С какого года лувр объявлен собственностью государства

Обновлено: 28.04.2024

Знаменитый Лувр так разрекламирован, что вряд ли найдётся хоть один человек, который не слышал про этот дворец и музей.

Знаменитый Лувр так разрекламирован, что вряд ли найдётся хоть один человек, который не слышал про этот дворец и музей.

Туристы со всего света стараются увидеть всемирно известную "Джоконду", "Венеру Милосскую" или "Нику Самофракийскую". Конечно, это далеко не все самые известные шедевры знаменитого музея, но они у всех на слуху. Интересны не только экспонаты Лувра, его история заслуживает не меньшего внимания.

Впервые на этом месте была построена крепость с таким названием в 1189 году. Лувр на староанглийском означает "укрепление". Возвести крепость на правом берегу Сены решил король Франции Филипп II Август перед отправлением в Третий крестовый поход, чтобы защитить Париж от возможного нападения неприятеля в своё отсутствие. Вернувшись из похода в 1191 году, Филипп разместил в Лувре сокровищницу. Королевской резиденцией крепость стала во время правления Карла V. Он перенёс в Лувр огромную библиотеку из дворца в Сите, к сожалению утраченную после его смерти в 1380 году. После пары веков забвения, про Лувр вспомнили при Франциске I в 1546 году, когда монарх решил снести старую крепость и заменить её на дворец. С этого момента начинается новая глава истории Лувра.

Крепость сравняли с землёй и возвели новое здание в стиле ренессанс. Именно Франциск I начал собирать знаменитую коллекцию шедевров Лувра. Ему удалось получить знаменитую "Джоконду" Леонардо да Винчи. Франциск I умел жить красиво и богато - он не только перестроил Лувр, для него был возведён и знаменитый замок Шамбор , про который я уже писала в серии статей про замки Луары.

Продолжили расширять королевскую резиденцию потомки Франциска I. После нелепой смерти Генриха II на рыцарском турнире, Екатерина Медичи переехала в Лувр и занялась его реконструкцией. При ней был построен дворец Тюильри на месте черепичных мастерских (Тюильри в переводе с французского - черепичный завод).

Большая галерея связала Лувр с дворцом Тюильри. Работы велись под руководством архитекторов Серсо и Метезо. В конце XVI века в этом крыле король поселил мастеров "преуспевших в живописи, скульптуре, ювелирном и часовом деле".

В Лувре чеканили монеты и медали, а в 1640 году начали печатать книги.

В 1682 году Людовик XIV переехал в Версаль, и Лувр начал ветшать. В 1750 году его даже собирались снести.

В 1682 году Людовик XIV переехал в Версаль, и Лувр начал ветшать. В 1750 году его даже собирались снести.

После революции в 1793 году Наполеон открыл для публики доступ к королевским коллекциям, а сам поселился в 1800 году во дворце Тюильри. При Наполеоне было решено построить северную галерею, которая должна была соединить Лувр с дворцом Тюильри. Начали строительство архитекторы Персье и Фонтен, но осуществили эту идею лишь при Наполеоне III в 1852 году архитекторы Лефюель и Висконти. Тогда был окончательно сформирован архитектурный ансамбль Лувра с Квадратным двором и двором Наполеона.

В 1871 году во время Парижской коммуны дворец Тюильри сожгли, и до 1884 года он стоял в руинах, пока его полностью не разобрали.

Знаменитые стеклянные пирамиды появились во дворе Наполеона в 1981 году, когда осуществили глобальную реконструкцию дворца, под названием "Большой Лувр".

Знаменитые стеклянные пирамиды появились во дворе Наполеона в 1981 году, когда осуществили глобальную реконструкцию дворца, под названием "Большой Лувр".

Музей Лувр. Франция

Национальный музей Франции Лувр (Louvre) — один из крупнейших и знаменитых художественных музеев в мире. Он расположен в центре Парижа на правом берегу Сены. На площади 60,6 тысячи квадратных метров выставлены около 35 тысяч экспонатов.

Коллекции музея занимают большой комплекс зданий, строительство которых осуществлялось в течение восьми веков. Начало было положено королем Филиппом II Августом (годы правления 1180-1223), по приказу которого была построена крепость, защищавшая подступы к острову Ситэ, где тогда находится центр Парижа. За цитаделью закрепилось название Лувр, возможно потому, что в этой местности издавна водилось много волков, и ее называли "волчье место" – Лувения.

Замок размером 78 на 72 метра был построен в 1190 году. Крепость была окружена рвом. По углам и в центре располагались круглые башни, самая высокая из них – центральная башня составила 30 метров в высоту и 15 метров в диаметре.

Король Карл V (годы правления 1364-1380) сделал Лувр своей резиденцией, в связи этим замок был расширен и переделан.

В 1541 году, при Франциске I, это здание было разобрано, и на его месте в 1546-1574 годах по проекту известного архитектора французского Возрождения Пьера Леско создано одно из лучших сооружений эпохи. В 1578 году, в связи с предпринятым Екатериной Медичи строительством дворца Тюильри, было начато строительство галереи, соединившей Лувр с новым дворцом. С 1595 года начались работы по надстройке этой первоначально одноэтажной галереи. С 1624 года по проекту архитектора Жака Лемерсье создается композиция замкнутого прямоугольника "Старого Лувра", заключающего квадрат внутреннего двора. Работы Лемерсье были продолжены Луи Лево и Клодом Перро, построившими колоннаду восточного фасада, часть южного фасада.

С 1674 года Людовик XIV принял решение сделать своей резиденцией Версаль. Работы в Лувре были приостановлены. С 1672 года в королевском дворце размещались Королевская академия живописи и скульптуры и созданная в 1671 году Королевская академия архитектуры. С этого же времени в южной галерее формируется собрание картин. Хранителем картинной галереи был назначен "первый живописец короля" Шарль Лебрен. С 1737 года в одном из залов Лувра – Квадратном салоне стали проводить большие художественные выставки.

С началом французской революции в 1789 году Лувр использовали для национальных собраний.

10 августа 1793 года в Большой галерее открылась выставка картин, конфискованных революционерами у аристократии, и Лувр стал общедоступным музеем.

В годы Первой империи архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен надстроили второй этаж в южном и северном крыльях Квадратного двора, продлили северную галерею, замкнув площадь Карузель, и возвели в ее центре триумфальную арку в честь военных побед императора Наполеона.

После падения Наполеона многие похищенные произведения искусства пришлось вернуть. После реквизиций 1815 года Лувр несколько опустел, но его собрание значительно пополнилось в 1817 году за счет перенесения в его залы экспонатов ликвидированного Музея французских памятников.

В 1939 году с началом Второй мировой войны коллекции музея были эвакуированы. Лувр вновь открылся в сентябре 1940 года.

В 1981 году президент Франции Франсуа Миттеран подписал проект "Большой Лувр", по которому музею отдавались все помещения бывшего дворца. Для этого министерство финансов, размещавшееся в крыле Ришелье, переехало в новые помещения. Корпус Ришелье, выходящий на улицу Риволи, по новому проекту, был капитально перестроен, а в двух внутренних дворах, перекрытых стеклянными куполами, разместились произведения скульптуры из королевских парков Версаль и Марли.

В декабре 1986 на другом берегу Сены был открыт музей Д'Орсэ в переоборудованном здании бывшего вокзала, построенного в 1900 годах. Сюда из Лувра были переданы произведения, созданные художниками с 1848 года по 1914 год.

В 1989 году американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей при участии французских мастеров Мишель Макари и Жана Мишеля Вильмота соорудил в центре двора Наполеона стеклянную пирамиду, контрастирующую с историческим сооружением. Под пирамидой был открыт новый главный вход в музей, где разместились рекреации, магазины, лекторий, служебные помещения.

1 января 1993 года Лувр стал государственным учреждением при министерстве культуры.

В Лувре представлены произведения западноевропейского искусства от средних веков до 1848 года, древние цивилизации. Коллекции разделены на несколько отделов: живопись, графика, скульптура, египетские древности, греческие, этрусские и римские древности, восточные древности,

Экспозиция Лувра огромна. Здесь можно увидеть произведения Древнего Египта и Месопотамии: статую писца Каи, крылатых быков из Хорсабада и ассирийские рельефы. Из шедевров античной скульптуры – архаическую статую Геры Самосской, фрагмент фриза Парфенона, статуи Боргезского бойца, Венеры Милосской и Ники Самофракийской. В разделе скульптуры хранятся фигуры "Рабов" Микеланжело, произведения французского Средневековья и "Нимфа Фонтенбло" работы Бенвенуто Челлини. В экспозиции живописи – картины Жана Клуэ, Жана Антуана Ватто, Жака Луи Давида, Жана Огюста Доминика Энгра, Эжена Делакруа и др. Итальянская школа представлена картинами Паоло Уччелло, Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи. Самая ценная часть коллекции итальянской живописи в Лувре – пять картин Леонардо да Винчи, в том числе знаменитая "Джоконда". Это самое большое в мире собрание живописных произведений великого художника. На втором этаже корпуса Ришелье воссоздана Галерея Медичи, где размещены 24 полотна Питера Пауля Рубенса.

В специальных разделах демонстрируются произведения декоративного и прикладного искусства: шпалеры, эмали, мебель, изделия из золота и слоновой кости, бронзы, фаянса и фарфора.

В сентябре 2012 года в Лувре в новых галереях на площади пять тысяч квадратных метров открылся отдел, посвященный исламскому искусству. Здесь размещено около трех тысяч экспонатов, охватывающих историю искусства исламского мира от Испании до Индии с VIII по XIX век.

4 декабря 2012 года в рамках проекта "Большой Лувр" был открыт первый филиал Лувра – Лувр Ланс, расположенный в северном городке Франции на площади около 20 гектаров. Основной комплекс музея включает пять соединенных между собой корпусов, в том числе галерею для временных выставок площадью 1,7 тысячи квадратных метров и театр на 300 мест. Здания, сделанные из стекла, алюминия и бетона были спроектированы японским архитектурным бюро Sanaa. Первая специальная выставка, посвященная эпохе Возрождения, включила 250 работ, в том числе полотно Леонардо да Винчи. В музее в Лансе работает полупостоянная выставка "Галерея времени", на которой представлены более 200 произведений, отобранных из каждого раздела собраний Лувра, начиная от древних образцов клинописи до Делакруа.

В 2015 году откроется филиал Лувра в ОАЭ — "Лувр Абу Даби", расположенный на острове Ас Саадият в пригороде эмиратской столицы. В 2013 году музей показал публике экспонаты, уже приобретенные правительством Абу Даби для будущей экспозиции.

Высказывание искусствоведа Жоржа Батая о связи музеев и гильотины может показаться крайностью, но на самом деле оно правдиво и показательно. Появление музея Лувр в Париже напрямую связано с французской революцией, чьи сторонники и участники активно использовали гильотины для казни своих врагов. В целом музеи тесно переплетены с политикой и выражением власти и силы. История Лувра наглядно демонстрирует эту связь на протяжении более 200 лет. Доктор исторических наук Элизабет Родини в материале для медиаплатформы SmartHistory рассказала историю одного из самых известных и популярных музеев мира.

В начале были крепость и дворец

До того, как стать музеем, Лувр был дворцом и резиденцией французской монархии. Изначально Лувр строился как крепость, расположенная в стратегически выгодном месте, на берегах реки Сены. Местоположение позволяло наблюдать окрестности и охранять короля Филиппа II Августа (более известного как Филипп Кривой). Так как монархия сосредотачивала свою власть в Париже, Лувр все больше и больше расширялся, чтобы вместить растущий королевский двор. Огромные лабиринты сегодняшнего Лувра — результаты и итоги постоянных расширений, которые продолжались веками. Название «Лувр» не изменилось, хотя его оригинальное значение от французского loup, что переводится как «волк», было утеряно.

Ослепительная рама для королевских коллекций

Искусство и государство

Во Франции создание произведений искусства контролировалось государством — то есть королем и его кабинетом, поэтому Лувр снова играет важную роль. В Лувре располагалась Королевская академия живописи и скульптуры, основанная в 1648 году, — агентство, которое контролировало занятия художников, художественную критику, выставки и продажи. Члены академии встречались в Лувре, чтобы обсудить, какое произведение искусства можно официально одобрить, а избранные представители общественности приглашались на санкционированные государством выставки. Хотя эти собрания, которые назывались «салоны», — предки современных художественных выставок, их содержание тщательно регулировалось, а круг посетителей ограничивался элитой. Таким образом, Лувр оставался крепостью, даже несмотря на свои выставочные площади: управлялся будущий музей правящим классом, а доступ в него в целом был закрыт.

Крепость пробита

Когда в Париже разразилась революция 1789 года, монархи и духовенство стали главной целью народной ярости. Самый популярный инструмент Французской революции, гильотина, отрубала головы быстро и очень драматично. Менее кровавым, но настолько же мощным инструментом был контроль искусства: известно, что головы библейских королей, которые украшали собор Нотр-Дам де Пари, по ошибке были приняты за головы французских королей и жестоко уничтожены. В дополнение к этому тут и там происходили случаи демонстративного уничтожения произведений искусства. Революционеры хотели установить контроль над искусством, грабя коллекции и захватывая исторические, священные места. Церкви и дворцы были национализированы, бывшая знаменитая крепость Лувр преобразована в общественный музей.

Изменения были ощутимыми и очень важными. Только представьте, Лувр, который был домом короля и местом хранения всех его сокровищ, теперь был открыт для всех желающих, а те самые сокровища были выставлены на публичное обозрение. Революционеры очень старались подчеркнуть символичность этих изменений. Они открыли музей 10 августа 1773 года в первую годовщину после свержения короля Людовика XVI и открытия мемориальной доски об этом событии. Памятная доска была размещена на двери галереи Аполлона, бывшей ранее королевским приемным залом Людовика XVI, которого еще называли Королем-Солнце (сейчас в зале под сверхпрочным стеклом хранятся королевские драгоценности). Теперь любой гражданин мог прийти и посмотреть Лувр, и послание революционеров было мощным: монархия мертва, ее крепость повержена, а все материальные ценности стали имуществом народа.

Цивилизация, демократия и образование

Это не было лишь заявлением о богатстве, это было заявление о цивилизации, демократии и образовании — эту тройку мы знаем как Просвещение. Посетители Лувра проходят путь развития и становления искусства: от Древнего Египта к Греции, Риму и итальянскому Возрождению. Кульминация этой хронологии, которая прослеживается в просторных коридорах музея, — французская академическая живопись, продвигаемая Королевской академией и ее официальными салонами (выставками). Посетитель, который знакомился с залами и экспонатами музея в нужном порядке, проходил правильную иерархию, в которой Франция была представлена полноправной наследницей всех памятников древней культуры, вершиной культурного прогресса и самой цивилизацией.

«Брак императора Наполеона I с эрцгерцогиней Марией Луизой Австрийской в Большой галерее Лувра. 1 апреля 1810», художник Генрих Рейнхольд, 1810—1811

«Брак императора Наполеона I с эрцгерцогиней Марией Луизой Австрийской в Большой галерее Лувра. 1 апреля 1810», художник Генрих Рейнхольд, 1810—1811

Наполеон Бонапарт тоже коллекционировал произведения искусств и для этих целей использовал Лувр. Военный лидер, который дослужился до императора Франции в 1804 году, Наполеон полностью осознавал потенциал искусства как признак величия и место Лувра в этой истории. Он украсил залы Лувра своими личными эмблемами и гербом и использовал Лувр как трофейный чемодан, наполняя его добычей, собранной на полях сражений и привезенной из военных кампаний. Статуи папской коллекции из Ватикана, древняя квадрига лошадей из собора Сан Марко в Венеции, археологические находки из экспедиций в Египет были торжественно представлены в Париже и поставлены на пьедестал в Лувре. Наполеоновская пропаганда распространила весть о его приобретениях, называя Францию «Новым Римом». После свержения Наполеона и его высылки из Парижа в 1815 году многие украденные предметы и произведения искусства были возвращены предыдущим владельцам.

Что насчет искусства Африки, Азии, Океании и обеих Америк?

Вопрос, который озадачивает Лувр с первых дней открытия, посвящен темам и видам искусства, которые должны там содержаться. Традиционное западное искусство (Египет, Греция, Рим, Италия эпохи Возрождения) занимали крупное место в коллекции, как и, разумеется, французское искусство. Но другим культурам приходилось соревноваться за право находиться в Лувре. Прежде всего это относится к тем, которые западные каноны не признают, например, искусство французских колоний в XIX веке. Так, африканские предметы искусства были отвергнуты, попав в такие места, как Дворец Шайо. В международном контексте, который в целом посвящен индустриальному развитию, африканское искусство было истолковано как примитив, особенно в сравнении с произведениями, которые приписываются Европе. Многие произведения африканского искусства оказываются в Музее человека, антропологическом филиале Парижского музея естествознания.

Выделяя одни объекты и исключая другие, Лувр не просто решал, что будет храниться в его стенах: Лувр решал, что является искусством, а что нет. Эти суждения выпускались в соответствии с царствующими в то время предрассудками, которые считали традиции, находящиеся за пределами Европы, менее ценными, важными и заслуживающими внимания. Несмотря на то, что такая категоризация имела место быть несколько веков назад, она продолжает влиять на музейный мир и сегодня, особенно в борьбе Франции и других западных государств с колониальным прошлым.

В 1980 году, не без давления, в Лувре открылся Pavillon des Sessions — галереи, посвященные искусству Африки, Океании, Азии и обеих Америк. Хотя галереи были обставлены просторно и со вкусом, они находились вдалеке от классического маршрута, излюбленного посетителями, поэтому оставались наименее посещаемыми и наименее известными. В 2006 году на французское правительство ополчились критики, требующие политической справедливости в виде открытия музея, посвященного искусству, отвергнутому Лувром. Тогда неподалеку от Эйфелевой башни, на лакомом куске парижского рынка недвижимости, был открыт Музей на набережной Бранли (фр. Le musée du quai Branly). Несмотря на свое великолепие и центральное местоположение, многие видят в Музее на набережной Бранли высылку произведений искусства определенных культур.

Вопросы, которые остаются

Сегодня Лувр пользуется большой популярностью, ежегодно притягивая миллионы туристов со всего мира, параллельно пытаясь приспособиться к такому наплыву. Архитектор Йо Мин Пей сделал первый неоднозначный шаг, возведя в центре ренессансного двора Лувра громадную стеклянную пирамиду, которая стала служить входом в музей.

В 2017 году многие посетители устраивали «молниеносные» экскурсии («Мона Лиза», Венера Милосская, Ника Самофракийская и «сваливаем»), размахивали селфи-палками (которые сейчас запрещены) и расходились по близлежащим подземным торговым центрам, чтобы перекусить, пройтись по магазинчикам и подзарядить телефон. Некоторые утверждают, что Лувр из музея искусств превратился в туристическую достопримечательность, из места скопления знаний и тихого вдохновения — в место для развлечений; другие же осуждают такие высказывания, относя их к элитизму, оставшемуся со времен французской монархии.

В действительности такие споры об истинных ценностях музеев и их коллекций разыгрываются в музеях по всему миру. В их основе находятся вопросы о силе и власти. Те, кто контролируют искусство — его вид и форму, доступность и значение — контролируют важную часть культурного содержания, которое определяет нас и наши отношения с прошлым. Должен ли этот контроль исходить от экспертов и ученых, или профессионалам этой сферы следует прислушиваться к голосам толпы? Какую бы позицию вы ни занимали по этому вопросу, ситуация с Лувром дает понять, что запутанные и непростые отношения между художественными музеями и политикой практически одного возраста с самим дворцом.

Dr. Elizabeth Rodini, "2. Museums and politics : the Louvre, Paris," in Smarthistory, June 1, 2019, accessed July 24, 2019

Лувр – бесспорно, самый известный и посещаемый музей мира, через двери которого ежегодно проходит 10 млн. гостей. Это настоящая сокровищница шедевров мирового искусства, а еще – прекрасный архитектурный памятник с богатой историей. Уникальная особенность его коллекции – универсальность: экспонаты охватывают самые разные временные периоды и географические пространства.

Начало истории Лувра

Происхождение названия дворца-музея неизвестно. По одной версии, оно восходит к латинскому слову, означающему «волк»: якобы в окрестностях Парижа когда-то водилось много этих хищников. По другой версии, название произошло от древнесаксонского слова lower, которое переводится как «крепость» или «сторожевая башня».

Эта последняя версия подсказывает, чем был Лувр, когда началась его история. Его основали в 1190 г. в качестве крепости, призванной защищать Париж от вторжений норманнов и других врагов. Ничего общего с нынешним элегантным дворцом она не имела.

Постепенно Париж превращался в крупный центр торговли и культуры. Его благосостояние росло вместе с населением. Крепость уже не вмещала всех горожан, которые начали селиться за ее пределами. Тогда стены ее были разрушены, а на их месте в XIV в. появился королевский дворец. И первым его монаршим обитателем стал король Карл V.

Однако Франция на тот момент оказалась вовлечена в Столетнюю войну с Англией. Париж был опасным местом из-за его близости к северу страны. Поэтому впоследствии французские монархи предпочитали селиться в долине Луары , строя себе там крепости и замки. А Лувр же исполнял тем временем другие функции: тюрьмы, сокровищницы, арсенала. Лишь после окончания войны он стал полноценной королевской резиденцией. Но и тогда он все еще был далек от того, что мы видим сейчас.

В 1546 г. Лувр начали превращать в великолепный дворец. Работами руководил архитектор и скульптор Пьер Леско. Были пристроены два новых крыла, а в конце столетия его соединили с дворцом Тюильри.

Преобразование в музей

В 1682 г. Францией правил король Людовик XIV, один из самых могущественных монархов, которых знала страна. Он не пожелал оставаться в Лувре, а перенес свою официальную резиденцию в Версаль, где тоже был построен роскошный дворец. Тогда же в Лувре впервые стали экспонироваться произведения искусства.

Однако музеем он стал лишь столетие спустя. В 1789 г. во Франции началась Великая французская революция. Монархия была свергнута, король и королева казнены на гильотине. А изумительный дворец был открыт для публики в качестве национального музея в 1793 г.

Коллекция музея быстро росла. Особенно поспособствовали этому заграничные походы Наполеона Бонапарта . Артефакты, которые он захватывал в других странах, занимали свое место в музейных залах Лувра. Правда, после того как Наполеон был сослан, часть артефактов вернули на родину. И, тем не менее, во многом своими богатствами Лувр обязан именно Бонапарту.

В годы Второй мировой войны значительная часть экспонатов была тайно вывезена из музея, чтобы уберечь их от нацистов. После войны он снова начал принимать гостей. А в 1980-х гг. по приказу президента Миттерана прошла масштабная реставрация.

Архитектура и интерьер Лувра

Современный Лувр – огромный и гармоничный архитектурный ансамбль. Помимо выставочного пространства, он включает лабораторию, библиотеку, реставрационную мастерскую и другие помещения.

Здание дворца отличается необычайно красотой отделки, сочетанием роскоши и в то же время элегантности. В его архитектуре прослеживаются черты классицизма и барокко. Фасады отличаются симметричностью и простотой форм. Они богато украшены скульптурами, лепниной и коринфскими колоннами. В декоре прослеживаются растительные и анималистические мотивы и мифологические сюжеты.

Внутреннее убранство Лувра отличается пышностью, достойной особ королевской крови. Часть аутентичных королевских интерьеров сохранилась, другие были восстановлены в ходе реставраций.

Пирамида Лувра

Это, пожалуй, самая оригинальная деталь знаменитого дворца-музея, объединяющая достижения древнего зодчества и современных инженерных технологий. Она появилась во время реставрации в 1980-х гг. и вызвала противоречивое отношение, от восхищения до отвращения.

Пирамида после окончания строительства стала главным входом в музей. Пропорциями она в точности повторяет знаменитую Великую пирамиду в Гизе, Египет, построенную фараоном Хеопсом. Высота главной пирамиды – 21 м, ее окружают три маленькие пирамиды-спутника, опять же напоминая о комплексе на плато Гиза. Рядом с ними находятся фонтаны. Грани сооружений полностью выполнены из стекла, обеспечивая прекрасное освещение вестибюля. В темное время суток пирамиды подсвечиваются мягким золотистым светом.

Еще одна стеклянная пирамида – перевернутая – находится в зале «Карусель». Ее вершина находится в 1,5 м от пола. А под ней – еще одна маленькая пирамида, на этот раз каменная.

Главные экспонаты

В Лувре находится около 400 тыс. единиц хранения: произведения живописи, скульптуры, графики и ДПИ. Одновременно в выставочных залах находится не более 35 тыс. экспонатов. Выставлять все сразу проблематично, да и контакты с внешней средой вредят артефактам. Поэтому коллекции регулярно обновляются, и Лувр всегда немного разный.

Особое внимание в музее уделено древнему искусству. Есть залы Древнего Египта, Греции и Рима, Междуречья, Восточного Средиземноморья, Ирана. Также есть разделы, целиком посвященные исламскому искусству. А в 2016 г. открылся отдел истории Лувра.

Подробно познакомиться со всеми экспонатами музея не получится и за неделю. Поэтому туристы обычно спешат взглянуть на самые известные и ценные произведения, выставленные в Лувре. В их числе непременно окажется «Мона Лиза» кисти да Винчи, «Венера Милосская» и «Ника Самофракийская». Среди других знаменитых экспонатов Лувра:

  • кодекс законов Хаммурапи;
  • скульптура «Сидящий писарь»;
  • «Мадонна в гроте», Л. да Винчи;
  • «Свобода, ведущая народ», Э. Делакруа;
  • скульптура «Амур и Психея», А. Канова;
  • «Большая одалиска» Ж. Энгр;
  • статуя сидящего Рамсеса II ;
  • Большой Сфинкс, найденный в Тунисе;
  • скульптуры «Рабы» Микеланджело.

Это лишь некоторые сокровища, которые поджидают туристов в Лувре. Музей находится в непрерывной модернизации, становясь все более привлекательным и интересным. Способствуют этому и современные технологии, делающие Лувр образцом для других крупных музеев всего мира.

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)

Впервые Лувр открылся для публики как национальный художественный музей

Лувр в Париже – памятник архитектуры и один из крупнейших художественных музеев мира (Фото: maziarz, Shutterstock)

Лувр в Париже – памятник архитектуры и один из крупнейших художественных музеев мира. История создания Лувра насчитывает многие столетия. Здание было построено как крепость на правом берегу Сены в 1190 году при короле Филиппе-Августе для защиты Парижа с запада. В 16 веке Карл V перестроил Лувр и превратил его в жилой замок.

Наиболее основательно Лувр изменился при Франциске I в 1546 году, когда была снесена и заново построена значительная часть замка. С тех пор Лувр превратился в королевскую резиденцию. Архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон придали Лувру тот облик, который, несмотря на многочисленные последовавшие переделки, сохранился до настоящего времени.

В 1661 году Людовик XIV начал строить Версаль, который с 1682 года стал официальной королевской резиденцией. Лувр был заброшен и оставался пустым до тех пор, пока в 1725 году Академия искусств не стала устраивать в Лувре художественные салоны.

Впервые двери музея были открыты для широкой публики 10 августа 1793 года, во время Французской Революции. При Первой империи именовался музеем Наполеона, который и сам внес особый вклад в расширение коллекции. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства.

Сегодня каталог музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов. В основе собрания Лувра лежат бывшие королевские коллекции, а также коллекции монастырей и частных лиц. В Лувре хранятся уникальные собрания восточных древностей, древнеегипетского, античного, западноевропейского (особенно французского и итальянского) искусства.

Среди них – древнегреческие статуи «Ника Самофракийская» и «Венера Милосская», статуи Микеланджело «Восставший раб» и «Умирающий раб», портрет Моны Лизы («Джоконда») да Винчи, «Сельский концерт» Джорджоне, «Мадонна канцлера Ролена» Ван Эйка, произведения Рубенса, Рембрандта, Пуссена, Ватто, Давида, Жерико, Делакруа, Курбе.

Административно Лувру подчинена «Оранжери» – выставочное помещение с постоянной экспозицией «Кувшинок» Моне, открытое в 1965 году в одном из павильонов сада Тюильри.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: