С участием присяжных заседателей суд рассматривает дело в какой инстанции

Обновлено: 26.04.2024

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах (далее - суды), за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели

1. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, представляемых главами муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, образованных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, включая в них необходимое для работы соответствующих судов число граждан, постоянно проживающих на территориях муниципальных образований, входящих в округа.

3. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

4. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, определяется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, а число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению соответственно в список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, список кандидатов в присяжные заседатели округа и общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о необходимом для работы соответствующих судов числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации числа граждан, подлежащих включению в указанные списки. Составленные списки представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. При недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели численности населения в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется юрисдикция районного суда, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или автономного округа вправе своим распоряжением образовывать округа из нескольких муниципальных образований.

4. Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

5. О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

6. Уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, - списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов.

8. В запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.

10. Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

11. Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

12. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившие в соответствии с частью 11 настоящей статьи письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

13. Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, публикуются в средствах массовой информации муниципального образования. На основании внесенных в указанные списки изменений и дополнений высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вносит соответствующие изменения и дополнения в списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

14. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

15. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

Статья 51. Особенности порядка составления списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

1. Списки кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе составляются в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

2. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе списки кандидатов в присяжные заседатели составляются высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения и (или) уполномоченным им исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

3. Законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочиями по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели могут быть наделены исполнительно-распорядительные органы внутригородских муниципальных образований соответствующего города федерального значения. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

4. Списки кандидатов в присяжные заседатели, формируемые в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, изменения и дополнения, внесенные в них, публикуются в средствах массовой информации соответствующего города федерального значения и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

5. Средства федерального бюджета для финансового обеспечения полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе предоставляются в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

(Статья введена - Федеральный закон от 22.12.2008 № 265-ФЗ)

Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

2. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 7. Исключение граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, исключаются из указанных списков исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях: (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

е1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; (Подпункт введен - Федеральный закон от 25.11.2009 № 271-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

е2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте "е1" настоящего пункта, - в течение пяти лет со дня увольнения; (Подпункт введен - Федеральный закон от 25.11.2009 № 271-ФЗ)

Статья 8. Направление в суд списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, составленные исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные в суд списки кандидатов в присяжные заседатели.

2. Изменения, внесенные в списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с частью 14 статьи 5 настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный срок.

3. В случае выявления в поступивших в суд списках кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное заявление об исключении их из списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения указанных списков председатель суда вносит

До недавнего времени уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни, могли быть по ходатайству обвиняемого рассмотрены коллегией присяжных заседателей областного суда. Однако это правило не касалось судов первой инстанции - районных и городских, при том, что они также рассматривали, уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях. С 1 июня 2018 г. законодателем расширено применение института присяжных заседателей, суд присяжных введен в судах районного и городского уровня. Судом присяжных рассматриваются дела об убийствах и других особо тяжких преступлениях, наказуемых длительными сроками лишения свободы или смертной казнью. В районных судах с участием присяжных заседателей могут рассматриваться в основном две категории дел: уголовные дела об убийствах, квалифицированных убийствах (ч. 1 ст. 105 УК РФ, ч.2 ст. 105 УК РФ) и причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Кроме этого, законом предусмотрено рассмотрение районными судами с участием присяжных заседателей уголовных дел по ч.5 ст.228.1 (незаконный оборот наркотических средств в особо крупном размере), ч.4 ст.229.1 (контрабанда наркотических средств в особо крупном размере организованной группой, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль), ст.277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст.295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст.317 (Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст.357 (геноцид), по которым не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Заявить о такой форме рассмотрения дела вправе только обвиняемый, другие участники процесса таким правом не наделены. То есть, например, если от потерпевшего поступит ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом присяжных, оно удовлетворению не подлежит. При соблюдении вышеуказанных норм, судом выносится постановление о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей. То есть дело будет рассмотрено одним федеральным судьей и коллегией из 8 присяжных в областном суде и из 6 присяжных заседателей в районных судах. Еще одной особенностью рассмотрения такой категории дела является то, что постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным и последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается. Уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении дела в данном составе, если отсутствуют возражения со стороны остальных подсудимых. Если один или несколько подсудимых отказываются от рассмотрения дела с участием присяжных заседателей, суд решает вопрос о выделении дела в отношении этих подсудимых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей. Для участия в коллегии присяжных формируются их списки. Существуют определенные правила формирования коллегии присяжных заседателей и требования, которые закон предъявляет к кандидатам. Формирование коллегии присяжных заседателей - один из важнейших этапов в суде присяжных. Принимая статус присяжного заседателя, гражданин становится не просто должностным лицом, а представителем власти, судьей. В судебное заседание районного суда должно явиться не менее 12 кандидатов в присяжные для того, чтобы можно было приступить к отбору коллегии присяжных заседателей. Коллегия для рассмотрения уголовных дел в районных судах формируется из 6 основных и 2 запасных присяжных заседателей. Может быть избрано и большее количество запасных. При этом необходимо помнить, что одно и то же лицо не может участвовать в рассмотрении дела в качестве присяжного заседателя более одного раза в течение года. Причём речь идёт именно о календарном годе - с 1 января по 31 декабря включительно. В коллегии присяжных могут участвовать люди разных возрастов, занятий, социального статуса и, соответственно, разного жизненного опыта. Законом предусмотрены определенные требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели. Уголовно-судебное управление

Прокуратура
Сахалинской области

Прокуратура Сахалинской области

25 июня 2021, 17:42

Присяжные заседатели в районном суде

До недавнего времени уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни, могли быть по ходатайству обвиняемого рассмотрены коллегией присяжных заседателей областного суда. Однако это правило не касалось судов первой инстанции - районных и городских, при том, что они также рассматривали, уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях. С 1 июня 2018 г. законодателем расширено применение института присяжных заседателей, суд присяжных введен в судах районного и городского уровня. Судом присяжных рассматриваются дела об убийствах и других особо тяжких преступлениях, наказуемых длительными сроками лишения свободы или смертной казнью. В районных судах с участием присяжных заседателей могут рассматриваться в основном две категории дел: уголовные дела об убийствах, квалифицированных убийствах (ч. 1 ст. 105 УК РФ, ч.2 ст. 105 УК РФ) и причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Кроме этого, законом предусмотрено рассмотрение районными судами с участием присяжных заседателей уголовных дел по ч.5 ст.228.1 (незаконный оборот наркотических средств в особо крупном размере), ч.4 ст.229.1 (контрабанда наркотических средств в особо крупном размере организованной группой, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль), ст.277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст.295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст.317 (Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст.357 (геноцид), по которым не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Заявить о такой форме рассмотрения дела вправе только обвиняемый, другие участники процесса таким правом не наделены. То есть, например, если от потерпевшего поступит ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом присяжных, оно удовлетворению не подлежит. При соблюдении вышеуказанных норм, судом выносится постановление о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей. То есть дело будет рассмотрено одним федеральным судьей и коллегией из 8 присяжных в областном суде и из 6 присяжных заседателей в районных судах. Еще одной особенностью рассмотрения такой категории дела является то, что постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным и последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается. Уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении дела в данном составе, если отсутствуют возражения со стороны остальных подсудимых. Если один или несколько подсудимых отказываются от рассмотрения дела с участием присяжных заседателей, суд решает вопрос о выделении дела в отношении этих подсудимых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей. Для участия в коллегии присяжных формируются их списки. Существуют определенные правила формирования коллегии присяжных заседателей и требования, которые закон предъявляет к кандидатам. Формирование коллегии присяжных заседателей - один из важнейших этапов в суде присяжных. Принимая статус присяжного заседателя, гражданин становится не просто должностным лицом, а представителем власти, судьей. В судебное заседание районного суда должно явиться не менее 12 кандидатов в присяжные для того, чтобы можно было приступить к отбору коллегии присяжных заседателей. Коллегия для рассмотрения уголовных дел в районных судах формируется из 6 основных и 2 запасных присяжных заседателей. Может быть избрано и большее количество запасных. При этом необходимо помнить, что одно и то же лицо не может участвовать в рассмотрении дела в качестве присяжного заседателя более одного раза в течение года. Причём речь идёт именно о календарном годе - с 1 января по 31 декабря включительно. В коллегии присяжных могут участвовать люди разных возрастов, занятий, социального статуса и, соответственно, разного жизненного опыта. Законом предусмотрены определенные требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели. Уголовно-судебное управление


Муниципальный район "Сунтарский улус (район)"

Logo

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

Главная Прокуратура Сунтарского Района Прокурор Разъясняет /2018 Особенности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей

Особенности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей

С 1 июня 2018 года в соответствии с введёнными в УПК РФ ФЗ № 190 изменениями действует суд с участием присяжных заседателей на федеральные суды районного, городского звена. Это уголовные дела в отношении лиц, обвиняемых в совершении умышленного убийства и в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего.

Во-первых, с участием присяжных заседателей рассматриваются категории уголовных дел, которые относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

Во-вторых, исключительное право выбора суда с участием присяжных заседателей принадлежит только обвиняемому, сторона потерпевших не может возразить против такой формы судопроизводства.

Состав коллегии присяжных заседателей в районных, городских судах состоит из 6 присяжных и еще нескольких запасных присяжных заседателей. Их количество обычно зависит от сложности, продолжительности рассмотрения конкретного уголовного дела (в Верховном суде коллегия состоит из 8 присяжных, раньше было 12).

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин РФ, достигший 25 летнего возраста к моменту составления списка присяжных заседателей вправе и даже обязан быть присяжным заседателем. Список же присяжных заседателей составляется на основании имеющихся на местах списках избирателей сроком на 4 года, данный список утверждается, высшим органом власти. Из утверждённого списка суды вызывают в качестве кандидатов в присяжные заседатели путём случайной выборки.

Для составления списка присяжных заседателей по распоряжению главы республики от 30 марта 2018 года были образованы 6 округов:

  • в первый округ входят вся северная группа районов, плюс г. Якутск и МО городской округ Жатай;
  • во второй округ входят Кобяйкий, Горный, Намский, Хангалаский улусы;
  • в третий округ составляют Ленек, Мирный, Оленек, Анабарский улусы;
  • в четвертый округ составляет вся Вилюйская группа улусов;
  • пятый округ состоит из заречных улусов;
  • шестой округ состоит Алдан и Нерюнгри.

Все проездные расходы, расходы, связанные с проживанием, полностью возмещаются, оплачивается суточные. За присяжным заседателем сохраняется его рабочее место, руководители предприятий, организаций и учреждений обязаны отпустить работника по вызову суда. В период исполнения обязанностей присяжного заседателя за гражданином сохраняется его заработная плата по месту его работы по усмотрению работодателя. Если работодатель не сохраняет заработную плату работника по месту работы, то з/плата компенсируется из расчёта 1/2 оклада судьи того суда, где рассматривается уголовное дело.

Граждане, включённые в список присяжных заседателей, обязаны явиться по вызову в суд. В случае неявки без уважительных причин, будучи своевременно и надлежаще извещённым, на такого гражданина судом м.б. наложено денежное взыскание в размере до 2500 рублей.

  • лица не достигшие 25 лет к моменту составления списка;
  • судимые, если судимость в установленном законом порядке не погашена и не снята;
  • лица, по решению суда признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лица, состоящие на учете в наркологическом, психоневрологическом диспансере по поводу лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, либо состоящие на учет в связи с хроническим психическим заболеванием;

Кроме того, на основании личного заявления могут быть освобождены от исполнения полномочий присяжного заседателя лица:

  • не владеющие языком судопроизводства;
  • по состоянию здоровья не могут принять участие в суде, если это подтверждается медицинскими документами;
  • лица, достигшие 65 лет и выше, если они сами отказываются от исполнения обязанностей присяжного заседателя;
  • лица, занимающие государственные, выборные должности, в том числе депутаты всех уровней;
  • военнослужащие, судьи, прокуроры следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, судебные пристава, частные детективы, сотрудники полиции, ФСБ, внешней разведки, таможни, уголовно-исполнительной системы;
  • священнослужители.

Надо отметить, что присяжный заседатель принимает участие 1 раз в календарном году, т.е. с января по декабрь.

Закон также допускает освобождение от исполнения обязанностей присяжного заседателя:

- женщин, имеющих детей до 3 лет;

  • если среди вызванных кандидатов окажутся лица, состоящие в родстве, хорошие знакомые с кем-либо из участников судебного процесса, либо лица владеющие конкретной информацией по данному уголовному делу;
  • кандидаты в присяжные заседатели, отвлечение которых от основной их работы, негативно влияет обществу либо интересам государства (летчики, диспетчера, врачи скорой помощи и т.д.)

Кандидаты вызываются в суд на рассмотрение конкретного уголовного дела из списка присяжных заседателей. Их количество определяется исходя из сложности, продолжительности рассматриваемого дела. Но закон требует, чтобы их количество не было менее 12 в районных, городских судах. Как правило, в суд вызывается большее количество кандидатов с тем, чтобы стороны имели право выбора честной и объективной коллегии.

После процедуры отбора коллегии присяжных заседателей, вошедшие в состав коллегии присяжные заседатели и запасные заседатели принимают присягу и с этого момента они становятся «судьями факта», на них распространяются все защитные меры, которые распространяются на профессиональных судей в период выполнения ими полномочий присяжного заседателя.

Профессиональный судья, который председательствует в судебном заседании, руководит самим судебным процессом, следит за соблюдением регламента, решает вопросы процессуального характера, а присяжные заседатели непосредственно принимают участие в исследовании представленных им сторонами доказательств, вправе задавать вопросы через председательствующего и по собственному убеждению выносят решение, которое называется «вердикт». При этом они отвечают на 4 основных вопроса:

  • доказано ли, что деяние было, в совершении которого обвиняется подсудимый?
  • совершил ли данное преступление подсудимый?
  • виновен ли он в совершении этого преступления?
  • заслуживает ли он снисхождения?

Вердикт присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи, будь он обвинительный либо оправдательный, на основании этого вердикта судья выносит приговор.

Вопросы права, т.е. как будет квалифицировано данное преступление, какой срок наказания будет назначен подсудимому - это решает профессиональный судья.

Присяжные заседатели не вправе отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела, высказывать своё мнение по делу до удаления в совещательную комнату для вынесения вердикта, общаться с лицами, не входящими в состав суда по обстоятельству дела, собирать иные сведения вне судебного заседания, нарушать тайну совещания и голосования присяжными заседателями на поставленные перед ними вопросы.

В соответствии со ст. 339 УПК особенностью рассмотрения дела судом присяжных, в частности является то обстоятельство, что в случае признания подсудимого виновным перед присяжными дополнительно ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. В этом случае к нему не может быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы, не будут учитываться отягчающие вину обстоятельства и т.д.

Также обвиняемый может по своему внутреннему убеждению счесть суд присяжных более объективным, более гуманным, чем суд, состоящий из профессиональных юристов.

Кроме того, как показывает практика, как правило, данную форму судопроизводства выбирают те обвиняемые, по делу которых нет свидетелей - очевидцев, а потерпевший мёртв и сказать в свою защиту ничего не может. Пользуясь такой ситуацией, обвиняемый и его защитники часто выдвигают иные версии убийства, что якобы он защищался, либо вовсе, что это не он совершил данное преступление, что не доверяет правоохранительным органам, в том числе профессиональному судье и надеется только на объективное решение присяжных заседателей, которые далеки от юриспруденции. Зачастую виновные лица надеются, что авось его признают не виновным, на худой конец вдруг признают его хотя бы заслуживающим снисхождения и т.д.

Следует отметить, что поскольку присяжные заседатели являются «судьями факта», то закон запрещает изучение личности подсудимого (в т.ч. характеристики личности подсудимого, образа его жизни, его предыдущие судимости) в присутствии присяжных. Сделано это для того, чтобы у присяжных не было предубеждения. Это, к сожалению, в некотором роде также влияет на принимаемый присяжными вердикт.

Также качество предварительного расследования, в частности, допущенные в ходе следствия нарушения закона при собирании доказательств, ошибки, просчёты, иногда несвоевременное раскрытие тяжких преступлений, либо позднее обращение заявителей, безусловно, негативно сказывается на мнении присяжных.

Вместе с тем, как следует из статистики 2015-2016 годов от общего количества рассмотренных с участием присяжных заседателей уголовных дел по России процент вынесенных оправдательных вердиктов составляет 15%. Этот показатель за 15 лет действия суда присяжных в республике составляет 12%, т.е. за 15 лет вынесены оправдательные вердикты в отношении 22 подсудимых, из них в законную силу вступили приговоры в отношении 21 лица. Хотя по представлениям прокуроров были отменены оправдательные приговоры в отношении 5 лиц, но при новом рассмотрении дела вновь вынесены оправдательные вердикты.

В основном оправданы лица, обвиняемые в совершении умышленного убийства с отягчающими обстоятельствами - 10 подсудимых, 2 лиц, которые обвинялись в изнасиловании малолетних, двое лиц, обвиняемые в получении взятки, двое лиц обвиняемые в угоне водного транспорта, 4 лица, обвиняемые в бандитизме и одно лицо, обвиняемое за неуважение к суду.

Вердикт присяжных заседателей стороны не вправе ставить под сомнение, как обвинительный, так оправдательный, это требование ст. 348 УПК РФ.

Вердикт может быть обжалован сторонами только по основаниям процессуального нарушения, допущенные судом, а также в связи с незаконным составом суда, вынесшим этот вердикт. Иными словами, когда в составе коллегии присяжных заседателей оказался человек, скрывший данные, которые препятствовали его участию в качестве присяжного заседателя.

В тех случаях, когда присяжные неправильно вынесли вердикт, если вердикт не соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в суде, прокурор и стороны по закону не имеют возможности его обжаловать по этим обстоятельствам. Эта основная особенность суда присяжных.

Если сравнить с показателями рассмотренных уголовных дел профессиональными судьями, то только в 2017 году судами первой инстанции республики рассмотрено 7,5 тыс. у/дел, вынесены оправдательные приговоры в отношении 9 лиц, из них вступили в законную силу приговоры в отношении 5 лиц.

В федеральных судах районного и городского звена такая форма суда только начинает применяться. Так с июня месяца судами с участием присяжных рассмотрены 3 уголовных дела. Вынесен 1 один обвинительный вердикт в Сунтарском районе, который вступил в силу, и 2 оправдательных вердикта, из которых 1 отменен и дело направлено на новое рассмотрение, другой на стадии апелляционного рассмотрения. Здесь определённую роль сыграло отсутствие практики на местах.

В целом, исходя из практики, присяжные принимают объективные, честные и справедливые решения. Но в то же время, каждому из нас присуща жалость. Преступник в момент совершения преступления и обвиняемый, сидящий на скамье подсудимых, внешне два совершенно разных человека. Люди часто руководствуются эмоциями и это не исключение у присяжных. Бывает и такое, что некоторые просто не хотят брать на себя ответственность, полагая «а вдруг это не он сделал». И тогда виновное лицо уходит от ответственности за самые тяжкие преступления и выходит на свободу, ответственность за совершенное преступление ни кто не несёт.

Готово ли наше общество к такому суду? Однозначного ответа до сих пор нет. Но, тем не менее, закон принят и действует и мы его должны его исполнить.

Трудности с формированием суда присяжных бывают из-за территориальной отдалённости, транспортной схемы, что не всегда позволяет прибыть кандидатам в назначенное время.

От жизненной позиции каждого из нас, от нашей объективности зависит, понесёт ли виновное лицо заслуженное наказание, восторжествует ли справедливость!

По общим правилам уголовного судопроизводства пересмотр приговора суда первой инстанции в апелляционном порядке подразумевает повторное рассмотрение дела по вопросам как применения норм права, так и достоверности установленных фактических обстоятельств дела (событий преступного деяния и виновности подсудимых).

Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство предусмотрело категорию дел, для которых обсуждение вопросов факта в апелляционной инстанции остается под запретом. К такому виду судебных решений относятся приговоры, постановленные на основании вердикта коллегии присяжных заседателей.

Уголовные дела с участием присяжных заседателей рассматриваются только по ходатайству самих обвиняемых, которым разъясняются особенности данной формы судопроизводства, в том числе и порядок обжалования приговоров, для того, чтобы они могли предвидеть и оценить правовые последствия своего выбора.

Особенности пересмотра приговоров по уголовным делам, рассмотренным с участием коллегии присяжных заседателей, регламентированы ст. 389.27 УПК РФ, согласно которой для отмены или изменения в апелляционном порядке судебных решений, вынесенных с участием присяжных заседателей, необходимо наличие одного из следующих оснований:

- существенное нарушение уголовно-процессуального закона при рассмотрении дела судом первой инстанции;

- неправильное применение им уголовного закона при квалификации содеянного подсудимым;

Так, оправдательный приговор, постановленный на основании оправдательного вердикта коллегии присяжных, может быть отменен только при наличии таких существенных нарушений уголовно-процессуального закона, которые:

а) ограничили право прокурора, потерпевшего или его законного представителя и (или) представителя на представление доказательств в ходе судебного следствия;

б) повлияли на содержание поставленных перед присяжными заседателями вопросов;

Что касается фактических обстоятельств дела, приведенных в приговоре в соответствии с содержанием решения присяжных заседателей, то они оспариваться сторонами не могут. Такое ограничение обусловлено спецификой данной формы судопроизводства, поскольку закон наделил коллегию присяжных заседателей исключительными полномочиями по признанию доказанными (либо недоказанными) всех фактических обстоятельств дела и принятию решения о виновности или невиновности подсудимого, освободив от обязанности мотивировать свои выводы, оформленные вердиктом.

Помимо общих неустранимых в суде апелляционной инстанции процедурных нарушений, которые могут быть допущены при любой форме судопроизводства и служат основанием отмены приговора суда первой инстанции, законодательно предусмотрен ряд нарушений, которые могут иметь место только в суде с участием присяжных заседателей. К таковым, в частности, относятся; вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных; незаконное воздействие на коллегию присяжных заседателей, допущенное в ходе разбирательства дела иными участниками процесса; ограничение процессуальных прав участников судопроизводства; неясность или противоречивость вердикта; нарушение тайны совещания коллегии присяжных заседателей при вынесении вердикта; не предоставление подсудимому возможности выступить в прениях сторон при обсуждении юридических последствий вердикта; ссылка участников производства в ходе прений сторон на новые обстоятельства, которые не исследовались в судебном заседании с участием коллегии присяжных, а также иные нарушения, которые могли повлиять на характер вынесенного присяжными заседателями вердикта. Так, основанием отмены приговора могут быть нарушения ч . 6 ст. 335 УПК РФ, предписывающей суду разрешать вопросы допустимости доказательств (т.е. их соответствия установленной законодательством процедуре получения) исключительно в отсутствие присяжных заседателей, поскольку рассмотрение данного вопроса при присяжных заседателях может повлиять на объективность содержания вердикта.

Самой распространенной причиной отмены приговоров суда присяжных является неправомерное воздействие на коллегию стороной зашиты с целью сформировать негативное отношение к доказательствам обвинения, к их достаточности и законности.

Как показывает практика, именно подсудимые и их адвокаты зачастую нарушают установленный законом запрет оказывать на присяжных заседателей любое недозволенное воздействие, способное вызвать у них предубеждение, которое может отрицательно повлиять на беспристрастность коллегии и формирование мнения по делу.

Одним из характерных примеров отмены приговора суда присяжных, с учетом специфики рассмотрения дел данной категории, является апелляционное определение Ростовского областного суда от 19.05.2020, которым отменен приговор Новошахтинского районного суда Ростовской области с участием присяжных заседателей в отношении Б, оправданного по обвинению в убийстве. Одной из причин принятия указанного решения явились нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные при формировании коллегии присяжных по данному делу. Так, присяжные заседатели, вошедшие в состав коллегии и принимавшие участие в голосовании при вынесении вердикта, в ходе формировании скамьи присяжных скрыли факты дружеских отношений между собой, а также знакомства с матерью подсудимого. Помимо этого, апелляционная инстанция установила, что при рассмотрении дела на коллегию присяжных защитником подсудимого неоднократно оказывалось незаконное воздействие, которое выразилось в том, что систематически подвергались сомнению доказательства, признанные судом допустимыми.

Отмена незаконных приговоров судами апелляционной инстанции является одной их гарантий вынесения судебным органом справедливого решения при рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей.

15 мая 2018 года Верховный Суд Российской Федерации внес изменения в постановление Пленума от 22.11.2005 № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей», разъясняющего вопросы судопроизводства с участием присяжных заседателей.

Новая редакция документа связана с рядом законодательных изменений, в том числе с введением с 1 июня 2018 года института присяжных заседателей на уровне районных и гарнизонных военных судов.

Верховный Суд напомнил, что по ходатайству обвиняемого с участием присяжных рассматриваются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ, а районный суд, гарнизонный военный суд – о преступлениях, предусмотренных п. 1 ч.2 ст. 30 УПК РФ.

Если по делу привлечены в качестве обвиняемых несколько лиц, ходатайствовать о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей вправе только те из них, которые обвиняются в совершении указанных преступлений.

Следователь при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела обязан разъяснить ему не только право ходатайствовать о рассмотрении в суде присяжных, но и особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, его права и порядок обжалования судебного решения, о чем в протоколе делается запись и отражается позиция обвиняемого по указанному вопросу. Невыполнение следователем данного требования является препятствием для рассмотрения уголовного дела судом.

В случаях, когда один или несколько обвиняемых заявили ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, а остальные отказываются от такого состава суда, а также, когда среди фигурантов дела есть несовершеннолетние, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство.

Обвиняемый может ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных не только после ознакомления с материалами дела, но и после передачи дела в суд: фигурант дела вправе обратиться с просьбой о рассмотрении его дела коллегией присяжных в течение трёх дней с момента получения копии обвинительного заключения.

Ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей может быть заявлено обвиняемым как после ознакомления с материалами дела на предварительном следствии (ч. 5 ст. 217 УПК РФ), так и после направления прокурором уголовного дела с обвинительным заключением в суд в течение 3 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения. Для рассмотрения такого ходатайства судья назначает предварительное слушание (п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 229 УПК РФ).

В случае, когда на скамье подсудимых оказывается несколько человек, в том числе имеющие право на суд присяжных и если после направления дела в суд хотя бы один из них обратился с ходатайством о такой форме судопроизводства, то судья в ходе предварительного слушания выясняет мнение остальных подсудимых о рассмотрении дела в таком составе.

Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда присяжных, то судья решает вопрос о выделении их дела в отдельное производство.

При отсутствии возражений у остальных обвиняемых, а также в случае принятия решения о невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство судья назначает дело к рассмотрению судом с участием присяжных заседателей.

Высшая инстанция также обращает внимание судов на необходимость выполнения ими требований п. 6 ч. 1 ст. 51 УПК РФ об обязательном участии защитника по делам, подлежащим рассмотрению судом с участием присяжных заседателей. Участие защитника обеспечивается каждому обвиняемому с момента заявления хотя бы одним из обвиняемых ходатайства о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

Верховный Суд России указал причины отвода кандидатов от попадания в коллегию, отнеся к ним ошибки с личными данными потенциальных заседателей или их участие в другом процессе. В случае установления несовпадения данных о личности кандидата, указанных в списке, составленном в соответствии с законом о присяжных заседателях, с данными о личности кандидата в присяжные заседатели, указанными в его паспорте, он не может принимать участие в процедуре формирования коллегии присяжных заседателей.

Кроме того, один и тот же человек может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного не более одного раза в течение десяти рабочих дней в календарном году либо все время до окончания рассмотрения дела. В ходе опроса кандидатов, судье надлежит выяснить, не участвовал ли кандидат в качестве присяжного заседателя в судебном заседании в течение календарного года и не является ли он присяжным заседателем по другому делу, в том числе рассматриваемому в другом суде.

Верховный Суд подчеркивает, что в списках кандидатов приводятся только такие сведения о возможном присяжном, которые позволят сформировать коллегию заседателей: данные о возрасте, образовании и социальном статусе кандидата (роде его деятельности). Председательствующий судья должен разъяснить кандидатам в члены коллегии не только их права, но и юридические последствия неиспользования прав на участие в суде присяжных, принять меры к тому, чтобы задаваемые кандидатам вопросы понимались однозначно, не повторяли ранее заданные вопросы, были конкретными, связанными только с теми обстоятельствами, которые препятствуют участию кандидатов в присяжные заседатели в рассмотрении данного уголовного дела.

При замене председательствующего судьи необходимо формировать и новую коллегию присяжных. Если в процессе рассмотрения дела до провозглашения вердикта присяжными заседателями председательствующий лишается возможности продолжать участие в судебном заседании, то он заменяется другим судьей, который приступает к формированию новой коллегии присяжных заседателей в порядке, предусмотренном статьей 328 УПК РФ.

Верховный Суд напоминает, что в присутствии присяжных не подлежат исследованию процессуальные решения – постановление о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого, о выделении в отдельное производство дела в отношении соучастника преступления и процессуальные решения по такому делу. Также при коллегии не обсуждаются вопросы и ходатайства, направленные на обеспечение условий судебного разбирательства: принудительный привод потерпевших, свидетелей, отводы участникам процесса, вопросы, касающиеся меры пресечения, и другие вопросы права, не входящие в компетенцию присяжных заседателей и способные вызвать их предубеждение в отношении подсудимого и других участников процесса.

Формулируя вопросы, судья должен учитывать, что полномочия присяжных заседателей ограничиваются решением вопросов о доказанности обстоятельств преступления. Стороны вправе высказать свои замечания по содержанию и формулировке вопросов, а также внести предложения о постановке новых вопросов, а суд обязан выделить им на это время. В случае подачи сторонами устных замечаний по содержанию и формулировке вопросов и предложений о постановке новых вопросов они отражаются в протоколе судебного заседания. Если замечания и предложения были поданы сторонами в письменной форме, то они приобщаются к материалам дела. При окончательном формулировании вопросного листа в совещательной комнате председательствующий не вправе включать в него вопросы, которые не были предметом обсуждения.

Когда во время совещания у коллегии присяжных заседателей возникла необходимость в получении от председательствующего дополнительных разъяснений по поставленным вопросам, судья в присутствии сторон дает такие разъяснения.

Председательствующий с учетом мнения сторон и с соблюдением требований статьи 338 УПК РФ может внести уточнения в поставленные перед коллегией присяжных заседателей вопросы либо дополнить вопросный лист новыми вопросами. В этом случае председательствующий перед удалением присяжных заседателей в совещательную комнату произносит краткое напутственное слово по поводу изменений в вопросном листе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: