Порядок уголовного судопроизводства в римском праве

Обновлено: 24.04.2024

представлявшими как итог исторического развития римского права, так и изначальные особенности отношения римского пра­вопорядка к предмету уголовного преследования.

Уголовному преследованию (т. е. правовому осуждению с предполагаемым последующим уголовным же наказанием [II] подлежали только правонарушения, которые рассматривались как колеблю­щие порядок “публичных дел”. Значительный ряд безусловно опасных по своим последствиям правонарушений (которые современное право однозначно относит к числу уголовных пре­ступлений — кража личного имущества, оскорбления личности словом или действием, причинение телесных повреждений т. п.) рассматривался в римской юстиции как вопрос частного права и поэтому подлежал разбирательству не в порядке уголовного, а только гражданского судопроизводства, образуя специальную сферу деликтного права. В итоге сложилось так, что собственно факт уголовного судебного разбирательства и особенно его пра­вовая форма определялись совокупностью обстоятельств: пра­вовым содержанием предполагаемого дела, качеством субъекта преступления, наличием особой подсудности, предполагаемым возможным наказанием и другими условиями. Единой и всеоб­щеобязательной формы уголовного судопроизводства римская юстиция не выработала и не предполагала.

В зависимости от разного рода обстоятельств сложились пять более-менее типичных и общераспространенных, опираю­щихся на соответствующие указания римских законов форм уголовного судебного разбирательства, или процесса:

1. Магистратский публичный процесс велся единолично уполномоченным должностным лицом (курульным магистратом) в случае специальных обвинений против особых категорий лиц. В правовом смысле судебная власть магистрата опиралась на полномочия в рамках imperium.

воинским преступлениям, т. е. совершенным римскими гражда­нами как специальными субъектами, и в особых обстоятельствах рассматривались обвинения против женщин-римлянок (если это не находилось в пределах административно-полицейских полно­мочий эдила, против иностранцев и вообще неримских граждан. В этой же форме шел процесс по уголовным обвинениям рабов и вообще (в феодальную эпоху) сословно неполноправных лиц. При рассмотрении дел единолично магистратом допускалась только самозащита обвиняемого, порядок разбора дела не регулиро­вался никакими формальными поцедурами. Сохранялись также различия в юрисдикции магистрата вне и внутри городских стен, выражающие различия в объеме полномочий imperium.

2. Магистратно-комициальный процесс велся высшим магистратом (на основе полномочий imperium) с участием На­родного собрания в качестве обязательной апелляционной ин­станции. В правовом отношении судебное решение, принятое в ходе такого разбирательства, опиралось на верховные публично­правовые полномочия римского народа. В этой форме велись дела по наиболее важным преступлениям, совершенным римскими гражданами, в особенности по тем, которые предполагали в ка­честве наказания смертную казнь. Эта форма разбирательства предполагала несколько обязательных стадий судебного хода дела: приглашение к суду, изыскание обстоятельств содеян­ного, приговор магистрата, обращение к общинному суду за утверждением приговора, решение Народного собрания; все стадии проходили в точно регламентированных формальных процедурах. Позднее апелляцию к народу заменило право об­жалования магистратского (судейского) приговора монарху как главе государства.

3. Частный процесс по частным правонарушениям (в рам­ках деликтного права) в суде претора не отличался от разби­рательства других дел на основе частного права вещного или обязательственного содержания.

4. Процесс коллегии присяжных производился специально организованными коллегиями присяжных судей под предсе­дательством магистрата (как правило, претора).

отношении судебное решение опиралось на делегированные полномочия представителям народа, в основном высшего со­словия. В этой форме велись разбирательства должностных обвинений, тяжких уголовных преступлений, преступлений против публичного правопорядка, совершенных римскими гражданами. В классический период эта форма процесса стала наиболее распространенной, а впоследствии из нее развился всеобще распространенный суд с участием присяжных заседа­телей из числа равноправных граждан. Римская юриспруденция разработала также некоторые общие нормы разбирательства с участием присяжных: суд должен происходить там, где при­сяжные могут получить лучшее сведение о деле, т. е. по месту совершения преступления, а не по месту происхождения или жительства обвиняемого; суд решает вопросы права, присяж­ные — вопросы факта, т. е. событие преступления и виновность в нем обвиняемого решаются присяжными на основе рассказан­ного в суде, закон же (посредством судьи) только определяет правовые последствия решения присяжных.

5. Муниципальный процесс велся единолично магистратом в провинции на основе его специальных там полномочий как в отношении римских граждан, так и в отношении вообще всех жителей провинции. Он сводился, как правило, к утверждению решений и приговоров тех органов общинной юстиции, которые существовали в этой провинции.

б) Порядок уголовного судопроизводства

Основные правовые процедуры, в общих рамках уголовного судопроизводства, сложились при отправлении магистратско- комициального или магистратского, с участием присяжных, судебного рассмотрения уголовных дел.

Наиболее принципиальной особенностью уголовного су­допроизводства в римской юстиции, выражавшей опять-таки начала индивидуализма всей римской правовой системы, было требование необходимости только частного обвинения по всем уголовным делам. Ни должностные лица, ни официально ис­полнявшие судейские функции, ни кто бы то ни было другой

в своем качестве не гражданина, а чиновника, военного, свя­щеннослужителя и т.

д. не мог ни возбудить уголовного дела, ни поддерживать обвинения в суде, представлять доказательства и т. п. Для начала уголовного судопроизводства по римскому праву необходимо было, чтобы частное лицо (полноправный римский гражданин) обвинил другое лицо в нарушении права с призна­ком уголовного преступления, в частном порядке обратился в соответствующую судебную инстанцию и выразил решимость в порядке частной инициативы поддерживать обвинение. Соот­ветственно, такая традиция предполагала наличие правовых и политических знаний у данного гражданина, нужны были не­который общественный вес и немалое гражданское мужество, чтобы поставить вопрос об индивидуальном преследовании кого- либо, особенно если речь шла о должностных лицах, матерых разбойниках и т. д.

Заинтересованное в обвинении лицо обращалось в специ­альный орган по данной категории дел — уголовную комиссию (quaestio). Комиссий было несколько (первая для разбора дел о взяточничестве и лихоимстве была учреждена в сер. II в. до н. э.); в период монархии они постепенно заменялись специальными судами. Объединение всех таких комиссий считалось как бы верховным уголовным судом. В составе их было по нескольку специалистов-судей из числа граждан высших сословий, при­сяжные судьи избирались по жребию; председательствовал спе­циальный претор. До назначенного заседания суда гражданин- обвинитель должен был выполнить некоторые формальности по засвидетельствованию своего намерения и сути обвинения. Если обвинителей было несколько, претор назначал одного в качестве dominus lids, добавив также, как правило, троих помощников. Все они подписывали обвинительный акт, в котором указыва­лись: 1) место слушания дела, 2) имя претора, 3) имя обвинителя, 4) имя обвиняемого, 5) суть вчиняемого преступления, 6) указа­ния закона по этому поводу, 7) место, год и месяц совершения преступления. Обвиняемый пользовался правом пересмотра акта обвинения. (В большинстве случаев обвинений гражданин оставался полностью свободным до суда и в ходе суда; предвари­

тельному заключению подвергались обвиняемые в отцеубийстве и в попытке восстановить царскую власть в Риме.)

Обвинитель в известном смысле связывал себя фактом обвинения.

Только выигрыш дела не влек никаких возможно отрицательных последствий и даже давал возможность получить общественную награду (кроме известности). При проигрыше дела в суде, при недоказанности обвинения обвинителю мог быть, свою очередь, вчинен иск со стороны прежнего обвиняемого по поводу клеветы на него. Также любой римский гражданин мог обвинить самого обвинителя в недобросовестности, сговоре с обвиняемым и возбудить очередное дело.

После определения содержания обвинения следовала про­цедура назначения состава суда присяжных. Каждая сторона имела право отводить определенное количество указанных в списке присяжных; как правило, в слушании дела принимали участие от 35 до 75 присяжных (типичным было наличие 51 присяжного). Затем жребием определялись судьи-специалисты. Суд собирался в специально организованном месте, в строго определенные дни и часы, был открытым и гласным: помимо участников процесса и приглашенных ими не возбранялось участие публики.

Судоговорение начиналось с речи обвинителя, в которой тот обязан был следовать четырем условиям: Rem ut definiat, hominen ut notet, argumento probet, teste confirmat. Обвинение могло быть строго единичным, т. е. кого-либо можно было обви­нить в ходе процесса только по одному уголовному преступлению (одного типа). Главным элементом судоговорения были речи: обвинителей и обвиняемого (с его защитниками) — как правило, по 4 с каждой стороны, но могло быть и до 12. Время речей не ограничивалось. Позднее, во избежание злоупотреблений, ус­тановилось правило, что обвиняемому давалось время на треть большее, чем речь обвинителя. Допрос свидетелей велся лично сторонами. После завершающего спора ораторов и напутствия председательствующего наступал момент решения присяж­ных.

Присяжные выносили общий вердикт голосованием (dixerunt. ). Решение их предполагалось трояким: “оправдан” (А — absolvo), “приговорен” (С — condemno), “истина не уста­новлена” (N.L. — non liquet). Приговор требовал голосов не менее 50% присяжных, при равенстве голосов “за” и “против” подсу­димый оправдывался.

Слушание дела могло быть возобновлено с тем же либо с аналогичным содержанием обвинения, но по прошествии определенного времени. Приведение приговора в исполнение оставлялось на попечение обвинителей с выдачей им специальных приказов на имя уполномоченных магистратов города.

В эпоху монархического строя, тем более рецепции римского права, значительно возросла роль председательствующего в суде. Появились платные обвинители-доносчики, а затем и про­фессиональные следователи-полицейские. Дела о незначитель­ных преступлениях подлежали ускоренному административно­полицейскому разбирательству с упрощенными наказаниями. Обвинение могло быть уже не только частным (accusatio), но и официальным. Судоговорение становилось закрытым и своди­лось практически к допросу обвиняемого (inquisitio) по поводу обвинения. Не допускалось более соглашение сторон о содержа­нии обвинения, о требуемом наказании. Вынесенный и оформ­ленный судебный приговор, если не приводился в исполнение немедленно, считался властным приказом для администрации и не требовал никаких дополнительных судебных действий.

в) Средства доказывания уголовного обвинения

При уголовном судебном разбирательстве сложился свой круг доказательств, которые могли использоваться в процессе (отличный от гражданского судоговорения). Первым и главным доказательством были показания свидетелей. Свидетельство­вать по делу могли только полноправные римские граждане: допускалось свидетельство женщин, детей, лиц чужого граж­данства, даже рабов (в случае государственных преступлений). Не допускалось в классическую эпоху свидетельствование вос­ходящих родственников против своих нисходящих (и наоборот),

отпущенников против своих прежних господ, свидетельство­вание против патрона. Свидетельствование должно было быть личным и должно было быть произведено в судебном заседании. Допускалось понуждение к даче свидетельских показаний: сво­бодных — под угрозой штрафа, рабов — пытки. Обязательной была дача свидетельских показаний под пыткой для бродяг; в случае тяжких, государственных или религиозных преступ­лений предписывалось пытать вообще по собственному усмот­рению суда (Omnes omnio in majestate crimine, cum res exigit, torquentur) всякого. Вначале предписывалось пытать только колеблющихся в своих показаниях свидетелей, позднее от пытки могли быть освобождены свидетели, но только в особых случаях (известные люди, священники и т. п.). Особо регулировалось по­ложение рабов, дающих свидетельские показания против своего господина: после допроса под пыткой они считались свободными и более не принадлежали прежнему владельцу.

Достаточными для обвинений соответствующего содержа­ния признавались также улики, добытые в ходе обыска дома об­виняемого (причем обыск должен был проходить в точно установ­ленной законом процедуре, с тем чтобы исключить возможность подбрасывания улик), а также свидетельства, почерпнутые из бумаг (выемка бумаг). Письменные доказательства учитывались в уголовном процессе, только если речь шла о документах офи­циального содержания и назначения (не о частных документах): бумаги следовало представлять в оригиналах непосредственно суду (допускалась задержка не более чем в 3 дня).

Первую попытку унифицировать нормы, которые предполагали наказание за основные виды правонарушений, сделано в законе Аквилия (III в. до н.э.), но он не делил деликты на публичные и частные. Неизбежное обострение классовых и общественных интересов, падение моральных устоев в конце уже республиканского периода заставили Римскую империю предпринять ряд мер для защиты публичных и частных интересов граждан, самого государства. Постепенно конституируются институты, которые позднее получили название уголовно-правовых. При этом следует отметить, что понятие уголовного права как отрасли римская юриспруденция не создает, хотя положения уголовного права формируются и совершенствуются достаточно активно. Под уголовным правом римляне понимали совокупность правовых принципов и норм, которые определяют применение наказания и правонарушения.

Эти правонарушения объединяются в одну группу, поскольку в основном нарушают публичный порядок. Они получают название – delictum publicum (публичные деликты), в отличие от правонарушений частного права – delictum privatum. Публичные правонарушения еще называли crimen (преступление). Отсюда – ius crimen – криминальное, уголовное право (см. Підопригора О. А., Харитонов Є. О. Римське право: Підручник. – К.: Юрінком Інтер, 2007. – С. 243 – 262).

Что относилось, считалось уголовным преступлением? В публичном, уголовном праве, римское судопроизводство рассматривало вопросы, дела, где затрагивались интересы государства, церкви, административных органов управления, армии. Сюда же относились другие опасные по своим последствиям для империи правонарушения.

Факт уголовного служебного разбирательства, его правовая основа определялись совокупностью следующих обстоятельств.

1) объектом, субъектом преступления;

2) наличием особой подсудности;

3) предполагаемым возможным наказанием и др.

В период римского классического права (27 г. до н.э. – 235 г. н.э.) уголовное право выделяется в самостоятельную отрасль права и распространяет свое влияние на население всей империи. В зависимости от разного рода обстоятельств в римском праве сложилось пять наиболее типичных форм уголовного судебного разбирательства (см. табл. 15.1).

1. Магистраторский публичный процесс. В этой форме рассматривались дела по воинским преступлениям, обвинения против женщин, иностранцев. Здесь допускалась самозащита обвиняемого. Порядок разбора дел не регулировался никакими формальными процедурами. Этот процесс велся курульным эдилом, исполнявшим в магистратуре полицейские функции. В правовом смысле судебная власть магистрата опиралась на полномочия imperium.

2. Магистратно-комициальный процесс. Велся высшим магистратом с участием народного собрания в качестве обязательной апелляционной инстанции. Сюда относили дела по наиболее сложным преступлениям римских граждан. И, прежде всего, те, которые предполагали смертную казнь.

Эта форма включала в себя:

1) приглашение в суд;

2) разбор обстоятельств содеянного;

3) приговор магистрата;

4) обращение к общинному суду за утверждением приговора;

5) окончательное принятие решения народным собранием.

Все стадии проходили в четко регламентированных процедурах. Позднее апелляцию к народу заменили правом обращения с обжалованием приговора к монарху как главе государства.

3. Частный процесс по деликтным нарушениям в суде претора. Он мало чем отличался от разбирательства других дел на основе известного уже нам частного права.

4. Процесс коллегии присяжных. Велся этот процесс специально организованными коллегиями судей под председательством магистрата. В правовом отношении судебное решение опиралось на делегированные полномочия представителями народа, в основном высшего сословия.

В этой форме велось разбирательство должностных обвинений, тяжких уголовных преступлений, выступлений против публичного правопорядка, совершенных римскими гражданами. В классический период эта форма стала наиболее распространенной. Впоследствии из нее развился суд с участием присяжных заседателей из числа наиболее известных римских граждан. Римская юриспруденция выработала нормы уголовного разбирательства. Суд должен был проходить там, где присяжные могли получить больше сведений о деле. Суд решал вопросы права, правовые последствия, а присяжные – вопросы факта (т. е. суть преступления, виновность в нем обвиняемого).

5. Муниципальный процесс. Велся единолично магистратом провинции на основе его специальных полномочий как в отношении римских граждан, так и в отношении всех жителей провинции вообще. Как правило, магистрат окончательно утверждал решения и приговоры провинциальных органов, общинной юстиции.

Наиболее важной, принципиальной особенностью уголовного судопроизводства в римской юстиции являлось требование необходимости вынесения только частного обвинения по всем уголовным делам. Ни должностные, ни официально исполняющие судейские функции лица, ни кто бы то ни было в своем качестве не гражданина (чиновника, военного, священнослужителя и т. д.) не мог ни возбудить уголовного дела, ни поддержать обвинения в суде, ни представлять доказательства и т. д.

Для начала уголовного судопроизводства по римскому праву требовалось:

1) чтобы одно частное лицо (полноправный римский гражданин) обвинило другое лицо в нарушении права с признаками уголовного преступления;

2) обращения этого частного лица в судебную инстанцию;

3) уголовная муниципальная, городская комиссия должна выразить решимость поддержать обвинение.

При этом ссылка на незнание закона по римскому праву никого не освобождала от ответственности за правонарушение. Ignorantia legis neminem excucat.

Уголовных комиссий было несколько, первая из них учреждена в середине II в. до н.э. Объединение их считалось как бы верховным уголовным судом. Судьи избирались из числа римских граждан высших сословий по жребию, председательствовал специальный претор. Для обвинителя требовался определенный общественный вес, немалое гражданское мужество, чтобы поставить вопрос об индивидуальном преследовании кого-то, особенно, если речь шла о должностных лицах, разбойниках и т. п.

До назначения заседания суда гражданин-обвинитель должен был выполнить некоторые формальности по засвидетельствованию своего намерения и сути обвинения. Готовился специальный обвинительный акт, в котором указывалось:

1) место слушания дела;

3) имя обвинителя;

4) имя обвиняемого;

5) суть преступления;

6) указание закона по этому поводу;

7) место, год и месяц совершения преступления.

Обвиняемый имел право ознакомиться с актом обвинения.

Большинство обвиняемых до суда и в ходе судопроизводства оставались на свободе. Предварительному заключению подвергались только обвиняемые в отцеубийстве и в попытке восстановить царскую власть в империи.

В древнейший период истории Рима потерпевший сам расправлялся с нарушителем его права. Долгое время не было определённых правил судопроизводства. Развитие государства сделало такую форму реакции против нарушений прав нетерпимой. Но переход от частной расправы к государственному суду происходил постепенно. Сначала возникла система регламентации частной расправы, появилась система выкупов в качестве возмещения ущерба. Суд не отделялся от администрации. Судили магистраты. В уголовных делах, как и в гражданских, на обвинителя возлагались и собирание доказательств, и представление их суду, и обеспечение явки свидетелей. Судебные функции наряду с магистратами осуществляли также народные собрания и сенат. В период республики всякое преступление могло быть рассмотрено в центуриатных комициях, которые были вправе присуждать даже к смертной казни. Какая-то часть дел рассматривалась и в трибутных комициях, которые могли налагать только штрафы. Наконец, сложился государственный суд, посредством которого разрешение частноправовых конфликтов брало на себя непосредственно государство.

5.2. Уголовный суд и процесс

Уголовное преследование перед центуриями могло возбуждать любое должностное лицо, обладавшее империем и имевшее власть говорить с народом. Вызванный на центуриатный суд обвиняемый защищался лично или с помощью друзей. Судебное преследование иногда возбуждалось сенатом, например, по делам об отравлениях, о заговорах, по делам об иностранцах или союзниках. Но и в этих случаях сенат крайне редко сам выносил приговор и решение. Лица, которым сенат предписывал произвести следствие и суд, равно как и вынести приговор, именовались «квесторами».

Постепенно уголовные дела переходят в ведение постоянных судов,. К концу республики эти суды рассматривают уже большую часть уголовных дел.

Возникшие в разное время и по разным поводам постоянные суды действовали на основе некоторых общих правил. Любой гражданин мог возбудить уголовное преследование перед судом "постоянных квестий", подав о том письменную жалобу претору, в которой сообщались имя ответчика и свойство его преступного деяния. Он приносил также присягу, что ищет честью и без ябеды. Претор вписывал дело в судебный реестр и назначал день вызова ответчика. Обычный срок вызова — десять дней. В назначенный день председатель суда приглашал судей, истца и ответчика. Неявка без уважительной причины истца влекла за собой прекращение судебного преследования. При неявке обвиняемого без законных оснований, дело могло быть рассмотрено в его отсутствие. Судебное разбирательство было публичным. Стороны имели право отвода судей, которые отбирались председателем суда из числа внесённых в соответствующий список граждан.

Развивается инквизиционный процесс (INQUISITIO — следствие). Дело от его возбуждения до вынесения приговора полностью стало вестись одним лицом — судьёй. Ограничивалась гласность. Всё шире применяются пытки, причём даже в отношении свидетелей. Пыткам подвергались не только рабы, но и свободные, в том числе куриалы (члены городских самоуправлений). Предпочтение стали отдавать письменным доказательствам. Показания одного лица не считалось полным доказательством. Свидетельские показания женщин имели ограниченное значение. В судах клятва стала приноситься не только сторонами и свидетелями, но, как мы видели, также судьями. Судебная процедура стала платной и дорогостоящей, а также замедленной.

Последнее слово при отправлении уголовного правосудия принадлежало императору, который мог прекратить уголовное преследование, освободить от наказания, даруя амнистию. Он мог восстановить честное имя того осужденного, который, по мнению императора, был достоин этой милости.

В период поздней империи постепенно сложилась корпорация имевшее отношение к правосудию —ADVOCATI. Они состояли при судебных учреждениях. Их вносили в списки на основании предварительного испытания. В коллегии адвокатов существовала определенная иерархия. Её возглавлял старшина. Адвокат не мог быть судьёй. То судебное учреждение, к которому причислялся адвокат, имело над ним дисциплинарную власть, т. е. могло налагать штраф, запрещать на какое-то время ведение дел, исключать из списков. От адвоката зависело принять на себя ведение дела, или отказаться от него. Иногда судья назначал стороне, не нашедшей себе защитника, адвоката от суда. Адвокат получал вознаграждение или гонорар — "в границах справедливой умеренности". Иногда государство устанавливало максимальную плату за работу адвоката. Адвокаты выступали в суде и составляли для своих клиентов деловые бумаги.

5.3. Римское судопроизводство по частным искам. Легисакционный, формулярный и экстраординарный процессы.

Характерной особенностью римского гражданского процесса в течение эпохи республики и эпохи принципата было деление процесса на две стадии – «ius» и «iudicium». В первой стадии (in iure) выявилась чисто правовая претензия – наличие иска – перед претором; слушание дела оканчивалось только в том случае, если ответчик признавал иск. Но это бывало очень редко, поэтому рассмотрение дела переходило в следующую стадию (in iudicio). На этой стадии профессиональным судьей выявлялись все обстоятельства дела и выносилось окончательное решение, которое обжалованию не подлежало.

Гражданский процесс в течение почти всего периода республики носил название легисакционного, от латинских слов «per legis actiones». Эти слова означают, что исковые претензии можно было заявить лишь словами закона. Соблюдение всех формальностей процесса было очень строгим. Но со временем жизнь усложнилась, и нередко возникали такие обстоятельства, которые трудно было подвести под точные формулировки закона, особенно если иметь в виду и ответчика, которые зачастую не были юридически образованными людьми. Поэтому возникла другая процедура судебного процесса, которая получила название «формулярный процесс».

Претензии истца и возражения ответчика в этом случае заявлялись без каких-либо формальностей, зато по окончании стадии «in iure» претор вручал истцу записку (формулу) в которой излагались (уже строгим юридическим языком) все основные обстоятельства дела. Эта записка предназначалась судье, который вел дело в стадии «in iudicio».

В формуле назначался судья; важнейшей частью формулы была интенция – определение содержания претензий истца; указывалось, при каких обстоятельствах судья мог бы удовлетворить иск (или, наоборот, отказать в иске) и т.д. На основании формулы судья рассматривал дело и принимал окончательное решение.

В эпоху поздней империи возник экстраординарный судебный процесс. Он назывался так потому, что был действительно необычен для практики римского суда. Ибо, после исчезновения выборов судей, судебные функции стали выполнять назначенные сверху государственные чиновники: в Риме и Константинополе префекты города, в провинциях – правители провинций. Иногда судебные функции осуществляли и сами императоры. Рассмотрение дел утратило публичный характер: оно проходило лишь в присутствии сторон или особо почетных лиц. Исчезло деление процесса на две стадии (in iure, in iudicie). Возникло и такое новшество как возможность обжаловать решение судьи более низкой инстанции судейскому чиновнику более высокой инстанции, вплоть до императора.

Требование по поводу защиты своего права в римской юстиции должно было носить определенную и завершенную форму конкретного иска (actio). По своей правовой направленности иски могли быть личные (actio in personal) и вещные (actio in rem). Личный иск имел своим адресатом только вполне определенное лицо. Вещный иск – это было требование по поводу защиты прав в отношении какой-либо вещи. Римское право различало также иск строгого права и иск, построенный на принципе добросовестности. При исках строгого права судья связан буквой сделки, из которой вытекает иск; при исках, построенных на принципе добросовестности судья более свободен в выборе решения.

В римской судейской практике также были распространены иски по аналогии (т.е. с применением аналогичной, ранее уже применявшейся формулы); штрафные иски, или иски об удовлетворении; абстрактные иски (т.е. иски, в которых не указывалось, из какого основания они возникли) и т.д.

Помимо предоставления исков, преторы, пользуясь своей властью, оказывали иногда защиту особыми средствами, в частности, своими распоряжениями: преторскими стипуляциями, интердиктами, реституциями. Реституция означала восстановление первоначального положения, бывшего до нарушения прав. Интердикт означал запрещение действий нарушающих права граждан и общественный порядок.

Древнейший период. СогласноЗаконам XIIтаблицуголовно-правовые постановления отличались крайней суровостью. Большинство предусмотренных в квиритском праве деликтов еще не считались нарушением общественного интереса, а рассматривались как посягательство на права частного лица, как частный деликт, совершение которого как бы ставило обидчика (правонарушителя) в положение должника потерпевшего. Многие из таких частных деликтов, известных Законам XII таблиц, стали рассматриваться как преступления в последующем. Но по квиритскому праву к категории частных правонарушений относились личная обида, тяжелые членовредительские повреждения, а также воровство. Обязательство, ложившееся на виновного (строго говоря, по Закону XII таблиц на вину не обращалось внимания, достаточно было самого факта совершения деликта), выражалось чаще всего в обязанности уплатить штраф в пользу потерпевшего. Но в случае членовредительства допускался еще талион. Всякий мог убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (т.е. обращался в рабство).

Цивильному праву, в частности и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты, т.е. преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений, однако, не был еще широк. К ним относились прежде всего преступления против республики. Так, предавались смертной казни лица, которые подстрекали "врага римского народа к нападению на Римское государство" или же предавали "врагу римского гражданина". Среди прочих преступлений также выделялись, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц и т.д.

Система наказаний:

1. смертная казнь.(лжесвидетельствование, взяточничесво, пождог и др.) В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется

2. изгнанием с утратой гражданства ("лишением огня и воды").– появляется позже

3. членовредительские наказания: битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой

4.религиозные проклятья.За преступления, которые рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона).

5. штрафы.Хранение краденной вещи.

Цель наказания , как правило, возмездие.

При неразвитости и простоте системы публичных деликтов (преступлений) в древнейшем римском праве не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, степень участия в преступлении и т.д.). В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних. Преступления раба рассматривались судом особо. У раба не было никаких прав на защиту.

В классический период существенные изменения в уголовном праве Рима происходят под влиянием политических перемен - кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров. Уголовное право непосредственно отразило обострение политической борьбы и стремление рабовладельческой верхушки во главе с императором любой ценой, в том числе путем усиления уголовной репрессии, спасти пошатнувшиеся социальные и политические порядки. Римское уголовное право к этому времени было распространено на всю территорию империи и на все категории населения, включая перегринов.

Характерной тенденцией развития уголовного права данного периода является то, что ряд частных деликтов постепенно становятся уголовно наказуемыми, включаются в категорию преступлений. Так, кражи по-прежнему считаются частным деликтом, но в ряде случаев (кражи со взломом или с насилием, кражи на больших дорогах и т.п.) к традиционным штрафным мерам добавляются и государственные наказания.

Появляется также большое число новых преступлений, в том числе таких, которые рассматриваются как опасное посягательство на устои государства. Но если в республиканский период "оскорбление величия" охватывало преступления, направленные против республиканских институтов (сопротивление магистратам и т.д.), то уже с эпохи принципата это понятие сводится к преступлениям против императорской власти. В числе этих преступлений - заговор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т.д. К числу преступлений, непосредственно затрагивавших интересы римского государства, относилось также присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т.п.

В связи с ростом постоянной армии увеличилось число воинских преступлений, среди которых выделялись измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т.п. Существовал также целый ряд религиозных преступлений, число которых значительно возросло в постклассический период после официального признания христианства.

Среди преступлений против личности кроме различных видов убийств публичными деликтами стали считаться "обиды", прежде всего телесные повреждения, которые по Законам XII таблиц рассматривались как частный деликт. В связи с углублением имущественного и сословного неравенства в период империи ответственность за телесные повреждения стала дифференцироваться в зависимости от того, какое место занимал потерпевший в социальной иерархии.

Расширился также (особенно под влиянием христианской религии) круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности. В их число входили кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и т.д.

В императорском Риме происходит также резкое увеличение видов наказания, усиление их карательной направленности. Если первоначальное наказание строилось еще на принципе возмездия, то в период домината оно все более преследует цели устрашения. При императорах вновь восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление. За тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках (осужденный при этом рассматривался как вечный раб государства), принудительные работы на установленный срок (на строительстве дорог и т.п.), отдача в гладиаторы. Широко применялись различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка. Осужденный, самовольно покидавший место ссылки, предавался смерти. По некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания, часто практиковалась конфискация имущества осужденных (лишь некоторая часть имущества сохранялась за детьми).

Характернейшей чертой уголовного права императорского периода (особенно при доминате) становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности. Особо сурово, как и в предшествующий период, наказывались рабы. Были предусмотрены и новые репрессивные меры. Сенатус-консультом, принятым в 10 году н.э., предписывалось в случае убийства хозяина предать смерти всех рабов, находящихся в доме, если они не предприняли попытки спасти его жизнь. Представители высших сословий (сенаторы, всадники, декурионы и др.) освобождались от таких наказаний, как каторга и принудительные работы, порки и т.п., которые заменялись ссылкой. В ранней империи привилегированные лица могли наказываться смертной казнью только в случае убийства родственников, а в период домината в 4 случаях: убийство, поджог, магия и оскорбление величества. В то же самое время лица низшего сословного положения наказывались смертной казнью за 31 вид преступлений. Некоторые привилегии в области наказаний имели солдаты: они не приговаривались к повешению, к ссылкам на рудники, хотя по ряду преступлений их ответственность была более строгой. В большей степени выбор наказания и его тяжесть зависели от судей, которые в императорский период в связи с перестройкой всей системы уголовного суда и процесса получили широкую свободу усмотрения.

Уголовный процесс (особенно при доминате) приобретает четко выраженный инквизиционный характер. Судья (императорский чиновник) сосредоточивает в своих руках и обвинительные, и судебные функции. Суд происходит при закрытых дверях, обвиняемый лишается права на юридическую помощь и утрачивает другие процессуальные гарантии, существовавшие в республиканскую эпоху. В ходе судебного процесса к лицам низших сословий, как ранее к рабам, стали применяться пытки. Судебный приговор можно было обжаловать в апелляционном порядке в вышестоящий императорский суд (сначала допускались две инстанции, после Диоклетиана — три). Новой и единственной гарантией для обвиняемого стало право убежища в императорских храмах и около статуй императоров, что временно могло спасти его от ареста.

В римском уголовном праве классической эпохи наблюдался некоторый прогресс в области юридической техники (разработка понятий вины, соучастия, покушения и т.п.), но рост произвола императоров привел к тому, что многие эти общие и важные категории не использовались в практике императорских судов. Однако впоследствии они оказали определенное влияние на развитие средневекового права Западной Европы, хотя королевская власть заимствовала из арсенала римского уголовного права прежде всего его карательные и репрессивные положения.

Основные правовые процедуры, в общих рамках уголовного судопроизводства, сложились при отправлении магистратско-ко-мициального или магистратского с участием присяжных судебно­го рассмотрения уголовных дел.

Наиболее принципиальной особенностью уголовного судо­производства в римской юстиции, выражавшей опять-таки нача­ло индивидуализма всей римской правовой системы, было требо­вание необходимости только частного обвинения по всем уголов­ным делам. Ни должностные лица, ни официально исполнявшие судейские функции, ни кто бы то ни было в своем качестве не гра­жданина, а чиновника, военного, священнослужителя и т.д. не мог ни возбудить уголовного дела, ни поддерживать обвинения в

суде, представлять доказательства и т.п. Для начала уголовного судопроизводства по римскому праву необходимо было, чтобь^ частное лицо (полноправный римский гражданин) обвинил дру­гое лицо в нарушении права с признаком уголовного преступле­ния, в частном порядке обратился в соответствующую судебную инстанцию и выразил решимость в порядке частной инициативы поддерживать обвинение. Соответственно, такая традиция пред­полагала наличие правовых и политических знаний в данном гра­жданине, нужны были некоторый общественный вес и немалое гражданское мужество, чтобы поставить вопрос об индивидуаль­ном преследовании кого-либо, особенно если речь шла о должно­стных лицах, матерых разбойниках и т.д.

Заинтересованное в обвинении лицо обращалось в специаль­ный по данной категории дел орган — уголовную комиссию (quaestio). Комиссий было несколько (первая для разбора дел о взяточничестве и лихоимстве была учреждена в сер. II в. до н.э.; в период монархии постепенно заменялись специальными суда­ми). Объединение всех таких комиссий считалось как бы верхов­ным уголовным судом. В составе их было по несколько специали­стов судей из числа граждан высших сословий, присяжные судьи избирались по жребию; председательствовал специальный пре­тор.

До назначенного заседания суда гражданин-обвинитель дол­жен был выполнить некоторые формальности по засвидетельст­вованию своего намерения и сути обвинения. Если обвинителей было несколько, претор назначал одного в качестве dominus litis, добавив также, как правило, троих помощников. Все они подпи­сывали обвинительный акт, в котором указывались: 1) место слушания дела, 2) имя претора, 3) имя обвинителя, 4) имя обви­няемого, 5) суть вчиняемого преступления, 6) указания закона по этому поводу, 7) место, год и месяц совершения преступления. Обвиняемый пользовался правом пересмотра акта обвинения. (В случае большинства обвинений гражданин оставался полно­стью свободным до суда и в ходе суда; предварительному заклю­чению подвергались обвиняемые в отцеубийстве и в попытке вос­становить царскую власть в Риме.)

Обвинитель в известном смысле связывал себя фактом обви­нения. Только выигрыш дела не влек никаких возможных отри­цательных последствий и даже давал возможность получить об­щественную награду (кроме известности). При проигрыше дела в суде, при недоказанности обвинения, обвинителю мог быть в свою очередь вчинен иск со стороны прежнего обвиняемого по по-

воду клеветы на него, а также любой римский гражданин мог об­винить его в недобросовестности, сговоре с обвиняемым и возбу­дить очередное дело.

После определения содержания обвинения следовала проце­дура назначения состава суда присяжных. Каждая сторона имела право отводить определенное количество назначенных в списке присяжных; как правило, в слушании дела принимали участие от 35 до 75 присяжных (типичным было наличие 51 присяжного). Затем жребием определялись судьи-специалисты. Суд собирался в специально организованном месте, в строго определенные дни и часы, был открытым и гласным: помимо участников процесса и их приглашенных не возбранялось участие публики.

Судоговорение начиналось с речи обвинителя, в которой тот обязан был следовать четырем условиям: Rem ut definiat, hominem ut notet, argumento probet, teste confirmat.

Обвинение могло быть строго единичным, т.е. кого-либо можно было обви­нить в ходе процесса только по одному уголовному преступлению (одного типа). Главным элементом судоговорения были речи: об­винителей и обвиняемого (с его защитниками) — как правило, по 4 с каждой стороны, но могло быть и до 12. Время речей не огра­ничивалось. Позднее, во избежание злоупотреблений, установи­лось правило, что обвиняемому давалось время на треть большее, чем речь обвинителя. Допрос свидетелей велся лично сторонами. После завершающего спора ораторов и напутствия председатель­ствующего наступал момент решения присяжных.

Присяжные выносили общий вердикт голосованием (dixe-runt. ). Решение их предполагалось трояким: «оправдан» (А. — absolve), «приговорен» (С. — condemno), «истина не установле­на» (N.L. — поп liquet). Приговор требовал голосов не менее 50% присяжных, при равенстве голосов «за» и «против» подсудимый оправдывался. Слушание дела могло быть возобновлено с тем же либо с аналогичным содержанием обвинения, но по прошествии определенного времени. Приведение приговора в исполнение ос­тавлялось на попечении обвинителей с выдачей им специальных приказов на имя уполномоченных магистратов города.

В эпоху монархического строя, тем более рецепции римского права, значительно возросла роль председательствующего в суде. Появились платные обвинители-доносчики, а затем и профессио­нальные следователи-полицейские. Дела о незначительных пре­ступлениях подлежали ускоренному административно-полицей­скому разбирательству с упрощенными наказаниями. Обвинение

Глава 3. Уголовное право и судопроизводство

могло быть уже не только частным (accusatio), но и официаль- 81 ным. Судоговорение становилось закрытым и сводилось практи­чески к допросу обвиняемого (inquisitio) по поводу обвинения. Не допускалось более соглашение сторон о содержании обвине­ния, о требуемом наказании. Вынесенный и оформленный судеб­ный приговор, если не приводился в исполнение немедленно, считался властным приказом для администрации и не требовал никаких дополнительных судебных действий.

III. 1.3. Средства доказывания уголовного обвинения

При уголовном судебном разбирательстве сложился свой круг доказательств, которые могли использоваться в процессе (отлич­ный от гражданского судоговорения). Первым и главным доказа­тельством были показания свидетелей. Свидетельствовать по де­лу могли только полноправные римские граждане; допускалось свидетельство женщин, детей, лиц чужого гражданства, даже ра­бов (в случае государственных преступлений). Не допускалось в классическую эпоху свидетельствование восходящих родственни­ков против своих нисходящих (и наоборот), отпущенников про­тив своих прежних господ, свидетельствование против патрона. Свидетельствование должно быть личным и должно было быть произведено в судебном заседании. Допускалось понуждение к даче свидетельских показаний: свободных — под угрозой штра­фа, рабов — пытки. Обязательной была дача свидетельских по­казаний под пыткой для бродяг; в случае совершения тяжких, го­сударственных или религиозных преступлений предписывалось пытать вообще по собственному усмотрению суда (Omnes omnio in majestate crimine, cum res exigit, torquentur) всякого. Вначале предписывалось пытать только колеблющихся в своих показани­ях свидетелей, позднее от пытки как свидетеля могли быть осво­бождены только в особых случаях (известные люди, священники и т.п.). Особо регулировалось положение рабов, дающих свиде­тельские показания против своего господина: после допроса под пыткой они считались свободными и более не принадлежали прежнему владельцу.

Достаточными для обвинений соответствующего содержания признавались также улики, добытые в ходе обыска дома обви­няемого (причем обыск должен был проходить в точно установ­ленной законом процедуре, с тем чтобы исключить возможность подбрасывания улик), а также свидетельства, почерпнутые из бу-

82 маг (выемка бумаг). Письменные доказательства учитывались в уголовном процессе, только если речь шла о документах офици­ального содержания и назначения (не о частных документах): бу­маги следовало представлять в оригиналах непосредственно суду (допускалась задержка не более чем в 3 дня).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: