Приставы забирают детей у родителей

Обновлено: 25.04.2024

Расторгая брак между супругами, районный суд указал в решении, что их дочь (10 лет) остается жить с отцом.Как принудительно исполнить решение суда, если мать категорически отказывается отдать ребенка отцу и скрывает его у родственников и знакомых? Может ли судебный пристав-исполнитель прибегнуть в данной ситуации к содействию работников полиции?

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившее в законную силу судебное решение является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Порядок исполнения содержащихся в судебных актах требований об определении места жительства ребенка регламентирован в ст. 105 Закона № 229-ФЗ. Эта норма является общей для исполнения требований исполнительных документов неимущественного характера и предполагает совершение судебным приставом-исполнителем определенных действий. В частности, из ч. 1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ следует, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения (1), судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора (ст. 112 Закона № 229-ФЗ) и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. или административный арест на срок до пяти суток (ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ) (2). При этом уплата штрафа не освобождает родителя от обязанности совершить действия, предусмотренные решением суда и связанные с передачей ребенка взыскателю, с которым определено его место жительства.

Кроме того, Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ гл. 13 Закона № 229-ФЗ дополнена ст. 109.3, регламентирующей исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, в которой указано, что передача ребенка родителю осуществляются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок. При необходимости судебный пристав-исполнитель также привлекает к участию в исполнительном производстве представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов.

Валерий ГЛЕБОВ,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лариса АМИРОВА,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 22 за 2015 г.

Статья 109.3. Исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

1. Отобрание ребенка и его передача осуществляются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок. При необходимости судебный пристав-исполнитель также привлекает к участию в исполнительном производстве представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов.

2. По фактам отобрания и передачи ребенка судебным приставом-исполнителем составляется акт.

3. Исполнение требования исполнительного документа о порядке общения с ребенком включает в себя обеспечение судебным приставом-исполнителем беспрепятственного общения взыскателя с ребенком в соответствии с порядком, установленным судом.

4. При исполнении исполнительного документа, содержащего требование о порядке общения с ребенком, судебный пристав-исполнитель должен установить, что должник не препятствует общению взыскателя с ребенком. После установления данного факта судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона. В случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства отменяется по заявлению взыскателя старшим судебным приставом или его заместителем.

5. Положения настоящей статьи применяются к исполнению документов, содержащих требования о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель информирует центральный орган, назначенный в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, о ходе исполнительного производства путем направления копий постановлений, вынесенных в рамках исполнительного производства, не позднее дня, следующего за днем их вынесения.

МОСКВА, 7 мая. /ТАСС/. Правительство РФ поддержало законопроект, который дает право судебным приставам отбирать у должника ребенка для принудительного исполнения решения суда о возврате его одному из родителей и об определении места жительства с ним. Сейчас исполнить такие решения суда трудно из-за неоднозначности формулировок. Копия отзыва кабмина есть в распоряжении ТАСС.

"Правительство РФ поддерживает законопроект с учетом его доработки в соответствии с указанными замечаниями", - говорится в отзыве кабмина. Согласно пояснительной записке главы комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова, при рассмотрении спора между живущими раздельно родителями суды выносят решение об определении места жительства детей с одним из них, но исполнить это решение (если вторая сторона не исполняет его добровольно) в данный момент в РФ очень сложно.

"Так, если стороной не заявлены дополнительные требования о передаче (отобрании) ребенка, зачастую суды отказывают в выдаче исполнительного листа, а выданные исполнительные листы не исполняются приставами, которые требуют от взыскателя обращения в суд за разъяснением решения, реже приставы самостоятельно обращаются за разъяснением. В любом случае, при этом своевременность исполнительных действий утрачивается", - говорится в пояснительной записке.

Таким образом, подчеркивает Кутепов, порядок принудительного исполнения требований об определении места жительства и о возврате ребенка законодательством не предусмотрен, приставы сейчас могут принудительно исполнить лишь требования об отобрании или о передаче ребенка. С этим выводами сенатора согласны и в Федеральной службе исполнения наказаний РФ (копия официального ответа есть в распоряжении ТАСС).

Как указано в документе, подписанном главой ФССП России Дмитрием Аристовым, из-за отсутствия однообразия в правоприменительной практике судов в территориальные органы службы поступают исполнительные документы с формулировкой "об определении места жительства ребенка" без возложения на должника обязанности передать ребенка. Данная формулировка, уточняют в ФССП, не позволяет приставу однозначно определить порядок исполнения решения, как например, отобрать и передать ребенка тому родителю, с которым определено место жительства. Данную проблему и предполагается решить с помощью законопроекта Совфеда.

"Исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об определении места жительства ребенка, о возврате ребенка осуществляется путем отобрания ребенка у должника и его передачи взыскателю. Отобрание ребенка и его передача осуществляются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок", - говорится в тексте законопроекта.

Замечания кабмина

По мнению правительства РФ, вопросы об определении места жительства детей следует рассматривать одновременно с вопросом о возложении обязанности должника передать ребенка другому родителю, это должно быть урегулировано в гражданском процессуальном законодательстве. Кроме того, как говорится в отзыве, урегулирования также требует вопрос о неоднократном принудительном исполнении требований об определении места жительства ребенка, например, в случаях, если один из родителей удерживает его вопреки судебному решению.

"Кроме того, положения семейного законодательства о пресекательном сроке предъявления на принудительное исполнение указанных исполнительных документов необходимо привести в соответствие с законодательством об исполнительном производстве", - подчеркивают в отзыве.

По словам сенатора Кутепова, данный законопроект, скорее всего, не будет отдельно вноситься в Госдуму, а поступит в нижнюю палату парламента в качестве поправок ко второму чтению подобного законопроекта. Речь идет о принятом в феврале 2019 года в первом чтении законопроекте о так называемых детях раздора. Документ дает органам опеки полномочия временно поместить в спецучреждение ребенка, который незаконно удерживался одним из родителей, до его передачи по решению суда второму родителю - законному представителю.

"В силу того, что подобный законопроект давно находится в Госдуме, даже создана рабочая группа, мы считаем возможным присоединиться к этой рабочей группе и подготовить совместно поправки уже ко второму чтению с учетом замечаний правительства", - сказал Кутепов.

Исполнение документов, связанных с воспитанием детей, на практике всегда вызывает много сложностей. Исполнительное производство такого рода нередко связано с проявлением отрицательных эмоций как со стороны должника, так и со стороны взыскателя, попытками спровоцировать скандал и уклонится от исполнения. В такой ситуации при исполнении важно не только соблюсти требования закона, но и не нанести психологическую травму ребенку

Комментарий дает начальник отдела правового обеспечения Управления ФССП России по Республике Карелия Татьяна Ермолинская

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Указанная категория споров отнесена к спорам неимущественного характера. Порядок их исполнения определяется главой 13 ФЗ «Об исполнительном производстве».

К исполнительным документам, связанным с воспитанием детей, необходимо отнести документы, об отобрании и передаче детей, определяющие график встреч с ребенком, об устранении препятствий по общению с ребенком.

В соответствии со ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» после возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель устанавливает должнику срок для их добровольного исполнения.

При установлении невыполнения требований исполнительного документа в указанные сроки без уважительных причин судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и вновь устанавливает срок. В случае дальнейшего неисполнения к должнику применяются штрафные санкции.

Если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена, судебный пристав-исполнитель, в соответствии с п. 2 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», выносит постановление о возвращении исполнительного документа и оканчивает исполнительное производство.

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

При исполнении требований исполнительных документов, обязывающих передать ребенка, судебному приставу-исполнителю необходимо привлекать для участия в совершении исполнительных действий органы опеки и попечительства.

Например, при передаче ребенка присутствие их обязательно в силу п. 2 ст. 79 СК РФ. Согласно данной нормы, принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел.

Приведу пример из практики. На исполнении в службе судебных приставов находился исполнительный лист о передаче ребенка на воспитание отцу. Судебный пристав-исполнитель, не вручая должнику (мать ребенка) постановления о возбуждении исполнительного производства, выехала с бабушкой ребенка в детский сад и в присутствии воспитателя составила акт о передаче ребенка. Бабушка ребенка действовала на основании доверенности, в которой указывалось на право получения имущества по исполнительному производству. В последствии действия судебного пристава-исполнителя были признаны незаконными, т.к. при передаче ребенка не присутствовало лицо, которому необходимо было передать ребенка, и органы опеки и попечительства.

Считаю, что при исполнении решений суда в делах подобного рода личное участие (как родителя-взыскателя, так и родителя-должника) следует считать обязательным. Поэтому ни тот, ни другой не могут действовать через представителя.

Судебный пристав-исполнитель должен привлекать представителей органов опеки и попечительства для участия в исполнительных действиях по исполнительным производствам, связанным с интересами детей в любом случае, если ему это необходимо. Одной из задач по такого рода исполнительным производствам является соблюдение интересов самого ребенка. В связи с чем, необходимо создать условия, исключающие причинение несовершеннолетнему душевной и физической травмы в момент исполнения судебного решения. В связи с этим представители органов опеки и попечительства могут оказать помощь судебному приставу-исполнителю квалифицированным советом, рекомендациями, а также предотвратить действия антипедагогического характера со стороны любых участников исполнения.

МНЕНИЕ РЕБЕНКА

Для разрешения трудностей психологического и педагогического характера судебный пристав-исполнитель при исполнении указанной категории исполнительных документов вправе в соответствии со ст. 61 ФЗ «Об исполнительном производстве» по собственной инициативе или по просьбе сторон привлечь специалиста, обладающего необходимыми знаниями.

Мнение специалиста, например, необходимо в случае, если на исполнении у судебного пристава-исполнителя находится исполнительный документ, определяющий порядок общения ребенка с взыскателем, но сам ребенок отказывается от общения.

В соответствии со ст. 57 СК РФ ребенок имеет право на собственное мнение, а по достижении ребенком 10 лет, учет мнения ребенка обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Например, на исполнении у судебного пристава-исполнителя находился исполнительный документ, определяющий порядок общения одного из родителей (отца) с ребенком. Ребенку исполнилось 10 лет. Родители договорились, что отец будет приходить за ребенком, однако сын отказывался с ним общаться. В присутствии судебного пристава-исполнителя ребенок также не согласился идти к отцу, о чем был составлен акт. Для дачи заключения был назначен специалист, который после общения с ребенком подтвердил нежелание сына встречаться с отцом. После этого исполнительный лист был возвращен в суд в соответствии с п. 4 ст. 73 ФЗ «Об исполнительном производстве» ФЗ-119 от 21.07.1997.

В этой ситуации судебный пристав-исполнитель мог также обратиться в суд с заявлением о разъяснении порядка и способа исполнения решения суда.

ВРЕМЯ И МЕСТО

Еще одной особенностью по такого рода исполнительным производствам является то, что совершение исполнительных действий зачастую необходимо проводить в выходные дни. Суд, определяя порядок общения ребенка с взыскателем, как правило, указывает, что встречи должны происходить в выходной день.

Если должник не исполняет решение суда в добровольном порядке, судебный пристав-исполнитель имеет возможность наложить на него штраф, но иногда и удваивающиеся штрафные санкции не оказывают воздействие. В этом случае судебный пристав-исполнитель организует принудительное исполнение, т.е. каждый выходной день проводит встречи взыскателя с ребенком.

Проведение исполнительных действий в нерабочие дни производится судебным приставом-исполнителем с письменного разрешения старшего судебного пристава (ст. 35 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Немаловажное значение для успешного проведения исполнительных действий по указанным исполнительным документам является выбор места их проведения. С точки зрения соблюдения интересов ребенка при исполнении решения суда необходимо обеспечить спокойную обстановку.

Время создания/изменения документа: 16 октября 2012 15:39 / 16 октября 2012 15:44

Обеспечение прав детей в сфере исполнения федерального законодательства

Одной из особенностей исполнительного производства об отобрании ребенка или его передаче является то, что такая передача осуществляется с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок, на что указано в ч. 1 ст. 109.3 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федерального закона №229), регламентирующей порядок исполнения данной категории неимущественных требований исполнительных документов.

При необходимости к участию в исполнительном производстве могут быть привлечены представители органов внутренних дел, детский психолог, врач, педагог, переводчик и иные специалисты.

Это связано с тем, что в данном случае исполнительное производство касается защиты прав и интересов несовершеннолетних. Действия судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению должны исключать причинение несовершеннолетнему душевной и физической травмы.

Указанные исполнительные документы обязывают должника совершить определенные действия или не препятствовать совершению таких действий взыскателю, в связи с чем начальная стадия исполнительного производства по ним схожа с начальной стадией исполнительного производства по другим исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера.

Судебный пристав-исполнитель в порядке ст. 30 Федерального закона №229 об исполнительном производстве выносит постановление о возбуждении исполнительного производства и устанавливает должнику срок для добровольного исполнения (за исключением случаев немедленного исполнения требований исполнительного документа, о чем должно быть указано в исполнительном документе), а также предупреждает об ответственности за неисполнение требований исполнительного документа.

В случае неисполнения должником без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, то судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

23 июня 2020, 12:31

Особенности исполнительного производства об отобрании ребенка или его передаче

Одной из особенностей исполнительного производства об отобрании ребенка или его передаче является то, что такая передача осуществляется с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок, на что указано в ч. 1 ст. 109.3 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федерального закона №229), регламентирующей порядок исполнения данной категории неимущественных требований исполнительных документов.

При необходимости к участию в исполнительном производстве могут быть привлечены представители органов внутренних дел, детский психолог, врач, педагог, переводчик и иные специалисты.

Это связано с тем, что в данном случае исполнительное производство касается защиты прав и интересов несовершеннолетних. Действия судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению должны исключать причинение несовершеннолетнему душевной и физической травмы.

Указанные исполнительные документы обязывают должника совершить определенные действия или не препятствовать совершению таких действий взыскателю, в связи с чем начальная стадия исполнительного производства по ним схожа с начальной стадией исполнительного производства по другим исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера.

Судебный пристав-исполнитель в порядке ст. 30 Федерального закона №229 об исполнительном производстве выносит постановление о возбуждении исполнительного производства и устанавливает должнику срок для добровольного исполнения (за исключением случаев немедленного исполнения требований исполнительного документа, о чем должно быть указано в исполнительном документе), а также предупреждает об ответственности за неисполнение требований исполнительного документа.

В случае неисполнения должником без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, то судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: