Прокуратура по надзору за учреждениями исполнения назначенных судом наказаний порядок формирования

Обновлено: 28.04.2024

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 января 2007 года N 19

Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Генпрокуратуры России от 16 января 2014 года N 6
____________________________________________________________________

Результаты проверок исполнения законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов свидетельствуют о наличии многочисленных нарушений требований законов, регламентирующих условия и порядок отбывания осужденными уголовных наказаний, а также содержание подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей в следственных изоляторах, несоблюдения их конституционных и иных гарантированных федеральным законодательством прав.

Несмотря на это, в ряде прокуратур субъектов Российской Федерации не уделяется должного внимания данному направлению надзора, работе по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, привлечению к ответственности виновных лиц.

В целях повышения эффективности и результативности надзора за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, руководствуясь ст.17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур рассматривать надзор за исполнением требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" как одну из составных частей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях.

Организовать работу так, чтобы при осуществлении надзора за исполнением законов прокуроры своевременно предупреждали, выявляли и пресекали нарушения законов в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях, других военных органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания.

Исходя из этого:

1.1. Прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах, военным прокурорам - на гауптвахтах, ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных.

Немедленно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.

1.2. При проверках в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях не оставлять без внимания факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрациями исправительных учреждений, следственных изоляторов, командованием и иными должностными лицами дисциплинарных воинских частей, других воинских частей и учреждений, сотрудниками отделов специального назначения физической силы, спецсредств и оружия; незаконного водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты дисциплинарных воинских частей; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения; воспрепятствования подозреваемым, обвиняемым и осужденным обжаловать в соответствии с законом действия и решения должностных лиц, нарушившие их права.

1.3. Добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом режима исполнения и отбывания наказания как основного условия исправления осужденных, имея в виду прежде всего изоляцию и раздельное содержание разных категорий осужденных, их личную безопасность, условия содержания.

Практиковать проведение проверок следственных изоляторов и исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей в нерабочее время, при производстве в них в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством обысков и досмотров с участием сотрудников отделов специального назначения.

Исходить из того, что предусмотренная УИК РФ обязанность осужденных трудиться неразрывно связана с обязанностью администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к общественно полезному труду в соответствии с нормами уголовно-исполнительного и трудового законодательства.

Проверять соответствие отчетных показателей вывода осужденных на работу фактическому положению дел, исключить привлечение их к неоплачиваемым работам сверх установленного законом времени.

Пресекать случаи предоставления подозреваемым, обвиняемым и осужденным не предусмотренных законом льгот.

В ходе проверок проводить личный прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

1.4. Назначить приказами прокуроров лиц, уполномоченных осуществлять надзор за оперативно-розыскной деятельностью в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Исходить из того, что предметом надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах и исправительных учреждениях является законность проводимых мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.

Проверять выполнение сотрудниками оперативных подразделений учреждений уголовно-исполнительной системы требований закона об обеспечении личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Добиваться исключения фактов осуществления оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

1.5. Обеспечить контроль за фактическим устранением вскрытых нарушений закона.

В полной мере использовать предоставленные полномочия для восстановления нарушенных прав граждан, наказания должностных лиц, виновных в нарушениях законов.

Не менее одного раза в полугодие обобщать состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний, а также содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей в следственных изоляторах, на гауптвахтах. Использовать результаты обобщений для совершенствования организации работы и повышения эффективности мер прокурорского реагирования.

1.6. В случаях возникновения в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях чрезвычайных происшествий руководителям прокуратур субъектов Российской Федерации, военных прокуратур округов незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях и на гауптвахтах, организовывать проведение проверки обстоятельств их смерти. По ее результатам принимать решения в порядке ст.144-145 УПК РФ.

1.7. Установить систематический надзор за соответствием действующему законодательству приказов, указаний, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрацией следственных изоляторов, учреждений, исполняющих наказания, а также территориальных органов уголовно-исполнительной системы, командирами дисциплинарных и других воинских частей, опротестовывать их в случае несоответствия закону.

1.8. Регулярно проверять исполнение требований закона при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое, конвоировании сотрудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержащихся под стражей.

1.9. Обеспечить надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний в виде исправительных работ, обязательных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также при контроле за условно осужденными и за соблюдением условий отсрочки осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей.

Не реже одного раза в квартал проверять исполнение законов в уголовно-исполнительных инспекциях, соответствующих службах органов внутренних дел, а также в органах и учреждениях, участвующих в исполнении наказаний и осуществлении иных мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы.

При проверках акцентировать внимание на соблюдении требований закона о постановке на учет; осуществлении контроля за выполнением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных на них судом обязанностей и запретов; на законности установления уголовно-исполнительной инспекцией обязанностей и запретов нарушителям порядка и условий отбывания наказания, а также наложения взысканий на осужденных; контроле исполнения требований приговора администрацией организаций и командованием воинских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; проведении воспитательной и профилактической работы; привлечении к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом.

1.10. Работу с жалобами и обращениями подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также иных лиц подчинить задачам охраны их прав и законных интересов, укрепления законности при исполнении уголовных наказаний.

По каждому обоснованному обращению принимать исчерпывающие меры, решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты.

По всем обращениям подозреваемых, обвиняемых и осужденных в Европейский суд по правам человека проводить тщательные проверки фактов нарушения их прав с обязательным документированием (в том числе в процессуальном порядке) результатов и принятием незамедлительных мер к устранению выявленных нарушений законов.

Не реже одного раза в полугодие проводить анализ обращений и принятых по ним мер. Его результаты использовать для совершенствования надзорной деятельности.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам не реже одного раза в квартал проводить проверки исполнения законов администрациями следственных изоляторов или исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей. Справки о результатах проверок с приложением актов прокурорского реагирования представлять в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру не позднее 10 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала, в котором проводилась проверка.

Обеспечить проведение подчиненными прокурорами проверок исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей не реже одного раза в месяц, а учреждений, расположенных в труднодоступных местностях, - не реже одного раза в квартал. Контролировать качество проводимых проверок, при необходимости их результаты обсуждать на оперативных совещаниях и коллегиях.

2.1. Направлять в 5-дневный срок со дня подписания в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру копии принесенных прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными прокурорами, их заместителями протестов и внесенных представлений об устранении нарушений закона при содержании подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственных изоляторах, на гауптвахтах, исполнении наказаний в виде лишения свободы, а также наказаний, не связанных с лишением свободы, с последующим информированием о полученных на них ответах.

Не реже одного раза в полугодие анализировать качество внесенных подчиненными прокурорами актов реагирования и результаты их рассмотрения.

2.2. Повысить требовательность к прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов администрациями исправительных учреждений, следственных изоляторов, командованием дисциплинарных воинских частей, строго взыскивая с них в случаях недобросовестного исполнения служебных обязанностей, низкой эффективности работы.

Исключить факты необоснованного и не вызванного необходимостью возложения на названных должностных лиц обязанностей осуществления надзора по другим направлениям.

2.3. Вопросы, связанные с обеспечением законности в следственных изоляторах, исправительных учреждениях, дисциплинарных воинских частях, на гауптвахтах и состоянием прокурорского надзора, обсуждать на коллегиях, оперативных и координационных совещаниях.

Для обеспечения гласности в работе прокуратур поддерживать деловые связи со средствами массовой информации; использовать возможности общественных организаций, занимающихся проблемами исполнения наказаний, для пропаганды правовых знаний, укрепления законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дисциплинарных воинских частях.

3. Управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний:

3.1. Систематически анализировать состояние надзора и законности при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей, вникать в организацию и содержание деятельности подконтрольных прокуратур, оказывать им практическую и методическую помощь, распространять положительный опыт работы.

3.2. Обеспечить надзор за исполнением законов Федеральной службой исполнения наказаний, добиваясь фактического устранения нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, создания подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам.

3.3. Осуществлять надзор за исполнением законов в федеральных государственных учреждениях - следственных изоляторах N 1 и 2 Федеральной службы исполнения наказаний. Проверки названных учреждений проводить не реже одного раза в месяц.

3.4. Во взаимодействии с Научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации обеспечить своевременную подготовку и направление на места необходимых документов информационно-методического и аналитического характера по вопросам осуществления надзора за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей.

4. Главной военной прокуратуре выработать четкую систему организации работы по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих, неуклонному исполнению требований настоящего Приказа.

5. Институту повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации систематически проводить обучение прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, отвечающего за организацию работы на указанном направлении деятельности, и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.

Генеральный прокурор
Российской Федерации,
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.Чайка

Несмотря на комплекс правовых, организационных и иных мер, направленных на реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста России и приведение условий содержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, в соответствие с международными стандартами, в исправительных учреждениях и следственных изоляторах продолжают иметь место грубые нарушения закона. Со стороны сотрудников этих учреждений нередки случаи грубости и произвола, недозволенных связей с осужденными. Не соответствуют установленным нормам материально-бытовое и санитарно-медицинское обеспечение.

Между тем во многих регионах надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей рассматривается как второстепенный, а за применением законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, - практически отсутствует. Прокурорское вмешательство пока не является эффективной гарантией соблюдения прав граждан, средством устранения нарушения законности, применения к виновным предусмотренных мер воздействия.

В целях обеспечения надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам, прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях рассматривать надзор за исполнением требований уголовно-исполнительного законодательства и Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" как важную составную часть общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы и содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях.

Организовать работу так, чтобы надзор своевременно выявлял, пресекал и предупреждал нарушения законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

1.1. При проверках в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях особое внимание обращать на законность содержания в этих учреждениях осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, командованием, иными должностными лицами дисциплинарных воинских частей, других воинских частей и учреждений, сотрудниками отделов специального назначения физической силы, спецсредств и оружия; водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения.

1.2. Добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом режима исполнения и отбывания наказания как основного условия исправления осужденных, имея в виду прежде всего изоляцию и раздельное содержание разных категорий осужденных, их личную безопасность, условия содержания, законность проведения обысков и досмотров.

Исходить из того, что предусмотренная УИК РФ обязанность осужденных трудиться неотрывно связана с обязанностью администрации исправительных учреждений организовать их трудоиспользование в соответствии с нормами уголовно-исполнительного и трудового законодательства.

Проверять соответствие отчетных показателей вывода осужденных на работу фактическому положению дел, пресекать случаи привлечения их к неоплачиваемым работам сверх установленного законом времени.

1.3. Обеспечить контроль за фактическим устранением вскрытых нарушений закона.

В полной мере использовать предоставленные полномочия для восстановления нарушенных прав граждан, наказания виновных в этом должностных лиц.

Не менее одного раза в полугодие обобщать состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний, а также содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. Использовать результаты обобщений для совершенствования организации работы и повышения действенности прокурорских мер.

1.4. Ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах.

Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно подвергнутых заключению под стражу, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.

1.5. Исходить из того, что предметом надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах является законность проводимых мероприятий по выявлению и предотвращению преступлений, их раскрытию, а также пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.

1.6. В случае возникновения в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях чрезвычайных происшествий руководителям прокуратур республик, краев, областей, военным прокурорам незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, гауптвахтах и дисциплинарных воинских частях, организовывать проведение прокурорской проверки обстоятельств их смерти с принятием по ее результатам процессуального решения.

1.7. Установить систематический надзор за соответствием действующему законодательству приказов, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, дисциплинарных воинских частей, командирами воинских частей, своевременно опротестовывать их в случае несоответствия закону.

1.8. Регулярно проверять соблюдение требований закона при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое, конвоировании сотрудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержащихся под стражей.

1.9. Обеспечить действенный надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, условного осуждения, а также осуществлении контроля за осужденными, отбывание наказания которым отсрочено.

Проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных инспекциях проводить ежеквартально. При проверках акцентировать внимание на соблюдении требований закона о постановке осужденных на учет, контроле за их поведением, применении мер воздействия к лицам, уклоняющимся от исполнения возложенных судом обязанностей, обязанностей и запретов, установленных уголовно-исполнительными инспекциями, нарушающим порядок и условия отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, а также на исполнении требований приговора администрацией организаций и командованием воинских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие.

1.10. Работу с жалобами и обращениями подозреваемых, обвиняемых и осужденных подчинить задачам укрепления законности при исполнении уголовных наказаний.

По каждому обоснованному обращению добиваться принятия исчерпывающих мер, решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты.

Обращения о наиболее серьезных нарушениях проверять с выездом на место.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, их заместителям, военным прокурорам регулярно участвовать в проверках соблюдения законности в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях.

2.1. Повысить требовательность к отраслевым прокурорским работникам и прокуратурам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, строго взыскивая с них в случаях недобросовестного исполнения служебных обязанностей, низкой эффективности работы.

Запретить возложение на названных должностных лиц обязанностей осуществления надзора по другим направлениям.

2.2. Вопросы, связанные с обеспечением законности в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях и состоянием прокурорского надзора обсуждать на коллегиях или оперативных совещаниях.

Для обеспечения гласности в работе прокуратур поддерживать деловые связи с общественными объединениями, занимающимися проблемами исполнения наказаний, использовать их возможности для пропаганды правовых знаний, укрепления законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

2.3. Копии протестов, а также представлении об устранении нарушений закона при содержании подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственных изоляторах, исполнении наказаний в виде лишения свободы, а также наказаний, не связанных с лишением свободы, в 5-дневный срок со дня подписания направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с последующим информированием о полученных на них ответах.

3. Управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с Главной военной прокуратурой:

3.1. Систематически анализировать состояние надзора и законности при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей, вникать в организацию и содержание деятельности подчиненных прокуратур, оказывать им практическую и методическую помощь, распространять опыт эффективной работы.

3.2. Наладить надзор за исполнением законов центральным органом уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, добиваясь фактического устранения нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, создания условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам.

3.3. Возложить на управление надзор за соблюдением законов в учреждении ИЗ-99/1 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и Следственном изоляторе Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Проверки названных учреждений проводить не реже одного раза в месяц.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В.В. и Главного военного прокурора Савенкова А.Н.

Считать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N 2 "Об организации надзора за соблюдением законов в учреждении ИЗ-48/4" и от 26 февраля 1997 г. N 8 "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах".

Генеральный прокурор Российской Федерации
действительный государственный советник юстиции

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 августа 2003 г. N 27 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах"

Текст приказа официально опубликован не был

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2007 г. N 19 настоящий приказ признан утратившим силу

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Комментарии к ст. 22 УИК РФ

Уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует и не может регламентировать деятельность органов прокуратуры. Поэтому комментируемая статья является отсылочной, т.е. адресующей к конкретному, точно указанному нормативному правовому акту. В данном случае - к Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 24.07.2007) .

СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878; N 47. Ст. 5620; 2000. N 2. Ст. 140; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5018, 5030; 2002. N 26. Ст. 2523; N 30. Ст. 3029; N 40. Ст. 3853; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 29. Ст. 2906; N 45. Ст. 4586; 2007. N 10. Ст. 1151; N 24. Ст. 2830; N 31. Ст. 4011.

Прокурорский надзор в соответствии со ст. ст. 2 и 11 указанного Закона является важной гарантией обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства и осуществляется Генеральной прокуратурой РФ, прокуратурами субъектов РФ, приравненными к ним военными и другими специализированными прокуратурами, прокуратурами городов и районов, другими территориальными, военными и иными специализированными прокуратурами.

Глава 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" четко очерчивает предмет деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест предварительного заключения под стражу: 1) законность нахождения лиц в местах принудительного содержания и применения принудительных мер медицинского характера, назначенных судом; 2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; 3) законность исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Для осуществления своих функций по надзору прокуроры обладают широкими полномочиями: с целью проведения проверок в любое время имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, и знакомиться с основаниями содержания лиц под стражей, осуждения либо применения принудительных мер медицинского характера; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права указанных лиц; проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации.

При обнаружении нарушений законности прокурор вправе требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях, отменять признанные им незаконными дисциплинарные взыскания, наложенные на осужденных, заключенных под стражу или помещенных в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением. До рассмотрения протеста прокурора действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.

Прокурор или его заместитель своим постановлением обязан немедленно освободить каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого предварительному заключению или помещенного в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Помимо полномочий, предоставляемых органам прокуратуры Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", уголовно-исполнительное законодательство наделяет их дополнительными правами, связанными с надзорной деятельностью. Так, Генеральный прокурор РФ согласовывает принятие таких значимых для исполнения наказаний нормативных правовых актов Минюста России, как Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний, Правила внутреннего распорядка исправительных центров (до настоящего времени не приняты). Главный военный прокурор согласовывает принятие Минобороны России Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

Участие прокурора как контролирующего органа в процессе исполнения наказаний, регламентируемое уголовно-исполнительным законодательством, сводится к трем основным функциям: 1) предварительное санкционирование (согласование) действий администрации или иных государственных органов; 2) последующее уведомление о ранее произведенных администрацией действиях; 3) обязательное личное присутствие.

Санкция (согласие) прокурора необходима в следующих случаях: для водворения в штрафной изолятор на срок до 30 суток осужденного к ограничению свободы, злостно уклоняющегося от отбывания наказания (ст. 58 УИК РФ); для оставления либо перевода осужденного в следственный изолятор при его привлечении к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве (ст. 77.1 УИК РФ); для введения в исправительных учреждениях или дисциплинарных воинских частях режима особых условий (ст. 85 УИК РФ, ст. 10 Положения о дисциплинарной воинской части); для задержания органами внутренних дел на срок не более 30 суток осужденного, которому был предоставлен выезд из исправительного учреждения, уклонившегося от возвращения в установленный срок (ст. 97 УИК РФ); для перевода осужденного, содержащегося в тюрьме, в одиночную камеру (ст. 131 УИК РФ); для оставления в воспитательных колониях осужденных, достигших возраста 18 лет (ст. 139 УИК); в целях использования учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (ст. 5.1 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания); для установления режимных требований в пределах границ территорий, прилегающих к учреждениям уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания).

Прокурор должен быть обязательно уведомлен: после обнаружения у осужденных военнослужащих, содержащихся в дисциплинарной воинской части, предметов и веществ, изъятых из оборота (ст. 159 УИК РФ); о ранении или смерти осужденных, заключенных и иных лиц вследствие применения администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств или оружия (ст. 28 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания); о применении администрацией водометов, бронемашин или огнестрельного оружия (ст. ст. 30, 31 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания).

Обязательное личное присутствие прокурора необходимо при: составлении акта об отказе осужденного к смертной казни от обращения с ходатайством о помиловании и удостоверении такого акта (ст. 184 УИК РФ); исполнении смертной казни (ст. 186 УИК РФ).

В связи с изменением уголовно-процессуального законодательства в целях улучшения состояния законности при осуществлении уголовного преследования и обеспечения неукоснительного соблюдения конституционных прав граждан, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. На всех стадиях уголовного судопроизводства обеспечить действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных.

1.2. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания, уделять особое внимание правовому и фактическому положению потерпевших. С целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.

1.3. Организовать исполнение требований закона и порядка применения к гражданам процессуальных мер принуждения.

1.4. При проверках законности задержания граждан по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторах временного содержания в каждом случае выяснять основания и мотивы такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых.

В случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения следствия организовывать проверку, а при наличии к тому оснований выносить мотивированное постановление и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.

Систематически проверять обоснованность содержания лиц в камерах административно-задержанных, пресекая случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях.

Практиковать проведение проверок мест содержания задержанных в вечернее и ночное время.

1.5. Ответственно подходить к вопросу о даче дознавателю согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; тщательно изучать все материалы, являющиеся основанием для направления в суд такого ходатайства; учитывать данные о личности, возрасте, семейном положении, а также другие существенные обстоятельства; решать вопрос положительно только в тех случаях, когда имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 108 УПК РФ, а применение иных мер пресечения невозможно.

При рассмотрении в ходе досудебного производства в судебных заседаниях вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей принципиально отстаивать избранную точку зрения, приводя четкие и убедительные аргументы.

1.6. Обеспечить участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении судом ходатайств следственных органов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении сроков содержания под стражей; принимать меры к изучению материалов, а в необходимых случаях - уголовных дел; при выявлении нарушений прав граждан занимать принципиальную позицию по устранению допущенных нарушений; ориентировать суд на принятие законного решения.

1.7. Прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах (военным прокурорам - на гауптвахтах) регулярно, в том числе в вечернее и ночное время, проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных. При выявлении лиц, содержащихся там без законных на то оснований, а также лиц, срок содержания под стражей которых истек, незамедлительно принимать меры к их освобождению. По каждому факту незаконного содержания граждан в следственном изоляторе проводить проверки, материалы которых при наличии оснований передавать в соответствующие следственные органы.

В случае обнаружения иных нарушений закона тщательно выявлять их причины и принимать меры к их устранению.

При подготовке и согласовании отчетов, содержащих данные о количестве заключенных под стражу, проводить сверки с отчетными данными подразделений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) о количестве лиц, освобожденных органами следствия, дознания и судом. В случае расхождения данных о количестве освобожденных из-под стражи лиц устанавливать причины этого, добиваться внесения достоверных сведений и мерами прокурорского реагирования - привлечения к ответственности лиц, допустивших сокрытие указанных фактов.

1.9. На всех стадиях досудебного производства особое внимание обращать на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту. При этом иметь в виду, что заявленный этими лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.

1.10. При получении сведений об оставлении без присмотра и помощи несовершеннолетних детей подозреваемых или обвиняемых, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, обеспечить выполнение следователями и дознавателями требований ст. 160 УПК РФ.

1.11. По результатам проверки постановления о прекращении уголовного дела и признании данного решения законным и обоснованным обращать внимание на неукоснительное соблюдение требований ст. 133 - 135 УПК РФ.

1.12. Назначать государственных обвинителей заблаговременно, чтобы они имели реальную возможность подготовиться к судебному разбирательству. Государственным обвинителям активно участвовать в исследовании представляемых доказательств. Всемерно способствовать принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения, соблюдению требований закона о разумном сроке уголовного судопроизводства. При формировании своей позиции относительно наказания руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости, учитывать характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, а также смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.

При существенном расхождении позиции государственного обвинителя с позицией, выраженной в обвинительном заключении или обвинительном акте, обвинительном постановлении, докладывать об этом прокурору, поручившему поддерживать государственное обвинение. Считать недопустимым любое давление на государственных обвинителей, принуждение их к отстаиванию выводов органов предварительного расследования, не подтвержденных исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

Отказ от обвинения возможен только после всестороннего исследования доказательств и должен быть мотивирован.

Учитывать, что апелляционные представления на незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения приносятся в установленные законом сроки.

Уделять особое внимание качеству и полноте апелляционных, кассационных и надзорных представлений, которые должны соответствовать требованиям закона и быть конкретными, ясными, мотивированными, основанными на материалах дела.

Обжаловать судебные решения при наличии обстоятельств, свидетельствующих о неправильном применении уголовного закона и (или) существенном нарушении уголовно-процессуального закона, повлекших значительные вредные последствия.

1.13. Систематически информировать общественность, в том числе через средства массовой информации, о мерах, принимаемых прокурорами по укреплению законности и усилению защиты конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

1.14. Организовать изучение материалов проверок и уголовных дел на предмет законности действий и процессуальных решений, а также полноты и достаточности принятых органами прокуратуры и органами предварительного расследования мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан, при наличии инициированной ими процедуры рассмотрения жалобы в Европейском Суде по правам человека.

В случае выявления нарушений принимать меры к их устранению.

Не реже одного раза в полугодие анализировать характер, причины и условия нарушений, явившихся основанием для обращения в Европейский Суд по правам человека, в рамках компетенции обеспечить своевременное их предупреждение и пресечение.

2. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, осуществляющим непосредственный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, в том числе управлениям в федеральных округах в пределах установленной компетенции, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур постоянно контролировать состояние соблюдения конституционных прав и свобод граждан в каждой стадии уголовного судопроизводства.

2.1. Совершенствовать формы делового взаимодействия подразделений, осуществляющих надзор за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, за законностью исполнения уголовных наказаний, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Организовать постоянный обмен информацией, необходимой для своевременного принятия мер реагирования.

2.2. По каждому случаю освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования в стадии следствия, дознания или судом либо постановки оправдательного приговора проверять материалы дела на предмет законности привлечения к уголовной ответственности. Не позднее 10-дневного срока составлять мотивированное заключение о законности принятых решений и мерах, которые необходимо принять.

Для обеспечения оперативного изучения правильности решения и достаточности мер реагирования копии заключений по делам областной подсудности по фактам освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования судом либо постановки оправдательного приговора представлять непосредственно в Главное уголовно-судебное управление, а в случае прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям и освобождения из-под стражи в процессе следствия - в Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью и управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму (в части принятых процессуальных решений органами предварительного расследования ФСБ России).

2.3. Комплексно, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, сопоставляя для этого данные органов прокуратуры (в том числе результаты проверок ИВС), внутренних дел и ФСИН России (в том числе о гражданах, поступивших с телесными повреждениями; об освобожденных из ИВС, следственных изоляторов и гауптвахт), судебного департамента, отчеты правоохранительных органов, сведения, поступающие от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и из правозащитных организаций, жалобы граждан, публикации в средствах массовой информации и пр.

Результаты обобщения использовать для совершенствования организации надзора, контроля исполнения, работы с кадрами и профессиональной учебы.

О результатах изучения состояния надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, в том числе о причинах постановления судами оправдательных приговоров и отказов государственных обвинителей от обвинения, ежегодно к 25 января и 25 июля информировать соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В соответствующих докладных записках о соблюдении конституционных прав граждан следует отражать информацию о состоянии надзорной деятельности в соответствии с положениями пункта 1 настоящего приказа.

2.4. Усилить организующую роль коллегий в укреплении законности при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов следствия, дознания и судебного рассмотрения уголовных дел. Регулярно заслушивать на заседаниях коллегии отчеты прокуроров по этим вопросам. Принять меры к повышению роли прокуроров в деле устранения выявленных нарушений закона.

2.5. Положение с соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве систематически рассматривать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, в ходе которых освещать выявленные прокуратурой нарушения, принципиально ставить вопрос об их устранении и недопущении впредь.

3. Главному уголовно-судебному управлению, Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, управлениям в федеральных округах и другим подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации контролировать положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, комплексно решать возникающие проблемы.

При выездах на места с проверками и оказании помощи в обязательном порядке знакомиться с организацией надзора на этом участке и проверять ход исполнения настоящего Приказа.

4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

5. Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность".

Считать утратившим силу Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 13 ноября 2000 г. N 141 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве".

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Задайте вопрос юристу:

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 16.01.2014 N 6 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ
УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ ПРИ СОДЕРЖАНИИ
ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ
В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ"

В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 N 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следующие изменения:

1) пункт 1.8 дополнить абзацем следующего содержания:

"В каждом случае выявления в пенитенциарных учреждениях и филиалах медико-санитарных частей ФСИН России длящихся, системных нарушений организовывать проверки исполнения требований закона о ведомственном контроле в территориальных органах уголовно-исполнительной системы и медико-санитарных частях ФСИН России.";

2) пункт 1.9 дополнить абзацами следующего содержания:

"В судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, участвовать прокурорам, осуществляющим надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. При их отсутствии или значительной удаленности от судов участие в судебных заседаниях принимать прокурорским работникам соответствующих территориальных прокуратур.

Иметь в виду, что организация работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах (в том числе и в случаях участия в судебных заседаниях территориальных прокуроров) возложена на прокуроров и подразделения, осуществляющие надзор за законностью исполнения уголовных наказаний.

В случаях участия в соответствующих судебных заседаниях работников территориальных прокуратур в целях выработки единой позиции учитывать информацию, представляемую специализированными прокурорами по результатам проведенных проверок.";

3) дополнить пунктом 1.9.1 следующего содержания:

"1.9.1. При осуществлении надзорной деятельности обращать особое внимание на вопросы применения условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождения от наказания в связи с болезнью, изменения вида исправительного учреждения осужденным за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, особо тяжких преступлений против личности и преступлений террористического характера.

Работу на данном направлении организовать таким образом, чтобы обеспечить своевременную проверку полноты и достоверности материалов, представляемых в суд администрациями пенитенциарных учреждений, свидетельствующих в том числе о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, имеющихся поощрениях и взысканиях, возмещении причиненного ущерба. Позицию о наличии оснований для заключения прокурора в суде о возможности удовлетворения соответствующего ходатайства или представления согласовывать с аппаратом прокуратуры субъекта Российской Федерации.

Информацию о всех случаях условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания, изменения вида исправительного учреждения на колонию-поселение осужденным за совершение указанных преступлений, а также внесенных в связи с этим при наличии оснований апелляционных представлениях направлять по итогам каждого месяца (до 15 числа следующего месяца) в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации.";

4) абзац первый пункта 1.12 после слов "осуществлении контроля за поведением условно осужденных" дополнить словами "и освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания";

5) абзац второй пункта 1.12 после слов "иных мер уголовно-правового характера" дополнить словами ", осуществлении контроля за поведением освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания";

6) абзац третий пункта 1.12 после слов "контроля за их поведением," дополнить словами "о постановке на учет освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания и контроле за их поведением,";

7) абзац четвертый пункта 1.12 после слов "наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества" дополнить словами ", а также осуществления контроля за поведением освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания и условно осужденных";

8) пункт 1.13 дополнить абзацем пятым следующего содержания:

"На основе анализа постановлений Европейского Суда по правам человека, которыми установлены нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, допущенные при содержании под стражей и исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, своевременно вносить необходимые коррективы в организацию прокурорского надзора, учитывая изложенные правовые позиции при проведении проверок и подготовке актов прокурорского реагирования.";

9) пункт 2.3 дополнить абзацем следующего содержания:

"В тех случаях, когда дислокация следственного изолятора, расположенного вне пределов административного центра субъекта Российской Федерации, совпадает с дислокацией специализированной прокуратуры, полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов в этом учреждении возлагать на специализированного либо территориального прокурора исходя из необходимости обеспечения наиболее эффективной организации прокурорского надзора.".

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего приказа внести соответствующие изменения в организационно-распорядительные документы, регламентирующие вопросы организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

3. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего вопросы деятельности управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ

Задайте вопрос юристу:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: