Культурно политическая общность граждан определенного государства это

Обновлено: 24.04.2024

Таким образом, историческая территория, политико-юридическая общность, политико-юридическое равенство членов, общая гражданская культура и идеология являются основными компонентами западной модели нации.

Это общность людей, объединенных общим происхождением.

Этнос, нация, этническая, национальная идентичность.

Этнос – совокупность людей, которая исторически сложилась на определенной территории и которая имеет общие стойкие особенности языка, культуры, психики, а также осознание своего единства и отличия от других подобных общностей. Субэтнос. Мегаэтническая общность.

На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род – племя – народность – народ – нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи [1] .

Имеется иная точка зрения, утверждающая, что нация создаёт государство для своих нужд, при этом сама нация понимается как «суперэтнос», т. е. множество взаимосвязанных народов и народностей, относящихся друг к другу с положительной комплементарностью.

В международном праве под нацией понимается совокупность граждан государства.

Нация – 2 подхода к пониманию. Нация в этническом понимании (Этнонация. Нация –народ) и нация в политическом понимании– территориально-политическая общность, граждане одного государства (согражданство). В 1 случае – нация- это высшая ступень зрелости этноса. Это такая форма этноса, которая характеризуется большей гомогенностью, однородностью. Факторами этой однородности могут быть – государство и политические институты, но не только, а еще культурное, общественное движение, организации национально-культурного характера, своей деятельностью, способствующие этому единству, рыночная экономика. Нация зиждется на этнических корнях – язык, культура, традиции при наличии той общественной силы, которая их актуализирует. Украинцы, чехи и прочие в конце 19- начале 20 века.

Во 2 случае – нация – государство. Граждане одного государства независимо от этнического происхождения.Но даже в политическом понимании нации у нее всегда есть этнические истоки.

n общее происхождение,

n мобилизация народа,

n обычаи и традиции

n это элементы этнической концепции.

Использование этих подходов в правовой и политической практике зависит от исторических особенностей государств и обществ. Великобритания, США, Франция –старые демократии - политическое понимание нации. Вообще данное понимание ведет свою историю с ВФР. Синоним суверенности народа, независимости государства. Почему?. Здесь процесс консолидации проходили параллельно с процессом формирования централизованного государства. Его элита была этнически однородной. Этнические составляющие термина отходят на второй план. Равенство прав разных этнических групп гарантировано принадлежностью к одной политической нации. Французскую нацию составили не только французы, но и бретонцы, провансальцы, эльзасцы… Т. е. здесь термин «нация» отождествляется с гражданством страны, имеется в виду не происхождение, а гражданское состояние, политическая связь человека и государства.

В Восточной Европе нацией понимают общество, объединенное общим языком, культурой, сознанием, одним происхождением.

А вот в германских, славянских землях – по –иному. Нация –этнично-культурно-языковая общность. Синоним народа, не государства. Классификация наций на политические и культурные. Майнеке, Крейчи… Факт введения в широкий оборот категории «нация» (от лат. natio – народ, племя) традиционно связывают с событиями Великой Французской революции конца XVIII в., где для обозначения сообщества свободных граждан был использован этот термин. Под нацией понималась совокупность всех граждан Франции вне зависимости от их этнического происхождения. Особый акцент был сделан на то обстоятельство, что каждый народ (как граждане) суверенен и имеет право на образование своего государства. История знает два основных пути возникновения наций как политического сообщества по волеизъявлению. Франция — пример первого пути, когда граждане сами объявляют себя нацией и преобразуют абсолютистское династическое государство в нацию-государство. США — пример второго пути возникновения нации-государства в процессе самоосвобождения подданных и превращения их в граждан.

В дальнейшем трансформация этимологии понятия «нация» была вызвана тем, что в XIX–XX вв. наиболее крупные культурно-этнические движения преобразуются в национально-политические, выдвигающие требование собственного национального государства (яркий пример: Германия и Италия – унификаторский этнонационализм; Ирландия, Норвегия, Греция и др. – сепаратистский этнонационализм). Они считают этнонацию настоящим «владельцем» нации-государства, причем этнические меньшинства к нации не причисляются и нередко дискриминируются, даже если формально обладают теми же гражданскими правами, что и нация-носитель государства.

У нас более распространено этническое понимание нации. Обусловлено исторически и связано с длительным безгосударственным существованием. У нас, когда говорят - украинская нация подразумевают украинцев по происхождению. Политическое понимание нации у нас выражено в термине – украинский народ.

Приведенные автором в разделах «Бог», «Мир», «Человек и мир» цитаты из философских и религиеведческих трудов, высказывания выдающихся мыслителей древности и настоящего убедительно подтверждают, что каждая нация является органичной частью своего ареала — природно-пространственного и мировоззренческого. Единство и гармония нации со своей средой обитания как раз и обеспечивается наличием собственной уникальной картины мира и соответствующего ей способа бытия.

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу [1] . Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей [2] . Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, не взирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. Такая нетерпимость часто осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

В России под понятием «национализм» чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определённой национальности над всеми остальными (шовинизм, ксенофобия и др.) [3] . В академической среде отождествление национализма с его крайними формами считается ошибочным. Многие проявления крайнего национализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.

Разночтение в трактовке понятия «нация», обуславливает и разный подход к понятию «национализм». Национализм – признание нации высшей ценностью, или одной из высших. В западной традиции – это практически тождественно патриотизму. Национализм гражданский. В нашей традиции – национализм этнический с четко выраженным негативным подтекстом. Однако, следует сказать, что с национализмом не все так просто. Негативный подтекст не только у нас. Дж Кин. Национализм – патологическая форма национальной идентификации, форма национального самопоклонения. Отличия национализма и патриотизма. У патриотизма акцент на любовь к себе, у национализма – на нелюбовь к чужому. Патриотизм – любовь к своей стране, нравственный долг перд ней, любовь к общенациональным ценностям. Национализм вариативен, он может быть и левой идеологией, и освободительной, и правой. Чтобы различать националистические идеологии, нужно уметь проводить между ними дифференциацию по трем принципам.

1. Кто является членом нации (нация-согражданство или этнонация)

2. как определяются территориальные границы нации – а) одно государство – одна нация (а значит без включения регионов, где другие нации составляют большинство) б) включение земель, населенных другими народами (имперское видение нации)

3. какие политические, социальные, экономические и культурные институты больше всего подходят нации, по мению данной националистической идеологии.

Национализм – легитимизирующий принцип политики и создания государств, никакой другой принцип не пользуется сопоставимой лояльностью человечества. Но даже в политическом понимании нации у нее всегда есть этнические истоки.

Национально-государственное строительство, которое осуществляется на основе этнического понимания нации - очень опасный путь и будет тяготеть к моноэтничности. В чистом виде такого пути нет сейчас почти нигде. Прибалтика, Хорватя, Словения…Но есть нюансы и при таком пути – украинские националисты всегда признавали права крымских татар, Словения дала большие права венгра и итальянцам) Нация, которая имела опыт подчиненного состояния может понять других. Но до определенной степени.

Национально-государственное строителство на основе политического понимания нации. В этом случае – толерантное отношение к реализации этнокультурной самобытности. Но..Ее реализация противоречит интегрирующей в основе идеи гражданской политической нации в пользу единого национально-государственного патриотизма. Безграничной толерантности быть не может. И это актуализирует проблему этнических меньшинств.

совокупность граждан государства, политический синоним социологического термина гражданское общество(см.).

people, nation) - 1) население государства, жители страны; 2) в демократически устроенном государстве - субъект власти и вместе с тем ее объект.

население государства, образующее единую общность независимо от численности имеющихся в его составе национальных сообществ. Связь населения с государством закрепляется институтом гражданства.

понятие этнополитическое, означает лучшую часть этноса, с высокоразвитым этническим самосознанием, верную интересам своего этноса и готовую за него бороться. В современном политическом обиходе используется как синоним различных терминов: «этнос», «нация» и даже «население».

население определенной страны, государства, территории, местности с определенной культурной и языковой принадлежностью. Понятие «народ» чаще всего относится либо к нации, либо к этносу (национальности), либо к некоторой социальной группе. Поэтому понимание и правильное употребление данного термина требует его соотнесения с контекстом.

в обыденном словоупотреблении: большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания ("много народа на улице" и т.п.); в социологии: 1) слои и классы общества, которые на данном историческом этапе участвуют в решении задач общественного развития; 2) исторически сложившиеся типы этнических общностей: племен, народностей и наций, т.е. в значении этноса.

одно из важнейших понятий в политологии и социологии: а) все население того или иного государства; б) народные массы, включающие на различных этапах истории тс классы и социальные слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении политических, социальных и иных задач, стоящих перед государством и обеспечивающих его социальный прогресс и демократизацию общества.

(иначе – этнос, греч. ἔθνος) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединённых общими признаками, в которые входят происхождение, язык, культура, традиции, религия, представление об исторической Родине (Отечестве) как территории проживания, политическое сознание и др. Основу любого Н. составляют представители конкретной национальности, но тем не менее понятие Н. нельзя рассматривать как «множество людей одной определённой национальности». Это понятие шире, оно включает в себя также представителей иных национальностей, полностью интегрированных в культуру рассматриваемого Н. либо ассимилированных с ним.

в конституционном праве население определенной страны, выступающее как источник и носитель власти в государстве. Н. - более широкое понятие, чем "нация", понимаемая как общность большой группы людей на этнической основе (с учетом того, что в англоязычных странах термин "нация" (nation) адекватен термину "народ"). Даже в государствах, где подавляющее большинство Н. состоит из граждан одной нации, имеются, как правило, национальные меньшинства, не говоря уже о том, что многие государства многонациональны. Преамбула Конституции РФ (1993) говорит о многонациональном Н. Российской Федерации, соединенном общей судьбой на своей земле. В России свыше ста различных наций и народностей, этнических групп, но Н. ее составляет единое целое, он как таковой является носителем суверенитета и единоличным источником власти в России.

1) население, жители той или иной страны, государства; 2) совокупность социальных и национальных групп данного общества, его основная производительная сила, главная движущая сила общественного развития; 3) нация, национальность. Во всех трех случаях Н. обладает социальной целостностью, что обусловлено общностью исторической судьбы, приверженностью определенным традициям и нравам, осознанным чувством принадлежности к исторически сложившейся общности людей, со свойственной ей организацией социально-экономической и духовной жизни. Как таковой Н. обладает суверенитетом и имеет право на самоопределение, в осуществление которого может вести вооруженную борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов. Он является основной движущей силой всех войн и других вооруженных конфликтов. Однако социальное единство Н. относительно: он состоит из разных социальных слоев, национальных и этнических групп. Действительное или мнимое несовпадение их интересов может стать причиной дестабилизации внутригосударственной обстановки, национальных восстаний и конфликтов этнических, привести к распаду государства.Док.: О гарантиях прав малочисленных народов. Федеральный закон от 30.4.1999 № 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2208; О реабилитации репрессированных народов. Федеральный закон от 26.4.1991 № 1107-1.

важнейшая категория политической науки, содержание которой существенно меняется в зависимости от интересов и политических позиций определяющего субъекта. В суждениях древнегреческих мыслителей эта особенность проявилась уже вполне отчетливо. Платон, сторонник олигархической формы правления, обосновывал пренебрежительное отношение к народу как к толпе, враждебной мудрости. Он считал, что в идеальном обществе большинство граждан, занятых физическим трудом, должно быть исключено из сферы государственного управления, с передачей последнего в руки компетентных специалистов-стражей.
Представители "золотого века" афинской демократии исходили из противоположного убеждения. По их мнению, в управлении государством должны участвовать все граждане. Следует, однако, учитывать, что и в том и другом случае речь шла только о свободных гражданах греческих городов-полисов. Варвары и рабы, т.е. значительная часть городского населения, вообще не читались людьми.
Идеи полисной демократии получили дальнейшее развитие в условиях римского рабовладельческого общества. Суждение Цицерона о том, что государство ("республика") есть "дело народа", оставило глубокий след в политическом сознании последующих поколений. Под народом он предлагал понимать "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов".
В средневековом обществе, основанном на незыблемости сословно-феодальных порядков, большая часть населения, как и в рабовладельческом обществе, оставалась за пределами государственного самоопределения. Христианская церковь проповедовала учение о справедливости небесной и земной иерархии. Подчинение народных масс правителям и господствующему сословию превозносилось как "высшая добродетель".
Решающее значение в политической борьбе за власть категория "народ" получает в новое время, в период становления и развития буржуазного общества. Выступая против сословных привилегий и отживших средневековых учреждений, буржуазия всегда и везде ведет борьбу за власть под "народными" знаменами, во имя всего "народа". Идеологи нарождающейся буржуазии, обличая феодальные порядки, говорят о естественном праве народа на определение государственного устройства, провозглашают его право на восстание в ответ на самовластие политического произвола. Под народом здесь понимаются все слои нации, противостоящие привилегированному сословию.
В период становления буржуазного общества можно наблюдать первые примеры политической практики, хорошо известной и в наши дни, - манипулирование понятием "народ" в политических целях. Становится нормой стремление скрыть частные политические интересы под лозунгами общенародного блага, предание забвению политических обещаний на следующий день после завоевания власти. Постепенно идеи народовластия начинают терять своих сторонников, порождая в обществе скептицизм и неверие в возможность справедливой для "народа" политической власти.
Решительную и, пожалуй, последнюю попытку осуществить на практике идеал народовластия - установить справедливый общественный строй, где не будет богатых и бедных, господствующих и подчиненных, предпринял в эпоху пролетарских и национально-освободительных революций марксизм, исключив из понятия "народ" господствующие эксплуататорские классы. Для теоретиков марксизма "народ" - это, прежде всего, трудящиеся массы, создатели материальных и духовных благ, те слои и классы, которые способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества. Однако практическое осуществление марксистских идей. Как известно, не решило главных идей народовластия.
Основоположник европейской политологии Гаэтано Моска (1858 -1941) оказался, таким образом, ближе к истине, когда утверждал, что народовластие, реальная демократия и социализм - это все утопии, не совместимые с законами общества и человеческой природой. Власть никогда не может быть властью народа. В лучшем случае она может служить интересам народа.
Вместе с тем марксизму принадлежат выдающиеся достижения в деле теоретического понимания содержания понятия "народ". Именно в рамках этого направления социальной мысли было аргументированно доказано, что народ играет выдающуюся роль в развитии общества. В конечном счете, именно его поддержкой или сопротивлением определяется длительность существования господствующего строя, его конкретная форма, общая стабильность власти.
Несмотря на то, что в разные периоды истории народные массы включали в себя различные слои, классы общества, их конкретная совокупность всегда противопоставлялась господствующим группам общества, т.е. политической элите. Не народу. По сути дела, только в рамках этого противопоставления имеют значение всевозможные рассуждения о смысле и содержании понятия "народ". Вне этих рамок не оказывается политических проблем, достойных обсуждения. Поэтому в политологическом смысле народ - это совокупность гражданского населения рассматриваемая под углом зрения определенной системы власти, определенного государственного устройства. Проще говоря, это управляемая система общества или совокупность людей, среди которых принадлежность к народу определяется степенью политического бесправия человека. Лишь в известном случае, когда в обществе прочно утвердились бы правовые нормы независимых институтов власти, автоматически обеспечивающие идеальное сочетание личных, частных и общественных интересов, можно было бы говорить о народе как совокупности всех без исключения граждан, групп, слоев, классов общества. Но это уже выходит за пределы научного понимания вопроса.

Этническая, т. е. одновременно биологическая, историческая и культурная общность* которая обладает территорией укоренения, т. е. родиной-матерью. Народ (слово сегодня очень подозрительное для левых космополитов, находящееся на грани политкорректности) это не статистическое «население»; это органическое сообщество, которое соединяет в одно высшее целое предков, живых и будущих наследников. Диахронически, но сохраняя отпечаток духовности, народ укореняется в прошлом и проецирует себя на будущие, погружается в биологическую и генетическую материальность, но одновременно возникает как историческая и духовная реальность. Принадлежность к определённому народу — это то, что в первую очередь отличает человека и делает его личностью. Современные западные эгалитарные учения, меркантилистские или марксистские, низводят народы до уровня неотличимых друг от друга социально-экономических агрегатов, тогда как народы — это, наоборот, органическая основа человечества. Идеального человека вышеупомянутые учения представляют себе как отдельную личность, «освобождённую» от всякой органической связи с народом, т. е. как неотличимую от других клеточку человеческой магмы. Следует напомнить также, особенно отдельным христианам, что привязанность к своему народу несовместима с нынешним христианским космополитизмом. Утверждать, например: «Я ближе к африканцу-католику, чем к европейцу-нехристианину», значит, занимать универсальную позицию, низводящую национальность в ранг чего-то незначительного. В этом драма европейского христианства, навсегда отмеченного печатью паулинистского универсализма. Католику, который привязан к своему народу и осознаёт нависшую над ним угрозу биологического и культурного растворения, лучше говорить так: «Я уважаю всех христиан мира и молюсь за них, но здесь и теперь я сражаюсь, прежде всего, за людей моего народа, независимо от их религии». Иезуиты пытались разрешить это противоречие, ссылаясь на еврейскую ветхозаветную традицию: «Вавилон или смешение народов был карой божьей; Бог хотел, чтобы народы были отдельными и разными; человечество едино на небесах, но различно на Земле». Арабский ислам, кстати, прекрасно сумел совместить понятие народа (в словах «арабская нация» и в признании приоритета арабов) с универсальной религией. Еврейский народ, со своей стороны, также сумел совместить ярую защиту себя, как этноса, своей особенности с религией, теоретически монотеистической и универсальной. Никогда ислам и иудаизм, в отличие от современных христианских церквей, не произносили сомнительные покаянные диатрибы против «ксенофобии» и этноцентризма. Ислам и иудаизм мазохизмом не занимаются. Как и любое антропологическое понятие, слово «народ» не обладает абсолютной математической точностью. Народ определяет себя не по полной биокультурной однородности, а по идее «родства». Народ — это продукт органической алхимии, который соединяет «субнароды». Бретонцы, каталонцы, шотландцы и другие могут рассматриваться как подразделения единого европейского народа. Необходимо подчеркнуть двусмысленность этого понятия народа. Универсалистская идеология со времен Французской революции путает идею народа с понятием «совокупности жителей, обладающих юридически одним гражданством», независимо от их происхождения. В результате массовой иммиграции и натурализации понятие «французский народ» разрыхлилось (то же самое происходит сегодня и с «немецким» и «британским» народами и по тем же причинам). Поэтому, не вдаваясь в пустую полемику о «региональных» и «национальных» народах и об их легитимности, следует диалектически снять противоречие и утвердить историческую легитимность большого европейского народа, который призван историей собрать вместе все народы континента, имеющие одни и те же тысячелетние этнокультурные и исторические корни. Разве не призывают чёрных африканцев, несмотря на их разное гражданство, лингвистические и племенные различия, Нельсон Мандела и сенегалец (гражданин Франции) Хаммаду Диоп «чувствовать себя одним народом», включая и тех, кто живёт в Европе? Разве Насер, Арафат и Каддафи не призывали всех арабов считать себя одним арабским народом? Почему же европейцы не имеют права действовать, повинуясь тем же этническим рефлексам? Что же касается адептов «региональных народов», то им следует противостоять тем левым регионалистам, якобы антиякобинцам и антимондиалистам, которые, исходя из французского и американского права не землю, путают гражданина и жителя и доходят до утверждения, будто кто угодно (даже неевропейского происхождения) может быть признан бретонцем, эльзасцем, корсиканцем и т.д. если он выберет какой-то из этих регионов и поселится там.
Но принадлежность к народу основывается также на согласии его членов считать себя таковыми, т.е. зависит от политического измерения. Поэтому мы говорим, что народ находится на перекрестке биологического, территориального, культурного и политического императивов. Но чувство культурной или лингвистической принадлежности ни в коем случае не достаточно для того, чтобы быть членом народа, если нет биологических корней. Иммигранты-инородцы народа X, устроившиеся в определённом количестве на территории народа Y, даже если они воспримут элементы культуры последнего, не станут его частью. Как полагал Де Голль, могут быть исключения для реально ассимилировавшихся небольших меньшинств, например, французов с Антильских островов. При определении понятия народа нельзя пренебрегать и территориальным и геополитическим измерениями. Народ не может быть простой диаспорой: евреи чувствовали необходимость вернуть себе Палестину, их «Землю обетованную», потому что согласно учению Теодора Герцля, «без Земли обетованной евреи всего лишь религиозная диаспора, культура, синдикат, но не народ». Многих как левых, так и правых, прельщает идея, согласно которой народ может, особенно сегодня, существовать без территории. Ничего подобного. Любой здоровый народ, даже если он имеет большую диаспору (китайцы, арабы, индийцы и др.) сохраняют тесные связи с родиной-матерью. Гуру современности давно уже утверждают, что будущее принадлежит не народам, а человечеству, которое образует один народ. Но этого не будет. Несмотря на мондиализацию и в порядке реакции против неё, XXI век будет более чем любой другой, веком различных народов. Только европейцы, погружённые
В утешительные иллюзии упадка, воображают, будто народы исчезнут и их заменит гибридная концепция «гражданин мира». В действительности исчезнуть рискуют европейцы. Сумерки народов не за горами. Сумерки одного или нескольких народов всегда возможны. Американские индейцы и египтяне исчезли (об этом часто забывают) опустошенные изнутри и оккупированные извне. История — это кладбище народов, народов слабых, исчерпавших свои силы или отказавшихся от своей миссии. Здесь необходимо одно предостережение: правые и левые теоретики «этноплюралисты», искренне выступая против превращения человечества в однородную массу, говорят нам о «деле народов», словно все народы надо сохранить. В действительности «система убийства народов» — название одной из моих книг, плохо понятой отдельными интеллектуалами, — угрожает только вымирающим народам, таким как нынешние европейцы. Она угрожает также народам-реликтам, представляющим лишь музейный интерес. Глупо и утопично верить, будто все народы могут сохраниться в формалине истории. Это пацифистский и эгалитарный взгляд. Главной угрозой самобытности и существованию больших народов было и всегда будет сочетание утраты культуры и колонизации другими народами, то, что мы сегодня переживаем. Западная мондиалистская «система» никогда не убьёт сильные народы. Покончила она с арабами, китайцами, индийцами? Наоборот, она усилила их самобытность, их желание победить, вызвав ответную реакцию. Народ, находящийся в опасности, большей частью и трагическим образом по собственной вине, это сегодня наш народ, по причинам как биологическим, так и культурным и стратегическим. Поэтому эгалитарную идеологию «дела народов» надо заменить идеологией «дела нашего народа». Есть три главных позиции: 1. Народы не существуют или не существуют больше, это категория прошлого, имеет значение только человечество (тезис эгалитарного универсализма); 2. Все народы заслуживают существования и сохранения (тезис утопического этноплюрализма, также эгалитарного и неосуществимого ни в какие времена) и 3. Только сильные и волевые народы могут долго сохраняться
В истории, области конкуренции и отбора наиболее способных (тезис волюнтаристов, реалистов, отрицающих равенство). Ясно, что поддерживать надо эту третью позицию. Суть заключается в том, чтобы снова взять на вооружение понятие народа и постепенно распространить его на весь евросибирский континент. То, что понимает под «европейцами» идеология, господствующая в Брюсселе, заимствовано из французской якобинской идеологии: речь идёт не об этноисторическом великоевропейском народе, а о куче невесть каких обитателей географической территории Европы. Эту тенденцию надо радикально изменить. Снова стать субъектами истории — вот что надо предлагать европейским народам, которые сегодня являются лишь объектами истории. Важно, чтобы в начинающемся трагическом веке они осознали общие угрозы, нависшие над ними, осознали, что отныне они образуют сообщество судьбы, впервые после многих веков. Речь идёт о «новом союзе», который в результате возрождения и исторического преображения может образовать новую основу великоевропейского народа и, в самый разгар упадка, несомненно, в муках, добиться возрождения Феникса. (См. «Евросибиръ», «Нация», «Популизм», «Регион»).

В русском языке слово "нация" появилось и прижилось в эпоху Петра I, как заимствование через западнославянские языки, в частности, от польского слова «nасjа» .

слово "нация" восходит к латинскому 'natio' - «рождение, происхождение; племя, народ» ; от глагола nasci (архаичн. gnasci) «рождаться, происходить» ; сравним: сognatio - "кровное родство"; natus - рождённый, (родившийся) , например, "Natus Vincere" -"Рожденный Побеждать" ;

родственное: gignere «рождать» (восходит к праиндоевропейскому *gen-/*gn- «порождать, производить») .

Употребление латинского слова "natio" в более широком смысле, по отношению к племенам (и союзам племен, упомянуто в трудах ряда античных авторов в начале новой эры. C читается, что полный переход термина “natio” в западноевропейские языки произошёл в эпоху раннего средневековья.

Происходит постепенное расширение круга понятий, описываемых словом «нация» (народ) : места его обитания, государство и т. д. . Заимствование слова «нация» русским языком происходило также из французского. Более узкое его значение в русском языке - устойчивая этническая общность.

На сегодняшний день имеется неполное тождество, несовпадение границ понятий "нация" в современном русском и английском языках (этническая общность, народ, федерация народов, территория, страна, государство, независимое государство и т. д.) ".

Отмечено употребление слова "нация" в качестве неполного синонима к слову «народ» (лат. - Populus), популяция, а также "этнос".

Чем же ЭТНОС (народ) отличается от НАЦИИ?

.Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. В эти признаки включают происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. Этнос есть устойчивая совокупность людей, которая сложилась естественным историческим путем, говорит на одном языке и обладает устойчивым сочетанием этнических свойств, веками воспроизводимых в разных поколениях. Это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная общность людей, объединенных общностью языка, своеобразия культуры, быта, традиций, обычаев, самосознания.

С моей точки зрения, нация - это более широкое понятие, чем этнос (народ) . Суммируя всё вышесказанное, на мой взгляд, нация - это общность людей, объединенных языком, менталитетом (+самоосознанием, чертами характера, поведением, бытовыми особенностями в том числе) , культурой, традициями, общими духовными, моральными и нравственными ценностями, общей историей, до известной степени - территорией и конфессией (вероисповеданием) , ну, и разумеется общей экономикой и общественным строем.
__________________________________________________________

Имена Наталья, Наталия (Натали) и Анастасия, Настасья, Настя в своей корневой основе имеют сродство к корням

nat-, nat'al- (род-, род-ной, род-ная) и nasci (рождать) .

Женское имя "Анастасия" и мужское "Анастасий" восходят также к греческому "anastasios" - ‘возрожденный, воскресший’

Использованы данные словаря М. Фасмера и другие источники.

Нация - историческая общность людей, для которых характерна общность языка, территории, общие духовные ценности, культура, общая историческая судьба.

НАЦИЯ — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.

В международном праве является синонимом государства.

Нация это синоним слова "народ".
Происходит от лат. natus, родившийся.

Со всеми остальными вопросами, кто как понимает это слово, в другую категорию.

Но, могу сказать одно, что нация синонимом государства не является.
Нельзя ставить знака равенства между русским народом и русским государством, в силу того, что второго не существует.
Нацию определяет не общность языка, а общность крови. Если кореец или немец забыл свой язык и русский у него родной, то это не значит, что он относится к русской нации.

Нация (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.
В международном праве является синонимом государства.

Народность — историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ.
Термин «народность» в наше время часто используется в качестве синонимов слов этнос, народ, национальность, в то время как авторы времён романтического национализма понимали под этим термином национальный дух (напр. , таково его значение в лозунге «Православие, Самодержавие, Народность»).

"Народ", "нация" как
синонимы, т. е. равнозначные по смыслу, скажем русский народ есть русский
этнос и русская нация. Объем и значение данных явлений и выражающих их
понятий и терминов по сути одинаковы. То же относится к украинскому,
казахскому, грузинскому или же французскому и немецкому народам (этносам,
нациям) , соответствующим понятиям и терминам. В настоящее время многие
ученые, в том числе весьма известные, демонтируют именно такой подход к
данному вопросу. Как тождественные употребляет понятия "этнос" и "народ"
Л. Н. Гумилев. В. А. Тишков, известный ученый-этнограф, предлагает вместо
понятий "народность" и "нация" употреблять одно понятие – "народ".
Понятие национальность обозначает этнические признаки не только целых
наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех ее
представителей, где бы они ни жили, в том числе на территориях других
народов и государств.

Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству) , иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.
Конститу́ция (от лат. constitutio — «устройство» ) в формальном смысле — основной закон страны (государства) , нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.
Конституции в материальном смысле принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные.
Писаные конституции (конституции в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран) , либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании) .
Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США) , конституция Великобритании) .
Право принятия конституции может быть предоставлено учредительному собранию (например, конституция Италии, конституция Индии) , избирательному корпусу посредством референдума (конституция Франции, конституция Турции) или главе государства (конституция Ирана, конституция Афганистана) . Последняя категория называется октроированными («дарованными» ) конституциями.
На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.
В международном праве является синонимом государства.
Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Патрио́т — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству) , иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.
Конститу́ция (от лат. constitutio — «устройство» ) в формальном смысле — основной закон страны (государства) , нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.
Конституции в материальном смысле принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные.
Писаные конституции (конституции в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран) , либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании) .
Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США) , конституция Великобритании) .
Право принятия конституции может быть предоставлено учредительному собранию (например, конституция Италии, конституция Индии) , избирательному корпусу посредством референдума (конституция Франции, конституция Турции) или главе государства (конституция Ирана, конституция Афганистана) . Последняя категория называется октроированными («дарованными» ) конституциями.
На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.
В международном праве является синонимом государства.
Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Патрио́т — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональн

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: