Признание и правопреемство государств

Обновлено: 26.04.2024

4. Правопреемство государства в отношении международных договоров.

5. Правопреемство государства в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов.

6. Правопреемство в связи с прекращением существования СССР.

1. Признание в международном праве

Международно-правовое признание - это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные, основанные на международном праве, отношения.

В принципе, заявления об установлении дипломатических отношений является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявления об официальном признании.

В науке международного права для объявления роли и значения признания государств сформулированы следующие две теории признания.

Конститутивная теория признания. Ее сторонниками являются Л.Оппенгейм, Г.Лаутерпахт, Д.Анцилотги и др. Эта теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Это теория откровенно ставит права и обязанности вновь возникшего государства в зависимость от воли «старых» членов сообщества государств.

Декларативная теория признания. Этой теории придерживаются подавляющее большинство юристов-международников. Ее сущность заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права.

Новое государствоможет появиться в результате: а)социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б)образования государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимое государство; в)слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.

2. Формы и виды признания

Признание не создает нового субъекта международного права. Оно может быть полным, окончательным я официозным. Такой вид признания называется признанием de jure. Неокончательное признание именуется de fakto.

Признание ad hoc- это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.

Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем ( военные перевороты, гражданская война).

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник.

Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или разъединение государств, передача части территории другому государству.

Объектами правопреемства могут быть территория, международные договора, государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, членство в международных организациях.

Международно-правовое признание – это акт признающего государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права, с которым признающее государство считает необходимым установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Признание обычно выражается в том, что государства обращаются к первым лицам нового государства с заявлением о признании данного государства в качестве субъекта международного права и их желании установить с ними дипломатические и иные отношения в полном объеме. Вместе с тем следует отметить, что признание не создает нового субъекта международного права. Существуют три вида международно-правового признания.

Первый среди них - признание de jure,т.е. полное, юридическое, официальное признание, которое влечет за собой установление дипломатических отношений.

Второй вид признания - признание de facto, т.е. фактическое. Оно происходит тогда, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда признаваемое государство считает себя временным образованием.

Третий вид признания – признание ad hoс,т.е. временное или разовое признание, признание для данного случая, для определенной цели.

В науке международного права есть две теории международно-правового признания государств:конститутивная и декларативная. Сторонники конститутивной теории – Л. Оппенгейм, Г. Лаутерпахт, Д. Анцилотти, М. Бастид, Г. Кельзен и другие - считают, что если нет признания, нет и субъекта международного права. Эта теория отрицает тот факт, что государство еще до признания его субъектом международного права другими государствами имеет права и пользуется ими, а также выполняет свои международные обязательства, вытекающие из присущего ему суверенитета.

Сутьдекларативной теории, которой придерживается большинство юристов-международников, заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. Вновь возникшее государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважении суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Международное правопреемство – это переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения нового субъекта вместо старого. Правопреемство является одним из древнейших институтов международного права. Понятие полного правопреемства ввел голландский ученый Гуго Гроций. Его развил швейцарец Э. Ваттель, который отмечал, в частности, что государство-правопреемник обязано выплачивать долги, оставленные предшественником, другим государствам.

Науке международного права известны такие теории правопреемства государств, как универсальное правопреемство, частичное правопреемство, правопреемственность, неправопреемственность, tabula rasa, теория континуитета.

Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, переходящих к его правопреемнику.

Основное содержание частичного правопреемства сводится к тому, что государство-предшественник сохраняет такие договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранения суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией. Государство-преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении.

Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

Согласно теории неправопреемственности обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику. Что касается прав, то они переходят в руки лица, вставшего во главе государства.

В соответствии с теорией tabula rasa («чистой доски») новое государство не связано с международными договорами государства-предшественника.

По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе. Например, Россия в 1991 г. по договоренности с другими государствами – участниками СНГ провозгласила себя правопродолжателем СССР. При континуитете нет необходимости признания со стороны иностранного государства и международной организации в качестве субъекта международного права. Достаточно признания факта правопродолжателя государства-предшественника.

Основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Согласно первой Конвенции, новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющийся объектом правопреемства государств. Это требование не применяется, если из договора следует, что применение этого договора в отношении нового независимого государства было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия. Однако если участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников, то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника этого договора только при наличии этого согласия.

Делая уведомление о правопреемстве, новое независимое государство может, если это допускается договором, выразить свое согласие на обязательность для него лишь части договора или сделать выбор между различными его положениями. Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме.

Если объектом правопреемства государств является двусторонний договор, он считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, когда:

1) они явственно об этом договорились;

2) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.

В силу второй Конвенции переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику. Как правило, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации.

В случае передачи части территории другому государству переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. Если такого соглашения нет, то данный вопрос может быть решен двумя способами: 1) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику; 2) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику.

Говоря о долгах бывшего СССР, государства – участники СНГ договорились, что все долги бывшего Советского Союза возьмет на себя Российская Федерация. Тогда же была достигнута договоренность, что все долги иностранных государств бывшему Советскому Союзу будут выплачиваться только Российской Федерации. Имея в виду некредитоспособность многих должников бывшего СССР, думается, это было не самое лучшее решение для России. Тем не менее, все свои обязательства по выплате долгов другим государствам и коммерческим банкам Россия аккуратно выплачивает, нередко и досрочно, как это было, например, в 2006 году.

В указанной конвенции урегулированы и другие вопросы, связанные с переходом государственной собственности, государственных архивов, а также государственных долгов от государства-предшественника к государству-преемнику.

Правопреемство государств – переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Государство является единством трех элементов - населения территории и власти, однако только изменение территориального верховенства влечет за собой правопреемство, изменение власти

( смена формы правления или организации власти) или населения ( уменьшение или увеличение численности) правопреемства не влекут.

При правопреемстве права и обязанности государства предшественника переходят государству преемнику.

Правопреемство по принципу tabula rasa (лат. чистая доска) -отсутствие какого либо правопреемства – явление характерное для государств, освободившихся от колониального гнета.

Моментом правопреемства считается дата образования нового государства.

Правопреемство имеет место при

1. Объединении государств

2. Разделении государств

3. Отделения от государства части территории

4. Передачи части территория одного государств другому

5. Правопреемство государств может осуществляться в отношении

6. Международных договоров

7. Государственной собственности

8. Государственных архивов

9. Государственных долгов

10. Государственной территории, государственной границы

11. Членства в международных организациях

Международные договора по вопросам правопреемства.

Правовые нормы, регулирующие международные отношения по вопросам правопреемство носят характер норм обычного права или определяются соглашениями заинтересованных государств.

По вопросам правопреемства были приняты две конвенции:

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, 1978 г.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Однако, будучи принятыми, они так и не вступили в силу, т.к. к началу 1993 г не достигли минимально необходимого для вступления в силу ратификаций .

В связи с распадом СССР был заключен комплекс договоров по вопросу правопреемства между странами СНГ

«Минское соглашение 8. 12. 1990 г.»

Алма-атинская декларация стран СНГ 1991 г.

Соглашение о распределение всей собственности бывшего СССР за рубежом, 1992 г.

Основные моменты правопреемства государств в отношении международных договоров случаях разделения государств, отделения от государства части территории, объединения государств

Правопреемство не затрагивает договоров, устанавливающих границы и их режим, а также обязательства, относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного государства.

При отделении от государства его части ( разделении государства), если одна из его частей продолжает существовать как государство предшественник, то в его договорных отношениях не происходит изменений. Договоры, которые регулируют правоотношения, связанные с отошедшей территорией подлежа! пересмотру. .

Если же на новой территории возникает новое государство, то. в МП существует две позиции:

1. Новое государство не несет обязательств по договорам государства-предшественника

( принцип tabula гаsа ) - самая распространенная позиция;

2. Полное правопреемство нового государства в отношении договоров, регулирующих правоотношения территории вновь образованного государства ( п.1 ст.34 Конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров).

При объединении государств вес их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в части той территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в- момент правопреемства. Данное правило применимо как к объединению государств, при котором возникает новое государство ( например, Объединенная Арабская Республика 1958 г.), так и при присоединении одного государства к другому, с сохранением одним и государств прежней правосубьектности.

Однако при объединении ГДР с ФРГ возникла некоторая специфика правопреемств нового государства ФРГ в отношении договоров ГДР, связанная с различием социально-политических. систем государств. Они согласно договору об объединении Германии подлежали сохранению, пересмотру либо аннулированию. Договоры ФРГ сохранили свое действие на территорию бывшей ГДР. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственного долга.

Под государственной собственностью государства-предшественника понимается имущество, права и интересы.. которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства предшественника этому государству ( ст.8 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.)

В качестве общего правила переход права собственности осуществляется без какой либо компенсации, если стороны не договорились об ином ( ст. 11 ) "

При объединении государств вся собственность государств-предшественников переходит к новому государству.

При передаче части территории одного государства другому, и также при отделении от государства его части с образованием нового государства к государству-преемнику переходит

Вся недвижимая собственность;

Движимая собственность, неотделимая от собственности недвижимой ( подвижной состав железных дорог, автомобили и другие транспортные средства, оружие ).

Собственность государства-предшественника, находящаяся зарубежом переходит к государствам-преемникам территории «в справедливых долях» ( ст. 18), либо с возможностью компенсации.

Правопреемство государственных долгов

К государственным долгам согласно Венской конвенции отнесены любые финансовые обязательства государств--предшественников в отношении другого субъекта МП, возникшие в соответствии с МП. К государственным долгам не. относятся рачительные области финансовых обязательств государства, долги государства в отношении физических и юридических лиц как на территории государства, так и за рубежом.

Венская конвенция закрепила, что «правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредиторов» ( ст.36). Долг государства преемника переходит к государству, (вам) -предшественнику (кам ) в справедливой доле (долях).

В отношении нового независимого государства правопреемство в отношении государственного долга правопредшественник. отсутствует. В отношении нового независимого государства какое-либо правопреемство вообще невозможно, т.к. нельзя передать суверенные права не обладая ими. В данном случае объектом правопреемства является территория, а не права и обязанности.

Правопреемства государств в отношении членства, в международных организация невозможно. Новые государства вновь вступают в открытые международные организации. Что касается России, то ее членство в ООН ее тем, что Россия стала правопреемником СССР , а его продолжателем.

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В настоящее время нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г. – Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Поскольку указанные Конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях:

1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника;

2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии;

3) при разделении одного государства на несколько новых государств;

4) при объединении нескольких государств в одно государство;

5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства.

Существуют несколько объектов правопреемства:

- права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника;

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей; переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.

Согласно теории универсального правопреемства, получив­шей развитие в XVII—XIX вв. и проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника.

Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что при смене власти одного государства властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи с «чистого листа».

Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов.

Правопреемство в отношении международных договоров.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства. Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства.

Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если:

а) они явственно договорились об этом;

б) своим поведением они выразили такую договоренность.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении государства-преемника. Исключение cоставляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином.

Когда же часть территории государства отделяется и образует одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, действуют следующие правила:

а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного государства-преемника;

б) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника.

Правопреемство в отношении государственной собственности.

Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику.

Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику.

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе:

а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится;

б) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях;

в) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику;

г) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.

Правопреемство в отношении государственных долгов.

Венская конвенция 1983 г. под государственным долгом понимает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Конвенция устанавливает принцип, согласно которому правопреемство государств не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Поэтому когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству преемнику.

В остальных случаях, т.е. при передаче части территории государства, отделении части территории, разделении государства, возникновении нового независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник и государство-предшественник) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Причем подобное соглашение не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами и подрывать основ экономического благосостояния данного государства.

Если же соглашение отсутствует, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения государства-преемника. Когда преемник возникает в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии указанного соглашения никакой государственный долг государства-предшественника к новому государству не переходит. Когда же государство-преемник возникает в результате передачи, отделения части территории либо разделения государства, то государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие, виды и основные свойства субъектов международного права.

2. Государство как основной субъект международного права

3. Международная правосубъектность народов, борющихся за независимость.

4. Особенности правосубъектности международных организаций.

5. Институт международно-правового признания.

6. Особенности признания государств.

7. Институт правопреемства в международном праве.

8. Правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных долгов и архивов.

Не думал - не гадал, что "скандал" с особым мнением судьи Конституционного Суда России Константина Арановского выйдет за пределы совсем уж маргинальных околоюридических слоёв в духе "СССР до сих пор существует, поэтому России налоги платить не буду", ан нет: все комментируют, есть даже оскорбившиеся.

Понятно, что "для массового использования" существует миф о том, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (переименованная в 1992 году в Российскую Федерацию" является "единственным правопреемником" СССР, состоявшего из 15 республик, в которых у РСФСР в скором времени не было даже большинства населения, равно как "правопреемником" Российской Империи, Киевской Руси и прочих государственно-правовых образований, существовавших на этой территории. Иногда даже появляются мнения к правопреемству с Золотой Ордой, но это уже к психиатрам, как я считаю. А вот с СССР разберёмся поподробнее.

Правопреемством в юридической науке называют переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. Правопреемство может возникать в силу закона, договора или иных юридических оснований.

Практика в отношении правопреемства государств является крайне противоречивой и разнообразной. Основополагающими международно-правовыми документами в отношении правопреемства можно обозначить Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. Оба этих документа в отношении России в силу не вступили, но на них ссылаются как Европейский суд по правам человека, так и иные межгосударственные органы, в том числе органы СНГ при разделе СССР между союзными республиками.

Конвенции определяют четыре вида государств применительно к рассматриваемым правоотношениям: "государство-предшественник", "государство-преемник", "новое независимое государство" и "третье государство", более подробно можно уточнить в их текстах.

Одним из основных вопросов, для которых используются эти понятия, являются вопросы преемственности территории, гражданства, внешнеэкономических связей. По вопросам гражданства при разделении государств есть целый ряд международных актов - Резолюция N 55/153 Генеральной Ассамблеи ООН "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств", Конвенция Совета Европы о недопущении безгражданства в связи с правопреемством государств (CETS N 200), и т.д.

Теперь обратимся к Советскому Союзу. Первичным документом о разделе Союза ССР являются, на самом деле, не Беловежские соглашения, подписанные 8 декабря 1991 года, а подписанный четырьмя днями ранее в Москве между СССР и 8 бывшими союзными республиками Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. В соответствии с указанным договором СССР был указан как "государство-предшественник", а все 15 бывших союзных республик - как государства-преемники, а также разделены долги и имущество СССР в определённых процентах.

В дополнение к вышеуказанному Договору 13 марта 1992 года было подписано Соглашение о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, в соответствии с которым был создан Межгосударственный совет по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР во главе с Россией и Украиной, уполномоченным банком был назначен Внешэкономбанк.

20 марта 1992 года в Киеве было принято Решение Совета глав государств СНГ
"О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР", в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР. В его развитие 6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и актовов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики, а также, по мере развития двухсторонних связей России и других бывших республик СССР, двухсторонние соглашения между ними о реализации схемы "долги в обмен на имущество".

Также есть можнество других соглашений в рамках СНГ - от раздела инвентарного парка вагонов до морских судов. государственных архивов, культурных ценностей и активов Госбанка СССР. При этом в некоторых из них участвовали даже государства Прибалтики, ведь имущество при "разводе" делить как-то надо, Россия и Украина делили друг с другом Черноморский флот ещё несколько лет после раздела СССР, а всё это время на боевых кораблях поднимали флаги СССР и играл гимн давно уже не существующего государства.

Но это про экономику. С политикой всё несколько проще и сложнее одновременно. Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 г. N 11/Угп были уведомлены иностранные государства о том, что Российская Федерация является "государством-продолжателем Союза ССР" в отношении международных договоров СССР. Понятно, что в одностороннем порядке такие дела не делаются, но в течение последующих нескольких лет такая формулировка прослеживалась в целом ряде двусторонних договоров России с государствами, не входившими с состав СССР, особенно при ревизии международных договоров. При этом интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа "государством-продолжателем" СССР, а Словакия - "одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики". Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами. То есть, говоря внешнеполитически, "Россия - это и есть СССР".

Фактически, внешне так оно и было: послы СССР в иностранных государствах стали послами России (другие республики в посольства не пустили), все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России, фактически даже бывших советских граждан за рубежом СССР паспортизировали паспортами Российской Федерации (что привело к последующему выборочному пересмотру решений, так как законом России о гражданстве это предусмотрено не было). Представитель СССР при ООН с 1990 года Юлий Воронцов с 24 декабря 1991 года "явочным порядком" стал представителем России и пробыл на своём посту до 1994 года (операция "по смене таблички", как он потом скажет в одном из интервью). Вместе с тем, даже "смене таблички" предшествовало принятие Решения Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, в соответствии с которым Государства Содружества "поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", а "Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях."

Это, кстати, резко отличается от преемства дипломатических представительств Российской Империи и РСФСР: молодой советской республике пришлось назначать новых послов, а за старые здания посольств ещё долго бороться. При этом Украина и Беларусь вполне себе продолжили занимать представительства УССР и БССР при ООН, так же точно "поменяв таблички" на кабинетах и столах заседаний.

При этом термин "государство-продолжатель" явно не означает полной ответственности по долгам и обязательствам предшествующего государства (Постановление ЕСПЧ от 08.07.2004
"Дело "Илашку и другие (Ilascu and others) против Молдавии и Российской Федерации"), в каждом конкретном случае его надо рассматривать отдельно.

Что можно сказать по итогам:

- Является ли Россия государством-правопреемником СССР? Несомненно, равно как и Украина, Беларусь или Туркменистан, как бы они сейчас от этого ни открещивались: СССР является государством-предшественником в отношении всех республик, на которые он распался.

- Является ли государство-продолжатель "правопреемником № 1"? Не является: России пришлось индивидуально с остальными правопреемниками решать вопросы правопреемства по долгам и имуществу бывшего СССР.

- Должна ли Россия продолжать политику СССР на международной арене и во внутренних отношениях? Нет, потому что Россия - это самостоятельное независимое государство, действующее на основании Конституции, Декларации о государственном суверенитете и преследующее иные цели, чем СССР.

- Была ли возможность у России стать правопреемником не СССР, а Российской Империи или Золотой Орды? Конечно нет, ведь каждое правопреемство уникально и идёт по отношению к предшественнику, а не к древним государствам. Нельзя при универсальном правопреемстве взять "наследство" прадеда, не приняв при этом наследства отца.

- Что с того, что прошёл этот спор? А ничего, прошло уже почти 30 лет, в международном праве давно уже всё устаканилось, это просто ликбез такой был.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: