С каким государством египет заключил первый мирный договор

Обновлено: 25.04.2024

Примерно 3300 лет назад был заключен один из первых известных нам полноценных официальных мирный договор. В те годы шла война между египтянами и хеттами.

Эти битвы не шли на пользу ни египтянам, ни хеттам. Весомой победы ни одна сторона не достигала, а расходы, человеческие жертвы продолжались. Надо было что-то решать уже радикально. Первым пошел на встречу хетт. Власть там уже сменилась дважды. Нынешний правитель дождался пока не станет его брата-правителя, сверг затем своего племянника, и придя к власти, задумался, что эта разорительная война ему ну никак не к месту. В общем, Хаттушиль III призвал к миру.

Начались раунды переговоров об условиях мира. В итоге Хаттушиль взял на себя инициативу и разработал проект договора о мире. Написал он его не на каком-то клочке папируса, а на серебряной доске. Там же он изобразил себя рядом с одним из богов, чтобы показать весь свой авторитет. А на обратной стороне доски была изображена его жена, тоже рядом с богиней. Не договор, а произведение искусств, однозначно. Отослал своему коллеге египетскому на согласование.

Вот представьте, что вам предлагают долгожданный мир, да ещё и в такой изящной форме. Вы любуетесь этим документом, Вам его зачитывают вслух. А слова просто ласкают слух:

"это будет лучший мир и братство из существовавших когда-то на земле. ", "я с великим царем Египта пребываю во братстве", "Пусть и наши страны, подобно нам, будут в мире и братстве во все времена".

Хеттский царь давал обещание, что готов всеми своими силами помогать Египту в случае атаки на него от третьих лиц. Более того, Хаттушиль заявил, что "если Рамсес разгневается на своих рабов, которые учинят восстания и пойдет их усмирять, то царь хеттов будет с ним заодно".

Предлагалось также выдать и впредь выдавать всех беглых преступников, политических эмигрантов, чтобы не находили себе спасения во владениях мирящихся правителей.

Ну как отказать таким условиям. Не зря, Рамсес был политиком мудрым. Согласился заключить мир. Тоже сделал серебряную плиту, с ответной копией договора, поставил печать свою и отправил коллеге-хетту.

Ну а самое главное, были условия, что в случае невыполнения договоров, боги (перечень прилагался) страшно покарают того, кто посмел. Ну а если будут блюсти честно мир, то эти же боги будут всячески способствовать благоденствию. Подписей богов не было, но все понимали, что они согласны.

Писали друг-другу письма мира и царицы хеттов и египтян. Правда жена Рамсеса скоро занемогла до и почила, но и это пошло на пользу мирному договору. Фараон взял в жены дочь Хаттушиля. Ещё одна печать на мирном договоре.

город Фивы

Вскоре правители города Фивы объединили вокруг себя недовольных чужаками и прогнали их. Но гиксосы принесли в закрытую страну достижения азиатов, с ними в Африку проникла лошадь. И теперь закалённая в борьбе с завоевателями египетская армия была вооружена бронзовым оружием, имела колесницы, строилась по родам войск и была постоянной. В XVI–XV веках до н. э. началась эпоха наивысшего расцвета и расширения границ Египетского государства – так называемое Новое царство.

Колесница. Ассирийский рельеф

При фараоне Тутмосе I египтяне вышли к «реке, текущей в обратную сторону» – Евфрату. При царице Хатшепсут они проникли на юг, в страну Пунт (видимо, современное государство Сомали). Сначала захваченные земли просто грабили – увозили рабочую силу и ценности. Наконец, Тутмос III объединил все территории: Египетская держава стала самым большим государством тогдашнего мира, протянувшись с юга на север на 3500 км. Летопись своих удачных походов он велел записать на стенах грандиозного Карнакского храма в Фивах.

Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств

Египетские правители столкнулись с непривычной проблемой – как управлять огромной разноязыкой и разноплеменной территорией. На юг фараон посылал египетского наместника, строил там защитные крепости. В отдалённых странах на востоке Средиземного моря оставил прежнюю власть, но «принцы» - наследники местных владык воспитывались в Фивах на положении почётных заложников. В письмах к фараону правители подчинённых стран называли его «брат мой», просили о подарках и помощи. Весь Средиземноморский мир на несколько столетий стал успешно торговать и обмениваться достижениями культуры.

Карнакский храм в Фивах

В начале XIII в. египетскому фараону Рамзесу II пришлось столкнуться с набирающим силу Хеттским царством. В 1286 г. до н.э. состоялось одно из самых крупных сражений в истории Древнего Востока – битва при Кадеше. Фараон чудом избежал поражения, и через несколько лет между странами был подписан мирный договор – первый в истории человечества. Его текст сохранился сразу на двух языках.

Статуи Рамзеса перед входом в храм в Абу-Симбеле

Могущество Египта не могло продолжаться вечно. Длительные войны на все более отдалённых территориях отрывали земледельцев от полей, армия забирала много средств из казны. Вскоре соседние азиатские страны начали использовать железо и быстро богатеть, а в Египте не было ни железной руды, ни дерева для выплавки металла. И уже с VII в. до н.э. Египет начал время от времени платить дань и попадать в зависимость к завоевателям, сменявшим друг друга: ассирийцам, персам, македонянам. Однако именно в эту эпоху по всем окрестным странам о нём пошла слава как о стране мудрости, тайного знания и всемогущих богов.

Первый документально зафиксированный конфликт из-за сферы влияния между двумя державами — это война между Древним Египтом и Хеттским государством в XIII в. до н. э. А мирное соглашение между ними стало первым официально зафиксированным международным договором.

Древний Египет — государство, возникшее на северо-востоке Африки, в долине Нила, примерно за 3 тыс. лет до н. э.

Древний Египет

В истории Египта принята следующая периодизация: Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства, разделяемые временами смут

В середине XVI в. до н. э., в эпоху Нового царства, египтяне начали расширять свою территорию, строить империю. Они дошли до Евфрата, заняли Сирию. Но здесь они столкнулись с другой империей — Хеттским государством, которое образовалось в Малой Азии в XVII в. до н. э. В начале XIV в. хетты начали вытеснять египтян из Сирии.

Хетты стремились сохранить свои сирийские владения, в том числе важную крепость Кадеш на берегу реки Оронт.

Рамсес II Великий

Рамсес II Великий (1290—1224 гг. до н. э. или 1279—1213 гг. до н. э.), египетский фараон XIX династии

Около 1284 г. до н. э. новый египетский фараон Рамсес II решил захватить Кадеш. Он направился в Сирию. У него было 25 тыс. воинов и 2500 колесниц. Ему противостоял хеттский царь Муваталла. Армия хеттов насчитывала 28 тыс. человек и 3500 колесниц.

В лагере египтян появились хеттские разведчики, которые ввели фараона в заблуждение, утверждая, что царь хеттов повел свое войско на север. Рамсес не стал дожидаться подхода всей армии и двинулся к Кадешу во главе единственного передового отряда. Однако хетты на колесницах внезапно атаковали отряд и окружили. Египтяне понесли огромные потери, фараон едва не погиб. Но хеттская пехота не сумела форсировать Оронт и прийти на помощь колесницам.

Рамсес II в битве при Кадеше

Рамсес II в битве при Кадеше. В письменном памятнике того времени — так называемом эпосе Пентаура — рассказывается, как фараон отважно сражался в битве и одержал победу, воззвав к верховному богу

К египтянам подоспел еще один их отряд, они смогли продержаться до подхода основных сил — и хетты отступили. На другой день Рамсес атаковал противника снова, однако он так и не взял Кадеш. Но и хеттам не удалось заставить его войска отступить. Стороны заключили перемирие и отвели войска. Рамсес вернулся в Египет, а хетты заняли оазис Дамаска, ранее принадлежавший Египту, Кадеш тоже остался за ними. Тем не менее о победе объявили обе стороны.

Окрестности Хомса

Война продолжалась. Когда умер Муваталла, его сменил брат — Хаттусили III. И только в 1269 г. до н. э. противники заключили мирный договор. Это было соглашение о ненападении и взаимопомощи в случае нападения третьей стороны. Сферы влияния новоявленные союзники разделили, проведя границу по территории Сирии. Северная Сирия осталась за хеттами. Южная Сирия, большая часть Финикии и Палестина отошли к Египту. Около 1257 г. до н. э. мир укрепили браком между старшей дочерью царя Хаттусили III и фараоном Рамсесом II. Через несколько лет он взял в жены ее сестру.

Договор стал образцом для дипломатии Древнего Востока и действовал до самого падения Хеттской державы. Копия его сегодня хранится в здании ООН, символизируя стремление народов и государств к мирному сосуществованию.

мирный договор, вырезанный в камне

До наших дней сохранился мирный договор, вырезанный в камне на египетском и аккадском языках. Последний был языком международной дипломатии

Исчезнувшее царство хеттов

Хеттское царство существовало приблизительно в 1800—1180 гг. до н. э. Оно возникло в Малой Азии. В XIV в. хетты завоевали Восточное Средиземноморье и стали соперничать с Египтом. Однако в XII в. до н. э. в результате нашествия народов моря это государство погибло. Только в 1906 г. при раскопках древней столицы Хаттусы близ турецкого города Богазкёя был найден богатейший клинописный архив из более чем 14 тыс. глиняных табличек. В 1915— 1916 гг. чешский лингвист Бедржих Грозный расшифровал хеттскую письменность, и мир узнал историю погибшего царства.

В Египте, в храме Карнак, сохранились знаменитые рельефы. На них мы видим триумф египетской армии. Она громит жалкие полчища хеттов. На самом деле, эти изображения лишь пример лжи, неизменной спутницы всех агитпропов: от древнеегипетских до современных.

Битва была упорная и кончилась ничем, Однако, вернувшись в Египет, Рамсес II приписал себе полную победу над врагом. На самом деле, моральную победу одержали хетты. Их современники хорошо понимали это. Так, правитель Амурру, небольшого княжества, лежавшего между Хеттским царством и Египтом, до начала битвы переметнулся к египтянам. После битвы при Кадете он снова признал верховенство хеттов. Что же произошло у стен этой крепости?

Благодаря египетским документам мы неплохо знаем подоплеку войны и подробности главного сражения. В то время столкновение с Египтом было практически неизбежно. Во второй половине II тысячелетия до нашей эры египетские фараоны начали вести несвойственную их предкам политику. Вековой порядок правления был забыт. Кто-то из фараонов отверг всех прежних богов и заставил подданньгх поклоняться новому и единому богу; кто-то покинул пределы Нильской долины и пустился завоевывать соседние страны, нарушив мировое равновесие.

Великая война началась на Ближнем Востоке — в Сирии, через которую пролегали важнейшие торговые пути. Здесь столкнулись интересы хеттов и египтян.

Сирия уже была покорена прежде Египтом; ей завладел фараон Тутмос III, но впоследствии Эхнатон, занятый своей религиозной реформой, потерял благодатные северные земли. Напрасно правители сирийских городов взывали к нему: «Да даст мне царь 20 человек защищать город царя, моего господина. Тогда я пойду к нему, чтобы созерцать лицо его. Да знает царь, что мы заперты со стороны материка, что у нас нет ни воды, ни дров. Да обратит лицо свое царь на своего раба и выступит в помощь ему» (пер. Б. А. Тураева). Теперь молодой фараон Рамсес II вознамерился вернуть Сирию. Хетты же решились дать египтянам отпор.

Битва при Кадете стала кульминацией этой борьбы. По словам Б. А. Тураева, «у Кадета столкнулись силы всего культурного мира того времени». Эта битва могла обернуться для египтян катастрофой — сродни Седану для Наполеона III. Однако хетты — как, впрочем, всегда — не использовали плоды победы и не разгромили Египет, а ограничились лишь подписанием мирного соглашения — первого в мировой истории.

Война началась с измены. Царь Амурру, небольшого государства в Ливане, вышел из состава Хеттской федерации и перешел на сторону египтян. Хетты решили покарать его за измену, ведь его поступок нарушал равновесие на международной арене. Потеря «буферного государства» Амурру заметно ослабляла южные рубежи страны.

Что было причиной измены? Возможно, фараон Рамсес подкупил царя Амурру. Во всяком случае его измену он использовал сполна — тут же направил в сторону Сирии свои войска. Это случилось на пятом году правления, а поскольку Рамсес правил Египтом невероятно долго — 66 лет, очевидно, перед началом войны в Сирии ему было всего 20 — 25 лет. Навстречу ему двинул свои войска царь Муваталли.

Точная дата битвы при крепости Кадет неизвестна. По разным данным, она состоялась в 1296, 1290, 1285 или 1275 годах до нашей эры. Зато неоспоримо ее значение. Распря Египта и Хеттского царства знаменовала новый передел мира.

Сражение произошло в Сирии, на берегах реки Оронт. Фараон Рамсес II привел сюда 20 тысяч солдат. Его армия состояла в основном из нумидийских наемников. В ней было 2,5 тысячи колесниц. Хеттское войско царя Муваталли насчитывало, по некоторым оценкам, около 30 тысяч воинов и 2,5 тысячи колесниц. В войске хеттов сражались и союзные им племена, и народы, в том числе — так сообщают египетские писцы — филистимляне и дарданы, известные по «Илиаде» Гомера. Сирийские наместники тайно держались хеттской стороны.

Неподалеку от Кадета к Рамсесу привели двух перебежчиков. «Мы хотим стать слугами фараона, — рассказали они, — мы хотим сбежать от жалкого хатти. Жалкий хатти остановился в стране Хальпа. Он боится фараона и не хочет идти на юг».

Армия египтян подошла к реке. Их обоз растянулся на пятнадцать километров. На переправу ушло бы не меньше пяти-шести часов. Вот передовые отряды двинулись на другой берег. Походная колонна разорвалась. Стоило ли ждать отстающих? Фараон вынес свой приговор: «Хетты пока не подошли сюда. Им быть в пути еще несколько дней. Никакой опасности нет!»

Под стенами самой грозной крепости Сирии, готовясь ее осадить, египтяне разбили лагерь и выпрягли лошадей из колесниц, не зная, что хеттский царь, распустивший лживые слухи, находится неподалеку. Все это время Муваталли спокойно оставался в укрытии, поджидая, Пока Рамсес попадет в ловушку, уготованную ему.

Вот уже колесницы хеттов, взбивая пыль, мчат сюда, но в лагере египтян все спокойно. Что волноваться? Это спешит подмога. Отдых солдат прерывают их разъяренные враги, быстро истребляя доверчивый отряд. Дивизия Ра перебита; египетская пехота смята. Уже гибель фараона близка. Уже к нему подвигаются хеттские воины, уже многие воины и даже колесничий, забыв о сражении, бросаются собирать богатую добычу, но радоваться рано. Битва лишь началась. Подмога, пришедшая к египтянам, окружила хеттов и стала их истреблять.

Дальнейшее напоминает навязчивый сон, бывающий лишь в бреду. Снова пыль облачком, облаком, тучей темнит горизонт. Новая тысяча хеттских колесниц напирает на египтян. Те едва терпят страшную атаку, как вдруг. положение меняется. Подмога, пришедшая к египтянам. Все это, кажется, было, было! Перепуганные хетты пробиваются в крепость. Поле боя остается за египтянами. На следующий день все повторяется. К вечеру хетты вновь удаляются в крепость, но и египтяне спешат отступить.

Так колебались чаши весов в этой битве. Так две мировые державы поделили власть над Востоком, и фараон «с миром вернулся в Египет, с пехотой своей и колесницами своими».

Позднее эта битва была воспета в гимнах и возвеличена во фресках на стенах храмов в Карнаке, Луксоре и Абу-Симбеле. До наших дней сохранились памятные строки: «Я один был спокоен, стоя на колеснице, запряженной Победой в Фивах и Возрадовалась Богиня Мут, двумя моими великими лошадьми». Колесницы врагов ложились, разбитые, «пред копытами лошадей моих», — так полегло их 2,5 тысячи.

Конечно, в этом горделивом рассказе фараона многое преувеличено, но историки, споря о битве, где поражение и триумф чередовались каждый час, неизменно отдают дань храбрости фараона. Хетты почти добились успеха, но неспособны были его удержать.

Силы противника оказались равны, хоть и не равноценным было их оружие. Боевые повозки египтян были небольших размеров (1 х 0,5 метра), очень легки и подвижны. Поместиться в них могли два, редко три человека. Обычно там располагались двое: возница и воин — опытный лучник. Стреляя из лука, египтяне успевали поразить врага прежде, чем тот приближался. Для египтян колесницы были «боевыми платформами, с которых можно было на большой скорости поражать врагов метательными снарядами, внося в ряды противника максимум замешательства», пишет американский историк Джеймс Маккуин.

А вот для хеттов «колесницы представляли собой тяжелую наступательную силу, способную мощной организованной атакой прорвать и уничтожить оборонительные линии вражеской пехоты». На боевых колесницах хеттов, запряженных двумя лошадьми, находилось по три человека: два воина — копейщик и щитоносец — и возничий. Это давало хеттам тактическое преимущество. Они могли доставить на поле сражения почти вдвое больше воинов, чем их противник. Кроме того, обязанности воинов распределялись: один, не думая ни о чем, атаковал противника, нанося удары копьями для ближнего боя; второй щитом защищал его и возницу с тыла. Колеса были с шестью спицами; это повышало маневренность колесницы. Основу ее составляла деревянная рама, обитая кожей. Своими военными успехами хетты во многом обязаны именно колесницам — они были настоящим «чудом искусства» (Дж. Маккуин).

В середине II тысячелетия до нашей эры ни один военный поход был немыслим без колесниц. Немецкий историк Ханс-Петер Юрпман полемично заявил: «Тогдашнее стратегическое значение лошадей можно сравнить сегодня разве что с атомным оружием». Кто командовал армией колесниц, тот владел победой.

Колесницы являлись главной ударной силой армии. Они были самой передовой техникой того времени. Благодаря им армия передвигалась намного быстрее, чем прежде. Она легко маневрировала. Как гром среди ясного неба обрушивалась на неприятеля. Как стая львов преследовала разбитые, розные части врагов после сражения.

Было у хеттов и еще одно преимущество — их железное оружие. Оно было мощнее бронзового египетского оружия. Хетты стремились сблизиться с врагом, чтобы нанести разящий удар копьем. Напав из засады, они теснили египтян. Когда же к тем подходило подкрепление, оно еще издали расстреливало хеттский отряд.

Битва при Кадете закончилась ничем. Хетты сумели дать отпор войскам фараона. Кадеш остался в руках хеттов. История топчется на горе трупов и никуда не движется.

Царство Амурру вновь отошло к хеттам. Муваталли сместил прежнего правителя и назначил вместо него одного из преданных ему князей. Сирия по-прежнему осталась владением хеттов. Они даже продвинулись в сторону современного Дамаска (Кадеш лежал близ современного сирийского города Хомса). Моральную победу одержали хетты. Египет перестал считаться самой могущественной державой мира. Хетты оказались достойным противником.

. Потом были еще восемнадцать лет вражды. Они кончились «вечным миром». Был заключен первый в истории известный нам международный договор. Фактически, подписав его, египтяне признали победу хеттов в Кадеше. Египетский фараон и хеттский царь поклялись жить в мире и дружбе. Сферы влияния хеттов и египтян были четко разграничены. Палестина, большая часть Финикии и Южная Сирия остались за Египтом. Северная Сирия отошла к хеттам.

Это был звездный час Хеттской державы. Теперь она простиралась от Черного моря на севере до Бейрута на юге, от Милета и побережья Эгейского моря на западе до Алеппо и верховий Евфрата на востоке.

Царь Муваталли не дожил до заключения мирного договора. Договор прославил другого хеттского царя — Хаттусили III. Именно ему, «суровому тихоне», довелось пожинать плоды побед, взращенные его предшественниками.

Переговоры с Египтом продолжались долго и были очень трудными, ведь в истории обоих государств не было подобного прецедента. Вспыхнувшая эпидемия, а также смена царя на хеттском престоле отсрочили подписание договора. И вот, наконец, правители Египта и Хеттской державы обменялись условиями вечного мира, выгравированными на серебряных пластинах.

«Идея мирного сосуществования двух сверхдержав, выраженная в этом договоре, — отмечает немецкий историк Ева Канцик-Киршбаум, — совершенно нова. Для Хеттской державы характерна странная смесь древневосточных традиций и ультрасовременных идей. Ничего похожего мы не найдем в тогдашнем мире».

Договор действовал вплоть до падения Хеттской державы. Его текст сохранился на египетском и аккадском языках — в то время последний был языком международной дипломатии. Копия этого договора хранится сейчас в Нью-Йорке, в здании ООН, как символ стремления народов к мирному сотрудничеству на договорной основе.

Этот договор стал образцом для всей древневосточной дипломатии. Даже завет, заключенный Иисусом Навином с народом Израиля (Ветхий Завет), составлен по образцу светских договоров того времени. Вначале упоминаются участники соглашения и излагается его предыстория. Затем рассказывается, как отныне должны вести себя участники договора. Египтянин и хетт заключали договор, «чтобы был добрый мир и доброе братство между нами вековечно: он в братстве со мной, и я в братстве с ним, в мире с ним вековечно. И не случится вражды между нами вековечно. И не на па дот правитель хеттов на землю Египетскую вековечно» (пер. Н. С. Петровского). Такой же вековечный мир обещан всему народу Израиля, если не посягнет он на владения Господа: «Служите Ему в чистоте и искренности, отвергните богов, которым служили отцы ваши. а служите Господу» (Нав 24, 14). Затем перечисляются отдельные положения договора: «Если выступит другой враг против земель. великого властителя Египта. », «Если же выступит другой враг против земель правителя хеттов. », «Если же выступят подданные правителя хеттов против него. », «Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам. » (Нав 24, 20). Затем следует перечень свидетелей. В одном случае это египетские и хеттские боги, призванные в свидетели. В другом случае — «вот, камень сей будет нам свидетелем, ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами [сегодня]» (Нав 24, 27). Наконец, следуют магические формулы и проклятия.

Серебряные пластинки, на которых был записан договор между хеттами и египтянами, теперь утеряны. Текст договора сохранился лишь на глиняных табличках, найденных в Богазкёе, а также в надписях на стенах Карнакского храма и заупокойного храма фараона в Фивах — Рамессеуме. Обе редакции совпадают по содержанию и разнятся в небольших, но важных деталях. Так, египетские писцы упоминают первым «великого

властителя Египта, могущественного», а хеттские писцы — «царя хеттов Хетесера [Хаттусили], могущественного». Хаттусили диктует: «Смотри, вступил Хетесер, правитель хеттов, в договор с Усермаатра-Сетепенра [Рамсесом], великим властителем Египта». Рамсес диктует с точностью до наоборот.

Договор представляет собой, во-первых, пакт о ненападении, а во-вторых, договор о военном сотрудничестве в случае нападения на одного из союзников «другого врага». Договор гарантирует мир и безопасность всем странам Леванта. Значительная часть его текста представляет собой соглашение о выдаче государственных преступников — перебежчиков, будь то знатные люди либо люди, «которых не знают [люди незначительные]».

Тринадцать лет спустя договор был скреплен брачными узами — женитьбой фараона Рамсеса на хеттской царевне Наптере, ставшей его главной женой. К этому времени Хеттская империя находилась на вершине своего могущества. Недаром в египетских надписях так сказано о прибытии невесты: «Хозяин дворца был рад, когда узнал об этом необычайном событии, подобного которому в Египте совершенно не было известно. Он выслал войско и знатных людей, чтобы они ее тотчас встретили».

Воистину свадьба Рамсеса и Наптеры стала одним из крупнейших празднеств того времени: «Дочь великого царя хеттов прибыла в Египет. Пешие воины, конные воины и знатные люди его величества сопровождали ее, смешавшись с пешими воинами, конными воинами и людьми знатными страны Хатти. Все люди страны Хатти смешались с людьми Египта. Они сидели и пили вместе. Они были единодушны, как братья и сестры, и ни один не питал злобу против другого. Мир и дружба были между ними».

В таком же эпическом стиле описывается сама невеста: «И тут увидел его величество, что ее лицо прекрасно как лицо богини. И было это великим, удивительным событием, великолепное, неведомое прежде чудо, подобного которому никто и поведать не мог, подобного которому не найти в письменах предков. Он [фараон] полюбил ее больше, чем всех других, чем все прекрасное, что даровал ему отец [бог] Птах. Это было непостижимое, неведомое чудо, что привел в Египет его отец Птах».

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

О чём рассказал учёным Кадешский договор на стенах храма Рамзеса: Первое мирное соглашение в истории

На стенах Карнакского храма, что близ Луксора в Египте, и в храме фараона Рамзеса II в Фивах есть красноречивые гравюры. На них изображены батальные сцены эпохального сражения египетского фараона с Великим царём Хатти. В руинах Хаттусы — столицы могущественного древнего государства хеттов, учёные обнаружили 10 тысяч глиняных табличек с таинственным клинописным текстом. Когда древние иероглифы были расшифрованы, оказалось, что это дипломатические документы. Один из них представлял первый мирный договор в истории человечества.

Другой взгляд на историю

Кадешский договор, начертанный на внешней стене двора Карнакского храма, Луксор, Египет.

Благодаря Жану-Франсуа Шампольону наука получила возможность переводить древние египетские тексты. Это вызвало новую волну интереса к египтологии. В середине 19 века был идентифицирован Великий царь Хатти. Это был правитель Анатолии, которая была хеттским царством, а сейчас является частью территории современной Турции. Менее, чем десятилетие спустя, немецкий археолог Хьюго Винклер обнаружил и раскопал хеттскую столицу Хаттусу в развалинах укреплений Богазкале в Турции.

Руины Хаттусы.

В руинах самого большого дворца они обнаружили 10 000 глиняных табличек с клинописью.

Там были задокументированы практически все дипломатические действия хеттов. Находка также включала три таблички, на которых был начертан текст некого мирного договора. После перевода оказалось, что он полностью соответствует текстам, найденным на стенах египетских храмов. Винклер сразу понял важность открытия. Он считал его настолько значимым, что сказал: «Моим глазам предстала чудесно сохранившаяся табличка. При одном взгляде на неё все сделанные доселе мною открытия померкли. Это было похоже на подарок фей. Вот оно! Рамзес пишет Хаттусили об их совместном договоре!»

Часть глиняной таблички Кадешского договора, около 1269 года до нашей эры.

Этот текст не просто подтвердил истинность существования знаменитого договора, но и позволил узнать, как на это смотрела другая сторона. То, что было выгравировано на стенах Карнакского храма полностью соответствовало обнаруженному документу. Написано это было прекрасной клинописью на превосходнейшем вавилонском. История забыла имя народа Хатти, название места, где это произошло, а теперь всё это стало достоянием человечества.

Рельеф внутри храма Абу-Симбел изображает Рамзеса II, убивающего одного врага и топчущего другого в битве при Кадеше в 1274 году до нашей эры.

Рельеф внутри храма Абу-Симбел изображает Рамзеса II, убивающего одного врага и топчущего другого в битве при Кадеше в 1274 году до нашей эры.

Первый мирный договор

Египетско-хеттский мирный договор стал первым документом подобного рода в истории.

Кадешская битва.

Кадешское мирное соглашение положило конец давней вражде между Древним Египтом и Хеттской империей. Эти сверхдержавы древности более двух веков боролись за контроль над землями восточного Средиземноморья. Война переросла в эпохальное сражение близ Кадеша. Его ещё назвали битвой тысяч колесниц. Сейчас это территория Сирии. В бою и хетты, и египтяне понесли невероятно тяжёлые потери. Несмотря на все предпринятые действия, силы были абсолютно равны. Никто не мог победить. Обе стороны отказались признать поражение. В результате и те, и другие сочли себя победителями.

Хеттская империя.

Вопреки своему названию, договор не был заключён в Кадеше. Более того, это мирное соглашение было составлено и подписано лишь пятнадцать лет спустя. Монархи при этом даже не встречались друг с другом. Всем занимались посредники. Договор был выгоден всем. На хеттов с востока наступала набирающая мощь Ассирия, а египтян донимали народы Средиземноморья. Ратификация первого мирного соглашения в истории была проведена в 1258 году до нашей эры. Договор действовал вплоть до падения Хеттской империи. Сто лет спустя ассирийцам удалось, наконец, сломить мощь хеттов.

Содержание эпохального документа

Мирный договор Рамзеса II и Хаттусили III более всего примечателен тем, что науке известен его дословный текст. Как любой документ подобного толка, он разбит по пунктам. Обе стороны заверяют друг друга в дружбе и братстве. Они обязуются оказывать помощь другой стороне, если на неё нападут. Также там содержаться обещания принимать беженцев и всячески помогать.

Окончанием договора служат слова о том, что боги будут контролировать исполнение всех обещаний, указанных в тексте. В случае же неисполнения, боги накажут преступника. На табличках сказано, что в таком случае тысяча богов из земли Хатти и из земли Египетской разрушат его дом, разорят его земли и убьют всех рабов. Тех же, кто соблюдёт написанное в точности, будет щедро вознаграждён. Тысяча богов из земли Хатти и тысяча богов из земли Египетской сохранят ему жизнь, подарят могучее здоровье, благословят их дома, земли и рабов.

Исторические последствия договора

После заключения мирного договора, египетский фараон смог не тратить огромные ресурсы на войны и направил их в мирное русло. Египет в те времена создал множество величайших строительных проектов. Среди них были прекрасные храмы в Абу-Симбеле, которые вырубили в скалах. Кроме всего прочего фараон Рамзес заключил династический брак с дочерью царя хеттов.

После заключения договора Рамзес смог заняться внутренними делами государства.

Когда Кадешский договор был составлен и согласован с обеими сторонами, его высекли на серебряной табличке и доставили в Египет. После того как Рамзес его одобрил, была составлена копия для хеттского царя. Там были использованы фразы оригинала, а внесённые изменения были совсем незначительными. После получения своего экземпляра договора, хеттские писцы изготовили копии на глиняных табличках, чтобы хранить в королевских архивах. Именно эти таблички и были обнаружены немецким археологом при раскопках. Серебряные же, скорее всего, не сохранились. Вероятно, они были похищены и переплавлены.

Музей Древнего Востока в Стамбуле.

Две глиняные таблички сегодня хранятся в Музее Древнего Востока в Стамбуле, а третья выставлена в немецком Государственном музее в Берлине. Копия эпохального исторического документа висит на видном месте на стене в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Египетская версия договора выгравирована на стенах двух храмов фараона Рамзеса II в Фивах: Рамессеума и Карнакского храма.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: