Разрешено все что не запрещено правовое государство или тоталитарное государство

Обновлено: 27.04.2024

Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества.

Основными признаками правового государства являются:

1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность личности и государства;

4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6) стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Тоталитари́зм — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

Тоталитарное общество – это этатическое общество. Термин “этатизм”

означает “государство”. Этатическое общество – это такое общество, в

котором все стороны общественной жизни пронизаны жестким контролем со

стороны государства. Тоталитарные системы доводят практику этатизма до

высшей степени интенсивности, уничтожая все островки частной,

независимой от государства деятельности. В тоталитарном обществе и

социальная, и политическая, и экономическая жизнь каждого человека

возможна только в условиях государственного контроля.

Тоталитаризм — это политическая система, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

Государство включает в сферу своего принудительного регулирования жизнь всех граждан, полностью лишая их права на самостоятельность мышления и действия.

Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебного демократии режима, следует выделить и уяснить:

-идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)

-единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)

-организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)

-монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)

централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)

-милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

25.Принципы правового государства и их воплощение в Конституции РК. Проблемы построения правового государства и гражданского общества в РК.

Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, базируясь при этом на следующих принципах:

а) приоритета права;

б) правовой защищенности человека и гражданина;

в) разделения властей;

г) верховенства закона;

д) единства права и закона;

е) взаимной ответственности государства и личности;

ж) наличии гражданского общества;

и) высокой правовой культуры и высокого уровня правосознания общества;

д) независимости судов;

е) существование антимонополистических структур.

В правовом государстве деятельность всех субъектов должна строиться на взаимной ответственности и правовом равенстве. Поэтому в правовом государстве существуют следующие принципы деятельности субъектов:

а) принцип “разрешено только то, что прямо указано в законе” – для государственных органов и должностных лиц;

б) принцип “разрешено все, что прямо не запрещено законом” – для остальных субъектов права, в частности для граждан, юридических лиц и иных субъектов хозяйствования.

Главным принципом правового государства является разделение властей в целях недопущения произвола, диктатуры, тирании.

Основное требование принципа разделения властей заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах в виде системы “сдержек и противовесов”.

Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти правоограничивающими средствами, выраженными в конституции, процессуальном законодательстве, являются следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.

Согласно 1 статье I раздела Конституции РК, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Единственным источником государственной власти является народ

(I раздел, статья №3, пункт 1 Конституции РК).

Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей. Доказательством этих слов служит основной Закон нашей страны. Принципы правовой государственности РК закреплены нормами действующей Конституции, в частности ст.1, 3, 4, 5, 6 и др. Гражданское общество в РК находится в стадии становления, принципы гражданского общества это, в первую очередь, принципы свободы и равенства. Они нашли свое закрепление в Конституции РК и действующем законодательстве, особенно в гражданском. Основные положения теории разделения властей следующие: разделение властей закрепляется Конституцией, ст.3, согласно Конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам. Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена другой. Никакая власть не может пользоваться правами, предоставляемыми Конституцией другой власти. Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом пожизненного пребывания в должности.

Становление правового государства в постсоветских странах, в том числе и в Казахстане, – сложный процесс.

К сожалению, в реформах последних десяти лет основное внимание уделялось экономике, в то время как приоритеты нравственной идеологии и политической философии отошли на второй план. Сосредоточившись на инвестициях, налогах, ценных бумагах, фондовых рынках, власть забыла о таких атрибутах конституционного народовластия, как ограничение властного произвола, разделение функций между ветвями власти, между центром и местными органами, построение системы сдержек и противовесов, гражданское общество.

Для стабильного экономического роста необходимо развивать гражданское обще­ство, которое служит противовесом государству. К сожалению, в Казахстане граж­данское общество до сих пор не стало альтернативой государству.

Современный этап становления правового общества в Республике Казахстан можно характеризовать как переходной или транзитный. Переходные общества испытывают большое давление авторитарных тенденций, поэтому естественны опасения о возможности становления авторитарных, тоталитарных режимов в этих государствах.

Одним из главных препятствий в формировании государства в новом тысячелетии является такой негативный фактор, как коррупция. Ни одно общество в истории не смогло избежать коррупции.

В Казахстане наблюдается рост коррупционных преступлений, что не может не тревожить.

В силу части 1 статьи 6 федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Я подала жалобу, подписанную электронной цифровой подписью, на постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное должностным лицом налоговой, через официальный сайт налоговой. Дату подписания электронного цифрового документа можно установить достоверно. КоАП РФ предоставляет подателю жалобы право выбора того, куда подавать жалобу по делу об административном правонарушении: напрямую в суд и в орган, вынесший оспариваемое постановление. Претензий у налогового органа к форме и формату данной жалобы не возникло, в связи с чем жалоба с материалами дела была направлена в суд.

Судом данная жалоба была возвращена без рассмотрения и без вынесения какого-либо определения просто сопроводительным письмом.

На действия суда мною была подана жалоба в квалификационную коллегию судей, которая нарушения законодательства не нашла. Позиция коллегии:

«документы, обращения, жалобы по делам об административных правонарушениях не могут быть поданы в суд общей юрисдикции в электронном виде, поскольку производство по таким делам осуществляется по правилам КоАП РФ, нормами которого не предусмотрена подача таковых в электронном виде. По смыслу положений, закрепленных в главе 30КоАП РФ, жалоба на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты подлежат подаче в вышестоящий суд на бумажном носителе».

Т.е. в данном случае в федеральном законе формулировка: "если не установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе" вроде как не предполагает какого-либо скрытого смымсла: чтобы требовать бумажный вид так и должно быть написано - только бумажный вид. Судьи же идут как всегда по пути выявления скрытых смыслов.

Хотя какие в КоАП могут быть скрытые смыслы? Этот документ должен быть как Устав - все должно быть прямо и перпендикулярно, т.к. этот документ касается каждого гражданина.

Также коллегия сослалась на позицию Конституционного Суда РФ о том, что

"из права каждого на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются федеральными законами"

Может я чего не допонимаю, но разве способ подачи документа (по почте, лично, через представителя, по эл. почте) - это и есть процедура судебной защиты? И разве отсутввие в Кодексе (возможно в силу того, что он написан намного раньше того, как придумали электронную подпись) указания на обязательный бумажный вид жалобы или прямого запрета на использование ЭЦП можно трактовать как запрет на подачу документа в электронном виде?

Защита"законных интересов" прямо не прописана в законодательстве, а упоминается в юридических текстах и некоторых нормах, как существование таких законных интересов и ассоциируется с возможностью пользоваться конкретным социальным благом и обращаться за защитой своих законных интересов в компетентные органы в целях удовлетворения своих желаний и потребностей, не противоречащих общественным интересам и законодательству исходя из принципа «разрешено все, что не запрещено законом».

Эта возможность предусмотрена: (не ограничиваясь изложенным)

- Ст. 2 АПК РФ «задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: 1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность… и далее по тексту»

- Ст.22 Налогового Кодекса РФ «1.Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов»

- Ст. 7 Семейного кодекса РФ «Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан» и некоторыми другими нормами права.

В последние годы в судебной практике в связи с расширением действия принципа провозглашенного еще первым президентом СССР «разрешено все, что не запрещено законом» статус законных интересов резко возрос. Одновременно лицо, эксплуатируя возможность безнаказанно пользоваться тем, что не запрещено законом и понимая, что сегодня закон он не нарушает, а завтра все может быть. требует от компетентных органов защиты своих законных интересов.

В результате на практике не запрещено законом, а значит разрешено:

1. Построить на деньги ТСЖ многоквартирный дом и не заплатить ни копейки налогов,

3.Не оплачивать задолженность по исполнительному листу, если должник официально не трудоустроен или ООО не осуществляет свою деятельность и наложить арест не на что,

4.Не платить алименты на содержание ребенка, если официального дохода нет,

5.Не оплачивать коммунальные платежи, если живешь, но не являешься собственником жилья и пр..

Вариантов не прописанных в законодательстве много и везде конкретный клиент требует защитить их законные интересы по зарабатыванию "бабла" или разработать такую юридическую конструкцию (ии), которая принесет еще больше прибыли.

Ответ очевиден: если правоприменителю законом предоставлено право выбора из нескольких вариантов принятия решения наиболее соответствующего конкретной жизненной ситуации и применяемой норме права, то он волен вынести решение!

Как результат: Им дозволено Все, что не запрещено законом, Мы разработаем правовые схемы оптимизации их бизнеса и представим их законные интересы в суде и добьемся ! добьемся ведь? желаемого результата, а Правоприменитель примет законное решение наиболее соответствующее конкретной жизненной ситуации. Красиво?

Предлагается для чиновников законодательно установить в качестве ключевого правила поведения (имеется ввиду — при реализации надзорных/контрольных функций): «Всё, что не разрешено законом - им запрещено» (законодательная инициатива размещена на сайте РОИ — инициатива № 77Ф48603). В действительности этот принцип уже заложен в правовую систему России, однако отсутствие его прямого закрепления в действующем законодательстве оставляет чиновникам «лазейки» для злоупотребления полномочиями.

Данная идея не нова, обсуждалась ранее в профессиональной среде. Однако реальных шагов к её «внедрению в жизнь» не предпринималось. Размещение на сайте РОИ (Российская Общественная Инициатива) ни в коем случае не должна рассматриваться как заявление авторства на идею.
Ниже представлено моё, далеко не идеальное обоснование. Уверен, что найдутся более продвинутые профессионалы, которые приведут более весомые аргументы.

В конце 80-х прошлого века началась дискуссия о системах правового (государственного) регулирования в сфере частного права: «разрешительной» и «запретительной».
Согласно «первой», субъекты вправе действовать только в рамках процедур, разрешённых законом (и подзаконными актами — весьма многочисленными и часто противоречащими друг другу). Это принято называть «административно-командная система».
«Вторая», наоборот, открывает частным субъектом полный простор для реализации прав и законных интересов, которые могут быть ограничены в своих устремлениях только рамками Закона. Это принято называть «правовым государством».

Однако общеправовой принцип «Всё, что не запрещено законом — разрешено» — отнюдь не универсален. Им должны руководствоваться исключительно «частные» субъекты — граждане и негосударственные организации, в отношениях и между собой, и с органами публичной власти.

В действующем законодательстве этот общеправовой принцип закреплён в п. 2 ст. 1 Гражданского кодексе РФ (ГК РФ): «Физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе …. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Таким образом, закон должен содержать или прямой запрет, или обязывать частное лицо поступать определенным образом. Только в этих случаях поведение частного лица вопреки предписаниям закона квалифицируются как нарушение.
Если же закон предоставляет какое-либо право частному лицу, это не значит, что это частное лицо обязано неукоснительно реализовывать это субъективное право в точном предписании с законом. Согласно ст. 9 ГК РФ «граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права … Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом».

Государство/страна/общество можно представить (многократно упрощая до примитивизма) в виде элементарной системы управления:


В качестве «субъекта управления» выступает «государственный аппарат» (публичная власть, условно — «чиновники»), а «управляемого объекта» — «народ» (частные субъекты).

Главная цель существования системы «государство» — процветание народа/общества/подданных (во всяком случае — это официально провозглашено). Для достижения этой цели публичная власть наделена административными полномочиями/функциями.

Частные субъекты (условно «народ») в отношениях с публичной властью руководствуются общеправовым принципом «Всё, что не запрещено Законом — разрешено».

Соответственно исходя из принципа «зеркальности» государственный аппарат применяет (оговоримся - должен применять) свои полномочия по отношению к «управляемому объекту» с соблюдением общеправового принципа «Всё, что не разрешено Законом — запрещено».
С разной степенью очевидности — но, к сожалению, не «прямым текстом» — это закреплено и различных отраслях российского законодательства.
Согласно ст.ст. 32 и 33 НК РФ налоговые органы обязаны «соблюдать законодательство о налогах и сборах», а должностные лица налоговых органов — «действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами». Соответственно налогоплательщики (ст. 21 НК РФ) «имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков». При этом в соответствие с п. 7 ст. 3 НК РФ «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».
Кроме этого, должностные лица налоговых органов как государственные служащие в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» обязаны «соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций».

Предлагаемое нововведение позволит решить следующие задачи:

1. Правовой принцип «законности» действий органов публичной власти получит прямое законодательное закрепление.

2. Правоотношения между органами публичной власти с одной стороны — и общества (частных субъектов) с другой стороны, приобретут достаточную степень определённости, так как будет исключена возможность двоякого истолкования правовых норм.

3. Работа в таких условиях означает необходимость повышения профессионального уровня государственных/муниципальных служащих, что объективно улучшит качество государственного управления.

На это предложение могут возразить примерно так:
Законодательством (а это именно Законы) невозможно предусмотреть административные процедуры на все случаи жизни. То есть «пробелы» в правовом регулировании неизбежны.
«Пробел» в правовом регулировании полностью блокирует деятельность надзорного/контрольного органа.
Что значительно снижает эффективность системы управления, что — в свою очередь — ведёт к невозможности достижения цели — всеобщему благоденствию.

Эта точка зрения полностью беспочвенна.

Во-первых, её сторонники не смогут привести пример «пробела».
Во-вторых, при детальном разборе случаев «пробела» будет установлено, что в действительности соответствующая процедура осуществления чиновниками своих полномочий в данной сфере есть. А свободная «инициатива» (уклонение от выполнения установленной Законом процедуры) нужна чиновникам исключительно для того, чтобы прикрыть беспределом свою некомпетентность и неспособность выполнять стоящие перед ними задачи и/или как «лазейка» для коррупции.

Кто решится проявить активную жизненную позицию (голосовать можно и "за", и "против"): инициатива № 77Ф48603

Политический режим как одна из форм государства. Понятие, определение, смысл простыми словами. Какими бывают режимы - способы организации политической власти? Демократический политический режим, тоталитарный и авторитарный - их признаки и черты. Форма правления и политический режим.

Фото Политический режим - это… Демократический, тоталитарный и авторитарный режим правления

Что такое политический режим. Типы политических режимов

Политический режим - это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления в определенной стране. Простыми словами, политический режим определяет, как власть взаимодействует с обществом: с помощью принуждения и контроля либо с помощью диалога и честных выборов.

Политический режим может быть демократическим либо недемократическим – тоталитарным или авторитарным.

Демократия основана на коллективном принятии решений, соблюдении прав и свобод человека.

При авторитаризме власть сосредоточена в руках узкой элиты, не допускающей в политику конкурентов.

При тоталитаризме государство стремится к полному контролю над всеми сторонами жизни общества и человека.

Задачи любого политического режима - обеспечивать стабильность власти, управляемость граждан, достижение политических целей, реализацию интересов правящей элиты.

Политический режим определяется:

Уровнем развития, интенсивностью общественно-политических процессов

Развитостью общественно-политических традиций, политическим сознанием и поведением граждан

Структурой правящей элиты

Состоянием отношений с бюрократией

Доминирующим в обществе типом легитимности: традиционным, харизматическим или легальным

Политический режим нельзя путать с формой правления: республикой или монархией. Монархия может быть и авторитарной (Саудовская Аравия), и демократической (Нидерланды). То же самое касается республик: они бывают демократическими (Франция), авторитарными (Китай) и тоталитарными (нацистская Германия).

Демократический режим и его признаки

Демократия - политическое устройство, при котором граждане принимают политические решения коллективно: лично или через избранных представителей.

Демократия основывается на признании народа единственным источником власти. Она предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, сменяемость власти.

Признаки демократического режима:

Назначение лидеров происходит с помощью честных и состязательных выборов.

Власть опирается на большинство населения, которое сознательно поддерживает ее.

Власть ориентируется на удовлетворение потребностей населения.

Правовое государство: разрешено все, что не запрещено.

Разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Многопартийность. Легальная оппозиция.

Большой объем прав и свобод граждан гарантирован фактически.

Карательные органы строго подчиняются закону.

Смешанная экономика: доминирует частный сектор, государство вмешивается в нее лишь опосредованно.

Идеология политического плюрализма

Примеры стран с демократическим режимом: Австралия, Германия, Великобритания, США, Индия, Япония.

Авторитарный режим и его признаки

Авторитаризм - это режим, где власть осуществляется при минимальном участии народа. При авторитарном режиме государственная власть сосредоточена в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц - например, определенной партии, военной верхушки, олигархической группы. Участие иных сил в политической жизни строго ограничено.

Признаки авторитарного режима:

Централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц.

Неподконтрольность власти народу, отсутствие реальной выборности и подотчетности власти населению.

Ограничены политические права: особенно деятельность оппозиции и свобода прессы.

Нарушается принцип разделения властей. Командный стиль руководства.

Власти активно используют репрессии против политических противников.

Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но нарушаются в реальности.

Доминирует официальная идеология, при этом допускаются другие идейные течения.

Правящая партия соединяется с государством.

Авторитарный режим прямо опирается на полицию, военных и спецслужбы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные органы становятся важным элементом госаппарата.

Также авторитарный режим может опираться на другие традиционные общественные институты - бюрократию, церковь и т.п.

Обширный госсектор в экономике.

Нередко агрессивные установки во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.

Примеры стран с авторитарным режимом: Иран, Китай.

Тоталитарный режим и его признаки

Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Государственная власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц. «Вождь» опирается на господствующую партию, карательные структуры, люмпенизированные массовые движения.

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Признаки тоталитарного режима:

Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни.

Власть монополизирована одной политической партией, а в ней - одним лидером с неограниченными полномочиями.

Отсутствует разделение властей.

Оппозиция запрещена, многопартийности не существует.

Права и свободы человека декларируются, но не действуют.

Единая идеология обязательна для всех.

Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.

Карательные органы осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор.

Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства.

Милитаризация общественной жизни.

Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

Примеры стран с тоталитарным режимом: Северная Корея эпохи Ким Ир Сена, СССР времен сталинизма, нацистская Германия при Гитлере.

Политические режимы. Таблица

Тоталитарный, авторитарный и демократический режим можно отличить по ряду критериев, приведенных в таблице ниже. Источник: И.В. Борзихина. «Политология. Учебное пособие».

Система законов мало разработана

Система законов минимальна

Развитая система демократических законов

Практически не ограничены

Фактически не ограничены

Строго ограничены законом

Представитель­ные органы власти

Отсутствуют или марионеточны

Имеют широкий круг полномочий

Реализуется на практике

Полномочия местных органов власти

Массовая полити­ческая партия одна

Правящая партия огосударствлена

Официальная идеология одна

Господство одной идеологии

Права и свободы

Разрешено только то, что приказано

Разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено все, что

не запрещено законом

Проводят массо­вые политические

Осуществляют тайный политический сыск

Строго регламенти­рованы законом

Характер и ме­ра осуществле­ния власти

Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие

неконтролируемых властью областей общественной жизни

Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом

Отношение лю­дей к власти, их взаимодействие

Слияние общест­венного сознания с властью

Отчуждение наро­да от власти

Поддержка предста­вителей власти народом

Идеалы поли­тического пове­дения:
1. власти
2. индивида

1. Компетентность
2. Послушание, бесправие

1. Соблюдение закона

2. Соблюдение законов

Укажите/выберите политический режим. Примеры заданий

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать признаки политических режимов, уметь объяснить разницу между тоталитаризмом, авторитаризмом и демократией.

Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей

Б) гарантировано равенство всех перед законом

В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Правильный ответ: 211222

Найдите в при­ве­ден­ном списке от­ли­чи­тель­ные черты то­та­ли­тар­но­го политического режима. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) взаимная от­вет­ствен­ность государства и общества
2) монополия го­су­дар­ства на сред­ства массовой информации
3) общеобязательная идеология
4) централизованная си­сте­ма управления экономикой
5) власть под­чи­не­на контролю общества

Правильный ответ: 234

В го­су­дар­стве Z при­ня­та новая конституция, с опре­де­лен­ной пе­ри­о­дич­но­стью про­во­дят­ся выборы. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что в го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет то­та­ли­тар­ный режим? Вы­бе­ри­те вер­ные от­ве­ты и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Основные выс­шие ор­га­ны вла­сти фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве выборов.
2) Ветви вла­сти кон­сти­ту­ци­он­но разделены.
3) Отдельные ста­тьи кон­сти­ту­ции по­свя­ще­ны пра­вам и сво­бо­дам граждан.
4) Существует еди­ная обя­за­тель­ная по­ли­ти­че­ская идеология.
5) Установлен пол­ный кон­троль го­су­дар­ства над всеми ас­пек­та­ми жизни об­ще­ства и человека.
6) Глава го­су­дар­ства поль­зу­ет­ся авторитетом.

Правильный ответ: 45

Правильный ответ:
1) В стране Z - демократический режим.
2) В тексте упоминаются следующие признаки демократии:
- многопартийность, политический плюрализм
- свободные конкурентные выборы.
3) Может быть назван дополнительный признак:
- реальная гарантия соблюдения прав и свобод человека
- разделение властей

Суждения о политических режимах. Пример задания

Выберите вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме глас­ность яв­ля­ет­ся прин­ци­пом ор­га­ни­за­ции и де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­но­го аппарата.
2) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме власть раз­де­ле­на на законодательную, испол­ни­тель­ную и судебную.
3) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме де­я­тель­ность оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий запрещена.
4) В от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, при де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме су­ще­ству­ет право вла­сти на взи­ма­ние на­ло­гов и сборов.
5) При де­мо­кра­ти­че­ском режиме, в от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, су­ще­ству­ет право вла­сти на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

Правильный ответ: 12

Выберите вер­ные суж­де­ния об ав­то­ри­тар­ном по­ли­ти­че­ском режиме.
1) Ав­то­ри­тар­ный режим все­гда уста­нав­ли­ва­ет­ся в ре­зуль­та­те на­силь­ствен­но­го за­хва­та по­ли­ти­че­ской власти.
2) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме не со­блю­да­ют­ся или су­ще­ствен­но огра­ни­чи­ва­ют­ся по­ли­ти­че­ские права и сво­бо­ды граждан.
3) Ав­то­ри­тар­ный режим может су­ще­ство­вать в го­су­дар­ствах как с монархической, так и с рес­пуб­ли­кан­ской фор­ма­ми правления.
4) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме оп­по­зи­ция под­вер­га­ет­ся огра­ни­че­ни­ям и пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны дей­ству­ю­щей власти.
5) Ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы впер­вые по­яв­ля­ют­ся в XX веке.

Правильный ответ: 234

Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам политического режима относят процедуры отбора правящих элит и политических лидеров.
2) К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека.
4) Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).
5) Политическому режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: