Принципы вынесения судебного решения в пекинских правилах

Обновлено: 28.04.2024

14.1. Если дело несовершеннолетнего правонарушителя не было прекращено (согласно правилу 11), ею или им занимается компетентный орган власти (суд, трибунал, совет, комиссия и т.д.) в соответствии с принципами справедливого и беспристрастного суда.

14.2. Судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и осуществляться в атмосфере понимания, что позволит несовершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения.

Трудно дать определение компетентного органа или лица, в котором бы универсально описывался орган власти, выносящий судебное решение. Под компетентным органом власти подразумеваются и те лица, которые руководят судом или трибуналом (один судья или несколько членов), включая судей-профессионалов и лиц, не являющихся юристами, а также административные комиссии (например, в шотландской и скандинавской системах) или другие менее официальные органы общин и учреждения судебного характера, занимающиеся разрешением конфликтов.

Процедура обращения с несовершеннолетними правонарушителями должна в любом случае следовать минимальным стандартам, которые применимы почти повсеместно ко всем обвиняемым в соответствии с процедурой, известной как "надлежащая законная процедура". В соответствии с надлежащей процедурой, понятие "справедливый и беспристрастный суд" включает такие основные гарантии, как презумпция невиновности, представление и изучение доказательств, общеправовая защита, право на отказ давать показания, право на последнее слово во время слушания дела, право на апелляцию и т.д. (см. также правило 7.1).

15. Адвокат, родители и опекуны

15.1. В ходе всего судебного разбирательства несовершеннолетний имеет право быть представленным его или ее адвокатом или право на обращение за бесплатной правовой помощью, если предоставление такой помощи предусмотрено в этой стране законодательством.

15.2. Родители или опекун имеют право участвовать в судебном разбирательстве, и компетентный орган власти может потребовать их присутствия в интересах несовершеннолетнего. Однако компетентный орган власти может отказать им в таком участии, если имеются основания полагать, что это необходимо в интересах несовершеннолетнего.

В правиле 15.1 используется терминология, аналогичная терминологии правила 93 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Если положение об адвокате и бесплатной правовой помощи необходимо для обеспечения несовершеннолетнему правовой помощи, то право родителей или опекуна на участие, как указывается в правиле 15.2, следует рассматривать как оказание общей психологической и эмоциональной поддержки несовершеннолетнему, как функцию, которая должна выполняться в течение всего разбирательства.

Для компетентных органов власти, которые стремятся надлежащим образом рассмотреть дело, видимо было бы полезным, в частности, сотрудничество со стороны юридических представителей несовершеннолетнего (или какого-либо другого помощника, которому несовершеннолетний может верить и действительно верит). Это положение может утратить свое значение в том случае, когда присутствие родителей или опекунов при слушании дела оказывает отрицательное влияние, например, если они проявляют враждебное отношение к несовершеннолетнему; поэтому должна быть предусмотрена возможность отказа им в таком участии.

16. Доклады о результатах социального обследования

16.1. Во всех случаях, за исключением мелких правонарушений, до вынесения компетентным органом власти окончательного решения, предшествующего приговору, необходимо тщательно изучить окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, или обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, с тем чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения по делу.

Доклады о результатах социального обследования (социальные заключения или доклады до вынесения приговора) оказывают незаменимую помощь в большинстве случаев, связанных с судебным разбирательством дел несовершеннолетних. Компетентные органы должны знать о соответствующих фактах, касающихся несовершеннолетнего, например, о социальном и семейном окружении несовершеннолетнего, его учебе в школе, воспитании и т.д. Для этой цели в некоторых судебных системах используются специальные социальные службы или сотрудники, выполняющие эти функции для судов или комиссий. Эти функции могут выполняться другими сотрудниками, в том числе должностными лицами системы пробации. Поэтому в данном правиле указывается на необходимость соответствующих социальных служб для квалифицированной подготовки докладов о результатах социального обследования.

17. Руководящие принципы вынесения судебного
решения и выборы мер воздействия

17.1. При выборе мер воздействия компетентный орган должен руководствоваться следующими принципами:

а) меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;

b) решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума;

с) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия;

d) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором.

17.2. Ни за какое преступление, совершенное несовершеннолетним, смертный приговор не выносится.

17.3. Несовершеннолетние не подвергаются телесным наказаниям.

17.4. Компетентный орган власти должен иметь право в любой момент прекратить судебное разбирательство.

Главная трудность в разработке руководящих принципов для вынесения судебного решения в отношении молодых людей проистекает из неразрешенных противоречий философского характера между:

а) перевоспитанием и воздаянием по заслугам;

b) помощью и пресечением и наказанием;

с) мерой воздействия с учетом исключительных обстоятельств конкретного дела и мерой воздействия в интересах защиты общества в целом;

d) общим предупреждением и индивидуальным наказанием.

Противоречие между этими подходами четче проявляется в отношении дел несовершеннолетних, чем в отношении дел взрослых. В силу разнообразия причин и следствий, являющихся отличительной чертой дел несовершеннолетних, между этими альтернативами возникает сложная взаимозависимость.

Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних не предписывают применение какого-либо подхода, а скорее указывают на подход, в наибольшей степени отвечающий международно признанным принципам. Поэтому основные положения, изложенные в правиле 17.1, в частности в подпунктах а и с, следует воспринимать главным образом как практические руководящие принципы, которые должны служить общей отправной точкой; при учете их соответствующими органами (см. также правило 5) они могли бы в значительной степени способствовать обеспечению защиты основных прав несовершеннолетних правонарушителей, в особенности основных прав на развитие личности и образование.

В подпункте b правила 17.1 указывается, что подход, имеющий чисто карающий характер, является неприемлемым. Если в делах взрослых и также, возможно, в случае серьезных правонарушений несовершеннолетних заслуженное наказание и карающие санкции могут рассматриваться как в определенной степени обоснованные, то в делах несовершеннолетних над такими соображениями должны всегда преобладать интересы обеспечения благополучия и будущего молодых людей.

Согласуясь с резолюцией 8 шестого Конгресса Организации Объединенных Наций, подпункт b правила 17.1 способствует максимально широкому применению альтернатив заключению, учитывая необходимость удовлетворения конкретных потребностей молодежи. Поэтому следует полностью использовать весь диапазон существующих альтернативных мер и разрабатывать новые альтернативные меры с учетом требований безопасности общества. Максимально широко должна применяться система пробации путем вынесения условных приговоров, отсрочки и исполнения, постановлений советов и других видов решений.

Подпункт с правила 17.1 отвечает одному из руководящих принципов резолюции 4 шестого Конгресса, направленного на то, чтобы избегать заключения несовершеннолетних в тюрьму, за исключением тех случаев, когда нет другой соответствующей меры, которая обеспечивала бы безопасность общества.

Положение о запрещении смертной казни в правиле 17.2 отвечает статье 6.5 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Положение о запрещении телесных наказаний отвечает статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах и Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также Конвенции против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и проекту конвенции о правах ребенка.

Право на прекращение в любой момент судебного разбирательства (правило 17.4) является отличительной чертой, присущей практике обращения с несовершеннолетними правонарушителями в отличие от взрослых. В любое время компетентному органу власти могут стать известны обстоятельства, которые позволят считать полное прекращение вмешательства наилучшим решением по делу.

18. Различные меры воздействия

18.1. В целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения в исправительные учреждения компетентный орган власти должен располагать при разрешении дела широким комплексом мер воздействия. Такими мерами, которые могут осуществляться в сочетании друг с другом, являются:

а) постановления об опеке, руководстве и надзоре;

с) постановления о работе на благо общины;

d) финансовые наказания, компенсация и реституция;

е) постановления о принятии промежуточных и других мер;

f) постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях;

g) постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер;

h) другие соответствующие постановления.

18.2. Ни один несовершеннолетний не может быть изъят из-под надзора родителей, частично или полностью, если это не оправдано обстоятельствами ее или его дела.

В правиле 18.2 делается попытка перечислить некоторые важные меры воздействия и санкции, которые успешно применяются в различных правовых системах. В целом они перспективны и заслуживают применения и дальнейшего развития. В этом правиле не указываются какие-либо требования в отношении персонала, поскольку соответствующего персонала может не быть в некоторых регионах; в этих регионах можно разрабатывать и применять меры, для осуществления которых требуется меньше персонала.

Для примеров, указанных в правиле 18.1, общим является прежде всего, опора на общину как на инструмент эффективного осуществления альтернативных решений. Перевоспитание с привлечением общины представляет собой традиционную меру, которая заключает в себе многие аспекты. В связи с этим соответствующим властям следует поощрять предоставление общинами своих услуг.

В правиле 18.2 указывается на важную роль семьи, которая, в соответствии со статьей 10.1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, является "естественной и основной ячейкой общества". В рамках семьи родители имеют не только право, но и обязаны обеспечить уход и надзор за своими детьми. Поэтому в соответствии с правилом 18.2 разлучение детей и родителей является крайней мерой. К ней можно прибегать лишь в тех случаях, когда факты дела оправдывают этот серьезный шаг (например, жестокое обращение с детьми).

19. Минимальное использование мер, предусматривающих
заключение в исправительные учреждения

19.1. Помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимально необходимого срока.

Прогрессивная криминология выступает за предпочтительное использование мер, не предусматривающих содержания в исправительных учреждениях. Установлено, что в лучшем случае имеется незначительная разница в результатах, достигнутых посредством содержания в исправительных учреждениях по сравнению с результатами, достигнутыми без применения этой меры. Многочисленные неблагоприятные последствия для личности, которые, по-видимому, являются неизбежными при любом помещении в исправительное учреждение, совершенно очевидно не могут быть компенсированы исправительной работой. Это особенно справедливо в отношении несовершеннолетних, которые подвержены отрицательным влияниям. Кроме того, негативные последствия, связанные не только с лишением свободы, но и с изоляцией от общества, сказываются на несовершеннолетнем в большей степени, чем на взрослом, поскольку они затрагивают несовершеннолетнего на начальной стадии его развития.

Цель правила 19 заключается в ограничении содержания в исправительных учреждениях в двух отношениях: количественном ("крайняя мера") и временном ("минимального срока"). В правиле 19 отражен один из руководящих принципов резолюции 4 шестого Конгресса Организации Объединенных Наций: несовершеннолетний нарушитель не должен заключаться в тюрьму, за исключением тех случаев, когда не имеется других соответствующих мер. Поэтому в данном правиле содержится призыв к тому, чтобы в тех случаях, когда несовершеннолетний должен быть помещен в исправительное учреждение, лишение свободы должно быть ограничено минимально необходимым сроком и при этом должны быть осуществлены специальные организационные мероприятия по содержанию несовершеннолетнего и учтены различные типы правонарушений и учреждений. Фактически, предпочтение должно отдаваться "открытым" учреждениям перед "закрытыми". Кроме того, все учреждения должны быть исправительного или образовательного типа, а не тюремного.

20. Устранение ненужных задержек

20.1. Любое дело несовершеннолетнего с самого начала следует вести быстро, не допуская каких-либо ненужных задержек.

Быстрое осуществление официального судопроизводства по делам несовершеннолетних является первоочередной задачей. В противном случае все положительное, что могло бы быть достигнуто в ходе разбирательства и вынесения решения, может оказаться под угрозой. Со временем несовершеннолетнему будет все труднее, а иногда и невозможно логически и психологически увязать процедуру судебного разбирательства и вынесение решения с самим правонарушением.

21.1. Материалы дел несовершеннолетних правонарушителей должны храниться строго конфиденциально и не должны передаваться третьим лицам. Доступ к таким материалам должен быть ограничен кругом лиц, непосредственно занимающимся разбором данного дела, или других лиц, имеющих соответствующие полномочия.

21.2. Материалы дел несовершеннолетних правонарушителей не должны использоваться при разборе дел взрослых правонарушителей в последующих случаях, связанных с тем же правонарушителем.

В этом правиле делается попытка установить равновесие между конфликтующими интересами в связи с протоколами или материалами дел, а именно: интересами органов полиции, прокуратуры и других органов с целью совершенствования выполнения функций надзора и интересами несовершеннолетнего правонарушителя (см. также правило 8). Выражение "другие лица, имеющие соответствующие полномочия" обычно подразумевает, среди прочих лиц, исследователей.

22. Необходимость профессионализма и подготовки

22.1. Для обеспечения и поддержания необходимой профессиональной компетентности всего персонала, занимающегося делами несовершеннолетних, следует использовать профессиональную подготовку, обучение в процессе работы, курсы переподготовки и другие соответствующие виды обучения.

22.2. Персонал органов правосудия по делам несовершеннолетних должен подбираться с учетом различных категорий несовершеннолетних, которые вступают в контакт с системой правосудия по делам несовершеннолетних. Следует приложить усилия для обеспечения справедливого представительства женщин и национальных меньшинств в органах правосудия по делам несовершеннолетних.

Лица, в компетенцию которых входит принятие решений в отношении несовершеннолетних, могут иметь самую различную квалификацию (магистры в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и в регионах, находящихся под влиянием системы общего права; судьи, имеющие юридическое образование, в странах, использующих римское право, и в регионах, на которые распространяется их влияние; выборные или назначаемые лица, не являющиеся профессионалами-юристами, или юристы в других странах, члены общинных советов и т.д.). Все эти лица должны иметь минимальную подготовку в области права, социологии, психологии, криминологии и наук о поведении. Это требование имеет столь же важное значение, как и организационная специализация и независимость компетентного органа власти.

Вряд ли возможно требовать от работников социального сектора и должностных лиц системы пробации профессиональной специализации в качестве предварительного условия для передачи им любых функций в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Поэтому профессиональный инструктаж в ходе их работы является минимальной необходимой квалификацией.

Профессиональная квалификация является необходимым элементом для обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Поэтому необходимо улучшить набор, продвижение и профессиональную подготовку персонала и обеспечить его необходимыми средствами, которые позволяли бы ему соответствующим образом выполнять свои функции.

В целях достижения беспристрастности при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних следует избегать любой дискриминации на политической, социальной, половой, расовой, религиозной, культурной или любой другой основе в отношении отбора, назначения и продвижения персонала в системе правосудия по делам несовершеннолетних. Такова была рекомендация шестого Конгресса. Кроме того, шестой Конгресс призвал государства-члены обеспечить справедливое и равноправное положение женщин-сотрудников в системе уголовного правосудия и рекомендовал принять специальные меры для набора, подготовки и содействия продвижению женщин-сотрудников в системе правосудия в отношении несовершеннолетних.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В чем же состояли цели и содержание Пекинских правил и почему именно с ними связывается представление о новом этапе развития правосудия для несовершеннолетних?

Прежде всего в них впервые сформулированы общие социальноэкономические условия, которые оцениваются как благоприятные для развития несовершеннолетних и молодежи, к которым должны стремиться страны— члены международного сообщества.

Пекинские правила включают в эту систему и функционирующую ювенальную юстицию. И надо сказать, что это место весьма существенное. Такой подход необычен для международных документов, касающихся юстиции, что и повысило "уровень доверия" к Пекинским правилам. Как сказано в ст. 1.4 Пекинских правил, "правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе". В комментарии [69] [70] к данной статье подчеркивается, что в ст. 5 Пекинских правил раскрывается механизм действия и указываются специфические условия каждой страны, в которых функционирует правосудие и от которых могут зависеть формы применения конкретных статей, включенных в правила. "Эти формы будут неизбежно отличаться от форм,

84 UNO. General Assembly. A/RES/40/30.10 December 1985. Fourtieth Session. Agenda item 98. Resolution adopted by the General Assembly on the UN Standard Minimum Rules for the Juvenile Justice ("The Beijing Rules").

применяемых в других государствах" .

Поскольку Пекинские правила создавались на базе принципов Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международных пактов 1966 г. о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, постольку в них получили отражение общие принципы защиты прав человека, сформулированные в указанных основных международных документах.

Соответственно в Пекинских правилах существенное место заняли проблемы создания для молодежи и подростков достойных условий жизни и воспитания, что оценивается в качестве важнейшего средства ранней превенции преступности несовершеннолетних.

Вместе с тем в Пекинских правилах (комментарий) обращается внимание на то, что положения "специально сформулированы таким образом, чтобы они могли применяться в рамках различных правовых систем и в то же время устанавливать некоторые минимальные стандарты в обращении с несовершеннолетними правонарушителями при любом существующем определении понятия несовершеннолетнего и при любой системе обращения с несовершеннолетним правонарушителем".

Как уже отмечалось, Пекинские правила являются плодом труда большого числа ученых и практиков-юристов из многих стран мира. Подобный документ впервые вышел из стен ООН. Правила содержали основные положения юридической доктрины о несовершеннолетнем, о правонарушениях, совершенных им, о его уголовной и иной юридической ответственности, реакции государства на правонарушение в виде наказания и иных принудительных мер воздействия, наконец, об основных положениях концепции судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, оказавшегося в орбите уголовной юстиции.

Не имея возможности рассмотреть во всех деталях все нормы, имеющие международно-правовое значение, включенные в Пекинские правила, укажем на основные из них:

а) понятие несовершеннолетнего правонарушителя. Им считается тот, кто в рамках существующей правовой системы может быть привлечен к ответственности за правонарушение в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому; при этом подросток должен подозреваться в совершении правонарушения или, как установлено, совершил его (ст. 2.2);

б) понятие так называемого статусного преступления (правонарушения). Речь идет об ответственности за проступки, не наказуемые, если они совершены взрослыми, но наказуемые при совершении их несовершеннолетними (ст.

в) возраст уголовной ответственности. В ст. 4.1 Пекинских правил содержится рекомендация о том, чтобы нижний предел возраста уголовной ответственности не был на слишком низком возрастном уровне, "учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости". Характерен комментарий к этой рекомендации: если возрастной предел установлен на слишком низком уровне или вообще не установлен, понятие ответственности становится бессмысленным. "Поэтому, — как сказано в комментарии, — следует приложить усилия для установления разумного низшего возрастного предела, который мог бы применяться в международном масштабе";

г) цели правосудия в отношении несовершеннолетних. Они, согласно Пекинским правилам, состоят в обеспечении благополучия несовершеннолетнего и обеспечении того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами правонарушения (ст. 5.1). Вторая цель служит средством ограничения использования карательных санкций к несовершеннолетним;

д) объем дискреционных полномочий в делах о несовершеннолетних. Известно, что расширение объема дискреционных полномочий суда и других правоохранительных органов в отношении несовершеннолетних является характерной чертой всей системы правосудия для несовершеннолетних. Именно поэтому в ст. 6.1—6.3 Правил отмечаются особые потребности несовершеннолетних, учитываемые при осуществлении этих дискреционных полномочий, равно как важность контроля за дискреционными полномочиями и требования высокой квалификации и подготовки лиц, использующих эти полномочия. Два последних требования, очевидно, являются средством ограничения широкого и бесконтрольного использования в делах несовершеннолетних дискреционных полномочий. Таким образом в Правилах есть попытка преодолеть существующий в теории и практике правосудия для несовершеннолетних конфликт между расширением и сужением дискреционных судебных полномочий в делах несовершеннолетних;

е) обеспечение конфиденциальности в делах о несовершеннолетних оценивается в Пекинских правилах как гарантия "избежать причинения несовершеннолетнему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации" (ст.

8.1). В ст. 8.2 подчеркивается, что в принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя. Это правило, как известно, не является одинаковым для всех стран. Есть группа стран, где национальные законодательства предусматривают противоположный порядок — гласность лишь с небольшими оговорками и при судебном разбирательстве дел о несовершеннолетних. Именно такой порядок предусмотрен действующим уголовно-процессуальным законодательством России. В Пекинских же правилах делается попытка придать требованиям конфиденциальности универсальный характер, рассматривать его как обязательный общий принцип всего судебного процесса по делам несовершеннолетних. Это подтверждается не только общей декларацией ст. 8.1 и 8.2, но и запретом доступа "третьих лиц"

к материалам дел несовершеннолетних правонарушителей, использования этих материалов при рассмотрении дел взрослых правонарушителей (ст. 21.1 и 21.2).

Вторая часть Пекинских правил посвящена вопросам расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. Эта часть рассматриваемого международно-правового документа наиболее детализированная. В ней рассматриваются:

— задержание несовершеннолетних и все иные контакты судьи и других компетентных лиц с несовершеннолетними. Общие правила доктрины Habeas Corpus явно прослеживаются в требованиях ст. 10.1 — 10.3, получивших, как известно, отражение в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными, принятых на I конгрессе ООН по предупреждению преступности (Женева, 1955 г.);

— прекращение дела несовершеннолетнего в досудебной стадии. Пекинскими правилами (ст. 11.1) рекомендуется "при рассмотрении дел несовершеннолетних правонарушителей по возможности не прибегать к официальному разбору дела компетентным органом власти" (т. е. судом или компетентным административным органом). Вместо в тем любое прекращение дела несовершеннолетнего и передача его "общинным службам" требуют согласия несовершеннолетнего или/и его законных представителей.

Прекращение дела возможно на любом этапе принятия решения (ст.

Что важно и что, кстати, обсуждалось в специальной дискуссии на межрегиональном совещании экспертов в Пекине в мае 1984 г. при окончательной разработке Пекинских правил — это формулирование общего принципа, которому подчиняется движение дела несовершеннолетнего в сторону его прекращения. Суть его в добровольности согласия несовершеннолетнего на прекращение дела, передачу его так называемым службам общины (т.е. социальным службам, комиссиям и т.д.). В Правилах подчеркивается, что не должно быть никакого в этом давления на несовершеннолетнего, тем более его запугивания на всех уровнях прекращения дела, например, для того, чтобы избежать судебного процесса. Надо сказать, что вопрос о волеизъявлении несовершеннолетнего при решении вопроса о судьбе его дела, о передаче дела в другую юрисдикцию является сейчас в западном судебном процессе по делам несовершеннолетних одним из самых острых и дискуссионных. Именно он встает перед судом как при прекращении дела и передаче его в несудебную инстанцию, так и при передаче дела из юрисдикции суда для несовершеннолетних в соответствующую юрисдикцию общеуголовного суда. Выше отмечалась эта необычная для правосудия по делам несовершеннолетних тенденция. Пекинские правила отразили это генеральное направление развития уголовного процесса для несовершеннолетних. Видимо, правила ст. 11.1—11.4, рассмотренные выше, весьма перспективны именно в плане развития теории международного уголовного процесса по делам несовершеннолетних.

Наиболее существенными вопросами, отраженными в третьей части Пекинских правил ("Вынесение судебного решения и выбор мер воздействия"),

можно считать следующие:

— о компетентном властном органе, правомочном вынести решение по делу. К ним правилами отнесены суд (трибунал), совет, комиссия. Соответственно, когда речь идет о суде, имеется в виду, что правомочным вынести решение является и единоличный судья в пределах своей компетенции (ст. 14.1);

— о руководящих принципах вынесения судебного решения и выбора мер воздействия.

Речь идет о соразмерности меры воздействия не только с обстоятельствами дела и тяжестью правонарушения (общее правило применения наказания), но и с положением и потребностями самого несовершеннолетнего (индивидуализация ответственности и наказания), а также с потребностями общества (общая превенция) (п. "а" ст. 17.1); о запрете применения смертной казни и телесных наказаний к несовершеннолетнему; о сведении до минимума ограничения личной свободы несовершеннолетнего правонарушителя (ст. 17.1-в и 1-е).

Следует специально подчеркнуть, что именно эти проблемы были предметом очень бурной и длительной дискуссии на межрегиональном совещании экспертов по данной проблеме в Пекине. В ходе дискуссии были сформулированы общие подходы к оценке этих вопросов и было отмечено "неразрешимое противоречие философского характера" между перевоспитанием и воздаянием, между помощью и наказанием, между мерой воздействия с учетом конкретных обстоятельств дела и мерой воздействия в интересах защиты общества, между общей превенцией и индивидуальным наказанием.

Эксперты пришли к выводу, что эти противоречия можно считать спецификой реализации уголовного правосудия для несовершеннолетних, почему они всегда оказываются в числе основных трудностей правосудия для несовершеннолетних.

В заключение обратим внимание на традиционную для уголовной юстиции по делам несовершеннолетних ст. 18.1, где дается перечень мер воздействия, которые авторы Пекинских правил полагали возможным рекомендовать для их единообразного применения в странах—членах международного сообщества. В Пекинских правилах предлагается 8 групп мер, определяемых по их общим целям: руководство и надзор; пробация; компенсация и реституция; восстановление ущерба собственным трудом, работа на благо общины; групповая терапия; иные воспитательные меры. В комментарии к этой статье отмечается, что все эти меры успешно применяются в разных правовых системах. Характерно при этом общее указание ст. 18.1: перечень мер, включенных в нее, предлагается "компетентному органу власти" "в целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения в исправительные учреждения". В комментарии к этой статье подчеркивается, что речь в ней не идет о требованиях к персоналу, применяющему меру воздействия, ибо в некоторых регионах такого персонала может и не быть. Имеется в виду, что разветвленная система специальных служб применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних — это арсенал высокоразвитых в правовом отношении стран.

Поэтому реализация указанных мер происходит с опорой на общину как типичную и оправдавшую себя на практике форму применения мер воздействия к несовершеннолетним. В соответствии с этим, как сказано в комментарии, "соответствующим властям следует поощрять предоставление общинами своих услуг".

В развитие общего руководящего принципа вынесения судебного решения и выбора меры воздействия, а именно сведения до минимума ограничения личной свободы несовершеннолетнего в ст. 19.1 Пекинских правил формулируется следующее требование: "Помещение

несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимально необходимого срока". Отметим, что это правило является развитием резолюции VI конгресса ООН по предупреждению преступности, где говорилось, в каких случаях допустимо помещение несовершеннолетнего в тюрьму.

Применение Минимальных стандартных правил, касающихся правосудия для несовершеннолетних, вошло в так называемый Миланский план действий, принятый VII конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. План был утвержден Г енеральной Ассамблеей ООН (резолюции 40/33 от 29 ноября 1985 г., содержащая сами Пекинские правила, 40/35 от 29 декабря 1985 г. — о разработке стандартов для предупреждения преступности несовершеннолетних и 40/36 от 29 ноября 1985 г. — о насилии в семье).

Значение Пекинских правил для дальнейшего развития международных и национальных аспектов правосудия для несовершеннолетних было подчеркнуто уже в самих Правилах. Как было сказано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г., утвердившей Пекинские правила, Генеральная Ассамблея настоятельно призывает все соответствующие органы системы ООН, в частности региональные комиссии и специализированные учреждения, институты ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, другие межправительственные и неправительственные организации сотрудничать с Секретариатом и принимать необходимые меры по обеспечению в соответствующих областях их специальной компетенции согласованных постоянных действий с целью осуществления принципов, содержащихся в Пекинских правилах. Надо сказать, что не много найдется международных документов ООН, где проблемы несовершеннолетних и, главное, правосудия по делам детей, подростков и молодежи были бы представлены столь широко и комплексно и где бы оценка важности реализации международного документа была подчеркнута столь категорично.

Именно с конца 1985 г., после длительной работы значительного числа ученых и практиков в области уголовной юстиции, Пекинские правила получили "право на существование" и начали свой путь в рамках международного сообщества. На их реализацию возлагались тогда и продолжают возлагаться поныне большие надежды. В универсальности

международных правил усматривается большой резерв повышения эффективности всего правосудия для несовершеннолетних.

Подборка наиболее важных документов по запросу Пекинские правила 1985 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Пекинские правила 1985 года

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Несовершеннолетний как субъект преступления террористической направленности: международно-правовые аспекты
(Кантур Р.А.)
("Российский юридический журнал", 2019, N 2) Во-первых, они исходят из необходимости исправления и последующей ресоциализации и реинтеграции несовершеннолетнего преступника в общество (п. 4 ст. 14 Международного пакта 1966 г., ст. 29 Пекинских правил 1985 г., ст. 10 Эр-Риядских руководящих принципов 1990 г., п. 1 ст. 40 Конвенции о правах ребенка 1989 г., передовая практика 11 Невшательского меморандума 2016 г.).

Нормативные акты: Пекинские правила 1985 года

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" 2. При рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних судам наряду с соблюдением уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации надлежит учитывать положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985 г.), Миланского плана действий и Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.), Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов, 1990 г.). Также подлежат учету и другие официальные документы, например Рекомендации N Rec (2003) 20 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних.


В статье рассматривается закрепленное в Международных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах), требование устранения ненужных задержек при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. В качестве одного из вариантов реализации данного стандарта автором предлагается предоставление несовершеннолетним обвиняемым при их согласии с предъявленным обвинением права на рассмотрение уголовного дела в особом порядке принятия судебного решения.

Ключевые слова: Пекинские правила, особый порядок, международные стандарты, ускорение судопроизводства, несовершеннолетний подсудимый.

Интеграция России в международное сообщество предполагает приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами, в том числе в сфере защиты прав и обеспечения гарантий личности. Международные стандарты, на которые ориентируются не только отдельно взятые государства, но и мировое сообщество в целом, являются обобщенным представлением о правах и свободах человека и гражданина, выражением общих ценностей всего человечества в соответствии с современным состоянием права и юридической науки, а также развитием идеалов законности и гуманности [1, c.26], и органично вплетаются в представления российского общества о справедливом государстве.

Особого внимания среди них заслуживают созданные на базе принципов Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), которые были приняты в 1985 году на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Пекинские правила нацеливают государства-участники на «оказание максимального содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет до минимума необходимость вмешательства со стороны системы правосудия в отношении несовершеннолетних, и, в свою очередь, уменьшит ущерб, который может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще» [7].

Согласно Пекинским правилам правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних (п. 1.4). В связи с этим заслуживает внимания правило 20 «Устранение ненужных задержек», согласно которому любое дело несовершеннолетнего с самого начала следует вести быстро, не допуская каких-либо ненужных задержек, с целью минимизации негативного воздействия, которое претерпевает несовершеннолетнее лицо в ходе производства по уголовному делу. В качестве одного из вариантов реализации данного положения в отечественном уголовном процессе предлагается распространить на несовершеннолетних возможность рассмотрения уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

Если обратиться к УПК РФ, то можно проследить, что производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном частями второй и третьей УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК РФ (ч. 2 ст. 420 УПК РФ). В части третьей УПК РФ расположена глава 40, регулирующая особый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. Ни в главе 50, ни в других главах УПК РФ не содержится запрета применения особого порядка принятия судебного решения по ходатайству несовершеннолетнего обвиняемого.

Однако, разъясняя данное положение, Пленум Верховного Суда РФ указал, что закон не предусматривает применение особого порядка принятия судебного решения в отношении несовершеннолетнего обвиняемого [8]. Вывод о невозможности применения такого порядка к несовершеннолетним обвиняемым следует и из содержания п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2006 г. № 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства при рассмотрении уголовных дел».

Нечеткая законодательная позиция в решении данного вопроса привела к отсутствию единообразной судебной практики по применению особого порядка судебного разбирательства при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном суде РФ в 2019 г. дела в отношении 191 несовершеннолетнего рассматривались в особом порядке судебного разбирательства при согласии с предъявленным обвинением, еще в отношении 3 несовершеннолетних — в случаях досудебного соглашения о сотрудничестве [9].

В теории уголовного процесса также отсутствует единое мнение по указанному вопросу. Ряд авторов отстаивают позицию, что не стоит наделять несовершеннолетнего обвиняемого правом на заявление ходатайства о постановлении приговора без судебного разбирательства. Например, В. В. Горюнов утверждает, что «как досудебное, так и судебное производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних должно осуществляться с соблюдением всех гарантий их прав, что возможно лишь при проведении полномасштабного расследования и несовместимо с использованием упрощенных процедур» [2, c.42].

В вышеназванном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 1 февраля 2011 г. указано, что правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния (п.3), судебные процессы по делам о преступлениях несовершеннолетних должны иметь воспитательное значение, особое внимание следует уделять их профилактическому воздействию (п.44). При рассмотрении уголовного дела судом в особом порядке, по мнению Поповой Е. И., выполнение всего вышеуказанного невозможно, поскольку такой порядок подразумевает сокращенное судебное следствие [3, с.133].

Противоположного мнения придерживается В. В. Дьяконова, рассуждая о необходимости использования потенциала особого порядка судебного разбирательства [4, c.77]. Она отмечает, что в нарушение конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом, в силу запрета на рассмотрение уголовного дела в отношении несовершеннолетних в особом порядке, несовершеннолетние помимо ускоренного производства по уголовному делу лишены возможности существенно снизить возможную меру наказания (по его результатам подсудимому назначается наказание, не превышающее две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания). Соответственно, несовершеннолетние поставлены в неравное процессуальное положение по сравнению с совершеннолетним обвиняемым.

Следует отметить, что при рассмотрении уголовного дела в особом порядке по ходатайству несовершеннолетнего обвиняемого какие-либо нарушения его прав и законных интересов отсутствуют, поскольку ему в обязательном порядке предоставляется защитник (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ), обеспечивается участие законного представителя (ст. ст. 426, 428 УПК РФ), а при допросе — педагога или психолога (ст. ст. 191, 425 УПК РФ), имеется возможность освобождения от уголовной ответственности и наказания (ст. ст. 430–432 УПК РФ) и прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ). Требования ст. 421 УПК РФ об установлении таких дополнительных обстоятельств как условия жизни и воспитания, уровень психического развития несовершеннолетнего, влияние на него старших по возрасту лиц, а также воспитательная направленность уголовного процесса могут быть обеспечены и при рассмотрении уголовного дела в особом порядке.

Так, выявление влияния на несовершеннолетних старших по возрасту лиц является уточнением требования об установлении виновности лица, формы его вины и мотивов (п. 2 ч. 1 ст. 73 УПК РФ), остальные положения — конкретизацией общего требования об установлении обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК РФ) [5], которые могут быть исследованы в особом порядке судебного разбирательства (ч.5 ст.316 УПК РФ). Кроме того, в целях максимальной индивидуализации возможного наказания и эффективного воспитательного воздействия на несовершеннолетнего участники судебного разбирательства вправе задавать вопросы об обстоятельствах, характеризующих личность несовершеннолетнего.

Необходимо отметить, что, применяя упрощенные процедуры уголовного судопроизводства, не следует забывать о рационализации процесса и необходимости принятия справедливого решения, что на наш взгляд, невозможно при рассмотрении уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Это связано с тем, что правовые последствия более тяжких преступлений серьезнее, чем то негативное воздействие, которое может быть оказано на подростка вследствие более длительного и сложного судебного разбирательства, но при котором гарантии прав подсудимых будут обеспечены наиболее полно. Поэтому, на наш взгляд, в особом порядке принятия судебного решения могут быть рассмотрены только уголовные дела в отношении несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступления небольшой и средней тяжести.

В связи с этим в юридической литературе высказаны мнения о наделении правом на рассмотрение уголовного дела в особом порядке лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, но к окончанию ознакомления с материалами дела или к предварительному слушанию, когда оно является обязательным, достигших возраста 18 лет [6]. Однако, на наш взгляд, в связи с необходимостью ускорения судебного разбирательства, обеспечения принципов справедливости, равенства граждан перед законом и судом, целесообразно применить такой процессуальный институт как особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением ко всем несовершеннолетним, обвиняемым в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, что может стать одним из направлений уголовно-процессуальной политики в отношении несовершеннолетних.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, особый порядок, судебное разбирательство, особый порядок принятия, рассмотрение уголовного дела, судебное решение, отношение, Верховный Суд РФ, несовершеннолетний возраст, уголовное дело.


Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство России опирается на международные стандарты и общепризнанные принципы. Среди важнейших международных актов, касающихся производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, можно назвать следующие:

  1. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») [3];
  2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) (далее — Конвенция) [1];
  3. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы») [2].

Международные акты призваны гарантировать обеспечение минимальных гарантий при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, включая разумный срок производства, право на защиту, неразглашение данных о несовершеннолетнем, беспрепятственное расследование уголовного дела и его рассмотрение и др. Также значение международных актов состоит в том, что они в целом направляют политику государств той или иной области.

«Пекинские правила» закрепили понятие несовершеннолетнего в п. а ст. 2.2: Несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому.

Также «Пекинские правила» провозглашают, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе. Таким образом, каждое государство должно развивать свое законодательство, касающееся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, что будет направлено на поддержание правопорядка в стране.

С данным утверждением сложно не согласиться, преступность несовершеннолетних актуальная проблема для всех государств, в связи этим государство через свое законодательство, привлекая несовершеннолетних к уголовной ответственности, должно оказывать положительное влияние на их поведение, вызывать уважение к правосудию и правопорядку в стране.

В соответствии с Пекинскими правилами система правосудия в отношении несовершеннолетних должна «являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе» (правило 1.4 Пекинских правил). Основная цель социальной политики в отношении несовершеннолетних должна быть направлена на оказание максимального содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет до минимума необходимость вмешательства со стороны системы правосудия в отношении несовершеннолетних и уменьшит ущерб, который может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще [5].

«Пекинские правила» закрепляют такие принципы как беспристрастность, недискриминация, соразмерности мер воздействия на несовершеннолетнего, презумпция невиновности и др. при этом соразмерность мер воздействия на несовершеннолетнего закреплена как одна из целей отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (ст. 5). В Пекинских правилах закрепляются основные права несовершеннолетних, в т. ч. право на защиту, на присутствие законного представителя, право обжалования в апелляционную инстанцию. Запрещены применение телесных наказаний и смертной казни.

Также «Пекинские правила» предусматривают создание специальных подразделений в полиции, сотрудники которой должны пройти специальную подготовку, аналогом таких подразделений в Российской Федерации служат подразделения по делам несовершеннолетних, в компетенцию которых входит выявление административных правонарушений и их профилактика, выявление случаев безнадзорности и беспризорности.

С уверенностью можно сказать, что основные положения Пекинских правил соблюдены в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации. Так, например, закрепленные в ст. 14.1 принципы «справедливого и беспристрастного суда» включают такие гарантии как: презумпцию невиновности, представление и изучение доказательств, право на отказ давать показания, право на последнее слово во время слушания дела, право на апелляцию и т. д. Безусловно данные гарантии обеспечиваются в нашей стране.

Конвенция содержит положения общего характера, например, закреплено неотъемлемое право на жизнь ребенка, право на имя, право на свободу мысли, совести и религии, право на образование, право на отдых и досуг. Запрещены любые формы эксплуатации детей, причинение физических страданий и пытки.

В Конвенции также закреплен принцип недискриминации; право свободно выражать свое мнение, в связи с этим гарантируется предоставление возможности быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган (ст. 12). Конвенция так же, как и «Пекинские правила» предусматривает запрет назначения смертной казни в отношении несовершеннолетних, а также назначение пожизненного лишения свободы лицам, совершим преступления в возрасте до 18 лет (ст. 37).

Гарантируется лишенным свободы несовершеннолетним право на переписку и свидания со своей семьей, за исключением особых обстоятельств; право на незамедлительный доступ к правовой помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы.

Ст. 40 Конвенции закрепляет гарантии, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних: так же, как и в «Пекинских правилах» гарантируются презумпция невиновности, разумный срок, право на защиту, свобода от принуждения к признанию вины, право на апелляционное рассмотрение дела и др. При этом также гарантируется право на изучение показаний свидетелей обвинения самостоятельно или при помощи других лиц и бесплатная помощь переводчик.

В этой же статье содержится положение об установлении минимального возраста, по достижению которого может быть привлечен несовершеннолетний к уголовной ответственности. При этом в ст. 4.1 отмечено, что минимальный возраст должен быть установлен с учетом эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.

В целом можно сказать, что Конвенция и «Пекинские правила» дополняют друг друга, хотя и некоторые положения дублируются. При этом Конвенция содержит положения общего характера, а не только тех, которые касаются отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, «Пекинские правила» же обращены именно на регламентацию данного вопроса.

«Эр-Риядские руководящие принципы» направлены в отличие от Конвенции и «Пекинских правил» не на регламентацию общих положений, касающихся несовершеннолетних, в т. ч. закрепление основных прав и гарантий, а на предупреждение преступлений. При этом в «Эр-Риядских руководящих принципах» закреплено, что политика государства должна быть направлена на обеспечение возможностей для удовлетворения различных потребностей молодежи, в частности возможностей в области получения образования; должны разрабатываться специальные теории предупреждения преступности среди молодежи.

В руководящих принципах обозначены все основные направления организации профилактической работы. Определяются функции и задачи семьи, образовательных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, государственных органов, законодательной и исполнительной власти [4, с. 153].

Важным является также положение о том, что необходимо учитывать, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста (п. е ст. 5). Это положение тесно взаимосвязано со всей системой отправления правосудия в отношении несовершеннолетних: учет возрастных, психических и умственных особенностей несовершеннолетних.

В качестве основы профилактики совершения преступлений несовершеннолетними должны быть приняты различные государственные программы и стратегии, созданы специализированные органы для работы с несовершеннолетними, подготовлен персонал с соответствующей профессиональной подготовкой. При этом также закрепляется необходимость участия самой молодежи в профилактике.

В «Эр-Риядских руководящих принципах» обращено внимание на то, что предупреждение преступлений должно происходить через все институты общества, а особенно через семью, общину, лиц аналогичной возрастной группы, школу, профессионально-техническую подготовку, трудовую деятельность, а также через добровольные организации (ст. 10).

Большое внимание уделяется семье: признается приоритетным воспитание в благополучной и стабильной семье, а иным семьям государство должно оказывать необходимую поддержку. Значение также придается информационному просвещению, т. е. необходимости создания программ для обеспечения семьям возможности получать информацию о роли и обязанностях родителей в отношении развития ребенка и ухода за ним, с целью формирования позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.

Положения об образовании касаются гарантированности доступа всей молодежи к нему, приобщения к духовным ценностям, признанным в обществе, содействия развитию личности и таланта, недопущение психологического давления, особого внимания к лицам группы риска.

Правительства и община должны также оказывать содействие при взрослении несовершеннолетних: оказывать финансовую помощь и организовывать досуг детям, находящимся в опасном положении, соответственно.

Средства массовой информации должны сводить к минимуму показ информации, которая может неблагоприятно повлиять на несовершеннолетних, при этом должен быть гарантирован доступ несовершеннолетних международным и различным национальным источникам информации.

В положениях, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, закреплен запрет применения грубого или унижающего достоинство наказаний в семье, школе или в других учреждениях. Рекомендуется принимать соответствующие специальные законы и создавать процедуры для содействия осуществлению и защите прав и благополучия несовершеннолетних.

Отдельно отмечено, что государствам следует разработать законодательство, ограничивающее и контролирующее доступ детей и молодежи ко всем видам оружия, и обеспечить соблюдение такого законодательства (ст. 55).

Можно сделать вывод, что данные «Эр-Риядские руководящие принципы» носят обобщающий характер, большое внимание уделяется различным институтам общества, при этом уделяется внимание защите несовершеннолетних от отрицательно влияющей информации, в т. ч. о злоупотреблении несовершеннолетними наркотических средств и алкогольной продукции.

В целом нужно отметить, что международные акты оказали существенное влияние на уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, на их основе в нашей стране закреплены и гарантируются основные принципы уголовного судопроизводства, такие как: принцип недискриминации, презумпция невиновности, запрет применения пыток и унижающего человеческое достоинство обращения, а также принцип уважения чести и достоинства личности, принцип справедливости и другие.

1. Конвенция о правах ребенка — принята резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 44/25 от 20.11.1989 г. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР от 07.11.1990 г. № 45. Ст. 955.

2. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы») — приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 г.

3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») — приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. // «Советская юстиция», 1991 г. № № 12–14.

4. Лелеков В. А. Ювенальная криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. А. Лелеков, Е. В. Кошелева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 311 с.

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, правило, Конвенция, презумпция невиновности, касающееся отправление правосудия, положение, принцип, Российская Федерация, всестороннее обеспечение, массовая информация.

Похожие статьи

Соотношение презумпции невиновности, изложенной.

При реализации принципа презумпции невиновности существуют проблемы теоретического и практического значения, как в международном праве, так и в национальном. В данной статье рассмотрена одна из главных теоретических проблем презумпции невиновности.

Международные стандарты правосудия по делам.

Базовые принципы правосудия в отношении несовершеннолетних закреплены в Конвенции о правах ребенка 1989 г. [1], Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Понятие международных принципов в уголовном судопроизводстве

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем

Принципы, закрепленные в Конституции РФ и применяемые в уголовном судопроизводстве

В силу п. 1 статьи 46 Конвенции эти постановления в отношении Российской Федерации.

Неотъемлемость презумпции невиновности в современном.

Принцип презумпции невиновности, вместе с многочисленными

В России впервые принцип презумпции невиновности был сформулирован А. Н. Радищевым, а затем идею

Правовые презумпции, взаимодействуя с иными положениями права и процесса, влияют не только на.

Презумпция невиновности в уголовном процессе

В современном законодательстве Российской Федерации принцип презумпции невиновности основывается в числе других принципов уголовно-правового судопроизводства на Конституции РФ и “Декларации прав и свобод человека и гражданина”.

Развитие принципа презумпции невиновности в советский.

Статья посвящена анализу правовых аспектов, применения презумпции невиновности в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации и СССР. В уголовно-процессуальном праве присутствует множество проблем и пробелов.

Допустимые условия ограничения свободы массовой.

Общие условия ограничения свободы информации (свободы массовой информации).

Принцип соразмерности можно считать ключевым для определения допустимости ограничений.

Развивая вопрос отправления правосудия, стоит напомнить о проблеме.

Досудебное соглашение о сотрудничестве и принцип презумпции.

Принцип презумпции невиновности существовал не всегда.

Поэтому ключевым положением презумпции невиновности является факт признания лица виновным

Завершая анализ особенностей реализации принципа презумпции невиновности при применении норм.

Презумпция невиновности в современном праве: подходы.

Ключевые слова: презумпция невиновности; российское право; принципы уголовного

Далее, некоторые авторы считают, что презумпция — это такое положение закона, которое

− презумпция невиновности действует только в отношении подозреваемого или обвиняемого

К вопросу о международных обязательствах РФ по созданию.

Помимо Конвенции ООН о правах ребенка Российская Федерация в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних должна учитывать Минимальные Стандартные Правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: