Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания курсовая

Обновлено: 25.04.2024

Целью работы является конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светского государства.
Достижения указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие, признаки и сущность светского государства;
- проанализировать конституционно-правовые аспекты светского государства Российской Федерации;
- исследовать особенности Российской Федерации как светского государства;
- отразить взаимоотношения церкви и государства в России;

Содержание

Введение. 2
1.Понятие светского государства в Российской Федерации. 2
1.1 Определение и понятие светского государства. 2
1.2 Классификация светских государств. 4
2.История становления светского государства. 5
3.Особенности светского государства. 14
3.1 Признаки светскости. 14
3.2 Светский характер Российского государства . 18
3.3 Системный характер конституционно-правового института светскости государства в Российской Федерации. 19
4.Функционирование светского государства в Российской Федерации. 20
4.1 Отделение государства от религиозных организаций. 20
4.2 Отношение государства к религии и религиозным объединениям. 23
4.3 Проблемы России, как светского государства . 26
Заключение. 30
Список используемой литературы. 31

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа по конституции (2).docx

Проблемы светскости государства в России теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это объясняется тем, что новой государственности должно соответствовать новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм национального права и общепризнанных норм международного. В настоящее время в России заметен перекос в отношениях между государством и церковью. Данный вопрос требует всестороннего решения, учитывающего чувства верующих и отношение к религии неверующих. Религиозную свободу в конкретном обществе можно оценить по степени взаимозависимости государственных и религиозных учреждений.

Если в одних случаях отношений государства и религиозных объединений в публичной сфере все более или менее ясно, в других этого утверждать нельзя. Например, при вступлении в должность Президента России присутствовали главы наиболее распространенных конфессий, и от имени их всех Патриарх Московский и всея Руси выступал с поздравлениями Президенту и пожеланиями ему успешной работы. Очевидно, что в этом случае о религиозной церемонии или обряде говорить не приходится. Соответствующие лица просто представляли большие группы граждан России, а их участие в инаугурации Президента России свидетельствует о конструктивных отношениях между церковными иерархами и руководством государства.

В сфере образования одним из наиболее часто встречающихся вопросов является преподавание религиозных дисциплин в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Согласно ст. 5 Закона 1997 г. обучение религии в государственных или муниципальных образовательных учреждениях возможно по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Если конкретизировать положения Закона применительно к проблеме реализации свободы совести в государственной и муниципальной школе, то можно сделать несколько выводов:

- органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права разрабатывать или рекомендовать для изучения учебные курсы, программы, в которых поддерживаются или осуждаются религиозные или иные убеждения;

- учитель, преподаватель не имеет права использовать свой предмет для пропаганды какой-либо религии или идеологии;

- родители вправе выбирать образование, соответствующее их религиозным и философским убеждениям, для своих детей. Закон 1997 г. говорит о согласии детей на это. Следует заметить, что воля ребенка, который первый раз идет в школу, еще не сформирована, и возникает проблема уяснения действительной воли, желания ребенка на получение соответствующих знаний

Вопрос о религии несколько неожиданно приобрел своеобразный ракурс в связи с поиском так называемой новой государственной идеологии. Необходимость единой идеи для всего государства всегда была одной из самых главных. Возникла мысль о том, что в качестве таковой может выступать государственно-патриотическая идеология. И она больше всего связана с такими сферами, как культура и религия. Увы, не очень получилось, образовался своеобразный идеологический вакуум, прежде всего это коснулось духовной жизни общества. Получается, что государство более не занимается непосредственно морально-этическим воспитанием гражданина. Каждый волен сам выбирать ту идеологию, которой он будет следовать в течение своей жизни.

Но государственный вакуум заполняется другими источниками, и церковными прежде всего. Этим объясняется повышение значимости церкви в обществе. Церковь начинает выполнять функцию некоего идеологического органа, т.е., по сути, становится альтернативой государственного идеологического аппарата. В условиях гражданского общества церковь может выступать и выступает как один из общественных институтов, с помощью которого воздействует на власть. Данные тенденции являются нормальным ходом развития гражданского общества. Но дело в том, что, если церковь совершает переход от союза с государством к осознанию себя как независимого института общества, она явно превышает свою роль. Ведь при разработке любой идеологии стоят такие вечные вопросы бытия человека, как справедливость, смысл участия в государственных делах, основания взаимодействия личности и власти. Единая идея государства, являясь составляющей политики, концентрированно отражает основные достижения в области права и фиксированные формы желаемого правового будущего 46 .

И эти вопросы современного развития российского общества и государственности не могут заменяться или подменяться религиозным взглядом на соответствующие явления. Иначе говоря, указанные понятия должны быть формулируемы в светской интерпретации.

Особая роль в формировании государственной идеологии принадлежит конституции государства, в том числе и Конституции Российской Федерации. С.А. Авакьян справедливо отмечает, что "конституция просто не может не быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом. каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей. и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества" 47 . "Идеологическая функция любой конституции заключается в том, что она является средством идеологического воздействия. Конституционные ценности, будучи стержнем либерально-демократической идеологии, защищаются и охраняются" 48 .

Именно Президент РФ и Федеральное Собрание в современной России должны разрабатывать и утверждать государственную идеологию. При этом необходимым условием должно быть привлечение широкого круга политической, религиозной и научной общественности. Как отмечают В.И. Коваленко, Е.В. Голошумов, "без четкого научного обеспечения. она может обернуться еще одним монстром, которые уже не раз терзали Россию, стать средством политического манипулирования, направленного против страны и народа" 49 .

Светское государство — это государство, в котором нет официальной государственной религии, ни одно из вероучений не признается единственно верным или обязательным к исповеданию.

В условиях светского государства догматы и каноны религии, любые религиозные объединения не могут оказывать влияние на государственный строй, на систему государственных объединений и образований, на функционирование государственных органов и должностных лиц, на иные сферы деятельности государства.

Основные черты светского государства:

  • не вмешивается в определение человеком своего отношения к религии и принадлежности к определенному религиозному направлению;
  • не вмешивается в церковную деятельность и функционирование религиозных объединений (если такая деятельность не противоречит нормам закона);
  • не возлагает на религиозные организации и объединения функции органов власти, госучреждений, органов муниципального самоуправления;
  • обеспечивает в государственных и муниципальных образовательных учреждениях соответствующую природу образования;
  • функционирование и деятельность госорганов власти не может сопровождаться публичными религиозными церемониями и обрядами;
  • государственные служащие, военнослужащие не могут использовать служебное положение для формирования определенного отношения к той или иной религии.

Государство регулирует и контролирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает материальную поддержку в реставрации, содержании и охране объектов и зданий, являющихся религиозными памятниками истории и культуры.

Светское государство — это государство, обеспечивающее органическую сбалансированность и независимость интересов религиозных объединений и публичных институтов. В светском государстве наблюдается неучастие религии в главных вопросах государственной политики и жизни. Государство является гарантом сбалансированности интересов разных социальных групп, оно провозглашает конституционно свободу совести, принимает соответствующие меры для ее реализации.

Признаки светского государства

Любому светскому государству характерны определенные признаки:

  • отделение религиозных объединений от государства, государство не возлагает на религиозные объединения исполнение функций органов государственной власти;
  • нормативное закрепление равенства религиозных объединений перед законом, при этом никакое религиозное объединение не может пользоваться никакими преимуществами со стороны государства;
  • равенство прав и свобод каждого человека независимо от религиозных убеждений и его отношения к религии;
  • недопустимость установления официальной или общеобязательной религии.

Готовые работы на аналогичную тему

Дополнительные признаки проистекают из перечисленных. К ним относятся: сохранение светского характера образования; запрет возлагать на религиозные объединения функции органов государственной власти; невмешательство государства в религиозное самоопределение граждан; отказ в приеме на работу по религиозным мотивам; запрет государственным служащим использовать свое должностное и служебное положение в интересах каких-либо религиозных объединений; гарантии прав на замену военной службы альтернативной службой по религиозным мотивам.

Религиозные объединения не принимают участия в выборах в государственные органы власти, не принимают участия в деятельности политических партий и объединений. Представители религиозных объединений сохраняют все свои общегражданские права. Они могут участвовать в выборах, выдвигаться, но не как представители религиозных объединений.

Функции светского государства

Основные направления деятельности государства, то есть его функции имеют разностороннюю направленность.

Основные функции светского государства:

  • законодательная;
  • охранительная;
  • стимулирующая;
  • регулирующая;
  • запрещающая;
  • социальная;
  • воспитательная.

Законодательная функция состоит в том, что государство создает правовое пространство для деятельности религиозных организаций и объединений, государства и общества, юридически гарантирует свободу вероисповедания и совести, устанавливает правовой статус объединений, закрепляет принципы их взаимодействия с властями разного уровня и разных ветвей.

Охранительная функция подразумевает охрану законной деятельности религиозных объединений и исполнение законодательства о свободе вероисповедания и совести; согласно конституции светского государства, каждый может свободно исповедовать какую-либо религию, или не исповедовать никакой религии.

Стимулирующая функция — оказание материальной, финансовой или какой-либо помощи религиозным организациям и объединениям, предоставление налоговых льгот, субсидий, содействие в преподавании в религиозных образовательных учреждениях общеобразовательных дисциплин.

Регулирующая функция состоит в том, что государство регулирует государственно-церковные отношения, регистрирует религиозные объединения и организации, определяет правовой статус религиозных организаций и объединений, контролирует и регулирует процесс вероисповедной политики, регулирует проведение отдельных религиозных церемоний и обрядов, благотворительных мероприятий и др.

Запрещающая функция состоит в том, что государство через соответствующие законы запрещает создание и дальнейшую деятельность религиозных организаций и объединений, функционирование которых направлено на разжигание религиозной розни, подрыв и угрозу безопасности государства, на пропаганду войны, принуждение к разрушению родственных связей и семьи, нанесение вреда и ущерба здоровью и нравственности граждан и т.д.; запрещено воспрепятствовать проведению религиозных обрядов и богослужений в культовых зданиях; список санкций достаточно широк — исправительные работы, штраф, арест и лишение свободы.

Социальная функция состоит в том, что государство реализует меры по обеспечению связи и взаимодействия с религиозными организациями для улучшения социальной жизни граждан, обеспечение таких условий жизни, которые соответствовали бы международным стандартам, совместное действие государства и религиозного объединения в сфере защиты материнства и детства, борьбы с наркоманией и алкоголизмом, иными противоправными проявлениями.

Воспитательная функция состоит в том, что государство помогает нравственной, эмоционально-психологической, интеллектуальной консолидации общества, включая нравственное воспитание подростков и молодежи, военнослужащих, беженцев и т.д.; способствует укреплению семейно-брачного института; защиты тайны исповеди; противодействия нравственному развращению; объявления нерабочими днями религиозных праздников; противодействия алкоголизации населения, распространению наркомании, тунеядства, проституции, преступности.

Права и свободы человека рассматриваются с нескольких точек зрения. Одна из них – светская, которая определяет права и свободы со стороны законодательной базы. Основные права и свободы индивида сегодня можно классифицировать на:

  1. Личные;
  2. Политические;
  3. Социально-экономические;
  4. Культурные.

Личные права человека среди всех остальных выдвигаются на первый план. Таким образом государство хочет подчеркнуть, что личные права и свободы человека имеют особую социальную значимость.

Эксперты предполагают, что это объясняется характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за существование личных прав и свобод, поскольку человек не всегда был в том статусе, в котором он находится в современном мире.

Несмотря на то, что эти права и свободы закреплены, ограничение их может осуществляться, но только в случаях, которые также установлены федеральным законом. Судебные решения также влияют на права и свободы человека, но обычно они могут быть ограничены в том случае, если человек пошел на преступление, его деятельность оказалась опасной для жизни и здоровья другого индивида или целого круга лиц. В этом случае государство и соответствующие органы ориентированы на то, чтобы обезопасить общество от человека, проявляющего девиантное, асоциальное и опасное поведение, а значит его права и свободы в обязательном порядке будут ограничены.

Готовые работы на аналогичную тему

Политические права – еще одна категория, которая приобрела особое значение среди всех остальных категорий прав и свобод личности. Прежде всего это – право принимать участие в управлении делами государства, а также избирательное право. Только граждане являются субъектами политических прав. Они олицетворяют активный статус гражданина, дают ему возможность принимать участие непосредственно или через своих представителей в управлении государственными делами. Ранее эти права были ограничены, но когда государства развивались и эволюционировали, то очевидной стала необходимость в участии людей в управлении делами. Только гражданин своей страны и представитель определенной социальной группы лучше всего знает, что требуется другим людям, в чем они нуждаются, какие необходимо предпринять меры, чтобы их жизнь улучшилась.

Таким образом, были перечислены светские права и свободы граждан, которые закреплены на законодательном уровне. Эти права и свободы обеспечивают:

  1. Безопасность;
  2. Неприкосновенность;
  3. Свободу слова;
  4. Свободу выбора;
  5. Независимость.

Религиозные аспекты прав и свобод личности

Помимо светских аспектов прав и свобод личности существуют также и религиозные. К ним относят свободу совести и свободу вероисповедания. Следует отметить, что основываются они на светском характере российского государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или единственной на государственном уровне. Это очень важно, поскольку Россия – это многонациональное и мультикультурное государство, где разные представители различных культур могут исповедовать разную религию.

Однако человек может верить во что угодно и в кого угодно ровно до тех пор, пока его вера не затрагивает окружающих и не вредит им. Религиозные объединения автономны, они отделены от государства, но при этом они равны перед законом, а значит в случае любого форс-мажоры они будут отвечать перед государством и законом по всей строгости.

Совесть – это одно из душевных свойств индивида. Она проявляется в нравственном самосознании, самоконтроле. Совесть признает необходимость в соблюдении тех или иных правил жизни, которые обеспечивают спокойное существование индивидов и более крупных социальных групп в обществе. Совесть для религиозного человека – это вера и ее аспекты. Совесть ля атеистов – это моральные критерии, которые делят мир на «черное и белое», отделяют доброе от зла. Таким образом, совесть и ее содержание подразумевает свободу личности на самоопределение, свободу ее мировоззренческого и идеологического выбора. Свобода имеет множество элементов, один из них – это вероисповедание и свобода вероисповедания.

В России есть свои гарантии свободы совести и свободы вероисповедания. Например, никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и религиозным нормам, он не может подвергаться какому-то принуждению при определении своего отношения к религии, к выбору веры. Человек свободен, он может как участвовать, так и не участвовать в богослужениях и других религиозных обрядах. Все зависит от его желания, от его возможностей и способностей. В этом плане религиозное понимание прав и свобод имеет свои сакральные характеристики. Гражданин может получать религиозное образование, если у него появляется такая потребность. Выбор учреждения полностью зависит от его пожеланий и предпочтений. Например, это могут быть свои сложившиеся идеологические представления, а если человек не достиг совершеннолетия, то за него выбор делают родители и опекуны. Таким образом, светское и религиозное понимание прав и свобод в чем-то может совпадать, но в основном исследователи прослеживают больше различий. Однако и те, и другие аспекты в современном государстве имеют особое первостепенное значение, поскольку от них во многом зависит общее понимание текущей правовой ситуации в отношении свобод граждан.

Светское государство является государством общественные отношения в котором регулируются на базе гражданских, а не религиозных норм; причем решения всех органов такого государства не могут обладать религиозным обоснованием.

В настоящий момент в науке доминирует представление светского государства как государства, в котором не имеется какой-то официальной государственной религии, и никакое вероучение не признано предпочтительным и обязательным. Соответственным образом, светский характер государства предположил, что церковь и государство разделены друг от друга, не вмешиваются в дела друг друга».

Сущность светского государства

Закон светского государства может полностью или частично соответствовать религиозным нормам; «светскость» определена не присутствием противоречий с религиозными установками, а свободой от них. К примеру, запрет абортов представляется светским решением, если это обосновано общими гуманистическими соображениями, а точнее будет сказать медико-биологической целесообразностью, а не предпосылками религиозного характера.

В светском государстве любой человек обладает правом рассчитывать на то, что он может жить, не приходя к религиозным институтам. К примеру, заключение браков и реализация правосудия япредставляется в нём государственной прерогативой. Последователи всех религий в светском государстве являются равными перед законом.

Государства, не обладающие статусом светских

Большая часть мусульманских государств не отвечают критериям «светскости». Так, Саудовская Аравия и Иран официальным образом объявлены теократическими государствами, в конституциях большей части арабских государств отмечено, что их законодательство основывается на шариате и Коране, религиозная форма брака представляется единственной возможной.

В Малайзии в последний временной период произошёл отход от светского государства, речь идет о появлении религиозной полиции, разбирающей дела мусульман.

Из государств с преобладающей долей мусульманского населения светскими являются, к примеру, Азербайджан и Турция.

Кроме этого, известны случаи, когда государство обладает государственной религией, совместно с этим провозглашает себя светским, речь идет об:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Англии;
  • Дании;
  • Египте;
  • Тунисе;
  • Бангладеш и некоторых других странах.

Не полностью религия отделена от государства в Израиле.

Принцип светскости подразумевает отделение государства от догм религиозного характера, но не значит полное удаление религии из жизни общества. Также он помогает разграничивать сферы влияния государства и религиозных организаций в сохранении государственной роли, как главной формы организации общественной политической власти.

Типология светских государств

В социологической науке существует типология светских и несветских государств по разнообразным параметрам. Критериями классификации светских государств являются:

  • присутствие отношений партнёрства государства с религиозными организациями;
  • уровень воздействия религии на государственную систему права.

Названные критерии дает возможность выделения четырех типов государств светского типа:

  1. Эквипотенциальный тип, то есть здесь государство устремлено к максимально возможной изоляции религиозных организаций от жизни государства;
  2. Преференциальный тип;
  3. Идентификационный тип, то есть выражаемый в сотрудничестве государства и религиозных организаций;
  4. Контаминационный тип.

Различные типологии светских государств, которые существуют в мире современности, представляются закономерным результатом общественного развития. Образование конкретного типа светского государства обуславливается определенными политическими, историческими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

Светским государством признано такое государство, в котором религия и государство, а точнее религиозные объединения и государство отделены друг от друга, и ни коим образом не вмешиваются в дела друг друга.

Конституция РФ 1 частью 14 статьи не только провозгласила Россию в качестве светского государства, но и раскрыла сущность данной характеристики. Согласно ей никакая религия не может быть установлена в форме обязательной или государственной. А далее во 2-ой части этой же 14 статьи сказано, что религиозные объединения отделяются от государства и обладают равными правами перед законом. . Данные конституционные положения находят собственное развитие в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях". Заводя речь о взаимоотношениях религиозных объединений и государства, данный закон установил, что государство:

  • Не может вмешиваться в определение гражданином собственного отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями согласно своим убеждениям, при учете прав ребенка на свободу вероисповедания и свободу совести;
  • Не может возлагать на религиозные объединения исполнение функций власти государства и органов МСУ;
  • Не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не находит противоречий законодательству;
  • Обязано обеспечивать светский характер образования в муниципальных и государственных образовательных учреждениях.

В свою очередь, и религиозные объединения согласно конституционным принципам формируют и реализуют собственную деятельность вне зависимости от государства. Согласно своей собственной институциональной и иерархической структуре, они избирают, назначают и заменяют свой персонал. Здесь надо отметить, что действуя в соответствии со своими собственными уставами, они обязаны обеспечивать своим работникам условия труда и его оплату, согласно нормам установленным законодательством РФ и оговоренным в трудовом контракте (договоре).

Целью работы является конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светского государства.
Достижения указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие, признаки и сущность светского государства;
- проанализировать конституционно-правовые аспекты светского государства Российской Федерации;
- исследовать особенности Российской Федерации как светского государства;
- отразить взаимоотношения церкви и государства в России;

Содержание

Введение. 2
1.Понятие светского государства в Российской Федерации. 2
1.1 Определение и понятие светского государства. 2
1.2 Классификация светских государств. 4
2.История становления светского государства. 5
3.Особенности светского государства. 14
3.1 Признаки светскости. 14
3.2 Светский характер Российского государства . 18
3.3 Системный характер конституционно-правового института светскости государства в Российской Федерации. 19
4.Функционирование светского государства в Российской Федерации. 20
4.1 Отделение государства от религиозных организаций. 20
4.2 Отношение государства к религии и религиозным объединениям. 23
4.3 Проблемы России, как светского государства . 26
Заключение. 30
Список используемой литературы. 31

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа по конституции (2).docx

1.Понятие светского государства в Российской Федерации. . 2

1.1 Определение и понятие светского государства. . 2

1.2 Классификация светских государств. . . 4

2.История становления светского государства. . . 5

3.Особенности светского государства. . . 14

3.1 Признаки светскости. . . . 14

3.2 Светский характер Российского государства . . 18

3.3 Системный характер конституционно-правового института светскости государства в Российской Федерации. . . 19

4.Функционирование светского государства в Российской Федерации. . . . 20

4.1 Отделение государства от религиозных организаций. . 20

4.2 Отношение государства к религии и религиозным объединениям. . 23

4.3 Проблемы России, как светского государства . . 26

Список используемой литературы. . . 31

Темой данной курсовой является «Конституционная характеристика Российской Федерации, как светское государство». Актуальность темы выражается в том, что светское государство в общем смысле- это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1статьи 14 Конституции, как одна из основ конституционного строя России. В конституционном праве светскость интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.

Недостаточно четкая определенность правового содержания принципа светского характера государство зачастую способствует нарушениям этого принципа в деятельности некоторых органов государственной власти, в частности ведет к нарушению прав и свобод человека и гражданина, дискриминация граждан по признаку их убеждений.

Целью работы является конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светского государства.

Достижения указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:

- раскрыть понятие, признаки и сущность светского государства;

- проанализировать конституционно-правовые аспекты светского государства Российской Федерации;

- исследовать особенности Российской Федерации как светского государства;

- отразить взаимоотношения церкви и государства в России;

- определить проблемы и перспективы развития России как светского государства

1.1 Определение и понятие светского государства.

Светское государство (фр.: l'État laïque; англ.: the secular state) - государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В Светском государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и отделением школы от церкви. Такая форма взаимоотношений государства и церкви установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.)

Противоположностью Светскому государству, является теократическое государство, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии (Ватикан).

В мире имеется также ряд клерикальных государств, в которых церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов (Иран).

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», 1 где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что РФ – Светское государство. Религиозные объединения отделены от государства, и ни одна религия не пользуется никакими преимуществами. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально. Это означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения функции органов государственной власти, других государственных органов: не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В то же время государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и других льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в учебных заведениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании. Религиозные объединения в РФ действуют на основе собственных правил при условии соблюдения ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" 2 .

Действующая Конституция в ст. 14 впервые провозгласила Российскую Федерацию светским государством. За сравнительно короткий срок взаимоотношения государства и религиозных объединений претерпели существенные изменения, а вместе с ними совершенствовалось представление о светскости. Сегодня Россию уже нельзя назвать бездуховной страной, в которой подавляются религиозные свободы граждан. Однако сейчас на первый план выступают новые проблемы: обеспечение светскости органов государственной власти и государственной системы образования, юридической регламентации форм взаимодействия государства с религиозными организациями, обеспечение религиозной безопасности и предупреждение (пресечение) деятельности преступных сообществ, маскирующихся под религиозные объединения. Грамотность решения этих и многих других вопросов, связанных с религиозной жизнью в стране, зависит от степени наполнения принципа светскости реальным содержанием, отвечающим современному уровню развития государственно- конфессиональных отношений.

В юридической литературе предлагаются самые различные определения термина "светское государство". При этом многие исследователи делают акцент на таком его признаке, как отсутствие государственной или официальной религии. Так, Е.И. Козлова, О.Е Кутафин, Ю.И. Стецовский рассматривают светское государство как государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. 3 .Такого же мнения придерживается А.Е. Постников. Он пишет, что "Российская Федерация является светским государством, т.е. никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной" 4 .

1.2 Критерии классификации светских государств:

1) наличие партнерства государства и религиозных организаций ;

2) степень влияния религии на правовую систему государства.

Данные критерии позволяют выделить 4 типа светских государств:

Преференциальный (в котором присутствуют оба критерия);

Эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной и общественной жизни);

Контаминационный (в данном типе государства отношения с религиозными объединениями нельзя назвать партнерскими);

Идентификационный ( предполагает сотрудничество государства с определенными религиозными объединениями) 5 .

Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определенного типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:

  1. нравственное воспитание людей;
  2. психологическая поддержка верующих;
  3. социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);
  4. борьба за мир;
  5. борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;
  6. экологическая функция и др.

Глава 2. История становления Светского государства в Российской Федерации.

В наиболее общем виде - светское государство - отражает отношение государства к религии. Истории известно несколько форм такого отношения. В V-I вв. до н. э. существовали теократические государства, в которых власть находилась в руках главы церкви и духовенства, а управление государством, судебная власть и другие институты государственности ос новывались в значительной мере на канонах и правилах соответствующих вероучений. Теократическим государством мо жно считать современный Ватикан, возглавляемый Папой Римским.

С древних времен существовали и другие государства, где одна религия провозглашалась господствующей, государственно й. Государственные или официальные, национальные или господствующие церкви или религии существуют и в современном мире.

Возникновение светского государства в Российской Федерации.
До 1917 года союз церкви и государства называли симфонией государственно-церковных отношений и оставался почти не тронутым. Эта модель была унаследована от Византии, где главенствовал православный монарх, а Церковь получала от него право контроля над сердцами и верой подданных. Только 1905-1907 годах напуганное первой революцией самодержавие «даровало» своим подданным свободу вероисповедания.
Февральская революция не только упразднила монархию в России, но и провозгласила её светским государство. После 3 марта 1917 года взяв в свои руки власть, временное правительство выступило с декларацией, разъяснявшей его политический курс и те задачи которые оно намеревалось разрешить немедленно. Среди прочего обещались и религиозные свободы .
В российской истории Конституция РФ 1993 г. впервые провозгласила Россию светским государством. Декретом СНК от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" провозглашалось только отделение церкви от государства, а также школы от церкви. Закреплялось равенство граждан независимо от их вероисповедной принадлежности. В Постановлении Государственной комиссии по просвещению от 18 февраля 1918 г. "О светской школе" фиксировался нейтральный характер государства в деле религии, т.е. "оно не становится на сторону ни одного вероисповедания, не связывает с ним никаких особых прав или преимуществ, не поддерживает материально или морально ни одно из них" 6 . Примечательно, что Декрет был принят Советом народных комиссаров, опубликован под названием "Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах" и только несколько позже в официальных изданиях стал именоваться Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви. Опираясь на советскую литературу, можно предположить, что советская власть сделала выбор в пользу второго названия Декрета, так как оно закрепляет "наиболее важную гарантию свободы совести" 7 , а не просто декларирует ее.

Отсутствие провозглашения светского государства найдет отражение во всех последующих советских конституциях, которые вслед за указанным Декретом будут закреплять лишь отделение церкви от государства и школы от церкви.

В начале девяностых годов двадцатого века в России в связи с преобразованиями, которые охватили в целом все государство, реформированием многих общественных и политических институтов начали ставиться вопросы о необходимости смены характера сложившихся в советский период государственно- конфессиональных отношений. Необходимо было учитывать новые политические реалии. Рушились казавшиеся незыблемыми коммунистические идеалы и партийная идеология, возникал вакуум в духовном сознании людей, резко увеличилось количество действовавших на территории Российской Федерации конфессий и отдельных направлений внутри них. К тому же расширилась сфера деятельности религиозных организаций, которые начали заниматься благотворительной, образовательной, издательской и иными видами деятельности. Все эти изменения, безусловно, должны были найти свое адекватное отражение в законодательстве и прежде всего в Основном Законе страны, важность принятия которого была очевидной. В обновляющейся России, начавшей строить демократическое правовое государство, избавляться от внешнего контроля над человеком, необходимо было провозгласить свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечить их фактическую реализацию. При этом важно было также определить и закрепить в Конституции характер отношений между государством и различными религиозными конфессиями, роль церкви как духовного центра нашей нации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: