Режим плавания судов что это

Обновлено: 28.04.2024

Классификация прогулочных судов по режиму движения

Прогулочные суда классифицируются определенным образом.

Суда самоходные и несамоходные . Признаком самоходного судна является обязательное наличие двигателя и движителя. Для гребных судов энергией для движения является мускульная сила, движителем весла или гребные колеса на водных велосипедах.

Для парусных судов энергией для движения является ветер, а движителем — паруса. Несамоходные суда не имеют движителя и не способны перемещаться самостоятельно.

Суда подразделяют на водоизмещающие, глиссирующие, переходного режима, на подводных крыльях и на воздушной подушке.

По режиму движения разграничивают суда в зависимости от характера действия гидродинамических сил на корпус судна и соответствующие изменения его посадки на ходу. В соответствии с этим различаются следующие характерные режимы движения судов по поверхности воды:

  • плавание (водоизмещающий режим);
  • переходной режим;
  • глиссирование;
  • на подводных крыльях;
  • на воздушной подушке.

Режим плавания наблюдается при относительно небольших скоростях хода и характеризуется тем, что судно вытесняет почти одинаковое количество воды на стоянке и на ходу, в соответствии с законом Архимеда. При движении в режиме плавания судно погружено в воду почти так же, как и без движения. Гидродинамические силы поддержания, действующие на его корпус, и гидродинамические моменты этих сил способны лишь незначительно изменить дифферент судна. Как правило, водоизмещающие обводы имеют гребные лодки, яхты и мореходные катера.

Глиссирующие корпуса. Глиссирование — скольжение по воде под действием гидродинамических сил. Несмотря на разнообразие формы обводов глиссирующих судов, на деле различают два основных типа обводов — простые и сложные ( рис. 1.2 .).

Рис. 1.2. Основные варианты формы обводов глиссирующих судов

К простым относятся плоско-килеватые, вогнуто-килеватые, выпукло-килеватые и плоскодонные.

Разнообразие сложных корпусов объясняется желанием радикально повлиять на технологические или эксплуатационные качества прогулочного судна. К их числу относятся катамаранные, тримаранные и прочие обводы:

  • Катамаранные с двумя килями, с клиновидным и вогнутым днищем, с острыми и плоско-килеватыми кромками;
  • Тримараны с тремя килями, с острыми и плоско-килеватыми кромками.

Основная цель применения сложных обводов — повысить скорость на волне, т. е. повысить мореходность. Важным параметром, определяющим форму глиссирующего корпуса с плоско-килеватыми обводами, является угол килеватости, или угол между касательной к днищу, проведенной из самой нижней точки поперечного сечения, и горизонтальной плоскостью ( рис. 1.3. ).

Рис. 1.3. Угол килеватости

Суда с остроскулыми обводами предназначены для движения в режиме глиссирования (скольжения по поверхности воды). Поддерживает их гидродинамическая подъемная сила. Скорость таких судов достигает 100 и более км/час, а спортивных — значительно больше. Абсолютный рекорд скорости на воде 511 км/час установлен в 1978 г. Кеном Ворби (Австралия) нa глиссирующем судне с реактивным двигателем.

Остроскулые обводы разделяются по степени килеватости:

  • Плоскодонное судно с углом килеватости на транце до 5°.
  • Малокилеватое судно с углом килеватости на транце от 5° до 10°.
  • Судно умеренной килеватости с углом килеватости на транце от 10° до 15°.
  • Судно повышенной килеватости с углом килеватости на транце от 15° до 20°.

Глубококилеватое судно или обводы «глубокое V» — с углом килеватости более 20°. К плоско-килеватым обводам относятся моногедрон и «глубокое V».

Моногедрон — корпус с постоянным углом килеватости днища от транца до миделя, равным 10-17°. Это наиболее распространенный тип обводов глиссирующих корпусов. Умеренная килеватость днища позволяет обеспечить достаточно низкую величину сопротивления при сохранении приемлемых перегрузок на волнении. По сравнению с другими типами глиссирующих судов моногедрон имеет более высокую остойчивость, поэтому такие обводы предпочитают для мореходных лодок и катеров.

«Глубокое V» — тип обводов глиссирующего корпуса с килеватостью днища в районе транца более 20°. К недостаткам «глубокого V» следует отнести большое сопротивление в начальный момент движения и большие затраты времени на разгон до выхода на режим чистого глиссирования. Другим недостатком является пониженная остойчивость как на ходу, так и на стоянке, поскольку центр величины резко смещается к накрененному борту.

Продольные реданы, устанавливаемые на глиссирующих обводах, — призмы треугольного сечения с горизонтальной нижней гранью и острой свободной кромкой. В результате их действия создается дополнительная подъемная сила.

Считается, что для уверенного выхода на глиссирование, удельная нагрузка не превышает 20-25 кг/л. с. — масса, отнесенная к мощности. При увеличении килеватости и усложнении формы корпуса этот показатель уменьшается, зато увеличивается комфортность хода на волнении.

Корпуса переходного режима. Занимая промежуточное место между водоизмещающими и глиссирующими судами, эта разновидность формы корпуса отличается острыми скуловыми обводами, хотя встречаются и круглоскулые варианты. Скуловая линия умеренной кривизны по мере приближения к корме погружается в воду. Сечения по шпангоутам имеют умеренную килеватость.

Суда на подводных крыльях. При движении корпус судна поднимается над водой и поддерживается подводными крыльями, что существенно снижает сопротивление движению. Конструкция крыльев бывает разная.

Судно на воздушной подушке (далее - СВП) — амфибийное судно, поддерживаемое давлением сжатого воздуха (воздушной подушкой) внутри гибкого ограждения, оборудованное воздушным винтом и нагнетателями воздуха в воздушной подушке. Движется по воде, по ровному и битому льду, по снегу, луговине, асфальту и болоту. Все это называется «экраном». Благодаря гибкому ограждению СВП зависает над «экраном» на высоту ГО и в таком положении движется, пропуская под корпусом препятствия высотой меньше высоты подъема. Особенно важно это качество в тундре. Вездеходы оставляют следы, на которых ягель (мох, основной корм для оленей) не растет 15-20 лет, а СВП следов не оставляют.

Гидроснегоход (аэробот, аэроглиссер) — судно с лыжеобразным днищем, имеющее воздушный винт и способное двигаться по воде, снегу или льду в режиме контактного скольжения. Имеет высокую проходимость. В настоящее время большой популярностью пользуются надувные лодки. Они выпускаются самых разных размеров и типов.

Самую маленькую можно уложить в рюкзак, а на самую большую устанавливают подвесные моторы мощностью 150 л. с. и более. В основном они разделяются по конструкции днища: может быть гибкое днище, которое проминается под ногами, надувное днище, по которому можно ходить. В надутом состоянии оно образует определенную килеватость. На это днище можно укладывать жесткие слани. Широкое распространение получили надувные мотолодки со стеклопластиковым или алюминиевым днищем, так называемые РИВы, участвующие в ежегодных чемпионатах мира, где они развивают скорости выше 100 км/час.

В этой статье мы рассмотрим режимы плаванья, виды судов и их скорость в разных режимах. В данной статье мы хотим наиболее простым языком описать механику движения судов, в частности, катамаранов и определение их максимальной скорости.

Стабильная скорость судна характеризуется равновесием воздействующих на него сил. Энергия мотора расходуется на создание поперечной волны, преодоление силы трения о поверхность воды и встречного ветра.

В состоянии покоя все суда в воде находятся в водоизмещающем режиме. Это означает, что они поддерживаются на поверхности воды только за счёт силы выталкивания. Скорость ограничена обводами судна. При движении на судно начинает воздействовать динамическая сила набегающего потока воды. С увеличением скорости сила потока увеличивается. Поток отражается от баллонов катамаранов или дна лодки. Если отразить поток в одном направлении вниз, то он позволяет вытолкнуть судно над водой (глиссирование). От круглых баллонов поток не отражается, а обтекает их, поэтому катамараны с круглыми баллонами не могут глиссировать. Для глиссирования нужно сделать нижнюю часть баллона плоской, чтобы поток отражался вниз. Во время глиссирования скорость, в основном, ограничена характеристиками мотора и ветром, а не обводами судна.

Водоизмещающий режим

Это наиболее экономичный режим движения судна. В нем ходят все большие морские и речные суда. Скорость зависит от обводов судна и длины ватерлинии. Судно поддерживается на плаву исключительно за счёт силы выталкивания.

Движение катамарана в водоизмещающем режиме

Движение катамарана в водоизмещающем режиме

Переходный режим

С ростом скорости судна длина и амплитуда носовой поперечной волны продолжает увеличиваться. Появляется дифферент на корму. Энергия мотора расходуется на заталкивание судна на передний гребень волны.

Переходный режим – режим движения в котором создается большая поперечная волна, присутствует дифферент на корму называется переходным, а силы набегающего потока воды не хватает, чтобы вытолкнуть судно из воды. При этом не все суда могут выйти из переходного режима, зависит от обводов судна.

Становится понятно, что преодоление носовой поперечной волны требует больших затрат энергии мотора, поэтому переходный режим является наименее оптимальным с точки зрения расхода топлива. Расход растет, а скорость увеличивается незначительно.

Переходный режим движения судна

Чем мощнее мотор, тем глубже будет опускаться корма и выше нос. Энергия будет расходоваться на не на ускорение, а на волнообразование.

Глиссирование

Чтобы выйти из переходного режима нужно, чтобы набегающий поток вытолкнул судно вверх. При этом осадка судна снижается, и оно перестаёт создавать поперечную волну и тратить энергию на её преодоление. В этом глиссирующем режиме судно поддерживается на плаву в основном за счёт силы потока, а скорость ограничена только силой трения и силой ветра, а также шагом винта и оборотами мотора.

Водоизмещающие обводы

Глиссирующий катамаран со скегами

В круглых баллонах обычных катамаранов набегающий поток не выталкивает катамаран вверх, он просто обтекает баллоны. Для того, чтобы вытолкнуть судно необходимо отразить поток воды в одном направлении вниз, для этого нужна плоская опора. Чтобы сделать баллон плоским, мы наклеиваем дополнительные маленькие баллоны снизу основного. Эти баллоны называются скегами.

Обтекаемые баллоны катамарана

Глиссирующие баллоны катамарана

Скеги создают глиссирующую подушку, которая позволяет вытолкнуть катамаран из воды. Мы разработали две серийные модели со скегами.

    – судно с палубой 325х200 см. Минимальный мотор 10 л.с., рекомендуем от 15 л.с. и выше. – судно с палубой 400х200 см. Минимальный мотор 15 л.с., рекомендуем от 20 л.с.

Выход в режим глиссирование (скорость при которой не образуется поперечная волна и пропадает дифферент на корму) происходит на 25 км/ч. Соотношение мощности мотора к выталкиваемому весу составляет 1 л.с. на 25 кг веса. Это означает, что мотор мощностью 10 л.с. Способен вывести в режим глиссирования 250 кг веса. Если вычесть вес глиссирующего катамарана К47S и мотор и бак, то остаётся 100кг полезной нагрузки. На практике скорость с одним пассажиром на К47S с мотором 9.9 л.с. составила 28 км/ч.

Глиссирующий катамаран К47S

При этом катамараны глиссирующие катамараны Мастеркат со скегами имеют почти такие же характеристики в водоизмещающем режиме, как и другие катамараны. В режиме глиссирования они имеют очень высокую остойчивость и стабильность.

Сравнение скорости катамаранов

При выборе глиссирующего катамарана необходимо учитывать мощность мотора, т.к. слабый мотор не сможет вытолкнуть катамаран. Для катамарана К47S мы рекомендуем от 10-25 л.с. При 10 л.с. Катамаран сможет глиссировать с одним человеком и небольшим количеством снаряжения. Для катамарана К53s оптимальным будет мотор от 20 л.с. Глиссирующий катамаран значительно расширяет географию путешествий и рыбалки.

Подтверждение теории

На фото ниже как раз виден небольшой прогиб в центре катамарана из-за того, что он опирается на 2 гребня. На другом фото видно как притапливается корма и задирается нос. Однако, корма находится еще не в самой нижней точке, поэтому волнообразование не сильное.

8. Каким образом классифицируется СЭО в зависимости от места расположения на судне?

9. Каким образом классифицируется СЭО в зависимости от степени защищенности

обслуживающего персонала и корпусов СЭО?

10. Каковы назначение и состав СЭЭС?

11. Перечислите источники электроэнергии, применяемые на судах.

12. Каким образом классифицируются электрораспределительные щиты?

13. По каким признакам классифицируются СЭЭС?

14. В чем состоит различие автономных, с отбором мощности от СЭУ и единых с СЭУ электроэнергетических систем?

15. Каковы возможные режимы работы СЭС с одной системой сборных шин?

16. Каковы достоинства и недостатки СЭО постоянного и переменного тока?

17. Почему СЭС с повышенной частотой тока нашли ограниченное применение?

18. По каким признакам классифицируются судовые приемники электроэнергии?

19. Каким образом эксплуатационные качества приемников электроэнергии влияют на режим работы СЭС? Приведите примеры.

20. Перечислите показатели качества ЭЭ

21. Поясните понятие «приемник электроэнергии». По каким признакам характери-

зуются приемники ЭЭ?

22. В чем состоит разница между особо ответственными, ответственными и неответ

ственными приемниками ЭЭ? Каким образом снабжаются электроэнергией эти три кате-

23. Как влияют эксплуатационные качества приемников ЭЭ на режим работы судо-

вой электроэнергетической установки?

Правильный выбор мощности и количества ГА судовой электростанции позволяет обеспечить бесперебойное и экономичное снабжение приемников электроэнергией заданного качества. Нагрузка СЭС, создаваемая приемниками, не является постоянной, а зависит, в основном, от режима работы судна. Поскольку работу СЭО в каждом режиме работы судна обеспечивает СЭЭС, названия режимов работы судна и работы СЭЭС одина

Для морских и речных судов Правилами Регистра Украины установлены следую­щие режимы работы судна, а значит, и СЭЭС:

3. аварийный - во время пожара, пробоины корпуса или других влияющих на без

опасность плавания судна условий при работе основных источников электро­энергии;

4. другие режимы в соответствии с назначением судна.

Такими режимами являются:

1. для транспортных судов - стоянка без грузовых операций и стоянка с грузовыми операциями;

2. пассажирских судов - стоянка без пассажиров и стоянка с пасса­жирами;

3. судов технического флота - стоянка без работы технологического оборудования и стоянка с его работой;

4. ледоколов - стоянка и ход во льдах;

5. буксиров - стоянка и ход с буксировкой.

Режим работы судна определяет основные группы включенных в любой момент времени приемников электроэнергии.

В х о д о в о м режиме включены приемники, обеспечивающие работу СЭУ, средств навигации и связи, а также создающие нормаль­ные бытовые условия экипажа.

В режиме м а н е в р о в, возникающих при проходе узкостей, входе в порт и выходе из него, перешвартовке и т. д., работают все приемни­ки ходового режима и дополнительно могут быть включены ЭП браш­пиля, шпиля и компрессора пускового воздуха ГД. Однако при ком­плектации СЭС этот режим обычно не учитывают вследствие его непродолжительности, а также из-за того, что на маневрах для обеспе­чения максимальной безопасности плавания всегда включают резерв­ный ГА.

В режиме с т о я н к и б е з г р у з о в ы х о п е р а ц и й включены приемники, удовлетворяющие нужды экипажа, обеспечивающие работу приводных двигателей ГА, механизмов вспомогательного котла и др.

В режиме с т о я н к и с г р у з о в ы м и о п е р а ц и я м и дополни­тельно включа-

ются грузовые лебедки или ( и ) краны.

В а в а р и й н о м режиме с работой основных источ­ников электроэнергии нагруз-

ка СЭС увеличивается, так как к приемникам электроэнергии, обеспечивающим ходовой режим, добав­ляются новые. Например, тушение пожара нередко связано с поступле­нием больших объемов воды внутрь отсеков и судовых помещений, поэтому одновременно с пожарными насосами могут быть включены также балластные и осушительные. При этом нагрузку СЭС можно частично уменьшить путем отключения малоответственных приемни­ков. В случае необходимости включают резервный генератор.

В а в а р и й н о м р е ж и м е с работой аварийного источ­ника электроэнергии от АРЩ, в течение 18 часов получают питание особо ответст­венные приемники, обеспечива

ющие безопасность экипажа в случае аварии, вызвавшей прекращение работы основных источников элект­роэнергии: аварийное освещение, средства навигации и связи; пожарный насос; сигнально-отличительные фонари сигнала «Не могу управляться», системы сигнали

система мероприятий, проводимых с целью обеспечения безопасности плавания своих кораблей, а также пребывания их на базах. Включает создание системы фарватеров, определение порядка входа и выхода кораблей из баз, установление рекомендованных курсов и маршрутов, организацию оповещения и опознавания.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Смотреть что такое "Режим плавания" в других словарях:

РЕЖИМ ПЛАВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК — в мирное время в открытом море их плавание ничем не ограничено. Проход подводных лодок через международные проливы или территориальные воды иностранных государств должен осуществляться только в надводном положении и с поднятым флагом. Аналогичный … Юридическая энциклопедия

Режим плавания — установленные прибрежным государством порядок и правила плавания в его водах судов (кораблей), определяющие пути следования, опасные, запретные для плавания районы, правила захода и стоянки в портах и т.п. Р.п. устанавливается национальным… … Пограничный словарь

РЕЖИМ ПЛАВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК — в мирное время в открытом море их плавание ничем не ограничено. Проход подводных лодок через международные проливы или территориальные воды иностранных государств должен осуществляться только в надводном положении и с поднятым флагам. Аналогичный … Энциклопедический словарь экономики и права

Режим реки гидрографический — совокупность факторов, определяющих основные элементы водного потока – колебания его уровня, ледовые и русловые условия в характерные периоды года. Р.р.г. обусловливается климатом и местными особенностями бассейна реки. Климат определяет вид,… … Пограничный словарь

пограничный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод, а также внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе РФ. П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы и включает правила: въезда… … Большой юридический словарь

ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ — режим пограничной зоны. территориальных вод, а т.ж. внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе. В РФ П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы. П.р. включает правила: въезда… … Энциклопедический словарь экономики и права

КУРСОВОЙ РЕЖИМ, РЕЖИМ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ — (exchange rate regime) Система определения валютных курсов. Системы могут быть самыми разными: от золотого стандарта (gold standard), при котором все страны обязуются постоянно поддерживать фиксированные курсы, до системы свободного плавания ,… … Экономический словарь

ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ — режим пограничной зоны, территориальных вод, а также внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе РФ. П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы и включает правила: въезда… … Юридический словарь

ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ — режим пограничной зоны, территориальных вод, а тж. внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе. В РФ П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы. П.р. включает правила: въезда… … Юридическая энциклопедия

Пограничный режим — это имеющий предупредительную направленность и характеризующийся постоянным действием административно правовой режим, который служит интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы РФ и включает правила: а) в… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

установленные прибрежным государством порядок и правила плавания в его водах судов (кораблей), определяющие пути следования, опасные, запретные для плавания районы, правила захода и стоянки в портах и т.п. Р.п. устанавливается национальным законодательством в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права в целях обеспечения безопасности судоходства и защиты государственных интересов. Сведения о Р.п. в прибрежных водах РФ публикуются в "Извещениях мореплавателям", лоциях и иных изданиях.

Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Режим плавания" в других словарях:

Режим плавания — система мероприятий, проводимых с целью обеспечения безопасности плавания своих кораблей, а также пребывания их на базах. Включает создание системы фарватеров, определение порядка входа и выхода кораблей из баз, установление рекомендованных… … Морской словарь

РЕЖИМ ПЛАВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК — в мирное время в открытом море их плавание ничем не ограничено. Проход подводных лодок через международные проливы или территориальные воды иностранных государств должен осуществляться только в надводном положении и с поднятым флагом. Аналогичный … Юридическая энциклопедия

РЕЖИМ ПЛАВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК — в мирное время в открытом море их плавание ничем не ограничено. Проход подводных лодок через международные проливы или территориальные воды иностранных государств должен осуществляться только в надводном положении и с поднятым флагам. Аналогичный … Энциклопедический словарь экономики и права

Режим реки гидрографический — совокупность факторов, определяющих основные элементы водного потока – колебания его уровня, ледовые и русловые условия в характерные периоды года. Р.р.г. обусловливается климатом и местными особенностями бассейна реки. Климат определяет вид,… … Пограничный словарь

пограничный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод, а также внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе РФ. П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы и включает правила: въезда… … Большой юридический словарь

ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ — режим пограничной зоны. территориальных вод, а т.ж. внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе. В РФ П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы. П.р. включает правила: въезда… … Энциклопедический словарь экономики и права

КУРСОВОЙ РЕЖИМ, РЕЖИМ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ — (exchange rate regime) Система определения валютных курсов. Системы могут быть самыми разными: от золотого стандарта (gold standard), при котором все страны обязуются постоянно поддерживать фиксированные курсы, до системы свободного плавания ,… … Экономический словарь

ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ — режим пограничной зоны, территориальных вод, а также внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе РФ. П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы и включает правила: въезда… … Юридический словарь

ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ — режим пограничной зоны, территориальных вод, а тж. внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе. В РФ П.р. служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы. П.р. включает правила: въезда… … Юридическая энциклопедия

Пограничный режим — это имеющий предупредительную направленность и характеризующийся постоянным действием административно правовой режим, который служит интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы РФ и включает правила: а) в… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: