Принципы правовой коммуникации с органами государственной власти кратко

Обновлено: 25.04.2024

Верховенство в системе нормативно-правового регулирования принадлежит Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее РФ, в соответствии с которой действует вся правовая система государства.

Принципы деятельности органов государственной власти

Первостепенным принципом является приоритет прав и свобод человека и гражданина. Соответственно Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее , человек, его права и свободы – высшая ценность, именно по этой причине государственная власть ограничена, Конституция обязывает ее признавать, соблюдать и защищать указанные права, допускает их ограничение только временно и в особых исключительных случаях. Обеспечение рассматриваемой конституционной нормы включено в функции абсолютно всех органов.

Вся совокупность деятельности органов государственной власти и соответствующих должностных лиц подчиняется обеспечению указанных прав и свобод. В случае несоблюдения данного принципа применяется судебный конституционный контроль и судебная защита. В суде могут обжаловаться решения и действия (бездействие) различных органов и лиц, к которым относятся: органы государственной власти, различные общественные объединения, должностные лица и государственные служащие.

Готовые работы на аналогичную тему

Принцип народовластия выражает демократическая организация государства, соответственно и его органов. Единственный источник власти в РФ – ее многонациональный народ, который осуществляет власть всеобщим голосованием (референдумом), а также посредством органов государственной власти.

Верховенство Конституции, которой присуща высшая юридическая сила и прямое действие. Конституционные нормы имеют непосредственное применение. Различные действия органов государственной власти не должны вступать с ними в противоречие.

Принцип разделения властей. Данный принцип выступает гарантом издержек и противовесов, не позволяя сконцентрироваться власти в «одних руках», предупреждает злоупотребление властью. При этом разделение властей не затрагивает единство государственной власти, напротив, создает баланс для самостоятельных ветвей государственной власти при осуществлении полномочий.

Принцип законности подразумевает, что все органы государства и соответствующие должностные лица должны действовать исключительно в рамках закона и обеспечивать его исполнение. Данное положение закрепляется в ст. 15 Конституции.

Принцип федерализма подразумевает, что государственные органы составляют единую систему; имеется разграничение предметов ведения (на уровне Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее , субъектов и вопросы совместного ведения). Органы государственной власти субъектов РФ между собой являются равноправными и принимают участие в формировании федеральных органов государственной власти (в процессе формирования Совета Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее и пр.).

Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Конституционно закреплена норм относительно приема и прохождения государственной службы, согласно которой для граждан не допускается ограничений или преимуществ (раса, национальность, язык, происхождение, имущественное или должностное положение, место жительства, наличие или отсутствие гражданства субъектов РФ, религия, убеждения и пр.).

Принцип гласности государственной службы подразумевает информирование общества о деятельности государственных органов и соответствующих государственных служащих (в СМИ). Посредством гласности может устанавливаться общественный контроль за государственной службой.

Все принципы существуют между собой в органической взаимосвязи, дополняя друг друга, чем достигается слаженная работа органов государственной власти РФ.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 08.08.2017

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Местное самоуправление, хотя и является независимым звеном в системе публичной власти РФ, отнюдь не исключается из процесса управления государством в целом. Систему органов государственной власти нельзя считать устойчивой до тех пор, пока она не подкреплена эффективным механизмом самоуправления территорий. Гражданин государства в первую очередь житель, и лишь потом участник политических процессов. Почти все государственные решения, затрагивающие его интересы, проходят через местные органы власти.

В процессе осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления своих функций происходит неизбежное взаимодействие между данными управляющими структурами.

Взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления можно определить как совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение как общегосударственных, так и местных вопросов. Данное взаимодействие строится на определенных принципах, которые определяют следующее: какими должны быть взаимоотношения между органами государственной власти и местного самоуправления; какой должна быть модель поведения в отношениях этих органов друг с другом; какие идеи должны лежать в их основе.

Сложность проблемы заключается в необходимости различить принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, и те принципы, на основе которых должны быть организованы их взаимоотношения. Здесь есть определенная тождественность, но есть и различия.

Принципы взаимоотношений производны от первых, органически связаны с ними, но вместе с тем обладают собственной спецификой, собственным содержанием. Их особенность в том, что они проявляются в процессе взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления. Собственно говоря, их задача заключается в том, чтобы обеспечить из всего многообразия возможных взаимоотношений именно взаимодействие как необходимое условие оптимизации и повышения эффективности управленческой деятельности органов публичной власти, к которым и относятся органы государственной власти и местного самоуправления.

Можно сформулировать основные принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

1. Принцип законности. Он, безусловно, является основополагающим во взаимоотношениях между любыми органами государственного и муниципального управления. Только при неукоснительном соблюдении данного принципа можно реально говорить о правовом управлении. Такая деятельность возможна только при детальной правовой регламентации общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Принцип целесообразности. Вторым по значимости принципом взаимодействия является принцип целесообразности. Вполне естественно, что любые взаимодействия между органами государственной власти и местным самоуправлением должны иметь определенный смысл, быть направленными на реализацию общегосударственных целей. Этот принцип включает в себя и выделяемый в некоторых нормативных актах принцип соблюдения общегосударственных интересов, относясь к нему как общее к частному. Нарушение принципа целесообразности во взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления, например, при необоснованной передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которые они не могут успешно реализовывать, должно являться основанием для отмены соответствующих законодательных актов и соглашений.

3. Принцип самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции. Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно реализуют свои полномочия в рамках своих предметов ведения, без вмешательства других органов. Принцип самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции не исключает, однако, контроль со стороны других органов за их деятельностью.

Самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления означает их юридическую, организационную и финансовую самостоятельность. В пределах собственной компетенции государственные и муниципальные органы самостоятельно планируют и организуют свою работу, принимают решения, обеспечивают контроль за их выполнением.

4. Принцип равноправия органов государственной власти и местного самоуправления. Сущность этого принципа заключается в том, что: во-первых, органы государственной власти и местного самоуправления вступают во взаимоотношения как равные субъекты права; во-вторых, органы местного самоуправления различных муниципальных образований равноправны между собой. Обеспечение этого принципа позволит минимизировать различия в определении объема полномочий каждого отдельного муниципального образования.

Таким образом, равноправие предполагает гарантированный минимум равных прав и обязанностей местного сообщества и возможность приобретать и осуществлять один и тот же объем полномочий при их разграничении. Равноправие муниципальных образований – это ни что иное, как создание режима их равных правовых, организационных и финансовых возможностей.

5. Принцип недопустимости ущемления интересов других муниципальных образований. Данный принцип нацелен на создание таких условий, при которых осуществление полномочий одним муниципальным образование простирается лишь до той границы, от которой начинается осуществление полномочий другим муниципальным образованием. Практика применения данного принципа будет выступать специфическим индикатором, определяющим степень свободы и защищенности муниципальных образований.

6. Принцип согласования интересов. Соблюдение принципа согласования интересов субъекта Федерации и интересов муниципального образования сообразуется с ограничениями их компетенции, поскольку каждый из них должен считаться с правами и интересами другого, обязан содействовать нормальному функционированию как органов государственной власти субъекта Федерации, так и органов местного самоуправления, реализации их полномочий. Указанный принцип в наибольшей степени из всех принципов подвержен правовому регулированию и на его основе может быть создан механизм взаимодействия, поскольку основой взаимных действий может быть только добровольное согласие участников отношений.

Семантика слова «согласовать» означает обсудить, выработать единое мнение о чем-либо, получить согласие на что-нибудь. Закрепление такого единства и согласия правовыми средствами, будет способствовать эффективной совместной деятельности государственных органов, т. е. их взаимодействию.

На практике это достигается путем информирования друг друга о планах работы, проводимых мероприятиях, разрабатываемых документах, а также путем координации – согласования планов, действий государственных органов и их структурных подразделений ради решения общих задач. Для осуществления этих функций органы государственной власти и местного самоуправления создают специальные согласительные или координационные комиссии, либо сами берут на себя их осуществление. И наконец, важную роль играет контроль за ходом выполнения согласованных мероприятий, в ходе которого дается оценка проделанному и устанавливается соответствие выполненного принятым решениям и достигнутым соглашениям. По результатам контроля устраняются отклонения от заданного состояния или корректируется решение, определяющее это состояние.

7. Принцип обеспеченности ресурсами. Он направлен прежде всего на обеспечение органов местного самоуправления необходимыми им для реализации возложенных на эти органы полномочий, как переданных им государственных, так и относящихся к предметам их ведения. Данный принцип обычно закрепляется во всех законах субъектов Федерации о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Имеется он и в проекте Федерального закона «Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации». При этом следует иметь в виду, что речь должна вестись не только о выделении необходимых финансовых ресурсов, но и о наличии иных ресурсов: материальных, человеческих, правовых и т. д.

8. Принцип взаимной ответственности. Во взаимоотношениях между органами государственной власти и местного самоуправления речь должна вестись не только об ответственности органов местного самоуправления перед государственными, но и об ответственности самих государственных органов.

9. Принцип гласности. Принцип гласности заключения договоров, соглашений означает гарантию защищенности прав муниципального образования, поскольку полноценная информация обеспечивает невозможность в одностороннем порядке изменять взаимные права, обязанности и ответственность установленную в договорном порядке.

Представляется, что в целях повышения эффективности государственного и муниципального управления эти принципы должны быть закреплены на законодательном уровне.

Принципы взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления являются, как уже отмечалось выше, основой,на которой должны строиться все взаимоотношения между данными органами, правовые формы и механизмы их взаимодействия. В то же время при отсутствии конкретных норм органы государственной власти и местного самоуправления должны руководствоваться общими принципами.

Информационно-правовое взаимодействие с органами государственной власти

Информационно-правовое взаимодействие ФСО России с федеральными органами исполнительной власти, включая их территориальные органы, реализуется на основе соглашений о взаимодействии в области правовой информации и регламентов автоматизированного обмена правовой информацией.

При этом ФСО России производится установка и регулярная актуализация ИПС ФСО России в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти, а органы специальной связи и информации в регионах страны либо обеспечивают WEB -доступ, либо передают территориальным подразделениям федерального органа исполнительной власти программное обеспечение и информационные фонды ИПС ФСО России, а в дальнейшем по согласованному регламенту обеспечивают их актуализацию.

Со своей стороны, взаимодействующий федеральный орган исполнительной власти предоставляет в ФСО России свои правовые акты для последующего включения их в центральный интегрированный (эталонный) банк правовой информации (правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России) или создания тематических баз правовой информации.

Налажено и обеспечивается информационно-правовое взаимодействие практически со всеми правоохранительными и силовыми органами страны, с которыми установлено тесное сотрудничество.

Аналогичным образом, на основании соглашений, организовано и реализуется информационно-правовое взаимодействие ФСО России с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. С той лишь разницей, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют свои правовые акты и правовые акты органов местного самоуправления в соответствующие центры специальной связи и информации ФСО России, в которых и организовано ведение местных региональных банков данных правовой информации. Со своей стороны, центры специальной связи и информации ФСО России предоставляют органам государственной власти регионов все имеющиеся в распоряжении ФСО России информационно-правовые ресурсы.

При реализации данной технологии ФСО России гарантирует выполнение возложенных на него функций по обеспечению полноты и достоверности правовой информации.

Долгие и конструктивные отношения по вопросам правовой информатизации России связывают ФСО России, а ранее – ФАПСИ, с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. Система правовой информации Государственно-правового управления Президента Российской Федерации является важным и неотъемлемым элементом государственной системы распространения правовых актов (ГСРПА).

На качественно новый уровень в 2004-2005 гг. поднялось сотрудничество ФСО России и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в области правовой информатизации России с того момента, как Правовое управление Госдумы выбрало для ведения собственных информационно-правовых ресурсов программную оболочку ИПС «Законодательство России», создав собственную ИПС «Закон».

Дальнейшее сотрудничество развивается по пути скоординированного проведения на постоянной основе работы по подготовке текущих редакций федеральных законов, в которой участвуют специалисты Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы и ФСО России.

Основы взаимодействия государства и местного самоуправления

Российское законодательство признает независимость местного самоуправления в структуре публичной власти страны, однако не исключает его из управленческого процесса государства в целом.

Общая устойчивость система государственного управления обеспечивается эффективностью механизма самоуправления территорий. Каждый гражданин является в первую очередь жителем определенной территории, только после этого участником политического процесса. Система государственных решений, затрагивающих интересы гражданина, реализуется через органы муниципального управления.

Практическая реализация процесса государственного управления и местного самоуправления в разрезе их функций требует обязательного взаимодействие этих уровней управленческой структуры.

Под взаимодействием государственного управления и местного самоуправления можно понимать совокупность методов и организационно-правовых форм, ориентированных на выработку совместных решений в отношении общегосударственных и местных вопросов.

В основе построения системы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления находятся определенные принципы, которые:

  • во-первых, определяют характер взаимоотношений государственного управления и местного самоуправления;
  • во-вторых, определяют требования к модели поведения обеих составляющих данного взаимодействия;
  • в-третьих, определяют состав идей, лежащих в основе этого взаимодействия.

В качестве основной сложности выделения данных принципов выступает необходимость их отличия от общих принципов организационно-действенного характера государственного управления и местного самоуправления.

Система указанных принципов имеет как определенные сходства, так и различия. Принципы взаимодействия государственного управления и местного самоуправления являются производными от принципов организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления. При этом указанные принципы обладают собственным специфическим содержанием. Особенностью этих принципов является их проявление в процессе взаимодействия государственной власти и органов местного самоуправления. Задача указанных принципов состоит в обеспечении такого взаимодействия, которое дает оптимальный и наиболее эффективный результат сотрудничества всех уровней публичной власти в стране.

Понятие коммуникации и связи. Принципы правового регулирования деятельности в области коммуникации и связи

Коммуникационное обеспечение выступает необходимым условием любой экономической деятельности, а равно фактором обеспечения социальной инфраструктуры, взаимодействия между государственно-властными образованиями, правоохранительными органами, и т.д. В этой связи, существует реальная необходимость выстраивания целостной системы правового регулирования общественных отношений в сфере связи и коммуникаций.

Само по себе понятие связи охватывает значительный комплекс механизмов и способов коммуникации, что обуславливает сложность формулирования однозначного и исчерпывающего определения рассматриваемой категории. Тем не менее, с опорой на положения действующего законодательства и специальной литературы, в общем виде, связь может быть определена следующим образом:

С учетом содержания приведенного определения, а также обозначенных выше обстоятельств, в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее сформирована многоуровневая система нормативно-правового регулирования коммуникации и связи. В первую очередь, сформулирован перечень основных начал, на которых основывается деятельность в сфере связи:

Готовые работы на аналогичную тему

Ограничение обозначенных начал правового регулирования в сфере коммуникации и связи по общему правилу не допускается. Исключение установлено только для периодов введения чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных местностях, в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Виды сетей связи, предусмотренные действующим законодательством РФ

Значительное место в системе законодательства о коммуникации и связи отведено характеристике и установлению особенностей всех видов сетей связи, образование которых допускается и практикуется в нашей стране.

Всеобъемлющим понятием в данной сфере выступает «взаимоувязанная сеть связи РФ», в содержание которого включены все иные виды сетей:

Взаимоувязанная сеть связи РФ – комплекс технологически единых сетей связи общего и ведомственного пользования, включая сети электронной коммуникации, для которого характерно централизованное управление, безотносительно к ведомственной принадлежности и форме собственности на средства связи.

В свою очередь, в систему взаимоувязанной сети связи РФ входят:

  • Сети связи общего пользования, предназначенные для предоставления коммуникационных услуг всем физическим лицам и их объединениям на территории РФ, и включающие, в этой связи, все сети электросвязи, за исключением выделенных и ведомственных сетей;
  • Выделенные сети – следующий подтип связей в РФ, создание которых может быть произведено любыми гражданами и юридическими лицами, после получения соответствующей лицензии;
  • Ведомственные сети связи, формируются и функционируют в дальнейшем для целей обеспечения производственных и специальных нужд органов государственной власти, в связи с чем находятся в их ведении и эксплуатировании;
  • Правительственная связь и связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка – особый типы связи, находящиеся в ведении специальных, в том числе правоохранительных органов государственной власти, и отличающиеся особым правовым режимом использования и обслуживания.

Почтовая связь как элемент взаимоувязанной сети связи РФ

Наряду с обозначенными выше элементами, в системе взаимоувязанной сети связи РФ традиционно выделяется почтовая связь, правовое регулирование организации и функционирования которой отличается определенными особенностями.

Так, прежде всего, следует отметить, что почтовые связи и коммуникации в нашей стране находятся под юрисдикцией Российской Федерации, и представляют собой в связи с данным обстоятельством единую технологическую сеть учреждений и транспорта, посредством комплексного вовлечения которых обеспечивается прием, обработка и транспортировка почтовых отправлений от первоначального отправителя до конечного получателя.

При этом значительный удельный вес почтовых отправлений обрабатывается именно государственными организациями связи (в том числе специализированной почтовой связи), которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти и формируют единую государственную сеть для взаимного обмена почтовыми отправлениями.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 15.11.2018

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: