Применительно к государственно правовой сфере светскость это

Обновлено: 27.04.2024

Конституционные принципы светскости государства и равенства религиозных объединений (ст.14), равенства прав и свобод гражданина независимо от…отношения к религии, убеждений (ч.2, ст.19) относятся к числу важнейших гарантий реализации свободы совести (ст. 28). Нарушение принципа светскости государства дезавуирует как отдельные виды гарантий, так и систему гарантий в целом.

В современной России нарушение конституционного принципа светскости государства носит системный характер и проявляет себя в форме клерикальной идеологизации органов власти и государственного управления, силовых структур, государственной (и муниципальной) системы образования.

Клерикальная идеологизация государства – нарушение мировоззренческого нейтралитета, выражающиеся в сращивании институтов государства с религиозными организациями, доктринальные установки, которых используются в качестве государственной идеологии.

Самыми очевидными показателями, отражающими состояние реализации принципов светскости государства и свободы совести, являются неправомерное расходование государственных ресурсов, а также многочисленные нарушения прав индивидов и религиозных объединений, которые проявляются в форме дискриминации, нетерпимости, ксенофобии и насилия на их почве. При этом неверующая часть общества фактически финансирует коррупцию в отношениях государства с религиозными объединениями, в рамках которой власть покупает политическую поддержку конфессиональных лидеров.

Нарушения конституционной свободы совести делают невозможным свободный мировоззренческий выбор. А отсутствие свободного мировоззренческого выбора делает невозможным свободный политический выбор, со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями.

Современная российская история показывает, что не может быть реально свободных и чистых выборов без реализации свободы совести. Соответственно, работающий на выборах фактор отношений государства с религиозными объединениями важнейший аспект и продукт коррупции в отношениях государства с религиозными объединениями.

По мнению Института свободы совести на результаты выборов оказывает влияние не абстрактный «религиозный фактор», но фактор отношений государства с религиозными объединениями.

Соответственно на избирателя воздействует не только и не столько риторика или состав избирательного блока (партии), а передача некоего сакрального авторитета, сопряженная со злоупотреблениями служебным положением в области отношений государства с религиозными объединениями.

Это особая (имеющая специфические особенности) форма административного ресурса, использование которого оказало значительное влияние на результаты выборов и формирование политической системы в России. Именно в этих прагматических целях власть, с одной стороны, использует авторитет РПЦ МП и некоторых иных религиозных организаций, а с другой, «подкачивает» его, используя государственный ресурс, в том числе СМИ.

Фактически свобода совести подминается религиозной политикой и поглощается системной коррупцией в области отношений государства с религиозными объединениями.

Целый ряд религиозных лидеров оказали содействие в легитимации думских выборов декабря 2011 года, а также явке избирателей на президентские выборы в марте 2012 года и поддержали кандидатуру предложенного в третий раз на пост Президента России В.В. Путина и Д.А. Медведева на пост главы правительства.

В обмен на политическую поддержку в рамках избирательного цикла 2011-2012 гг. власть пошла на новые антиконституционные уступки РПЦ МП и некоторым иным лояльным религиозным организациям.

Участие государственных служащих в церковных мероприятиях и религиозных лидеров в инаугурации Президента России В.В. Путина стало еще одним из ярких проявлений противоправных отношений государства и религиозных объединений в современной России.

Похоже, что таким образом российская власть попыталась "компенсировать" грубейшие нарушения демократических процедур и вытекающий отсюда дефицит легитимности некой сакральной "санкцией небес".

Очевидно, что "сухим остатком" от взаимного участия в публичных ритуалах государства и РПЦ МП является сакрализация некомпетентных, коррумпированных и изрядно зажиревших власть предержащих.

Соответственно, публичные и "правильно" освещаемые идеологически подконтрольными СМИ постановки, в том числе обрядово-литургического характера, являются не чем иным, как актами передачи авторитета высокого уровня. Собственно, это и есть "санкция небес" на существующий порядок вещей в политике и экономике, в том числе на фальсификацию выборов, тотальную коррупцию как принцип государственного бытия, антисоциальную политику и тотальные нарушения прав человека – на ту же свободу совести и вероисповедания, в частности.

Таким образом, ситуация в области религиозной свободы определяется, прежде всего, государственной религиозной политикой, в том числе продолжением тенденций формирования антиконституционного и коррупциогенного законодательства.

Перспективы светскости государства в РФ связаны, прежде всего, с необходимостью ее адекватной научной разработки и правового закрепления.

По мнению автора, светское государство – мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение в качестве официальной идеологии, обеспечивающее каждому возможность свободного мировоззренческого выбора. Светскость государства подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, т.е. отказ от специального контроля (невмешательство при условии соблюдения закона), неидентификацию (в силу невозможности создания научных критериев), отказ от специальных привилегий, отделение и равноудаленность от мировоззренческих организаций.

Принцип светскости (мировоззренческого нейтралитета) государства как гарантия реализации свободы совести не совместим с выстраиванием иерархии религиозных объединений на основе дискуссионных в религиоведческих науках и заведомо неправовых понятий: «традиционные религии (религиозные организации)» – «нетрадиционные религии (религиозные организации)» – «секты», а применительно к исламу: «традиционный ислам»-«нетрадиционный ислам»-«ваххабизм».

Принцип светскости (мировоззренческого нейтралитета) государства не совместим с борьбой государства за «духовную безопасность», с «социально опасными религиями», «религиозным экстремизмом», «исламским терроризмом». Подразумевается, что пресечение противоправных деяний должно осуществляться средствами уголовной юстиции, вне зависимости от того, какой ширмой упомянутые деяния прикрываются.

В соответствии с Конституцией и действующим законодательством России религиозное (конфессионально ориентированное) образование, как в стенах государственной (муниципальной) школы, так и вне ее, должно быть добровольным и финансироваться за счет самих верующих и религиозных организаций.

Представляется актуальным сформулировать ряд первоочередных мер, явно недостаточных, но необходимых для прекращения имеющих место в Российской Федерации массовых системных нарушений конституционных принципов светскости государства и свободы совести.

Итак, в современной России необходимо следующее:

-полностью отменить «антиэкстремистское» законодательство: ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», изменения в законодательство всех уровней, внесенные в связи с его принятием, соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, а также списки «экстремистских» организаций и литературы;

-отменить соглашения (договоры) государственных органов различных уровней и религиозных организаций;

-остановить процесс, направленный на введение преподавания конфессионально ориентированных дисциплин в государственной (муниципальной) системе образования Российской Федерации;

-остановить процесс, направленный на введение института войсковых священников в Вооруженных Силах России;

-отменить Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и прекратить незаконную передачу государственной собственности и культурных ценностей религиозным объединениям.

В целом, для изменения ситуации к лучшему необходима системная работа независимых экспертных и правозащитных организаций на всех уровнях: научно-теоретическом и образовательном; законодательном; деятельности органов государственной власти, правоприменения и судебной практики; правозащитном; средств массовой информации.

Свобода совести: проблемы теории и практики. Монография (под ред. Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова). М.: ЗАО ТФ «МИР», 2012. — 1108 с.

Бурьянов С.А. Актуальные вопросы свободы совести. М.: Московская Хельсинкская группа, 2012. – 192 с.

Бурьянов С.А. Свобода убеждений, совести и религии. Доклад за 2011 год. — М. : Моск. Хельсинк. группа, 2012. — 68 с.

Ст. 14 Основного закона России декларирует: «1. РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Следует особо подчеркнуть, что данная статья содержится в гл. 1 Конституции РФ, которая называется «Основы конституционного строя» и содержит основополагающие начала (устои) в области прав человека, государственного устройства и организации органов власти, взаимоотношений человека, общества и государства.

Таким образом, принцип светскости государства, наряду с иными основами конституционного строя выступают фундаментом для иных глав Конституции РФ и играет ведущую роль в системе конституционного права.

Однако, фактически вышеупомянутая ст. 14 Конституции России не содержит определения светскости государства. В то же время, вопрос определения и содержания принципа светскости государства является ключевым для реализации свободы совести (ст. 28).

Действительно, сегодня трудно представить принципы свободы совести и светскости государства по отдельности, вне взаимной связи и зависимости.

Полагаю, что гарантией реального равноправия может и должна стать невозможность для государства покушаться на свободу совести. Исторический опыт показывает что, имея такую возможность, государство никогда не отказывалось от «специальных» ограничений и контроля мировоззренческой сферы.

Предоставление государству специальных полномочий по регламентации данной сферы неизбежно ведет к произвольному ее толкованию (в соответствии с личными конфессиональными предпочтениями и групповыми идеологическими интересами государственных чиновников) и, как следствие, к столь же неизбежным злоупотреблениям со стороны власти.

Именно в указанном контексте особое значение имеют конституционные принципы светскости государства и равенства религиозных объединений, закрепленные в ст.14 Конституции Российской Федерации.

Однако единого мнения по поводу правового содержания светскости в среде правоведов нет.

В контексте истории общественной мысли можно выделить три основные трактовки светского государства как: 1) антирелигиозного; 2) нерелигиозного (секулярного); 3) внерелигиозного (мировоззренчески нейтрального). При этом первые две трактовки подразумевают конфликт сосуществования светского и религиозного, так как основываются на субъективном, идеологическом восприятии[2], являются вторичными производными и зависимыми от юридически неопределенного «религиозного».

Естественно вышеупомянутые первые два подхода являются юридически некорректными применительно к светскости государства и не могут быть гарантией реализации свободы совести.

С конституционно-правовой точки зрения максимально корректным представляется определение светского государства как мировоззренчески нейтрального, безоценочного, то есть не отдающего предпочтения вообще никакому мировоззрению. Тем более, что правового определения «религии» и «религиозного» не существует.

Однако, в науке доминирует понимание светскости как секулярного (нерелигиозного), а в законодательстве Российской Федерации определение светскости государства не закреплено. Все это создает почву для злоупотреблений в деятельности государственных органов.

Современная российская история наглядней, чем любая иная показывает, что принцип светскости государства, лежащий в основе равноправия людей вне зависимости от отношения к религии и равенства религиозных объединений, сам нуждается в гарантиях. Такой гарантией может и должно стать ограничение «специальной» регламентации сферы свободы совести со стороны государства.

Полагаю, что светское государство – мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение в качестве официальной идеологии, обеспечивающее каждому возможность свободного мировоззренческого выбора. Светскость государства подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, т.е. отказ от специального контроля (невмешательство при условии соблюдения закона), неидентификацию (в силу невозможности создания научных критериев), отказ от специальных привилегий, отделение и равноудаленность от мировоззренческих организаций.

Принцип мировоззренческого нейтралитета государства не совместим с выстраиванием иерархии религиозных объединений на основе дискуссионных в религиоведческих науках и заведомо неправовых понятий: «традиционные религии (религиозные организации)» – «нетрадиционные религии (религиозные организации)» – «секты», а применительно к исламу: «традиционный ислам»-«нетрадиционный ислам»-«ваххабизм».

Принцип мировоззренческого нейтралитета государства не совместим с борьбой государства за «духовную безопасность», с «социально опасными религиями», «религиозным экстремизмом», «исламским терроризмом». Подразумевается, что пресечение противоправных деяний должно осуществляться средствами уголовной юстиции, вне зависимости от того, какой ширмой упомянутые деяния прикрываются.

Принцип светскости (мировоззренческого нейтралитета) государства не совместим со специальным правовым регулированием «религиозной», в т.ч. «миссионерской» деятельности. Деятельность соответствующих объединений должна регламентироваться на общих с общественными некоммерческими объединениями правовых основаниях.

Соглашения (договоры) государственных органов различных уровней и религиозных организаций находятся вне правового поля и должны быть отменены, поскольку противоречат конституционному принципу светскости государства и равенства религиозных объединений перед законом (ст. 14), а нередко непосредственно направлены на неправомерное ограничение свободы совести (ст.28).

Принцип светскости государства распространяется на государственную (муниципальную) систему образования, которая в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством России должна быть мировоззренчески нейтральной.

Это значит, что религиозное (конфессионально ориентированное) образование, как в стенах государственной (муниципальной) школы, так и вне ее, должно быть добровольным и финансироваться за счет самих верующих и религиозных организаций.

Рассмотрение вопроса введения в российской армии института военного духовенства также представляется крайне актуальным. Напомню, что 21 июля 2009 года, невзирая на общественную дискуссию и мнение экспертов, президент РФ Д.А. Медведев на встрече с лояльными религиозными лидерами принял решение о введении в Вооруженных силах РФ института армейских и флотских священнослужителей. В качестве обоснования введения антиконституционного института армейских священнослужителей послужил тот факт, что министерство обороны РФ, по словам президента, «уже давно и плодотворно сотрудничает с основными религиозными объединениями России».

Автор солидаризуется с сопредседателем Института свободы совести С.А. Мозговым, который еще до появления законопроекта «О военных священниках» разъяснил причины, по которым он не может стать законом, а сама идея введения института войсковых священников не приемлемой для современной России[12].

Представляется актуальным сформулировать ряд первоочередных мер, явно недостаточных, но необходимых для прекращения имеющих место в Российской Федерации массовых системных нарушений конституционных принципов светскости государства и свободы совести.

Итак, в современной России необходимо следующее:

-полностью отменить «антиэкстремистское» законодательство: ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», изменения в законодательство всех уровней, внесенные в связи с его принятием, соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, а также списки «экстремистских» организаций и литературы;

-отменить соглашения (договоры) государственных органов различных уровней и религиозных организаций;

-остановить процесс, направленный на введение преподавания конфессионально ориентированных дисциплин в государственной (муниципальной) системе образования Российской Федерации;

-остановить процесс, направленный на введение института войсковых священников в Вооруженных Силах России;

-отменить Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и прекратить незаконную передачу государственной собственности и культурных ценностей религиозным объединениям;

-отменить ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний».

Таким образом, важнейшей гарантией реализации свободы совести является конституционный принцип светскости государства. Нарушение принципа светскости государства дезавуирует как отдельные виды гарантий свободы совести, так и систему гарантий в целом.

Более того, нарушение принципа светскости государства подрывает основы конституционного строя России и создает предпосылки для массовых нарушений прав человека.

Представляется целесообразным развернутое толкование конституционного принципа светскости государства как мировоззренческого нейтралитета в Конституции и федеральном законе.

В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:

  1. государство теократического вида;
  2. государство клерикального вида;
  3. государство светского вида.

Теократическое государство

Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.

К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.

Клерикальное государство

Государство клерикального вида (от лат. «церковный») являет собой форму государственной власти, при которой церковь, основываясь на закон, влияет на государственную политику и важные жизненные сферы общества.

Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.

Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.

Светское государство

Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.

Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида.

Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:

  • в государственное управление;
  • в отношения публично-властного вида;
  • в деятельность органов государственной власти;
  • в деятельность правовых и политических институтов.

Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.

Основные признаки светского государства

Стоит выделить напрямую следующие базовые признаки светского государства:

  • отделение от страны религиозных образований, деятельность которых существенно направлена на полное идеологическое распространение;
  • абсолютная недопустимость установления всеобщей обязательной идеологии либо религии.

Этапы отделения религиозных сообществ от государства

Главный признак полноценного отделения от государства всех религиозных объединений и тех объединений, у которых деятельность целиком направлена на распространение, вмещает в себя следующие пункты:

  • абсолютная независимость страны и религиозных объединений, точно, как и объединений, прямая деятельность которых строго направлена на распространение идеологии, в сферах, которые соответствуют их компетенции, которая предполагает такие моменты:
    • полная независимость формирования, базового устройства и постоянной деятельности государства, системы права и правовых взаимоотношений от санкционирования религиозного либо идеологического вида, или давления, от религиозных организаций и объединений, у которых деятельность направлена на абсолютное распространение подобной идеологии;
    • абсолютная независимость вышеуказанного порядка формирования и полноценной деятельности государственных органов, других органов и учреждений, также управления на уровне государства, санкционирования либо тотального контроля религиозными сообществами и сообществами, у которых деятельность целиком направлена на распространение подобной идеологии. Исключение составляет осуществление общественного контроля над полноценным выполнением страной своих персональных функций согласно законодательству;
    • полнейшая недопустимость вмешательства самого государства, его определенных органов и должностных лиц во внутренние дела законодательной системы уже действующих объединений религиозного характера. К последним относятся и вопросы внутреннего устройства объединений религиозного вида, и моменты полного определения гражданами своего персонального отношения к религии.
    • абсолютная недопустимость передачи страной религиозным сообществам и объединениям, которые направлены на распространение идеологии, их управленческим органам, должностным лицам или религиозного служителям государственно-властных полномочий органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений;
    • полная недопустимость создания и процесса деятельности в государственных органах и подразделениях сообществ религиозного вида, а также сообществ, которые направляют свою деятельность на распространение определенной идеологии;
    • недопустимость создания в государственной системе суда особых судов религиозного или идеологического характера, а также распространения своей юрисдикции на абсолютно всех граждан судов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; участия государства в реализации решений таких судов;
    • полнейшая недопустимость поступления средств государством религиозной деятельности сообществ религиозного вида, а также идеологической деятельности сообществ, деятельность которых направлена на распространение идеологии, что не исключает возможности содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности указанных объединений в соответствии с законодательством;
    • недопустимость процесса одновременного замещения должностей политического вида руководителями, которые имеют отношение к религиозных объединений или сообществам, которые действуют с направлением на всеобщее распространение самой идеологии.
    • нормы, которые установлены на религиозном уровне (подразумеваются внутриконфессиональные сообщества) не являют собой источники права в государстве (за исключением случаев, которые специально оговорены законом);
    • решение руководящих органов религиозных сообществ и сообществ, которые действуют с направлением на распространение базовой идеологии. Подобные нормы не имеют никакой правовой силы или актов, а сама страна никак не участвует в их непосредственной реализации для членов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение подобной идеологии;
    • правовой статус состояния личности определяется, в свою очередь, нормами законодательства государственного характера.

    Важнейшим признаком недопустимости установления обязательной религии либо идеологии влечет за собой запрет на закрепление на законодательном уровне какой-либо религии или идеологии в качестве базовой. Право на свободное мировоззрение представляет собой существенный признак недопустимости появления общеобязательной религии либо идеологии и включает в себя следующие права и виды свобод:

    • полнейшая свобода мыслей, убеждений и религии, включая право на принятие или изменение религии или убеждений по своему выбору и свободу следовать своей религии или убеждениям как в единоличном порядке, так и сообща с другими, публичным или частным порядками;
    • право на свободное выражение своего религиозного мнения, включая право придерживаться своего личного мнения, право на поиск, получение и распространение всякого рода информации и идей, независимо от государственных границ, в устной и письменной форме, через печать или художественные формы выражения или другими способами по своему усмотрению;
    • протекционное право от прямой дискриминации по признаку отношения к религии, различным национальностям либо расам или мировоззренческим взглядам, а также, на протекцию от пропаганды, дискриминации или прямого геноцида;
    • право на национальную или культурную, либо религиозную принадлежность, включая право на сохранение автономной национальной культуры, на развитие культурного характера, на доступ ко всем культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на личностное определение и свободное установление и осуществление своего развития.

    Абсолютное равенство прав, а также свобод человека и гражданина, вне зависимости от убеждений и религиозного характера и полное равноправие религиозных объединений относительно законодательства. Вышеуказанное представляет собой определенный конституционный принцип, означающий равенство юридических прав, а также обязанностей религиозных объединений, которые действуют согласно законодательства.

    Один из базовых принципов полного равенства религиозных сообществ перед законом допускает полную возможность наделения тех или иных религиозных объединений дополнительными преференциями. Такие принципы представляют собой элементы политики страны в сфере взаимоотношений с религиозными сообществами, и никак не препятствует выделению самой страной сообществ религий традиционного характера, наделению их специальным конституционно-правовым базовым статусом и более широкому сотрудничеству с ними, не ущемляя при этом права и свободы других организаций религиозного вида.

    При детальном рассмотрении содержание светского государства, стоит говорить и о таком важнейшем признаке подобного государства, как светскость самой легитимности страны.

    В правовой конституции легитимность фигурирует как понятие признания законности прав и всех полномочий государственного органа власти либо высших должностных лиц, их строжайшая идентичность конституции и воле народа, которая выражена законным образом.

    Стоит учесть важный момент, что вышеуказанный признак вовсе не представляет собой существенный признак государства светского вида, вместе с тем находя свое отражение в приведенных выше существенных признаках данного государства.

    Достаточно высокая степень значимости светскости РФ, как государства, глубоко выражена в определенной протекции базового принципа светскости подобного государства и признании базового значения конституционного вида этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя России.

    Российская федерация — светское государство. Таким государством признается такое, в котором государство и религия отделяются друг от друга.

    Государство и органы государства отделены от церковных и религиозных объединений, не вмешиваются в их работу. В свою очередь последние не могут вторгаться в работу как государства, так и его органов.

    Россия — светское государство, которое предполагает отсутствующую власть церкви над государственными органами. Для церкви в этом случае не допускается исполнение определенных функций государства, для государственных органов при этом отсутствует требование от государственных служащих обязательного вероисповедания. Страна и ее правление не признает юридическое значение церковных актов и правил религии в качестве правовых источников, которые обязательны для определенного человека. Также светское государство не должно заниматься финансированием расходов любых церковных организаций.

    Россия как светское государство

    Ст. 14 Конституции РФ признает нашу страну светским государством, поэтому данное положение можно считать определяющим в отношении государства к религии.

    Если взять во внимание светскую природу нашей страны, то здесь религиозные объединения отделяются от государства. Это характеризуется тем, что, в первую очередь, никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной (государственной). Во-вторых, государство не имеет права возложить ни на одну религиозную организацию функции государства, вмешиваясь в их деятельность.

    Таким образом, в основе отношений религии и государства в РФ лежит взаимное невмешательство.

    Концепция светского государства получила развитие в прочих конституционных нормах, включая федеральные законы. Конституция РФ провозглашает равноправие и свободу разных вероисповеданий, религиозных направлений и конфессий (статьи 19 и 28). Федеральными законами дается гарантия свободы совести, невмешательства церквей, религиозных объединений в работу государства, местного самоуправления (и наоборот).

    То, что РФ светское государство на практике не исключает возможности для предоставления льгот и оказания требуемой материальной помощи церквям и религиозным объединениям, включая цели обеспечения прав религиозных меньшинств. Тем не менее, законодательно должны быть даны гарантии равных прав для любых религиозных объединений в случае получения определенных льгот и материальной помощи.

    Порядок и характер взаимоотношения религиозных объединений и государства с обществом определяет № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Статья 4 данного Закона конкретизирует конституционный принцип, который касается отделения религиозных организаций от государства. В нем определены отношения между государством и религиозными объединениями. Если придерживаться этого принципа, то РФ в качестве государства не должна:

    • вмешиваться в определение гражданами собственного отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание родителями ребенка (лицами, которые их заменяют) в зависимости от своих убеждений и учитывая детские права на свободу совести и вероисповедания;
    • возлагать на религиозные объединения функции государственных органов власти, других органов и учреждений страны, включая органы местного самоуправления;
    • вмешиваться в работу ни одного из религиозных объединений, если эта работа не вступает в противоречие с федеральным законодательством;
    • отказываться от обеспечения светского характера образования в государственных и муниципальных организациях образования.

    Отделение любой религиозной организации от государства не должно повлечь за собой ограничения никаких прав участников этих организаций. Они могут в качестве граждан принимать участие вместе с другими в управлении делами страны, выборах, работе политических партий или движений и др.

    При наличии просьб религиозных организаций определенные органы государственной власти в РФ имеют право на объявление религиозных праздников нерабочими (праздничными) днями на некоторых территориях. Так, в нашей стране такой нерабочий праздничный день признан 7 января (Рождество Христово).

    Взаимоотношение между церковью и государством в РФ

    Согласно статье 14 второй части Конституции РФ религиозные объединения имеют равенство перед законом. Данное положение необходимо рассматривать шире, чем его буквальное значение. Здесь предполагается равенство как отдельных объединений, так и религий в целом. Анализируя принцип равноправия невозможно избежать вопроса присутствия исторических и социальных условий развития религий в нашей стране. Православие является ведущей конфессией, что в России сложилось в ходе истории. Сегодня большая часть верующих людей в РФ – православные. Подобную особенность отмечает преамбула ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Преамбула отражает положение, что ФЗ был принят при условии действия РФ в качестве светского государства, где признается особое значение православия в истории страны, в ее становлении и развитии. Одновременно с этим необходимо уважение к другим христианским религиям, включая буддизм, ислам, иудаизм, поскольку они составляют неотъемлемый элемент исторического наследия народностей России.

    В основе официальной позиции православной церкви, включая ее отдельных представителей, лежит то, что базовой составляющей отношений государства и церкви в светском государстве должна являться не концепция их противопоставления, а гармония и согласие.

    С провозглашением отделения государства от церкви нельзя проводить политику конфессионального безразличия, где власть страны будет находиться в позиции атеизма. Концепция гармонии и согласия с государственной властью должна быть распространена на любую религию и конфессию, которые сотрудничают с ней ради интересов людей и соблюдают Конституцию и законы РФ.

    Одни рассматривают понятие с позиции мировоззренческого нейтралитета и утверждают, что власть не отдаёт предпочтение никакому из вероисповеданий.

    Светское государство

    Другие указывают на отделение религии от политических и правовых институтов. Третьи отождествляют светское государство с атеистическим (это каким?). Однако ни одна точка зрения не раскрывает термин полностью.

    В этой статье вы узнаете, что же такое светское государство.

    Светское государство — это .

    Чтобы понять, что означает «светскость», надо обратиться к типологии государств из общей теории права.

    Наука выделяет три типа государств:

    В переводе с древнегреческого языка словосочетание «θεoς κρατος» означает «власть Бога». То есть, в теократическом государстве власть полностью принадлежит религиозному институту или представителю.

    Современным примером теократии может служить Ватикан, которым управляет Папа Римский. Глава страны избирается пожизненно Коллегией кардиналов.

    С латинского языка слово «clericalis» переводится как «церковный». Клерикальным называют государство, в котором церковь формально хоть и не входит в государственный аппарат, но оказывает решающее влияние на жизнь общества.

    Религиозные обоснования затрагивают, в частности, следующие сферы:

    1. политическую;
    2. правовую;
    3. образовательную.

    В клерикальной стране одна религия признаётся государственной (официальной) и получает преференции от властей. Пример – Великобритания, где англиканская церковь выступает влиятельной политической силой.

    Церковь

    Светское государство – это страна, в которой нет признаков теократии или клерикализма. Религиозные институты отделены от государственного аппарата, не служат обоснованием для правовых норм и не оказывают влияния на выбор гражданами мировоззрения.

    Однако в светском государстве могут присутствовать следующие явления:

      какого-либо вероисповедания;
    1. финансирование церкви из бюджета;
    2. наличие частных религиозных образовательных учреждений;
    3. большое количество верующих;
    4. широкое строительство храмов.

    То есть, светскость – это не отвержение и не игнорирование религии. А, скорее, партнёрские отношения между государством и церковью. Партнёры взаимодействуют, но не мешают друг другу.

    Основные признаки светского государства

    Перечисленные в таблице признаки соответствуют идеальной модели светского государства. На практике часто наблюдаются отступления и переходные состояния.

    Например, учёные-политологи спорят о том, к какому типу государства относить Израиль: клерикальному или светскому.

    Израиль

    В этой стране нет официальной религии. Однако иудаизм, который исповедуют почти 77% населения, оказывает огромное влияние на политику, право и образование.

    ПризнакЧто означает
    Свобода выбораГраждане сами решают, во что им верить, и верить ли вообще.
    Равноправие всех конфессийПредставители всех вероисповеданий и атеисты пользуются равными возможностями в политике и гражданской жизни. А если власти и устанавливают преференции (это что?) для какой-либо церкви, то не должны ущемлять права меньшинств.
    Непредвзятое отношение государства к религиозным организациямВласти стараются не вмешиваться в деятельность церквей и сект. Ограничительные меры затрагивают лишь те организации, которые нарушают действующее законодательство или создают угрозу для жизни и здоровья людей.
    Отсутствие религиозного санкционированияДля принятия законов не требуется одобрение духовных лидеров. Хотя правовые нормы могут отражать ценности, которые соответствуют мировоззрению большинства верующих (пример – ст. 5.60 КоАП «Клевета»)
    Недопустимость наделения религиозных организаций политической властьюВ государственном аппарате отсутствуют структуры, которые отвечают за распространение определённого мировоззрения в стране и нравственное воспитание граждан. Не стоит путать этот признак с финансированием культурно-просветительской деятельности церкви.
    Светскость государственной службыПри занятии должностей религиозная принадлежность кандидата не учитывается.
    Светскость образованияВ государственных школах нет обязательного изучения религии. Дети получают лишь базовые знания из курса истории.

    Россия – это светское государство?

    В статье 14 Конституции прямо указано, что Российская Федерация – это светское государство.

    А далее утверждение раскрывается в других положениях основного закона:

    1. отсутствие обязательной религии;
    2. равенство религиозных объединений перед законом;
    3. свобода вероисповедания;
    4. свобода мысли и слова;
    5. право гражданина заменить военную службу на альтернативную гражданскую в случае, если несение первой противоречит его вере.

    Однако одного закрепления принципов в Конституции недостаточно. Чтобы определить «светскость» государства, нужно посмотреть, как они реализуются на практике.

    Конституция

    И тут учёные-политологи отмечают следующие расхождения России с идеальной моделью светского государства:

    Однако сегодня реальное влияние православия на общественную жизнь далеко от стандартов клерикального государства. Причина в отсутствии поддержки со стороны населения.

    Так, согласно данным Европейского социального опроса (ESS) 2018 года 49% граждан РФ в возрасте 16-29 лет не верят в Бога. А большая часть старшего поколения хоть и относят себя к православной конфессии, но не участвуют активно в приходской жизни.

    Карикатура

    Таким образом, Россию можно скорее расценивать как светское государство. Хоть и с рядом отступлений.

    Заключение

    Итак, светское государство – это государство, в котором религиозные организации выступают институтами гражданского общества (это что такое?), а не политическими структурами.

    Граждане свободно выбирают мировоззрение и не подвергаются дискриминации по признаку вероисповедания. Светскость не означает отказ от религиозности. Это компромисс и грамотное разделение сфер влияния.

    Автор статьи: Белоусова Наталья

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Малое число прихожан вовсе не свидетельствует о том, что государство светское, здесь важнее взаимоотношения церкви с государством.

    Мы видим, что религиозные деятели всё чаще присутствуют на официальных государственных мероприятиях, например, на послании президента федеральному собранию, сидели главы религиозных конфессий, так же есть такой телевизионный канал Спас, который занимается открытой пропагандой православия.

    Институты власти должны быть свободны от любых предрассудков и руководствоваться логикой и здравым смыслом при принятии решений. В свою очередь, лучше чтоб религиозные учреждения занимались духовным развитием своих прихожан и были свободны от политики.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: