Проведение огневых работ на судах

Обновлено: 24.04.2024

1.1. Настоящая памятка учитывает и обобщает требования действующих руководящих и нормативных документов по вопросам организации и обеспечения мер пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах:

  • Правил пожарной безопасности при проведении огневых работ на ремонтируемых и строящихся судах на судоремонтных предприятиях Минрыбхоза СССР (ППБО – 145 – 84);
  • Правил пожарной безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР и рыболовецких колхозов (в дальнейшем - ППБ ФРП СССР);
  • Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной промышленности СССР (НБЖР-80);
  • Указания ВРПО "Севрыба" от 31.05.88 г. № 26-01-70 Порядок оформления документации на проведение временных огневых работ на ремонтирующихся судах и контроля за их проведением;
  • Временной инструкции по технике безопасности для газорезчиков при кислородной резке и нагреве металла с использованием керосина на ремонтируемых судах.

Кроме того, памятка учитывает специфику работы судоремонтных предприятий Северного бассейна, включая плавмастерские (в дальнейшем - СРП).

1.2. На каждом СРП приказом директора, с учетом особенностей предприятия и ремонтируемых судов, должен быть установлен порядок проведения огневых работ и утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении огневых работ.

Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении огневых работ не должна снижать требований, изложенных в ППБО-145-84 и других руководящих документах в части обеспечения мер пожарной безопасности.

1.3. Судовладелец перед постановкой судна в длительный ремонт до подхода его к причалам СРП обязан подготовить судно в соответствий с требованиями п. 1.5. ППБО-145-84.

1.4. Приемка судна в длительный ремонт производится комиссией СРП, в которую обязательно включается представитель пожарной службы. Итоги работы комиссии оформляются актом.

1.5. СРП, приняв судно в ремонт по акту, обязано:

1.5.1. Согласовать с капитаном судна проведение всех работ, влияющих на безопасность судна.

1.5.2. Обеспечить подачу нa судно необходимых видов энергии (электрической, тепловой) и воды по согласованию с капитаном судна, а также по согласованию с пожарной службой прокладку пожарных рукавных линий, но не менее двух).

1.5.3. Обеспечить дублирование судовых систем осушения и пожаротушения при разборке и ремонте основных систем и насосов, в том числе в случае их ремонта судовым экипажем по согласованному с СРП графику работ.

1.5.4. Удалять в конце рабочего дня строительный мусор, использованную ветошь, щепу и другие отходы из помещений судна, где производятся ремонтные работы.

1.5.5. Удалять с ремонтируемого судна и утилизировать отходы нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся материалов, собираемые в специальные емкости, предоставляемые СРП.

1.5.6. Убирать немедленно пролитые нефтепродукты.

1.5.7. Обеспечивать чистоту рабочих мест на судне в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

1.5.8. Обеспечивать безопасные в пожарном отношении методы ремонта, в том числе не допускающие разгерметизации корпуса и судовых помещений.

1.6. Временное энергоснабжение и вентиляция ремонтируемых и строящихся судов обеспечивается СРП по проектам, утверждаемым главным инженером СРП.

1.7. Запрещается слив нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся жидкостей, а также сброс остатков горючих конструкций, обтирочных концов и т.п. с борта судов, находящихся в ремонте на плаву или на судоподъемном сооружении, на акваторию и производственные площадки СРП.

1.8. Все рабочие, служащие, инженерно-технические работники, личный состав ремонтируемых судов, занятые на огневых работах, административный персонал предприятий и судов обязаны знать и выполнять требования ППБО-145-84.

1.9. Капитан ремонтируемого судна обязан:

1.9.1. Организовать пожарно - профилактическую работу на судне.

1.9.2. Обеспечивать пожарную безопасность мест проведения огневых работ на судне и помещений, прилегающих к ним.

1.9.3. Обеспечивать места проведения огневых работ на судне cpeдствaми пожаротушения.

1.9.4. Обеспечивать контроль за соблюдением мер пожарной безопасности на судне и устранением нарушений, указанных пожарной службой СРП.

1.9.5. Требовать от администрации СРП соблюдения обусловленной очередности ремонта средств борьбы за живучесть судна, обеспечения необходимой герметичности корпуса судна и судовых помещении.

1.10. Руководители огневых работ, вахтенная служба ремонтируемых судов и строители обязаны:

1.10.1. Следить за полной комплектностью первичных средств пожаротушения, не допускать их использования не по назначению.

1.10.2. Не допускать загромождения входов и выходов из судна, подходов к первичным средствам пожаротушения, пожарным кранам и гидрантам, трапов и лестниц демонтируемым оборудованием, деталями и т.д.

1.10.3. При возникновении очага пожара на ремонтируемом судне принять меры по вызову пожарной команды, к немедленному удалению всех находящихся на судне газовых баллонов на берег, на безопасное, заранее определенное расстояние, а также по тушению возникшего пожара имеющимися средствами и силами.

1.10.4. Не допускать курение кроме мест, специально отведенных для этой цели.

1.11. В случае необходимого для ремонта демонтажа судовых энергетических установок и судовых систем, предназначенных для борьбы за живучесть, администрация обязана обеспечить судно временными техническими средствами по борьбе за живучесть.

Снятые для ремонта участки трубопроводов водопожарной системы необходимо заменить временными трубопроводами или соединительными шлангами, имеющими диаметр не менее диаметра трубопровода водопожарной магистрали; может быть использована береговая водопожарная магистраль.

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОГНЕВЫХ РАБОТ НА СУДАХ,
НАХОДЯЩИХСЯ У ПРИЧАЛОВ МОРСКИХ ПОРТОВ
И СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Постановлением Технического комитета по стандартизации ТК 318 "Морфлот" от 12.02.2004 г. N 12

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Для целей настоящих Правил применяются следующие основные понятия:

огневые работы - производственные операции, связанные с применением открытого огня, искрообразованием или нагреванием деталей (элементов конструкций) до температур, способных вызвать воспламенение веществ, материалов и конструкций (сварка, резка, пайка с использованием энергии электрической дуги, газового пламени и плазменной дуги, нагрев конструкций, оборудования и коммуникаций электронагревателями, паяльными лампами, газовыми и жидкостными горелками, механическая обработка металла с образованием искр);

пожарная безопасность - состояние объекта (судна), при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей;

негорючий материал - материал, который при нагревании до 750 °С не горит и не выделяет горючих газов в количестве, достаточном для их самовоспламенения;

горючий материал - любой материал, не являющийся негорючим;

смежные помещения - помещения, имеющие с данным общую ограничивающую поверхность (переборки, палубы, днища);

грузовая зона - часть судна, в которой находятся грузовые трюмы, сливные цистерны и грузовые насосные отделения, включая: насосные отделения, каффердамы, помещения для балласта и пустые пространства, примыкающие к грузовым танкам, а также участки палубы по всей длине и ширине судна над указанными помещениями;

нижний предел воспламенения (НПВ) - концентрация углеводородного газа в воздухе, ниже которой невозможно поддержание и распространение процесса горения (для газовых смесей, образующихся от выделения углеводородного газа нефтепродуктами в воздушную атмосферу судовых помещений принимается равной 1% от содержания в воздухе по объему);

инертный газ - газ или смесь газов, содержащая кислород в количестве, недостаточном для поддержания горения углеводородов;

инертное состояние - состояние, при котором содержание кислорода в атмосфере танка не превышает 8% по объему;

дегазация - подача в помещение достаточного количества свежего воздуха для снижения уровня содержания воспламеняющегося, токсичного или инертного газа и создания условий для входа в помещение и производства в нем работ в соответствии с санитарными нормами и правилами охраны труда.

2. На судах, стоящих у причалов, огневые работы должны выполняться силами береговых предприятий на основе договоров (контрактов) с судовладельцами на выполнение ремонта судов.

Огневые работы на судах, стоящих у причалов, находящихся в зоне ответственности капитанов портов и их ведении, огневые работы могут выполняться только после получения судоремонтным предприятием письменного разрешения капитана порта на их проведение в объеме, предусмотренном контрактом предприятия и судовладельца на выполнение ремонтных работ.

На судах, стоящих у причалов порта, в тех случаях, когда объем и характер ремонтных (в т.ч. огневых) работ не требует привлечения береговых судоремонтных предприятий, огневые работы могут выполняться силами экипажа под руководством старшего механика судна по наряду-допуску, утвержденному капитаном судна и согласованному представителем пожарной охраны, уполномоченным капитаном порта.

3. При определении места проведения огневых работ необходимо предусмотреть их перенос из опасных в пожарном отношении мест судна на берег в специально оборудованные для этих целей постоянные места (участки цехов, мастерских и открытые площадки, специальные судовые помещения для электрогазосварочных работ) или открытую палубу судна, где образованы выносные сварочные посты, оборудованные по технической документации, согласованной инспекцией Российского морского регистра судоходства и утвержденной в установленном порядке.

Все остальные места проведения огневых работ на судне относятся к категории временных и для реализации мер по обеспечению пожарной безопасности при организации их подготовки к проведению работ сопровождаются указанием расположения и ограничивающего пространства помещений (шпангоутов, переборок, палуб и др.) согласно схеме (плану) противопожарной защиты ремонтируемого судна.

4. На наливных судах (нефтеналивные, газовозы, химовозы, комбинированные суда при перевозке нефти наливом) огневые работы на временных местах допускается проводить только после зачистки и дегазации всех грузовых танков, трубопроводов, каффердамов, насосных и других помещений судна, связанных с обращением груза, и контроля и обеспечения безопасного состояния газовой среды в них.

На недегазированных наливных судах огневые работы допускается проводить только в специальных помещениях для электрогазосварочных работ.

5. Организационные мероприятия для проведения огневых работ, выполняемые руководителем судоремонтного предприятия и капитаном судна и издаваемые ими распорядительные документы, должны предусматривать:

назначение лиц, ответственных за подготовку и проведение огневых работ, выполнение мер пожарной безопасности, оформление и выдачу наряда-допуска на проведение этих работ;

квалификационные требования к лицам, допускаемым к производству огневых работ, и наличию у них соответствующих документов;

санитарное и метрологическое обеспечение выполнения работ в соответствии с требованиями стандартов и правил по охране труда;

прохождение пожарно-технического минимума лицами, ответственными за проведение огневых работ и исполнителями работ.

6. При организации выносных постов для проведения огневых работ на причалах и береговых открытых площадках должны быть выполнены требования безопасности, устанавливаемые капитанами морских портов и органами Государственной противопожарной службы МЧС России.

7. Возможность использования судовых энергетических установок для производства огневых работ судоремонтным предприятием и работы, требующие совместного участия и взаимодействия судового экипажа и судоремонтного предприятия при их подготовке и проведении с использованием судовых технических средств, должны устанавливаться договорами (контрактами).

II. РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО ОГНЕВЫХ РАБОТ

8. На каждую огневую работу на временных местах лицом, ответственным за ее проведение, должен быть оформлен наряд-допуск.

Форма наряда-допуска приведена в Приложении 1.

9. Наряд-допуск на производство огневых работ следует выдавать только на одну рабочую смену отдельно на каждое рабочее место и вручать непосредственному исполнителю работ.

При проведении одних и тех же работ в течение нескольких смен или дней, повторные наряды-допуски должны выдаваться в общем порядке, установленном Правилами.

При продолжении работы одним и тем же лицом на другой день или в следующую смену действие наряда-допуска может быть продлено лицом, выдавшим его по согласованию с подразделением пожарной охраны, о чем в наряде-допуске делается соответствующая запись. Продление действия наряда-допуска может быть осуществлено на срок не более 5 дней.

10. На выходные и праздничные дни наряд-допуск на проведение огневых работ должен быть оформлен отдельно согласно распорядительному документу судоремонтного предприятия, устанавливающему перечень огневых работ на эти дни с указанием лиц, ответственных за их проведение.

11. Выполнение огневых работ на временных постах без оформления наряда-допуска допускается только в аварийных случаях по указанию капитана судна под руководством старшего механика или лица его заменяющего, с обязательной записью в судовом журнале, а при отсутствии судового экипажа - под руководством и наблюдением ответственного за подготовку и выполнение огневых работ, назначенного руководством судоремонтного предприятия. При этом должны быть выполнены все необходимые меры обеспечения безопасности.

12. Оформление наряда-допуска осуществляется в следующей последовательности:

лицо, ответственное за проведение огневых работ на временном месте должно определить объем и содержание подготовительных работ, последовательность их выполнения, меры безопасности при проведении огневых работ, порядок контроля воздушной среды, средства индивидуальной защиты работающих, организовать подготовку мест, подготовить в 3-х экземплярах наряд-допуск и передать их оформленные своей подписью в подразделение пожарной охраны накануне производства огневых работ для согласования;

представитель пожарной охраны должен проверить подготовленность места проведения работ и, в случае необходимости, сделать запись в наряде допуске о выполнении дополнительных мероприятий. Один экземпляр наряда-допуска остается в подразделении пожарной охраны;

по получении согласованного подразделением пожарной охраны наряда-допуска лицо, ответственное за проведение огневых работ, должно лично убедиться в подготовленности места работ, проинструктировать непосредственных исполнителей о мерах пожарной безопасности с оформлением наряда допуска их подписями и выдать им наряд-допуск.

Один экземпляр наряда-допуска остается у лица, ответственного за проведение огневых работ, выдавшего наряд-допуск.

13. Приступать к выполнению огневых работ разрешается только по получении согласия подразделения пожарной охраны и допуска вахтенным помощником капитана.

Вахтенный помощник капитана должен сделать запись в судовом журнале о проведении огневых работ на судне с указанием времени, места и вида работ, фамилии исполнителя и номера наряда-допуска, оформить наряд-допуск, предъявленный исполнителем, своей подписью и вести постоянный контроль за проведением указанных в нем огневых работ.

При отсутствии судового экипажа допуск к огневым работам осуществляет лицо, ответственное за их проведение.


III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СУДНА К ПРОВЕДЕНИЮ ОГНЕВЫХ РАБОТ

14. К подготовительным работам относятся все виды работ, связанные с подготовкой судовых помещений, оборудования, систем и трубопроводов, емкостей, конструкций к проведению огневых работ, исключающие возникновение пожара и обеспечивающие выполнение норм и правил охраны труда.

15. При подготовке судна к огневым работам необходимо:

определить (при необходимости) дополнительные выходы из судовых помещений и отсеков, в которых намечается проведение огневых работ;

произвести установку указателей путей эвакуации;

передать подразделению пожарной охраны карту размещения горюче-смазочных материалов, план расположения помещений и выходов из них с указанием предполагаемых аварийных вырезов;

места предполагаемых аварийных вырезов на судне отметить отличительной краской с надписью "Аварийный вырез";

установить у входа на судно информационную доску с указанием мест огневых работ на текущий день и фамилий исполнителей.

16. Пожарная безопасность огневых работ обеспечивается:

удалением горючих материалов и сгораемых конструкций от места проведения огневых работ на безопасное расстояние или их защитой негорючими материалами;

снижением концентрации углеводородных газов в атмосфере помещений и емкостей до безопасного уровня посредством их зачистки и дегазации;

снижением концентрации кислорода до безопасного уровня путем введения в емкость инертных газов (двуокись углерода, азот, дымовые газы);

удалением смеси атмосферных газов, содержащей горючие газы и кислород, путем заполнения емкостей водой.

17. Для уточнения объема работ, мероприятий и технологии подготовки судна к огневым работам на судах, где подготовка к огневым работам предусмотрена силами и средствами судоремонтного предприятия, комиссия из представителей судоремонтного предприятия, подразделения пожарной охраны, капитана судна (старшего помощника) или иного лица, уполномоченного судовладельцем, должна произвести осмотр судна и определить объем работ по зачистке и дегазации грузовых танков и топливных цистерн, инертизации, заполнению топливных цистерн водой и оформить справку-заявку с указанием емкостей, подлежащих зачистке и дегазации или инертизации.

Заполнение цистерн водой производится экипажем судна.

Форма справки-заявки приведена в Приложении 2.

На судах, где подготовка к производству огневых работ ведется силами экипажа, до постановки судна к причалу справка-заявка на подготовку судна к огневым работам должна быть оформлена его капитаном или, при его отсутствии, старшим помощником капитана, или иным лицом, уполномоченным судовладельцем.

18. Для обеспечения пожарной безопасности судна при его подготовке к производству огневых работ и на период их выполнения капитаном судна должен быть издан приказ по судну, предусматривающий:

усиление мер пожарной безопасности с учетом особенностей ремонтных работ и организации вахтенной службы на этот период;

назначение лиц командного состава для руководства работами экипажа по подготовке судна к огневым работам и контроля за соблюдением мер пожарной безопасности при их выполнении;

введение в действие временного расписания по общесудовой тревоге во взаимодействии с подразделением береговой пожарной охраны и команды дока (при стоянке в доке) и предусматривающего готовность не менее 3-х членов экипажа, работающих в дыхательных аппаратах;

установку указателей путей эвакуации и их освещение, в том числе с использованием системы аварийного освещения;

указание наличия в топливных и масляных цистернах горюче-смазочных материалов, оставленных на период ремонта для технических нужд судна, согласно схеме расположения этих емкостей в документации аварийной папки (комплекта пожарных планов, содержащих все необходимые данные о противопожарной защите судна);

ведение записей в судовом журнале о проведении огневых работ;

противопожарный инструктаж членов экипажа судна;

приведение в готовность (корректировка при необходимости) оперативных планов тушения пожара.

19. Подготовка судна его экипажем к проведению огневых работ включает:

остановку работающих машин, механизмов оборудования, на которых будут проводиться огневые работы с установкой заглушек на трубопроводах, и отключение пусковой аппаратуры для предотвращения несанкционированного пуска машин и механизмов;

зачистку и дегазацию или заполнение водой топливных и масляных танков и цистерн согласно справке-заявке на подготовку судна к проведению огневых работ;

обозначение отличительной краской по палубе, по наружному борту и по днищу (при стоянке в доке) места расположения не освобожденных и не дегазированных топливных цистерн с надписью "Топливо", при этом отступив от границ указанных емкостей на один метр во все стороны;

подключение двумя рукавами водопожарной системы судна к водопожарной системе дока (при постановке судна в док);

обеспечение готовности к действию судовой водопожарной системы (при постановке судна к причалу) с установкой, при необходимости, временных трубопроводов (рукавных линий) с пропускной способностью, эквивалентной демонтируемым, и использованием аварийного пожарного насоса;

обеспечение аварийного освещения;

установка временных систем пожарной сигнализации на участках, где штатная система выведена из рабочего состояния;

обеспечение готовности подключения к береговой электросети для возможности запуска судовых противопожарных средств при выводе из действия судовой энергетической установки.

от 24 декабря 2002 года N 158

Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации

(с изменениями на 22 апреля 2003 года)
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2020 года N 1742
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001), а также в целях обеспечения пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации

2. Признать не действующими на территории Российской Федерации:

2.1. Приказ Минречфлота РСФСР от 10 февраля 1982 года N 10 "Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах и береговых объектах Министерства речного флота РСФСР".

2.2. Приказ Минречфлота РСФСР от 30 июня 1971 года N 76 "Об утверждении Правил пожарной безопасности на нефтеналивных судах Министерства речного флота РСФСР".

2.3. Приказ Минречфлота РСФСР от 27 апреля 1978 года N 60 "О внесении изменений и дополнений в Правила пожарной безопасности на нефтеналивных судах Министерства речного флота РСФСР.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра транспорта Российской Федерации Н.Г.Смирнова.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства транспорта
Российской Федерации
от 24 декабря 2002 года N 158

ПРАВИЛА
пожарной безопасности на судах внутреннего
водного транспорта Российской Федерации

(с изменениями на 22 апреля 2003 года)

I. Общие положения

2. Правила устанавливают требования пожарной безопасности на судах внутреннего и смешанного (река - море) плавания, находящихся в эксплуатации, ремонте и отстое, и обязательны для выполнения всеми судовладельцами и членами экипажей судов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Настоящие Правила распространяются на самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, на несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирские и наливные суда, паромные переправы.

3. Экземпляр данных Правил должен находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без экипажа.

4. При обеспечении пожарной безопасности на судах судовладельцы и экипажи судов руководствуются международными договорами и соглашениями, законодательными актами Российской Федерации в области транспорта, иными нормативными правовыми и техническими актами в области пожарной безопасности судов, а также настоящими Правилами.

5. Судовладельцы (далее также - владельцы судов), капитаны судов организуют изучение Правил и обеспечивают выполнение на судах требований и мероприятий, предусмотренных ими.

6. Все члены экипажей судов, а также иные лица, работающие или выполняющие на судне обязанности, связанные с деятельностью судна, обязаны знать и выполнять правила пожарной безопасности, владеть практическими навыками борьбы с пожарами, а в случае возникновения пожара действовать согласно судовому расписанию по тревогам.

Пассажиры, находящиеся на судах, должны быть ознакомлены с противопожарным режимом и соблюдать требования пожарной безопасности.

7. Для борьбы с пожарами и за живучесть судна в составе общесудового плана пожаротушения должно быть предусмотрено создание аварийных партий (групп) из членов экипажа. Количество и численный состав аварийных партий (групп) устанавливаются в зависимости от численности экипажа судна и его назначения.

8. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на владельца судна, эксплуатирующего его от своего имени, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании.

9. Организацию работы по выполнению на судах требований противопожарного режима, выполнение мер пожарной безопасности при осуществлении технологических процессов в периоды эксплуатации, при ремонте и отстое судов (проведение огневых работ, погрузка и выгрузка взрывопожароопасных грузов и т.п.) осуществляют соответствующие службы владельца судна, судоремонтной организации, порта. При отсутствии такой службы эти функции осуществляют назначенные для этой цели лица инженерно-технического персонала, прошедшие специальную противопожарную подготовку.

10. Обо всех случаях пожара, причинах и принимаемых мерах по спасению людей и ликвидации пожара капитан судна обязан сообщить в ближайшую диспетчерскую службу бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте и владельцу судна.

II. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на судне

11. В соответствии с пунктом 5 настоящих Правил судовладелец обеспечивает противопожарную подготовку членов экипажа судна, которая состоит из:

- обучения командного и рядового состава всех судов, эксплуатирующихся на внутренних водных путях, мерам пожарной безопасности по установленным программам;

- обучения командного и рядового состава судов смешанного (река - море) плавания методам выживания и действиям в аварийных ситуациях (в т.ч. борьбе с пожаром) на учебно-тренажерном судне или в береговом центре в соответствии с требованиями нормативных актов;

- обучения на судах внутреннего и смешанного (река - море) плавания членов аварийных партий (групп) работе в снаряжении пожарного;

- инструктажа членов экипажа по мерам пожарной безопасности - вводного, первичного (на рабочем месте), повторного, внепланового;

- общесудовых учений по борьбе с пожаром.

12. Проверка знаний командного состава по вопросам пожарной безопасности проводится в установленные сроки.

13. Со всеми поступающими на работу членами экипажа перед направлением их на судно проводится вводный противопожарный инструктаж.

По прибытии на судно непосредственно на рабочем месте проводится первичный противопожарный инструктаж. Такой же инструктаж проводится и при изменении обязанностей по судовому расписанию.

Повторный противопожарный инструктаж проводится со всеми членами экипажа ежегодно, как правило, перед началом навигации, а на судах круглогодичного плавания - в начале календарного года.

Внеплановый инструктаж проводится при допущенных нарушениях требований правил пожарной безопасности.

14. Допуск членов экипажа к работе в дыхательных изолирующих аппаратах на судне оформляется письменным распоряжением капитана после прохождения обучения.

15. На судах, осуществляющих перевозки взрыво-, пожароопасных грузов, члены экипажей проходят дополнительную противопожарную подготовку по установленным программам, отвечающим требованиям нормативных актов по перевозке опасных грузов.

16. В целях отработки практических действий по борьбе с пожаром на судах ежемесячно проводятся учения, а на пассажирских судах - два раза в месяц; при замене более 25% экипажа такие учения проводятся до выхода судна в первый рейс после этой замены.

Учение по борьбе с пожаром следует проводить в соответствии с одним из вариантов плана пожаротушения, утвержденного капитаном судна.

17. Лица, не прошедшие обучение согласно п.11 настоящих Правил, к работе на судне не допускаются.

18. На каждом судне в рулевой рубке, в машинном отделении, коридорах жилых помещений на каждой палубе на видных местах должны быть вывешены планы расположения:

- помещений, защищаемых стационарными системами пожаротушения, приборов и арматуры для управления их работой;

- огнезадерживающих и огнестойких конструкций;

- средств доступа в различные отсеки, на палубы и т.п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей;

- системы вентиляции, включая центральное управление вентиляторами, с указанием расположения заслонок и самих вентиляторов, обслуживающих каждую зону;

- мест дистанционного закрытия трубопроводов топливных цистерн.

Вместо указанных планов эти сведения могут быть изложены в брошюре. Брошюру должно иметь каждое лицо командного состава судна, а один экземпляр брошюры находится в аварийной папке в рулевой рубке.

На судах заграничного плавания сведения, содержащиеся в планах и брошюре, должны быть приведены на русском и английском языках.

19. Второй комплект планов или брошюра должны постоянно храниться снаружи надстройки в брызгозащищенном пенале, окрашенном в красный цвет и обозначенном специальным знаком (абзац дополнен с 11 июня 2003 года приказом Минтранса России от 22 апреля 2003 года N 121 - см. предыдущую редакцию).

Место расположения пенала должно быть обозначено знаком размером 400 х 300 мм, нанесенным на переборку в виде красной рамки, в которой на белом фоне изображен силуэт горящего судна.

Пенал должен легко открываться (сниматься), быть легкодоступным для аварийно-спасательных, пожарных судов, береговых пожарных и располагаться в местах с хорошей освещенностью, где, по возможности, имеется аварийное освещение.

20. Типовой план пожаротушения для судов длиной более 25 м разрабатывает судовладелец.

Командный состав каждого указанного выше судна, основываясь на типовом плане, разрабатывает план пожаротушения применительно к особенностям своего судна, который утверждается капитаном судна.

21. Инструкции о порядке пользования установками пожаротушения должны быть вывешены в помещениях постов управления установками, копии их должны находиться в аварийной папке в рулевой рубке.

22. Противопожарные закрытия, трубопроводы систем пожаротушения, противопожарное снабжение и места его хранения должны иметь маркировку.

23. Все судовые помещения, аварийные выходы, противопожарные закрытия, системы пожаротушения, пожарной сигнализации, предметы противопожарного оборудования, дистанционные приводы остановки вентиляторов, топливных (масляных) насосов и сепараторов, быстрозапорных клапанов топливных и масляных систем, запорные устройства вентиляционных каналов закрепляются распоряжением капитана за членами экипажа (расписание по заведованиям), которые обязаны поддерживать противопожарный режим на закрепленных за ними объектах и проверять их исправность в установленные сроки.

24. Дверные замки всех помещений должны иметь по два комплекта ключей. Первый комплект хранится:

- от помещений станций пожаротушения, румпельного и запасных выходов - в специальных ящиках, размещенных у входов в эти помещения и непосредственно у запасных выходов;

- от помещений с материальными ценностями - у заведующих помещениями;

- от кают экипажа - у лиц, занимающих их;

- от кают пассажиров - на специальной доске в установленном помещении.

Второй комплект ключей от всех помещений, за исключением кают экипажа, хранится на специальной доске, размещенной в установленном капитаном помещении. Доска запирается на замок, опечатывается, ключ от нее вместе с ключом от помещения, где расположена доска, должен храниться у вахтенного начальника. Доска с ключами второго комплекта от кают экипажа размещается в каюте первого штурмана. Ключ от этой доски находится у первого штурмана или у вахтенного начальника.

25. Курение на судне разрешается только в установленных местах. Места для курения должны быть снабжены металлическими урнами с водой и иметь надписи "Место для курения", а в жилых и пассажирских помещениях - пепельницами.

26. Для предупреждения возникновения пожара на судах запрещается:

- хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, ветошь в сгораемой и открытой таре, а сырые и пропитанные маслом, бензином, керосином, лаками, растворителями, способные самовоспламеняться материалы - навалом, в тюках и связках; краски, лаки, растворители и другие легковоспламеняющиеся жидкости - вне малярных кладовых, а также совместно с паклей, ветошью и прочими волокнистыми материалами;

- хранить и сушить у отопительных и электробытовых приборов, паровых трубопроводов одежду, горючие предметы и материалы;

- устраивать под внутренними трапами кладовые для хранения горючих материалов;

- загромождать проходы, основные и запасные выходы, подходы к средствам пожаротушения, размещать и устанавливать в проходах дополнительное оборудование и инвентарь, а в период ремонта - рукава и трубопроводы для горючих газов, жидкостей и кислорода;

К огневым работам относятся производственные операции, связанные с применением открытого огня, искрообразованием или нагреванием деталей (элементов конструкций) до температур, способных вызвать воспламенение веществ, материалов и конструкций. На судах такие операциями являются: сварка, резка, пайка с использованием энергии электрической дуги, газового пламени и плазменной дуги, нагрев конструкций, оборудования и коммуникаций электронагревателями, паяльными лампами, газовыми и жидкостными горелками.

В период плавания экипажу судна или рабочей бригаде огневые работы разрешается выполнять в специальных помещениях, оборудованных согласно правилам Регистра и стандартам судостроения, или (кроме недегазированных наливных и комбинированных судов) на выносных сварочных постах, устроенных на открытой палубе и оборудованных по технической документации, согласованной инспекцией Регистра.

Аварийные огневые работы в судовых помещениях могут выполняться только в случаях крайней необходимости при получении специального разрешения капитана судна и после соответствующей подготовки места их производства.

На недегазированных наливных и комбинированных судах огневые работы разрешается проводить только в помещениях для электрогазосварочных работ.

К производству огневых работ допускаются лица, получившие разрешение капитана судна и имеющие квалификационное удостоверение на право их выполнения.

Форма разрешения на производство огневых работ приведена в Приложении 1.

На судах, стоящих у причалов, огневые работы должны выполняться силами береговых предприятий на основе договоров (контрактов) с судовладельцами на выполнение ремонта судов.

Огневые работы на судах, стоящих у причалов, находящихся в зоне ответственности капитанов портов и их ведении, огневые работы могут выполняться только после получения судоремонтным предприятием письменного разрешения капитана порта на их проведение в объеме, предусмотренном контрактом предприятия и судовладельца на выполнение ремонтных работ.

На судах, стоящих у причалов порта, в тех случаях, когда объем и характер ремонтных (в т.ч. огневых) работ не требует привлечения береговых судоремонтных предприятий, огневые работы могут выполняться силами экипажа под руководством старшего механика судна по наряду-допуску, утвержденному капитаном судна и согласованному представителем пожарной охраны, уполномоченным капитаном порта.

При определении места проведения огневых работ необходимо предусмотреть их перенос из опасных в пожарном отношении мест судна на берег в специально оборудованные для этих целей постоянные места (участки цехов, мастерских и открытые площадки, специальные судовые помещения для электрогазосварочных работ) или открытую палубу судна, где образованы выносные сварочные посты, оборудованные по технической документации, согласованной инспекцией Российского морского регистра судоходства и утвержденной в установленном порядке.

Все остальные места проведения огневых работ на судне относятся к категории временных и для реализации мер по обеспечению пожарной безопасности при организации их подготовки к проведению работ сопровождаются указанием расположения и ограничивающего пространства помещений (шпангоутов, переборок, палуб и др.) согласно схеме (плану) противопожарной защиты ремонтируемого судна.

На наливных судах (нефтеналивные, газовозы, химовозы, комбинированные суда при перевозке нефти наливом) огневые работы на временных местах допускается проводить только после зачистки и дегазации всех грузовых танков, трубопроводов, коффердамов, насосных и других помещений судна, связанных с обращением груза, и контроля и обеспечения безопасного состояния газовой среды в них.

Выполнение огневых работ на временных постах без оформления наряда-допуска допускается только в аварийных случаях по указанию капитана судна под руководством старшего механика или лица его заменяющего, с обязательной записью в судовом журнале, а при отсутствии судового экипажа - под руководством и наблюдением ответственного за подготовку и выполнение огневых работ, назначенного руководством судоремонтного предприятия. При этом должны быть выполнены все необходимые меры обеспечения безопасности.

Наблюдение. Основное круглосуточное наблюдение за судном осуществля­ется вахтенной службой. При стоянке в порту кроме лиц, задействованных в несе­нии вахт, дополнительно создается пожарная вахта, на которую возлагается:

- периодические обходы судна по определенным маршрутам (днем — не реже чем через 2 часа, ночью — не реже чем через 1 час) для своевременного обнаружения пожара или поступления в корпус воды;

- проверка соблюдения экипажем и другими лицами, находящимися на судне, пожарно-профилактического режима;

- проверка противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по судну.

Члены пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Они имеют право отдыхать, не раздеваясь, и только в установленном вахтенным помощником капитана помещении.

Первый, обнаруживший пожар (возгорание) или его признаки, обязан через ближайший извещатель или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и произвести ликвидацию или локализацию пожара подручными средствами до подхода аварийной партии.

Обращение с пожароопасными материалами. Для предупреждения воз­никновения пожара запрещается хранить:

- в открытом виде горюче-смазочные материалы;

- материалы навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченные маслом, керо­сином, лаками и растворителями, способные самовоспламеняться;

- свежевыкрашенную парусину в сложенном виде и в плохо вентилируемом по­мещении;

- загрязненные и сырые угольные мешки;

- краски, лаки и растворители в помещениях, где хранятся пакля, ветошь, об-стрижка и прочие волокнистые материалы;

- легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы не в специально пред­назначенных кладовых или местах;

- не годные для использования пиротехнические средства (срок хранения кото­рых истек, или они отказали в действии при их применении).

Использование электроприборов и открытого огня. Правила пожарной безопасности предусматривают как правила обращения с теми или иными горючи­ми материалами, так и с потенциальными источниками огня. Особое внимание уделяется использованию открытого огня и электроприборов. Запрещается:

• использовать нестационарные электронагревательные приборы (утюги, чайники и др.) в необорудованных помещениях;

• оставлять без наблюдения включенные электронагревательные приборы, элек­троинструменты и сварочное оборудование;

• пользоваться открытым огнем:

- в трюмах, грузовых и балластных танках и хранилищах всех видов легковос­пламеняющихся жидкостей, а также вблизи выхода воздуха из них;

- вблизи вскрываемых танков (цистерн) с горюче-смазочными материалами и в местах разборки топливного трубопровода;

- в аккумуляторных помещениях;

- в кладовых грузовых шлангов, фонарных, малярных, сухой провизии и т. п.;

- в плотницкой мастерской;

- вблизи шахт и головок вентиляции;

- в непосредственной близости от легковоспламеняющихся материалов;

- во всех помещениях с целью освещения;

- на расстоянии менее 10 метров от мест расположения баллонов с горючими газами;

- вблизи места вскрытия каких-либо частей двигателей внутреннего сгорания.

Курение. Курение на судне разрешается только в специально установленных приказом по судну местах. Обычно курение разрешено в жилых помещениях, ком­натах отдыха и на открытых палубах в кормовой части судна.

В местах для курения экипажа должны быть установлены металлические ур­ны с водой или пепельницы из несгораемого материала и нанесена маркировка «Место для курения». Курение в каютах без наличия пепельницы, а также лежа в койке или на диване запрещается. Выбрасывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается.

На танкерах курение и использование открытого огня на открытых палубах запрещено, что должно быть обозначено нанесением соответствующих надписей и символов.

Пути перемещения людей. Для обеспечения как борьбы с пожаром, так и эвакуации людей запрещается загромождать коридоры, выходы и трапы.

Все двери жилых помещений должны иметь исправные филенки аварийного выхода.

Проведение огневых работ. К огневым относятся работы, связанные с нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.

К огневым работам, проводимым на судах, относятся:

- газовая сварка и резка;

- нагрев деталей открытым огнем (паяльной лампой);

- механическая обработка металла с выделением искр.

При нахождении судна в море производство огне­вых работ допускается только с разрешения капитана, о чем делается запись в судовом журнале.

Ответственными за проведение работ с использо­ванием открытого огня являются:

- старший помощник капитана — при работах в гру­зовых трюмах, производственных цехах, жилых и слу­жебных помещениях, на открытых частях палуб и надстроек;

- главный (старший) механик — при работах в ма­шинно-котельном отделении, тоннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и других помещениях судомеханической службы.

К огневым работам допускаются специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную соответствующими удостоверениями. Ответ­ственный за производство работ перед их началом обя­зан:

- произвести инструктаж исполнителей и обеспечиваю­щих лиц;

- осмотреть помещения, где должны проводиться рабо­ты, и соседние с ними;

- привести в готовность к немедленному использованию противопожарные системы и оборудование данных по­мещений;

- обеспечить место проведения работ первичными средствами пожаротуше­ния;

- удалить все пожароопасные материалы в радиусе 5 м, а также закрыть все люки и горловины, кроме тех, через которые обеспечивается безопасность работ;

- обеспечить помещение и место работы надлежащей вентиляцией;

- проверить возможность немедленной герметизации помещения;

- проверить исправность аппаратуры для работы и одежду сварщиков;

- выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в сосед­них помещениях, вахтенных, предварительно проинструктировав их;

- доложить о готовности помещений к производству работ вахтенному по­мощнику капитана, осмотреть их с ним и получить от него разрешение на производство работ.

Вахтенный помощник после проверки готовности места к проведению огне­вых работ делает соответствующую запись в судовом журнале.

По окончании работ ответственный за их проведение обязан доложить вахтен­ному помощнику капитана, получить от него разрешение на передачу помещений лицам, в заведовании которых они находятся.

По окончании огневых работ вахтенный помощник обязан организовать в по­следующие 12 часов наблюдение за местом, где производились работы.

Во время стоянки судна в порту все вопросы, связанные с производством огне­вых работ, должны согласовываться со службой пожарной охраны порта с провер­кой места работы их представителем.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: