Разъяснение правовой нормы адвокатом своему клиенту это толкование

Обновлено: 28.04.2024

Тема 17. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ

Толкование - это деятельность, направленная на уяснение и разъяснение истинного смысла правовых норм.

Предметом толкования выступают правовые нормы, изложенные в текстах нормативных правовых актов, в других источниках права.

Правильное понимание смысла норм обеспечивает наиболее полную и эффективную их реализацию. Фактически, толкование является повседневной деятельностью тех лиц, которые связаны с реализацией права в разных формах.

В самом понятии толкования отражены два аспекта толкования :

1. Уяснение - это мыслительный процесс, в ходе которого познается смысл нормы лицом, которое изучает содержание правовой нормы.

2. Разъяснение - другая сторона толкования, когда уясненный для себя смысл правовой нормы доводится либо до конкретного лица, либо до индивидуально-неопределенного круга лиц.

Следует отметить, что обычно достаточно уяснить смысл правовой нормы, чтобы вынести правильное решение по конкретному делу. К разъяснению прибегают тогда, когда в процессе уяснения правовой нормы обнаруживается, что воля законодателя не получила в ней точного словесного выражения либо когда норма требует дополнительной конкретизации и необходимо обосновать возможность ее применения к данной категории дел или реализации в данной конкретной жизненной ситуации.

Приемы, способы и виды толкования:

При толковании правовой нормы следует установить: содержание правовой нормы; ее взаимоотношение с другими нормами и принципами права; связь нормы с другими общественными явлениями; действие в пространстве, во времени и по кругу лиц. С этой целью используют следующие приемы и способы толкования:

Грамматическое толкование - для этого способа характерно использование правил грамматики того языка, на котором закон написан. Например, обращают внимание на роль союзов "и", который обычно употребляется как соединительный ("лишение свободы и конфискация"), "и/или", который обычно употребляется как разделительный ("лишение свободы или конфискация"). Обращают внимание также на форму глаголов. Например, возвратные глаголы означают, что юридическое значение придается только состоявшимся действиям ("лицо, давшее взятку").

Систематическое толкование предполагает анализ текста конкретной статьи во взаимосвязи с текстами других статей данного нормативного акта, или других нормативных актов, которые связаны общим предметом. Устанавливается место правовой нормы в правовом институте, отрасли права, правовой системы в целом.

Исторический прием используется тогда, когда для уяснения смысла нормы важно знать те исторические обстоятельства, при которых данная норма была принята. На этой основе уясняются мотивы ее принятия, а также цель, на достижение которой она направлена.

Телеологическое толкование направлено на уяснение цели, которые ставил перед собой законодатель, принимая норму.

Логическое толкование означает использование приемов формальной логики для выявления структурных элементов самой правовой нормы. Анализируется соотношение объемов понятий, правильность суждений. Существует точка зрения, что логическое толкование не является самостоятельным приемом, поскольку правила логики используются во всех способах и приемах толкования, зато, в некоторых работах, оно выделяется в качестве самостоятельного.

Исторически, еще со времен Рима, сложился ряд конкретных приемов логического толкования:

1) a pari - "сравнение определенного конкретного случая с частным случаем, подобным ему во всех отношениях";

2) a fortiory - "кто управомочен или обязан к большему, тот управомочен или обязан к меньшему; кому воспрещено меньшее, тому воспрещено большее";

3) de eo quod persumque fit - "законодатель предусмотрел случаи, которые являются наиболее частыми, но не исключает случаи, которые являются менее частыми";

4) ad absurdum - доказывание того, что "определенное толкование закона приводит его в противоречие с общей системой законодательства или другими законодательными актами, или подобное его толкование вообще не может быть проведено в жизнь";

5) argumentum a contrario - вывод о неприменимости данной нормы к данному случаю делается на основе противопоставления их тем случаям, которые прямо в норме не предусмотрены.

Применяют такой способ толкования, как толкование по объему . В этом случае решается вопрос - нужно ли понимать текст, его ключевые слова буквально , или же их можно толковать ограничительно, либо расширительно .

По общему правилу, нужно следовать буквальному смыслу текста, но в отдельных случаях допускаются другие способы толкования по объему, поскольку сам законодатель имел это в виду. Например, положение "дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей" толкуется ограничительно. (Имеются в виду не все "дети", а только достигшие трудоспособного возраста). А положение "суд действует в соответствии с федеральным законом" должно толковаться расширительно, ибо имеется в виду не только собственно закон, но и все иные , в том числе подзаконные нормативно-правовые акты.

В науке и в практике применяются следующие основные принципы толкования:

- всякое сомнение при толковании закона должно разрешаться в пользу подсудимого (in dubio pro reo) ;

- исключительные законы подлежат ограничительному толкованию;

- законы, устанавливающие смягчение ответственности, могут быть толкуемы расширительно;

- законы, усиливающие ответственность, подлежат ограничительному толкованию;

- изъятия из общих правил подлежат ограничительному толкованию.

Следует подчеркнуть, что все указанные выше приемы и способы толкования вовсе не исключают друг друга. Как правило, их применяют одновременно для того, чтобы полностью избежать неправильного и неполного понимания смысла правовой нормы.

В качестве субъекта толкования (уяснения и разъяснения) может выступать любое лицо. Но юридические последствия толкования при этом будут различными. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму.

Отсюда по субъектам толкования и с точки зрения юридических последствий толкования оно подразделяется на два вида: официальное и неофициальное.

Неофициальное толкование юридических последствий не имеет, то есть необязательно для следования ему . Оно осуществляется, например, научными учреждениями, адвокатами. юрисконсультами и т.п. Это толкование носит характер советов, рекомендаций. Убедительность такого толкования зависит от авторитета субъекта, обоснованности и аргументированности даваемой им интерпретации.

Разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование . Оно дается учеными-юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону. Достоинство этого толкования в том, что оно основано на глубоком научном знании правовых явлений, обосновывается широкой аргументацией.

Правда, в Древнем Риме, начиная с принцепса Августа, наиболее выдающимся юристам было предоставлено право давать официальные консультации. Заключения юристов, наделенных этим правом, приобрели на практике обязательное значение для судьи.

Официальное толкование - это такое толкование, которое является обязательным для тех лиц, к которым оно обращено. Официальным толкованием может заниматься только определенный законодательством круг органов государства (например, Конституционный суд, Верховный суд).

Официальная, порождающая юридические последствия деятельность по разъяснению нормативных актов может классифицироваться по разным основаниям.

С точки зрения того, к кому обращено это толкование, оно делится на нормативное и казуальное . Нормативное - обращено к персонально неопределенному кругу лиц, и поводом к такому толкованию служит необходимость единообразного понимания смысла конкретной нормы права. Казуальное толкование обращено к конкретному органу государства в связи с применением им правовой нормы в конкретном деле. Такое толкование обязательно только для этого органа, и не для кого больше. Для других лиц и органов результаты такого толкования могут послужить только в качестве модели, как необязательный образец для подражания.

Другим основанием классификации является отношение органа государства, толкующего норму, к источнику ее создания. Если орган государства дает официальное толкование нормативного акта, принятого другим органом государства, то такое толкование называется легальным . Если орган государства, в силу предоставленного ему права, толкует свой собственный нормативный акт, то такое толкование называется аутентическим.

Результаты официального толкование излагаются в особом виде юридического акта (документа), который принято называть интепретационным актом. Он может быть обращен к конкретному лицу или органу, либо к индивидуально- неопределенному кругу лиц.

Официальное толкование может быть также включено в тексты законов тем органом, который принял данный закон . Например, в некоторых законах специальный раздел посвящен разъяснению смыслу понятий, терминов, которые используются в его текстах. Наряду с этим, в самом тексте используются нормы - определения, которые также раскрывают смысл некоторых понятий.

То есть результаты официального толкования могут быть изложены как в специальном интерпретационном акте, либо в самом тексте закона.

На результаты официального толкования можно и нужно ссылаться органам, и лицам, применяющим правовую норму.

Юридическое значение толкования-разъяснениязависит от статуса субъекта толкования. По этому основанию выделяется два вида толкования-разъяснения: официальное и неофициальное.

Официальное толкование –это толкование, которое осуществляется управомоченным на это государственным органом. Акты официального толкования обязательны для соответствующих субъектов правоприменения

По сфере такой обязательностиположений официального толкования оно делится на нормативное и каузальное.

Положения нормативного толкованияраспространяются на неопределенный круг лиц и отношений, охватываемых толкуемой нормой. Но официально-обязательное для соответствующих субъектов правоприменения положение (правило, «норму») толкования нельзя смешивать ни с толкуемой нормой права, ни с нормой права вообще. Правотолковательное положение – это всегда лишь правило надлежащего понимания уже наличной толкуемой нормы права, а не новая норма права.

Положения каузального толкования распространяются лишь на данный конкретный случай (казус).

По источнику (правовому основанию) такой обязательностиобычно выделяют два вида официального толкования – легальное и аутентичное. Однако, как мы увидим ниже, так называемое аутентичное толкование– ввиду отсутствия у него необходимого источника (правового основания) обязательности его положений – вообще неправомерно и ошибочно относить к официальному толкованию.

Легальное толкование– это толкование, которое осуществляет специально на это управомоченныи закономгосударственный орган. Так, согласно ч. 5 ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.Такое толкование обладает общеобязательной юридической силой.

В литературе к легальному толкованию (в качестве его разновидности) относят и те разъяснения по вопросам судебной практики,которые, согласно Конституции РФ (ст. 126, 127), дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Подобная трактовка представляется необоснованной, поскольку сама Конституция РФ не управомочивает эти судебные органы, в отличие от Конституционного Суда РФ, толковать какие-либо нормативно-правовые акты, но предусматривает лишь, что они дают разъяснения по вопросам судебной практики.

Эти разъяснения названных высших судебных органов по сути своей являются разновидностью неофициального толкования и носят рекомендательный характер.Наделение их официально-обязательной юридической силой фактически означало бы как признание за соответствующими судебными органами законодательных правомочий, что противоречит принципу разделения властей, так и одновременно отрицание конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону.

Под аутентичным толкованием в литературе имеется в виду официальное, обладающее обязательной силой толкование всеми правоустановительными (правотворческими) государственными органами (представительными и исполнительными) изданных ими нормативно-правовых актов, осуществляемое по собственному усмотрению соответствующих органов в пределах их компетенции.

Эта позиция, включая одобрение соответствующей практики, является господствующей в нашей литературе.

Между тем очевидно, что подобная позиция (и породившая ее практика) противоречит не только основным началам права и правовой государственности, но и действующему законодательству, которое не наделяет правотворческие органы правом осуществлять официально-общеобязательное толкование каких-либо нормативных актов (своих или чужих). Аутентичное толкование как продукт и выражение неправовой практики государственных органов носит произвольный, самочинный характер и является – в отличие от легального толкования – толкованием нелегальным и неправовым. Это как раз один из тех важных случаев, когда то, что прямо не разрешено законом государственному органу или должностному лицу, то ему запрещено; что не легально, то нелегально и антилегально.Но, видимо, в наших условиях всего этого недостаточно и необходим прямой законодательный запрет на занятие государственными органами подобной деятельностью.

Издание обязательного нормативного акта и осуществление официально-обязательного толкования вообще (своего акта или любого другого) – это две совершенно различные функции, и в условиях разделения властей один орган не должен обладать одновременно этими двумя функциями и двумя соответствующими правомочиями.

Обязательное толкование права является по своей сути судебной функцией, и оно должно осуществляться специальной судебной инстанцией (как правило, Конституционным или Верховным судом). Поэтому только легальное судебное толкование является правомерным официально-обязательным толкованием; признание же других видов официально-обязательного толкования, в том числе и аутентичного, противоречит элементарным требованиям права и правовой государственности.

Если правотворческий орган считает, что изданный им акт страдает такими недостатками, которые не могут быть преодолены в процессе его реализации и применения (с помощью обычных процедур толкования данного акта субъектами реализации права), то он должен в установленных законом форме и порядке внести в него необходимые поправки и уточнения. Использование же вместо этого безграничных возможностей аутентичного толкования открывает (особенно для различных министерств, ведомств и иных структур исполнительной власти) широкий простор для обхода закона и для бесконтрольного произвола в сфере правотворческой и правоприменительной деятельности. Аутентичное толкование ведет к отрицанию правопорядка и законности в стране, к разрушению иерархии источников действующего права, к девальвации роли закона и бюрократизации нормативной системы, к откровенной и повсеместной подмене общих требований закона всевозможными ведомственными псевдотолкованиями и конъюнктурными разъяснениями о том, что в стране на самом деле является правом с точки зрения соответствующего органа или чиновника, его инструктивных и директивных приказов и писем.

К неофициальным толкованиямотносятся все толкования, не наделенные законом обязательной юридической силой.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование– это толкование соответствующей нормы права любым субъектом на основе его правопонимания и правосознания.

Профессиональное толкование –это толкование нормы субъектами права, профессионально (по службе) занимающимися соответствующими юридическими вопросами. К этим субъектам относятся как отдельные юристы-практики (судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, юрисконсульты и т.д.), так и государственные органы (в сфере их профессиональной юридической деятельности). К разновидностям такого профессионального толкования по своему правовому смыслу и значению относятся как разъяснения высших судебных органов, так и соответствующие разъяснения-толкования всех остальных государственных органов (все так называемое аутентичное толкование).

Доктринальное толкование– это научно-юридическое толкование норм права, осуществляемое учеными-юристами. Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в соответствующих монографиях, брошюрах, статьях и специальных сборниках.

Юридическая доктрина имеет для процесса толкования, разумеется, и более фундаментальное значение, поскольку именно юридико-доктринальное учение о смысле, правилах и роли толкования лежит в основе всех форм и видов толкования права.

Практическое значение неофициальных форм толкования (профессионального и доктринального) определяется авторитетом субъектов такого толкования, компетентностью и высоким уровнем прогностической достоверности соответствующих толкований.

ПОЛЯКОВ:

Субъекты толкования.Нормы права могут толковать любые субъекты, но результаты такого толкования будут неодинаковы. По этому основанию выделяют такие виды толкованиякак официальное и неофициальноетолкование.

Официальное толкование дается органами, уполномоченными на это государством, и оно является обязательным для других субъектов. Официальное толкование предполагает не только уяснение смысла той или иной правовой нормы, но и разъяснение этого смысла другим субъектам.

Официальное толкование подразделяется нааутентическое (авторское) и легальное.

Аутентическое толкование дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт. Из правомочия издавать нормативные акты вытекает и полномочие толковать их.

Легальное (делегированное) толкованиеосновывается на специальном полномочии толкования нормативных актов, которым закон наделяет тот или иной орган, сам эти акты не принимавший. Так, в соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики». Только Конституционный Суд наделяется правом толковать нормативные акты с точки зрения их соответствия Конституции РФ.

Как аутентическое, так и легальное толкование могут быть казуальным или нормативным.

Казуальное толкование дается в отношении отдельного казуса (случая). Такое толкование обязательно только для конкретного дела (например, решение суда по иску гражданина).

Нормативное толкование формально обязательно для рассмотрения всех дел, разрешаемых на основе истолкованной нормы. Нормативное толкование дается обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ.

Неофициальное толкованиеможет осуществляться разными лицами, и его результаты не являются ни для кого обязательными. Выделяют следующие виды неофициального толкования: обыденное, профессиональное и доктринальное (научное). Обыденноетолкование дается в быту и основывается на обыденном уровне правосознания. Профессиональное толкование осуществляется специалистами в области юриспруденции: юрисконсультами, адвокатами, нотариусами и т.д. Наибольшую значимость среди видов неофициального толкования имеет доктринальное толкование. Субъектами такого толкования являются высококлассные специалисты в определенных отраслях права. Результаты их толкования выражаются, например, в виде комментариев к законам, в научно-практических статьях, монографиях и т.д.

С необходимостью толкования юристы сталкивались с момента появления самого права. Вместе с тем в истории общества отношение к юридическому толкованию было неоднозначным. Известны случаи, когда государственные органы ревниво относились к попыткам толковать, разъяснять принятые ими нормативно-правовые акты. Считалось, что акты написаны настолько ясно и понятно, что при желании их может без какого-либо труда понять любое заинтересованное лицо. Так, в шестом веке нашей эры император Юстиниан запретил толкование своих Дигестов, ибо все неясности, по его мнению, были устранены и не осталось оснований для сомнений. Наполеон, узнав об изданном комментарии Гражданского кодекса (а свои заслуги в подготовке этого Кодекса Наполеон ценил выше своих побед), сказал горестно: «Пропал мой Кодекс». В восемнадцатом веке в Пруссии, Австрии и других странах принимались специальные акты, воспрещавшие какое бы то ни было толкование законов. Однако реальность брала свое. Так, в Болонье был издан закон, предписывающий «наказывать с величайшей суровостью всякого, кто станет проливать кровь на улицах». Случилось, что прохожий упал на улице в конвульсиях. Позвали врача, который для спасения пациента вынужден был сделать кровопускание. Следование букве закона требовало сурового наказания. Однако восторжествовало мнение, которое вопреки буквальному смыслу не распространило на врача действие закона.

Таким образом, практика показала ошибочность подобных запретов, и в настоящее время попыток ограничивать толкование нормативно-правовых актов не предпринимается.

Термин «толкование» равнозначен по смыслу имеющему латинское происхождение слову «интерпретация». Само же лицо, занимающееся толкованием, является интерпретатором.

Толковаться могут все правовые акты-документы: как нормативные, так и индивидуальные юридические акты – нормативные и индивидуальные договоры, решения и приговоры судов и т. п.

Необходимость толкования правовых актов-документов обусловлена прежде всего их письменной формой, текстуальным выражением. Поэтому толкование, как заметил еще известный русский ученый-юрист Николай Михайлович Коркунов (1853-1904), не составляет исключительной принадлежности юриспруденции: оно имеется во всех науках, имеющих дело с письменными источниками. И можно даже найти такие правила и приемы, которые имеют одинаковое применение как в толковании юридических текстов, так и в толковании исторических или религиозных документов.

Основной задачей юридического толкования, толкования в сфере правовых явлений (или, как говорят короче, «толкования в праве») является толкование нормативно-правовых актов. Поэтому в дальнейшем изложении речь пойдет о юридическом толковании именно как о толковании нормативно-правовых актов.

Исходным в толковании нормативных актов является установление смысла тех нормативных юридических предписаний, которые заключены в тексте нормативно-правового акта.

Таким образом, цель юридического толкования- это выявление точного смысла правовых предписаний, юридических правил, содержащихся в нормативно-правовых актах. При этом толкование в праве как процесс познания отличает особое предназначение результатов этой мыслительной деятельности – они служат практическому воплощению юридических норм, их реализации.

Установлению подлежит государственная воля, которая нашла объективное выражение и закрепление в тексте нормативно-правового акта, но выявление которой требует определенных интеллектуальных усилий.

Что является объектом толкования? Иногда говорят и пишут о толковании юридических норм, самого права. Правильнее полагать, что объектом толкования являются не сами нормы права, юридические предписания, а нормативно-правовые акты, содержащие эти предписания.

Таким образом, объекты юридического толкования– это нормативно-правовые акты как письменные акты-документы, содержащие нормы права. И в процессе толкования требуется как бы проникнуть через форму объекта к его содержанию и сути.

Стратегическая задача толкования - эффективная реализация правовых предписаний в режиме строгой законности. Особое значение толкование нормативно-правовых актов имеет для такой формы реализации права, как правоприменение. В то же время толкование имеет значение и для деятельности государственных органов по изданию и систематизации нормативно-правовых актов.

В любом случае, однако, процесс толкования не должен никаким образом изменять действующие юридические нормы или создавать новые.

Юридическое толкование следует расценивать не просто как интеллектуально-мыслительный процесс, но и как определенного рода юридическую деятельность, поскольку зачастую процесс правового регулирования требует закрепления и выражения результатов мыслительного процесса в определенных внешних формах с целью их доведения до адресатов.

Толкование как интеллектуально-мыслительный процесс, направленный на познание юридической нормы, называется уяснением. Уяснение - это толкование «для себя». В том же случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение (толкование «для других»).

Таким образом, уяснение как форма юридического толкования– это интеллектуально-мыслительная деятельность интерпретатора по исследованию текста нормативно-правового акта с целью установления точного смысла содержащихся в нем юридических предписаний. Уяснение – обязательный компонент процесса толкования.

Разъяснение как форма юридического толкования –это деятельность по изложению результатов толкования-уяснения и их доведению до сведения адресатов. Эта деятельность возможна только после уяснения смысла правового текста интерпретатором для себя. Нельзя разъяснять что-либо, не уяснив это для себя. Разъяснение может быть устным или письменным, но независимо от формы выражения оно содержит в себе суждения по поводу истинного смысла юридических правил.

Толкование может ограничиваться одним лишь уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативно-правового акта.

Итак,юридическое толкование - это деятельность по исследованию текста нормативно-правового акта с целью установления истинного смысла содержащихся в нем предписаний и его доведению в необходимых случаях до сведения адресатов для практической реализации правовых норм.

Относительно места толкования в процессе правового регулирования, в механизме действия права можно сказать, что юридическое толкование завершает такую его стадию, как правовая регламентация социальной сферы. В результате толкования нормативные юридические предписания обретают готовность к реализации, к практическому осуществлению.

деятельность определенных органов и лиц с целью обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы права во всех случаях, на. которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит Р.н.п.. выделяются два основных его вида: официальное и неофициальное.

Официальное Р.н.п. дается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Разъяснение в свою очередь подразделяется на нормативное и казуальное. Нормативным Р.н.п. называется официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу, производящему толкование. и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой. Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается. Нормативное Р.н.п. не содержит самостоятельных правовых норм. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения, права и обязанности субъектов права. В нормативных разъяснениях также указывается. как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (разумеется, в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действие этой нормы и т.д. Подобные разъяснения обычно связаны с анализом значительного числа дел соответствующей категории. Нормативные Р.н.п. не имеют значения в отрыве от толкуемого акта и полностью разделяют его судьбу:

его отмена или изменение должно, как правило, приводить к отмене или соответствующему изменению нормативного разъяснения.

В ряде случаев нормативный акт, который на практике вызывает неясности или противоречиво применяется, официально разъясняет путем нормативного толкования сам орган, принявший этот акт (аутентичное толкование). Так, в РФ подобные разъяснения могут даваться ГД, Президентом РФ и другими правотворческими органами. Акт нормативного толкования имеет ту же юридическую силу и, как правило, аналогичную внешнюю форму, что и разъясняемый акт.

Официальное Р.н.п. может даваться особыми органами в рамках постоянных или разовых полномочий. В соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" КС уполномочен давать официальные разъяснения положений Конституции РФ.. .

Для судебной деятельности особенно важны разъяснения ВС РФ и ВАС по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения, будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел и являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения. Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые участвуют в судебной деятельности. Значительное внимание в них уделяется детальному определению термина или смыслового выражения, употребленного в законе, случаям распространительного и ограничительного толкования и т.д. Суды обычно ссылаются в своих решениях на отдельные пункты нормативных постановлений ВС РФ и ВАС. Однако делать подобные ссылки следует лишь в качестве дополнения к закону.

Казуальным Р.н.п. называется официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Казуальное Р.н.п. имеет место там, где в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму (например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему не соответствуют закону).

Казуальное Р.н.п. осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование). Формально судебное толкование касается лишь тех судов, которые участвовали в рассмотрении дела, и осуществляется в пределах конкретного дела. Особенно большое значение имеют судебные акты. которые публикуются в специальной периодической печати.

Неофициальное Р.н.п. осуществляется общественными организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов.

Одна и з разновидностей неофициального Р.н.п. - материалы обсуждения и принятия законопроектов (докладная записка, доклады и прения по обсуждаемым законопроектам, протоколы и т.д.).

Наконец, весьма важным видом неофициального толкования является так называемое доктринальное Р.н.п., осуществляемое наукой права (юридическими научно-исследовательскими учреждениями, учеными или их коллективами) в статьях, монографиях, научных комментариях и т.д.

Юристы столкнулись с необходимостью толкования (трактовки) со времен формирования самого права. Наряду с этим в истории общества понятие юридического толкования не всегда рассматривалось однозначно. Были ситуации, когда органы государства негативно относились к попыткам толковать, объяснять принимаемые ими нормативные правовые акты (НПА). Практика показала ошибочность подобного запрета, поэтому сегодня не предпринимается попыток ограничения толкования НПА.

Толкованию могут подвергаться все правовые акты (документы), включая нормативные, индивидуальные юридические акты (индивидуальный договор, судебное решение и приговор и др.).

Потребность в толковании правовых актов характеризуется, в первую очередь, их письменной формой, то есть выражением в форме текста. По этой причине толкование не представляет исключительную принадлежность юриспруденции, а может встречаться в любой науке, которая имеет дело с письменными источниками. Везде существуют правила и приемы, обладающие одинаковым применением как в толковании юридических текстов, так и в разъяснении религиозных или исторических документов.

Задачи и цель толкования НПА

Основная задача юридического толкования (толкования в праве) — толкование нормативных правовых актов. По этой причине в дальнейшем речь пойдет именно о толковании НПА.

Основой толкования нормативных актов может являться установление смысла определенных нормативных юридических предписаний, заключенных в тексте НПА.

Толкование правового акта — это операция, целью которой является определение точного смысла правовых предписаний и юридических правил, которые включены в НПА. При этом в праве толкование в качестве процесса познания отличает особенная роль результатов подобной мыслительной деятельности. Они необходимы для практического воплощения юридических норм, в том числе для их реализации.

Установить необходимо и волю государства, нашедшую объективное выражение и закрепление в текстах НПА, а ее выявление требует соответствующих интеллектуальных усилий.

В число объектов толкования часто включают юридические нормы, само право. Правильнее полагать, что в состав объектов необходимо включить не сами нормы права и юридические предписания, а НПА, которые включают данные предписания. В ходе толкования необходимо как бы проникать через формы объекта к его содержанию и сущности.

Стратегической задачей толкования является эффективное внедрение правовых предписаний в рамках строгой законности. Особенное значение толкование НПА приобретает в такой форме реализации права, как правоприменение. Наряду с этим толкование является важным и в ходе деятельности государственных органов в области издания и систематизации НПА.

Особенности уяснения и разъяснения

Толкование в качестве интеллектуального и мыслительного процесса, который направлен на познание юридической нормы, назван уяснение (толкование для себя). Когда происходит выражение субъектом толкования в определенной форме результатов уяснения для других лиц, то можно говорить о разъяснении (толковании для других).

Уяснение как форма юридического толкования представляет собой интеллектуально-мыслительную работу интерпретатора в области исследования текста НПА для установки точного смысла включенных в нем юридических предписаний. Уяснение является обязательной составляющей процесса толкования.

Разъяснение в качестве формы юридического толкования представляет деятельность, касающуюся изложения результатов толкований-уяснений, включая их доведение до сведения адресатов. Подобная деятельность возможна лишь после уяснения смысла правового текста интерпретаторами для себя. Невозможно разъяснить что-либо, если человек это не уяснил для себя. Разъяснение может быть в устной или письменной форме, но вне зависимости от формы выражения оно включает суждения, касающиеся истинного смысла юридических правил.

Толкование ограничивается одним лишь уяснением, но в тех ситуациях, когда происходит и разъяснение, процесс уяснения может выступать в качестве первого этапа общего процесса толкования НПА.

Юридическое толкование представляет собой работу в области исследования текста НПА. Оно производится для того чтобы установить истинный смысл включенных в его состав предписаний и довести его в необходимых случаях до сведения адресата с целью реализации правовых норм на практике.

В отношении места толкования в процессе правового регулирования, в рамках механизма действия права можно сказать, что юридическое толкование способно завершить такой его этап, правовая регламентация социальной сферы. В ходе толкований законодательные предписания могут обретать готовность к реализации и осуществлению на практике.

Нельзя считать, что необходимость толкования НПА проявляется только в случаях, когда в их текстах имеются определенные неясности или погрешности. Толкование является, таким образом, необходимым, обязательным компонентом любого нормального процесса реализации права.

Одним из видов познания является толкование-уяснение, при этом познание может быть:

  • теоретическое (научное);
  • специальное, когда на основе известной суммы специальных знаний познаются факты с целью решения определенной практической задачи (например, врачебная диагностика);
  • бытовое, житейское (человек познает окружающий мир в процессе повседневной жизни).

Толкование можно отнести к специальному виду познания. Оно, в отличие от теоретического познания, ограничивается сравнительно узкой задачей в виде установки действительной воли законодателя для реализации на практике одного из юридических предписаний.

Для толкования необходимы глубокие юридические знания и опыт, высокий уровень правовой культуры. С этой позиции толкование представляет собой своего рода юридическое искусство, то есть юридическую герменевтику. Она является наукой и искусством толкования юридических терминов и понятий, сложнейших правовых текстов и юридических конструкций. Важнейший показатель работы юриста-профессионала представлен уровнем профессиональной подготовки, позволяющим полно и точно толковать законы и различные НПА. Важную роль в рамках специально-юридического анализа играет терминологическое толкование.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: