Признание страхового стажа судебная практика

Обновлено: 02.05.2024

с участием истца Журбенко С.А., представителя ответчика Атаманова Е.И.

21 ноября 2017 года

гражданское дело по иску Журбенко С.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) об оспаривании решения, установлении факта трудовых отношений, обязании включить периоды работы в трудовой стаж,

Журбенко С.А. обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) об оспаривании решения, установлении факта трудовых отношений, обязании включить периоды работы в трудовой стаж.

Заявленные требования мотивировал следующим:

Истец обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении страховой пенсии, предоставил все необходимые документы. При назначении пенсии ответчиком не был учтён период работы истца с 01.01.1998 г. по 17.06.1998 г. в КСП «Украина» Верхнеднепровского района Днепропетровской области, хотя указанный период работы указан в трудовой книжке истца.

В связи с этим истец просил суд установить факт работы с 01.01.1998 г. по 17.06.1998 г. в КСП «Украина»; признать незаконным решение ответчика об отказе в перерасчёте пенсии от 15.06.2017 г. и включить период работы истца в КСП «Украина» с 01.01.1998 г. по 17.06.1998 г. в общий трудовой стаж.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования. Суду пояснил, что в указанный период времени работал в КСП «Украина» в должности помощника комбайнёра. В его обязанности входила уборка урожая, ремонт и обслуживание комбайна. Истец работал полный рабочий день, а в период уборки урожая – не нормировано, с учётом погоды. В колхозе «Украина» решение о количестве трудодней, которые записывались членам колхоза, принималось на общем собрании в конце каждого года. Поскольку истец уволился из колхоза 17.06.1998 г., общее собрание на тот момент не собиралось, поэтому в его трудовой книжке не имеется записи об отработанном времени. На момент увольнения истец не знал, что такая запись необходима. В настоящее время подтвердить его работу в КСП «Украина» документально не представляется возможным. Включение указанного периода работы в его общий трудовой стаж повысит его индивидуальный пенсионный коэффициент. Отказ во включении указанного периода работы в общий трудовой стаж, по мнению истца, нарушает его право на пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика Атаманова Е.И., действующая на основании доверенности от **.**.**** заявленные исковые требования не признала.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим:

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 13 Федерального закона №400-ФЗ, при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого Приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. №958н, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; об индивидуальном пенсионном коэффициенте.

В соответствии с п.п. 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с абз.1 ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В соответствии с п.37 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. К заявлению гражданина об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний прилагаются: а) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия; б) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием и невозможность их восстановления; в) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом на основании свидетельских показаний.

Согласно п.38 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний по указанным причинам прилагается документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе не по вине работника и невозможность их получения. Продолжительность стажа, установленного на основании свидетельских показаний, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии.

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно

Бесплатная горячая линия круглосуточно

Согласно п.66 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.

Судом установлено, что Журбенко С.А. 08.06.2017 г. обратился в отдел ПФР в ж.р. Кедровка г. Кемерово с заявлением о включении в страховой стаж периода работы в колхозе «Украина» с 01.01.1998 г. по 17.06.1998 г.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) №460143/17 от 15.06.2017 г. в перерасчёте страховой пенсии Журбенко С.А. с учётом периода работы с 01.01.1998 г. по 17.06.1998 г. отказано, поскольку указанный период работы не подтверждён документально.

Как следует из представленной суду трудовой книжки истца (л.д.7-10), Журбенко С.А.13.05.1996 г. принят в члены колхоза «Украина» на должность водителя. 11.06.1996 г. переведён помощником комбайнёра в тракторную бригаду №2. С 15.10.1996 г. колхоз «Украина» переименован в КСП «Украина». 17.06.1998 г. Журбенко С.А. уволен по собственному желанию.

В соответствии с Основными положениями о ведении трудовых книжек колхозников, утверждёнными Постановлением Совета Министров СССР от 21.04.1975 г. №310, трудовая книжка колхозника является основным документом о трудовой деятельности члена колхоза. В трудовую книжку колхозника должны быть внесены не только сведения о колхознике, но и сведения о приёме его в члены колхоза, сведения о работе и трудовом участии в общественном хозяйстве, количество отработанных человекодней или трудодней.

В соответствии с п.п.10,11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, помимо записи в трудовой книжке колхозника, стаж работы в колхозе может быть подтверждён справками, выданными на основании книг лицевых счетов колхозников, расчётно-платёжных ведомостей или иных документов, содержащих сведения о фактически отработанном времени и трудоднях.

В трудовой книжке Журбенко С.А. содержатся сведения об отработанных трудоднях за 1996 и 1997 годы.

В связи с этим при назначении пенсии учтён период работы Журбенко С.А. в КСП «Украина» с 13.05.1996 г. по 31.12.1997 г.

За 1998 год сведений об отработанном времени трудовая книжка истца не содержит.

Таким образом, какие-либо допустимые доказательства, подтверждающие факт работы Журбенко С.А. в КСП «Украина» в период с 01.01.1998 по 17.06.1998 г., суду не представлены.

То обстоятельство, что в указанный период времени Журбенко С.А. работал в должности помощника комбайнёра в КСП «Украина» подтвердили допрошенные при рассмотрении дела свидетели СВИДЕТЕЛЬ 1 (супруга истца) и СВИДЕТЕЛЬ 2 (сын истца).

Однако пояснения свидетелей в данном случае не могут являться допустимыми доказательствами, подтверждающими факт работы истца.

Как следует из вышеназванной архивной справки, КУ «Верхнеднепровский районный трудовой архив» Верхнеднепровского районного совета располагает документами, содержащими сведения о трудовой деятельности и оплате труда работников КСП «Украина», то есть - архивные документы не утрачены и не уничтожены, однако при этом в имеющихся документах отсутствуют сведения о работе Журбенко С.А. в КСП «Украина» в какой-либо должности в период с 01.01.1998 г. по 17.06.1998 г.

При таких обстоятельствах подтверждение трудового стажа свидетельскими показаниями невозможно. Кроме того, допрошенные в судебном заседании свидетели являются родственниками Журбенко С.А., при этом они не работали в спорный период времени в КСП «Украина» (СВИДЕТЕЛЬ 1 работала секретарём Дмитровского сельского совета, СВИДЕТЕЛЬ 2 являлся учащимся средней школы), в связи с чем не располагают сведениями о работе и трудовом участии в общественном хозяйстве, количество отработанных человекодней или трудодней.

При этом наличие в трудовой книжке истца сведений о его увольнении 17.06.1998 г. не свидетельствует о том, что в период с 01.01.1998 г. по день увольнения Журбенко С.А. выходил на работу. С учётом этого, в соответствии с положениями п.66 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, календарные периоды, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчёта исключаются.

В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ стороны представляют суду доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований и возражений.

Поскольку истцом не представлено суду допустимых доказательств, подтверждающих наличие трудовых отношений истца в период с 01.01.1998 г. по 17.06.1998 г., суд считает заявленные требования об установлении факта работы не подлежащими удовлетворению.

С учётом изложенного суд считает решение Управления ПФР (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от 15.06.2017 г. об отказе в перерасчёте Журбенко С.А. страховой пенсии с учётом периода работы в КСП «Украина» с 01.01.1998 г. по 17.06.1998 г. законным и обоснованным, заявленные требования Журбенко С.А., не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования Журбенко С.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) об установлении факта работы Журбенко С.А. в период с 01.01.1998 г. по 17.06.1998 г. в КСП «Украина» Верхнеднепровского района Днепропетровской области, признании незаконным решения об отказе в перерасчёте пенсии от 15.06.2017 г. №460143/17; обязании включить периоды работы с 01.01.1998 г. по 17.06.1998 г. в КСП «Украина» в общий трудовой стаж, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.

Подборка наиболее важных документов по запросу Подтверждение трудового стажа в судебном порядке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Подтверждение трудового стажа в судебном порядке

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.09.2020 по делу N 33-12031/2020
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что осуществлял трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, без достаточных на то оснований не включены в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды осуществления им трудовой деятельности в качестве прораба в колхозе.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части. Вопреки доводам жалобы, с учетом установленных по делу обстоятельств, отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не может являться основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности истца в его трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета была подтверждена в судебном порядке с учетом представленных в материалы дела доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.09.2020 по делу N 33-12031/2020
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что осуществлял трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, без достаточных на то оснований не включены в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды осуществления им трудовой деятельности в качестве прораба в колхозе.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части. Вопреки доводам жалобы, с учетом установленных по делу обстоятельств, отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не может являться основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности истца в его трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета была подтверждена в судебном порядке с учетом представленных в материалы дела доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Подтверждение трудового стажа в судебном порядке

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Новые формы трудовых книжек и порядок их ведения
(Сухов А.Б.)
("Бухгалтер Крыма", 2021, N 7) Установление фактов, которые воспроизводятся в дубликате трудовой книжки, происходит на основании документов - этот принципиальный подход не изменился. Но теперь дополнительно установлено: если документы не сохранились, то стаж работы, в том числе установленный на основании свидетельских показаний, может быть подтвержден в судебном порядке.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Оформление дубликата пришедшей в негодность трудовой книжки
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 11) Если документы не сохранились, то стаж работы, в том числе установленный на основании свидетельских показаний, может быть подтвержден в судебном порядке.

Нормативные акты: Подтверждение трудового стажа в судебном порядке

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 9. Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Подборка наиболее важных документов по запросу Общий страховой стаж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Общий страховой стаж

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 13 "Порядок исчисления страхового стажа" Федерального закона "О страховых пенсиях" "Действующим законодательством не предусмотрена возможность суммирования льготного и общего страхового стажа. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке (статья 13 Федерального закона "О страховых пенсиях"), расчет льготного стажа производится по специальным правилам, в данном случае, в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 12 "Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж" Федерального закона "О страховых пенсиях" "Доводы кассационной жалобы Н. об исключении из общего страхового стаж периода учебы являются необоснованными, поскольку для определения права на пенсионное обеспечение период учебы ст. ст. 11 и 12 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрен."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Общий страховой стаж

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по кадровым вопросам. Порядок подсчета стажа Понятие "общий трудовой стаж" применялось для определения права на пенсию по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Каков размер пособия по беременности и родам в 2022 г.?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Если до ухода в декрет ваш общий страховой стаж составляет менее 6 месяцев, размер пособия не превысит МРОТ (МРОТ с учетом районных коэффициентов - в районах и местностях, в которых они применяются) за каждый календарный месяц отпуска (ч. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ; п. 21 Положения).

Нормативные акты: Общий страховой стаж

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ
(ред. от 08.03.2022)
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях");

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 01.05.2022)
"О страховых пенсиях" 2) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок подтверждения страхового стажа для назначения пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Порядок подтверждения страхового стажа для назначения пенсии

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 12 "Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж" Федерального закона "О страховых пенсиях" "Кроме того, судом первой инстанции не принято во внимание, что правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно ч. 2 которой при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 55 "Доказательства" ГПК РФ "Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости могут подтверждаться доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Порядок подтверждения страхового стажа для назначения пенсии

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Досрочное пенсионное обеспечение застрахованных лиц с семейными обязанностями
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2020, N 11) Страховой стаж и его исчисление. В целях досрочного пенсионного обеспечения страховой стаж определяется и подсчитывается по общим правилам, установленным для страховых пенсий, поэтому подробно на них останавливаться не будем . Периоду работы и периодам иной деятельности, в него включаемым, иным (не страховым) периодам, засчитываемым в страховой стаж, правилам подсчета и порядку его подтверждения посвящена гл. 3 (ст. ст. 11 - 14) Закона о страховых пенсиях . Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. При совпадении по времени страховых и иных периодов учитывается один из них по выбору претендента на пенсию.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) Правила подсчета, периоды, включаемые в страховой стаж, и порядок подтверждения страхового стажа закреплены в гл. 3 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. ст. 11 - 14). Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях, определена в Приложении 3 к комментируемому Закону.

Нормативные акты: Порядок подтверждения страхового стажа для назначения пенсии

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30
(ред. от 28.05.2019)
"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" 15. Рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Пунктом 11 Указания определено, что Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" дополнен статьей 133.1, предусматривающей возможность включения в специальный трудовой стаж по пунктам "а" и "б" статьи 12 данного закона периодов работы, дающих право на льготную пенсию до 1 января 1992 г. по ранее действовавшим спискам N 1 и 2. В этот стаж засчитывается только работа, дающая указанное право (абзац первый).

Периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются (абзац второй).

М., являющийся получателем трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания, ссылаясь на его несоответствие части 1 статьи 15, части 2 статьи 55 и пункту 2 раздела второго Конституции Российской Федерации. Свое требование с учетом дополнительных письменных объяснений мотивировал тем, что при назначении ему досрочно в 1993 г. трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не были включены в специальный трудовой стаж периоды учебы и службы в армии, что повлияло на срок назначения льготной пенсии и ее размер. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение ущемляет его права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, которое действовало на период выполнения соответствующих работ и позволяло засчитывать такие периоды в стаж. Кроме того, он считает, что оспариваемое нормативное положение не было официально опубликовано после принятия Конституции Российской Федерации, напечатано впервые в издании "Социальная защита", 1997, N 9, поэтому является незаконным и не подлежит применению.

Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и заинтересованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также нормативные правовые акты, принятые в целях его реализации и введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г., не предусматривали включение в специальный стаж периодов обучения и службы в армии. Оспариваемое в части Указание разъясняет применение соответствующих норм законодательства, не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не нарушает прав и законных интересов административного истца и соответствует законодательству Российской Федерации.

Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях пояснило, что государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации введена с 15 мая 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов", изданное до названной даты Указание не подлежало государственной регистрации.

Административный истец М. и его представитель Е., извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились в судебное заседание, просили рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации А., С. и представитель Пенсионного фонда Российской Федерации М. не признали административный иск.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. счел требование административного истца подлежащим удовлетворению.

Обсудив доводы административного истца, заслушав возражения представителей административного ответчика А., С., представителей заинтересованных лиц М., К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявленное требование подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В целях обеспечения социальной защиты нетрудоспособного населения и лиц, нуждающихся в социальной поддержке, постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 64 "Вопросы Министерства социальной защиты населения РСФСР" были определены функции Министерства социальной защиты населения РСФСР, к числу которых относилась организация пенсионного обеспечения граждан.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2005 г. по делу N ГКПИ05-825, которым была проверена законность пункта 1 Указания, установлено, что этот нормативный правовой акт был издан компетентным органом государственной власти и опубликован.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Следовательно, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учетом преюдициального значения указанного судебного решения.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (далее - Закон СССР от 14 июля 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з"); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт "к").

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший в период с 1 марта 1991 г. до 1 января 2002 г., закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.

Установленное абзацем вторым пункта 11 Указания предписание о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г., разъясняет положения утратившего силу закона и официально не отменено и, как следует из объяснений административного ответчика и выданной административному истцу органом Пенсионного фонда Российской Федерации справки от 3 марта 2015 г., применяется.

Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г. специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Доводы административного ответчика и Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что оспариваемое нормативное положение соответствует Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и поэтому не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не имеет правового значения, так как названный закон утратил юридическую силу.

В соответствии с правилами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый (полностью или в части) нормативный правовой акт проверяется на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то есть действующим на день рассмотрения административного дела.

Не имеют отношения к предмету проверки по настоящему делу и доводы о том, что невключение в специальный трудовой стаж периодов учебы и военной службы административного истца не повлияло на срок назначения ему льготной пенсии и ее размер, поскольку данные фактические обстоятельства относятся к содержанию конкретного правоприменительного решения органа пенсионного обеспечения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации абзац второй пункта 11 Указания подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такая дата не препятствует дальнейшей реализации административным истцом права на пенсионное обеспечение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления М. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку-ордеру от 15 апреля 2016 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

административное исковое заявление М. удовлетворить.

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пользу М. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: