом замеченном событии в море, повлекшем сброс нефти или присутствие нефти, ближайшему прибрежному государству.

Статья 5

а) оценивает событие для того, чтобы определить, является ли оно инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью;

b) оценивает характер, масштабы и возможные последствия инцидента, вызывающего загрязнение нефтью; и

с) затем незамедлительно информирует все государства, интересы которых затронуты или могут быть затронуты таким инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью, а также передает:

i) подробные сведения о своих оценках и любых действиях, которые она предприняла или намеревается предпринять по борьбе с инцидентом, и

ii) дальнейшую соответствующую информацию до завершения действий, предпринятых по борьбе с инцидентом, или до принятия такими государствами решения о проведении совместных действий.

2) Когда это оправдано серьезным характером инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, Стороне следует, непосредственно или, соответственно, через надлежащий региональный или субрегиональный орган или соглашения, предоставить Организации информацию, упомянутую в подпунктах "b" и "с" пункта 1.

3) Когда это оправдано серьезным характером инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, другие государства, затронутые им, настоятельно призываются информировать, непосредственно или, соответственно, через региональный или субрегиональный орган или соглашения, Организацию о своих оценках степени угрозы их интересам и любых предпринятых или предполагаемых действиях.

Статья 6

Национальные и региональные системы обеспечения готовности и реагирования

1) Каждая Сторона учреждает национальную систему срочной и эффективной борьбы с инцидентами, вызывающими загрязнение нефтью. Эта система, как минимум, включает:

i) компетентного национального органа или органов, ответственных за обеспечение готовности и реагирование на случай загрязнения нефтью;

iii) органа, который имеет право от имени государства обращаться за помощью или принимать решения об оказании помощи, о которой поступила просьба;

b) национальный план чрезвычайных мер по обеспечению готовности и реагированию, который включает организационные взаимоотношения связанных с этим различных государственных или частных органов, принимая во внимание руководства, разработанные Организацией.

2) В дополнение каждая Сторона в пределах своих возможностей, индивидуально или посредством двустороннего или многостороннего сотрудничества и, соответственно, в сотрудничестве с нефтяной промышленностью, судоходством, портовым властями и другими соответствующими организациями учреждает:

а) минимальное количество размещаемого в заранее определенных местах оборудования для борьбы с разливами нефти, соответствующего возникшей угрозе, а также программы его использования;

b) программу учений для организаций, ответственных за борьбу с загрязнением нефтью, и подготовки соответствующего персонала;

с) подробные планы и средства связи для борьбы с инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью. Такие средства должны иметься на постоянной основе; и

d) механизм или договоренность о координации борьбы со значительным инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью, с соответствующими средствами мобилизации необходимых ресурсов.

3) Каждая Сторона обеспечивает предоставление Организации непосредственно либо через региональный или субрегиональный орган или соглашения текущей информации о:

а) размещении, данных дальней связи и, если применимо, районах ответственности органов и организаций, упомянутых в подпункте "а" пункта 1;

b) сведениях, касающихся оборудования для борьбы с загрязнением и специальных знаний по предметам, относящимся к борьбе с загрязнением нефтью и спасанию на море, которые могут предоставляться другим государствам по заявке; и

с) своем национальном плане чрезвычайных мер.

Статья 7

Международное сотрудничество в борьбе с загрязнением

1) Стороны договариваются, что, в зависимости от своих возможностей и наличия соответствующих ресурсов, они будут сотрудничать и предоставлять консультативные услуги, техническое обеспечение и оборудование для целей борьбы с инцидентом, вызывающим загрязнение нефтью, когда это оправдывает серьезный характер такого инцидента, по просьбе любой Стороны, которой нанесен или может быть нанесен ущерб. Финансирование расходов, связанных с оказанием такой помощи, основывается на положениях, изложенных в Приложении к настоящей Конвенции.

2) Сторона, которая обратилась за помощью, может обратиться к Организации с просьбой оказать содействие в выявлении источников финансовых гарантий в отношении расходов, упомянутых в пункте 1.

3) В соответствии с применимыми международными соглашениями каждая Сторона принимает необходимые правовые и административные меры, способствующие:

Что делать, если срок исковой давности уже прошел, а правосудие не было восстановлено?

Отстаивать личные интересы в суде - право каждого гражданина. Однако срок исковой давности накладывает некоторые ограничения на реализацию данного права. В течение какого времени истец может обратиться в суд? Что делать, если срок исковой давности уже прошел, а правосудие не было восстановлено? Об этом поговорим далее.


Понятие исковой давности, ее назначение

Выражаясь простым языком, исковая давность - это срок, в течение которого лицо может заявить о нарушении своих прав. Статья 198 ГК РФ закрепляет императивную норму, в соответствии с которой срок исковой давности не может быть продлен по соглашению сторон.

Сроки исковой давности (СИД) делятся на:

Общие (три года) - понятие закреплено в ст. 196 ГК РФ.

Специальные (сокращенные или более длительные по сравнению с общими) - понятие закреплено в ст. 197 ГК РФ.

В соответствии со ст. 191 ГК РФ, СИД начинает исчисляться с календарного дня, который следует за днем наступления события.

Общий срок исковой давности

Данный период длиться ровно три года (36 месяцев). Этого времени вполне достаточно для того, чтобы предъявить требования ответчику. Именно поэтому, рассмотрение искового заявления начинается с подсчета срока давности. Если заявитель без уважительных причин нарушил срок, ему будет отказано в приеме иска.

По общему правилу истец может добиваться защиты интересов в течение трех лет с момента:

когда истец установил личность ответчика по гражданскому делу.

В соответствии с пунктом 2 ст. 196 ГК РФ, общий СИД не может превышать 10 лет со дня нарушения права. Это означает, что даже при наличии уважительных причин, суд не может его продлить.

Специальный срок исковой давности

Условно специальные сроки можно разделить на такие группы:

Продолжительностью не более одного месяца (дела, касающиеся процедуры незаконного увольнения);

Продолжительностью до трех месяцев (применяется при нарушении права преимущественной покупки).

Продолжительностью до шести месяцев (в отношении исков чекодателя ко всем обязанным лицам).

Продолжительностью не более 12 месяцев (применяется по отношению к искам,которые связаны с перевозкой грузов).

Продолжительностью не более двух лет (иски о некачественной работе, споры связанные со страхованием).

Пятилетний срок (по искам о недостатках работы по строительному подряду).

Шестилетний срок (по искам, которые связаны с загрязнением от нефтяных отходов).

Десятилетний срок (связан с морской перевозкой опасных грузов).

Далее рассмотрим более детально алгоритм применения специальных сроков исковой давности в наиболее востребованных гражданских делах.

Виды исковой давности

Срок исковой давности по кредиту

К каждому кредитному договору прилагается расчет платежей и график погашения данных сумм.По кредитным делам срок исковой давности начинается момента, когда заемщик в установленный срок не перечисляет фиксированную денежную сумму на счет банковского учреждения.

По гражданским делам, которые касаются несвоевременной выплаты кредита, применяется общий порядок исчисления срока давности - три года.

СИД по налоговым обязательствам

Все долговые обязательства по налогам устраняются в ходе судебного процесса. Сотрудники ФНС могут пдать в суд на налогоплательщика, если его задолженность по налогам превышает 3000 руб.

Исковое заявление подается через 6 месяцев с момента вручения требования об уплате задолженности. Если в течение этого срока налогоплательщик не рассчитался по своим обязательствам, он становиться ответчиком по делу.

Не стоит рассчитывать на то, что долги по налогам будут списаны. Задолженность аннулируется в таких случаях:

К лицам, которые имеют долги по налогам применяется процедура принудительного взыскания.

СИД по штрафам ГИБДД

Вопросы, касающиеся срока давности по штрафам ГИБДД, закреплены в КоАП (статья 31.9). На сегодняшний день СИД по таким делам - 24 месяца. С одной стороны, это достаточно короткий промежуток времени и многие нарушители надеются переждать его без ущерба для собственного материального положения. Но с другой стороны, государством было предпринято максимум усилий для того, чтобы заставить водителей своевременно погашать задолженность по штрафам - введен запрет на совершение каких-либо регистрационных действий на автомобиль, за которым числятся непогашенные штрафы.

Требовать возмещения имущественного вреда от виновника ДТП можно в течение трех лет с момента происшествия.

СИД по трудовым спорам

Период защиты личных прав и интересов зависит от статуса заявителя:

Работник предприятия может обратиться в суд в течение трех месяцев с момента подтверждения факта о наличии нарушения трудовых прав (в соответветствии с п. 1 ст. 392 ТК РФ).

Работодатель может обратиться в суд в течение года с момента с момента обнаружения факта причинения ущерба имуществу предприятия (в соответствии с п. 3 ст. 392 ТК РФ).

Дела, которые касаются вопросов незаконного увольнения сотрудников имеют месячный срок исковой давности (исчисляется с момента выдачи трудовой книжки или приказа об увольнении).

СИД по уголовным делам

Сроки исковой давности по уголовным делам зависят от степени тяжести преступления:

преступления средней тяжести - 6 лет;

тяжкие преступления - 10 лет;

особо тяжкие - 15 лет.

Стоит учесть, что исковая давность по уголовным делам исчисляется с момента установления факта преступления.

Последствия истечения СИД

Истечение срока исковой давности лишает пострадавшую сторону права на подачу искового заявления в суд. Фактически лицо может обратиться за защитой своих интересов в суд, однако как только будет обнаружен факт пропуска сроков, в удовлетворении требований истца будет отказано.

В некоторых случая восстановить сроки можно. Для этого необходимы веские причины.

Обстоятельства, которые являются уважительными для восстановления сроков, указаны в ст. 205 ГК РФ:

Наличие тяжелого заболевания, для лечения которого было необходимо пройти стационарное лечение в медицинском учреждении.

Неграмотность заявителя. Речь идет не о правовой безграмотности. Если лицо долгое время проживало на территории иностранного государства и в достаточной мере не владеет русским языком, оно имеет право на восстановление сроков.

Истец проживал в другом государстве или отбывал наказание в местах лишения свободы.

Уважительные причины пропуска срока должны быть связаны только с личностью заявителя. Таким образом ситуация, при которой истец был вынужден ухаживать за больным родственником, не будет считаться уважительной причиной.

Важно: восстановить пропущенный период могут только физические лица. Юрлица, ИП и иные организации сделать это не могут.

Кроме этого следует учесть, что причины, по которым произошло истечение сроков давности, должны были иметь место в последние шесть месяцев установленного срока. Если СИД по делу составляет шесть или менее месяцев, то восстановление сроков по уважительной причине возможно в течение всего периода.

Как восстановить срок исковой давности

Исковая давность устанавливается только по ходатайству истца. Данный документ оформляется п общим процессуальным правилам.

В ходатайстве указывается:

Наименование суда и его адрес.

Данные о заявителе.

Суть обращения (восстановление СИД).

Разъяснения причин несвоевременного обращения в суд.

К заявлению необходимо приложить документы, которые являются прямым доказательством факта наличия уважительных причин.

Заявление о восстановлении заверяется подписью истца и приобщается к материалам дела.

Получить юридическую помощь по вопросам срокам исковой давности, общий и специальные сроки можно на нашем сайте.

Статья 208. Требования, на которые исковая давность не распространяется

Исковая давность не распространяется на:

требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;

требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;

требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);

Это важно знать: Иск о перерасчете платы за отопление

другие требования в случаях, установленных законом.

Понятие исковой давности, ее назначение

Выражаясь простым языком, исковая давность — это срок, в течение которого лицо может заявить о нарушении своих прав. Статья 198 ГК РФ закрепляет императивную норму, в соответствии с которой срок исковой давности не может быть продлен по соглашению сторон.

Сроки исковой давности (СИД) делятся на:

  1. Общие (три года) — понятие закреплено в ст. 196 ГК РФ.
  2. Специальные (сокращенные или более длительные по сравнению с общими) — понятие закреплено в ст. 197 ГК РФ.

В соответствии со ст. 191 ГК РФ, СИД начинает исчисляться с календарного дня, который следует за днем наступления события.

Комментарий к Ст. 208 ГК РФ

1. Законодательство предусматривает ряд требований, к которым исковая давность не применяется.

2. В комментируемой статье упоминается четыре вида таких требований.

Первое: исковая давность не распространяется на требования о защите нематериальных благ и личных неимущественных прав, кроме случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. Указанные блага и права характеризуются тем, что они носят абсолютный и бессрочный характер.

Второе: исковая давность не применяется по отношению к требованиям к банку о выдаче вкладов.

Согласно п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проводить другие операции по счету. Суть отношений между вкладчиками и банком характеризуется тем, что они по общему правилу носят бессрочный характер, поэтому само по себе истечение времени не влияет на права вкладчика как по основной сумме вклада, так и по процентам и выигрышам по нему. Эти правила относятся к любым вкладчикам и к любым видам банков.

Третье: исковая давность не применяется к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, поскольку они непосредственно связаны с личностью потерпевшего и его наследником. Однако если предъявлено требование о возмещение вреда за прошлое время, то оно удовлетворяется в пределах трехлетнего срока давности.

Четвертое: исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца устранить любые нарушения (помехи, препятствия) его права, хотя бы и не соединенные с их лишением владельца. Если же эти помехи (или препятствия) прекратились, но в результате их действия собственник понес убытки, то требования сводятся к возмещению этих последствий, т.е. возникает обязательственно-правовое отношение, на которое распространяются сроки исковой давности.

3. Перечень видов требований, на которые не распространяются сроки давности, не является исчерпывающим. Так, Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. «О введении в действие Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» устанавливалось, что подлежат расторжению договоры купли-продажи домов общественного жилого фонда, если они заключены без согласия проживающих там совершеннолетних жильцов, даже если такие договоры были совершены до принятия указанного Закона и независимо от истекшего срока. К данным отношениям сроки исковой давности применяться не должны.

——————————— Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. N 3. Ст. 100.

Не могут применяться сроки давности по искам о защите прав авторства, права на имя, права на неприкосновенность произведений науки, литературы и искусства, поскольку указанные права бессрочны. В случае присвоения авторства, имени автора, искажения содержания произведения право на защиту имеют наследники, а при отсутствии последних требования о защите должны предъявлять соответствующие общественные организации и государство.

Это важно знать: Срок исковой давности по налоговой проверке

Специальный срок исковой давности

Условно специальные сроки можно разделить на такие группы:

  1. Продолжительностью не более одного месяца (дела, касающиеся процедуры незаконного увольнения);
  2. Продолжительностью до трех месяцев (применяется при нарушении права преимущественной покупки).
  3. Продолжительностью до шести месяцев (в отношении исков чекодателя ко всем обязанным лицам).
  4. Продолжительностью не более 12 месяцев (применяется по отношению к искам,которые связаны с перевозкой грузов).
  5. Продолжительностью не более двух лет (иски о некачественной работе, споры связанные со страхованием).
  6. Пятилетний срок (по искам о недостатках работы по строительному подряду).
  7. Шестилетний срок (по искам, которые связаны с загрязнением от нефтяных отходов).
  8. Десятилетний срок (связан с морской перевозкой опасных грузов).

Далее рассмотрим более детально алгоритм применения специальных сроков исковой давности в наиболее востребованных гражданских делах.

Статья 208 ГК РФ. Требования, на которые исковая давность не распространяется

Новая редакция Ст. 208 ГК РФ

Исковая давность не распространяется на:

требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;

требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;

требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);

другие требования в случаях, установленных законом.

Виды исковой давности

Срок исковой давности по кредиту

К каждому кредитному договору прилагается расчет платежей и график погашения данных сумм.По кредитным делам срок исковой давности начинается момента, когда заемщик в установленный срок не перечисляет фиксированную денежную сумму на счет банковского учреждения.

По гражданским делам, которые касаются несвоевременной выплаты кредита, применяется общий порядок исчисления срока давности — три года.

СИД по налоговым обязательствам

Все долговые обязательства по налогам устраняются в ходе судебного процесса. Сотрудники ФНС могут пдать в суд на налогоплательщика, если его задолженность по налогам превышает 3000 руб.

Исковое заявление подается через 6 месяцев с момента вручения требования об уплате задолженности. Если в течение этого срока налогоплательщик не рассчитался по своим обязательствам, он становиться ответчиком по делу.

Не стоит рассчитывать на то, что долги по налогам будут списаны. Задолженность аннулируется в таких случаях:

  1. Смерть налогоплательщика.
  2. Банкротство предприятия-должника.

К лицам, которые имеют долги по налогам применяется процедура принудительного взыскания.

СИД по штрафам ГИБДД

Вопросы, касающиеся срока давности по штрафам ГИБДД, закреплены в КоАП (статья 31.9). На сегодняшний день СИД по таким делам — 24 месяца. С одной стороны, это достаточно короткий промежуток времени и многие нарушители надеются переждать его без ущерба для собственного материального положения. Но с другой стороны, государством было предпринято максимум усилий для того, чтобы заставить водителей своевременно погашать задолженность по штрафам — введен запрет на совершение каких-либо регистрационных действий на автомобиль, за которым числятся непогашенные штрафы.

Требовать возмещения имущественного вреда от виновника ДТП можно в течение трех лет с момента происшествия.

СИД по трудовым спорам

Период защиты личных прав и интересов зависит от статуса заявителя:

  1. Работник предприятия может обратиться в суд в течение трех месяцев с момента подтверждения факта о наличии нарушения трудовых прав (в соответветствии с п. 1 ст. 392 ТК РФ).
  2. Работодатель может обратиться в суд в течение года с момента с момента обнаружения факта причинения ущерба имуществу предприятия (в соответствии с п. 3 ст. 392 ТК РФ).

Дела, которые касаются вопросов незаконного увольнения сотрудников имеют месячный срок исковой давности (исчисляется с момента выдачи трудовой книжки или приказа об увольнении).

СИД по уголовным делам

Сроки исковой давности по уголовным делам зависят от степени тяжести преступления:

  • преступления небольшой тяжести — 24 месяца;
  • преступления средней тяжести — 6 лет;
  • тяжкие преступления — 10 лет;
  • особо тяжкие — 15 лет.

Стоит учесть, что исковая давность по уголовным делам исчисляется с момента установления факта преступления.

Комментарий к Ст. 208 ГК РФ

По мнению Л.А. Новоселовой, учитывая природу отношений по банковскому вкладу, на требования об уплате процентов на вклад исковая давность также не должна распространяться.

М.Я. Кириллова и П.В. Крашенинников не распространяют исковую давность и на выигрыши по вкладу.

М.И. Брагинский считает обоснованным распространительно толковать комментируемую норму, имея в виду под банками иные кредитные учреждения, выполняющие в силу ст. 1 Закона о банках отдельные банковские функции.

При разрешении требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, предъявленных по истечении трех лет со времени возникновения права на их удовлетворение, следует иметь в виду, что в силу ст. 208 ГК платежи за прошлое время взыскиваются не более чем за три года, предшествовавших предъявлению иска, а не со дня обращения в суд (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).

Последствия истечения СИД

Истечение срока исковой давности лишает пострадавшую сторону права на подачу искового заявления в суд. Фактически лицо может обратиться за защитой своих интересов в суд, однако как только будет обнаружен факт пропуска сроков, в удовлетворении требований истца будет отказано.

В некоторых случая восстановить сроки можно. Для этого необходимы веские причины.

Обстоятельства, которые являются уважительными для восстановления сроков, указаны в ст. 205 ГК РФ:

  1. Наличие тяжелого заболевания, для лечения которого было необходимо пройти стационарное лечение в медицинском учреждении.
  2. Неграмотность заявителя. Речь идет не о правовой безграмотности. Если лицо долгое время проживало на территории иностранного государства и в достаточной мере не владеет русским языком, оно имеет право на восстановление сроков.
  3. Истец проживал в другом государстве или отбывал наказание в местах лишения свободы.

Уважительные причины пропуска срока должны быть связаны только с личностью заявителя. Таким образом ситуация, при которой истец был вынужден ухаживать за больным родственником, не будет считаться уважительной причиной.

Важно: восстановить пропущенный период могут только физические лица. Юрлица, ИП и иные организации сделать это не могут.

Кроме этого следует учесть, что причины, по которым произошло истечение сроков давности, должны были иметь место в последние шесть месяцев установленного срока. Если СИД по делу составляет шесть или менее месяцев, то восстановление сроков по уважительной причине возможно в течение всего периода.

(с изменениями на 19 ноября 1976 года)

Документ с изменениями, внесенными:

- Примечание изготовителя базы данных.

Государства - Стороны настоящей Конвенции,

сознавая опасности загрязнения, создаваемые во всем мире морскими перевозками нефти наливом,

убежденные в необходимости обеспечить достаточное возмещение лицам, которым причиняется ущерб вследствие загрязнения, вызываемого утечкой и сливом нефти из судов,

желая установить единые международные правила и процедуру решения вопросов ответственности и обеспечения в таких случаях достаточного возмещения,

согласились о нижеследующем:

Статья I

В настоящей Конвенции:

1. "Судно" означает любое морское судно и плавучее средство любого типа, фактически перевозящее нефть наливом в качестве груза.

Текст пункта 1 в редакции Протокола 1992 года см. по ссылке.-

2. "Лицо" означает всякое физическое лицо или любое юридическое лицо публичного или частного права, включая государство или любую из его составных частей.

5. "Нефть" означает любую стойкую нефть, в частности сырую нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочное масло и китовый жир, независимо от того, перевозятся ли они на борту судна в качестве груза или в топливных танках такого судна.

6. "Ущерб от загрязнения" означает убытки или ущерб, причиненные вне судна, перевозящего нефть, загрязнением, происшедшим вследствие утечки и слива нефти, где бы такая утечка или слив ни произошли, и включают стоимость предупредительных мер и, кроме того, убытки или ущерб, причиненные предупредительными мерами.

7. "Предупредительные меры" означают любые разумные меры, предпринятые любым лицом после того, как произошел инцидент, для предотвращения или уменьшения ущерба от загрязнения.

8. "Инцидент" означает любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, повлекшее ущерб от загрязнения или создающее серьезную и неминуемую угрозу причинения такого ущерба.

9. "Организация" означает Межправительственную морскую консультативную организацию.

Статья II

Настоящая Конвенция применяется исключительно к ущербу от загрязнения, причиненному на территории Договаривающегося Государства, включая территориальное море, и к предупредительным мерам, предпринятым для предотвращения или уменьшения такого ущерба.

Статья III

1. Собственник судна с момента инцидента, а если инцидент состоит из ряда происшествий, то с момента первого происшествия, отвечает за всякий ущерб от загрязнения, который явился результатом утечки или слива нефти из его судна вследствие этого инцидента, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

2. Собственник судна не отвечает за ущерб от загрязнения, если докажет, что ущерб:

(а) явился результатом военных действий, враждебных действий:

гражданской войны, восстания или стихийного явления, исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого или

(b) всецело вызван действием или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб, или

(с) был всецело вызван небрежностью или иным неправомерным действием правительства или другого органа власти, отвечающего за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении этой функции.

3. Если собственник судна докажет, что ущерб от загрязнения произошел всецело или частично в результате поведения потерпевшего лица, которое действовало или бездействовало с намерением причинить ущерб, либо грубой небрежности этого лица, он может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом.

4. Никакой иск о возмещении ущерба от загрязнения не может быть предъявлен к собственнику судна иначе, как в соответствии с настоящей Конвенцией. Никакой иск о возмещении ущерба от загрязнения, на основании настоящей Конвенции или на иных основаниях, не может быть предъявлен к служащим или агентам собственника судна.

5. Ничто в настоящей Конвенции не нарушает права регресса собственника судна к третьим лицам.

Статья IV

Когда утечка или слив нефти произошли более чем из одного судна и это причинило ущерб от загрязнения, собственники всех причастных к этому судов, если они не освобождаются от ответственности на основании статьи III, солидарно отвечают за всю совокупность убытков, которые не могут быть разумно разделены

Статья V

1. Собственник судна имеет право ограничить свою ответственность по настоящей Конвенции в отношении любого одного инцидента общей суммой 133 расчетных единицы на каждую тонну вместимости судна. Однако эта общая сумма ни в коем случае не может превышать 14 миллионов расчетных единиц (пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 1981 года Международным протоколом от 19 ноября 1976 года, - см. предыдущую редакцию).

2. Если инцидент вызван личной виной собственника судна, он не вправе воспользоваться ограничением, предусмотренным в пункте 1 настоящей статьи.

3. Для того чтобы воспользоваться ограничением, предусмотренным в пункте 1 настоящей статьи, собственник судна должен создать фонд, по сумме равный пределу его ответственности, в суде или любом другом компетентном органе какого-либо одного из Договаривающихся Государств, в котором на основании статьи IX предъявлен иск. Этот фонд может быть создан либо путем внесения суммы в депозит, либо путем представления банковской гарантии или любого другого обеспечения, приемлемого по законодательству Договаривающегося Государства, в котором создается фонд, и признаваемого достаточным судом или другим компетентным органом.

4. Фонд распределяется между истцами пропорционально суммам их обоснованных исковых требований.

5. Если до распределения фонда собственник судна, его служащий или его агент, либо его страховщик или лицо, представившее иное финансовое обеспечение, уплатили вследствие инцидента компенсацию за ущерб от загрязнения, такое либо приобретает, в пределах уплаченной им суммы, в порядке суброгации те права, которые на основании настоящей Конвенции принадлежали бы лицу, получившему компенсацию.

6. Правом суброгации, предусмотренным в пункте 5 настоящей статьи, может воспользоваться также любое лицо, иное чем названные выше, в отношении любой суммы, которую оно уплатило в возмещение ущерба от загрязнения, при условии, что такая суброгация разрешена подлежащим применению к ней национальным правом.

7. Если собственник судна или какое-либо другое лицо установят, что они могут быть впоследствии принуждены уплатить полностью или частично такую сумму компенсации, в отношении которой такое лицо могло бы воспользоваться правом суброгации на основании пункта 5 или 6 настоящей статьи, если бы возмещение было уплачено до распределения фонда, то суд или другой компетентный орган Государства, в котором фонд создан, может распорядиться, чтобы достаточная сумма была временно зарезервирована для того, чтобы дать такому лицу возможность удовлетворения впоследствии его требования к фонду.

8. Расходы и пожертвования, поскольку они разумны и произведены собственником судна добровольно с целью избежать ущерба от загрязнения или уменьшить его, дают ему те же права к фонду, какие имеют другие кредиторы.

9. a) "Расчетная единица", упоминаемая в пункте 1 настоящей статьи, является единицей "специального права заимствования", как она определена Международным валютным фондом. Суммы, указанные в пункте 1, переводятся в национальную валюту государства, в котором создается фонд, на основе стоимости этой валюты в единицах "специального права заимствования" на дату создания фонда. Стоимость национальной валюты Договаривающегося государства, являющегося членом Международного валютного фонда, в единицах "специального права заимствования" исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для его собственных операций и расчетов. Стоимость национальной валюты Договаривающегося государства, не являющегося членом Международного валютного фонда, в единицах "специального права заимствования" исчисляется способом, установленным этим государством.

b) Договаривающееся государство, которое не является членом Международного валютного фонда и законодательство которого не разрешает применения положений пункта 9 "a" настоящей статьи, может, тем не менее, во время ратификации, принятия, одобрения настоящей Конвенции или присоединения к ней либо в любое время после этого заявить, что пределы ответственности, предусмотренные в пункте 1, которые должны применяться на его территории, составляют в отношении любого одного инцидента общую сумму из расчета 2000 валютных единиц на каждую тонну вместимости судна, при условии, что эта общая сумма ни в коем случае не превысит 210 миллионов валютных единиц. Валютная единица, упомянутая в настоящем пункте, соответствует шестидесяти пяти с половиной миллиграммам золота пробы девятьсот тысячных. Перевод этих сумм в национальную валюту осуществляется согласно законодательству соответствующего государства.

c) Исчисление, упомянутое в последнем предложении пункта 9 "a", и перевод, упомянутый в пункте 9 "b", осуществляются таким образом, чтобы выразить в национальной валюте Договаривающегося государства, насколько это возможно, ту же реальную ценность сумм, указанных в пункте 1, какая выражена там в расчетных единицах. Договаривающиеся государства сообщают депозитарию способ исчисления, согласно пункту 9 "a", или, в соответствующем случае, результат перевода, согласно пункту 9 "b", при сдаче на хранение документа, упомянутого в статье IV, и затем всякий раз, когда происходит изменение в этом способе или в результате перевода

(Пункт 9 в редакции, введенной в действие с 8 апреля 1981 года Международным протоколом от 19 ноября 1976 года. - См. предыдущую редакцию)

10. Для целей настоящей статьи вместимостью судна считается его чистая вместимость с добавлением к ней объема машинного отделения, который был вычтен из валовой вместимости при определении чистой вместимости. В случае, когда обмер судна не может быть произведен по обычным правилам обмера судов, вместимость судна должна считаться равной 40 процентам выраженного в тоннах (2240 фунтов) веса нефти, которую судно может перевозить.

11. Страховщик или иное лицо, предоставившее финансовое обеспечение, имеет право создать фонд в соответствии с настоящей статьей на тех же условиях и имеющий то же значение, как если бы он был создан собственником судна. Такой фонд может быть создан даже в случае личной вины собственника, но его создание не затрагивает в этом случае прав потерпевших в отношении собственника судна.

Статья VI

1. Если собственник судна после инцидента создал фонд в соответствии со статьей V и имеет право ограничить свою ответственность:

(а) никакое лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, возникшего вследствие этого инцидента, не имеет права на удовлетворение такого требования за счет какого-либо другого имущества собственника судна;

(b) суд или другой компетентный орган любого Договаривающегося Государства дает распоряжение об освобождении любого судна или иного принадлежащего собственнику судна имущества, на которые был наложен арест в связи с требованием о возмещении ущерба от загрязнения, причиненного тем же инцидентом, и таким же образом возвращает любой залог или иное обеспечение, представленное с целью избежания такого ареста.

2. Вышеизложенное применяется, однако, лишь в случае, если истец имеет доступ в суд, который распоряжается фондом и фонд может быть действительно использован для удовлетворения его иска.

Статья VII

2. Свидетельство, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения, имеющего силу в соответствии с положениями настоящей Конвенции, выдается каждому судну. Оно выдается или удостоверяется соответствующим органом Государства регистрации судна после установления того, что требования пункта 1 настоящей статьи выполнены. Свидетельство должно по форме соответствовать образцу, помещенному в приложении, и содержать следующие сведения:

(а) название судна и порт приписки;

(b) название и местонахождение главного предприятия собственника судна;

(с) вид обеспечения;

(d) название и местонахождение главного предприятия страховщика или другого лица, предоставившего обеспечение, и, в соответствующих случаях, местонахождение предприятия, которым было осуществлено страхование или предоставлено обеспечение;

(е) срок действия свидетельства, который не может превышать срока действия страхования или иного обеспечения.

3. Свидетельство составляется на официальном языке или языках Государства, в котором оно выдается. Если этот язык не является ни английским, ни французским, текст должен содержать перевод на один из этих языков.

4. Свидетельство должно находиться на борту судна, а копия его должна быть сдана на хранение органу, ведущему судовой реестр.

5. Страхование или иное финансовое обеспечение не удовлетворяют требованиям настоящей статьи, если их действие может прекратиться по иным причинам, чем истечение указанного в свидетельстве в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи срока действия страхования или иного обеспечения до истечения трех месяцев с момента уведомления о таком прекращении, сделанного органу, указанному в пункте 4 настоящей статьи, кроме случаев, когда свидетельство аннулировано этим органом или когда в этот период выдано новое свидетельство. Предшествующие положения применяются подобным образом ко всякому изменению, в результате которого страхование или обеспечение прекращает удовлетворять требованиям настоящей статьи.

6. Государство регистрации устанавливает условия выдачи и действия свидетельства с соблюдением положений настоящей статьи.

7. Свидетельства, выдаваемые или удостоверяемые в пределах компетенции Договаривающегося Государства, признаются другими Договаривающимися Государствами для целей настоящей Конвенции и рассматриваются ими как имеющие такую же силу, что и свидетельства, выдаваемые или удостоверяемые ими. Договаривающееся Государство может в любой момент консультироваться с Государством регистрации судна, если оно полагает, что страховщик или иное, указанное в свидетельстве лицо, предоставившее финансовое обеспечение, не способно в финансовом отношении выполнить обязательства, налагаемые настоящей Конвенцией.

8. Всякий иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен непосредственно к страховщику или к иному лицу, предоставившему финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения. В таком случае ответчик, независимо от того, имеется или не имеется личная вина собственника судна, может воспользоваться пределами ответственности, предусмотренными в пункте 1 статьи V. Ответчик может также представить те возражения, на которые мог бы сослаться сам собственник, кроме банкротства собственника судна или ликвидации его предприятия. Кроме того, ответчик может воспользоваться для своей защиты тем возражением, что ущерб от загрязнения является результатом умышленной вины самого собственника, но он не может использовать никакое другое из средств защиты, на которое он имел бы право сослаться в деле, возбужденном против него собственником судна. Ответчик имеет право во всех случаях требовать, чтобы собственник судна был привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

9. Любые суммы, предоставление которых гарантируется страхованием или иным финансовым обеспечением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, должны использоваться исключительно для удовлетворения исков, предъявляемых на основании настоящей Конвенции.

- Примечание изготовителя базы данных.

Государства - Стороны настоящей Конвенции,

сознавая опасности загрязнения, создаваемые во всем мире морскими перевозками нефти наливом,

убежденные в необходимости обеспечить достаточное возмещение лицам, которым причиняется ущерб вследствие загрязнения, вызываемого утечкой и сливом нефти из судов,

желая установить единые международные правила и процедуру решения вопросов ответственности и обеспечения в таких случаях достаточного возмещения,

согласились о нижеследующем:

Статья I

В настоящей Конвенции:

1. "Судно" означает любое морское судно и морское плавучее средство любого типа, построенное или приспособленное для перевозки нефти наливом в качестве груза, при условии, что судно, способное перевозить нефть и другие грузы, рассматривается в качестве судна только тогда, когда оно фактически перевозит нефть наливом в качестве груза, а также в течение любого рейса, следующего за такой перевозкой, если не доказано, что на борту не имелось остатков от такой перевозки нефти наливом.

2. "Лицо" означает всякое физическое лицо или любое юридическое лицо публичного или частного права, включая государство или любую из его составных частей.

5. "Нефть" означает любую стойкую углеводородную минеральную нефть, в частности сырую нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочное масло, независимо от того, перевозятся ли они на борту судна в качестве груза или в топливных танках такого судна.

6. "Ущерб от загрязнения" означает:

а) убытки или ущерб, причиненные вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти с судна, где бы такая утечка или слив ни произошли, при условии что возмещение за нанесение ущерба окружающей среде, помимо упущенной выгоды вследствие такого нанесения ущерба, ограничивается расходами на осуществление разумных мер по восстановлению, которые были фактически предприняты или должны быть предприняты;

b) расходы по предупредительным мерам и последующие убытки или ущерб, причиненные предупредительными мерами.

7. "Предупредительные меры" означают любые разумные меры, предпринятые любым лицом после того, как произошел инцидент, для предотвращения или уменьшения ущерба от загрязнения.

8. "Инцидент" означает любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, повлекшее ущерб от загрязнения или создающее серьезную и неминуемую угрозу причинения такого ущерба.

9. "Организация" означает Международную морскую организацию.

10. "Конвенция об ответственности 1969 года" означает Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года. Для государств - участников Протокола 1976 года к этой Конвенции такой термин считается охватывающим Конвенцию об ответственности 1969 года, измененную этим Протоколом.

Статья II

Настоящая Конвенция применяется исключительно:

а) к ущербу от загрязнения, причиненному:

i) на территории Договаривающегося Государства, включая его территориальное море; и

ii) в исключительной экономической зоне Договаривающегося Государства, установленной в соответствии с международным правом, либо, если Договаривающееся Государство не установило такую зону, в районе, находящемся за пределами и прилегающем к территориальному морю этого государства, установленном этим государством в соответствии с международным правом и простирающемся не более чем на 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина его территориального моря;

b) к предупредительным мерам, предпринятым для предотвращения или уменьшения такого ущерба, где бы они ни предпринимались.

Статья III

1. За исключением случаев, предусмотренных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, собственник судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий, с момента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента.

2. Собственник судна не отвечает за ущерб от загрязнения, если докажет, что ущерб:

(а) явился результатом военных действий, враждебных действий:

гражданской войны, восстания или стихийного явления, исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого или

(b) всецело вызван действием или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб, или

(с) был всецело вызван небрежностью или иным неправомерным действием правительства или другого органа власти, отвечающего за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении этой функции.

3. Если собственник судна докажет, что ущерб от загрязнения произошел всецело или частично в результате поведения потерпевшего лица, которое действовало или бездействовало с намерением причинить ущерб, либо грубой небрежности этого лица, он может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом.

4. Никакой иск о возмещении ущерба от загрязнения не может быть предъявлен к собственнику судна иначе как в соответствии с настоящей Конвенцией. При условии соблюдения пункта 5 настоящей статьи никакой иск о возмещении ущерба от загрязнения на основании настоящей Конвенции или на иных основаниях не может быть предъявлен к:

а) служащим или агентам собственника судна или членам экипажа;

b) лоцману или любому другому лицу, которое, не являясь членом экипажа, выполняет работу на судне;

с) любому фрахтователю (как бы он ни именовался, включая фрахтователя по бербоут-чартеру), управляющему или оператору судна;

d) любому лицу, выполняющему операции по спасанию с согласия собственника судна или по указанию компетентных публичных властей;

е) любому лицу, предпринимающему предупредительные меры;

f) всем служащим или агентам лиц, упомянутых в подпунктах "с", "d" и "е",

если ущерб не явился результатом их собственного действия или бездействия, совершенного либо с намерением причинить такой ущерб, либо по самонадеянности и с пониманием вероятности возникновения такого ущерба.

5. Ничто в настоящей Конвенции не нарушает права регресса собственника судна к третьим лицам.

Статья IV

Если происходит инцидент, связанный с двумя или более судами, в результате которого причиняется ущерб от загрязнения, собственники всех причастных к нему судов, если они не освобождаются от ответственности на основании статьи III, несут солидарную ответственность за всю совокупность убытков, которые не могут быть разумно разделены.

Статья V

1. Собственник судна имеет право ограничить свою ответственность по настоящей Конвенции в отношении любого одного инцидента общей суммой, исчисляемой следующим образом:

а) 4510000 расчетных единиц для судна вместимостью не более 5000 единиц (подпункт в редакции Международного протокола от 27 ноября 1992 года (с изменениями, внесенными Поправками от 1 ноября 2003 года) - см. предыдущую редакцию);

b) для судна вместимостью, превышающей указанную выше, дополнительно к сумме, упомянутой в подпункте "а", добавляется 631 расчетная единица за каждую последующую единицу вместимости (подпункт в редакции Международного протокола от 27 ноября 1992 года (с изменениями, внесенными Поправками от 1 ноября 2003 года) - см. предыдущую редакцию),

при условии, однако, что эта общая сумма ни в коем случае не превышает 89770000 расчетных единиц (абзац в редакции Международного протокола от 27 ноября 1992 года (с изменениями, внесенными Поправками от 1 ноября 2003 года) - см. предыдущую редакцию).

2. Собственник судна не имеет права ограничить свою ответственность по настоящей Конвенции, если доказано, что ущерб от загрязнения явился результатом его собственного действия или бездействия, совершенного либо с намерением причинить такой ущерб, либо по самонадеянности и с пониманием вероятности возникновения такого ущерба.

3. Для того чтобы воспользоваться ограничением, предусмотренным в пункте 1 настоящей статьи, собственник должен создать фонд на общую сумму, равную пределу его ответственности в суде или любом другом компетентном органе какого-либо одного из Договаривающихся Государств, в котором на основании статьи IX может быть предъявлен иск, или, если иск не предъявлен, в любом суде или другом компетентном органе любого одного из Договаривающихся Государств, в котором на основании статьи IX может быть предъявлен иск. Этот фонд может быть создан либо путем внесения суммы в депозит, либо путем представления банковской гарантии или другого обеспечения, приемлемого по законодательству Договаривающегося Государства, в котором создается фонд, и признаваемого достаточным судом или другим компетентным органом.

4. Фонд распределяется между истцами пропорционально суммам их обоснованных исковых требований.

5. Если до распределения фонда собственник судна, его служащий или его агент, либо его страховщик или лицо, представившее иное финансовое обеспечение, уплатили вследствие инцидента компенсацию за ущерб от загрязнения, такое либо приобретает, в пределах уплаченной им суммы, в порядке суброгации те права, которые на основании настоящей Конвенции принадлежали бы лицу, получившему компенсацию.

6. Правом суброгации, предусмотренным в пункте 5 настоящей статьи, может воспользоваться также любое лицо, иное чем названные выше, в отношении любой суммы, которую оно уплатило в возмещение ущерба от загрязнения, при условии, что такая суброгация разрешена подлежащим применению к ней национальным правом.

7. Если собственник судна или какое-либо другое лицо установят, что они могут быть впоследствии принуждены уплатить полностью или частично такую сумму компенсации, в отношении которой такое лицо могло бы воспользоваться правом суброгации на основании пункта 5 или 6 настоящей статьи, если бы возмещение было уплачено до распределения фонда, то суд или другой компетентный орган Государства, в котором фонд создан, может распорядиться, чтобы достаточная сумма была временно зарезервирована для того, чтобы дать такому лицу возможность удовлетворения впоследствии его требования к фонду.

8. Расходы и пожертвования, поскольку они разумны и произведены собственником судна добровольно с целью избежать ущерба от загрязнения или уменьшить его, дают ему те же права к фонду, какие имеют другие кредиторы.

9. а) "Расчетная единица", упомянутая в пункте 1 настоящей статьи, является единицей "специального права заимствования", как она определена Международным валютным фондом. Суммы, упомянутые в пункте 1, переводятся в национальную валюту на основе стоимости этой валюты в единицах "специального права заимствования" на дату создания фонда, упомянутого в пункте 3. Стоимость национальной валюты Договаривающегося Государства, являющегося членом Международного валютного фонда, в единицах "специального права заимствования" исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для его собственных операций и расчетов. Стоимость национальной валюты Договаривающегося Государства, не являющегося членом Международного валютного фонда, в единицах "специального права заимствования" исчисляется способом, установленным этим государством.

b) Тем не менее Договаривающееся Государство, которое не является членом Международного валютного фонда и законодательство которого не позволяет применять положения пункта 9 "а", может во время ратификации, принятия, утверждения настоящей Конвенции или присоединения к ней либо в любое время после этого заявить, что расчетная единица, упомянутая в пункте 9 "а", будет равна 15 золотым франкам. Золотой франк, упомянутый в настоящем пункте, соответствует шестидесяти пяти с половиной миллиграммам золота пробы девятьсот тысячных. Перевод золотых франков в национальную валюту осуществляется согласно законодательству соответствующего государства.

с) Исчисление, упомянутое в последнем предложении пункта 9 "а", и перевод, упомянутый в пункте 9 "b", осуществляются таким образом, чтобы выразить в национальной валюте Договаривающегося государства, насколько это возможно, ту же реальную ценность сумм, указанных в пункте 1, какая образовалась бы в случае применения первых трех предложений пункта 9 "а". Договаривающиеся Государства сообщают депозитарию способ исчисления согласно пункту 9 "а" или, в соответствующем случае, результат перевода согласно пункту 9 "b" при сдаче на хранение документа о ратификации, принятии, утверждении настоящей Конвенции или присоединении к ней и затем каждый раз, когда происходит изменение в этом способе или в результате перевода.

10. Для целей настоящей статьи вместимостью судна считается его валовая вместимость, исчисляемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении I к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.

11. Страховщик или иное лицо, предоставившее финансовое обеспечение, имеет право создать фонд в соответствии с настоящей статьей на тех же условиях и имеющий то же значение, как если бы он был создан собственником судна. Такой фонд может создаваться, даже если в соответствии с положениями пункта 2 собственник не имеет права ограничить свою ответственность, но создание фонда в этом случае не затрагивает прав любого истца в отношении собственника.

Статья VI

1. Если собственник судна после инцидента создал фонд в соответствии со статьей V и имеет право ограничить свою ответственность:

(а) никакое лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, возникшего вследствие этого инцидента, не имеет права на удовлетворение такого требования за счет какого-либо другого имущества собственника судна;

(b) суд или другой компетентный орган любого Договаривающегося Государства дает распоряжение об освобождении любого судна или иного принадлежащего собственнику судна имущества, на которые был наложен арест в связи с требованием о возмещении ущерба от загрязнения, причиненного тем же инцидентом, и таким же образом возвращает любой залог или иное обеспечение, представленное с целью избежания такого ареста.

2. Вышеизложенное применяется, однако, лишь в случае, если истец имеет доступ в суд, который распоряжается фондом и фонд может быть действительно использован для удовлетворения его иска.

Статья VII

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: