Принцип коллегиальности правосудия рб

Обновлено: 04.05.2024

Определение роли и функционального предназначения системы правосудия в современном правовом государстве. Порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел в судах общей, кассационной юрисдикции и первой инстанции. Изучение порядка судебного надзора.

Подобные документы

Изучение теоретических положений юридической науки об конституционных основах судебной системы. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Суды арбитражной юстиции. Коллегиальное и единоличное рассмотрение гражданских и уголовных дел.

курсовая работа, добавлен 04.10.2013

Изучение устройства судебной системы Российской Федерации. Признаки и принципы осуществления правосудия. Состав суда, полномочия и личность судей. Порядок рассмотрения дел в суде первой инстанции, в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

курсовая работа, добавлен 08.05.2012

Общая характеристика правовой системы, необходимость существования в государстве множества судов. Основные составляющие органов правосудия Республики Беларусь: суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции, их задачи, полномочия и функции.

курсовая работа, добавлен 25.12.2010

Система судов общей юрисдикции. Определение подведомственности судам общей юрисдикции в области разрешения гражданских дел. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Изменение правил подсудности, установленных гражданским законодательством.

контрольная работа, добавлен 26.03.2010

Состав, в котором рассматриваются гражданские и уголовные дела. Принцип коллегиальности. Судебные органы, которые действуют в качестве: кассационной инстанции, первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Дознание. Система органов прокуратуры.

контрольная работа, добавлен 27.05.2016

Право кассационного обжалования судебных постановлений. Изучение понятия и значения кассационной инстанции в гражданском процессе. Особенности разрешения дел. Обжалование определений суда первой инстанции. Частное производство, порядок рассмотрения.

курсовая работа, добавлен 04.06.2015

Специфика производства в суде кассационной инстанции: сроков и порядка подачи кассационной жалобы, порядка её рассмотрения, полномочий арбитражного суда. Особенности современной системы кассационного обжалования в гражданском праве Российской Федерации.

контрольная работа, добавлен 08.10.2015

Анализ реформирования судов общей юрисдикции, создания апелляционных инстанций во всех звеньях судебной системы. Сокращение судов кассационной и надзорной инстанций с позиций проекта Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в РФ".

статья, добавлен 25.04.2019

Понятие целевых установок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции. Место и роль цели в процессуально-правовом механизме. Реализация процессуальных целей при осуществлении правосудия на всех стадиях производства в суде первой инстанции.

автореферат, добавлен 29.06.2018

Изучение правовой природы судебного разбирательства в судах первой инстанции. Рассмотрение содержания процессуальных действий судьи при возбуждении гражданского судопроизводства, подготовке дела, в ходе судебного разбирательства и вынесении решения.

Природе правосудия присущ принцип коллегиальности. В Конституции Республики Беларусь, принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, сказано, что «дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями» (ст. 113).

Коллегиальность в рассмотрении судом дел может выступать в двух формах: 1) в состав суда входят только профессиональные судьи; 2) состав суда образуют один профессиональный судья и не менее двух народных заседателей.

Длительное время в Беларуси все уголовные и гражданские дела рассматривались коллегиально. Рассмотрение дела в суде первой инстанции осуществлялось профессиональным судьей и двумя народными заседателями. Проверка их решений на предмет законности и обоснованности проводилась профессиональными судьями в составе не менее трех человек. Исключением из этого принципа являлось то, что в суде первой инстанции некоторые вопросы, например, связанные с подготовкой дела к слушанию, разрешались судьей единолично. Что касалось суда второй инстанции, то он все дела рассматривал коллегиально. Постепенно сфера действия принципа коллегиальности стала сужаться. К компетенции единолично судьи стали относить все большее количество уголовных и гражданских дел.

В настоящее время согласно ст. 32 УПК коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела: 1) о преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказания свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь; 2) о преступлениях несовершеннолетних. Остальные уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично судьей. Все гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично, за исключением патентных дел, рассматриваемых Верховным Судом в составе трех судей (ст. 26 ГПК). Проверка законности и обоснованности судебных актов по гражданским и уголовным делам, независимо от того они были рассмотрены единолично или коллегиально, осуществляется судом в составе не менее трех судей.

Такие существенные ограничения принципа коллегиальности, предусмотренные отраслевым законодательством, по-видимому, носят временный характер и больше связаны с состоянием экономики в государстве, с возможностями экономически обеспечить участие народных заседателей, а не отображают существо самого правосудия.

Коллегиальное рассмотрение дел судом является одной из важных гарантий всестороннего, полного и объективного исследования судом всех обстоятельств дела, вынесения законных и обоснованных решений. Надлежащее осуществление принципа коллегиальности возможно только в том случае, если будет обеспечено фактическое равноправие всех членов судебного состава и со стороны председательствующего в судебном заседании не будет попыток оказать какое-либо давление на народных заседателей, даже не умышленное, связанное с профессиональным приоритетом судьи.

Значение принципа коллегиальности состоит в том, что он, во-первых, отражает демократическую сущность государства; во-вторых, является средством привлечения широких слоев общественности к деятельности по осуществлению правосудия, что необходимо для укрепления гражданского общества; в-третьих, обеспечивает обстоятельное обсуждение вопросов, подлежащих разрешению; в-четвертых, оказывает влияние на формирование внутреннего судейского убеждения.

1.Конституционные принципы судебной власти (закреплены в конституции РБ) – это основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

В юридической литературе зачастую ведется речь не о принципах судебной власти, а о принципах правосудия. Более верным в этом отношении будет все же говорить о принципах судебной власти, т.к. конституционные предписания относятся не только к осуществлению судом функций правосудия, но и ко всей судебной власти в целом. В литературе отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных принципов судебной власти. Традиционно в их перечень включены следующие конституционные положения:

1) принадлежность судебной власти только судам

2) независимость судей и подчинение их только закону

3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах

4) гласность рассмотрения дел в судах

5) Состязательность и равенство сторон в процессе

6) право граждан на судебную защиту

7) право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь

8) презумпция невиновности

9) выборность и назначаемость судей

2.Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что это функция предоставлена только судам. Это закреплено в ст.6,26 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". Ни один другой орган или должностное лицо не обладает такими полномочиями. Перечень действующих судов на территории РБ в ст.5 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". Образование чрезвычайных судов запрещено. Содержание этого принципа формирует такие свойства судебной власти, как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону в ст.110 и 112 конституции. Его содержание включает 2 относительно самостоятельных положения:

1) при рассмотрении дел судьи ограждены от постороннего вмешательства или навязывания им тех или иных решений со стороны госорганов, должностных лиц, граждан и судей вышестоящих судов

2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с конституцией и иными НПА.

Ст.25 кодекса "о судоустройстве и статусе судей" устанавливает систему гарантий этого принципа.

Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст.113 конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично. В ст.132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично, т.е. одни судья, или коллегиально – судья и 2 заседателя. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено наказание свыше 12 лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела только судья. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально в составе не менее 3 судей. Гражданские дела в суде 1 инстанции рассматриваются судьей, за исключением судебной коллегии по патентным делам верховного суда, которая рассматривает дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, не менее 3х судей. Дела в хозяйственных судах 1 инстанции рассматриваются единолично судьей, в вышестоящих инстанциях коллегиально, в составе не менее 3 судей. Конституционный суд все дела в коллегиальном составе.

Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст113 конституции и указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Как правило, закрытое судебное заседание проводиться в целях неразглашения охраняемых законом сведений и для обеспечения безопасности участников судебного процесса и по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Разбирательство дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судебного производства.

Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст.115 конституции правосудие осуществляется на основании состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказывания мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращения в суд за защитой своих прав и интересов. Ст.60 конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом. В текущем законодательстве содержание этого принципа получило более детальную реализацию в ст.10 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". При несогласии с решением суда гражданин в целях продолжения судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию.

Право граждан на юридическую помощь. Каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В частности, лица могут пользоваться помощью корпоративных адвокатов и других представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за государственный счет. Юридическую помощь гражданам оказывают в рамках своей компетенции все госорганы и должностные лица, но эта функция возложена на правоохранительные органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юридическую помощь организациям и объединениям.

Презумпция невиновности во всех видах правосудия.Но наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом лицо невиновно в совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде. В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений, т.е. органам уголовного преследования запрещено перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности. Не устраненные сомнения трактуются в пользу невиновности.

Принцип выборности и назначаемости судей. 3 способа формирования судебного корпуса:

1) назначение судей населением и государственными органами власти

2) назначение высшими должностными лицами государства

РБ присущ третий способ назначения судей. 6 судей конституционного суда РБ назначаются советом республики и 6 президентом. Судьи районных, городских, межгорнизонных, военных и специальных судов области, минского городского, белорусского военного судов назначаются президентом по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя верховного суда РБ. Судьи хозяйственных судов области и города Минска и специальных хозяйственных судов назначаются президентом РБ по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя высшего хозяйственного суда РБ. Судьи верховного суда и высшего хозяйственного суда РБ назначаются президентом с согласия совета республики по представлению соответствующего председателя верховного суда и председателя высшего хозяйственного суда.

учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям «Правоведение», «Экономическое право»


Вы здесь: Тема 2 ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССА § 4. Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дела

§ 4. Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дела

В соответствии со ст. 11 ХПК дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законодательными актами слу­чаях - единолично судьей. В хозяйственных судах дела по первой инстанции рассматриваются как коллегиально, так и единолично, что представлено на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4

По решению председателя хозяйственного суда или его заме­стителя дело в суде первой инстанции может быть рассмотрено как в единоличном, так и в коллегиальном составе суда. Право су­дьи на единоличное рассмотрение дела является правом альтер­нативным: закон не предписывает, а разрешает судье рассмотреть единолично определенную категорию дел. От мнения лиц, участву­ющих в деле, по данному вопросу зависит, в каком порядке будет рассмотрено дело.

Председатель хозяйственного суда или его заместитель впра­ве заменить судью (судей) при его (их) длительном отсутствии. О замене судьи выносится определение, после чего рассмотрение дела начинается сначала. Хозяйственно процессуальный кодекс Республики Беларусь не предусматривает определенных катего­рий дел, подлежащих обязательному рассмотрению коллегиальным составом судей.

Иначе решается вопрос формирования коллегиального соста­ва судей при рассмотрении дел в первой инстанции в Российской Федерации, что может быть заимствовано белорусским законода­телем. Так, коллегиально по первой инстанции рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве); дела об оспаривании нор­мативных правовых актов; дела, подсудные Высшему арбитраж­ному суду Российской Федерации; дела, направленные в суд пер­вой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение.

В Республике Беларусь все дела в апелляционной, кассацион­ной и надзорной инстанциях рассматриваются хозяйственным су­дом только в коллегиальном составе суда.

При рассмотрении дела в коллегиальном составе суда в него должны входить трое или большее нечетное количество судей, один из которых является председательствующим. Председательствую­щий судья назначается председателем суда или его заместителем.

Все судьи хозяйственного суда при рассмотрении дела пользу­ются равными правами. Судья хозяйственного суда при единолич­ном рассмотрении и разрешении дел или решении иных вопросов процесса действует от имени хозяйственного суда.

При рассмотрении хозяйственным судом дела в коллегиаль­ном составе все вопросы, возникающие в ходе судебного разбира­тельства и при вынесении судебного акта, разрешаются судьями хозяйственного суда большинством голосов. Никто из судей не впра­ве воздерживаться от голосования. Председательствующий в засе­дании голосует последним. В соответствии со ст. 31 ХПК судья, не согласный с мнением большинства, обязан подписать судебный акт. Он вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, кото­рое приобщается к делу, но не объявляется сторонам.

Гарантиями реализации данного принципа является инсти­тут отвода (гл. 4 ХПК).

Посредством отвода судей защищаются как интересы участ­ников хозяйственного процесса, конкретного спора, так и интере­сы государства. Вследствие этого отвод судей должен осуществ­ляться как в публичных, так и в частных интересах. Кроме того, для самого судьи крайне важна такая возможность не рассматри­вать дело, в решении которого он не может быть беспристрастным.

Отвод суда как органа государственной власти (в интересах государства) - это относительная неспособность судьи осуществ­лять свои функции. Отвод суда необходимо отличать от отвода су­дьи как должностного лица (в интересах сторон). Судья, имею­щий основания относиться к рассматриваемому делу пристрастно, обязан заявить о самоотводе.

Таким образом, понятие отвода судей необходимо рассматри­вать с двух позиций: в объективном (как неспособность осуществ­лять судейские полномочия в целом) и субъективном (невозмож­ность обеспечить беспристрастное рассмотрение спора) смыслах, поскольку в противном случае его содержание в полном объеме раскрыто быть не может. В первом случае вопрос регулируется материальными нормами о судоустройстве и статусе суде, во вто­ром процедура отвода и основания отвода предусматривают уже процессуальные нормы права.

Так, судья хозяйственного суда в соответствии со ст. 34 ХПК не может участвовать в рассмотрении дела и обязан заявить само­отвод в случаях, если он:

  • является близким родственником кого-либо из лиц, участву­ющих в деле, их представителей, а в случае, если лицом, участву­ющим в деле, является юридическое лицо, то близким родственни­ком должностных лиц данного юридического лица, его учредителей (участников), собственников;
  • при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела является недопустимым;
  • при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве секретаря судебного заседания - помощника судьи, экс­перта, переводчика, прокурора, представителя одной из сторон или свидетеля;
  • при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в ка­честве судьи иностранного суда, арбитражного или третейского суда;
  • лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызывать сомнение в его объективности и беспристрастности.

Кроме того, в состав хозяйственного суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.

Обстоятельства, являющиеся основанием для отвода судьи, могут быть известны еще до начала судебного разбирательства (на­пример, на стадии принятия искового заявления к производству).

В этом случае они должны учитываться при формировании соста­ва суда для рассмотрения конкретного дела, поскольку в состав суда не должны входить лица, в отношении которых в судебном заседа­нии может быть заявлен отвод. В тех случаях, когда эти обстоя­тельства выявлены уже в ходе разбирательства дела (например, во время судебного заседания), вопрос об отводе должен решаться в соответствии с указанным ниже порядком.

Так, согласно ст. 37 ХПК, если судья не заявил самоотвод по установленным законом основаниям, отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле. Самоотвод или отвод должны быть мотивированы и заявлены до начала рассмотрения дела по суще­ству. В ходе рассмотрения дела заявления о самоотводе и (или) об отводе допускаются лишь в случаях, когда основания самоотвода и (или) отвода стали известны хозяйственному суду или лицу, за­являющему самоотвод или отвод, после начала рассмотрения дела.

Заявления о самоотводе и об отводе подаются в хозяйствен­ный суд в письменной форме с указанием:

1) оснований для самоотвода и отвода;

2) необходимых обоснований совершения этого действия. Повторное заявление об отводе по тем же основаниям не мо жет быть подано тем же лицом.

В случае заявления самоотвода (отвода) хозяйственный суд заслушивает мнения лиц, участвующих в деле, а также лица, кото­рому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения.

Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолич­но, разрешается председателем хозяйственного суда или его заме­стителем. Вопрос об отводе судьи при коллегиальном рассмотре­нии дела разрешается составом хозяйственного суда, рассматривающим дело, в отсутствие судьи, который заявил само­отвод или которому заявлен отвод. При равном числе голосов, по­данных за отвод и против отвода, судья считается отведенным. Вопрос об отводе, заявленный нескольким судьям или всему со­ставу хозяйственного суда, рассматривающего дело, разрешается председателем хозяйственного суда или его заместителем.

Судья, заявивший самоотвод, может быть заменен другим судьей.

По результатам рассмотрения вопроса об отводе (самоотводе) в виде отдельного процессуального документа выносится опреде­ление, которое должно быть мотивированным и содержать ссылку на законодательные или иные нормативные правовые акты и не подлежит обжалованию.

В случае самоотвода или отвода судьи хозяйственного суда, нескольких судей хозяйственного суда или всего состава хозяйствен­ного суда дело рассматривается в том же хозяйственном суде иным составом судей.

Если в результате удовлетворения самоотводов или отводов невозможно образовать новый состав хозяйственного суда для рас­смотрения данного дела в том же хозяйственном суде (например, нескольким судьям определенного суда заявлен отвод, другие су­дьи принимали ранее участие в рассмотрении данного дела и в силу ст. 32 ХПК не могут повторно участвовать в его рассмотрении, а численность судей этого хозяйственного суда незначительна, что­бы образовать новый состав суда для разрешения конкретного спо­ра), дело должно быть передано в другой хозяйственный суд.

Дела в хозяйственном суде рассматривают только профес­сиональные судьи. Участие народных, судебных либо присяжных заседателей ХПК Республики Беларусь не предусматривает. Одна­ко практика рассмотрения хозяйственных споров с участием ар­битражных заседателей имеется в Российской Федерации. Речь идет о новых судебных технологиях, применяемых в арбитражном (хо­зяйственном) процессе.

Все началось с эксперимента, который проводился в течение трех лет (1996 - 1999 гг.) и только в 14 арбитражных судах Россий­ской Федерации в соответствии с Положением об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, утвержденным постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 1996 г. № 10 (с изменениями и дополнения­ми, внесенными постановлением Пленума Высшего Арбитражно­го Суда РФ от 20 марта 1997 г. № 7) 136 .

По российскому законодательству арбитражные заседатели - это лица, включенные в списки арбитражных заседателей, облада­ющие специальными знаниями и опытом работы в сфере предпри­нимательской и иной экономической деятельности, достигшие 25 лет и имеющие высшее образование.

Накануне начала эксперимента был проведен подбор канди­датур, отвечающих указанным выше требованиям, которые впос­ледствии персонально были утверждены Пленумом Высшего Ар­битражного Суда Российской Федерации. Так, например, в арбитражном суде Республики Карелия были утверждены семь арбитражных заседателей, трое из них являлись специалистами банковской сферы, двое - главные бухгалтеры муниципальных предприятий и по одному - специалисты в торговой и строитель­ной деятельности. В арбитражном суде Калужской области - руко­водители банка и частного предприятия, финансисты и экономис­ты. В арбитражном суде Московской области арбитражными заседателями являлись несколько сотрудников Ассоциации кресть­янских (фермерских) хозяйств, Московского крестьянского со­юза, Федеральной продовольственной корпорации, один из редак­торов газеты «Налоги», а также работник научно-технического бюро. В арбитражном суде Тюменской области утверждены в ка­честве заседателей арбитражного суда два филолога (доценты го­суниверситета) и три журналиста с наделением их полномочиями участвовать в делах единственной категории - о защите чести, до­стоинства и деловой репутации 137 .

Логическим следствием результатов эксперимента стало вклю­чение в новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ 138 , всту­пивший в силу в этой стране с 1 сентября 2002 г., норм, предусмат­ривающих основания и формы участия арбитражных заседателей в судопроизводстве России (ст. 1 9 АПК РФ).

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел только в суде первой инстанции. Ходатайство о рассмотрении дел с их участием должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Если такое ходатайство удовлетворено, то каждая из сторон выбирает кандидатуру заседате­ля из списка арбитражных заседателей и заявляет о выбранной кан­дидатуре суду не позднее 1 0 дней до начала слушания дела. Если сторона в этот срок не заявит о выбранной кандидатуре, то суд впра­ве самостоятельно выбрать заседателя. В состав суда, рассматрива­ющего дело с участием арбитражных заседателей, входят один про­фессиональный судья и два арбитражных заседателя. В случае, когда дело подлежит коллегиальному рассмотрению, в состав суда входят три профессиональных судьи и два арбитражных заседателя. Ни одно дело, подведомственное арбитражному суду, не может быть рассмот­рено арбитражными заседателями без судей.

Следует заметить, что Концепцией совершенствования зако­нодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президен­та Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 139 , также пре­дусмотрена возможность участия народных заседателей при рассмотрении хозяйственных споров. Однако в новой редакции ХПК это концептуальное положение не получило развития.

136 Вестник Высшего АрбитражногоСуда Российской Федерации. - 1997. - № 6.

137 См. подробнее: Мартыненко, И.Э. Об опыте российского законодателя по привлечению в процесс арбитражных судебных заседателей / И.Э. Мартыненко // Промышленно-торговое право. - 1999. - № 6. - С. 140-148.

138 Принят Государственной Думой РФ 14 июня 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2002 г. - № 30. - С. 3012.

учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям «Правоведение», «Экономическое право»


Вы здесь: Тема 2 ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССА § 12. Принцип гласности

§ 12. Принцип гласности

Принцип гласности закреплен в ст. 114 Конституции Респуб­лики Беларусь, где указано, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допуска­ется в случаях, определенных законом, с соблюдением всех пра­вил судопроизводства. В Кодексе Республики Беларусь о судоустрой­стве и статусе судей (ст. 11) также повторяются конституционные положения принципа гласности.

Гласность является одним из необходимых составных компо­нентов демократической процессуальной формы судопроизводства, важной юридической гарантией осуществления принципа закон­ности в правосудии и реального осуществления прав участников процесса. Данный принцип является гарантией независимости су­дей, средством контроля за деятельностью суда со стороны насе­ления и юридической общественности, формирует авторитет суда в обществе, помогает повысить ответственность судей за результа­ты своей работы, обеспечивает правовое воспитание граждан и должностных лиц, создает условия для объективного и непредвзя­того рассмотрения дела судом, способствует повышению культу­ры хозяйственного судопроизводства, предупреждению правона­рушений и росту профессионального уровня юристов 156 .

Открытое разбирательство дел в хозяйственных судах оказы­вает сильное воздействие на судей, а также других участников про­цесса и положительно влияет на соблюдение норм хозяйственного процесса права, обеспечивает реальную информированность лю­дей о судебной деятельности, является одним из частных проявле­ний конституционного права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Этот принцип является предпосылкой вынесения законного и обоснованного решения. При этом лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, име­ют право фиксировать ход разбирательства с занимаемых ими мест.

Что касается кино- и фотосъемки, видеозаписи, а также воз­можности проведения прямой радио- и телетрансляции заседания, то эти действия допускаются с разрешения хозяйственного суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

Закон допускает исключения из принципа гласности в инте­ресах сохранения различного рода тайн в следующих случаях.

Во-первых, для защиты государственных секретов - по ини­циативе хозяйственного суда. Так, в соответствии с п. 6 постанов­ления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Бела­русь «О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел, связанных с государственными секретами» от 2 декабря 2005 г. № 28 157 по делам, связанным с государственными секретами, лица, присутствующие в зале судебного заседания, не вправе делать пись­менные заметки, вести стенограмму и звукозапись, а также не до­пускаются кино-, фото-, звуко- и видеозапись, трансляция судеб­ного заседания по радио и телевидению, если иное не установлено законодательством о государственных секретах.

Во-вторых, для защиты коммерческой тайны (секрета) - при этом должно быть удовлетворено ходатайство участвующих в деле лиц.

В-третьих, в случае удовлетворения ходатайства лица, участву­ющего в деле, ссылающегося на иные обстоятельства, препят­ствующие открытому разбирательству.

О проведении закрытого заседания суд принимает определе­ние, которое выносится в зале судебного заседания. После его оглашения в зале могут остаться лишь лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях - свидетели, эксперты, переводчики, которые предупреждаются председательствующим о недопустимости разглашения соответствующих сведений.

Таким образом, гласность в деятельности хозяйственного суда (судьи) - значимая гарантия его независимости и самостоятельно­сти при осуществлении правосудия, гарантия законности, объек­тивности и справедливости судебных постановлений по конкрет­ному делу. Причем это в равной степени касается защиты прав и законных интересов гражданина, субъекта хозяйствования и госу­дарства. Гласность создает предпосылки для непредвзятого, пол­ного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела и спо­собствует вынесению законного, обоснованного и справедливого судебного постановления.

Принцип гласности можно рассматривать как одно из средств социального контроля за надлежащим осуществлением правосудия.

156 Шерстюк, В.М. Развитие принципа гласности в арбитражном судопро­изводстве / В.М. Шерстюк // Законодательство. - 2003. - № 6. - С. 62 - 67.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: