Семь камней правосудия как концептуальные проблемы судебной системы

Обновлено: 01.05.2024

Отечественная судебная система претерпевает значительные преобразования. При этом еще не сломлен некоторый негативный стереотип общественного восприятия их работы. Почему так происходит, и каковы перспективы развития судебной системы рассказал Liter.kz пресс-секретарь Верховного Суда, кандидат политических наук Айдос Садуакасов.

БЕЗ ТЕРНИЙ - К СПРАВЕДЛИВОСТИ

- Произошедшие преобразования не зародились вдруг из ничего, а есть логическое продолжение реформ, заложенных в Плане нации. Елбасы, как помните, поставил задачу повысить доверие к суду. «7 камней» ориентированы именно на ее решение. Эта задача требовала изучения общественного мнения, каким видится судебная система глазами народа. На открытое обращение Председателя Верховного Суда через СМИ и соцсети мы получили более 1 000 предложений. Юристы и просто граждане поделились своим мнением от сложных тем права, отбора и назначения судей до элементарной их культуры поведения на процессе. Эти предложения систематизированы в «Семь камней правосудия». Почему именно семь? Отвечу: все значимые проблемы, и пути их решения были объединены в направления. Так сформированы семь команд. Их направленность отразили названия - «Мінсіз судья» (Безупречный судья), «Үлгілі сот» (Образцовый суд), «Әділ процесс» (Справедливый процесс), «SMART СОТ» (Умный суд), «Коммуникациялық стратегия» (Коммуникационная стратегия), «Сапалы нәтиже» (Качественный результат), «Татуласу: сотқа дейін, сотта» (Примирение: до суда, в суде).

- Вот уже второй год мы наблюдаем новый этап модернизации судебной системы. Начиная его, руководством Верховного Суда предложено видение: «Сделано немало - продолжим вместе!» Удалось ли достигнуть задуманного?

- Действительно, любая реформа требует единения усилий многих людей, тем более, когда речь идет о такой сложной сфере, как судебная. Сами знаете, суд является последней инстанцией поиска желанной истины. Часто она сопровождается различными трудностями, порой люди в отчаянии не знают, где и как добиться справедливости. Мы хотим облегчить данный путь. В этом и заключается смысл поставленных Елбасы трех задач: создать стимулы, чтобы судьями захотели стать лучшие юристы, усилить фильтры отбора новых судей и профессиональной оценки действующих, а также ужесточить их ответственность за допускаемые нарушения.

Спросите: почему мы начали с этого? В основе успеха любых преобразований лежит профессионализм специалистов. В корне модернизации судебной системы - компетентность судейского корпуса. Сейчас все судебные залы республики оборудованы аудио-, видеофиксацией, действует «Судебный кабинет», «Ситуационный центр» и т.д. Но какой от всего этого толк, если судья не может ими пользоваться, будет некомпетентным?

Поправки в закон открыли дорогу в судейский корпус кандидатов вне конкурса - специалистам в сфере налогов, таможни, инвестиций, интеллектуальной собственности, конкуренции и антимонопольной деятельности и др. Мы также существенно остановили отток судей. Раньше ежегодно увольнялись до 100 человек. Они ссылались на неконкурентную зарплату, непрозрачный отбор, условия для роста по карьере и ненормированную работу. Сегодня, напротив, растет число претендентов в судьи. Их в этом году в 2 раза больше, чем в прошлом. Созданная в мае Комиссия по качеству тщательно изучает профессиональные и этические стороны судей. Так, в этом году Комиссия уже дала заключение по кандидатам на должности судей Верховного Суда и председателей областных коллегий. Им также в текущем году предстоит оценить каждого пятого судью по новым критериям. Те, кто допустил серьезные ошибки в работе, не смогут пройти проверку, а это, естественно, повлечет увольнение.

- Эти меры в принципе должны были уменьшить число жалоб. Однако они все еще продолжаются. Что сделано конкретно по данному кейсу?

- Разработаны 2 законопроекта. Они способствуют тому, чтобы сделать судебные процессы понятными, удобными и разумными. Так, первый проект закона нацелен на очищение гражданских процессов от формализма. Вот, смотрите: в рамках простого дела судья обязан вынести до 14 промежуточных решений. Так требует ГПК . Судья не может дойти до истины, если стороны сами не раскроют эти детали. Все это непонятно для людей, откуда им знать тонкости процесса и процессуальные барьеры?

Еще один законопроект - об адмюстиции. Он базируется на принципе «презумпции виновности» госоргана, который будет обязан обосновать свое решение или действие, а не тот, кто на него подал иск. Полагаю, адмюстиция поменяет отношение госорганов к людям и бизнесу. Данный институт уже успешно работает практически во всех постсоветских странах. Там представители госаппарата стали более дисциплинированными, оздоровился экономический климат, в рост пошли инвестиции.

Чтобы сделать понятными судебные акты, ВС поменял требования по структуре их составления, обязав судей разъяснять их суть и логику принятого решения после оглашения.

ГЛАВНОЕ МЕРИЛО - ЗАКОН

- Сделано, действительно, немало. Даже несведущий в судебных вопросах сегодня скажет об этом. Но все же, может, уже есть какие-то предварительные итоги этих «Семи камней»?

- Они, действительно, значительные. Успех любых преобразований зависит не только от самих реформаторов, но и от уровня готовности общества меняться в соответствии с предлагаемыми изменениями. Как я уже сказал выше, мы изменили законы. Постепенно обновляется судейский корпус. Но этого недостаточно и не будет ощутимых эффектов, если не меняется отношение людей к закону. Вот в этом вся сложность.

Люди продолжают обращаться в различные учреждения. Этот пережиток советской эпохи до сих пор не изжит. При этом нельзя забывать, что правосудие в Казахстане так же, как и в любой стране, осуществляется только судом. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или его функции. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Уже стало «модно» обсуждать в Фейсбуке те или иные судебные акты. Но язык соцсетей - эмоциональный и не отражает всю полноту информации из зала суда. Порой люди недоговаривают ключевой аргумент судей, а вместо этого описывают свои переживания, выдавая себя жертвой правосудия. Действительно, читая такие посты, невольно чувствуешь эти эмоции. Усиливает это масса комментариев сочувствующих. Но если мы хотим строить правовое государство, главным мерилом и ориентиром всего должен оставаться только закон.

Необходимо отметить, что каждый обжалуемый приговор или решение необходимо рассматривать строго индивидуально. Иногда люди, не исчерпав все процессуальные возможности, предрешая обжалование, «опускают руки» и не идут в вышестоящие инстанции. А ведь случается и такое, когда, пройдя все судебные инстанции, кассация отменяет все судебные акты и оправдывает человека! Тоже можно сказать и о гражданских процессах. Зачем я все это говорю? Как мы поняли, проблема заключается в необходимости изменения парадигмы мышления. Как у судей, так и у участников процесса. Перед реализацией «Семи камней» мы изучили международный опыт и убедились, что в развитых странах далеко не все иски попадают в суд. Например, в судах США, Сингапура, Кореи, Дубая и Англии успешно внедрен проектный менеджмент. В результате появились новые виды судопроизводства: «ночной», «виртуальный», «семейный» суды, медиация и др. Там порядка 80-90% гражданских споров разрешаются путем примирения. Это сказалось не только на значительной разгрузке судей, но и на повышении правосознания людей.

Мы переняли этот опыт и реализовали большой пласт работы по популяризации примирения. Так, совместно с акиматами, профсоюзами, медиаторами по стране открыто 46 центров примирения, в которых работают медиаторы, психологи и юристы. Функционирует более тысячи кабинетов примирения, в том числе более 300 - в судах. Реализуется ряд совместных мероприятий с Федерацией профсоюзов и Министерством общественного развития в целях снижения уровня конфликтности в обществе, повышения правосознания и правовой грамотности населения, развития института медиации. Проведены встречи с интеллигенцией, активистами и аксакалами регионов. В общественных приемных партии «Nur Otan» в столице, Кызылординской и Алматинской областях запущен пилотный проект «Центры примирения». Цель продвигаемых идей - культивировать и сохранить в обществе стремление к мирному, взаимоприемлемому разрешению любого конфликта.

Данный посыл хорошо воспринят в обществе. Идет встречная реакция: ассоциации медиаторов сами стали открывать центры внесудебного примирения, в ряде районов созданы советы биев. В судах, рассматривающих гражданские дела, реализуется пилотный проект «Судья-примиритель»: по спорам, где возможна медиация, на стадии принятия иска судьи разъясняют сторонам преимущества мирного разрешения конфликта. В результате примиряются 55% от явившихся на беседу сторон. Это очень высокий показатель для начала работы. - Да, сейчас уже ни для кого не секрет, что в «ночном» суде можно вечером получить постановление по ДТП, благодаря «семейному» суду - меньше стало разводов, а участвовать в процессе можно и, находясь в другой стране, через смартфон… Думаю, эти пилоты наиболее популярны и востребованы… - Вы правы. Вот только несколько недавних новшеств «Судебного кабинета»: объединены 32 сервиса по отправке заявлений и ходатайств по гражданским и уголовным делам, запущено 5 видов ходатайств и заявлений в электронном формате, выбрать профессионального медиатора, подав заявку на проведение медиации, можно в электронном виде. Посредством «Виртуального суда» люди экономят не только средства, но и самое ценное - время. Внедрены современные форматы работы судов, в судопроизводство - цифровые технологии, сокращены излишние судебные процедуры и издержки. Эти изменения в целом ориентируют судебный процесс на эффективность, полноту и мобильность разрешения дела. Это, в свою очередь, способствует выполнению стратегической задачи - повышению доверия общества к судам.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВАМ В ПОМОЩЬ

- В разговорах с сотрудниками судов часто слышимо реинжиниринге бизнес-процессов. Разве такое применимо к суду?

- В свое время казалось, что судьи не имеют никакого отношения к соцсетям. А сейчас, как видите, в Фейсбуке более 300 судей и сотрудников судов ежедневно разъясняют логику судебных актов. Точно также любой новый тренд не обошел стороной и суд. Раз мы

нацелены на создание удобств посетителям, то мы обязаны внедрить все прогрессивные элементы менеджмента и сервиса. Все-таки, когда вы заходите в зал судебного заседания в глаза бросается атрибутика правосудия, и она создает атмосферу торжества закона. Точно также мы должны создать условия для посетителей суда, как «театр начинается с вешалки». На это ориентированы фронт-офисы судов. Их уже открыто 50, до конца года планируем довести до 100. Современный хай-тек дизайн их помещений, оснащение интернетом, дельные советы адвокатов, медиаторов, конфликтологов и психологов, несомненно, играют свою существенную роль в разгрузке как людей, так и судов. Некоторые посетители после таких консультаций начинают прибегать к помощи медиаторов, забыв свои обиды и споры.

Разумеется, мы допускаем человеческий фактор. И здесь важно мнение каждого посетителя суда. Это есть механизм обратной связи с населением. На устранение недостатков в организации судебных процессов, обеспечение высокого уровня сервиса с сопровождением вежливого персонала суда направлен проект Digital agent (народный контроль). Данное мобильное приложение позволяет любому пользователю в режиме онлайн связаться с администратором судов и на месте решить возникающие вопросы. Допустим, после заседания участник процесса не смог получить запись АВФ или обнаружил отсутствие стола или сломанный стул. Это он может отразить в данном приложении. В систему внесены данные почти 400 судов, на местах определены ответственные сотрудники для обратной связи с гражданами.

- В СМИ я не раз читала о визитах иностранных делегаций с целью перенять опыт казахстанских судов в части цифровизации судопроизводства. Какие технологии будут внедрены в дальнейшем?

- IT-технологии следуют семимильными шагами. Их внедрение в судопроизводство - веление времени. Современные тренды цифровизации существенно облегчают судопроизводство. В этом плане в ближайшем будущем планируется запустить сервис «Судебная практика». Он позволит перевести формат судебных актов в машиночитаемый вид, алгоритм поиска информации по ключевым словам. Прорабатывается вопрос внедрения модуля «Цифровая аналитика судебной практики». Это целый комплекс услуг предсказуемости и прогнозирования исхода дел. Не забыли и о таком удобном сервисе, как Суд-Gis (карта навигации), а также системы защиты информации (обеспечение копирования, резервирования и восстановления на уровне подсистем, мониторинг и контроль качества) и телеграмм-бот.

В правовом Государстве мерилом и ориентиром всего является только закон. Отечественная судебная система претерпевает значительные преобразования. При этом еще не сломлен некоторый негативный стереотип общественного восприятия их работы. Почему так происходит, и каковы перспективы развития судебной системы рассказал Liter.kz пресс-секретарь Верховного Суда, кандидат политических наук Айдос Садуакасов.

БЕЗ ТЕРНИЙ – К СПРАВЕДЛИВОСТИ

– Произошедшие преобразования не зародились вдруг из ничего, а есть логическое продолжение реформ, заложенных в Плане нации. Елбасы, как помните, поставил задачу повысить доверие к суду. «7 камней» ориентированы именно на ее решение. Эта задача требовала изучения общественного мнения, каким видится судебная система глазами народа. На открытое обращение Председателя Верховного Суда через СМИ и соцсети мы получили более 1 000 предложений. Юристы и просто граждане поделились своим мнением от сложных тем права, отбора и назначения судей до элементарной их культуры поведения на процессе. Эти предложения систематизированы в «Семь камней правосудия». Почему именно семь? Отвечу: все значимые проблемы, и пути их решения были объединены в направления. Так сформированы семь команд. Их направленность отразили названия – «Мінсіз судья» (Безупречный судья), «Үлгілі сот» (Образцовый суд), «Әділ процесс» (Справедливый процесс), «SMART СОТ» (Умный суд), «Коммуникациялық стратегия» (Коммуникационная стратегия), «Сапалы нәтиже» (Качественный результат), «Татуласу: сотқа дейін, сотта» (Примирение: до суда, в суде).

– Вот уже второй год мы наблюдаем новый этап модернизации судебной системы. Начиная его, руководством Верховного Суда предложено видение: «Сделано немало – продолжим вместе!» Удалось ли достигнуть задуманного?

– Действительно, любая реформа требует единения усилий многих людей, тем более, когда речь идет о такой сложной сфере, как судебная. Сами знаете, суд является последней инстанцией поиска желанной истины. Часто она сопровождается различными трудностями, порой люди в отчаянии не знают, где и как добиться справедливости. Мы хотим облегчить данный путь. В этом и заключается смысл поставленных Елбасы трех задач: создать стимулы, чтобы судьями захотели стать лучшие юристы, усилить фильтры отбора новых судей и профессиональной оценки действующих, а также ужесточить их ответственность за допускаемые нарушения. Спросите: почему мы начали с этого? В основе успеха любых преобразований лежит профессионализм специалистов. В корне модернизации судебной системы – компетентность судейского корпуса. Сейчас все судебные залы республики оборудованы аудио-, видеофиксацией, действует «Судебный кабинет», «Ситуационный центр» и т.д. Но какой от всего этого толк, если судья не может ими пользоваться, будет некомпетентным? Поправки в закон открыли дорогу в судейский корпус кандидатов вне конкурса – специалистам в сфере налогов, таможни, инвестиций, интеллектуальной собственности, конкуренции и антимонопольной деятельности и др. Мы также существенно остановили отток судей. Раньше ежегодно увольнялись до 100 человек. Они ссылались на неконкурентную зарплату, непрозрачный отбор, условия для роста по карьере и ненормированную работу. Сегодня, напротив, растет число претендентов в судьи. Их в этом году в 2 раза больше, чем в прошлом. Созданная в мае Комиссия по качеству тщательно изучает профессиональные и этические стороны судей. Так, в этом году Комиссия уже дала заключение по кандидатам на должности судей Верховного Суда и председателей областных коллегий. Им также в текущем году предстоит оценить каждого пятого судью по новым критериям. Те, кто допустил серьезные ошибки в работе, не смогут пройти проверку, а это, естественно, повлечет увольнение. – Эти меры в принципе должны были уменьшить число жалоб. Однако они все еще продолжаются. Что сделано конкретно по данному кейсу? – Разработаны 2 законопроекта. Они способствуют тому, чтобы сделать судебные процессы понятными, удобными и разумными. Так, первый проект закона нацелен на очищение гражданских процессов от формализма. Вот, смотрите: в рамках простого дела судья обязан вынести до 14 промежуточных решений. Так требует ГПК. Судья не может дойти до истины, если стороны сами не раскроют эти детали. Все это непонятно для людей, откуда им знать тонкости процесса и процессуальные барьеры? Еще один законопроект – об адмюстиции. Он базируется на принципе «презумпции виновности» госоргана, который будет обязан обосновать свое решение или действие, а не тот, кто на него подал иск. Полагаю, адмюстиция поменяет отношение госорганов к людям и бизнесу. Данный институт уже успешно работает практически во всех постсоветских странах. Там представители госаппарата стали более дисциплинированными, оздоровился экономический климат, в рост пошли инвестиции. Чтобы сделать понятными судебные акты, ВС поменял требования по структуре их составления, обязав судей разъяснять их суть и логику принятого решения после оглашения.

ГЛАВНОЕ МЕРИЛО – ЗАКОН

– Сделано, действительно, немало. Даже несведущий в судебных вопросах сегодня скажет об этом. Но все же, может, уже есть какие-то предварительные итоги этих «Семи камней»?

– Они, действительно, значительные. Успех любых преобразований зависит не только от самих реформаторов, но и от уровня готовности общества меняться в соответствии с предлагаемыми изменениями. Как я уже сказал выше, мы изменили законы. Постепенно обновляется судейский корпус. Но этого недостаточно и не будет ощутимых эффектов, если не меняется отношение людей к закону. Вот в этом вся сложность. Люди продолжают обращаться в различные учреждения. Этот пережиток советской эпохи до сих пор не изжит. При этом нельзя забывать, что правосудие в Казахстане так же, как и в любой стране, осуществляется только судом. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или его функции. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Уже стало «модно» обсуждать в Фейсбуке те или иные судебные акты. Но язык соцсетей – эмоциональный и не отражает всю полноту информации из зала суда. Порой люди недоговаривают ключевой аргумент судей, а вместо этого описывают свои переживания, выдавая себя жертвой правосудия. Действительно, читая такие посты, невольно чувствуешь эти эмоции. Усиливает это масса комментариев сочувствующих. Но если мы хотим строить правовое государство, главным мерилом и ориентиром всего должен оставаться только закон. Необходимо отметить, что каждый обжалуемый приговор или решение необходимо рассматривать строго индивидуально. Иногда люди, не исчерпав все процессуальные возможности, предрешая обжалование, «опускают руки» и не идут в вышестоящие инстанции. А ведь случается и такое, когда, пройдя все судебные инстанции, кассация отменяет все судебные акты и оправдывает человека! Тоже можно сказать и о гражданских процессах. Зачем я все это говорю? Как мы поняли, проблема заключается в необходимости изменения парадигмы мышления. Как у судей, так и у участников процесса. Перед реализацией «Семи камней» мы изучили международный опыт и убедились, что в развитых странах далеко не все иски попадают в суд. Например, в судах США, Сингапура, Кореи, Дубая и Англии успешно внедрен проектный менеджмент. В результате появились новые виды судопроизводства: «ночной», «виртуальный», «семейный» суды, медиация и др. Там порядка 80-90% гражданских споров разрешаются путем примирения. Это сказалось не только на значительной разгрузке судей, но и на повышении правосознания людей. Мы переняли этот опыт и реализовали большой пласт работы по популяризации примирения. Так, совместно с акиматами, профсоюзами, медиаторами по стране открыто 46 центров примирения, в которых работают медиаторы, психологи и юристы. Функционирует более тысячи кабинетов примирения, в том числе более 300 – в судах. Реализуется ряд совместных мероприятий с Федерацией профсоюзов и Министерством общественного развития в целях снижения уровня конфликтности в обществе, повышения правосознания и правовой грамотности населения, развития института медиации. Проведены встречи с интеллигенцией, активистами и аксакалами регионов. В общественных приемных партии «Nur Otan» в столице, Кызылординской и Алматинской областях запущен пилотный проект «Центры примирения». Цель продвигаемых идей – культивировать и сохранить в обществе стремление к мирному, взаимоприемлемому разрешению любого конфликта. Данный посыл хорошо воспринят в обществе. Идет встречная реакция: ассоциации медиаторов сами стали открывать центры внесудебного примирения, в ряде районов созданы советы биев. В судах, рассматривающих гражданские дела, реализуется пилотный проект «Судья-примиритель»: по спорам, где возможна медиация, на стадии принятия иска судьи разъясняют сторонам преимущества мирного разрешения конфликта. В результате примиряются 55% от явившихся на беседу сторон. Это очень высокий показатель для начала работы.

– Да, сейчас уже ни для кого не секрет, что в «ночном» суде можно вечером получить постановление по ДТП, благодаря «семейному» суду – меньше стало разводов, а участвовать в процессе можно и, находясь в другой стране, через смартфон… Думаю, эти пилоты наиболее популярны и востребованы…

– Вы правы. Вот только несколько недавних новшеств «Судебного кабинета»: объединены 32 сервиса по отправке заявлений и ходатайств по гражданским и уголовным делам, запущено 5 видов ходатайств и заявлений в электронном формате, выбрать профессионального медиатора, подав заявку на проведение медиации, можно в электронном виде. Посредством «Виртуального суда» люди экономят не только средства, но и самое ценное – время. Внедрены современные форматы работы судов, в судопроизводство – цифровые технологии, сокращены излишние судебные процедуры и издержки. Эти изменения в целом ориентируют судебный процесс на эффективность, полноту и мобильность разрешения дела. Это, в свою очередь, способствует выполнению стратегической задачи – повышению доверия общества к судам.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВАМ В ПОМОЩЬ

– В разговорах с сотрудниками судов часто слышимо реинжиниринге бизнес-процессов. Разве такое применимо к суду?

– В свое время казалось, что судьи не имеют никакого отношения к соцсетям. А сейчас, как видите, в Фейсбуке более 300 судей и сотрудников судов ежедневно разъясняют логику судебных актов. Точно также любой новый тренд не обошел стороной и суд. Раз мы нацелены на создание удобств посетителям, то мы обязаны внедрить все прогрессивные элементы менеджмента и сервиса. Все-таки, когда вы заходите в зал судебного заседания в глаза бросается атрибутика правосудия, и она создает атмосферу торжества закона. Точно также мы должны создать условия для посетителей суда, как «театр начинается с вешалки». На это ориентированы фронт-офисы судов. Их уже открыто 50, до конца года планируем довести до 100. Современный хай-тек дизайн их помещений, оснащение интернетом, дельные советы адвокатов, медиаторов, конфликтологов и психологов, несомненно, играют свою существенную роль в разгрузке как людей, так и судов. Некоторые посетители после таких консультаций начинают прибегать к помощи медиаторов, забыв свои обиды и споры. Разумеется, мы допускаем человеческий фактор. И здесь важно мнение каждого посетителя суда. Это есть механизм обратной связи с населением. На устранение недостатков в организации судебных процессов, обеспечение высокого уровня сервиса с сопровождением вежливого персонала суда направлен проект Digital agent (народный контроль). Данное мобильное приложение позволяет любому пользователю в режиме онлайн связаться с администратором судов и на месте решить возникающие вопросы. Допустим, после заседания участник процесса не смог получить запись АВФ или обнаружил отсутствие стола или сломанный стул. Это он может отразить в данном приложении. В систему внесены данные почти 400 судов, на местах определены ответственные сотрудники для обратной связи с гражданами.

– В СМИ я не раз читала о визитах иностранных делегаций с целью перенять опыт казахстанских судов в части цифровизации судопроизводства. Какие технологии будут внедрены в дальнейшем?

– IT-технологии следуют семимильными шагами. Их внедрение в судопроизводство – веление времени. Современные тренды цифровизации существенно облегчают судопроизводство. В этом плане в ближайшем будущем планируется запустить сервис «Судебная практика». Он позволит перевести формат судебных актов в машиночитаемый вид, алгоритм поиска информации по ключевым словам. Прорабатывается вопрос внедрения модуля «Цифровая аналитика судебной практики». Это целый комплекс услуг предсказуемости и прогнозирования исхода дел. Не забыли и о таком удобном сервисе, как Суд-Gis (карта навигации), а также системы защиты информации (обеспечение копирования, резервирования и восстановления на уровне подсистем, мониторинг и контроль качества) и телеграмм-бот.

На расширенном совещании Верховного Суда в январе текущего года председатель Верховного Суда озвучил «Семь больших камней правосудия», вобравших в себя семь концептуальных проблем, над которыми предстоит работать судебной системе.

Справедливость – первый «камень», касающийся равноправия сторон в суде. По словам Жакипа Асанова, люди сегодня видят разные решения по схожим делам. Поэтому сейчас эксперты предлагают передавать судье только обвинительный акт, а не все уголовное дело.

Второй «камень» – независимость и ответственность судей. Судьи сегодня часто жалуются на зависимость от председателей судов, которые проверяют, отменяют акты, составляют характеристики при переходе в другие суды.

Третий «камень» – это эффективность правосудия. Любой может вынести спор на рассмотрение в суд, но налогоплательщики несут расходы. Суд – это долго и дорого. Чем меньше споров, тем выше качество правосудия. Административная юстиция – это четвертый «камень». В этом плане, по мнению Жакипа Асанова, необходимо развивать деятельность адмсудов, в частности, им можно было бы отдать споры госорганов и граждан. Мировая практика показывает эффективность таких судов. Их у нас нет. В других постсоветских странах – есть, и если ранее суды удовлетворяли свыше 50 процентов исков против госорганов, когда госорганы считали неправыми, то с течением времени таких исков стало 10 процентов. То есть суды заставили госорганы работать по закону, уважать права людей и изменили поведение чиновников. Пятый «камень» – следственные судьи. С этого года они выдают все санкции на арест. При выдаче санкции на арест судья должен проверить, есть ли основания для него. И в большинстве случаев следственные судьи идут на поводу у следствия. Шестой «камень» – качественный отбор судей. Этому пункту будет уделяться особое внимание. Цифровизация – это седьмой «камень». В этом направлении необходимо будет обеспечить беспрепятственный и удобный доступ к правосудию через IT-сервис, автоматизировать судопроизводство и начать работать с большими данными.

«Семь камней правосудия» — это семь приоритетных программ развития судебной системы. В ней будут детально обозначены стратегические задачи для судебной системы, которые вытекают из Рухани Жангыру, Плана нации, Цифрового Казахстана, Стратегий-2025, 2050 и других программных документов; установок Елбасы, в том числе по вхождению в 30-ку лучших стран. «Семь камней правосудия» собраны из тысяч предложений судей, адвокатов и активных граждан. Их предложения послужат добротным фундаментом для новой Концепции развития судебной системы.

Кван Елена Робертовна, Судья районного суда №2 Бостандыкского района

Комментарии

Наши реквизиты:
Ассоциация юридических лиц
"Международный форум
содействия правовым реформам"
"Регистрационный сбор"
"Арбитражная пошлина"
"Арбитражные расходы"
БИН 140340016232
ИИК KZ958560000006434815
в АО "БанкЦентрКредит"
БИК KCJBKZKX
КБе 18 КНП 854

В правовом Государстве мерилом и ориентиром всего является только закон. Отечественная судебная система претерпевает значительные преобразования. При этом еще не сломлен некоторый негативный стереотип общественного восприятия их работы. Почему так происходит, и каковы перспективы развития судебной системы рассказал Liter.kz пресс-секретарь Верховного Суда, кандидат политических наук Айдос Садуакасов.

БЕЗ ТЕРНИЙ – К СПРАВЕДЛИВОСТИ

– Произошедшие преобразования не зародились вдруг из ничего, а есть логическое продолжение реформ, заложенных в Плане нации. Елбасы, как помните, поставил задачу повысить доверие к суду. «7 камней» ориентированы именно на ее решение. Эта задача требовала изучения общественного мнения, каким видится судебная система глазами народа. На открытое обращение Председателя Верховного Суда через СМИ и соцсети мы получили более 1 000 предложений. Юристы и просто граждане поделились своим мнением от сложных тем права, отбора и назначения судей до элементарной их культуры поведения на процессе. Эти предложения систематизированы в «Семь камней правосудия». Почему именно семь? Отвечу: все значимые проблемы, и пути их решения были объединены в направления. Так сформированы семь команд. Их направленность отразили названия – «Мінсіз судья» (Безупречный судья), «Үлгілі сот» (Образцовый суд), «Әділ процесс» (Справедливый процесс), «SMART СОТ» (Умный суд), «Коммуникациялық стратегия» (Коммуникационная стратегия), «Сапалы нәтиже» (Качественный результат), «Татуласу: сотқа дейін, сотта» (Примирение: до суда, в суде).

– Вот уже второй год мы наблюдаем новый этап модернизации судебной системы. Начиная его, руководством Верховного Суда предложено видение: «Сделано немало – продолжим вместе!» Удалось ли достигнуть задуманного?

– Действительно, любая реформа требует единения усилий многих людей, тем более, когда речь идет о такой сложной сфере, как судебная. Сами знаете, суд является последней инстанцией поиска желанной истины. Часто она сопровождается различными трудностями, порой люди в отчаянии не знают, где и как добиться справедливости. Мы хотим облегчить данный путь. В этом и заключается смысл поставленных Елбасы трех задач: создать стимулы, чтобы судьями захотели стать лучшие юристы, усилить фильтры отбора новых судей и профессиональной оценки действующих, а также ужесточить их ответственность за допускаемые нарушения. Спросите: почему мы начали с этого? В основе успеха любых преобразований лежит профессионализм специалистов. В корне модернизации судебной системы – компетентность судейского корпуса. Сейчас все судебные залы республики оборудованы аудио-, видеофиксацией, действует «Судебный кабинет», «Ситуационный центр» и т.д. Но какой от всего этого толк, если судья не может ими пользоваться, будет некомпетентным? Поправки в закон открыли дорогу в судейский корпус кандидатов вне конкурса – специалистам в сфере налогов, таможни, инвестиций, интеллектуальной собственности, конкуренции и антимонопольной деятельности и др. Мы также существенно остановили отток судей. Раньше ежегодно увольнялись до 100 человек. Они ссылались на неконкурентную зарплату, непрозрачный отбор, условия для роста по карьере и ненормированную работу. Сегодня, напротив, растет число претендентов в судьи. Их в этом году в 2 раза больше, чем в прошлом. Созданная в мае Комиссия по качеству тщательно изучает профессиональные и этические стороны судей. Так, в этом году Комиссия уже дала заключение по кандидатам на должности судей Верховного Суда и председателей областных коллегий. Им также в текущем году предстоит оценить каждого пятого судью по новым критериям. Те, кто допустил серьезные ошибки в работе, не смогут пройти проверку, а это, естественно, повлечет увольнение. – Эти меры в принципе должны были уменьшить число жалоб. Однако они все еще продолжаются. Что сделано конкретно по данному кейсу? – Разработаны 2 законопроекта. Они способствуют тому, чтобы сделать судебные процессы понятными, удобными и разумными. Так, первый проект закона нацелен на очищение гражданских процессов от формализма. Вот, смотрите: в рамках простого дела судья обязан вынести до 14 промежуточных решений. Так требует ГПК. Судья не может дойти до истины, если стороны сами не раскроют эти детали. Все это непонятно для людей, откуда им знать тонкости процесса и процессуальные барьеры? Еще один законопроект – об адмюстиции. Он базируется на принципе «презумпции виновности» госоргана, который будет обязан обосновать свое решение или действие, а не тот, кто на него подал иск. Полагаю, адмюстиция поменяет отношение госорганов к людям и бизнесу. Данный институт уже успешно работает практически во всех постсоветских странах. Там представители госаппарата стали более дисциплинированными, оздоровился экономический климат, в рост пошли инвестиции. Чтобы сделать понятными судебные акты, ВС поменял требования по структуре их составления, обязав судей разъяснять их суть и логику принятого решения после оглашения.

ГЛАВНОЕ МЕРИЛО – ЗАКОН

– Сделано, действительно, немало. Даже несведущий в судебных вопросах сегодня скажет об этом. Но все же, может, уже есть какие-то предварительные итоги этих «Семи камней»?

– Они, действительно, значительные. Успех любых преобразований зависит не только от самих реформаторов, но и от уровня готовности общества меняться в соответствии с предлагаемыми изменениями. Как я уже сказал выше, мы изменили законы. Постепенно обновляется судейский корпус. Но этого недостаточно и не будет ощутимых эффектов, если не меняется отношение людей к закону. Вот в этом вся сложность. Люди продолжают обращаться в различные учреждения. Этот пережиток советской эпохи до сих пор не изжит. При этом нельзя забывать, что правосудие в Казахстане так же, как и в любой стране, осуществляется только судом. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или его функции. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Уже стало «модно» обсуждать в Фейсбуке те или иные судебные акты. Но язык соцсетей – эмоциональный и не отражает всю полноту информации из зала суда. Порой люди недоговаривают ключевой аргумент судей, а вместо этого описывают свои переживания, выдавая себя жертвой правосудия. Действительно, читая такие посты, невольно чувствуешь эти эмоции. Усиливает это масса комментариев сочувствующих. Но если мы хотим строить правовое государство, главным мерилом и ориентиром всего должен оставаться только закон. Необходимо отметить, что каждый обжалуемый приговор или решение необходимо рассматривать строго индивидуально. Иногда люди, не исчерпав все процессуальные возможности, предрешая обжалование, «опускают руки» и не идут в вышестоящие инстанции. А ведь случается и такое, когда, пройдя все судебные инстанции, кассация отменяет все судебные акты и оправдывает человека! Тоже можно сказать и о гражданских процессах. Зачем я все это говорю? Как мы поняли, проблема заключается в необходимости изменения парадигмы мышления. Как у судей, так и у участников процесса. Перед реализацией «Семи камней» мы изучили международный опыт и убедились, что в развитых странах далеко не все иски попадают в суд. Например, в судах США, Сингапура, Кореи, Дубая и Англии успешно внедрен проектный менеджмент. В результате появились новые виды судопроизводства: «ночной», «виртуальный», «семейный» суды, медиация и др. Там порядка 80-90% гражданских споров разрешаются путем примирения. Это сказалось не только на значительной разгрузке судей, но и на повышении правосознания людей. Мы переняли этот опыт и реализовали большой пласт работы по популяризации примирения. Так, совместно с акиматами, профсоюзами, медиаторами по стране открыто 46 центров примирения, в которых работают медиаторы, психологи и юристы. Функционирует более тысячи кабинетов примирения, в том числе более 300 – в судах. Реализуется ряд совместных мероприятий с Федерацией профсоюзов и Министерством общественного развития в целях снижения уровня конфликтности в обществе, повышения правосознания и правовой грамотности населения, развития института медиации. Проведены встречи с интеллигенцией, активистами и аксакалами регионов. В общественных приемных партии «Nur Otan» в столице, Кызылординской и Алматинской областях запущен пилотный проект «Центры примирения». Цель продвигаемых идей – культивировать и сохранить в обществе стремление к мирному, взаимоприемлемому разрешению любого конфликта. Данный посыл хорошо воспринят в обществе. Идет встречная реакция: ассоциации медиаторов сами стали открывать центры внесудебного примирения, в ряде районов созданы советы биев. В судах, рассматривающих гражданские дела, реализуется пилотный проект «Судья-примиритель»: по спорам, где возможна медиация, на стадии принятия иска судьи разъясняют сторонам преимущества мирного разрешения конфликта. В результате примиряются 55% от явившихся на беседу сторон. Это очень высокий показатель для начала работы.

– Да, сейчас уже ни для кого не секрет, что в «ночном» суде можно вечером получить постановление по ДТП, благодаря «семейному» суду – меньше стало разводов, а участвовать в процессе можно и, находясь в другой стране, через смартфон… Думаю, эти пилоты наиболее популярны и востребованы…

– Вы правы. Вот только несколько недавних новшеств «Судебного кабинета»: объединены 32 сервиса по отправке заявлений и ходатайств по гражданским и уголовным делам, запущено 5 видов ходатайств и заявлений в электронном формате, выбрать профессионального медиатора, подав заявку на проведение медиации, можно в электронном виде. Посредством «Виртуального суда» люди экономят не только средства, но и самое ценное – время. Внедрены современные форматы работы судов, в судопроизводство – цифровые технологии, сокращены излишние судебные процедуры и издержки. Эти изменения в целом ориентируют судебный процесс на эффективность, полноту и мобильность разрешения дела. Это, в свою очередь, способствует выполнению стратегической задачи – повышению доверия общества к судам.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВАМ В ПОМОЩЬ

– В разговорах с сотрудниками судов часто слышимо реинжиниринге бизнес-процессов. Разве такое применимо к суду?

– В свое время казалось, что судьи не имеют никакого отношения к соцсетям. А сейчас, как видите, в Фейсбуке более 300 судей и сотрудников судов ежедневно разъясняют логику судебных актов. Точно также любой новый тренд не обошел стороной и суд. Раз мы нацелены на создание удобств посетителям, то мы обязаны внедрить все прогрессивные элементы менеджмента и сервиса. Все-таки, когда вы заходите в зал судебного заседания в глаза бросается атрибутика правосудия, и она создает атмосферу торжества закона. Точно также мы должны создать условия для посетителей суда, как «театр начинается с вешалки». На это ориентированы фронт-офисы судов. Их уже открыто 50, до конца года планируем довести до 100. Современный хай-тек дизайн их помещений, оснащение интернетом, дельные советы адвокатов, медиаторов, конфликтологов и психологов, несомненно, играют свою существенную роль в разгрузке как людей, так и судов. Некоторые посетители после таких консультаций начинают прибегать к помощи медиаторов, забыв свои обиды и споры. Разумеется, мы допускаем человеческий фактор. И здесь важно мнение каждого посетителя суда. Это есть механизм обратной связи с населением. На устранение недостатков в организации судебных процессов, обеспечение высокого уровня сервиса с сопровождением вежливого персонала суда направлен проект Digital agent (народный контроль). Данное мобильное приложение позволяет любому пользователю в режиме онлайн связаться с администратором судов и на месте решить возникающие вопросы. Допустим, после заседания участник процесса не смог получить запись АВФ или обнаружил отсутствие стола или сломанный стул. Это он может отразить в данном приложении. В систему внесены данные почти 400 судов, на местах определены ответственные сотрудники для обратной связи с гражданами.

– В СМИ я не раз читала о визитах иностранных делегаций с целью перенять опыт казахстанских судов в части цифровизации судопроизводства. Какие технологии будут внедрены в дальнейшем?

– IT-технологии следуют семимильными шагами. Их внедрение в судопроизводство – веление времени. Современные тренды цифровизации существенно облегчают судопроизводство. В этом плане в ближайшем будущем планируется запустить сервис «Судебная практика». Он позволит перевести формат судебных актов в машиночитаемый вид, алгоритм поиска информации по ключевым словам. Прорабатывается вопрос внедрения модуля «Цифровая аналитика судебной практики». Это целый комплекс услуг предсказуемости и прогнозирования исхода дел. Не забыли и о таком удобном сервисе, как Суд-Gis (карта навигации), а также системы защиты информации (обеспечение копирования, резервирования и восстановления на уровне подсистем, мониторинг и контроль качества) и телеграмм-бот.

sud.gov.kz

sud.gov.kz

Сделано немало. Нельзя не замечать очевидного. За три года подготовлены 30 законопроектов, 17 из которых уже приняты.

В 2018 году председатель Верховного Суда Жакип Асанов объявил о начале реализации программы модернизации судебной системы. Какие результаты были достигнуты за три года zakon.kz рассказал заместитель руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК Елдос Жумаксанов.

– Елдос Шаганович, многое делается в судебной системе. Программа "7 камней правосудия" дала своего ожидаемого эффекта?

– "7 камней правосудия" – это, по сути, наши стратегические ориентиры, которые были определены на основе запросов общества. Поймите одно. Никакая реформа не дает сиюминутного результата.

Мы имеем 7 приоритетных проектов. Говорят сами за себя их названия: "Безупречный судья", "Образцовый суд", "Справедливый процесс", "Качественный результат", "Smart-сот", "Коммуникационная стратегия" и "Примирение до суда, в суде".

Программа создавалась при активной роли юридического сообщества, судей, адвокатов и прокуроров. Все, кто был заинтересован в улучшении судебной деятельности в стране, откликнулся на обращение Верховного Суда и внес свои предложения. Этих неравнодушных юристов, как раз, и можно считать авторами программы.

На основе их предложений были сформированы те самые проекты, над реализацией которых Верховный Суд ведет активную работу.

Сделано немало. Нельзя не замечать очевидного.

За три года подготовлены 30 законопроектов, 17 из которых уже приняты. Усилены гарантии независимости судей, изменены порядок отбора судей, внедрена активная роль суда, вводится административная юстиция, расширена подсудность суда присяжных и многое другое.

Реализовали проекты: "Ночной суд" и "Семейный суд". В судах созданы Центры примирения и фронт-офисы. Уже никто не вспоминает про рейтинг судов и судей или запрет на гаджеты в судах. Их отменили почти сразу, когда только начинали Проект "7 камней правосудия".

- Хотелось бы получить развернутую информацию по каждому проекту.

- Начнем с проекта "Безупречный судья". Какие основные задачи он должен был решить? В первую очередь, решить проблемы качественного состава судейского корпуса.
Поэтому совместно с Высшим Судебным Советом концептуально изменили подходы к отбору кандидатов в судьи и требования к ним. Кроме тестирования кандидаты должны пройти интервью с судьями Верховного Суда и членами Высшего Судебного Совета, решить кейсовые задачи и написать эссе.

В результате, если прежде судьей становился каждый четвертый кандидат, то теперь из 20 кандидатов в судьи проходит только 1.
Также пересмотрели отбор кандидатов на обучение в Академии правосудия. Введены эссе, кейсы, интервью. Сама Академия выведена из-под регулирования Министерства образования и науки, что позволяет самостоятельно формировать учебные программы. Вместо изучения дисциплин, не востребованных судейской профессией, фокус - на подготовке будущих судей.

Повысился спрос и с действующего состава судей. В Верховном суде создали Комиссию по качеству правосудия, оценивающую профессиональную деятельность судьи, ввели новую Методику оценки. Она признана иностранными экспертами уникальным и объективным инструментом оценки.

Применение этой Методики за 1,5 года не позволило остаться не своих должностях каждому десятому судье из прошедших оценку. За 3 года планируется охватить такой оценкой 84% всех судей.
В то же время серьезное внимание уделено и укреплению независимости судей. Особо надо отметить.
Высшему Судебному Совету переданы Судебное жюри и Комиссия по кадровому резерву. Таким образом, все вопросы, связанные с отбором новых судей, продвижением действующих и рассмотрением дисциплинарных дел в отношении судей сосредоточены в одном независимом от Верховного Суда органе.

Для снижения влияния председателей судов и расширения судейского самоуправления упразднены президиумы и введены расширенные пленарные заседания с участием судей судов всех уровней.

Установлен запрет на пребывание в должности председателей судов и судебных коллегий более 2-х раз. Кстати, для председателей коллегий облсудов введен конкурсный отбор.
Все перечисленное работает на проект "Безупречный судья".

Кстати, хочу добавить, что именно с этим проектом команда Верховного Суда участвовала в национальном конкурсе "Qazaqstan Project Management Awards 2020" и среди 22 проектных команд удостоена золотой медали в номинации "Лучший проект центрального государственного органа".

- Тогда мы вас поздравляем! Но в чем отличие проекта "Безупречный судья" от проекта "Справедливый процесс"? Разве недостаточно для справедливого процесса иметь безупречного судью?

- Это два взаимодополняющих проекта, которые связаны одной общей целью – повышение доверия к суду.

Судья служит верховенству закона и тем самым обеспечивает защиту прав и законных интересов. Закон же, в свою очередь, должен содействовать судье в установлении справедливости.

К примеру, до недавнего времени судья в гражданском процессе был связан пределами исковых требований, освобожден от сбора доказательств, а это не способствовало установлению истины в споре. Соответственно, справедливость решения под вопросом.

Поэтому нужно было менять нормы, ограничивающие процессуальные права судей. Необходимые поправки в ГПК были внесены летом этого года. Теперь судья обязан быть активным в поиске истины в споре, он получил необходимые полномочия. Это особенно актуально для людей, не имеющих юридической поддержки.

Но, для реализации новой активной позиции в процессе, также важно освободить судью от несвойственной или лишней работы, чтобы у него было больше времени для подготовки к сложным процессам.

Поэтому с начала проекта "Справедливый процесс" начали работать над законами с целью оптимизации судебного процесса, избавления судей от излишних судебных процедур, передачи дел и материалов, где нет споров, другим органам.

Так, из 18 требований приказного производства 9 переданы нотариату. Это почти на 20% уменьшило количество судебных дел. А с учетом возможностей нотариата значительно сократило сроки взыскания долга.

В ГПК 10 из 12 категорий дел упрощенного производства переданы в приказное, исключены ряд формальных процессуальных действий.

Упростили процедуры банкротства. Из функций суда убрали назначение временного администратора и управляющего, а продление процедуры банкротства передали комитету кредиторов.

По государственным закупкам освободили заказчика от обязанности идти в суд, чтобы признать поставщика недобросовестным участником, несмотря на то, что им выплачена неустойка, исполнены обязательства и отсутствует ущерб заказчику. Это существенно оптимизировало работу СМЭС.

Проанализировали и работу административных судов. В госорганы переданы полностью 63 состава административных правонарушений, на альтернативной основе – 37 составов.

Передали прокуратуре почти все санкции на постановления судоисполнителей. За судом сохранены только санкции, затрагивающие конституционные права граждан: ограничение выезда за пределы республики и привод лиц к судебному исполнителю. От общего числа эти санкции составляют порядка 15%, но и они будут уменьшены через сужение оснований для привода и повышение порога для ограничения на выезд.

И это еще не все вопросы, решаемые в рамках проекта "Справедливый процесс".

В этом году принят Административный процедурно-процессуальный кодекс, который вводит новые правила рассмотрения исков граждан и бизнеса к госструктурам. Будет действовать принцип "презумпции виновности госоргана". Несогласным с решением госоргана будет достаточно обратиться в суд с заявлением, и он может рассчитывать на помощь суда. Это значительно облегчит защиту их прав. Сейчас идут организационные мероприятия по внедрению административной юстиции.

Мы уже констатируем заметное снижение обвинительного уклона в уголовном судопроизводстве, роста числа оправдательных приговоров и удовлетворённых жалоб на органы следствия. Теперь мы занимаемся решением проблемы обеспечения реальной состязательности в уголовном процессе.

И еще очень важные направления работы в рамках проекта – это создание единой судебной практики и дальнейшая цифровизация судопроизводства. С НПП "Атамекен" создаём IT-продукт для судебной аналитики и прогноза исхода дела.

- Что же решает проект "Качественный результат"?

- Судебный акт – это итоговый продукт судебного процесса. И на повышении его качества сделан основной акцент в рамках этого проекта.

Цель – обеспечить, чтобы каждый судебный акт был написан доступным языком, содержал полноценный анализ позиций сторон, а содержащиеся в нем выводы были четко обоснованы, логически выверены и понятны всем, кто его читает. Для этого был разработан и закреплен в нормативных постановлениях новый формат судебных актов.

Дополнительно к этому обязали судей сразу после оглашения своего решения устно разъяснять его существо, мотивы и правовые последствия. Когда человек понимает, что именно стало основой для принятия судом того или иного решения, он будет понимать, в чем была его сильная или слабая сторона и он сможет лучше защищать свои права в дальнейшем.

Для обеспечения правильного применения новой структуры судебных актов и их разъяснений судьи Верховного Суда ездят в регионы, оказывают необходимую помощь, проводят семинары.

В дополнение ко всему разработано и направлено в суды Пособие по составлению решений по гражданским делам с образцами актов. Планируется аналогичное Пособие по приговорам и постановлениям по административным делам.

- Будем надеяться, что решения судов будут понятны не только юристам, но и не сведущим в юриспруденции нашим гражданам. Поговорим о других проектах.

- Несколько слов скажу о проекте "Образцовый суд". К сожалению, у нас еще остается проблема, связанная с тем, что не везде пока имеются надлежащие условия для работы судей. Эта тема была поднята на прошедшем осенью Съезде судей с участием Главы государства. Теперь, уверены, что проблема будет решаться быстрее.

Но, тем не менее, в рамках этого проекта уже немало сделано. В 230 судах по единому дизайну открыты фронт-офисы. Открытое пространство, ресепшн, цифровая очередь, терминалы оплаты – все то, что соответствует современному уровню сервиса. Здесь же предусмотрены кабинеты медиатора, нотариуса, адвоката.
Это создает комфорт, в первую очередь, для посетителей судов.

В ближайших планах также заложено строительство 11 зданий судов в разных регионах, в основном районного звена. Правосудие должно вершиться в светлых залах.

– Расскажите тогда еще об одном проекте. "Ночной суд" ведь тоже прямо направлен на создание людям удобных условий для решения своего спора?

– Совершенно верно. "Ночной суд" был пилотным проектом, который уже реализован. Его запускали на основе передового опыта стран США и Сингапура и проводили в течение полутора лет. Суды работали в вечернее время с 18.30 до 22.00 часов и рассматривали дорожно-транспортные происшествия.

Потерпевший же при согласии правонарушителя с допущенными нарушениями и причинённым ущербом получал возможность оперативно разрешить спор по ДТП, в том числе в вечернее время. По более 23 тысячам делам участникам ДТП для участия в судебном процессе не пришлось отпрашиваться с работы, учебы. И это способствовало значительному сокращению сроков устранения последствий происшествия и получения страховой выплаты.

По результатам пилота соответствующие поправки для рассмотрения бесспорных дел были внесены в КоАП. Постановления по таким делам немедленно вступают в законную силу.

При согласии сторон суд вправе теперь также рассмотреть дела в области нарушения миграционного законодательства и по мелкому хулиганству.

- В этом году на различных площадках немало говорилось об успешном переходе наших судов на дистанционный формат рассмотрения дел в связи с пандемией благодаря своевременному внедрению цифровых технологий. Что еще дал проект "Smart-сот"?

- Цифровизации нашей судебной системы в целом сегодня дается высокая оценка со стороны зарубежных экспертов.

В рейтинге "Doing Business" Казахстан занимает 4 место среди 190 стран мира по индикатору, оценивающему цифровизацию судов. Согласно недавно вышедшему периодическому

Но такая оценка лишь подстегивает быть лучше. Что уже сделано?

Сегодня наши суды оснащены видеоконференцсвязью, позволяющей участвовать в них с любой точки мира.

Все залы судебных заседаний оборудованы системами аудиовидеофиксации (АВФ). Больше 90 % судебных дел рассматриваются с использованием АВФ. Это дисциплинирует участников процесса.

Ввели новые качественные и доступные IT-сервисы, такие как мобильное приложение Digital Agent для оценки сервиса в суде, сайт СУДЫ-GIS для поиска суда, медиатора, адвоката или нотариуса, помощник "Көмек", который оказывает интерактивную помощь, обеспечивает быстрый доступ к сайтам судов и дает ответы на частые вопросы.

Ведется работа над внедрением электронного зала судебного заседания, а также программы "Цифровая аналитика" для помощи судье по судебной практике.

И это не все, работа продолжается. На днях руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Наиль Ахметзакиров и министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин подписали Меморандум о сотрудничестве по совершенствованию IT систем и проектов. Получить поддержку отраслевого министерства в реализации намеченных планов дорогого стоит.

- В последнее время стала заметна активность представителей Верховного Суда в социальных сетях. Сохранится ли такое положение после завершения этого года, объявленного вами Годом качества коммуникаций?

- Действительно, 2020 год объявлен у нас Годом качества коммуникаций. Но та основа коммуникативного взаимодействия судов с обществом, со средствами массовой информации, которая заложена в этом году, будет лишь укрепляться.

На это ориентирован проект "Коммуникационная стратегия". Сегодня суды стали более открыты. Мы полностью переформатировали работу их пресс-служб. Создали при Верховном суде Центр коммуникаций, который координирует работу пресс-служб, мониторит СМИ и соцсети. Уже открыты более 2000 аккаунтов, на которые размещается различная судебная информация.

Судьи "вышли" в соцсети, ведут разъяснительную работу, участвуют в дискуссиях и отвечают на вопросы пользователей.
Набирает популярность в Фейсбуке группа Верховного Суда "Smart-сот – IT правосудие KZ" с активно обновляемой лентой обсуждений, собрав за короткое время порядка более 10 тыс. участников. Также у нас имеются YouTube, Телеграмм и Инстаграм-каналы.

Таким образом, обеспечивается обратная связь, ведется диалог между судами и обществом и этому мы придаем важное значение.

Активно используем и традиционные инструменты коммуникации. Проводим прямые эфиры, пресс-туры и брифинги. Совместно с телеканалами снимаем телепроекты, ролики и сериалы.

Все это в целях оперативного информирования населения о деятельности судебных органов.

- Нам осталось обсудить еще один проект из "7 камней правосудия" - это "Примирение до суда, в суде".

- Это очень важный проект с точки зрения снижения конфликтности в обществе, сохранения партнерских, дружеских и порой даже родственных отношений. Пилотный проект по примирению мы реализуем по опыту Сингапура в судах, рассматривающих гражданские дела, с 2018 года.

В нем участвует 97 судов и 118 судей-примирителей. За время проекта примирили до суда 28% споров.

Примирять нам также помогают 413 советов биев. Для этих же целей мы привлекли в экономсуды представителей НПП "Атамекен".

При этом мы не только пропагандируем преимущества внесудебного разрешения споров, но и работаем над созданием законодательной базы, способствующей примирению, как до суда, так и в суде.

Так, в ГПК внесены поправки, предусматривающие увеличение срока принятия искового заявления при проведении примирительных процедур с 5 до 10 рабочих дней. Теперь иск сначала поступает судье, у которого одна задача - примирить. Если нет – то дело смотрит другой судья. Но с него задача найти консенсус тоже не снимается.

Кроме этого, совместно с местными исполнительными органами, Федерацией профсоюзов, организациями медиаторов открыто 47 центров примирения, в которых работают медиаторы, психологи, юристы. Также на сегодняшний день функционируют 1016 кабинетов примирения, из них 308 - в помещениях судов.

Эту работу мы будем наращивать. В рамках Дорожной карты с Министерством информации и общественного развития планируем сформировать республиканский реестр медиаторов, обсудить вопросы координации их деятельности и повышения качества услуг. Также будет необходимо выработать поправки к законодательству о медиации.

И еще пару слов скажу о пилотном проекте "Семейный суд". Он ориентирован на примирение супругов, сохранение семьи и защиту интересов детей.

В нем участвуют 337 судей по семейным делам. Помогают людям разобраться в жизненных трудностях психологи, наркологи и медиаторы. Только за первое полугодие этого года порядка 15% из числа рассмотренных ими дел закончились примирением супругов.

Добавлю, что работа по "7 камням правосудия" продолжается. Я попытался рассказать об основных ее результатах, но о каждом из проектов можно было бы сделать отдельное интервью, так как по каждому из них проведена и будет еще проводиться большая работа.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: