Принципы правового государства таблица рк

Обновлено: 02.05.2024

Правовое государство – это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство – это демократическое государство, в котором государственная власть ограничивается правом.

Признаки правового государства:

1) наличие народного суверенитета;

2) господство права, т. е. правовая организация государственной власти, которая предполагает:

а) связанность, ограниченность государственной власти нормами права, основанными на общественной воле;

б) прямое действие закона в качестве основополагающего юридического акта, который может быть создан и представительными органами, и населением непосредственно;

3) правовая защита личности от произвола должностных лиц и т. д.

Основы правового государства:

1) политическая – основа, которая характеризуется наличием суверенитета, координирующего интересы субъектов политической системы общества и обеспечивающего справедливое правовое равновесие и свободное развитие этих интересов;

2) экономическая – основа, представляющая собой производственные отношения, которым присущи многоукладность, наличие различных форм собственности (частной, государственной, коллективной и т. д.);

3) социальная – основа, которая характеризуется созданием саморегулирующегося гражданского общества для реализации каждым гражданином государства своих творческих, трудовых возможностей, одновременно обеспечивая многообразие мнений, личных прав и свобод личности;

4) нравственная – основа, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности.

Принципы правового государства:

1) верховенство закона – принцип, который распространяется во всех сферах общественной жизни и является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2) разделение властей – принцип, закрепляющий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых относительно самостоятельна, взаимно ограничивается с помощью законодательно закрепленной системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина – принцип, который закрепляет обеспечение свободного развития личности, признание за личностью определенной свободы;

4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, закрепляющий равенство и справедливость в отношениях между государством, являющимся носителем политической власти, и личностью, являющейся участницей формирования и осуществления политической власти;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

Многочисленные племена и народности, различавшиеся между собой по уровню общественно-экономического развития и обладавшие своеобразной культурой и обычаями: кыпчаки, найманы, кереиты, уаки, коныраты и др. Монголы были в меньшинстве, кыпчаки в большинстве

Был аналогичен системе потомков улусов Чингисхана.

Государство состояло из улусов, а улусы подразделяли на более мелкие владения

Гражданская власть более мелких владений находилась в руках местных правителей, называемых маликами. Правитель – хан, во главе дивана (центрального органа исполнительной власти, ведавшего финансами, налогами, внутренней жизнью государства) стоял визир, в городах и и подчиненных улусов сбором налогов и дани занимались даруги и баскаки, армией и дипломатическими отношениями с другими государствами ведал беклербек

Кыпчакский. Делопроизводство велось на тюркском и уйгурском языках

· Борьба народов, входящих в состав государства, за самостоятельность и за независимость

· Междоусобная борьба за власть

· В 1389, 1391, 1395 гг. опустошительные набеги эмира Тимура

· Народности полиэтнического государства не смогли жить в согласии и взаимопонимании

Приложение : 7

Приложение : 8

1822

Генерал-губернатор Сибири М.М.Сперанский

«Устав о Сибирских киргизах»

  • «Временное положений об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской области»
  • «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства»

Приложение : 1

Этапы становления государственного суверенитета Республики Казахстан и создания юридической основы правового государства

Дата принятие документа Название документа Основное содержание документа
23 сентября 1989 г Закон «О языках в Казахской ССР» Представители прогрессивной казахской общественности выступили за возрождении казахского языка и обосновали необходимость придания ему статуса государственного. В итоге в Законе казахский язык был провозглашен государственным языком
22 сентября 1989 г Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции Казахской ССР» Сокращалась компетенция Президиума Верховного Совета за счет передачи некоторых полномочии Верховному Совету. Были внесены важные позитивные изменения в избирательную систему и в деятельность высшего представительного органа государственной власти Казахской ССР
24 апреля 1990 г Решение Верхового Совета На сессии Верховного Совета депутаты подавляющим большинством голосов приняли закон и избрали первого Президента Казахской ССР – Н.А. Назарбаева
25 октября 1990 г Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» В Декларации предполагалась самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти в осуществлении своих функции как внутри страны, так и на международной арене
20 ноября 1990 г Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР» Был конкретизирован и упорядочен принцип разделения власти. Президент объявлялся главой исполнительной и распорядительной власти. Расширялись суверенные права Казахской ССР
10 декабря 1991 г Закон «Об изменения наименования Казахской Советской Социалистической Республики» Казахская ССР была переименована в Республику Казахстан. Из наименования республики были исключены идеологические термины «советская» и «социалистическая»
16 декабря 1991 г Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» Казахстан окончательно взял курс на полную независимость. Закон юридически оформил государственный суверенитет Казахстана, который стал носителем признаков, характерных для независимого государства: единое гражданство, территориальная обособленность, самостоятельная система государственных органов, независимая экономическая система, собственные вооруженные силы
28 января 1993 г Конституция Республики Казахстан Был завершен процесс суверенизации РК, реализован принцип разделения власти, сформирован казахстанский парламент
30 августа 1995 г Конституция Республики Казахстан Были реализованы идеи правового государства, принципы разделения власти, определены права и свободы человека и гражданина

Приложение : 2

Хронологическая таблица правления казахских ханов в XV - XIX вв.

2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

Проблемы создания правового государства в Казахстане

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

26.Особенности формы государственности РК. Республика Казахстан - светское, социальное, правовое, демократическое, унитарное государство. (ст. 1 Конституции РК).Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство - это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и отделением школы от церкви. Такая форма взаимоотношений государства и церкви установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.). Казахстан является светским государством, и ни одна религия не устанавливается обязательной или государственной "Светскость государства является опорой стабильности и благополучия нашего государства. При этом следует правильно толковать понятие "светскость", оно не является чем-то антирелигиозным, не выражает концепцию борьбы с религиозностью"

Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Правовое государство характеризуется тем, что:

1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Правовое государство — государственная власть ограничена правом.

Выделяют следующие признаки правового государства:

1) народный суверенитет;

2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

Демокра́тия (др.-греч.— «власть народа») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков: Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов Народ является единственно легитимным источником власти Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками. Казахстан – унитарное государство с президентской формой правления. Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

27.Основные акты, определяющие суверенитет Республики Казахстан: Декларация о государственном суверенитете 25 октября 1990 года, Конституционный закон «О независимости РК» от 16 декабря 1991 года, Конституция РК 28 января 1993 года, Конституция РК 30 августа 1995 года. Изменения и дополнения в Конституцию РК от 21 мая 2007 г.: общая характеристика и особенности.Принята постановлением Верховного Совета Казахской ССР от 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий для всех граждан республики, считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в республике, признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение, осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства, провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.

В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане были приняты ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года. Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти» от 20 ноября 1990 года в Конституцию были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров. Среди других законов: Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года, Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, Закон «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года и другие.

Конституция Республики Казахстан 1993 года Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики.

Конституция Республики Казахстан 1995 года Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником Днём Конституции Республики Казахстан. В 1998 и 2007 годах в Конституцию вносились значительные изменения, перераспределяющие полномочия Президента и Парламента. Изменения были внесены и в 2011 году, этими изменениями президенту было предоставлено право проведения досрочных президентских выборов.

Теория разделения властей в государстве. Система сдержек и противовесов. Особенности реализации принципа разделения власти в РК. Право вето, импичмент, право роспуска парламента, независимость судей – основные институты системы сдержек и противовесов.

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескье

Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти

Теория разделения властей возникает и начинает материализовы-ваться лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны; торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти со стороны как отдельных лиц, так и отдельных органов государства.

Именно в конце XVII в., в период так называемой «Славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей».

При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание того мировоззренческого фона, обстановки, в которой стали возможными появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это собственно концепции, оформление ее отдельных частей и гармоничное соединение их воедино. И, в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории разделения властей в жизнь.

Длительность этих фаз, по мнению ученых, далеко не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. до второй половины XVII в. Вторая (основная фаза) — со второй половины XVII в. до середины XVIII в. И третья, завершающая фаза приходится на середину XVIII в. и до конца первой половины XIX в.

С точки зрения социально-экономического и государственно-правового развития это были во многом весьма разнородные периоды. Однако с точки зрения становления концепции разделения властей все эти процессы могут быть объединены «в рамках процесса развития одной мировой цивилизации». А именно — той, которая заняла господствующее положение в Центральной и Западной Европе, а затем распространилась и на Северную Америку. «Политическая культура, составной ча стью которой стала концепция разделения властей, была порождением именно этой цивилизации».

Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения теории разделения властей в Англии — в интерпретации Дж. Локка и во Франции — в представлении Ш. Монтескье, необходимо исходить не только из анализа объективных факторов, но и принимать во внимание субъективные воззрения ее основателей.

В частности, для глубокого понимания истоков, роли и назначения данной концепции в Англии весьма важно не только констатировать такие объективно существовавшие факторы, как установление более «удобной» для набиравшего в тот период силу нового класса буржуазии конституционной монархии, получившей затем законодательное закрепление в Билле о правах (1689) и Акте об устроении (1701), как достижение социально-политического компромисса между земельной и денежной аристократией, между фактически господствовавшей в стране буржуазией и официально правящим дворянством и др.

Объективные факторы — реально существующие условия и предпосылки, несомненно, являются той основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и сама теория разделения властей. Они безусловно имеют важнейшее значение для процесса возникновения и развития рассматриваемой концепции и играют при этом доминирующую роль.

Однако далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют и субъективные факторы, в частности политико-правовые и философские воззрения самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка.

Будучи сторонником теории естественного права, общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, наконец, идеологом социального компромисса и защитником идей либерализма, Дж. Локк не без оснований рассматривал разрабатываемый им принцип или теорию разделения властей как один из способов достижения сложившихся в его миропонимании целей и решения ряда социально-политических задач.

Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними, Локк считал, что «только такой, а не какой бы то ни было иной институт, как государство — носитель публичной (политической) власти способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни», добиться «главной и великой цели» — сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество.

Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства непременно требует, согласно воззрениям знаменитого философа, четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга «составные части и, соот ветственно, наделения ими различных, сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.

В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная ветвь власти) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) — на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

Отстаивая данный способ организации власти и распределения ее между различными государственными органами, Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченности власти. Абсолютная монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые считают «единственной формой правления в мире», на самом деле «несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления»1.

Дело в том, пояснял ученый, что поскольку она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна гарантировать и естественную свободу человека.

Последняя заключается в том, что человек по природе своей полностью свободен «от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется власти другого человека, но руководствуется только законом природы»5. В отличие от естественной свободы, «свобода человека в обществе» состоит в том, что он не подчиняется никакой другой «законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием»

Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию и объявлять недействительными акты органов государственной власти. Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц.

Характерной чертой конституционного развития независимого Казахстана является реформирование всей политической системы, осуществляемое государственной властью. Процесс перехода к демократическому обществу в Республике Казахстан имеет свои специфические особенности. Следует отметить, что Казахстану удалось избежать политических кризисов, приводящих к дестабилизации общества. Достигнуты определенные позитивные результаты. Это позволяет говорить о казахстанском опыте эволюционного реформирования политической системы.

Формирующаяся глобальная система не будет жизнеспособной, если она не открыта национальным интересам и не построена на взаимодействии государств. Для этого государство должно уметь адекватно реагировать на новые разнообразные вызовы и угрозы, т. е. быть «сильным». В условиях глобализации должна возрастать роль государства в социально-экономической, политической и других областях. Именно государству предстоит выработать и претворять в жизнь долгосрочную стратегию развития страны, нацеленную на преодоление вызовов XXI в.

Президент Республики Казахстан в 2007 г. выступил с инициативой конституционной реформы, что свидетельствует о вступлении страны в новую историческую фазу, новый этап демократизации, обеспечивающий дальнейшее развитие демократического общества [32].

Чтобы понять необходимость и закономерность этой конституционной реформы, достаточно вспомнить, что Конституция Казахстана 1995 г. многие свои положения творчески заимствовала из опыта Пятой республики во Франции. Французская модель политического режима оказала влияние на государственное устройство ряда стран, в том числе и на независимые государства постсоветского пространства. Анализ Конституции Республики Казахстан 1995 г. и Конституции Франции 1958 г. свидетельствует, что политический режим Казахстана построен именно по французской модели.

Согласно традиционной классификации политических режимов, Французская Республика не входит в категорию чисто парламентских и чисто президентских режимов. Она сочетает в себе элементы обеих систем. По мнению специалистов, государственный строй во Франции можно назвать смешанным, поскольку он совмещает традиционные понятия или его еще называют полупрезидентским режимом [33, с. 89].

«Характерной чертой конституционного развития постперестроечного Казахстана является наличие элемента «восходящего конституционализма», под которым подразумевается постепенная адаптация конституционного строя к существующим политическим и социально-экономическим реалиям», - отмечали казахстанские исследователи [34, с. 249].

Разделение государственной власти в Казахстане можно показать с формы правления президентства. В Конституции Казахстана 1995 г. указано: «Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом» [35].

Разделение ветвей власти гарантируется также специальными конституционными гарантиями. К ним можно отнести: во-первых, недопустимость «совмещенного мандата»: члены Правительства не вправе быть депутатами представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, осуществлять предпринимательскую деятельность, на них не распространяется правило «должностного иммунитета»; депутаты Парламента также не вправе занимать иные оплачиваемые должности и заниматься предпринимательской деятельностью, что в противном случае влечет прекращение депутатских полномочий; для них установлен институт «депутатской неприкосновенности»; во-вторых, предоставление законодательной инициативы только двум субъектам: депутатам Парламента и Правительству республики; в-третьих, отнесение права давать официальное толкование норм Конституции Республики Казахстан к полномочиям специального органа государства по контролю за конституционной законностью — Конституционного совета; в-четвертых, теперь изменения и дополнения в Конституцию могут быть внесены, как правило, республиканским референдумом, проводимым по решению Президента, которое он принимает по собственной инициативе или по предложению Парламента или Правительства [36].

Вместе с тем организационное и функциональное разделение ветвей власти по Конституции Республики Казахстан 1995 г., не допуская слияния, как в советский период, законодательной, исполнительной властей и управляемости судов, в то же время не настолько «жесткое», чтобы нарушать единство государственной власти в стране. Гибкость и целостность всей системы нынешнего разделения властей в Казахстане обеспечивает Президент республики.

Как отмечает Глава государства Н.А. Назарбаев, «Конституция Казахстана юридически оформила становление сильной президентской республики и распределение полномочий между ветвями власти. Сформированы институты гражданского общества, соблюдаются гарантии прав человека, свободно работают средства массовой информации… Возрожденная казахстанская государственность является основанием, на котором строятся демократия и рыночная экономика» [37, с. 165].

Доктрина и практика казахстанской модели президентской системы правления базируется на следующих принципах организации государственной власти:

- политико-правовое признание универсальной нормы разделения власти;

- адаптация конституционного опыта зарубежных стран к условиям казахстанского общества;

- приоритет сохранности политической стабильности путем правового регулирования взаимоотношений между различными органами единой по сути государственной власти;

- поддержание реального баланса между тремя ветвями власти;

- признание конституционной нормы как установления внешней юридической силы.

- В современных условиях для Республики Казахстан оптимальный вариант конституционной теории разделения властей и соответствующей ей системы государственных органов включает следующие принципы:

- усиление президентской формы правления;

- признание единства государственной власти и в то же время ее функциональной и структурной дифференциации;

- четкое разграничение объема правомочий каждой власти;

- наличие динамичной системы взаимных сдержек и противовесов государственных органов (прежде всего, высших).

Важнейшая проблема президентской системы вытекает преимущественно из раздельных выборов двух ветвей власти и фиксированного срока нахождения у власти.
Президентский демократический режим — это система взаимной независимости, так как и законодательная власть, и Глава государства имеют фиксированный выборный мандат, являющийся источником их легитимности. Это служит гарантией против усиления притязаний одной из ветвей власти. Президентские системы в большей степени, чем парламентские системы, склонны иметь исполнительную власть, чья программа последовательно блокируется законодательной властью.

Говоря о президентском режиме, следует не забывать, что любой президентский режим имеет недостатки. Среди них нужно назвать те, которые могут возникнуть и в нашем государстве. Прежде всего, это опасность определенного отрыва власти от общественного мнения. Во избежание этой опасности необходимо, чтобы Президент, располагая всей информацией и желая благополучия своей стране, принимал правильные решения.
Другая опасность состоит в чрезмерной концентрации власти в руках Президента и его окружения. Как в свое время писал В. Жискар д’Эстен, «даже если сам Президент не хочет этого, но с момента его избрания в общественном мнении возникает стремление поднимать до его уровня все проблемы, требующие решения. Поэтому возникает риск появления вокруг него команды, состоящей из узкого круга лиц, который пользуется чрезмерной властью. Во избежание этого явления необходимо найти соответствующее равновесие во властных структурах» [38].

Поскольку Президент Республики Казахстан, так же как и Президент Франции, имеет обширные полномочия, всегда существует опасность того, что этот пост может попасть в руки политического лидера, способного на злоупотребление своей властью. Во Франции в этом плане существуют два «фильтра». Во-первых, кандидатуру будущего Президента, как правило, определяют политические партии. Во-вторых, во Франции существуют устойчивые демократические традиции ее граждан, сложившиеся на протяжении более чем двух веков.

В Казахстане еще нет достаточно сильной партийной системы и политической культуры граждан. Поэтому очень важно, чтобы современная конституционная реформа была направлена на усиление роли партий в политической системе Казахстана. По форме правления наше государство остается президентской республикой, однако по многообразию и гибкости элементов этого правления, апробированных конституционной практикой развитых демократий, казахстанская форма президентского правления обретает, благодаря новой конституционной реформе, логически завершенный вид президентско-парламенткой формы правления, особой системы разделения и функционирования единой государственной власти в обществе.

Внесение изменений и дополнений в Конституцию Казахстана в настоящее время позволяет создать более гибкую политическую систему, идти по пути дальнейшей демократизации нашего государства. Как отмечает председатель Сената Парламента Казахстана К.К. Токаев, «это время прорыва нашей страны в полномасштабную демократию, выхода на новый уровень экономического и политического развития» [39].

В ч. 1 ст. 2 Конституции Республики Казахстан закреплено, что «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления». Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в Казахстане - это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться [40].

Подлинное правовое демократическое государство означает, что граждане воспринимают себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными и государственными делами. Правовое государство это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом и не может стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

В Казахстане большинство населения, понимая необходимость неких общих правил, готовы соблюдать законы, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти. Однако, казахстанская практика последних лет свидетельствует о грубейших нарушениях казахстанского законодательства чиновниками различных рангов, проявляющиеся в появлении «оборотней в погонах», коррупционных скандалов, затрагивающих все органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Для гражданского правосознания характерно формальное признание принципов правового государства на фоне правового нигилизма и неправомерного общественного поведения. Это правосознание исходит из того, что нормы права выше закона, из которых сам закон черпает обязательную силу. Однако нормы такого положительного права помимо закона и обычая могут формироваться не только законами и обычаями, но и путем общественного провозглашения. Такой экстраординарный источник права активизируется в нестабильных политических ситуациях, когда нормы, провозглашенные небольшой группой или даже отдельным лидером, соответствуют общественному правосознанию.

Для людей с этатистским правосознанием ярко выражено стремление к патернализму, ожидание постоянной помощи со стороны государства в решении не только жизненно важных, но и приватных проблем. Они постоянно перекладывают ответственность за свою судьбу на государство. Этатистское правосознание основано на традиционном представлении о праве, согласно которому право есть не что иное, как продукт воли государства, предписание государственной власти. Такое правосознание признает любой закон, изданный государством (даже если он не соответствует наличной системе права), в качестве обязательного для исполнения предписания.

Для людей с правовым правосознанием характерна ориентация при решении своих проблем, прежде всего на собственные силы, убеждение, что можно самому управлять своей судьбой, спокойное отношение к социальной дифференциации и в целом положительное отношение к «новым русским». Социальная справедливость интерпретируется ими как равенство возможностей. В этом плане их правосознание ближе к западному, среди них больше всего сторонников радикальных рыночных реформ.

Необходимо коренным образом преобразовать социально-экономическую и политическую системы, сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ, устранить социальную почву роста преступности и нарушений законности. Но одновременно нельзя упускать из виду и обширный комплекс мер государственно-правового порядка, без которых достижение этих целей также не может быть обеспечено. Речь идет прежде всего об укреплении казахстанской государственности в самом широком смысле, включая решение запутанных национальных отношений, прекращение «войны законов», по­вышение профессионализма, демократизацию отношений с гражданами.

В правовом государстве власть рассматривается как сила, стоящая на службе у права, главной функцией которой является выполнение законов и соответственно выраженных в них общественных интересов. В сегодняшнем Казахстане системы законов как реально действующей силы еще нет. Господствует, зачастую, «указное право», что, в конечном счете, обрекает на беспомощность и унижения и простого человека, и бизнесмена, и политика.

В правовом обществе личность и государство рассматриваются как равные партнеры, в современном Казахстане взаимная ответственность пока только декларируется. «Необязательное» поведение нашего государства порождает цепную реакцию. Казахстанские граждане точно так же начинают относиться и к выполнению своих обязанностей: отказываются от гражданской ответственности, от участия в выборах и референдумах, уклоняются от военной службы, от уплаты налогов, от оплаты за квартиру и за проезд в общественном транспорте и т. д.

Для того чтобы вернуть доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность, пойти на кардинальные перемены. Такими шагами может стать существенное сокращение громоздкого государственного аппарата и возложение на чиновников реальной ответственности за осуществление их функциональных обязанностей, расширение сферы гласности в деятельности государственных органов власти, учет опыта становления правового государства в других странах и т. п.

Достижение целей правового государства возможно только при осознании гражданами необходимости отстаивать свои интересы, влиять на политическую власть, осуществлять контроль за ее деятельностью. Важными факторами демократического участия выступают политические условия, способствующие реализации прав и свобод; правовые и материально-экономические основы, формирующие стремление человека к достойной жизни; доступность средств массовой информации, обеспечивающие политическую коммуникацию общества и власти.

Достаточно убедительно высказался в данном контексте известный экономист Евгений Ясин: «либо мы научимся жить в условиях демократии, то есть станем активными и ответственными гражданами, требовательными к органам государственной власти, станем обществом, способным осуществлять контроль за нею, либо нам заказан путь в мир процветающих наций». [41, с. 37]

11.1.2.1 - объяснять реализацию принципов правового государства на основе политико-правовых актов РК (Концепция правовой политики РК, Концепция Национального плана действий в области прав человека в РК)

11.1.2.2 - объяснять основное функциональное предназначение гражданского общества в РК;

11.1.2.3 - оценивать эффективность деятельности институтов гражданского общества РК (НПО)

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.

Что делает учитель?

Что делают ученики?

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Оценивание для обучения

1. Фронтальный опрос.

1. Что такое государство?

2. Что такое политическая система ?

3. Назовите элементы по­литической системы.

4. В чём заключается особая роль государства в по­литической системе ?

5. Назовите основные виды по­литических партий.

6. Назовите особенности общественных движений.

7. Назовите основные элементы политической системы казахстанского общества.

(проверка домашней работы).

Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – § § 7,8, стр. 29-35 (учебник)

1. Работа с текстом (чтение).

В статье 1 Конституции нашей страны закреплено, что республика утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством.

Что такое правовое государство? Признаки правового государства. Необходимость и цели правового государства. Пути становления правового государства в Казахстане.

Правовое государство. Республика Казахстан После обретения независимости одним из своих главных стратегических направлений развития объявила построе­ние правового государства. Правовое государство создается в процессе длительного исторического развития. Поэтому в Конституции Республики Казахстан записано, что страна встала на путь формирования правового государства.

Правовым является государство, в котором сформирована правовая система, незыблемо верховенство закона, требова­ния законов обязательны для всех субъектов и работа всех государственных органов, должностных лиц регулируется законами.

Признаки правового государства. Самым важным показателем правового государства является верховенство закона, его господство в общественной жизни. Наилучшие стороны общественной жизни должны регулироваться посредством законов. Конституция ориентирует законо­дательный орган на это обстоятельство.

В Конституции Республики Казахстан определен законотворческий характер деятельности парламента Казахстана. Парламент Республики Казахстан вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие обще­ственные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся право субъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государ­ственной и военной службы. Издание законов — основная функция парламента. Парламент не должен передавать эту миссию никакому другому органу, а должен ста­раться охватить своими законами и нормативными актами все важные сферы жизни общества.

Иногда и в правовом государстве законодательные функции могут быть переданы президенту. Общественная жизнь очень сложна и в ней случаются различные непредвиденные ситуации. Парламент в случае полити­ческого кризиса может быть распущен или в полном составе отправлен на очередные каникулы. Когда парла­мент временно отсутствует, президент страны имеет право издавать указы, имеющие силу закона. В таком случае президент не злоупотребляет своими полномочиями, не пытается изменить конституцию и конституционный строй в свою пользу. Президент в отсутствие парламента может издавать указы, имеющие силу закона, только по текущим проблемам. После того как новый парламент будет избран и приступит к своим обязанностям, он должен либо закрепить все изданные указы, либо аннули­ровать их и принять новые законы. В определенных случаях народ через референдум может принимать акты, имеющие силу конституционных и обычных законов. Расширение круга субъектов, имеющих право принимать законы, показывает намерение государства стать правовым.

Другим важным принципом правового государства является обязательность для всех государственных орга­нов, должностных лиц выполнения требований законов. Законы исходят главным образом от государства, его органов, следовательно, само государство в первую очередь берет на себя обязательство соблюдать требования законов.

Сама логика развития общества решение проблемы применения на практике законов возлагает на государство и его органы. Либо государственные органы следят за реализацией законов, либо они сами применяют законы, либо они обеспечивают применение законов, либо они применяют меры воздействия на нарушителей. Следова­тельно, принимая законы, государство не только берет на себя обязательство выполнять требования законов, но и следит за ходом выполнения положений законов всеми субъектами. Выполнение положений законов государством, его органами и должностными лицами имеет исключительное значение в становлении правового государства.

Правовая культура масс. Важным принципом право­вого государства является неукоснительное соблюдение законов гражданами. Для этого необходимо знать законы, другие нормативные правовые акты, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан. Для того чтобы обеспечить знание законов, конституция предусматривает официальную публикацию законов, всех нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Публикация законов в печати является обязательным условием их применения. Это конститу­ционное положение имеет большое значение в правовом просвещении граждан. Указанное конституционное положение должно обеспечивать доступность для граждан многочисленных отраслевых законов, в которых конкретизируются права и обязанности граждан. Государственные органы не должны ограничивать доступ граждан к своим нормативным правовым актам.

Важным условием становления правового государства является формирование правосознания граждан. Республика Казахстан в настоящее время уделяет большое внимание правовому обучению населения. 21 июня 1995 г. вышел Указ Президента РК "О мерах по осуществлению правового всеобщего обучения”. В основе этого акта лежит идея обеспечения формиро­вания правового государства. В нем предусматривается обучение правовым и нравственным нормам с дошколь­ного возраста. Правовым обучением охватываются граждане всех возрастов и всех слоев независимо от сферы обучения, работы и служебного положения, вплоть до министров. И законопослушные граждане, и безу­пречно исполняющие законы государственные служащие, и нарушители законов формируются с детского возраста.

Независимость судов. Еще одним важным признаком правового государства является закрепление принципа независимости суда. В правовом государстве суд занимает особое место, поскольку является одной из трех ветвей государственной власти. Все спорные правовые вопросы в основном решаются в суде. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе конституции, законов, иных нормативных актов, международных договоров республики.

В Конституции Республики Казахстан записано, что "судья при отправлении правосудия не зависим и подчиняется только Конституции и закону". Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Одной из мер, направленных на обеспечение независимости судей, является их пожизненная назначаемость. Однако если судья нарушает закон, он освобождается.

Государство может признаваться правовым не только в силу наличия развитой национальной правовой системы, ее реального функционирования. Степень правового характера государства определяется и тем, как относится государство к международному праву, вбирающему в себя наиболее демократические, прогрессив­ные и гуманистические правовые идеи. Этому вопросу конституция уделяет особое внимание: в ней записано, что Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права. В действующее право нашей республики включаются международные договорные и иные обязательства. Международные договоры, утверж­денные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно.

2. Приём «Концептуальная таблица».

Опираясь на текст, проанализировать проблему, заполнить концептуальную таблицу и систематизировать информацию, выявляя существенные признаки изучаемых явлений.

Определите особенности Республики Казахстан как правового государства .

3. «Мозговой штурм».

1 . Какие существуют признаки правового государства?

2. Дайте краткую характеристику правового государства.

3. Какова цель правового государства?

4. Дайте краткую характеристику гражданского общества.

5. Какова цель по­литических партий?

6. Что такое Концепция правовой политики РК?

7. Что такое Концепция Национального плана действий в области прав человека в РК ?

4. Заполнить таблицу «Институты правового государства».

Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: