Седов барк список самых больших парусных судов

Обновлено: 25.04.2024

Ну вот и добрались до самых больших парусников России.

Барк «Седов»-четырехмачтовый барк, самый большой в мире парусник классической постройки. По величине его обошел только 5-мачтовый «Royal Clipper». Но это судно построено на базе корпуса классического фрегата польской серии . О нем готовлю статью.

Барк "Седов" занесен в "Книгу рекордов Гиннеса", об этом читайте ниже.

Основные размерения барка «Седов»:

  • Длина наибольшая (с бушпритом) - 117.50
  • Ширина габаритная – 14,62 м
  • Осадка – 6,31 м
  • Максимальная высота мачт от уровня моря – 54,8 м
  • Количество парусов - 32
  • Общая площадь парусов – 4 192 кв. м
  • Скорость под парусами – 18 узлов (33 км/час)
  • Скорость под двигателем – 10 узлов (18,5 км/час)
  • Численность экипажа – 57 человек
  • Количество практикантов на борту –до 170 человек.

Парусник относится к классу так называемых винджаммеров (windjammer). Есть несколько вариантов трактовки и переводов этого термина с разных языков-самый распространенный -«выжиматель ветра». Ведь такие суда имели большое парусное оснащение и были очень быстроходными. Но мне кажется, что это упрощенный, буквальный вариант перевода. Тем не менее, давайте остановимся на нем. Все-таки я не лингвист.

Особенности этой серии судов в больших размерах, увеличенном количестве мачт: от 3 до 5, большой площади парусов. Эти суда были ориентированы на длительные океанские переходы в районах с постоянными ветрами.

Такие парусники имели вместительные грузовые трюмы, как правило, сокращенный экипаж, потому что управление парусами велось не только вручную, но и с помощью лебедок. И по сравнению, с паровыми судами, винджаммеры имели большое преимущество в те времена.

Барк заложили на судостроительной верфи Круппа в г. Киль (Германия) в 1920 году по заказу бременского судовладельца Виннена. Уже в 1921 году парусник спустили на воду и в этом же году 1 сентября под именем «Магдалена Виннен» судно отправилось в первый рейс.

Изначально судовладелец предполагал использовать судно для перевозки грузов на перспективных направлениях: Европа-порты Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Австралии.

Но жизнь и экономический кризис 30-ых годов 20-го века диктовали свои правила игры на рынке морских перевозок. Многие суда встали у причалов без работы. Некоторые даже пошли с молотка. Не миновала участь сия и «Магдалену Виннен». Парусник приобрела тоже немецкая компания, его переименовали в «Коммодор Йонсен» и перестроили, сделав учебным судном. Но, часть трюмов все-таки оставили для перевозки грузов.

Наступившая вторая мировая война внесла свои коррективы в торговое судоходство. И учебное судно «Коммодор Йонсен» вошло в состав вспомогательного флота Германии на Балтийском море как несамоходная баржа.

По окончании Великой отечественной войны Советский Союз в качестве компенсации получил три парусных судна, в том числе и «Коммодор Йонсен».

В СССР судно назвали в честь известного полярного исследователя Георгия Седова и перевели в класс учебных судов ВМФ. Несмотря на тяжелейшее финансовое положение страны после войны, деньги на восстановление парусника нашлись, и в 1952 г. «Седов» отправился в первое плавание.

Позже, в 1965 г. парусник передали в министерство рыбного хозяйства для обучения экипажей рыболовного флота. Новым портом приписки барка стала Рига.

В начале 70-х паруснику уже требовался основательный ремонт. Несколько лет барк просто простоял на приколе, ожидая своей участи. Многие склонялись к тому, чтобы утилизировать уже не новое судно. К счастью, в Союзе нашлось много известных людей, в том числе и заслуженных моряков, которые сумели отстоять судно. И в 1975 году парусник встал на ремонт в Кронштадте.

Четырехмачтовый барк «Седов» – учебный парусник. На 2020 год – самый большой из действующих барков. Парусное судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Первый владелец парусного судна Карл Виннен назвал его в честь своей дочери – Магдаленна Виннен II. Но случился кризис 30‑х годов и судовладельцу пришлось продать несколько парусников, в том числе и барк «Магдалена Виннен» – в 1936 году. Четырехмачтовый барк купила судоходная компания «Норддойчер Ллойд». Новый судовладелец оборудовал барк кубриками на 70 кадетов и судно стало использоваться одновременно как грузовое, так и учебное. Паруснику дали имя «Коммондор Йонсен».


После Второй Мировой войны СССР получил «Коммондор Йонсен» по репарации. Учебное парусное судно барк «Седов» был так назван в честь полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В январе 1946 года «Седов» перевели в разряд учебных парусников. В 1991 году барк передали Мурманскому Государственному Техническому Университету. В связи со сменой учредителя МГТУ (Росрыболовство на Минобразования РФ), в 2017 году барк сменил приписку из Мурманска на Калининград, чтобы продолжать работу в качестве учебного парусника для прохождения плавательной практики курсантами морских специальностей.

История парусника «Седов»

Четырехмачтовое судно «Магдалена Виннен II» (названо так в честь дочери заказчика) спустили на воду весной 1921 года в городе Киль (Германия) на верфи «Круппа». 1 сентября того же года впервые вышел в море. Парусник перевозил грузы от портов Европы до Австралии, Океании, Южной Америки и Азии – древесину, уголь, серный колчедан, пшеницу и др. Но случился кризис 30‑х годов и судовладельцу пришлось продать несколько парусников, в том числе и барк «Магдалена Виннен» – в 1936 году. Компания «Норддойчер Ллойд», в руки которой попало парусное судно, переименовала его в «Коммодор Йонсен» и превратила корабль в учебный.


Около 100 курсантов могли проходить морскую практику на паруснике. Приняв на борт группу молодых кадетов, парусник отправился в Австралию за грузом зерна, но в Северной Атлантике парусное судно встретилось лицом к лицу с сильным штормом. Экипаж был буквально в двух шагах от смерти, но благодаря превосходной работе команды, судну удалось удержать корабль на плаву. Вторую мировую войну «Коммодор Йонсен» провел в Балтийском море. В декабре 1945 года корабль перешел к Советскому Союзу в качестве репараций, и с 11 января 1946 корабль стал принадлежать Советскому Военно-Морскому Флоту и носить имя русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.


У многих не было надежды на то, что корабль сможет еще долго прослужить, но благодаря кадровому офицеру Военно-Морского Флота Петру Сергеевичу Митрофанову, который посвятил всю свою жизнь развитию советского парусного дела, парусное судно было восстановлено после войны. Балтийское море после войны было все в минах, и прохождение корабля такого размера, да еще и с неопытной командой на борту, было очень опасно.

Но вопреки всем трудностям команда справилась. Молодые моряки учились обращаться с парусами прямо на ходу. С 1957 года барк «Седов» стал выполнять функции исследовательского океанографического судна. Полученные в тот период данные до сих пор используются для составления прогноза ветровых волн в разных областях Мирового океана. Вместе с командой ученых курсанты, которые находились на борту, стирали белые пятна с карт Атлантического океана.

Фото: Русское географическое общество/ LiveJournal Сергей Доля

В 1966 году барк как учебное судно для плавсостава рыбопромышленного флота перешел в Минрыбхоз СССР, и в этой роли прослужил стране еще десять лет. Мнения разделились, когда встал вопрос об очередном ремонте парусника. Новые владельцы хотели порезать судно на металл, мол, оно уже точно никому не будет нужно, но капитан Митрофанов и еще более сотни известных моряков, для которых «Седов» стал частью жизни, были против такого исхода. Их просьбы были услышаны и парусник на шесть лет (с 1975–1981 гг.) встал на капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. От «Магдалены» оставили только корпус «винджаммера», остальное пришлось заменить. Корабль получил кубрики для 164 курсантов, учебные классы, актовый зал, кают-компанию, столовые, спортзал, музей и сауну.


В 1981 году парусник «Седов» снова был сдан в эксплуатацию и отправился в путешествие вокруг Европы. На обратном пути из Севастополя барк «Седов» попал в сильный шторм. Порывы ветра достигали 35 м/с, а крен корабля был под 25 градусов. Но корабль снова взял верх над стихией. О паруснике снова заговорили во всех странах Европы, ведь неоднократно с 1986 года восстановленное судно с гордостью посещало европейские порты, участвуя во многих регатах, соревнованиях и выставках.

Дважды парусник побеждал в регате The Cutty Sark Tall Ships’ Races, сумев под парусами развить скорость до 18 узлов. В 2012–2013 годах легендарный «Седов» прошел первую кругосветку. В 2015 году парусник совершил экспедицию в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Каждый год парусное судно «Седов» посещают сотни тысяч туристов по всему миру. «Седов» даже был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейший учебный парусник, дошедший до наших дней.

Технические характеристики барка «Седов»


1 – Национальность: Россия2

2 – Порт приписки: Калининград

3 – Год постройки: 1921

4 – Верфь: Germaniawerft, Kiel

5 – Тип судна: 4‑х мачтовый барк

6 – Корпус: сталь

7 – Водоизмещение: 6148 т

8 – Длина: 117,5 м

9 – Ширина: 14,7 м.

10 – Осадка: 6,7 м.

11 – Высота мачт: 58 м

12 – Площадь парусов: 4.192 m²

13 – Количество парусов: 32 шт

14 – Марка двигателя: Вяртсиля

15 – Мощность двигателя: 2.800 л.с.

16 – Энергия ветра: 8.000 л.с.

17 – Скорость под парусами: до 18 узлов

18 – Скорость под двигателем: до 10 узлов

19 – Тоннаж: 3556 дп. Т

21 – Курсанты: 102

22 – Практиканты: 46

Судовые помещения и названия парусов

Верхняя палуба:

1 – Штурманская рубка

3 – Каюта капитана

Главная палуба:

5 – Кают-компания офицерского состава

8 – Кают компания рядового состава

9 – Учебная штурманская рубка

10 – Каюты экипажа

Нижняя палуба:

11 – Кубрики курсантов

12 – Каюты практикантов

13 – Кают компания курсантов и практикантов

15 – Каюты экипажа

17 – Учебные классы

Платформа:

18 – Спортивный зал

19 – «Ленинская комната», комната отдыха

20 – Судовой музей

21 – Капитанский салон

22 – Актовый зал

23 – Машинное отделение

Капитаны парусника «Седов»


Петр Сергеевич Митрофанов 1948–58,1969–74 гг.

В. Нечаев 1960—1966

В. Т. Роев 1974—1981

А. Б. Перевозчиков 1981−1993

Д. О. Цауне 1988 год

Капитан Мишенев Виктор Михайлович, более 10 лет

Капитан Поляков Дмитрий Борисович, более 3 лет

Максим Николаевич Родионов (с 2006 по 2014 год)

Николай Кузьмич Зорченко (с 2011 по 2014 год)

Виктор Юрьевич Николин (с 2014 по 2018 год)

Евгений Николаевич Ромашкин (с 2018 по настоящее время)

Известность барка «Седов»


Барк «Седов» несколько раз появляется в пиратских сценах фильма «Das Herz des Piraten» (ГДР, 1988 год, режиссер Юрген Брауэр)

«Седов» также появляется в конце фильма «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989 год)

Барк «Седов» появляется в кинофильме «Гибель „Памира“» (нем. Der Untergang der Pamir, 2005 год)

«Крузенштерн» и «Седов» – два известнейших и самых крупных парусных корабля не только современной России, но и мира. Совсем скоро каждый из них отпразднует свой 100-летний юбилей! Однако даже несмотря на столь значительный возраст, оба парусника продолжают совершать учебные плавания, участвуют в регатах и ходят вокруг света. «Крузенштерн» и «Седов» принято постоянно сравнивать между собой. В их судьбе действительно есть удивительно схожие моменты, но также много и различий. Об этом мы и поговорим в статье!


Чем похожи и различаются парусники?

Оба парусных корабля относятся к морским судам типа «барк», на каждом из них оборудовано по четыре мачты и пять палуб.

Правда, самая высокая мачта у «Седова» на три метра длиннее, чем у «Крузенштерна»: 58 метров против 55. Хотя невооруженным глазом эту разницу бывает сложно заметить, все-таки это высота 14-15 этажного дома! К слову, во время плавания на такую высоту приходится подниматься матросам, курсантам и даже присоединившимся к ним обычным туристам-практикантам.

Разница в длине корпуса у кораблей опять же всего три метра: 117,5 метров у «Седова» и 114,5 метров у «Крузенштерна». Различие в ширине судов и того меньше — всего 70 см, опять же в пользу «Седова». Именно поэтому он и включен в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой учебный парусник мира.


Существенное различие между двумя кораблями наблюдается в площади парусов — их главной движущей силе.

32 паруса «Крузенштерна» вместе занимают 3553 м². Его самый крупный парус площадью 272 м² по размеру равен теннисному корту!

На «Седове» те же 32 паруса занимают гораздо большую площадь — 4192 м², что по меркам обывателей на 2,5 теннисных корта больше.

С помощью парусов судна могут разгоняться до 32-33 км/ч (17,4 и 18 узлов соответственно), а за счет двигателей развивают скорость до 18,5 км/ч (10 узлов).

И «Крузенштерн», и «Седов» относятся к типу кораблей, называемому «windjammer», или «выжиматель ветра». Подробнее о том, как в конце XIX века появился такой вид парусных судов, чем они отличались от предшественников и для чего их строили, узнаете в первой серии нашего морского цикла «История последних выжимателей ветра».

Как появились парусники «Седов» и «Крузенштерн»?

Сходство в истории двух парусников начинает прослеживаться уже с момента их появления.

Построены они были на верфях в Германии и когда-то носили совершенно другие имена. В 1921 году в городе Киле на верфях знаменитого концерна «Круппа» спустили на воду «Седова». На тот момент парусник назывался «Magdalene Vinnen II». Постройку корабля оплатила компания «Ф.А. Виннен & Ко», а ее владелец Карл Виннен назвал корабль в честь дочери.

Изначально парусник должен был возить сухие грузы через Атлантику. Однако в 1936 году Виннен разорился и перепродал судно другой бременской компании «Norddeutscher Lloyd». Ну а «Магдалена» стала «Командором Йенсеном» и была преобразована в учебно-торговое судно. Так оно и ходило по морям и океанам под парусами этой компании вплоть до Второй мировой войны.


Строительство будущего «Крузенштерна», а пока парусника «Падуя», закончили в 1926 году на верфях Иоганна Текленборга в Бремерхафене. Принадлежало судно компании «F. Laeisz», которая к тому времени уже владела несколькими винджаммерами серии «Летучий-П-Лайнер». В то время суда этого типа били все рекорды скорости! Ну а «Падуя» стала не только их заключительным приобретением, но и последним парусников, построенным в Бремерхафене.

Кстати, большинство кораблей из флота компании «Лайеш» называлось на букву «П» — «Пруссия», «Памир», «Померания», «Пекин» и так далее. Традиция эта пошла после того, как в 1857 году сын основателя компании назвал первый парусник в честь своей супруги — Софии Лайеш. Где здесь буква «П», спросите вы? Все просто, в семейном кругу Софию за мелкие кудри любя называли «Пуделем». Именно так стали именовать и парусник, давший начало великой серии «Летучих-П-Лайнеров».

О том, что произошло после окончания Великой Отечественной войны с обоими парусниками, об удивительных людях, которые спасли «Седова» и «Крузенштерна» от незавидной участи, а также о других интересных событиях из истории кораблей смотрите в нашей второй серии «Капитаны и парусники».

Главные достижения российских парусников

Парусник «Седов» может похвастаться одной документально подтвержденной кругосветкой, произошедшей в 2012-2013 годах.

Плавание тогда заняло 13 месяцев, а началось и закончилось оно в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта. Хотя, возможно, впервые корабль обогнул земной шар еще под флагами Германии в 1920-1930-х годах.

«Седов» дважды (в 1991 и 1995 годах) побеждал в престижнейшей парусной регате «Cutty Sark». Также парусник участвовал в специальном европейском плавании в честь 70-летия окончания Великой Отечественной войны. Вообще «Седов» частый гость морских портов Европы, где неизменно приглашает туристов и местных жителей прогуляться по своим палубам и познакомиться с корабельной жизнью. Ну а самые смелые могут присоединиться к учебной команде во время плавания и стать настоящими матросами!


За 90 лет своего существования барк «Крузенштерн» обошел вокруг света четыре раза! Правда, дважды он совершал коммерческие рейсы, еще в свою бытность «Падуей», так что они в расчет не принимаются. А вот первую исследовательскую кругосветку парусник совершил в 1995-1996 годах. Более того, в 2009 году корабль «тряхнул стариной» и отправился в Трансатлантическое плавание!

«Седов» и «Крузенштерн» в кино

Путешествия под парусом и морская романтика остаются актуальными темами в кино даже в наш век «дизельных двигателей». И, конечно, если мы говорим о российских и советских фильмах, посвященных этой теме, то неизменно видим на экранах либо барк «Седов», либо его собрата — барк «Крузенштерн».

«Крузенштерн» попал на киноэкраны еще в 1935 году, когда появился в немецкой картине «Улица Большая свобода, 7». В 1937-1940-х годах немецкие режиссеры сняли на его борту еще несколько фильмов. В российском же кинопрокате «Крузенштерн» появился лишь в 1969 году, когда вышел советский фильм «Рыцарь мечты». В дальнейшем кино на борту корабля снимали не часто — примерно раз в 10 лет. Ну а самые известные фильмы с «Крузенштерном» — романтическая мелодрама Станислава Говорухина «Пассажирка» (2007 год) и детский музыкальный фильм «Выше радуги» (1986 год).


Что касается «Седова», то его кинокарьера началась гораздо позже. Первый художественный фильм на борту парусника сняли только в 1988 году. Причем сделала это команда из ГДР для немецкого фильма «Das Herz des Piraten». В российской картине «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» Сергея Соловьева парусник появлялся лишь в финальной сцене, и было это в 1989 году.

Однако киноиндустрия дважды значительно повлияла на судьбу «Седова». В 2004 году для съемок немецкого фильма «Гибель «Памира», корпус судна перекрасили с белого в двухцветный — черно-белый. Именно такая расцветка была у «Памира» и у его собрата «Падуи», сейчас барка «Крузенштерн». Кстати, в честь 100-летия парусника корпусу судна планируют вернуть исторический белый цвет. Ну а самое главное влияние на судьбу «Седова» оказал документальный фильм «Кому нужны паруса?» студентки ВГИКа Ады Лазо, снятый в 1975 году. Об этом мы подробнее расскажем в четвертой серии нашего морского цикла — «Второе рождение Седова».

Как проходят учебные плавания на кораблях?

И «Седов», и «Крузенштерн» относятся к учебным судам. Каждый год они принимают на борт курсантов морских вузов страны и отправляются в многодневные плавание. Ежегодно парусники совершают по 2-3 учебных перехода.

Экипаж «Седова» насчитывает 54 человека, а на борт может взять до 102 курсантов и 54 практиканта. На «Крузенштерне» постоянно присутствует экипаж из 60 человек, а участвовать в учебных плаваниях могут до 120 курсантов и не более 34 практикантов.

Кто такие курсанты объяснять не нужно! Нам гораздо интереснее «практиканты», вступить в ряды которых может любой желающий. Участвовать в учебном плавании разрешено даже детям с 13 лет (конечно, в сопровождении взрослых). Больше ограничений по возрасту нет!

Однако не думайте, что «практикант» на корабле — это обычный турист. И что в течение 7-11 дней в море вы будет прогулочным шагом расхаживать под парусами, глядеть на морскую даль, обедать и ужинать в шикарном ресторане, а спать в каюте экстра-класса.


Учебные парусники — это настоящие корабли, где все находящиеся на борту становятся членами команды. Здесь нужно беспрекословно соблюдать дисциплину и подчиняться капитану. Хотя от туристов многого не требует, в отличие от обычных матросов-курсантов. Однако жить придется в кубрике на 10-12 коек, есть по общему меню в столовой, вставать с утренним подъемом и отправляться набоковую после официального отбоя.

Как же устроен день на учебном паруснике:

Утренняя зарядка и общее построение;

Четыре приема пищи: 7:30, 11:30, 15:30 и 19:30;

Лекции по морскому делу;

Практические занятия по работе с парусами, завязыванию морских узлов и управлению кораблем;

Тренировочные подъемы на мачты и участие в настоящих морских авралах!

Парусники «Крузенштерн» и «Седов» — настоящие города! На каждом из них есть стоматология, больница и медчасть, спортзал и музей, лекционная комната и столовые. Здесь даже оборудовано собственное «ателье» по починке парусов. Правда, все это гораздо меньшего размера, чем мы привыкли видеть на большой земле. Более того, ежедневно в судовых кухнях обоих парусников выпекают по 60 буханок свежего хлеба! Делает это специальный корабельный пекарь.

Ну а о других интересных традициях на кораблях, первых впечатлениях на борту и об известных участниках плаваний смотрите в нашей завершающей серии морского цикла — «Кругосветные плавания». Будем рады видеть вас на борту последних в мире парусных судов — выжимателей ветра!

Экспедиции под парусами «Крузенштерна» и «Седова»

Клуб путешествий Михаила Кожухова уже несколько лет участвует в учебных плаваниях «Седова» и «Крузенштерна». К одной из этих экспедиций под парусами мы приглашаем присоединиться и вас! Чем наши путешествия отличаются от обычного учебного плавания?

Во-первых, вас ждет не только насыщенная программа обучения морскому делу, но и интересный досуг. Перед началом и по окончании экспедиции мы проводим экскурсии по портовым городам. Ну а в плавание берем с собой «душу компании»: известных музыкантов и артистов. Они создают на борту невероятную творческую атмосферу: дают концерты, показывают кино или просто удивляют интересными рассказами.

В-третьих, мы уже свои люди на парусниках, поэтому знаем, как быстро влиться в команду.

Ну и в-четвертых, в такое важное приключение нужно отправляться только в хорошей и проверенной компании.

Photo by Joseph Barrientos on Unsplash

Парусные судна появились еще в древнем мире за тысячи лет до нашей эры. Достоверно неизвестно, кто держал первенство в кораблестроении — Древний Египет или Китай, да и сами корабли до наших дней не дошли.

Однако за следующие пять тысячелетий на верфях всего мира построили десятки тысяч парусников, в том числе и легендарные парусные корабли, участвовавшие в великих географических открытиях и изменившие представление человечества о планете. Именно про самые знаменитые парусные корабли в истории нашего мира и пойдет речь в этой статье.


Каракка «Санта-Мария»

«Санта-Мария» — главный корабль первой экспедиции Христофора Колумба, в процессе которой и была открыта Америка. Само судно было всего 25 метров в длину и вмещало на борт до 40 человек. Однако в XIV-XVI веках каракки были самыми крупными, надежными и быстроходными судами в европейском флоте. В основном их использовали для торговли и дальних океанских плаваний.

Во время первой американской экспедиции Колумба каракка «Санта-Мария» села на рифы у берегов Гаити. Команда сняла с корабля все вооружение и забрала припасы. Остов судна использовали для строительства гаитянского форта «Ла-Навидад». К сожалению, до нас не дошло ни одно оригинальное изображение этого знаменитого корабля. Остается довольствоваться только созданными впоследствие рисунками.


Каракка «Виктория»

Пожалуй, каракка «Виктория» — самый знаменитый парусный корабль в истории мирового флота. Ведь именно он впервые прошел вокруг света. Случилось это в рамках экспедиции Фернана Магеллана. Правда, сам Магеллан погиб во время путешествия. Обратно в Испанию каракку привел ее новый капитан Хуан Себастьян Элькано.

Вообще из 5 судов, отправившихся в эту кругосветную экспедицию, обойти земной шар и вернуться домой удалось лишь «Виктории». Как и «Санта-Мария», трехмачтовая каракка «Виктория» была небольшого размера. Однако ее серьезно оснастили оружием — десяток пушек на борту должен был защитить корабль от пиратов или не гостеприимных аборигенов. До наших дней также не дошло ни одно оригинальное изображение легендарной «Виктории».


Галеон «Золотая лань»

Что касается знаменитого галеона Фрэнсиса Дрейка «Золотая лань», который обогнул земной шар вторым в истории, то мы можем полюбоваться не только его изображениями, но и точно изготовленными копиями. Самую известную реплику корабля можно увидеть в Лондоне на южном берегу Темзы в районе Southwark. Кстати, эта копия «Золотой лани» не просто музей на воде, в 1973 году корабль прошел вокруг света путем своего предшественника.

Кругосветная экспедиция Фрэнсиса Дрейка с «Золотой ланью» во главе частично повторила судьбу магелланового путешествия на каракке «Виктория». Галеон стал единственным кораблем из экспедиции, который сумел пройти пролив Дрейка на самом юге Южной Америки.

Кстати, свое название корабль получил как раз после этого события, изначально он именовался «Пеликаном». Размеры галеона были весьма скромными — всего 36,5 метров в длину и до 7 метров в ширину. Однако вооружено это военное судно было куда лучше своих знаменитых предшественников: на его борту размещались 22 пушки.


Шлюпы «Надежда» и «Нева»

Шлюпы «Надежда» и «Нева» возглавили список самых знаменитых русских парусников после того, как на них совершили первое кругосветное путешествие в истории России (1803–1806). Командовал этой знаменитой экспедицией Иван Крузенштерн. Хотя изначально ему в соратники назначили графа Николая Резанова — того самого, про которого впоследствие сложили рок-оперу «Юнона и Авось». Однако во время кругосветного плавания капитаны рассорились и фактическое руководство взял на себя Крузенштерн.

Первая русская кругосветная экспедиция прошла без ощутимых потерь. В нее снарядили два шлюпа, купленных в Британии. Длина каждого составила порядка 34 метров, а ширина — около 9 метров. Оба корабля были оснащены пушками. Правда, дальнейшая судьба шлюпов была трагична. В 1808 году во льдах у побережья Дании погибла «Надежда». В 1813 году у берегов Аляски разбилась «Нева».


Барк «Индевор»

Джеймс Кук — один из самых знаменитых мореплавателей в мире. Как и в случае с Колумбом и Америкой, до сих пор не утихают споры — был ли он первооткрывателем Австралии? Или же новый материк исследовали задолго до его знаменитой экспедиции? Берега Австралии Кук изучил во время своего первого кругосветного плавания в 1768–1771 годах.

Флагманом экспедиции выступил барк «Индевор». Этот трехмачтовый корабль с прямыми парусами обладал отличными мореходными качествами. Купили его в Англии буквально с рук в не самом хорошем состоянии, поэтому перед экспедицией судну потребовался ремонт. Однако когда после столь суровой кругосветки «Индевор» вернулся в Лондон, он представлял довольно жалкое зрелище.

По окончании экспедиции корабль продали и переправили в Штаты. Здесь его хотели переоборудовать под китобойное судно, но «Индевор» был сильно поврежден при столкновении с другим кораблем и затоплен у берегов Америки.


Барк «Дёйфкен»

Возможно, вы ничего не слышали про корабль с труднопроизносимым голландским названием — «Дёйфкен». Однако считается, что именно на этом небольшом барке и произошло открытие Австралии. Случилось это в феврале 1606 года — почти за 150 лет до легендарной экспедиции Джеймса Кука.

Плавание на трехмачтовом барке «Дёйфкен», вмещающем команду всего в 15 человек, возглавил голландец Виллем Янсзон. Долгое время Янсзон служил на кораблях в голландской Ост-Индии. В 1605 году его отправили в экспедицию в поисках Новой Гвинеи и южных земель. Через несколько месяцев после отплытия из Индонезии он достиг побережья Австралии. Однако здесь его команду встретили враждебные аборигены, и капитан предпочел уплыть с этих недружелюбных земель.


Шлюпы «Восток» и «Мирный»

Последний континент на планете — Антарктиду открыли наши соотечественники Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев во время экспедиции к Южному полюсу в 1819–1822 годах. Отправились они в это плавание на двух шлюпах «Восток» и «Мирный». Оба корабля построили на верфях вблизи Санкт-Петербурга. Навигационное оборудование закупал сам Беллинсгаузен в Лондоне уже после начала экспедиции.

«Мирный» строили российские инженеры под строгим руководством Лазарева, а для создания «Востока» пригласили британцев. В результате шлюпы получились абсолютно разными и по прочности, и по скорости. «Мирный» отлично показал себя во время плавания во льдах Антарктики, а вот «Восток» приходилось постоянно ремонтировать по ходу плавания. В итоге в 1828 году «Восток» вообще исключили из реестра флота и разобрали.


Барк «Франс II»

Ни один рассказ про самые красивые и знаменитые парусные корабли мира не обойдется без упоминания французского барка «Франса II». Этот пятимачтовый корабль считается одним из крупнейших парусников за всю историю мирового флота. Строили его в течение двух лет на верфях во французском Бордо. В итоге его полная длина составила 146 метров, а ширина — 17 метров. Водоизмещение корабля было 10,7 тысяч тонн!

Судно строили специально для трансатлантических грузовых перевозок между Европой и французскими островами в Тихом океана. Во время Первой мировой войны корабль подвергся атаке подводной лодки, но уцелел. А вот в 1922 году барк неудачно наскочил на рифы у побережья Новой Каледонии. Так судно и осталось стоять, пока во время Второй мировой войны не стало мишенью американских истребителей, проводивших в этих местах учебную бомбардировку.


Барк «Седов»

Четырехмачтовый барк «Седов» — крупнейшее учебное судно не только в России, но и во всем мире. Построен он был в Германии в 1921 году, а в 1945 году после окончания Великой Отечественной войны передан Советскому Союзу. В 20‑е годы корабль считался четвертым по размерам парусным судном в мире и выполнял рейсы из Европы в Южную Америку и Австралию.


Барк «Крузенштерн»

Второе по размерам учебное парусное судно в России после уже упомянутого «Седова». Его длина составляет 114 метров, а ширина — 14 метров. Корабль может принять на борт 120 курсантов и 70 членов экипажа. У вас есть уникальная возможность стать одним из курсантов и пройти под парусами на этом легендарном судне во время наших морских экспедиций.

Как и «Седов», «Крузенштерн» был построен на верфях в Германии и передан СССР в качестве репарации в 1945 году. Сейчас порт приписки «Крузенштерна» — Калининград. В 20–30‑е годы «Крузенштерн» был одним из самых быстроходных парусных судов. Его использовали для транспортировки грузов из Европы в Чили, а также в Австралию. С начала 1990‑х годов барк совершил два кругосветных путешествия и одно трансатлантическое плавание.

14 февраля 2016 года исполняется 95 лет со дня спуска на воду крупнейшего в мире учебного парусного судна "Седов".

История парусника

"Седов" - четырехмачтовый барк, крупнейшее в мире учебное парусное судно. В настоящее время принадлежит Федеральному агентству по рыболовству (Росрыболовство), приписано к Мурманскому государственному техническому университету (МГТУ). Капитан парусника с 2015 года - Виктор Николин.

Парусник со стальным корпусом и вспомогательным двигателем внутреннего сгорания был спроектирован в 1919 году в Германии. В 1920 году он был заложен по заказу бременского судовладельца Фридриха Виннена на судоверфи "Германия" Фридриха Круппа (Friedrich Krupp Germaniawerft) в г. Киль, первоначально носил имя Magdalene Vinnen II ("Магдалена Виннен II") в часть дочери заказчика. Спущен на воду 14 февраля (по другим данным - 23 марта) 1921 года, в том же году вступил в строй и 1 сентября вышел в первое плавание.

История парусника

Первоначально барк использовался для перевозки грузов (древесины, угля, серного колчедана, пшеницы и др.) между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании.

История парусника

С началом мирового экономического кризиса 1930-х гг. эксплуатация судна стала нерентабельной, и в 1936 году Фридрих Виннен продал барк судоходной компании Norddeutscher Lloyd ("Северо-немецкий Ллойд"; Бремен, Германия), которая пользовалась поддержкой государства. Новый владелец присвоил судну имя Kommodore Johnsen ("Коммодор Йонсен"; в честь моряка торгового флота капитан-командора Николаса Йонсена), оборудовал его кубриками на 70 кадетов и стал использовать его не только для грузовых перевозок, но и в учебных целях.

В годы Второй мировой войны судно числилось в составе вспомогательного флота нацистской Германии, использовалось в качестве буксируемой баржи при доставке военных грузов.

История парусника

В декабре 1945 году парусник в счет репараций перешел Советскому Союзу и был переименован в честь полярного исследователя Георгия Седова (1877-1914). Переведен в класс учебных судов в январе 1946 года.

Первое плавание под советским флагом учебное судно совершило в июне 1952 г., в 1956 г. прошло переоборудование. До 1966 г. принадлежало Военно-морскому флоту СССР, в 1966-1991 г. - Министерству рыбного хозяйства СССР. В 1975-1981 гг. прошло капитальный ремонт и модернизацию на Кронштадтском морском заводе, получив кубрики для 164 курсантов, учебные классы, актовый зал, кают-компанию, столовые, спортзал, музей, сауну.

История парусника

В 1981-1991 гг. портом приписки была Рига: "Седов" входил в состав Рижского отряда учебных судов Латвийского производственного объединения рыбной промышленности ("Латрыбпром") Министерства рыбного хозяйства СССР. Незадолго до распада СССР в 1991 г. был передан Мурманскому государственному техническому университету (ныне подведомственное образовательное учреждение Росрыболовства) и портом приписки стал Мурманск.

На "Седове" проходят обучение будущие капитаны, штурманы, механики, радисты.

В 2000 году барк был арестован во французском Бресте по иску швейцарской компании Noga ("Нога") в счет долгов российского правительства, однако адвокат Мишель Куимбер, представлявший интересы Мурманского государственного технического университета, доказал суду, что правительственной собственностью судно считать нельзя.

История парусника

Достижения и рекорды "Седова"

С 1966 по 2016 гг. судно совершило почти 100 учебных рейсов.

В 1987 году в Средиземном море барк установил мировой рекорд скорости для парусников данного класса (12,6 узла, 23,34 км/ч). "Седов" занимал в международной парусной регате The Cutty Sark Tall Ships' Races (ныне - Tall Ships' Races) второе (1992), третье (1994) и первое (1995) места.

В 2016 году запланированы три учебных рейса "Седова": из Калининградской области в Мурманск и обратно (март-июль) и с заходом в Средиземное море (август-ноябрь).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: