Принцип коллегиальности правосудия рб
Обновлено: 04.05.2024
Определение роли и функционального предназначения системы правосудия в современном правовом государстве. Порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел в судах общей, кассационной юрисдикции и первой инстанции. Изучение порядка судебного надзора.
Подобные документы
Изучение теоретических положений юридической науки об конституционных основах судебной системы. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Суды арбитражной юстиции. Коллегиальное и единоличное рассмотрение гражданских и уголовных дел.
курсовая работа, добавлен 04.10.2013
Изучение устройства судебной системы Российской Федерации. Признаки и принципы осуществления правосудия. Состав суда, полномочия и личность судей. Порядок рассмотрения дел в суде первой инстанции, в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
курсовая работа, добавлен 08.05.2012
Общая характеристика правовой системы, необходимость существования в государстве множества судов. Основные составляющие органов правосудия Республики Беларусь: суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции, их задачи, полномочия и функции.
курсовая работа, добавлен 25.12.2010
Система судов общей юрисдикции. Определение подведомственности судам общей юрисдикции в области разрешения гражданских дел. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Изменение правил подсудности, установленных гражданским законодательством.
контрольная работа, добавлен 26.03.2010
Состав, в котором рассматриваются гражданские и уголовные дела. Принцип коллегиальности. Судебные органы, которые действуют в качестве: кассационной инстанции, первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Дознание. Система органов прокуратуры.
контрольная работа, добавлен 27.05.2016
Право кассационного обжалования судебных постановлений. Изучение понятия и значения кассационной инстанции в гражданском процессе. Особенности разрешения дел. Обжалование определений суда первой инстанции. Частное производство, порядок рассмотрения.
курсовая работа, добавлен 04.06.2015
Специфика производства в суде кассационной инстанции: сроков и порядка подачи кассационной жалобы, порядка её рассмотрения, полномочий арбитражного суда. Особенности современной системы кассационного обжалования в гражданском праве Российской Федерации.
контрольная работа, добавлен 08.10.2015
Анализ реформирования судов общей юрисдикции, создания апелляционных инстанций во всех звеньях судебной системы. Сокращение судов кассационной и надзорной инстанций с позиций проекта Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в РФ".
статья, добавлен 25.04.2019
Понятие целевых установок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции. Место и роль цели в процессуально-правовом механизме. Реализация процессуальных целей при осуществлении правосудия на всех стадиях производства в суде первой инстанции.
автореферат, добавлен 29.06.2018
Изучение правовой природы судебного разбирательства в судах первой инстанции. Рассмотрение содержания процессуальных действий судьи при возбуждении гражданского судопроизводства, подготовке дела, в ходе судебного разбирательства и вынесении решения.
Природе правосудия присущ принцип коллегиальности. В Конституции Республики Беларусь, принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, сказано, что «дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями» (ст. 113).
Коллегиальность в рассмотрении судом дел может выступать в двух формах: 1) в состав суда входят только профессиональные судьи; 2) состав суда образуют один профессиональный судья и не менее двух народных заседателей.
Длительное время в Беларуси все уголовные и гражданские дела рассматривались коллегиально. Рассмотрение дела в суде первой инстанции осуществлялось профессиональным судьей и двумя народными заседателями. Проверка их решений на предмет законности и обоснованности проводилась профессиональными судьями в составе не менее трех человек. Исключением из этого принципа являлось то, что в суде первой инстанции некоторые вопросы, например, связанные с подготовкой дела к слушанию, разрешались судьей единолично. Что касалось суда второй инстанции, то он все дела рассматривал коллегиально. Постепенно сфера действия принципа коллегиальности стала сужаться. К компетенции единолично судьи стали относить все большее количество уголовных и гражданских дел.
В настоящее время согласно ст. 32 УПК коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела: 1) о преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказания свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь; 2) о преступлениях несовершеннолетних. Остальные уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично судьей. Все гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично, за исключением патентных дел, рассматриваемых Верховным Судом в составе трех судей (ст. 26 ГПК). Проверка законности и обоснованности судебных актов по гражданским и уголовным делам, независимо от того они были рассмотрены единолично или коллегиально, осуществляется судом в составе не менее трех судей.
Такие существенные ограничения принципа коллегиальности, предусмотренные отраслевым законодательством, по-видимому, носят временный характер и больше связаны с состоянием экономики в государстве, с возможностями экономически обеспечить участие народных заседателей, а не отображают существо самого правосудия.
Коллегиальное рассмотрение дел судом является одной из важных гарантий всестороннего, полного и объективного исследования судом всех обстоятельств дела, вынесения законных и обоснованных решений. Надлежащее осуществление принципа коллегиальности возможно только в том случае, если будет обеспечено фактическое равноправие всех членов судебного состава и со стороны председательствующего в судебном заседании не будет попыток оказать какое-либо давление на народных заседателей, даже не умышленное, связанное с профессиональным приоритетом судьи.
Значение принципа коллегиальности состоит в том, что он, во-первых, отражает демократическую сущность государства; во-вторых, является средством привлечения широких слоев общественности к деятельности по осуществлению правосудия, что необходимо для укрепления гражданского общества; в-третьих, обеспечивает обстоятельное обсуждение вопросов, подлежащих разрешению; в-четвертых, оказывает влияние на формирование внутреннего судейского убеждения.
1.Конституционные принципы судебной власти (закреплены в конституции РБ) – это основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.
В юридической литературе зачастую ведется речь не о принципах судебной власти, а о принципах правосудия. Более верным в этом отношении будет все же говорить о принципах судебной власти, т.к. конституционные предписания относятся не только к осуществлению судом функций правосудия, но и ко всей судебной власти в целом. В литературе отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных принципов судебной власти. Традиционно в их перечень включены следующие конституционные положения:
1) принадлежность судебной власти только судам
2) независимость судей и подчинение их только закону
3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах
4) гласность рассмотрения дел в судах
5) Состязательность и равенство сторон в процессе
6) право граждан на судебную защиту
7) право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь
8) презумпция невиновности
9) выборность и назначаемость судей
2.Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что это функция предоставлена только судам. Это закреплено в ст.6,26 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". Ни один другой орган или должностное лицо не обладает такими полномочиями. Перечень действующих судов на территории РБ в ст.5 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". Образование чрезвычайных судов запрещено. Содержание этого принципа формирует такие свойства судебной власти, как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти.
Принцип независимости судей и подчинение их только закону в ст.110 и 112 конституции. Его содержание включает 2 относительно самостоятельных положения:
1) при рассмотрении дел судьи ограждены от постороннего вмешательства или навязывания им тех или иных решений со стороны госорганов, должностных лиц, граждан и судей вышестоящих судов
2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с конституцией и иными НПА.
Ст.25 кодекса "о судоустройстве и статусе судей" устанавливает систему гарантий этого принципа.
Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст.113 конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично. В ст.132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично, т.е. одни судья, или коллегиально – судья и 2 заседателя. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено наказание свыше 12 лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела только судья. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально в составе не менее 3 судей. Гражданские дела в суде 1 инстанции рассматриваются судьей, за исключением судебной коллегии по патентным делам верховного суда, которая рассматривает дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, не менее 3х судей. Дела в хозяйственных судах 1 инстанции рассматриваются единолично судьей, в вышестоящих инстанциях коллегиально, в составе не менее 3 судей. Конституционный суд все дела в коллегиальном составе.
Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст113 конституции и указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Как правило, закрытое судебное заседание проводиться в целях неразглашения охраняемых законом сведений и для обеспечения безопасности участников судебного процесса и по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Разбирательство дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судебного производства.
Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст.115 конституции правосудие осуществляется на основании состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказывания мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.
Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращения в суд за защитой своих прав и интересов. Ст.60 конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом. В текущем законодательстве содержание этого принципа получило более детальную реализацию в ст.10 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". При несогласии с решением суда гражданин в целях продолжения судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию.
Право граждан на юридическую помощь. Каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В частности, лица могут пользоваться помощью корпоративных адвокатов и других представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за государственный счет. Юридическую помощь гражданам оказывают в рамках своей компетенции все госорганы и должностные лица, но эта функция возложена на правоохранительные органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юридическую помощь организациям и объединениям.
Презумпция невиновности во всех видах правосудия.Но наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом лицо невиновно в совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде. В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений, т.е. органам уголовного преследования запрещено перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности. Не устраненные сомнения трактуются в пользу невиновности.
Принцип выборности и назначаемости судей. 3 способа формирования судебного корпуса:
1) назначение судей населением и государственными органами власти
2) назначение высшими должностными лицами государства
РБ присущ третий способ назначения судей. 6 судей конституционного суда РБ назначаются советом республики и 6 президентом. Судьи районных, городских, межгорнизонных, военных и специальных судов области, минского городского, белорусского военного судов назначаются президентом по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя верховного суда РБ. Судьи хозяйственных судов области и города Минска и специальных хозяйственных судов назначаются президентом РБ по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя высшего хозяйственного суда РБ. Судьи верховного суда и высшего хозяйственного суда РБ назначаются президентом с согласия совета республики по представлению соответствующего председателя верховного суда и председателя высшего хозяйственного суда.
учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям «Правоведение», «Экономическое право»
Вы здесь: Тема 2 ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССА § 4. Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дела
§ 4. Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дела
В соответствии со ст. 11 ХПК дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законодательными актами случаях - единолично судьей. В хозяйственных судах дела по первой инстанции рассматриваются как коллегиально, так и единолично, что представлено на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4
По решению председателя хозяйственного суда или его заместителя дело в суде первой инстанции может быть рассмотрено как в единоличном, так и в коллегиальном составе суда. Право судьи на единоличное рассмотрение дела является правом альтернативным: закон не предписывает, а разрешает судье рассмотреть единолично определенную категорию дел. От мнения лиц, участвующих в деле, по данному вопросу зависит, в каком порядке будет рассмотрено дело.
Председатель хозяйственного суда или его заместитель вправе заменить судью (судей) при его (их) длительном отсутствии. О замене судьи выносится определение, после чего рассмотрение дела начинается сначала. Хозяйственно процессуальный кодекс Республики Беларусь не предусматривает определенных категорий дел, подлежащих обязательному рассмотрению коллегиальным составом судей.
Иначе решается вопрос формирования коллегиального состава судей при рассмотрении дел в первой инстанции в Российской Федерации, что может быть заимствовано белорусским законодателем. Так, коллегиально по первой инстанции рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве); дела об оспаривании нормативных правовых актов; дела, подсудные Высшему арбитражному суду Российской Федерации; дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение.
В Республике Беларусь все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются хозяйственным судом только в коллегиальном составе суда.
При рассмотрении дела в коллегиальном составе суда в него должны входить трое или большее нечетное количество судей, один из которых является председательствующим. Председательствующий судья назначается председателем суда или его заместителем.
Все судьи хозяйственного суда при рассмотрении дела пользуются равными правами. Судья хозяйственного суда при единоличном рассмотрении и разрешении дел или решении иных вопросов процесса действует от имени хозяйственного суда.
При рассмотрении хозяйственным судом дела в коллегиальном составе все вопросы, возникающие в ходе судебного разбирательства и при вынесении судебного акта, разрешаются судьями хозяйственного суда большинством голосов. Никто из судей не вправе воздерживаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. В соответствии со ст. 31 ХПК судья, не согласный с мнением большинства, обязан подписать судебный акт. Он вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется сторонам.
Гарантиями реализации данного принципа является институт отвода (гл. 4 ХПК).
Посредством отвода судей защищаются как интересы участников хозяйственного процесса, конкретного спора, так и интересы государства. Вследствие этого отвод судей должен осуществляться как в публичных, так и в частных интересах. Кроме того, для самого судьи крайне важна такая возможность не рассматривать дело, в решении которого он не может быть беспристрастным.
Отвод суда как органа государственной власти (в интересах государства) - это относительная неспособность судьи осуществлять свои функции. Отвод суда необходимо отличать от отвода судьи как должностного лица (в интересах сторон). Судья, имеющий основания относиться к рассматриваемому делу пристрастно, обязан заявить о самоотводе.
Таким образом, понятие отвода судей необходимо рассматривать с двух позиций: в объективном (как неспособность осуществлять судейские полномочия в целом) и субъективном (невозможность обеспечить беспристрастное рассмотрение спора) смыслах, поскольку в противном случае его содержание в полном объеме раскрыто быть не может. В первом случае вопрос регулируется материальными нормами о судоустройстве и статусе суде, во втором процедура отвода и основания отвода предусматривают уже процессуальные нормы права.
Так, судья хозяйственного суда в соответствии со ст. 34 ХПК не может участвовать в рассмотрении дела и обязан заявить самоотвод в случаях, если он:
- является близким родственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей, а в случае, если лицом, участвующим в деле, является юридическое лицо, то близким родственником должностных лиц данного юридического лица, его учредителей (участников), собственников;
- при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела является недопустимым;
- при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве секретаря судебного заседания - помощника судьи, эксперта, переводчика, прокурора, представителя одной из сторон или свидетеля;
- при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве судьи иностранного суда, арбитражного или третейского суда;
- лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызывать сомнение в его объективности и беспристрастности.
Кроме того, в состав хозяйственного суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.
Обстоятельства, являющиеся основанием для отвода судьи, могут быть известны еще до начала судебного разбирательства (например, на стадии принятия искового заявления к производству).
В этом случае они должны учитываться при формировании состава суда для рассмотрения конкретного дела, поскольку в состав суда не должны входить лица, в отношении которых в судебном заседании может быть заявлен отвод. В тех случаях, когда эти обстоятельства выявлены уже в ходе разбирательства дела (например, во время судебного заседания), вопрос об отводе должен решаться в соответствии с указанным ниже порядком.
Так, согласно ст. 37 ХПК, если судья не заявил самоотвод по установленным законом основаниям, отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле. Самоотвод или отвод должны быть мотивированы и заявлены до начала рассмотрения дела по существу. В ходе рассмотрения дела заявления о самоотводе и (или) об отводе допускаются лишь в случаях, когда основания самоотвода и (или) отвода стали известны хозяйственному суду или лицу, заявляющему самоотвод или отвод, после начала рассмотрения дела.
Заявления о самоотводе и об отводе подаются в хозяйственный суд в письменной форме с указанием:
1) оснований для самоотвода и отвода;
2) необходимых обоснований совершения этого действия. Повторное заявление об отводе по тем же основаниям не мо жет быть подано тем же лицом.
В случае заявления самоотвода (отвода) хозяйственный суд заслушивает мнения лиц, участвующих в деле, а также лица, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения.
Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается председателем хозяйственного суда или его заместителем. Вопрос об отводе судьи при коллегиальном рассмотрении дела разрешается составом хозяйственного суда, рассматривающим дело, в отсутствие судьи, который заявил самоотвод или которому заявлен отвод. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья считается отведенным. Вопрос об отводе, заявленный нескольким судьям или всему составу хозяйственного суда, рассматривающего дело, разрешается председателем хозяйственного суда или его заместителем.
Судья, заявивший самоотвод, может быть заменен другим судьей.
По результатам рассмотрения вопроса об отводе (самоотводе) в виде отдельного процессуального документа выносится определение, которое должно быть мотивированным и содержать ссылку на законодательные или иные нормативные правовые акты и не подлежит обжалованию.
В случае самоотвода или отвода судьи хозяйственного суда, нескольких судей хозяйственного суда или всего состава хозяйственного суда дело рассматривается в том же хозяйственном суде иным составом судей.
Если в результате удовлетворения самоотводов или отводов невозможно образовать новый состав хозяйственного суда для рассмотрения данного дела в том же хозяйственном суде (например, нескольким судьям определенного суда заявлен отвод, другие судьи принимали ранее участие в рассмотрении данного дела и в силу ст. 32 ХПК не могут повторно участвовать в его рассмотрении, а численность судей этого хозяйственного суда незначительна, чтобы образовать новый состав суда для разрешения конкретного спора), дело должно быть передано в другой хозяйственный суд.
Дела в хозяйственном суде рассматривают только профессиональные судьи. Участие народных, судебных либо присяжных заседателей ХПК Республики Беларусь не предусматривает. Однако практика рассмотрения хозяйственных споров с участием арбитражных заседателей имеется в Российской Федерации. Речь идет о новых судебных технологиях, применяемых в арбитражном (хозяйственном) процессе.
Все началось с эксперимента, который проводился в течение трех лет (1996 - 1999 гг.) и только в 14 арбитражных судах Российской Федерации в соответствии с Положением об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, утвержденным постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 1996 г. № 10 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1997 г. № 7) 136 .
По российскому законодательству арбитражные заседатели - это лица, включенные в списки арбитражных заседателей, обладающие специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, достигшие 25 лет и имеющие высшее образование.
Накануне начала эксперимента был проведен подбор кандидатур, отвечающих указанным выше требованиям, которые впоследствии персонально были утверждены Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Так, например, в арбитражном суде Республики Карелия были утверждены семь арбитражных заседателей, трое из них являлись специалистами банковской сферы, двое - главные бухгалтеры муниципальных предприятий и по одному - специалисты в торговой и строительной деятельности. В арбитражном суде Калужской области - руководители банка и частного предприятия, финансисты и экономисты. В арбитражном суде Московской области арбитражными заседателями являлись несколько сотрудников Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, Московского крестьянского союза, Федеральной продовольственной корпорации, один из редакторов газеты «Налоги», а также работник научно-технического бюро. В арбитражном суде Тюменской области утверждены в качестве заседателей арбитражного суда два филолога (доценты госуниверситета) и три журналиста с наделением их полномочиями участвовать в делах единственной категории - о защите чести, достоинства и деловой репутации 137 .
Логическим следствием результатов эксперимента стало включение в новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ 138 , вступивший в силу в этой стране с 1 сентября 2002 г., норм, предусматривающих основания и формы участия арбитражных заседателей в судопроизводстве России (ст. 1 9 АПК РФ).
Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел только в суде первой инстанции. Ходатайство о рассмотрении дел с их участием должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Если такое ходатайство удовлетворено, то каждая из сторон выбирает кандидатуру заседателя из списка арбитражных заседателей и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее 1 0 дней до начала слушания дела. Если сторона в этот срок не заявит о выбранной кандидатуре, то суд вправе самостоятельно выбрать заседателя. В состав суда, рассматривающего дело с участием арбитражных заседателей, входят один профессиональный судья и два арбитражных заседателя. В случае, когда дело подлежит коллегиальному рассмотрению, в состав суда входят три профессиональных судьи и два арбитражных заседателя. Ни одно дело, подведомственное арбитражному суду, не может быть рассмотрено арбитражными заседателями без судей.
Следует заметить, что Концепцией совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 139 , также предусмотрена возможность участия народных заседателей при рассмотрении хозяйственных споров. Однако в новой редакции ХПК это концептуальное положение не получило развития.
136 Вестник Высшего АрбитражногоСуда Российской Федерации. - 1997. - № 6.
137 См. подробнее: Мартыненко, И.Э. Об опыте российского законодателя по привлечению в процесс арбитражных судебных заседателей / И.Э. Мартыненко // Промышленно-торговое право. - 1999. - № 6. - С. 140-148.
138 Принят Государственной Думой РФ 14 июня 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2002 г. - № 30. - С. 3012.
учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям «Правоведение», «Экономическое право»
Вы здесь: Тема 2 ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССА § 12. Принцип гласности
§ 12. Принцип гласности
Принцип гласности закреплен в ст. 114 Конституции Республики Беларусь, где указано, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. В Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст. 11) также повторяются конституционные положения принципа гласности.
Гласность является одним из необходимых составных компонентов демократической процессуальной формы судопроизводства, важной юридической гарантией осуществления принципа законности в правосудии и реального осуществления прав участников процесса. Данный принцип является гарантией независимости судей, средством контроля за деятельностью суда со стороны населения и юридической общественности, формирует авторитет суда в обществе, помогает повысить ответственность судей за результаты своей работы, обеспечивает правовое воспитание граждан и должностных лиц, создает условия для объективного и непредвзятого рассмотрения дела судом, способствует повышению культуры хозяйственного судопроизводства, предупреждению правонарушений и росту профессионального уровня юристов 156 .
Открытое разбирательство дел в хозяйственных судах оказывает сильное воздействие на судей, а также других участников процесса и положительно влияет на соблюдение норм хозяйственного процесса права, обеспечивает реальную информированность людей о судебной деятельности, является одним из частных проявлений конституционного права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Этот принцип является предпосылкой вынесения законного и обоснованного решения. При этом лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход разбирательства с занимаемых ими мест.
Что касается кино- и фотосъемки, видеозаписи, а также возможности проведения прямой радио- и телетрансляции заседания, то эти действия допускаются с разрешения хозяйственного суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
Закон допускает исключения из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайн в следующих случаях.
Во-первых, для защиты государственных секретов - по инициативе хозяйственного суда. Так, в соответствии с п. 6 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел, связанных с государственными секретами» от 2 декабря 2005 г. № 28 157 по делам, связанным с государственными секретами, лица, присутствующие в зале судебного заседания, не вправе делать письменные заметки, вести стенограмму и звукозапись, а также не допускаются кино-, фото-, звуко- и видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению, если иное не установлено законодательством о государственных секретах.
Во-вторых, для защиты коммерческой тайны (секрета) - при этом должно быть удовлетворено ходатайство участвующих в деле лиц.
В-третьих, в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле, ссылающегося на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству.
О проведении закрытого заседания суд принимает определение, которое выносится в зале судебного заседания. После его оглашения в зале могут остаться лишь лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях - свидетели, эксперты, переводчики, которые предупреждаются председательствующим о недопустимости разглашения соответствующих сведений.
Таким образом, гласность в деятельности хозяйственного суда (судьи) - значимая гарантия его независимости и самостоятельности при осуществлении правосудия, гарантия законности, объективности и справедливости судебных постановлений по конкретному делу. Причем это в равной степени касается защиты прав и законных интересов гражданина, субъекта хозяйствования и государства. Гласность создает предпосылки для непредвзятого, полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела и способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого судебного постановления.
Принцип гласности можно рассматривать как одно из средств социального контроля за надлежащим осуществлением правосудия.
156 Шерстюк, В.М. Развитие принципа гласности в арбитражном судопроизводстве / В.М. Шерстюк // Законодательство. - 2003. - № 6. - С. 62 - 67.
Автор статьи
Читайте также:
- Консультация юриста обслуживание когда следует контактировать к адвокатам и
- Можно ли открыть ип если есть судимость
- В каких случаях подлежит ограничению конституционное право граждан на возмещение государством вреда
- Модель стандарта позволяющая минимизировать расходы на выплату компенсаций и судебные издержки
- Подготовка плавсостава пассажирских судов