Римская богиня правосудия как называется

Обновлено: 05.05.2024

Богиня Веста – покровительница огня в Древнем Риме, прекрасная и суровая, как и само пламя. Огонь с древних времён у самых разных народов считался священной стихией. Пламя было связано с теплом, уютом, жилищем и приготовлением пищи. Жизнь людей была бы невозможна без огня.

В святилище Весты постоянно горел огонь, символизирующий жизнь государства. Но почему же служительниц богини нередко обрекали на мучительную смерть? Когда проходили праздники в честь Весты, и рассказывают мифы о ней?

Богиня без облика – Веста

Согласно римским преданиям, родителями Весты были богиня пространства и бог времени. Это очень символичные образы, поскольку сама Веста появилась на свет в качестве первородного огня, что наполнил жизнью пространство на все времена. Веста значительно отличается от прочих божеств древних римлян.

У неё не было конкретного облика, а в храмах богини нельзя было увидеть ни одной статуи. Но как же выглядела эта богиня? Согласно представлениям народа Древнего Рима, Веста отождествлялась с самим пламенем, животворным огнём, что всегда горел в её храмах.

Если у греков богинями-девственницами считались Артемида и Афина, то у римлян это почётное звание принадлежало Весте. Несмотря на свои красоту и притягательность, она не соглашалась на брак с богами, а любовные связи и вовсе являлись табу Весты.

Известно, что она отвергла известных богов-красавцев, таких как Меркурий и Аполлон. Мифы рассказывают, что однажды любвеобильный бог плодородия Приап решил соблазнить красавицу, задремавшую на лугу. Но тут на помощь невинной богине пришёл осёл, который издал громкий крик.

Его голос разбудил богиню, и она смогла избежать изнасилования Приапом. Эта легенда послужила поводом для изображения на алтаре Весты ослиной головы. Кроме того, во время празднеств, посвящённых Весте, римляне не использовали ослов для тяжёлой работы.

«Жертвоприношение весталки».

Алессандро Маркезини «Жертвоприношение весталки», XVIII век
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Священный огонь Весты

Пламя Весты, горевшее в её святилище, символизировало процветание и счастье народа. В Древнем Риме служители богини старались постоянно поддерживать этот огонь. Его угасание стало бы вестником падения великой державы.

Храмы Весты были самыми священными местами в городах Рима. От себя же хочу отметить, что традиция поддерживать вечный огонь в честь защитников своей родины появилась очень давно, как предполагают историки – во времена почитания Весты.

Однако святилища Весты были не только в каждом городе. В Древнем Риме было принято в каждом доме устанавливать алтарь богини, что отождествлялся с семейным очагом и домашним теплом. При переезде человек брал с собой частицу священного огня Весты с собственного святилища, а на новом месте зажигал от него новый очаг, посвящённый этой богине.

Служительницы богини Весты и её праздники

Не менее известными стали и весталки, служительницы этой богини. Именно они следили за священным огнём в храмах, постоянно поддерживая его. Стать весталкой было непросто. Ещё в раннем возрасте из знатных семей выбирали девочек, что блистали красотой.

Они должны были принадлежать к аристократическим древним родам, что имели идеальную репутацию. Сами весталки должны были отличаться привлекательностью, духовной чистотой, непорочностью и светлыми мыслями. Как гласят поверья, Веста не терпела женщин, что не соответствовали идеальному образу служительницы, принявшей обет безбрачия.

Весталкой девушка могла стать не сразу, а лишь после долгого обучения, что длилось десять лет. За это время старшие наставницы, что некогда сами были служительницами богини, передавали девочкам свои знания. Через первые десять лет наступало десятилетие служения Весте.

Девушки в самом расцвете лет исполняли важные ритуалы, подносили дары богине, следили за её пламенем. После этого наступало последнее десятилетие жизни при храме. В этот период весталки занимались обучением юных девочек, что вскоре станут их сменой.

Как несложно сосчитать, всего служба в святилищах занимала тридцать лет. По окончанию служения весталки могли вернуться к мирской жизни, даже выйти замуж. Впрочем, привычные к целомудренности и весьма скромному образу жизни, большинство из них до конца жизни хранило верность своей богине.

Весталка

Жан Рау «Весталка»
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Положение Весталок в Риме

Весталки были крайне почитаемыми людьми в Древнем Риме. Их слово имело огромное значение. Например, весталки могли выступать на суде и даже своим решением отменить казнь.

Однако за подобную власть порой приходилось платить страшную цену. Каждая из весталок должна была свято соблюдать обет безбрачия. Если служительницу Весты уличали в связи с мужчиной, её неминуемо ждала кошмарная казнь. Провинившуюся девушку запирали в глубоком погребе, не оставляя ей ни еды, ни питья. Ей приходилось умирать в кошмарных мучениях, моля о скорой смерти.

Казнь весталки»

Генрихз Фридрих Фюгер «Казнь весталки»
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Весте были посвящены ежегодные празднества, проводившиеся 9 июня. В этот день женщины и девушки отправлялись к храмам богини, чтобы преподнести ей дары. Считалось, что Веста способна одарить человека успехом, сделать его семью крепкой и процветающей. С почтением к Весте относились крестьяне и хлебопеки, поскольку изготовление хлеба изначально связывалось с пламенем очага.

Веста – суровая и прекрасная римская богиня. Она, как и её стихия, огонь, могла одарить человека благами, а могла и наказать страшной смертью. С её почитанием связано немало традиций, сохранившихся по сей день, например, зажжение вечного огня, что является особым символом. Служительницы Весты должны были воплощать наилучшие качества богини, что отражало требовательность и непростой нрав Весты.

Древнегреческая богиня правосудия Фемида вершила суд с открытыми глазами, а в римском пантеоне у богини правосудия был двойник – Юстиция – римская богиня справедливости. Именно она имела повязку на глазах. Так возник давно отмеченный казус: в современном мире богиню справедливости называют Фемидой, а изображают с повязкой как Юстицию. Изображения греческой и римской богинь имели еще одно отличие: первая держала в руке весы, у второй – был меч. И опять в современном мире возник казус: богиню правосудия Фемиду изображают и с весами и с мечом. Также древнегреческая Фемида изображалась стоя, тогда как Юстиция позволяла себе вершить правосудие сидя.


Собирательный современный образ Фемиды изображается стоя (в духе времени в эмоциональной динамике), с повязкой на глазах (красиво смотрится, если повязка гармонирует с её волосами), с весами и мечом пропорционально её стройному телу с достаточно сильными руками (фон флага Эстонии на фото ни при чём).

Что мешает ваять таких однотипных современных собирательных и гармоничных Фемид для зданий судов РФ, неизвестно. Можно только предположить, что занесенный Фемидой меч может испугать граждан слишком жестким судебным решением (а вдруг ещё и не туда рубанет). Ну а дальше, вообще такая свобода творчества, которая создает уже свою (нашу) богиню…


Богиня на здании Верховного Суда РФ с открытыми глазами, и щитом вместо меча, на котором Георгий Победоносец сражается со змеем (московская геральдика). Анфас богиня кажется с короткой стрижкой, но профиль показывает, что она… с пучком волос сзади.


Богиня на здании Брянского областного суда с теми же атрибутами, что и у «Верховной богини» (на здании ВС РФ), и также с незавязанными глазами. Только с длинными волосами (что может быть у любой богини до стрижки (прически)).


Богиня у здания Подольского городского суда Московской области стоит также со щитом, но на нем уже герб РФ. Также у подольской богини присутствует и огромный меч (не понятно как держащейся на её поясе), при том, что весы правосудия она тоже держит. Таким образом, данная богиня вооружена более полно – и мечом, и щитом.


Богиня у здания Воронежского областного суда наступает на змею (змея).


Очень впечатляет Юстиция Фемидовна на здании Томского областного суда (она с открытыми глазами).

Внутри Томского областного суда уже стоит Фемида ну с очень большими весами правосудия (и уже с закрытыми глазами).

Богиня на здании Арбитражного суда СПб и Ленинградской области сидит в интересной (полупрозрачной) повязке на глазах, держа на коленях свиток бумаги (папируса), который может символизировать материалы дела или принятое ею решение. Остается вопрос о сочетании этого свитка бумаги с завязанными глазами (как прочитает?).


Фемида в холле здания Второго арбитражного апелляционного суда, кажется, нащупывает своим мечом дорогу.


В 9 ААС богине создана довольно интимная атмосфера, а на ней самой платье держится только на одном плече. Класс! Наверное, эта композиция должна расслаблять участников процесса перед отправлением правосудия.


Скульптура на здании ФАС Восточно-сибирского округа издали (очень приблизиться к ней не получится даже у входа) похожа на мужчину в накидке (плаще) бэтмана.


Может показаться, что в вестибюле Шестого кассационного суда общей юрисдикции богиня несколько заигрывает со змеем - не наступает на него и не колет его мечом (может не видет, глаза-то завязаны).

А вот Фемида у здания Красноярского краевого суда почему-то наступает на книгу… Неужто на кодекс?


И вот такая Фемида была изначально – с открытыми глазами и беспристрастной внешностью, держа пропорциональные весы и опираясь на закон. Хорошо бы, чтоб такая она у нас и осталась (прижилась).

Древнегреческая богиня правосудия Фемида вершила суд с открытыми глазами, а в римском пантеоне у богини правосудия был двойник – Юстиция – римская богиня справедливости. Именно она имела повязку на глазах. Так возник давно отмеченный казус: в современном мире богиню справедливости называют Фемидой, а изображают с повязкой как Юстицию. Изображения греческой и римской богинь имели еще одно отличие: первая держала в руке весы, у второй – был меч. И опять в современном мире возник казус: богиню правосудия Фемиду изображают и с весами и с мечом. Также древнегреческая Фемида изображалась стоя, тогда как Юстиция позволяла себе вершить правосудие сидя.


Собирательный современный образ Фемиды изображается стоя (в духе времени в эмоциональной динамике), с повязкой на глазах (красиво смотрится, если повязка гармонирует с её волосами), с весами и мечом пропорционально её стройному телу с достаточно сильными руками (фон флага Эстонии на фото ни при чём).

Что мешает ваять таких однотипных современных собирательных и гармоничных Фемид для зданий судов РФ, неизвестно. Можно только предположить, что занесенный Фемидой меч может испугать граждан слишком жестким судебным решением (а вдруг ещё и не туда рубанет). Ну а дальше, вообще такая свобода творчества, которая создает уже свою (нашу) богиню…


Богиня на здании Верховного Суда РФ с открытыми глазами, и щитом вместо меча, на котором Георгий Победоносец сражается со змеем (московская геральдика). Анфас богиня кажется с короткой стрижкой, но профиль показывает, что она… с пучком волос сзади.


Богиня на здании Брянского областного суда с теми же атрибутами, что и у «Верховной богини» (на здании ВС РФ), и также с незавязанными глазами. Только с длинными волосами (что может быть у любой богини до стрижки (прически)).


Богиня у здания Подольского городского суда Московской области стоит также со щитом, но на нем уже герб РФ. Также у подольской богини присутствует и огромный меч (не понятно как держащейся на её поясе), при том, что весы правосудия она тоже держит. Таким образом, данная богиня вооружена более полно – и мечом, и щитом.


Богиня у здания Воронежского областного суда наступает на змею (змея).


Очень впечатляет Юстиция Фемидовна на здании Томского областного суда (она с открытыми глазами).

Внутри Томского областного суда уже стоит Фемида ну с очень большими весами правосудия (и уже с закрытыми глазами).

Богиня на здании Арбитражного суда СПб и Ленинградской области сидит в интересной (полупрозрачной) повязке на глазах, держа на коленях свиток бумаги (папируса), который может символизировать материалы дела или принятое ею решение. Остается вопрос о сочетании этого свитка бумаги с завязанными глазами (как прочитает?).


Фемида в холле здания Второго арбитражного апелляционного суда, кажется, нащупывает своим мечом дорогу.


В 9 ААС богине создана довольно интимная атмосфера, а на ней самой платье держится только на одном плече. Класс! Наверное, эта композиция должна расслаблять участников процесса перед отправлением правосудия.


Скульптура на здании ФАС Восточно-сибирского округа издали (очень приблизиться к ней не получится даже у входа) похожа на мужчину в накидке (плаще) бэтмана.


Может показаться, что в вестибюле Шестого кассационного суда общей юрисдикции богиня несколько заигрывает со змеем - не наступает на него и не колет его мечом (может не видет, глаза-то завязаны).

А вот Фемида у здания Красноярского краевого суда почему-то наступает на книгу… Неужто на кодекс?


И вот такая Фемида была изначально – с открытыми глазами и беспристрастной внешностью, держа пропорциональные весы и опираясь на закон. Хорошо бы, чтоб такая она у нас и осталась (прижилась).

Образы многих богов римского пантеона были заимствованы из греческой мифологии. Не стала исключением и Юстиция, богиня справедливости и правосудия, чей нрав буквально списан с эллинской “коллеги” Фемиды. Однако в облике этих богинь есть существенное различие.

Если греки изображали свою блюстительницу порядка с открытым взором, то римская Юстиция вершила суд с завязанными глазами. Помимо повязки на глазах, у неё были и другие интересные “говорящие” атрибуты. Какая же она – Юстиция?

Справедливая богиня

В древнеримской мифологии Юстиция занимала особое место. Её нельзя назвать верховной богиней, однако именно она взирала на жизнь каждого человека с вершины своей мудрости. Юстиция вершила правосудие, причём, в отличие от греческой Фемиды, делала это необычным образом.

На глазах богини в большинстве изображений есть повязка. Именно это – главный символ покровительницы справедливости. Она не видит самого человека, ей неинтересны дары, которые он преподнёс ей.

Бедный или богатый, красавец или урод, молодой или старый – не имеет значения. Перед правосудием все люди равны, поскольку оно смотрит не глазами, а через законы и истину. Именно это хотели подчеркнуть в облике своей богини римляне.

Атрибуты Юстиции

Не менее важным атрибутом Юстиции были весы. Согласно преданиям, богиня взвешивала на них добрые и плохие поступки человек. Если перевешивало зло, требовалось понести заслуженное наказание.

Кроме того, весы издавна считались символом меры. Юстиция не терпела превышения полномочий, нарушения закона, то есть всего, что служило переходом моральных границ и норм.

Габриэль Мэтсю Триумф Правосудия, 1655-1660 годы Местонахождение: Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

Габриэль Мэтсю Триумф Правосудия, 1655-1660 годы
Местонахождение: Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

Интересным символом Юстиции также стал меч. Что интересно, у её греческой “сестры” Фемиды изначально его и вовсе не было в руках, а на поздних изваяниях она держит его поднятым.

Юстиция же, напротив, держит меч острием вниз. Это указывает на мирный нрав богини, что, однако, при необходимости легко использует оружие, рукоять которого сжимает в пальцах.

У римлян меч был не просто оружием, а воплощением духовной силы. Поскольку Юстиция воплощает справедливость и строгость, его применение было необходимым лишь в крайних случаях.

Сегодня образ греческой Фемиды нередко используется в массовой культуре, но в её чертах можно увидеть черты не эллинской, а римской богини. Именно Юстиция стоит перед нами с завязанными глазами и опущенным мечом. Эту богиню в Древнем Риме неспроста особенно почитали. Она была хранительницей закона, порядка и справедливости, истинной защитницей людей. И если на земле не вершилось правосудие, то равновесие восстанавливала именно Юстиция.

Эта богиня – одна из самых узнаваемых, ведь в её облике много необычных черт-символов, как, например, завязанные глаза. Как ни странно, но даже в наше время, когда верования Древней Греции остались позади, образ Фемиды часто используется в качестве символа правосудия и порядка. Какой же была богиня, называемая у греков Фемидой, у римлян – Юстицией? Почему так странно она выглядит?

Фемида в семье олимпийцев

Фемида была дочерью двух титанов – Урана и Геи, что олицетворяли небо и землю. Некоторые предания рассказывают, что именно Фемида стала второй женой Зевса. Громовержца она смогла покорить блестящим умом и стремлением к порядку.

Именно этой богине было поручено следить за соблюдением законов – как на земле, среди людей, так и на Олимпе, в обществе богов. В Древней Греции в храмах Фемиды вершилось правосудие, а её жрецы были судьями.

Богиня Фемида © Felicia Cano

Богиня Фемида / © Felicia Cano

В греческих сказаниях говорится, что Фемида немало сделала для людей. В первую очередь, она научила их как правильно почитать богов. Жертвоприношение являлось сложной наукой, в которой нельзя было ошибиться или допустить неточность.

Кроме того, Фемида была покровительницей предсказателей. На мой взгляд, это очень символично, ведь именно от поступков человека, их правильности и обдуманности зависит его будущее.

Внешность богини Фемиды

Как я уже сказала, внешне перепутать Фемиду с какой-либо другой богиней просто невозможно. Её наряд – традиционная для древнегреческих женщин длинная туника (иногда с мантией), волосы убраны в строгую причёску, глаза закрыты плотной повязкой. Последний элемент особенно ярко выделяет Фемиду.

У этой богини немало символов. Главный из них - та самая повязка на глазах - значит беспристрастность. Фемида не выделяет кого-либо, для неё ничего не значат социальный статус или состояние человека. Повязка ещё издавна словно бы говорила людям: закон един для всех, и Фемида не делает различий между людьми.

Не меньшее значение имеет и мантия, наброшенная на плечи богини. В древности такую одежду использовали для всевозможных ритуалов. Мантия была одним из облачений жрецов, надевали её для проведения священных обрядов.

В руках Фемиды можно увидеть “говорящие” предметы. В левой она держит весы. Они считались символом равновесия и меры.

Что означают их чаши? Это можно трактовать как зло и добро, вину или невиновность? В любом случае поступки человека Фемида взвешивает на своих весах, чтобы вынести решение.

В правой руке изначально богиня держала рог изобилия. Сегодня это кажется непривычным, но греки связывали Фемиду и с силами плодородия, процветанием и благополучием. Римляне посчитали, что такой атрибут недостаточно полно выражает суть Фемиды, а рог изобилия был заменён на меч. Это оружие - суть духовной силы и власти. Оно может означать и справедливое наказание, и защиту для невиновного.

Я думаю, вы замечали, что на изображениях Фемида держит меч острием вниз. Так она словно показывает нам, что не имеет агрессивных намерений, но не потерпит нарушения порядка, ведь оружие всегда наготове.

В целом, я хочу отметить, что в облике Фемиды сложно увидеть типичные женственные черты, свойственные богиням античных времён. Однако суровость и строгость, что ощущаются в её облике, располагают к себе. Вероятно, именно таким и должен быть истинно справедливый судья, погружённый в своё дело.

Роль Фемиды на земле и на Олимпе

Фемида была верной супругой и помощницей Зевса. Несмотря на то, что их союз был недолгим, а Громовержец вскоре женился на красавице Гере, богиня правосудия не переставала помогать ему. Именно её совета Зевс спрашивал перед началом Троянской войны, именно она была уполномочена созывать совет богов, на котором часто решалась судьба мира или отдельных божеств, людей.

В браке с Зевсом у Фемиды родилось три дочери Оры, воплощающие времена года, отвечающие за сохранение мира и порядка на земле. В более поздних сказаниях упоминается, что Мойры, богини-пряхи, создающие судьбы людей, также были рождены в этом союзе.

Соратницей и помощницей Фемиды была Немезида, воплощавшая справедливое наказание. Несмотря на некоторое родство в деятельности этих богинь, путать их не стоит. Немезида символизировала законное возмездие, а Фемида являлась воплощением правосудия и порядка.

Альфред Ретель «Немезис, богиня возмездия»

Альфред Ретель, фрагмент картины «Немезис, богиня возмездия», 1837 год
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Фемида была прототипом римской богини Юстиции, образ которой был практически в точности списан с греческой “сестры”. Культ этой богини распространился в Риме во времена правления императора Тиберия, что считал Юстицию своей покровительницей.

Кстати, на важность почитания Фемиды указывает и основа “фемис”, что в микенский период часто встречается в названиях различных регионов. Греки и римляне старались обратиться к Фемиде, привлечь её внимание, чтобы заручиться поддержкой столь могущественной богини.

Фемиду неспроста считали одной из самых сильных и великих богинь. Благодаря ей социум мог жить в соответствии с правилами и законами, установленными для соблюдения мира и порядка. Эта богиня противостояла хаосу и злу, а её образ и сегодня часто встречается в судах, что по-прежнему называют “храмами Фемиды”.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: